Особенности развития эмоционального интеллекта младших школьников в контексте эмоционального состояния их матерей
DOI: 10.23951/2307-6127-2025-3-93-103
Рассматривается роль эмоционального состояния матери в развитии эмоционального интеллекта ребенка младшего школьного возраста. Внедрение федерального государственного стандарта начального общего образования определяет высокое значение нравственного воспитания, развития этических чувств, эмоционально-нравственной отзывчивости, доброжелательности, понимания и сопереживания чувствам других людей. Согласно положениям Л.С. Выготского о синергии интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы личности, нельзя рассматривать процессы познания в отрыве от эмоций, что, безусловно, отражается в повышении эффективности функционирования и успешной социализации ребенка. Цель исследования заключается в изучении особенностей развития эмоционального интеллекта детей младшего школьного возраста в сопряженности с эмоциональным фоном матерей по отношению к своим детям через оценку их чувствительности, эмоционального принятия и поведенческих проявлений эмоционального взаимодействия. В заключении делается вывод о значимости позитивных детско-родительских отношений в развитии самосознания, саморегуляции, мотивации, эмпатии и социальных навыков, а также в обеспечении эмоционального благополучия младших школьников. Семья служит важнейшей основой для формирования эмоциональной грамотности.
Ключевые слова: эмоциональный интеллект, детско-родительские отношения, эмоциональное состояние матерей, младшие школьники
Библиография:
1. Бондарева П.Г. Особенности развития эмоциональной сферы младших школьников // Педагогика: история, перспективы. 2022. Т. 5. № 3. С. 108–116.
2. Выготский Л.С. Учение об эмоциях. Собр. соч. М.: Педагогика, 1984. Т. 4. 400 с.
3. Goleman D. La inteligencia emocional. Editorial LeLibros, 1995. URL: http://cutonala.udg.mx/sites/de-fault/files/adjuntos/inteligencia_emocional_daniel_goleman.pdf (дата обращения: 8.03.2024).
4. Панкратова А.А. Эмоциональный интеллект: модели способностей и обзор методик диагностики // Вопросы психологии. 2019. № 6. C. 151–162.
5. Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. М.: Владос-Пресс, 2007. 159 с.
6. Белопольская А.А. Особенности формирования эмоционального интеллекта младших школьников во внеучебной деятельности (теоретический аспект // Молодой ученый. 2021. № 21 (363). С. 381–383.
7. Ciarrochi J. y Anderson S. Emotional Intelligence moderates the relationship between strees and mental health // Personality and Individual differences. 2002. Vol. 32 (2). P. 197–202. URL: https://josephciarrochi.com/wp-content/uploads/2011/08/Ciarrochi_Deane_PID_Emotional_Intelligence_Moderates_the_Relationship_Between_Stress_and_Mental_Health_2002.pdf (дата обращения: 23.05.2024).
8. Hiam J. Katanani, Amal A. Mas’oud. The relation between the emotional intelligence of children and their mothers // Global Journal of Educational Foundation. 2017. Vol. 5 (4). Р. 378–390.
9. González M.R., Primé-Tous M., Bondelle E.V., Vázquez-Morejón A., Santamarina P., Morer A., Lázaro L. Parents’ Emotional Intelligence and their Children’s Mental Health: A Systematic Review // Journal of Psychiatry and Psychiatric Disorders. 2021. Vol. 5. Р. 58–75.
10. Загвоздкин В.К. Эмоциональный интеллект и его развитие в условиях семейного воспитания // Культурно-историческая психология. 2008. Т. 4, № 2. С. 97–103.
11. Робертс Р.Д., Мэттьюс Д., Зайднер М., Люсин Д.В. Эмоциональный интеллект: проблемы теории, измерения и применения на практике // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2004. Т. 1, № 4. С. 3–26.
12. Сергиенко Е.А., Хлевная Е.А., Киселева Т.С., Мигун Ю.П. Развитие эмоционально-интеллектуальных навыков дошкольников, младших школьников, младших и старших подростков во внешкольных центрах: учебно-метод. пособие. М.: Институт психологии РАН, 2019. 114 с.
13. Лангмейер Й., Матейчик З. Психическая депривация в детском возрасте. Прага: Авиценум, 1984. 334 с.
14. Лисина М.И., Дубровина И.В. Психическое развитие воспитанников детского дома. М., 1990. 264 c.
15. Захарова Е.И. Эмоциональная сторона детско-родительского взаимодействия // Психолог в детском саду. 2002. № 1. С. 3–29.
16. Комлик Л.Ю., Меренкова В.С. Взаимосвязь эмоционального интеллекта родителей и детско-родительских отношений // Вестник КГУ. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2017. № 3. С. 37–40.
17. Изотова Е.И., Никифорова Е.В. Эмоциональная сфера ребенка. Теория и практика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2004. 288 с.
18. Кузьмищева М.А. Динамика представлений об эмоциях детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста: автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2002. 21 с.
19. Нгуен Минь Ань. Психологические особенности формирования эмоционального интеллекта старших дошкольников: автореф. дис. … канд. психол. наук. Тамбов, 2008. 24 с.
20. Петрова А.А. Материнские представления об индивидуально-психологических особенностях ребенка как фактор детско-родительского эмоционального взаимодействия: автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2008. 27 с.
21. Андреева И.Н. Понимание эмоций: гендерные различия // Гендер и проблемы коммуникативного поведения: сб. материалов третьей междунар. науч. конференции 1–2 ноября 2007 г. / редкол. А.А. Гугнин и др. Полоцк: ПГУ, 2007. С. 230–233.
22. Епанчинцева Г.А., Козловская Т.Н., Потокина А.Н. Специфика материнских установок женщин, имеющих детей 5–7 лет // Вестник ОГУ. 2018. № 5. С. 94–99.
Выпуск: 3, 2025
Серия выпуска: Выпуск № 3
Рубрика: ПСИХОЛОГИЯ
Страницы: 93 — 103
Скачиваний: 140