Теоретические аспекты формирования патриотических чувств у студентов средних профессиональных учебных заведений при помощи художественной литературы
DOI: 10.23951/2307-6127-2025-4-7-19
Актуальность исследования формирования патриотических чувств у студентов средних профессиональных учебных заведений посредством художественной литературы обусловлена рядом важных социально-педагогических факторов и современных вызовов. В условиях глобализации и информационного общества особенно остро встает вопрос сохранения национальной идентичности и патриотического самосознания молодого поколения. Современные студенты среднего профессионального образования (СПО) находятся в том возрастном периоде, когда активно формируется мировоззрение, происходит становление гражданской позиции и ценностных ориентиров. Именно в этот период крайне важно создать прочный фундамент патриотического воспитания. Художественная литература представляет собой уникальный инструмент патриотического воспитания, поскольку через художественные образы, эмоциональное воздействие и глубокое осмысление исторических событий формируется не просто знание о родине, а истинная любовь к ней. В современном образовательном процессе наблюдается недостаточное использование потенциала художественной литературы в патриотическом воспитании, что делает данное исследование особенно значимым. В статье представлено комплексное исследование теоретических основ формирования патриотических чувств у студентов средних профессиональных учебных заведений посредством художественной литературы. На основе анализа психологических особенностей студентов СПО, специфики их возрастного и социально-психологического развития разработана и теоретически обоснована педагогическая модель развития патриотических чувств с учетом профессиональной направленности обучения. Предложены конкретные методологические подходы и практические рекомендации по интеграции художественной литературы в воспитательный процесс СПО. Представлены результаты диагностики уровня сформированности патриотических чувств у студентов СПО, обоснованы критерии эффективности воспитательной работы в данном направлении.
Ключевые слова: патриотическое воспитание, художественная литература, среднее профессиональное образование, гражданская идентичность, воспитательный процесс, патриотические чувства, студенты среднего профессионального образования, методы воспитания, педагогические технологии, литературное образование
Библиография:
1. Муравьева Е.И. Роль литературы в патриотическом воспитании молодежи // Современное педагогическое образование. 2020. № 3. С. 189–192. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42670001 (дата обращения: 23.11.2024).
2. Мухина З.З. Патриотическое воспитание молодежи в современной России: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 50-летию организации поискового движения на Белгородчине. Старый Оскол: СТИ НИТУ «МИСиС», 2019. 289 с.
3. Стрижакова В.Е. Патриотизм в системе ценностей современных студентов // Молодой ученый. 2024. № 36 (535). С. 237–240.
4. Зубок Ю.А., Селиверстова Н.А. Смысловые компоненты образа будущего страны в представлениях молодежи // Наука. Культура. Общество. 2022. Т. 28, № 4. С. 56–74.
5. Ситаров В.А. Ценностные трансформации современной студенческой молодежи // Знание, понимание, умение. 2017. № 2. С. 202–210.
6. Фесенко О.П. Патриотизм в языковом сознании современных студентов. Язык. Сознание. Коммуникация: методологи. М.: Канцлер, 2024. С. 297–298.
7. Ишкиняева Л.К. Патриотическое воспитание через литературу // Вестник Ульяновского государственного университета. 2020. С. 264–270.
8. Захарчук Т.В., Фролова Ю.А. Патриотическое воспитание в общедоступной библиотеке: учебно-практическое пособие. СПб.: Профессия, 2017. 174 с.
9. Алешина Е.А. Творчество как средство патриотического воспитания молодежи // Инновационные научные исследования. 2021. № 10–2 (12). С. 83–89.
10. Пугачев С.В. Роль историко-литературного краеведения в патриотическом воспитании молодежи // International Scientific Review. 2019. № 5. С. 78–80.
11. Маслова Т.А., Курденкова А.А. Воспитание патриотизма в процессе ознакомления с произведениями художественной литературы // Тенденции развития науки и образования. 2023. № 103-1. С. 131–134.
12. Купрук О.П. Социальные практики как инструмент формирования патриотизма у студентов высших учебных заведений. М.: А-Приор, 2024. С. 44–49.
13. Лаухина С.С. К вопросу о формах и методах воспитания гражданственности // Педагогика и психология образования. 2018. № 2. С. 22–29.
14. Каравайская О.С., Михайлова А.И. Патриотическое воспитание в вузе: формирование духовной культуры студентов в процессе освоения литературоведческих дисциплин // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2023. № 3 (40). С. 165–170.
15. Фесенко О.П., Черников А.Е. Лингводидактический потенциал годонимики в воспитании патриотизма студентов. Образ Родины: содержание, формирование, актуализация: материалы VIII Международной научной конференции, Москва, 19–20 апреля 2024 г. М.: Московский художественно-промышленный институт, 2024. С. 320–323.
16. Шитова А.А. Волонтерство в развитии патриотизма у студентов творческого вуза. Казань: Казанский государственный институт культуры, 2024. С. 301–304.
17. Бузыкина Ю.С. Психологические характеристики и представление о патриотизме у молодежи // Мир науки. Педагогика и психология. 2019. № 4. URL: https://mir-nauki.com/PDF/22PSMN419.pdf (дата обращения: 23.11.2024).
18. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации: [утв. протоколом № 2 (12)-П4 от 21 мая 2003 г.] // Региональный центр патриотического воспитания. URL: https://www.%D1%80%D1%86%D0%BF%D0%B2.%D1%80%D1%84/wp-content/uploads/2014/07/Kontseptsiya-patrioticheskogo-vospitaniyagrazhdan-Rossijskoj-Federatsii.pdf (дата обращения: 23.11.2024).
19. Ксенофонтов В.В. Культура русского мира – слагаемое духовного фактора победы в Великой Отечественной войне (социально-философский анализ) // Социально-политические науки. 2020. Т. 10, № 2. С. 169–173.
20. Стратегия развития молодежи Российской Федерации на период до 2025 года. URL: https://vmo.rgub.ru/files/project-937-2.pdf (дата обращения: 23.11.2024).
21. Казаченко Н.А. Формирование патриотического чувства к малой родине у студентов художественных направлений // Проблемы современного педагогического образования. 2023. № 79-2. С. 97–99.
22. Казаева Е.А., Чхетиани Н.С., Пономарева Л.И. Патриотизм как инструмент формирования гражданской идентичности: анализ представлений студентов // Мир науки. Педагогика и психология. 2023. Т. 11, № 2.
Выпуск: 4, 2025
Серия выпуска: Выпуск № 4
Рубрика: ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА, ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
Страницы: 7 — 19
Скачиваний: 187




