Научно-педагогическое обозрение
RU EN






Сегодня: 23.08.2025
Главная Выпуски журнала 2025 Год Выпуск №3 Отечественные научные исследования о классном руководстве в школе
  • Главная
  • Текущий выпуск
  • Выпуски журнала
    • 2025 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2024 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2023 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2022 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2021 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2020 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2019 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2018 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2017 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2016 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2015 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2014 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2013 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
  • Рейтинг
  • Поиск
  • Новости
  • Редакционная коллегия
  • Правила для авторов
  • Порядок рецензирования
  • Читателям
  • Публикационная Этика Издания
  • Контактная информация
  • Разместить статью
  • Поступившие статьи
  • Принятые в печать
  • Оформить подписку
  • Служебный вход
vestnik.tspu.ru
praxema.tspu.ru
ling.tspu.ru
npo.tspu.ru
edujournal.tspu.ru

E-LIBRARY (РИНЦ)
Ulrich's Periodicals Directory
Google Scholar
EBSCO
Поиск по автору
- Не выбрано -
  • - Не выбрано -
Яндекс.Метрика

Отечественные научные исследования о классном руководстве в школе

Середа Алена Владимировна, Игна Ольга Николаевна

DOI: 10.23951/2307-6127-2025-3-165-176

Информация об авторе:

Середа А.В., аспирант, старший преподаватель, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061). E-mail: sereda0892@tspu.ru ORCID: https://orcid.org/0009-0009-9221-800X SPIN-код: 9176-9192 Author ID: 890109 Игна О.Н., доктор педагогических наук, доцент, профессор, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061). E-mail: onigna@tspu.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6864-6367 SPIN-код: 2326-4299 Author ID: 330354 Scopus Author ID: 58222380700 Wos Researcher: AAF-2751-2021

Представлен анализ отечественных научных исследований о классном руководстве в школе. В связи с трансформацией образовательной системы в России перед классными руководителями ставятся новые задачи, функции и требования, которые определяются запросами общества и государства. В отечественной науке накоплен большой объем исследований по проблеме классного руководства. Возникает необходимость систематизировать имеющийся опыт. На основе проведенного анализа выявлены три большие группы исследований, отражающие историю формирования института классного руководства, основные тенденции в воспитательной деятельности и подготовку к деятельности классного руководителя студентов педагогических вузов.

Ключевые слова: классный руководитель, классное руководство, исследования о классном руководстве, воспитательная деятельность, воспитание

Библиография:

1. Лобанова О.Б., Борисова А.А. Развитие института классного руководства в системе отечественного образования // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2009. № 7. С. 37–42.

2. Классное руководство / Е.А. Алисов, В.П. Сергеева, И.С. Сергеева, Л.С. Подымова. М.: Академия, 2014. 320 с.

3. Классный руководитель: пособие для классных руководителей сред. школ / под ред. Н.И. Болдырева; Акад. пед. наук РСФСР. Ин-т теории и истории педагогики. 2-е изд. М.: Учпедгиз, 1955. 352 с.

4. Конникова Т.Е. Роль коллектива в формировании личности школьника: автореф. дис. … д-ра пед. наук. Ленинград, 1970. 57 с.

5. Шакурова М.В. Идеи Л.И. Новиковой в контексте феноменологии воспитания // Отечественная и зарубежная педагогика. 2018. № 4 (52). С. 23–34.

6. Научная школа академика РАО, доктора педагогических наук, профессора Виталия Александровича Сластенина «Личностно-ориентированное профессиональное образование» // Развитие личности. 2008. № 2. С. 8–19.

7. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения: общедидактический аспект. М.: Педагогика, 1977. 254 с. (Академия педагогических наук СССР. Труды действительных членов и членов-корреспондентов АПН СССР).

8. Мудрик А.В. Воспитание как составная часть процесса социализации // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология. 2008. Вып. 3 (10). С. 7–24.

9. Щуркова Н.Е. Вы стали классным руководителем. М.: Педагогика, 1986. 112 с.

10. Байбородова Л.В. Координация деятельности классных руководителей // Ярославский педагогический вестник. 2008. № 2 (55). С. 3–12.

11. Приказ Министерства образования и науки РФ от 3 февраля 2006 г. № 21 «Об утверждении Методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений» // ГАРАНТ: справочно-правовая система. URL: https://base.garant.ru/189311/ (дата обращения: 23.11.2024).

12. Письмо Министерства просвещения РФ от 12 мая 2020 г. № ВБ-1011/08 «О методических рекомендациях» // ГАРАНТ: справочно-правовая система. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74073067/ (дата обращения: 23.11.2024).

13. Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» // ГАРАНТ: справочно-правовая система. URL: https://base.garant.ru/74451950/ (дата обращения: 23.11.2024).

14. Снопок М.С., Жариков Д.С. Институт классного руководства: запрос, реализация, дефициты // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». 2022. № 4 (16). С. 20–29. URL: https://koirojournal.ru/realises/g2022/26dec2022/kvo102/ (дата обращения: 26.11.2024).

