Научно-педагогическое обозрение
RU EN






Сегодня: 31.05.2025
Главная Выпуски журнала 2025 Год Выпуск №2 Самоотношение и антисоциальная креативность подростков, имеющих разные ролевые позиции в структуре буллинга
  • Главная
  • Текущий выпуск
  • Выпуски журнала
    • 2025 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
    • 2024 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2023 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2022 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2021 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2020 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2019 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2018 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2017 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2016 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2015 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2014 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2013 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
  • Рейтинг
  • Поиск
  • Новости
  • Редакционная коллегия
  • Правила для авторов
  • Порядок рецензирования
  • Читателям
  • Публикационная Этика Издания
  • Контактная информация
  • Разместить статью
  • Поступившие статьи
  • Принятые в печать
  • Оформить подписку
  • Служебный вход
vestnik.tspu.ru
praxema.tspu.ru
ling.tspu.ru
npo.tspu.ru
edujournal.tspu.ru

E-LIBRARY (РИНЦ)
Ulrich's Periodicals Directory
Google Scholar
EBSCO
Поиск по автору
- Не выбрано -
  • - Не выбрано -
Яндекс.Метрика

Самоотношение и антисоциальная креативность подростков, имеющих разные ролевые позиции в структуре буллинга

Лактионова Елена Борисовна, Ундуск Елена Николаевна

DOI: 10.23951/2307-6127-2025-2-138-149

Информация об авторе:

Лактионова Е.Б., доктор психологических наук, профессор, завкафедрой, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена (Набережная р. Мойки, 48, Санкт-Петербург, Россия, 191186). E-mail: lena_laktionova@mail.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7863-1414 РИНЦ Author ID / SPIN-код: 364557/9288-0140 Scopus Author ID: 57218455650 Web of Science Researcher ID AAA-2834-2019 Ундуск Е.Н., кандидат психологических наук, доцент, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена (Набережная р. Мойки, 48, Санкт-Петербург, Россия, 191186). E-mail: el-uni@mail.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2552-8691 SPIN-код: 3911-2904

В статье раскрываются особенности структурно-функциональных компонентов самоотношения у учащихся подросткового возраста с разными ролевыми позициями в структуре буллинга. Рассматриваемыми позициями являются «жертва», «буллер» (инициатор), «защитник». Выборку составили учащиеся средних общеобразовательных школ г. Санкт-Петербурга в возрасте 15–16 лет в количестве 75 человек. В исследовании использовались: методика «Буллингструктура» (Е.Г. Норкина); «Опросник SMOB» (Х. Каспер); тест-опросник «Самоотношения» (В.В. Столин, С.Р. Пантилеев); опросник «Поведенческие особенности антисоциальной креативности» (Н.В. Мешкова, С.Н. Ениколопов, О.В. Митина, И.А. Мешков). Установлено, что у подростков – «инициаторов» буллинга показатели, отражающие положительную модальность самоотношения, имеют более высокие значения, чем у подростков со статусом «жертвы». Установлены корреляционные связи между показателями самоотношения подростка, отражающими его модальность, и позицией, занимаемой им в структуре буллинга. Раскрыты особенности проявления антисоциальной креативности подростков трех изучаемых ролевых позиций в буллинг-структуре. Установлено, что подростки-«инициаторы» по сравнению с подростками других ролей имеют более высокие показатели антисоциальной креативности («нанесение вреда», «ложь», «злые шутки»). У подростков – «защитников» и «жертв» данный интегральный показатель, а также его компоненты имеют достаточно низкие значения, что указывает на нечастое возникновение у них креативных идей деструктивной направленности. Выявлена взаимосвязь самоотношения и антисоциальной креативности подростков с учетом их ролевых позиций в ситуации буллинга.

Ключевые слова: самоотношение, самоуважение, самопринятие, антисоциальная креативность, буллинг, ролевые позиции буллинга, подростки

Библиография:

1. Ханова О.А. Буллинг в школе – причины, симптомы, диагностика и лечение. 2023. URL: https://www.krasotaimedicina.ru/diseases/children/bullying (дата обращения: 06.03.2024).

2. Екимова В.И. Жертвы и обидчики в ситуации буллинга: кто они? // Московский городской психолого-педагогический университет, 2015. Т. 4, № 4. С. 5–10. URL: https://psyjournals.ru/journals/jmfp/archive/2015_n4/jmfp_2015_n4_79971.pdf (дата обращения: 06.03.2024).

3. Рождественская Н.А. Девиантное поведение и основы его профилактики у подростков: учебное пособие. 2-е изд. М.: Генезис, 2016. 216 с. URL: https://znanium.com/catalog/product/937383 (дата обращения: 20.06.2022).

4. Гудзовская А.А. Школьный буллинг как отражение развития группового субъекта деятельности // Некоммерческое партнерство «Институт изучения общественных явлений». Самара, 2017. C. 41–49. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30458173 (дата обращения: 29.03.2024).

