Научно-педагогическое обозрение
RU EN






Сегодня: 23.08.2025
Главная Выпуски журнала 2025 Год Выпуск №3 Метакогнитивные искажения в образовательном опыте аспирантов
  • Главная
  • Текущий выпуск
  • Выпуски журнала
    • 2025 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2024 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2023 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2022 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2021 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2020 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2019 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2018 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2017 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2016 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2015 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2014 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2013 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
  • Рейтинг
  • Поиск
  • Новости
  • Редакционная коллегия
  • Правила для авторов
  • Порядок рецензирования
  • Читателям
  • Публикационная Этика Издания
  • Контактная информация
  • Разместить статью
  • Поступившие статьи
  • Принятые в печать
  • Оформить подписку
  • Служебный вход
vestnik.tspu.ru
praxema.tspu.ru
ling.tspu.ru
npo.tspu.ru
edujournal.tspu.ru

E-LIBRARY (РИНЦ)
Ulrich's Periodicals Directory
Google Scholar
EBSCO
Поиск по автору
- Не выбрано -
  • - Не выбрано -
Яндекс.Метрика

Метакогнитивные искажения в образовательном опыте аспирантов

Богатырев Кирилл Алексеевич

DOI: 10.23951/2307-6127-2025-3-104-111

Информация об авторе:

Богатырев К.А., аспирант, Московский психолого-социальный университет (4-й Рощинский проезд, 9а, Москва, Россия, 115191). E-mail: kirill.bogatirev2011@yandex.ru https://orcid.org/0000-0003-1573-7964 SPIN-код: 8303-7179

Рассматривается вопрос проявления метакогнитивных искажений в образовательном опыте аспирантов. В качестве основного искажения рассматривается эффект Даннинга – Крюгера, возникающий в том случае, когда отдельные индивиды недооценивают или переоценивают собственные способности. Проведено эмпирическое исследование, демонстрирующее влияние эффекта Даннинга – Крюгера на аспирантов очной формы обучения Московского психолого-социального университета. В результате исследования выявлено, что метакогнитивные искажения могут оказывать влияние на процесс обучения и профессиональное становление и развитие, от преодоления кризисных ситуаций может зависеть дальнейшее решение о защите диссертации. Аспиранты первого года обучения преувеличивают свою компетентность, некорректно оценивают знания и способности. Аспиранты второго года обучения сталкиваются с кризисом мотивации, возрастает процент академических отпусков и отчислений. Аспиранты третьего курса постепенно нормализуют эмоционально-психологическое состояние и успешно защищают диссертации либо остаются на прежнем уровне и защищаются после значительного перерыва. Исследование может быть полезным для методистов, представителей профессорско-преподавательского состава, администрации вузов, так как помогает учесть отдельные особенности аспирантов как молодых специалистов, спроектировать программы обучения таким образом, чтобы учесть их потребности и интересы.

Ключевые слова: метакогнитивные искажения, эффект Даннинга – Крюгера, образовательный опыт обучающихся, самооценка компетенций, феномен самозванца, профессиональная идентичность

Библиография:

1. Понявина М.Б. Историко-политологический анализ советского опыта государственной политики в сфере образования // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2017. Т. 7, № 4 (28). С. 69–76.

2. Одегов Ю.Г., Гретченко Ю.Г. Болонизация образования – идти ли модернизации по этому пути дальше? // Уровень жизни населения регионов России. 2023. Т. 19, № 1. С. 61–69. doi: 10.52180/1999–9836_2023_19_1_5_61_69

3. Воронин Д.М., Воронина Е.Г., Чайченко М.В. Факторы, влияющие на качество образовательного процесса // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 73–1. С. 101–104.

4. Бутко Г.П., Ляпунова А.Д. Создание конкурентоспособной образовательной системы России на основе инновационного развития // Региональная экономика: теория и практика. 2010. № 27. С. 12–16.

5. Нарбут Н.П., Алешковский И.А., Гаспаришвили А.Т. Вовлеченность студентов в научную работу в период обучения в вузе: социологический анализ // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2023. Т. 23, № 2. С. 256–271. doi: 10.22363/2313–2272-2023-23-2-256-271

6. Богатырев К.А. Изучение влияния эффекта Даннинга – Крюгера на аспирантов высших учебных заведений // Интеграция психолого-педагогических наук и актуальных образовательных практик – 2024: сб. материалов междунар. очной науч.-практ. конф., Оренбург, 25 апреля 2024 года. Оренбург: Агентство Пресса, 2024. С. 46–49.

