Жизненные ориентиры как ресурс формирования системы ценностных ориентаций современных старшеклассников
DOI: 10.23951/2307-6127-2025-3-153-164
Представлены результаты анализа соотношения ценностных ориентаций и жизненных ориентиров учащихся старших классов. Выборку составили 270 учащихся 10–11-х классов 15–17 лет (134 юноши и 136 девушек). Применялись следующие методики: анкета с социально-демографическими данными респондентов и вопросами о степени важности разных сфер жизнедеятельности; методика «Изучение особенностей формирования ценностных ориентаций»; уточненная и доработанная анкета жизненных ориентиров. Представлены данные о состоянии ценностных ориентаций учащихся старших классов, доработана анкета жизненных ориентиров для респондентов 15–17 лет и выявлены основные направления их жизненных ориентиров. Показано, что ценностные ориентации старшеклассников 15–17 лет не зрелы и слабо дифференцированы по содержательным характеристикам и половозрастному признаку. В этом заключается не только их слабость, но и ресурсы развития. Направленность ценностных ориентаций может формироваться вместе с жизненными ориентирами и на их основе, так как жизненные ориентиры являются более динамичным формированием и во многом опираются на непосредственные задачи возрастного развития, ясные и понятные старшеклассникам. Показано, что старший школьный возраст является сензитивным периодом для формирования ценностно-смысловой сферы личности, в особенности для развития жизненных ориентиров.
Ключевые слова: старшеклассники, ценности, смысложизненные ориентации, жизненные ориентации, жизненные ориентиры
Библиография:
1. Кулешова Е.Н. Смысл жизни в понимании современной молодежи // Вестник ВлГУ. 2022. № 48 (67). С. 106–118.
2. Прокопцева В.Ф., Маркина Н.В., Мохова З.Д., Первухина Е.С. Специфика ценностно-смысловых и регулятивных особенностей личности восьмиклассников профильных классов // Вестник ВлГУ. 2024. № 2 (76). С. 91–105.
3. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. 2-е, испр. изд. М.: Смысл, 2003. 487 с.
4. Абакумова И.В., Годунов М.В. К вопросу о выявлении маркеров смыслообразующих стратегий // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2019. Вып. 5 (27). С. 150–156. doi: 10.23951/2307-6127-2019-5-150-156
5. Годунов М.В., Ахмедова С.Н. Кызы, Портнов Е.А. Специфика избегающего поведения студентов в различных ситуациях // Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review. 2024. Вып. 2 (54). С. 122–128. doi: 10.23951/2307-6127-2024-2-122-128
6. Баксанский О.Е., Скоробогатова А.В. Философский и психологический аспекты изучения смысложизненных ориентаций личности в отечественной и зарубежной литературе // Коллекция гуманитарных исследований. Электронный научный журнал. 2019. № 4 (19). С. 10–21. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/filosofskiy-i-psihologicheskiy-aspekty-izucheniya-smyslozhiznennyh-orientatsiy-lichnosti-v-otechestvennoy-i-zarubezhnoy-literature (дата обращения: 25.11.2024).
7. Колмогорова Л.С., Холодкова О.Г., Ральникова И.А., Шамардина М.В. Смысловые образования личности старшеклассников, проживающих в различных условиях новой российской действительности // Перспективы науки и образования. 2023. № 6 (66). С. 259–277. doi: 10.32744/pse.2023.6.15
8. Ядов В.А. Саморегуляция и прогнозирование социального по ведения личности: Диспозиционная концепция. 2-е расширенное изд. М.: ЦСПиМ, 2013. 376 с.
9. Левкова Т.В. Поиск смысла жизни как задача развития современного подростка // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 1. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/01/62286 (дата обращения: 25.11.2024).
10. Самылова О.А. Чувства и переживания эмоционального компонента нравственной сферы // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2015. Т. 21, № 2. С. 94–98.
11. Пушкина Т.Ф., Кучерова С.В. Специфика системы ценностей современных подростков // Проблемы современного педагогического образования. 2020. Т. 67, № 3. С. 309–312.
12. Омельченко Е.Л. Воображаемые горизонты будущего. Жизненные ориентиры и миграционные планы молодежи Северо-Западного региона России // Социологические исследования. 2023. № 12. С. 121–135. doi: 10.31857/S013216250029342-9
13. Журавлева И.А., Иванов Р.В., Тетерин В.В. Жизненные ориентиры и стратегии провинциальной молодежи // Социология. 2020. № 2. С. 117–127.
