Новое время – новое воспитание: обзор монографических исследований (2000–2024 гг.)
DOI: 10.23951/1609-624X-2025-2-162-170
В работе дается обзор материалов – монографических исследований экспериментального, аналитического, научно-практического характера, авторы которых анализируют проблемы воспитания в контексте современных научных направлений. Авторы монографий представляют современные подходы к воспитанию в условиях парадигмальных изменений с учетом формирования нового времени и возможностей развития теории воспитания; рассматривают содержание воспитательного процесса с учетом новых значений и контекстов; актуализируют вопросы научно-методического сопровождения и профессиональной подготовки педагогов к полноценной воспитательной деятельности. Особое внимание авторы монографий концентрируют на осмыслении современных подходов к проектированию и реализации программ воспитания в образовательных организациях, описывают формы и виды совместной воспитательной деятельности, представляют социально значимые воспитательные проекты и программы, а также практики реализации тех или иных воспитательных моделей различных форм активности современной молодежи. В центре внимания исследований – дискуссионные вопросы о целях и ценностях воспитания в условиях новых ориентиров государственной политики в сфере воспитания, когда происходит «смена ценностных горизонтов».
Ключевые слова: воспитание, философия воспитания, направления воспитания, содержание воспитательного процесса, проектирование и реализация программ воспитания, воспитательные модели
Библиография:
1. Асмолов А.Г. Облачное детство: в поисках компромисса между технологизацией и гуманизацией // Образовательная политика. 2020. № 3 (83). С. 6–8.
2. Мау В.А. Экономика непредсказуемого: на пути к новой парадигме // Образовательная политика. 2020. № 1 (81). С. 8–11.
3. Асмолов А.Г. Кризис: социальная логика расширения возможностей // Образовательная политика. 2020. № 1 (81). С. 6.
4. Асмолов А.Г. В ожидании Щелкунчика // Образовательная политика. 2020. № 4 (84). С. 8.
5. Асмолов А.Г., Свинаренко А.Г., Соболева Е.Н. Главная задача школы – чтобы не разорвалась связь времен // Образовательная политика. 2020. № 4 (84). С. 6–17.
6. Зубова М.В. Философия воспитания: анализ ключевых проблем в рамках трансформации современного общества // Abyss (Вопросы философии, политологии и социальной антропологии). 2023. № 4 (26). С. 187–196. doi: 10.33979/2587-7534-2023-4-187-196
7. Лаврик О. Л. Коллективные монографии: попытка формализованной оценки научной ценности // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2017. № 28. С. 213–224. doi: 10.17223/22220836/28/21
8. Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б. Патриотическое воспитание молодежи в современном российском обществе. Волгоград: Авторское перо, 2006. 172 с.
9. Криворотов Д.А., Ибрагимова Л.А. Социально-педагогические аспекты патриотического воспитания и реализация его функций (на примере образовательных учреждений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры). Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2009. 270 с.
10. Основы патриотического воспитания граждан Российской Федерации: методические рекомендации / Российский центр гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи. М.: Федеральное агентство по делам молодежи, 2022. 93 с.
11. Кузнецов В.В. Превентивная педагогика: теория и практика. М.: Эгвес, 2015. 116 с.
12. Киргуева Ф.Х., Дзидзоева С.М. Духовно-нравственное воспитание младших школьников в поликультурной среде как научно-педагогическая проблема. Ульяновск: Зебра, 2020. 94 с.
13. Верховых И.В. Современные подходы к воспитанию в начальной школе. Челябинск: Библиотека А. Миллера, 2021. 204 с.
14. Тараторин Е.В. Педагогические технологии воспитания личности в современной России / Минкультуры России, ОГИК. Тамбов: Юконф, 2022. 120 с.
15. Тарабарина Т.И. Трудовое воспитание дошкольников: история, теория, методика. Ярославль: РИО ЯГПУ, 2021. 95 с.
16. Валеев А.А. Развитие теории и практики свободного воспитания в зарубежной педагогике (XX в.). Казань: ТГГПУ, 2007. 397 с.
17. Платонов Н.Н., Колодезникова М.Г. Бег в экстремальных условиях Севера как воспитание волевой личности. Якутск: Изд. дом СВФУ, 2023. 116 с.
18. Мосунова Л.А., Солдатова И.Н. Воспитание чувства прекрасного у студенческой молодежи. Киров: Вятский гос. ун-т, 2023. 197 с.
19. Ромм Т. А. Социальное воспитание: эволюция теоретических образов. Новосибирск: Изд-во НГТУ. 2007. 380 с.
20. Беликов В.А., Леушканова О.Ю. Личность. Воспитание. Деятельность (из опыта воспитания обучающихся педагогических колледжей). М.: Перо, 2021. 154 с.
21. Мануйлов Ю.С. Средовой подход в воспитании. 2-е изд., перераб. М.; Н. Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии гос. службы, 2002. 157 с.
22. Исакова Т.И. Воспитание правовой культуры у несовершеннолетних, отбывающих наказание в воспитательной колонии. Новокузнецк: Кузбасский ин-т ФСИН России, 2020. 134 с.
23. Кагирова А.Х. Основы правового воспитания молодежи в современных условиях. Махачкала: ДГУ, 2021. 63 с.
24. Шефель С.В., Захарова В.А. Экоправовое воспитание крымчан как условие обеспечения экологической безопасности региона. Симферополь: АРИАЛ, 2021. 150 c.
25. Борытко Н.М. Педагог в пространствах современного воспитания / науч. ред. Н.К. Сергеев. Волгоград: Перемена, 2001. 214 с.
26. Байлук В.В. Человекознание: в 5 кн. Книга пятая: Принципы и методы воспитания и самовоспитания студентов. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2007. 492 с.
27. Новикова Л.И. Педагогика воспитания: Избранные педагогические труды / под ред. Н.Л. Селивановой, А.В. Мудрика; сост. Е.И. Соколова. М.: РАО, 2009. 349 с.
28. Полякова М.В. Концепты теории воспитания. Екатеринбург: Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2010. 172 с.
29. Гагарин А.В., Григорян Ф.Р., Соловьева Н.В. Воспитание в академической среде: интеграция традиций и инноваций / под общ. ред. А.В. Гагарина. М.: РУСАЙНС, 2022. 252 с.
30. Иванова А.В., Олесова М.Д. Воспитание как ценность. Якутск: Изд. дом СВФУ, 2023. 200 c.
Выпуск: 2, 2025
Серия выпуска: Выпуск № 2
Рубрика: ОБЗОРЫ
Страницы: 162 — 170
Скачиваний: 73