Представления о нравственном поведении и его духовно-нравственной регуляции в классических теориях зарубежной психологии и современных исследованиях
DOI: 10.23951/2307-6127-2025-3-142-152
Рассматриваются взгляды ученых на моральное развитие и моральную идентичность. Освещаются подходы к определению нравственного поведения в когнитивизме, бихевиоризме и гуманистической психологии. Анализируются современные эмпирические исследования, посвященные факторам и механизмам нравственного поведения, включая просоциальное поведение, моральные эмоции и саморегуляцию. Цель исследования – провести анализ психологических представлений о нравственном поведении и его духовно-нравственной регуляции в ведущих классических теориях зарубежной психологии и рассмотреть их отражение в современных эмпирических исследованиях.
Ключевые слова: нравственное поведение, нравственность, духовно-нравственная регуляция, моральная идентичность, моральные чувства
Библиография:
1. Фомина Н.А., Аипова М.М. Особенности нравственного сознания студентов с различными типами реализации ответственности // Ped. Rev. 2022. № 1 (41). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-nravstvennogo-soznaniya-studentov-s-razlichnymi-tipami-realizatsii-otvetstvennosti (дата обращения: 23.04.2024).
2. Eisenberg N., Fabes R.A., Miller P.A., Fultz J., Shell R., Mathy R.M., Reno R.R. Relation of sympathy and distress to prosocial behavior: A multimethod study // Journal of Personality and Social Psychology. 1989. Vol. 57. P. 55–66.
3. Termini K.A., Golden J.A. Moral behaviors: what can behaviorists learn from the developmental literature? // The Free Library. 2007. URL: https://www.thefreelibrary.com/Moral+behaviors%3A+what+can+behavio-rists+learn+from+the+developmental...-a0214102594 (дата обращения: 08.11.2023).
4. Шаханин В.А. Психические свойства личности: учеб. пособие. Казань: Бук, 2021. 88 с.
5. Bandura A., Ross D., Ross S.A. Imitation of film-mediated aggressive models // The Journal of Abnormal and Social Psychology. 1963. Vol. 66, № 1. P. 3–11. doi: 10.1037/h0048687
6. Бандура А. Теория социального научения. СПб.: Евразия, 2000. 320 с.
7. Forman D.R. Toddlers’ responsive imitation predicts preschool-age conscience // Psychological Science. 2004. Vol. 15. P. 699–704.
8. Freud S. Psycho-analysis // SE. 1926. Vol. XX. P. 259–270.
9. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Прогресс, 1996. 340 с.
10. Maslow A.H. et al. Motivation and personality. 3rd. New York, 1987. 369 p.
11. Frankl V. The Will to Meaning. New York: Meridian, 1988. 214 p.
12. Gilligan C. In A Different Voice: Psychological Theory and Women’s Development. 1982. 222 p.
13. Blasi A. Moral identity: Its role in moral functioning // Morality, moral behavior and moral development / ed. by W. Kurtines, J. Gewirtz. New York: Wiley, 1984. P. 128–139.
14. Josselson R. Developing a different voice: The life and work of Carol Gilligan // Journal of Personality. 2023. Vol. 91. P. 120–133. doi: 10.1111/jopy.12763
15. Емельянова И.В. Развитие морально-нравственных суждений у детей 5–9 лет, различающихся по уровню общего интеллекта // Мир науки. Педагогика и психология. 2019. № 6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-moralno-nravstvennyh-suzhdeniy-u-detey-5-9-let-razlichayuschihsya-po-urovnyu-obschego-intellekta (дата обращения: 30.03.2022).
16. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Соотношение непосредственных и опосредствованных побудителей нравственного поведения детей // Вопросы психологии. 2001. № 1. С. 26–36.
17. Кон И.С. Моральное сознание личности и регулятивные механизмы культуры // Социальная психология личности / под ред. М.И. Бобневой, Е.В. Шороховой. М.: Наука, 1979. С. 85–113.
18. Haidt J. Elevation and the positive psychology of morality // Flourishing: Positive Psychology and the Life Well-Lived / eds C.L.M. Keyes, J. Haidt. Washington, DC: American Psychological Association, 2003. P. 275–289. doi: 10.1037/10594-012
19. Tangney J., Stuewig J., Mashek D. Moral Emotions and Moral Behavior // Annual review of psychology. 2007. Vol. 58. P. 345–372. doi: 10.1146/annurev.psych.56.091103.070145
20. Eisenberg N., Fabes R.A., Miller P.A. et al. Relation of sympathy and distress to prosocial behavior: A multimethod study // Journal of Personality and Social Psychology. 1989. Vol. 57. P. 55–66.
21. Batson C.D., Shaw L.L. Evidence for altruism: Toward a pluralism of prosocial motives // Psychological Inquiry. 1991. Vol. 2. P. 107–122.
