Научно-педагогическое обозрение
RU EN






Сегодня: 05.09.2025
Главная Выпуски журнала 2025 Год Выпуск №3 Особенности развития эмоционального интеллекта младших школьников в контексте эмоционального состояния их матерей
  • Главная
  • Текущий выпуск
  • Выпуски журнала
    • 2025 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2024 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2023 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2022 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2021 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2020 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2019 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2018 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2017 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2016 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2015 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2014 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2013 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
  • Рейтинг
  • Поиск
  • Новости
  • Редакционная коллегия
  • Правила для авторов
  • Порядок рецензирования
  • Читателям
  • Публикационная Этика Издания
  • Контактная информация
  • Разместить статью
  • Поступившие статьи
  • Принятые в печать
  • Оформить подписку
  • Служебный вход
vestnik.tspu.ru
praxema.tspu.ru
ling.tspu.ru
npo.tspu.ru
edujournal.tspu.ru

E-LIBRARY (РИНЦ)
Ulrich's Periodicals Directory
Google Scholar
EBSCO
Поиск по автору
- Не выбрано -
  • - Не выбрано -
Яндекс.Метрика

Особенности развития эмоционального интеллекта младших школьников в контексте эмоционального состояния их матерей

Баянова Лариса Фаритовна, Шишова Евгения Олеговна, Волкова Светлана Витальевна

DOI: 10.23951/2307-6127-2025-3-93-103

Информация об авторе:

Баянова Л.Ф., доктор психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории детства и цифровой социализации, Психологический институт Российской академии образования (ул. Моховая, 9, Москва, Россия, 125009). E-mail: balan7@yandex.ru ORCID: http://orcid.org/0000-0002-7410-9127 Author ID: 137536 SPIN-код: 5290-5014 Researcher ID: N-1822-2013 Scopus ID: 35329260200 Шишова Е.О., кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогической психологии; старший научный сотрудник Федерального научного центра психологических и междисциплинарных исследований, Казанский (Приволжский) федеральный университет (ул. Кремлевская,18, Казань, Россия, 420008); Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований (ул. Исаева, 12, Казань, Россия, 420039). Е-mail: Evgeniya.Shishova@kpfu.ru ORCID: http://orcid.org/0000-0003-4903-9021 SPIN-код: 6631-5593 Researcher ID: M-6513-2013 Scopus ID: 56043635500 Волкова С.В., магистрант кафедры педагогической психологии, Казанский (Приволжский) федеральный университет (ул. Кремлевская,18, Казань, Россия, 420008). Е-mail: sveta-vita@yandex.ru

Рассматривается роль эмоционального состояния матери в развитии эмоционального интеллекта ребенка младшего школьного возраста. Внедрение федерального государственного стандарта начального общего образования определяет высокое значение нравственного воспитания, развития этических чувств, эмоционально-нравственной отзывчивости, доброжелательности, понимания и сопереживания чувствам других людей. Согласно положениям Л.С. Выготского о синергии интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы личности, нельзя рассматривать процессы познания в отрыве от эмоций, что, безусловно, отражается в повышении эффективности функционирования и успешной социализации ребенка. Цель исследования заключается в изучении особенностей развития эмоционального интеллекта детей младшего школьного возраста в сопряженности с эмоциональным фоном матерей по отношению к своим детям через оценку их чувствительности, эмоционального принятия и поведенческих проявлений эмоционального взаимодействия. В заключении делается вывод о значимости позитивных детско-родительских отношений в развитии самосознания, саморегуляции, мотивации, эмпатии и социальных навыков, а также в обеспечении эмоционального благополучия младших школьников. Семья служит важнейшей основой для формирования эмоциональной грамотности.

Ключевые слова: эмоциональный интеллект, детско-родительские отношения, эмоциональное состояние матерей, младшие школьники

Библиография:

1. Бондарева П.Г. Особенности развития эмоциональной сферы младших школьников // Педагогика: история, перспективы. 2022. Т. 5. № 3. С. 108–116.

2. Выготский Л.С. Учение об эмоциях. Собр. соч. М.: Педагогика, 1984. Т. 4. 400 с.

3. Goleman D. La inteligencia emocional. Editorial LeLibros, 1995. URL: http://cutonala.udg.mx/sites/de-fault/files/adjuntos/inteligencia_emocional_daniel_goleman.pdf (дата обращения: 8.03.2024).

