Научно-педагогическое обозрение
RU EN






Сегодня: 31.05.2025
Главная Выпуски журнала 2025 Год Выпуск №2 Особенности профессиональной идентичности у обучающихся профильных (технологических) и общеобразовательных классов
  • Главная
  • Текущий выпуск
  • Выпуски журнала
    • 2025 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
    • 2024 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2023 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2022 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2021 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2020 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2019 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2018 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2017 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2016 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2015 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2014 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2013 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
  • Рейтинг
  • Поиск
  • Новости
  • Редакционная коллегия
  • Правила для авторов
  • Порядок рецензирования
  • Читателям
  • Публикационная Этика Издания
  • Контактная информация
  • Разместить статью
  • Поступившие статьи
  • Принятые в печать
  • Оформить подписку
  • Служебный вход
vestnik.tspu.ru
praxema.tspu.ru
ling.tspu.ru
npo.tspu.ru
edujournal.tspu.ru

E-LIBRARY (РИНЦ)
Ulrich's Periodicals Directory
Google Scholar
EBSCO
Поиск по автору
- Не выбрано -
  • - Не выбрано -
Яндекс.Метрика

Особенности профессиональной идентичности у обучающихся профильных (технологических) и общеобразовательных классов

Кудака Марина Александровна, Медведева Ирина Зосимовна

DOI: 10.23951/2307-6127-2025-2-104-115

Информация об авторе:

Кудака М.А., кандидат психологических наук, доцент, Череповецкий государственный университет (пр. Луначарского, 5, Череповец, Россия, 162600). E-mail: makudaka@chsu.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0352-390X SPIN-код: 2447-2402 Медведева И.З., аспирант, Череповецкий государственный университет (пр. Луначарского, 5, Череповец, Россия, 162600). E-mail: miz@mail.ru ORCID: https://orcid.org/0009-0000-1026-4120 SPIN-код: 8822-4090

Исследование профессиональной идентичности представляет собой важное направление в современной психологии. Изучение данного феномена дает возможность понять особенности формирования профессиональной идентичности на различных этапах жизненного пути человека, а также разработать эффективные стратегии для ее развития и поддержки. Особенно это актуально для старшеклассников, поскольку раннее определение профессиональных предпочтений и целей может повысить мотивацию к учебе и академическим достижениям. Рассматриваются особенности формирования профессиональной идентичности у обучающихся 10–11-х классов профильных (технологических) и общеобразовательных классов. В исследовании используются методики: «Опросник изучения статусов профессиональной идентичности» (А.А. Азбель, А.Г. Грецов) и «Опросник профессиональной идентичности человека» (Л.Б. Шнейдер). Для определения различий был использован математико-статистический метод обработки полученных данных – критерий ϕ* – угловое преобразование Фишера. В результате делается вывод о том, что существуют различия в сформированности статусов профессиональной идентичности у обучающихся профильных (технологических) и общеобразовательных классов.

Ключевые слова: профессиональная идентичность, профильное обучение

Библиография:

1. Гинзбург М.Р. Психология личностного самоопределения: автореф. дис. … д-ра психол. наук. М., 1996. 60 с.

2. Мазур Е.Ю. Проблема соотношения понятий «идентичность», «идентификация» и их психологическое содержание // Мир науки, культуры, образования (The World of Science, Culture, Education). 2012. № 2 (33). С. 86–90.

3. Кашпурова Е.Н. Характеристика основных подходов к понятию психологического благополучия // Психология сегодня: сб. научных статей 13-й Всероссийской научно-практической конференции студентов и аспирантов, Екатеринбург, Рос. гос. проф.-пед. ун-т. 2011. С. 50–55.

4. Аринушкина Н.С. Об определении и типах идентичности // Мир психологии. 2004. № 2 (38). С. 48–53.

5. Стрельникова Ю.Ю., Емельянова С.В. Исследование феномена профессиональной идентичности в различных направлениях психологической науки // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 63–1. С. 475–478.

6. Шнейдер Л.Б. Личностная, гендерная и профессиональная идентичность: теория и методы диагностики. М.: Московский психолого-социальный институт, 2007. 124 с.

7. Нор-Аревян О.А., Шаповалова А.М. Факторы формирования профессиональной идентичности // Гуманитарий Юга России. 2016. № 5. С. 102–113.

8. Мухортова В.Н. Профессиональная идентичность российских врачей: результаты социологического исследования // Социология и право. 2015. № 4 (30). С. 63–77.

9. Диденко А.А., Диденко И.В. Профессиональная идентичность военнослужащих Внутренних войск МВД России // Психологические и педагогические аспекты профессиональной подготовки. 2013. № 4 (55). С. 3–4.

10. Берберян А.С., Богданова Т.В., Сильченкова С.В., Ермолаева Е.Б., Варданян Н.Т. Международное исследование профессиональной идентичности педагога // Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. 2019. № 3 (47). С. 306–318.

11. Шершнёва Т.В. Анализ профессиональной направленности личности современных студентов // Вестник Прикамского социального института. 2020. № 3 (87). С. 145–150.

12. Перченко Е.Л., Апуневич О.А. Формирование профессиональной идентичности у студентов вуза // Вестник Череповецкого государственного университета. 2023. № 3 (114). С. 261–275.

13. Манукян В.Р. Психологическое содержание и факторы возникновения кризиса профессионального развития у студентов вуза // Психологическая наука и образование. 2011. Т. 16, № 4. С. 109–117.

14. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2004. 304 с.

15. Пудова Е.А. Понятие статусов профессиональной идентичности и выбора профессии в подростковом возрасте // Инновационная наука. 2019. № 12. С. 223–227.

16. Минеев В.Е., Федотов А.С., Ахмеджанов Р.Р. Профильные классы как одна из эффективных форм профориентации подростков // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2018. № 4 (32). C. 70-75.

17. Грецов А.Г., Азбель А.А. Психологические тесты для старшеклассников и студентов. СПб.: Питер, 2012. 208 с.

18. Логинова А.А. Психологический уровень анализа понятия «идентичность» // Интеграция образования. 2010. № 1 (58). С. 78–83.

19. Азбель А.А. Особенности формирования статусов профессиональной идентичности старшеклассников: дис. ... канд. психол. наук. СПб., 2004. 219 с.

20. Шнейдер Л.Б. Профессиональная идентичность. М.: МОСУ, 2001. 272 с.

kudaka_marina_aleksandrovna_104_115_2_60_2025.pdf ( 737.96 kB ) kudaka_marina_aleksandrovna_104_115_2_60_2025.zip ( 729.64 kB )

Выпуск: 2, 2025

Серия выпуска: Выпуск № 2

Рубрика: ПСИХОЛОГИЯ

Страницы: 104 — 115

Скачиваний: 182

Для цитирования:


© 2025 Научно-педагогическое обозрение

Разработка и поддержка: Лаборатория сетевых проектов ТГПУ