22. Brown M.E., Mitchell M.S. Ethical and unethical leadership: exploring new avenues for future research // Bus. Ethics Q. 2010. Vol. 20. P. 583–616. doi: 10.5840/beq201020439
23. Kroll J., Egan E. Psychiatry, moral worry, and the moral emotions // J. Psychiatr. Pract. 2004. Vol. 10. P. 352–360. doi: 10.1097/00131746-200411000-00003
24. Misheva V.I. Shame and Guilt: Sociology of a Poetic System. Uppsala: Uppsala univ. press, 2000. 358 p.
25. Bagozzi Richard P., Pieters Rik. Goal-directed Emotions // Cognition and Emotion. 1998. Vol. 12, № 1. P. 1–26.
26. Cooper K.E., Nisbet E.C. Green narratives: How affective responses to media messages influence risk perceptions and policy preferences about environmental hazards // Science Communication. 2016. Vol. 38, № 5. P. 626–654. doi: 10.1177/1075547016666843
27. Hartley C.A., Phelps E.A. Changing fear: The neurocircuitry of emotion regulation // Neuropsychopharmacology. 2010. Vol. 35, № 1. P. 136–146. doi: 10.1038/npp.2009.121
28. Cropanzano R., Dasborough M.T., Weiss H.M. Affective events and the development of leader-member exchange // Acad. Manag. Rev. 2017. Vol. 42. P. 233–258. doi: 10.5465/amr.2014.0384
29. Lazarus R.S. Emotion and adaptation. New York: Oxford University Press, 1991. 584 p.
30. Zhang Y. Ethical Leadership and Follower Moral Actions: Investigating an Emotional Linkage // Front. Psychol. 2018. Vol. 9. P. 1881. doi: 10.3389/fpsyg.2018.01881
31. Ожиганова Г.В. Разработка и валидизация опросника «Духовная ориентация личности» // Экспериментальная психология. 2023. Т. 16, № 3. С. 197–213.
32. Ожиганова Г.В. Духовно-нравственные качества личности и эмпатия как компоненты высших моральных способностей: верификация взаимосвязи на российской выборке // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2020b. Т. 17, № 4. С. 637–655. doi: 10.22363/2313-1683-2020-17-4-637-655
33. Heffner J. Emotional responses to prosocial messages increase willingness to self-isolate during the COVID-19 pandemic // Personality and Individual Differences. 2021. Vol. 170.
34. Goh T. Heightening of moral identity: The role of mobile prosocial messages and presence // Journal of Moral Education. 2020. Vol. 51. P. 139–154.
35. Song J.H. The value of social presence in mobile communications // The Service Industries Journal. 2015. Vol. 35. № 11–12. P. 611–632. https://doi.org/10.1080/02642069.2015.1062880
36. Кисляков П.А. Моральные основания и социальные нормы безопасного просоциального поведения молодежи // Образование и наука. 2020. № 10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/moralnye-osnovaniya-i-sotsialnye-normy-bezopasnogo-prosotsialnogo-povedeniya-molodezhi (дата обращения: 23.04.2024).
37. Шакурова А.В. История становления понятия «социальная идентичность» в зарубежной социологии и социальной психологии // Russian Journal of Education and Psychology. 2012. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoriya-stanovleniya-ponyatiya-sotsialnaya-identichnost-v-zarubezhnoy-sotsiologii-i-sotsialnoy-psihologii (дата обращения: 23.04.2024).
38. Лаверычева И.Г. Альтруизм и эгоизм с естественно-научной точки зрения // Биосфера. 2016. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/altruizm-i-egoizm-s-estestvennonauchnoy-tochki-zreniya (дата обращения: 23.04.2024).
39. Симонова О.А. Социология эмоций и социология морали: моральные эмоции в современном обществе // Социологический ежегодник. 2014. № 2013–2014. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsiologiya-emotsiy-i-sotsiologiya-morali-moralnye-emotsii-v-sovremennom-obschestve (дата обращения: 23.04.2024).
40. Eisenberg N. Prosocial development // Handbook of child psychology: Social, emotional, and personality development / ed. by W. Damon N. Eisenberg. John Wiley & Sons, Inc., 1998. P. 701–778.
41. Helliwell J.F., Layard R., Sachs J.D. World happiness report 2019. Sustainable Development Solutions Network, 2019. 136 p.
42. Li Q. Positive impacts of perceived social support on prosocial behavior: the chain mediating role of moral identity and moral sensitivity // Front Psychol. 2023. Vol. 14. doi: 10.3389/fpsyg.2023.1234977
43. Ожиганова Г.В. Духовно-нравственные качества личности и эмпатия как компоненты высших моральных способностей: верификация взаимосвязи на российской выборке // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. 2020. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/duhovno-nravstvennye-kachestva-lichnosti-i-empatiya-kak-komponenty-vysshih-moralnyh-sposobnostey-verifikatsiya-vzaimosvyazi-na (дата обращения: 04.04.2022).
44. Ding W. How Can Prosocial Behavior Be Motivated? The Different Roles of Moral Judgment, Moral Elevation, and Moral Identity Among the Young Chinese // Front. Psychol. 2018. Vol. 9. P. 814. doi: 10.3389/fpsyg.2018.00814
Выпуск: 3, 2025
Серия выпуска: Выпуск № 3
Рубрика: ПСИХОЛОГИЯ
Страницы: 142 — 152
Скачиваний: 130