Наставничество в системе «школа – школа» в контексте приоритетов современного образования в России
DOI: 10.23951/2307-6127-2025-3-62-73
В статье актуализируется проблема наставничества в системе «школа – школа» как один из ключевых механизмов повышения качества образования в контексте приоритетов современного образования в России. Этот вид наставничества позволяет не только усилить профессиональное развитие педагогов, но и создать условия для устойчивого обмена лучшими практиками между образовательными учреждениями. В статье рассматриваются методологические подходы к реализации модели наставничества «школа – школа» в России и за рубежом, а также факторы, которые влияют на успешность этой формы взаимодействия. В ходе исследования проведен анализ отечественного и международного опыта, что позволяет выявить наиболее эффективные практики и предложить рекомендации для дальнейшего развития системы наставничества в России. Особое внимание уделено методологическим аспектам наставничества и его влиянию на качество образования, а также условиям, способствующим успешной реализации наставнических программ в России и за рубежом. В заключение представлены выводы о необходимости внедрения инновационных моделей наставничества в образовательную практику и усиления взаимодействия между образовательными учреждениями для решения актуальных задач современной школы.
Ключевые слова: наставничество, наставничество «школа – школа», образовательные приоритеты, российское образование, зарубежный опыт, профессиональное развитие педагогов, взаимодействие образовательных учреждений, обмен лучшими практиками, государственные программы, качество образования
Библиография:
1. Тихонова Н.В., Ратнер Ф.Л., Вергасова И.Я. Наставничество в образовании: анализ зарубежных практик и их применимость в условиях России // Образование и наука. 2024. Т. 26, № 5. С. 124–151.
2. Горбунова Е.А. Наставничество в профессиональном развитии учителя: зарубежный опыт // Педагогика. 2018. № 4. С. 105–112.
3. Грачева Л.Ю., Баграмян Э.Р., Цыганкова М.Р. и др. Модели и практики профессионального развития учителей в современных системах образования // Образование и наука. 2020. Т. 22, № 6. С. 176–200.
4. Тимофеева А.А. Практика наставничества в системе общего образования: российский и зарубежный опыт // Педагогическое образование и наука. 2019. № 2. С. 45–50.
5. Министерство просвещения Российской Федерации. Концепция развития наставничества в системе образования Российской Федерации. М.: Министерство просвещения РФ, 2019. С. 10–15.
6. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2018–2025 годы. Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. № 1642. М.: Правительство РФ, 2017. С. 35–42.
7. Высшая школа экономики (НИУ ВШЭ). Мониторинг экономики образования: развитие профессиональных компетенций педагогов. М.: НИУ ВШЭ, 2020. С. 75–83.
8. Сидорова И.Н. Партнерство школ в современном образовательном пространстве // Образование и наука. 2020. № 6. С. 68–77.
9. Hargreaves A., Fullan M. Professional Capital: Transforming Teaching in Every School. New York: Teachers College Press, 2012. P. 32–47.
10. OECD. Teacher Professional Learning and Development: Best Practices in Mentoring and Coaching. Paris: OECD Publishing, 2019. P. 15–28.
11. Кузнецова Е.И. Партнерство образовательных организаций в условиях реализации ФГОС // Современные проблемы науки и образования. 2019. № 4. С. 112–119.
12. Barber M., Mourshed M. How the World's Best-Performing School Systems Come Out on Top. London: McKinsey & Company, 2007. P. 21–30.
13. Department for Education. National Teaching Service: School-to-School Support and Collaboration. London: DfE Publications, 2016. P. 58–65.
14. Матвеева Е.Ф. Современные мировые тенденции в системе подготовки и повышения квалификации учителей в Гонконге // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2017. № 2 (26). С. 175–180. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-mirovye-tendentsii-v-sisteme-podgotovki-i-povysheniya-kvalifikatsii-uchiteley-v-gonkonge (дата обращения: 19.09.2024).
15. Быстрова Н.В., Цыплакова С.А., Преснова А.К. и др. Наставничество как педагогический феномен: история и современность // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2019. № 3 (37). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nastavnichestvo-kak-pedagogicheskiy-fenomen-istoriya-i-sovremennost-1/viewer (дата обращения: 29.10.2024).
16. Масалимова А.Р., Баянов Д.И. Модели прошлого и современного наставничества: точки соприкосновения и расхождения в исторической ретроспективе // Вестник МГПУ. Серия: Педагогика и психология. 2023. № 17 (2). С. 162–176.
17. Zhang L., Li X. Peer Mentoring Between Schools in China: A Case Study of Collaborative Professional Development // Asia Pacific Education Review. 2018. Vol. 19, № 3. P. 325–336.
18. Fullan M. The New Meaning of Educational Change. 5th ed. New York: Teachers College Press, 2016. P. 50–61.
19. Leana C.R. The Missing Link in School Reform // Stanford Social Innovation Review. 2011. Vol. 9, № 4. P. 30–35.
20. Международная академия образования (МАО). Наставничество и коучинг: эффективные практики. Брюссель: МАО, 2019. С. 22–29.
Выпуск: 3, 2025
Серия выпуска: Выпуск № 3
Рубрика: МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Страницы: 62 — 73
Скачиваний: 118