Научно-педагогическое обозрение
RU EN






Сегодня: 22.08.2025
Главная Выпуски журнала 2025 Год Выпуск №3 От слова к жесту: передача смысловых нюансов литературного произведения в дирижировании
  • Главная
  • Текущий выпуск
  • Выпуски журнала
    • 2025 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2024 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2023 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2022 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2021 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2020 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2019 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2018 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2017 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2016 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2015 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2014 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2013 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
  • Рейтинг
  • Поиск
  • Новости
  • Редакционная коллегия
  • Правила для авторов
  • Порядок рецензирования
  • Читателям
  • Публикационная Этика Издания
  • Контактная информация
  • Разместить статью
  • Поступившие статьи
  • Принятые в печать
  • Оформить подписку
  • Служебный вход
vestnik.tspu.ru
praxema.tspu.ru
ling.tspu.ru
npo.tspu.ru
edujournal.tspu.ru

E-LIBRARY (РИНЦ)
Ulrich's Periodicals Directory
Google Scholar
EBSCO
Поиск по автору
- Не выбрано -
  • - Не выбрано -
Яндекс.Метрика

От слова к жесту: передача смысловых нюансов литературного произведения в дирижировании

Царев Вячеслав Николаевич

DOI: 10.23951/2307-6127-2025-3-54-61

Информация об авторе:

Царев В.Н., профессор, профессор, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061). E-mail: tsar68@list.ru ORCID: https://orcid.org/0009-0002-6808-7985 SPIN-код: 7508-7582

Отмечая сложность и многогранность дирижерского искусства, автор подчеркивает необходимость глубокого осмысления исторического и теоретического контекста музыкального исполнительства для успешного обучения профессиональной деятельности дирижера, ставя цель освоения обучающимися методов передачи смысловых нюансов литературного текста в дирижерском жесте и предложить поэтапную технологию эффективной работы с текстом при подготовке дирижером хорового исполнения. Для реализации поставленной цели использованы методики преподавания дирижирования, сравнительный анализ подходов к обучению дирижированию вокально-хоровой музыки и интерпретированию литературного текста в дирижерском жесте, что представляет собой сложную и недостаточно изученную проблему. Поэтапная технология решения творческой задачи интерпретации смыслового содержания текста вокально-хорового произведения в жесте дирижера продемонстрирована в освоении иностранными студентами дирижирования хоровых произведений российских авторов, что определяет новизну исследования. Результаты исследования демонстрируют необходимость специальной подготовки для работы с литературным текстом в вокально-хоровой музыке, что расширяет существующие представления о методике преподавания дирижирования. Они могут быть использованы для разработки новых методических рекомендаций по обучению дирижеров с акцентом на работу с литературным текстом и передачу его смысловых нюансов через жест.

Ключевые слова: профессия дирижера, хоровое дирижирование, язык дирижерского жеста, интерпретация содержания литературного текста в дирижировании

Библиография:

1. Казачков С.А. От урока к концерту. Казань: Издательство Казанского университета, 1990. 343 с.

2. Сейтмеметова Э.А. Музыкально-педагогическая подготовка студентов в классе дирижирования // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 52-1. С. 182–189. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25900616 (дата обращения: 05.01.2025).

3. Егемкулова Ж.А. Методы управления хоровым пением в классе хорового дирижирования // Вестник Кыргызского государственного университета имени И. Арабаева. 2019. № 2. С. 21. doi: 10.33514/1694-7851-2019-2-101-107

4. Мовчан Л.А. Специфика обучения приемам дирижерского жеста в классе по специальности «хоровое дирижирование» // PHILHARMONICA. International Music Journal. 2024. № 1. С. 18–32. doi: 10.7256/2453-613X.2024.1

5. Кошкарева Н.В. Семантика литературно-текстовых источников в полифонических произведениях для хора a capella отечественных композиторов второй половины XX – начала XXI века // Философия и культура. 2022. № 2. С. 26–34. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/semantika-literaturno-tekstovyh-istochnikov-v-polifonicheskih-proizvedeniyah-dlya-hora-a-cappella-otechestvennyh-kompozitorov (дата обращения: 28.12.2024).

