Социально-философские основания спецкурса «Антиутопии как художественные проекции рисков цифрового общества» для магистрантов классических университетов
DOI: 10.23951/2307-6127-2025-3-7-18
Основной целью статьи является экспликация социально-философских оснований спецкурса «Антиутопии как художественные проекции рисков цифрового общества» для магистрантов классических университетов. Кроме этого, обоснована своевременность создания и внедрения спецкурса в программы магистратуры и специализированного высшего образования классических университетов в контекстах трансформации системы высшего образования РФ и рискогенного характера современного цифрового общества. Приведены задачи и тематический план спецкурса. Описан опыт его апробации в Национальном исследовательском Томском государственном университете в рамках программы магистратуры «Цифровой бренд-менеджмент» по направлению подготовки 42.04.01 «Реклама и связи с общественностью».
Ключевые слова: высшее образование, классический университет, магистрант, риски цифрового общества, социальное прогнозирование, художественная антиутопия, социально-философские основания
Библиография:
1. Фальков анонсировал переход на новую модель высшего образования в 2025 году // Взгляд. Деловая газета. 17 декабря 2024 г. URL: https://vz.ru/news/2024/12/17/1304016.html (дата обращения: 19.02.2025).
2. Глава Минобрнауки России предложил выйти из парадигмы слепого копирования чужого опыта // Министерство науки и высшего образования Российской Федерации. 27 июня 2022 г. URL: https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/novosti-ministerstva/53282/ (дата обращения: 19.02.2025).
3. Adam B., Groves C. Future matters: Action, knowledge, ethics. Boston: Brill, 2007. 236 p.
4. Прокопьев В.П. О признаках классического университета // Университетское управление: практика и анализ. 2000. № 2 (13). С. 35–39.
5. Тоффлер Э. Шок будущего: пер. с англ. М.: АСТ, 2004. 557 с.
6. Урри Д. Как выглядит будущее?: пер. с англ. / под науч. ред. С. Щукиной. М.: РАНХиГС, 2018. 320 с.
7. Филатов В.И. Антиутопия ХХ века как метод предвидения будущего // Вестник ОмГУ. 2014. № 4 (74). С. 84–86.
8. Beck U. World at Risk. Cambridge: Polity Press, 2009. 269 p.
9. Beck U. Living in the world risk society // Economy and Society. 2006. Vol. 35, № 3. P. 329–345.
10. Ломако О.М. Мировое общество риска в политической философии Ульриха Бека: логика и ирония // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2018. № 3. С. 265–269.
11. Бек У. Что такое глобализация?: пер. с нем. / под ред. А. Филиппова. М.: Прогресс-Традиция, 2001. 304 с.
12. Beck U. The Metamorphosis of the World: How Climate Change is Transforming Our Concept of the World. Cambridge: Polity Press, 2016. 223 p.
13. Beck U. Emancipatory catastrophism: What does it mean to climate change and risk society? // Current sociology. 2015. Vol. 63, № 1. P. 75–88.
14. Berry D. Critical Theory and the Digital. London: Bloomsbury Publishing, 2014. 259 p.
15. Fuchs C. Critical Theory of Communication: New Readings of Lukács, Adorno, Marcuse, Honneth and Habermas in the Age of the Internet. London: University of Westminster Press, 2016. 229 p.
16. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания: пер. с англ. М.: Медиум, 1995. 323 с.
17. Merton K.R. The Self-Fulfilling Prophecy // The Antioch Review. 1948. Vol. 8, № 2. P. 193–210.
18. Сартр Ж.-П. Воображаемое: феноменологическая психология воображения: пер. с фр. / под ред. Д.В. Скляднева. СПб.: Наука, 2001. 319 с.
19. Суворов Н.Н. Наступление воображаемого: воображаемое как феномен культуры // Вестник СПбГИК. 2016. № 2 (27). С. 73–81.
20. Савинов Л.И., Лазарева З.Н. Роль магистратуры в развитии современного российского общества // Российский и зарубежный опыт реализации магистерских программ по направлению подготовки «социальная работа». Саранск: ИП Афанасьев Вячеслав Сергеевич, 2015. С. 31–36.
21. Fairclough N. Critical discourse analysis: the critical study of language. New York: Longman Group Limited, 1995. 265 p.
22. Прокошенкова Л.П., Гецкина И.Б. Дискурсивный анализ и его роль в современной лингвистике // Вестник ЧГУ. 2006. № 4. С. 451–456.
Выпуск: 3, 2025
Серия выпуска: Выпуск № 3
Рубрика: ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА, ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
Страницы: 7 — 18
Скачиваний: 113