4. Панкратова А.А. Эмоциональный интеллект: модели способностей и обзор методик диагностики // Вопросы психологии. 2019. № 6. C. 151–162.

5. Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. М.: Владос-Пресс, 2007. 159 с.

6. Белопольская А.А. Особенности формирования эмоционального интеллекта младших школьников во внеучебной деятельности (теоретический аспект // Молодой ученый. 2021. № 21 (363). С. 381–383.

7. Ciarrochi J. y Anderson S. Emotional Intelligence moderates the relationship between strees and mental health // Personality and Individual differences. 2002. Vol. 32 (2). P. 197–202. URL: https://josephciarrochi.com/wp-content/uploads/2011/08/Ciarrochi_Deane_PID_Emotional_Intelligence_Moderates_the_Relationship_Between_Stress_and_Mental_Health_2002.pdf (дата обращения: 23.05.2024).

8. Hiam J. Katanani, Amal A. Mas’oud. The relation between the emotional intelligence of children and their mothers // Global Journal of Educational Foundation. 2017. Vol. 5 (4). Р. 378–390.

9. González M.R., Primé-Tous M., Bondelle E.V., Vázquez-Morejón A., Santamarina P., Morer A., Lázaro L. Parents’ Emotional Intelligence and their Children’s Mental Health: A Systematic Review // Journal of Psychiatry and Psychiatric Disorders. 2021. Vol. 5. Р. 58–75.

10. Загвоздкин В.К. Эмоциональный интеллект и его развитие в условиях семейного воспитания // Культурно-историческая психология. 2008. Т. 4, № 2. С. 97–103.

11. Робертс Р.Д., Мэттьюс Д., Зайднер М., Люсин Д.В. Эмоциональный интеллект: проблемы теории, измерения и применения на практике // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2004. Т. 1, № 4. С. 3–26.

12. Сергиенко Е.А., Хлевная Е.А., Киселева Т.С., Мигун Ю.П. Развитие эмоционально-интеллектуальных навыков дошкольников, младших школьников, младших и старших подростков во внешкольных центрах: учебно-метод. пособие. М.: Институт психологии РАН, 2019. 114 с.

13. Лангмейер Й., Матейчик З. Психическая депривация в детском возрасте. Прага: Авиценум, 1984. 334 с.

14. Лисина М.И., Дубровина И.В. Психическое развитие воспитанников детского дома. М., 1990. 264 c.

15. Захарова Е.И. Эмоциональная сторона детско-родительского взаимодействия // Психолог в детском саду. 2002. № 1. С. 3–29.

16. Комлик Л.Ю., Меренкова В.С. Взаимосвязь эмоционального интеллекта родителей и детско-родительских отношений // Вестник КГУ. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2017. № 3. С. 37–40.

17. Изотова Е.И., Никифорова Е.В. Эмоциональная сфера ребенка. Теория и практика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2004. 288 с.

18. Кузьмищева М.А. Динамика представлений об эмоциях детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста: автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2002. 21 с.

19. Нгуен Минь Ань. Психологические особенности формирования эмоционального интеллекта старших дошкольников: автореф. дис. … канд. психол. наук. Тамбов, 2008. 24 с.

20. Петрова А.А. Материнские представления об индивидуально-психологических особенностях ребенка как фактор детско-родительского эмоционального взаимодействия: автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2008. 27 с.

21. Андреева И.Н. Понимание эмоций: гендерные различия // Гендер и проблемы коммуникативного поведения: сб. материалов третьей междунар. науч. конференции 1–2 ноября 2007 г. / редкол. А.А. Гугнин и др. Полоцк: ПГУ, 2007. С. 230–233.

22. Епанчинцева Г.А., Козловская Т.Н., Потокина А.Н. Специфика материнских установок женщин, имеющих детей 5–7 лет // Вестник ОГУ. 2018. № 5. С. 94–99.

bayanova_larisa_faritovna_93_103_3_61_2025.pdf ( 1.02 MB ) bayanova_larisa_faritovna_93_103_3_61_2025.zip ( 980.65 kB )

Выпуск: 3, 2025

Серия выпуска: Выпуск № 3

Рубрика: ПСИХОЛОГИЯ

Страницы: 93 — 103

Скачиваний: 140

Для цитирования:


© 2025 Научно-педагогическое обозрение

Разработка и поддержка: Лаборатория сетевых проектов ТГПУ