Формирование культуры межнационального общения в общем и профессиональном музыкальном образовании
DOI: 10.23951/1609-624X-2025-2-7-15
Рассматривается проблема формирования культуры межнационального общения в процессе усиливающихся миграций народов в стране и в планетарном масштабе. Приведены воззрения ученых на необходимость воспитания культуры чувств, сознания, этнического самосознания и поликультурного образования. Рассмотрено приоритетное значение музыки в современной подростковой и молодежной среде, что важно использовать в формировании культуры межнационального общения. Представлено решение проблемы на примере реализации регионального компонента музыкального образования в Республике Хакасия, показана методика работы, приведено качественное описание студенческого исследования, демонстрирующего положительные результаты в формировании культуры межнационального общения, – взаимопонимание и миролюбие в межнациональных отношениях в детской и студенческой среде.
Ключевые слова: межнациональное общение, поликультурное образование и воспитание, школа, дети, влияние музыки, региональный компонент
Библиография:
1. Национальный состав России. URL: https://rosstat.gov.ru/ (дата обращения: 19.04.2024).
2. Кусарбаев Р.И. Теория и практика формирования культуры межнационального взаимодействия у студентов высших учебных заведений. Челябинск, 2009. 209 с.
3. Шишнева О.Е. Сравнительный анализ моделей формирования и развития культуры межнациональных отношений подростков // Интернет-журнал «Мир науки». 2017. Т. 5, № 2. URL: http://mirnauki.com/PDF/65PDMN217.pdf (дата обращения: 07.04.2024).
4. Гасанов З.Т. Педагогика межнационального общения // Известия ДГПУ. 2009. № 2. С. 117–121.
5. Матис В.И. Педагогика межнационального общения: учеб. для вузов. 2-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт, 2024. 343 с.
6. Новикова И.А. Воспитание культуры межнационального общения у старшеклассников (на примере общеобразовательных школ г. Барнаула): автореф. дис. … канд. пед. наук. Барнаул, 2006. 24 с.
7. Султанбаева К.И. Педагогика межнационального общения: учебно-методический комплекс по дисциплине: учеб. пос. Абакан: Изд-во Хакас. гос. ун-та им. Н.Ф. Катанова, 2007. 96 с.
8. Мирошниченко В.В. Формирование культуры межнационального общения: учеб. пос. для студентов. Абакан: Изд-во Хакас. гос. ун-та им. Н.Ф. Катанова, 2005. 72 с.
9. Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире: учеб. пос. для студентов высших учеб. заведений. 2-е изд., испр. и доп. М.: Гуманитарный центр ВЛАДОС, 2003. 240 с.
10. Котожеков Г.Г. Культура народов Саяно-Алтайского нагорья: учеб. пос. Абакан, 1992. 192 с.
11. Гайдай П.В. Диалог культур как ведущая тенденция в современном музыкально-педагогическом образовании России и Китая // Гуманитарный вектор. 2011. № 1 (25). С. 25–28.
12. Назайкинский Е.В. Некоторые проблемы музыкознания на исходе XX века // Музыкант-педагог. 1999. № 4. С.15–20.
13. Кобозева И.С. Процессы взаимодействия музыкальной культуры общества и личности в условиях поликультурного мира // Актуальные проблемы музыкально-педагогического образования: материалы X междунар. науч.-практ. конф. М.: РИТМ, 2012. С.295–303.
14. Чибисова О.В. Музыка как средство межкультурной коммуникации // Вестник Челябинской академии культуры и искусств. 2011. № 3. С. 77–79.
15. Каяк А.Б. Взаимодействие музыкальных культур: принципы, механизмы, результаты: автореф. дис. … д ра культурологии. М., 2011. 31 с.
16. Шишлянникова Н.П. Опыт формирования культуры межнациональных отношений у студентов и школьников // Этническая культура. 2020. № 2 (3). С. 88–91.
17. Кабалевский Д.Б. О применении принципов и методов программы по музыке в школах союзных республик // Музыка в школе. 1985. № 1. С. 11–13.
18. Николаева Е.В. Этномузыкальный подход к изучению детских песен народов мира на уроках музыки в начальной школе // Музыкальное искусство и образование. 2017. № 3. С. 160–176.
19. Хакасские народные сказки. На русском языке / пер., предисл. и прим. Б.И. Балтера. Абакан, 1986. 144 с.
20. Шишлянникова Н.П. Региональные особенности музыкального образования в Республике Хакасия // Вестник Томского государственного педагогического университета (TSPU Bulletin). 2015. Вып. 8 (161). С. 145–149.
Выпуск: 2, 2025
Серия выпуска: Выпуск № 2
Рубрика: ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
Страницы: 7 — 15
Скачиваний: 57