15. Демушкина К.В. Развитие института классного руководства в советской школе (1917–1984 гг.): автореф. дис. … канд. пед. наук. Санкт-Петербург, 2005. 22 с.

16. Корябкина Е.В. Становление и развитие института классного руководства в России // Человек и образование. 2011. №3. С. 123–128.

17. Уварова Л.Р. Институт классного руководства: вчера, сегодня, завтра // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2009. № 3. С. 223–228.

18. Третьякова О.С., Никулина Н.В. Классное руководство – исторический опыт воспитательной работы на примере дореволюционных гимназий // Символ науки: международный научный журнал. 2023. № 12-2. С. 148–150.

19. Абаньшина А.Д. Становление классного руководства как педагогического института // Сборники конференций НИЦ «Социосфера». 2016. № 33. С. 92–95.

20. Фролова С.Л. О реализации приоритетных направлений воспитания учащихся: формирование идеалов и ценностей // Историческая и социально-образовательная мысль. 2012. № 1. С. 133–137.

21. Акутина С.П. Воспитание нравственных ценностей у старшеклассников как направление деятельности классного руководителя в условиях целостного учебно-воспитательного процесса: автореф. дис. … канд. пед. наук. Н. Новгород, 2003. 23 с.

22. Михайлова Т.В. Формирование ценностных ориентаций у подростков в системе деятельности классного руководителя: автореф. дис. … канд. пед. наук. Н. Новгород, 2008. 20 с.

23. Лучина Т.И. Деятельность классного руководителя по развитию коммуникативной культуры подростков в воспитательном пространстве школы: автореф. дис. … канд. пед. наук. Омск, 2008. 23 с.

24. Курушкина С.А. Взаимодействие классного руководителя с родительским комитетом класса // Эксперимент и инновации в школе. 2012. № 6. С. 6–14.

25. Бетильмерзаева М.М., Мусханова И.В. Удовлетворенность родителей деятельностью классного руководителя как ключевой фигуры воспитательного процесса в современной школе // Перспективы науки и образования. 2023. № 1 (61). С. 641–657. doi: 10.32744/ pse.2023.1.38

26. Павлова А.Б., Алисов Е.А. Профилактика буллинга в системе деятельности классного руководителя // Вестник МГПУ. Серия: Педагогика и психология. 2018. № 3 (45). С. 59–64.

27. Григорьевская М.Ю. Совершенствование деятельности классных руководителей по предупреждению суицидального поведения старшеклассников: автореф. дис. … канд. пед. наук. Чебоксары, 2007. 18 с.

28. Пушкарева А.И. Совершенствование воспитательной деятельности классного руководителя на диагностической основе: автореф. дис. … канд. пед. наук. Казань, 2002. 22 с.

29. Николина В.В., Лощилова А.А., Аксенов С.И. Модель оценки эффективности воспитательной деятельности классного руководителя // Образование и наука. 2023. Т. 25, № 2. С. 98–137. doi: 10.17853/1994-5639-2023-2-98-137

30. Ефимова О.С. Подготовка студентов педагогического вуза к работе классного руководителя на основе компетентностного подхода: автореф. дис. … канд. пед. наук. Киров, 2010. 22 с.

31. Селезнева О.В. Становление профессионально-педагогической компетентности будущего учителя как классного руководителя в процессе студенческого самоуправления: автореф. дис. … канд. пед. наук. Комсомольск-на-Амуре, 2007. 21 с.

32. Яковлева Т.В. «Лестница» педагогических практик как фактор совершенствования профессиональных компетенций будущих учителей // Проблемы современного педагогического образования. 2023. № 80-2. С. 318–320.

33. Илалтдинова Е.Ю., Кисова В.В., Семенов А.В. Опросник готовности к классному руководству будущих педагогов // Перспективы науки и образования. 2021. № 1 (49). С. 127–140. doi: 10.32744/pse.2021.1.9

34. Жаркова С.Б. Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС второго и третьего поколения // Научное и образовательное пространство в условиях вызовов современности: сб. материалов Междунар. науч.-практ. конференции. 2021. С. 54–56.

35. Лозовицкая А.А., Сапожникова Ю.А. Ориентиры проектирования рабочей программы воспитания в контексте обновленных федеральных государственных образовательных стандартов // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2023. № 4. С. 337–343.

sereda_alena_vladimirovna_165_176_3_61_2025.pdf ( 458.57 kB ) sereda_alena_vladimirovna_165_176_3_61_2025.zip ( 450.98 kB )

Выпуск: 3, 2025

Серия выпуска: Выпуск № 3

Рубрика: ОБЗОРЫ

Страницы: 165 — 176

Скачиваний: 115

Для цитирования:


© 2025 Научно-педагогическое обозрение

Разработка и поддержка: Лаборатория сетевых проектов ТГПУ