Интегральная индивидуальность как научная теория
DOI: 10.23951/2307-6127-2025-3-130-141
Впервые подвергается анализу интегральная индивидуальность как научная теория, которую создал В.С. Мерлин. Он показал, что существует множество разнородных по происхождению индивидуальных свойств. Они варьируют в широком диапазоне от биохимических до социально-психологических. Их изучение носит разрозненный характер, а общность остается, как правило, вне поля исследовательского внимания. В.С. Мерлин принял факты о множестве и разнообразии индивидуальных свойств. При этом была предпринята успешная попытка преодолеть их разобщенность, обратившись к понятию интеграции. Во-первых, в добавление к представлениям об индивидуальных свойствах вводилось объединяющее их понятие индивидуальности. Во-вторых, состав индивидуальных свойств дополнялся исследованиями их взаимосвязей. В-третьих, развивался взгляд на индивидуальность как структуру. С этих позиций главной была гипотеза о том, что, несмотря на разнородность, индивидуальные свойства могут сосуществовать и функционировать совместно. Научная задача заключалась в том, чтобы проверить эту гипотезу, исследуя интеграцию индивидуальности. Теория В.С. Мерлина позволяла решать эту задачу, опираясь на понятия уровней, полиморфизма, опосредования, типов детерминации. В результате было установлено, что свойства индивидуальности распределяются по уровням. Связь свойств на отдельных уровнях управляется каузальным типом детерминации. Между разноуровневыми индивидуальными свойствами возникают полиморфные связи, которые управляются телеологическим типом детерминации. Полиморфные связи могут изменяться под влиянием опосредующих звеньев. Так появилась теория интегральной индивидуальности. Она стала основой нового научного направления, которое в известной степени расширило область исследований личности в общей психологии и индивидуальных различий в дифференциальной психофизиологии. Намечена перспектива дальнейшего развития теории интегральной индивидуальности, возможности ее применения в области практики и прикладных исследований. В заключение подводятся итоги работы.
Ключевые слова: интегральная индивидуальность, научная теория, связь, уровни, полиморфизм, опосредование, каузальный и телеологический типы детерминации
Библиография:
1. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1986. 256 с.
2. Абульханова К.А. Развитие психологии в системе комплексного человекознания. Ч. 1. М.: Ин-т психологии РАН, 2012. 828 с.
3. Асмолов А.Г. Ценность каждого: аксиомы теории интегральной индивидуальности Вольфа Мерлина // Психологические конфликты в образовательной среде: междисциплинарный подход (XXXVIII Мерлинские чтения): Всерос. науч.-практ. конф., посвященная 125-летию со дня рождения В.С. Мерлина (Пермь, 28–29 сентября 2023 г.). Пермь: ПГГПУ, 2023 (Доклад).
4. Голубева Э.А. Способности. Личность. Индивидуальность. Дубна: Феникс+, 2005. 511 с.
5. Леонтьев Д.А. Новые ориентиры понимания личности в психологии: от необходимого к возможному // Личностный потенциал: структура и диагностика / под ред. Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2011. С. 12–41.
6. Русалов В.М. Темперамент в структуре индивидуальности человека. Дифференциально-психофизиоло-гические и психологические исследования. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2012. 528 с.
7. Толочек В.А. Психология труда. 3-е изд. СПб.: Питер, 2020. 480 с.
8. Dorfman L. Meta-individual world // Studia Psychologica, 1995. Vol. 37 (4). P. 279–286.
9. Dorfman L.Ya. Volf Merlin’s theory of integral individuality // Trends and issues in theoretical psychology / eds. I. Lubek, R. van Hezewijk, G. Pheterson, Ch. Tolman. New York, 1995. P. 158–163.
10. Васюра С.А. Научные школы отечественной психологии: краткий обзор. Ижевск: Издат. центр «Удмуртский университет», 2017. 180 с.
11. Воронова Е.Ю. Пермская научная психологическая школа: история и современность. Пермь: ПГПУ, 2008. 140 с.
12. Вяткин Б.А. Пермская психологическая школа в научно-образовательном пространстве России: историческая хроника. Пермь: ПГГПУ, 2022. 16 с.
13. Вяткин Б.А., Дорфман Л.Я. Теория интегральной индивидуальности В.С. Мерлина: история и современность // Образование и наука. 2017. Т. 19, № 2. С. 145–160. doi: 10.17853/1994-5639-2017-2-145-160
14. Вяткин Б.А., Дорфман Л.Я. Системная интеграция индивидуальности человека. М.: Ин-т психологии РАН, 2018. 176 с.
15. Вяткин Б.А., Дорфман Л.Я., Калугин А.Ю. Жизнь и научное творчество В.С. Мерлина // Психологический журнал. 2023. Т. 44, № 1. С. 91–100.
16. Дорфман Л.Я. Холономная перспектива развития теории интегральной индивидуальности // Вопросы психологии. 2023. № 5. С. 16–25.
17. Дорфман Л.Я. Развитие и обогащение теории интегральной индивидуальности // Гуманитарные исследования. Психология и педагогика. 2024. № 19. С. 69–81. doi: 10.24412/2712-827Х-2024-19-69-81
18. Проблема связей и отношений в материалистической диалектике / ред. В.С. Тюхтин. М.: Наука, 1990. 288 с.