14. Агаджанова Э.Р. Теоретические подходы к проблеме исследования жизненных ориентаций личности в отечественной и зарубежной психологии // Симбирский научный Вестник. Психология и педагогика. 2017. № 2 (28). С. 7–13.
15. Антилогова Л.Н., Евтихов О.В. Девиантность подростков и их жизненные ориентиры // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2023. Т. 28, № 1 (92). С. 28–33. doi:10.24412/1999-6241-2023-192-28-33
16. Taseer F., Saima A., Mussarat K., Waseem F. (2019). Relationship Between Life Orientation (Optimism/Pessimism) and Mental Health // Pakistan Armed Forces Medical Journal. Vol. 69, № 5. P. 992–997. https://www.researchgate.net/publication/342364473_RELATIONSHIP_BETWEEN_LIFE_ORIENTATION_OPTIMISMPESSIMISM_AND_MENTAL_HEALTH (дата обращения: 25.11.2024).
17. Чернова А.И., Гараганов А.В. Представленность качества жизни в структуре жизненных ориентаций молодежи // Гуманизация образования. 2017. № 5. С. 69–74.
18. Кученкова А.В. Интерес к политике в структуре жизненных ориентаций россиян // Вестник РГГУ. Серия: Философия. Социология. Искусствоведение. 2015. №7. С. 39–46.
19. Хромов В.А., Попова Н.В., Меннер А.Э. Анализ проблемы профессиональной ориентации будущих специалистов // Психология и педагогика служебной деятельности. 2024. № 1. С. 137–140. https://doi.org/10.24412/2658- 638X-2024-1-137-140
20. Коржова Е.Ю., Волкова Е.Н., Рудыхина О.В., Туманова Е.Н. Психология человека как субъекта жизнедеятельности и жизненного пути личности: основные итоги исследований // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2018. № 187. С. 40–50.
21. Грачев А.А. Жизненные ориентации человека: от фундаментальной теории к психологической практике // Разработка понятий современной психологии. Т. 3. Сер.: Методология, история и теория психологии. 2021. С. 473–499. doi: 10.38098/thry_21_0439_14
22. Москвичева Н.Л., Реан А.А., Костромина С.Н., Гришина Н.В., Зиновьева Е.В. Жизненные модели молодых людей: представления о будущей семье и модели, транслируемой родителями // Психологическая наука и образование. 2019. Т. 24, № 3. C. 5–18. doi: 10.17759/pse.2019240301
23. Цинь П. Влияние базовых жизненных ориентаций на качество жизни китайских студентов // Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2024. № 3. С. 83–91. doi: 10.24147/2410-6364.2024.3.83-91
24. Никулина А.А. Психологическая структура жизненных ориентаций личности в экстремальной социогенной ситуации // Ярославский педагогический вестник. 2024. № 4 (139). С. 167–174. doi: 10.20323/1813-145X-2024-4-139-167
25. Алексеева О.С., Ржанова И.Е. Ценностные ориентации представителей четырех возрастных групп россиян // Новые психологические исследования. 2021. № 3. С. 121–133. doi: 10.51217/npsyresearch_2021_01_03_06
26. Schwartz S. Value Orientations: Measurement, Antecedents and Consequences Across Nations // Measuring Attitudes Cross-Nationally. 2007. Chapter: 9. P. 169–203. Publisher: Sage. doi: 10.4135/9781849209458.n9
27. Russo-Netzer P., Tarrasch R. The path to life satisfaction in adolescence: life orientations, prioritizing, and meaning in life // Current Psychology. 2024. № 43. P. 16591–16603. doi: 10.1007/s12144-023-05608-8
28. Братусь Б.С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1988. 301 с.
29. Практикум по возрастной психологии: учеб. пособие / под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. 2-е изд., доп. и перераб. СПб.: Речь, 2002. 693 с.
30. Психология развития и возрастная психология: учебник и практикум для прикладного бакалавриата / под ред. Л.А. Головей. 2-е изд., испр. М.: Юрайт, 2018. 413 с.
31. Кузьмина И.Е. Сравнительный анализ ценностных ориентаций в сфере патриотического сознания у учащихся школ Санкт-Петербурга // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика, 2019. Т. 25, № 1. Р. 26–32.
32. Шамионов Р.М., Бочарова Е.Е., Невский Е.В. Соотношение жизненных ориентаций, социальной идентичности и социальной активности молодежи // Российский психологический журнал. 2021. Т. 18, № 4. С. 91–105. doi: 10.21702/rpj.2021.4.7
Выпуск: 3, 2025
Серия выпуска: Выпуск № 3
Рубрика: ПСИХОЛОГИЯ
Страницы: 153 — 164
Скачиваний: 114