7. Богатырев К.А. Психологические особенности выбора абитуриентами дистанционных программ обучения в высших учебных заведениях России // Актуальные проблемы психологического знания. 2024. № 1 (66). С. 230–244.

8. Терентьев Е.А., Бекова С.К., Малошонок Н.Г. Кризис российской аспирантуры: источники проблем и возможности их преодоления // Университетское управление: практика и анализ. 2018. Т. 22, № 5 (117). С. 54–66.

9. Матушанский Г.У., Завада Г.В., Матушанская Ю.Г. Барьеры в аспирантской подготовке и при защите кандидатской диссертации // Высшее образование в России. 2019. Т. 28, № 8–9. С. 55–66. doi: 10.31992/0869-3617–2019-28-8-9-55–66

10. Бедный Б.И., Воронин Г.Л., Миронос А.А., Рыбаков Н.В. Барьеры на пути к ученой степени: проблемы постаспирантского периода // Университетское управление: практика и анализ. 2021. Т. 25, № 1. С. 35–48. doi: 10.15826/umpa.2021.01.003

11. Костромина С.Н., Латушкина В.М. Психологические особенности самоорганизации деятельности аспиранта // Credo New. 2013. № 1. С. 11.

12. Фомин А.Е. Развитие метакогнитивной осведомленности студентов о процессах обнаружения и формулирования проблем // Вестник Брянского государственного университета. 2011. № 1. С. 256–260.

13. Булгакова Л.И. «Синдром самозванца»: история возникновения термина, основные концепции и их трансформация // Психология и психотерапия семьи. 2018. № 3. С. 30–37.

14. Богатырев К.А. Сравнение статусов профессиональной идентичности студентов очной и дистанционной форм обучения // Мир психологии. 2024. № 3 (118). C. 129–141.

15. Кондрашихина О.А. Метакогниции и когнитивные искажения у студентов-психологов // Мир науки. Педагогика и психология. 2023. Т. 11. № 1. С. 1–9.

16. Шнейдер Л.Б. Глава 1. Воспитание как знание, понимание и действия // Психология воспитания и профилактика девиантного поведения: учеб. пособие. М.: Москов. пед. гос. ун-т, 2023. С. 7–33.

17. Ушаков К.М. Эффект Даннинга – Крюгера, или Особенности самооценки низкоквалифицированных кадров // Директор школы. 2019. № 5(238). С. 14–20.

18. Багдасарьян Н.Г. Формула российской модернизации: эффект Даннинга – Крюгера // Модернизация и культура: модус сопряжения: сб. материалов, Дубна, 15 апреля 2016 года. Дубна: Гос. ун-т «Дубна», 2016. С. 19–25.

19. Мухаметзянов И.Ш. Цифровая образовательная среда, цифровая грамотность учащегося и эффект Даннинга – Крюгера // Информатизация образования – 2024: сб. материалов Междунар. науч.-практ. конференции, Липецк, 19–21 июня 2024 года. Липецк: Липецкий гос. техн. ун-т, 2024. С. 70–75.

20. Коктыш К., Ренард-Коктыш А. Когнитивное измерение безопасности // Международные процессы. 2021. Т. 19. № 4(67). С. 26–46. doi: 10.17994/IT.2021.19.4.67.3.

21. Сергеева Е.К. Эффект Даннинга – Крюгера как одно из метакогнитивных искажений и его влияние на действия индивида // Academy. 2020. № 8 (59). С. 46–47.

22. Васильев В.Г., Третьяк М.В. Динамика мотивов учебной деятельности и ее связь с системой учебных действий // Психологическая наука и образование. 2016. Т. 8, № 4. С. 1–12.

bogatyrev_kirill_alekseyevich_104_111_3_61_2025.pdf ( 487.54 kB ) bogatyrev_kirill_alekseyevich_104_111_3_61_2025.zip ( 472.99 kB )

Выпуск: 3, 2025

Серия выпуска: Выпуск № 3

Рубрика: ПСИХОЛОГИЯ

Страницы: 104 — 111

Скачиваний: 116

Для цитирования:


© 2025 Научно-педагогическое обозрение

Разработка и поддержка: Лаборатория сетевых проектов ТГПУ