19. Степин В.С. К проблеме структуры и генезиса научной теории // Философия. Методология. Наука / отв. ред. В.А. Лекторский. М.: Наука, 1972. С. 158–185.
20. Степин В.С. Наука и философия // Свободная мысль. 2010. № 8. С. 58–75.
21. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2018. 288 с.
22. Анохин П.К. Идеи и факты в разработке теории функциональных систем // Психологический журнал, 1984. Т. 5. С. 107–118.
23. Дорфман Л.Я. Методологический анализ теории интегральной индивидуальности В.С. Мерлина // Методология и история психологии. 2008. Т. 3, № 3. С. 106–121.
24. Вяткин Б.А., Щукин М.Р. Об интеграции теорий и подходов к целостному познанию человека // Вестник Удмуртского университета. 2016. Т. 26, № 2. С. 47–57.
25. Дорфман Л.Я. Каузальный плюрализм и холизм в концепции метаиндивидуального мира // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2016. Т. 13, № 1. С. 98–136.
26. Сергиенко Е.А. Системно-субъектный подход: обоснование и перспектива // Психологический журнал. 2011. Т. 32, № 1. C. 120–132.
27. Барабанщиков В.А. Естественно-научный подход в современной психологии. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2014. 880 с.
28. Дорфман Л.Я. Эмпирическая парадигма в психологической науке // Парадигмы в психологии: науковедческий анализ / отв. ред. А.Л. Журавлев, Т.В. Корнилова, А.В. Юревич. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2012. С. 335–379.
29. Вяткин Б.А. Лекции по психологии интегральной индивидуальности человека. М.: Изд-во Москов. психолого-социального ин-та; Воронеж: Модэк, 2007. 347 с.
30. Левченко Е.В. История и теория психологии отношений. СПб.: Алетейя, 2003. 309 с.
31. Мерлин В.С. Психологические воззрения М.Я. Басова // Басов М.Я. Избранные психологические произведения. М.: Педагогика, 1975. С. 5–25.
32. Кремянский В.И. Очерк теории «интегративных уровней» // Проблемы методологии системного исследования / ред. И.В. Блауберг, В.Н. Садовский, Э.Г. Юдин. М.: Мысль, 1970. С. 385–410.
33. Берталанфи фон Л. Общая теория систем – критический обзор // Исследования по общей теории систем / под ред. В.Н. Садовского, Э.Г. Юдина. М.: Прогресс, 1969. С. 23–82.
34. Bertalanfy von L. General system theory. Foundations, development, applications. New York: George Braziller Inc., 1972. 289 p.
35. Дорфман Л.Я., Калугин А.Ю. Индивидуально-интеллектуальные интеграции человека. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2021. 277 с.
36. Садовский В.Н. Логико-методологический анализ «общей теории систем» Л. фон Берталанфи // Проблемы методологии системного исследования / ред. И.В. Блауберг, В.Н. Садовский, Э.Г. Юдин. М.: Мысль, 1970. С. 411–442.
37. Тюхтин В.С. О подходах к построению общей теории систем // Системный анализ и научное знание. М.: Наука, 1978. С. 42–60.
38. Мерлин В.С. Основы психологии личности / под науч. ред. Б.А. Вяткина. Пермь: Перм. гос. гуманитарно-пед. ун-т, 2020. 332 с.
39. Украинцев Б.С. Самоуправляемые системы и причинность. М.: Мысль, 1972. 254 с.
40. Тюхтин В.С. Отражение, системы, кибернетика. Теории отражения в свете кибернетики и системного подхода. М.: Наука, 1972. 256 с.
41. Эшби У.Р. Введение в кибернетику. М.: Изд-во ин. лит., 1959. 432 с.
42. Ashby W.R. An introduction to cybernetics. London: Chapman and Hall, 1956. 295 p.
43. Кузьмин В.П. Исторические предпосылки и гносеологические основания системного подхода // Психологический журнал. 1982. Т. 3, № 3. С. 3–14.
44. Асмолов А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека. 3-е изд., испр. и доп. М.: Смысл: Academia, 2007. 526 с.
45. Вяткин Б.А. Стиль активности как фактор развития интегральной индивидуальности // Интегральное исследование индивидуальности: стиль деятельности и общения. Пермь: Пермский гос. пед. ин-т, 1992. С. 36–55.
46. Мерлин В.С. Проблемы интегрального исследования индивидуальности человека // Психологический журнал, 1980. № 1. С. 58–71.
47. Полисистемное исследование индивидуальности человека / ред. Б.А. Вяткин. М.: Per Se, 2005. 384 с.
48. Урманцев Ю.А. Общая теория систем // Система. Симметрия. Гармония / ред. В.С. Тюхтин, Ю.А. Урманцев. М.: Мысль, 1988. С. 38–124.
Выпуск: 3, 2025
Серия выпуска: Выпуск № 3
Рубрика: ПСИХОЛОГИЯ
Страницы: 130 — 141
Скачиваний: 115