5. Шалагинова К.С., Куликова Т.И., Залыгаева С.А. Учет половозрастных особенностей потенциальных участников буллинга при планировании работы психолога по его профилактике // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Психология. 2019. Т. 29. С. 91–104. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/uchet-polovozrastnyh-osobennostey-potentsialnyh-uchastnikov-bullinga-pri-planirovanii-raboty-psihologa-po-ego-profilaktike (дата обращения: 27.06.2022).

6. Нестерова А.А. Предикторы школьной травли в отношении детей младшего подросткового возраста со стороны сверстников // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2018. № 3. С. 97–114. URL: https://e.lanbook.com/journal/issue/309466 (дата обращения: 16.02.2023).

7. Горлова И.Ю., Кузнецова О.З. Буллинг в образовательных учреждениях // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. 2019. № 6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/bulling-v-obrazovatelnyh-uchrezhdeniyah/viewer (дата обращения: 08.03.2024).

8. Бекулова И.З., Тухужева Л.А. Буллинг в школе // Вопросы науки и образования, 2021. № 3 (128). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/bulling-v-shkole/viewer (дата обращения: 08.05.2024).

9. Лейн Д.А. Школьная травля (буллинг) // Детская и подростковая психотерапия / под ред. Д. Лейна и Э. Миллера. СПб.: Питер, 2001. С. 240–274. URL: https://studylib.ru/doc/3673654/shkol._naya-travlya-bulling----obshhestvo-semejnyh-konsul._tantov?ysclid=lw7q3ooxgq142382138 (дата обращения: 15.03.2024).

10. Бутовская М.Л., Русакова Г.С. Буллинг и буллеры в современной российской школе // Этнографическое обозрение. 2016. № 2. С. 99–115.

11. Бочавер А.А. Последствия школьной травли для ее участников // Психология: журнал Высшей школы экономики. 2021. Т. 18, № 2. С. 390–401. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/posledstviya-shkolnoy-travli-dlya-ee-uchastnikov/viewer (дата обращения: 09.03.2024).

12. Чурсинова О.В., Ярошук А.А. Буллинг в школе: практика оказания психологической помощи пострадавшим детям: учеб.-метод. пособие. Ставрополь: СКИРО ПК и ПРО, 2021. 86 с.

13. Аптикиева Л.Р. Буллинг как преморбид асоциальной направленности личности подростка // Вестник Оренбургского государственного университета. 2018. № 2 (214). С. 39–45. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/bulling-kak-premorbid-asotsialnoy-napravlennosti-lichnosti-podrostka/viewer (дата обращения: 09.03.2024).

14. Токарева Т.С. Подростковый буллинг: влияние на формирование личности. URL: https://multiurok.ru/files/podrostkovyi-bulling-vliianie-na-formirovanie-lich.html (дата обращения: 02.04.2024).

15. Мешкова Н.В., Ениколопов С.Н. Креативность и девиантность: связь и взаимодействие // Психология: журнал ВШЭ. 2018. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kreativnost-i-deviantnost-svyaz-i-vzaimodeystvie (дата обращения: 04.02.2022).

16. Ундуск Е.Н. Положительное самоотношение подростков и молодежи, формируемое в условиях семейного воспитания, как одно из проявлений их психологического благополучия // Психологические исследования в образовании: Герценовские чтения = The Herzen University Studies: Psychology in Education: материалы II Междунар. науч.-практ. конф., Санкт-Петербург, 10–11 октября 2019 г. / Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена. 2019. Вып. 2. С. 747–758. doi: 10.33910/herzenpsyconf-2019-2-93

17. Ундуск Е.Н. Негативное самоотношение и переживание проблем асоциальных подростков // Здравоохранение, и безопасность. 2016. № 1 (5). С. 35–39. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_26205703_43447549.pdf (дата обращения: 08.05.2024).

18. Рюмина И.М. Содержательные характеристики самоотношения подростков, переживающих буллинг в школе // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 71-3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/soderzhatelnye-harakteristiki-samootnosheniya-podrostkov-perezhivayuschih-bulling-v-shkole (дата обращения: 29.06.2022).

19. Купченко В.Е. Особенности самоотношения подростков – участников буллинга в образовательной среде // Психология обучения, 2014. № 7. С. 79–86.

20. Камракова Н.Ю. Исследование самоотношения подростков – жертв буллинга // Гуманитарные науки, 2020. № 1 (49). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-samootnosheniya-podrostkov-zhertv-bullinga (дата обращения: 29.06.2022).

laktionova_elena_borisovna_138_149_2_60_2025.pdf ( 1.5 MB ) laktionova_elena_borisovna_138_149_2_60_2025.zip ( 1.38 MB )

Выпуск: 2, 2025

Серия выпуска: Выпуск № 2

Рубрика: ПСИХОЛОГИЯ

Страницы: 138 — 149

Скачиваний: 182

Для цитирования:


© 2025 Научно-педагогическое обозрение

Разработка и поддержка: Лаборатория сетевых проектов ТГПУ