6. Смирнов Б.Ф. Дирижерское искусство как художественный и социокультурный феномен: автореф. … д-ра искусствовед. Челябинск, 2004. 32 с.

7. Соболева Н.А. Художественно-невербальная коммуникация и ее преломление в дирижерском исполнительстве: автореф. … канд. искусствовед. СПб., 2013. 28 с.

8. Тремзина О.С. Дирижерский жест как художественный феномен: автореф. … канд. искусствовед. Саратов, 2014. 38 с.

9. Каюков В.А. Дирижер и дирижирование / вступ. ст. П.С. Гуревич, А.Р. Кашаев. М.: ДПК Пресс, 2014. 214 с.

10. Калашникова Н.В. Формирование навыков целостного восприятия хоровой партитуры у будущего дирижера-хормейстера в процессе высшего профессионального образования: автореф. … канд. пед. наук. Екатеринбург, 2009. 24 с.

11. Абакшонок А.В. Педагогические заметки об эффективности занятий в классе дирижирования // Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2011. № 191. С. 14–22. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-zametki-ob-effektivnosti-zanyatiy-v-klasse-dirizhirovaniya (дата обращения: 30.12.2024).

12. Юрченко Н.Е. Формирование культуры творческого общения в профессиональной подготовке дирижера – будущего руководителя музыкально-инструментального коллектива: автореф. … канд. пед. наук. М., 2013. 25 с.

13. Кузнецов Ю.М. Визуальные исследования дирижерской коммуникации // Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. 2008. № 18-2. С. 204–211. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24896256 (дата обращения: 07.01.2025).

14. Афанасьева А.А. Художественная интерпретация как важная составляющая дирижерского исполнительства // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2018. № 45-2. С. 105–112. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/hudozhestvennaya-interpretatsiya-kak-vazhnaya-sostavlyayuschaya-dirizherskogo-ispolnitelstva (дата обращения: 03.01.2025).

15. Форкин Р. Б. Проблема приобретения интерпретационного опыта обучающимися дирижированию оркестром народных инструментов в процессе освоения образовательных программ в вузе культуры // Молодой ученый. 2024. № 6 (505). С. 277–283. URL: https://moluch.ru/archive/505/111079/ (дата обращения: 03.01.2025).

16. Айкина Л.П., Скоморохова Т.С. К проблеме воплощения художественного образа музыкального произведения в обучении дирижеров // Ученые записки (Алтайская государственная академия культуры и искусств) 2022. № 3 (33). С. 79–85. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-probleme-voploscheniya-hudozhestvennogo-obraza-muzykalnogo-proizvedeniya-v-obuchenii-dirizherov (дата обращения: 03.01.2025).

17. Оксененко Ю.В. Динамика в дирижировании // Молодой ученый. 2020. № 21 (311). С. 632–635. URL: https://moluch.ru/archive/311/70489/ (дата обращения: 04.01.2025).

18. Лаба А.А. Формирование хормейстерских навыков в процессе групповых занятий по дирижированию // Гуманитарные науки (г. Ялта). 2021. № 2 (54). С. 78–87. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46226800 (дата обращения: 10.01.2025).

19. Критский Б.Д. Метод контекстного проектирования в исполнительской деятельности (на примере занятий по дирижированию) // Вестник кафедры ЮНЕСКО Музыкальное искусство и образование. 2013. № 4 (4). С. 95–103.

20. Россоловский П.А. Применение основных положений «системы» К.С. Станиславского к процессу обучения в классе хорового дирижирования // Musicus: Вестник Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова. 2024. № 1 (77). С. 20–27. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=65642273 (дата обращения: 10.01.2025).

tsarev_vjacheslav_nikolaevich_54_61_3_61_2025.pdf ( 440.71 kB ) tsarev_vjacheslav_nikolaevich_54_61_3_61_2025.zip ( 434.15 kB )

Выпуск: 3, 2025

Серия выпуска: Выпуск № 3

Рубрика: МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Страницы: 54 — 61

Скачиваний: 100

Для цитирования:


© 2025 Научно-педагогическое обозрение

Разработка и поддержка: Лаборатория сетевых проектов ТГПУ