Научно-педагогическое обозрение
RU EN






Сегодня: 08.12.2025
Главная Выпуски журнала 2025 Год Выпуск №4 Теоретические аспекты формирования патриотических чувств у студентов средних профессиональных учебных заведений при помощи художественной литературы
  • Главная
  • Текущий выпуск
  • Выпуски журнала
    • 2025 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
    • 2024 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2023 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2022 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2021 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2020 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2019 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2018 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2017 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2016 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2015 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2014 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2013 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
  • Рейтинг
  • Поиск
  • Новости
  • Редакционная коллегия
  • Правила для авторов
  • Порядок рецензирования
  • Читателям
  • Публикационная Этика Издания
  • Контактная информация
  • Разместить статью
  • Поступившие статьи
  • Принятые в печать
  • Оформить подписку
  • Служебный вход
vestnik.tspu.ru
praxema.tspu.ru
ling.tspu.ru
npo.tspu.ru
edujournal.tspu.ru

E-LIBRARY (РИНЦ)
Ulrich's Periodicals Directory
Google Scholar
EBSCO
Поиск по автору
- Не выбрано -
  • - Не выбрано -
Яндекс.Метрика

Теоретические аспекты формирования патриотических чувств у студентов средних профессиональных учебных заведений при помощи художественной литературы

Захарина Фаридэ Ильдаровна

DOI: 10.23951/2307-6127-2025-4-7-19

Информация об авторе:

Захарина Ф.И., аспирант, Кузбасский региональный институт развития профессионального образования (ул. Тухачевского, 38а, Кемерово, Россия, 650071). E-mail: fzakharina@yandex.ru. ORCID: 0009-0001-8495-3671. SPIN-код: 4685-8334.

Актуальность исследования формирования патриотических чувств у студентов средних профессиональных учебных заведений посредством художественной литературы обусловлена рядом важных социально-педагогических факторов и современных вызовов. В условиях глобализации и информационного общества особенно остро встает вопрос сохранения национальной идентичности и патриотического самосознания молодого поколения. Современные студенты среднего профессионального образования (СПО) находятся в том возрастном периоде, когда активно формируется мировоззрение, происходит становление гражданской позиции и ценностных ориентиров. Именно в этот период крайне важно создать прочный фундамент патриотического воспитания. Художественная литература представляет собой уникальный инструмент патриотического воспитания, поскольку через художественные образы, эмоциональное воздействие и глубокое осмысление исторических событий формируется не просто знание о родине, а истинная любовь к ней. В современном образовательном процессе наблюдается недостаточное использование потенциала художественной литературы в патриотическом воспитании, что делает данное исследование особенно значимым. В статье представлено комплексное исследование теоретических основ формирования патриотических чувств у студентов средних профессиональных учебных заведений посредством художественной литературы. На основе анализа психологических особенностей студентов СПО, специфики их возрастного и социально-психологического развития разработана и теоретически обоснована педагогическая модель развития патриотических чувств с учетом профессиональной направленности обучения. Предложены конкретные методологические подходы и практические рекомендации по интеграции художественной литературы в воспитательный процесс СПО. Представлены результаты диагностики уровня сформированности патриотических чувств у студентов СПО, обоснованы критерии эффективности воспитательной работы в данном направлении.

Ключевые слова: патриотическое воспитание, художественная литература, среднее профессиональное образование, гражданская идентичность, воспитательный процесс, патриотические чувства, студенты среднего профессионального образования, методы воспитания, педагогические технологии, литературное образование

Библиография:

1. Муравьева Е.И. Роль литературы в патриотическом воспитании молодежи // Современное педагогическое образование. 2020. № 3. С. 189–192. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42670001 (дата обращения: 23.11.2024).

2. Мухина З.З. Патриотическое воспитание молодежи в современной России: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 50-летию организации поискового движения на Белгородчине. Старый Оскол: СТИ НИТУ «МИСиС», 2019. 289 с.

3. Стрижакова В.Е. Патриотизм в системе ценностей современных студентов // Молодой ученый. 2024. № 36 (535). С. 237–240.

4. Зубок Ю.А., Селиверстова Н.А. Смысловые компоненты образа будущего страны в представлениях молодежи // Наука. Культура. Общество. 2022. Т. 28, № 4. С. 56–74.

5. Ситаров В.А. Ценностные трансформации современной студенческой молодежи // Знание, понимание, умение. 2017. № 2. С. 202–210.

6. Фесенко О.П. Патриотизм в языковом сознании современных студентов. Язык. Сознание. Коммуникация: методологи. М.: Канцлер, 2024. С. 297–298.

7. Ишкиняева Л.К. Патриотическое воспитание через литературу // Вестник Ульяновского государственного университета. 2020. С. 264–270.

8. Захарчук Т.В., Фролова Ю.А. Патриотическое воспитание в общедоступной библиотеке: учебно-практическое пособие. СПб.: Профессия, 2017. 174 с.

9. Алешина Е.А. Творчество как средство патриотического воспитания молодежи // Инновационные научные исследования. 2021. № 10–2 (12). С. 83–89.

10. Пугачев С.В. Роль историко-литературного краеведения в патриотическом воспитании молодежи // International Scientific Review. 2019. № 5. С. 78–80.

11. Маслова Т.А., Курденкова А.А. Воспитание патриотизма в процессе ознакомления с произведениями художественной литературы // Тенденции развития науки и образования. 2023. № 103-1. С. 131–134.

12. Купрук О.П. Социальные практики как инструмент формирования патриотизма у студентов высших учебных заведений. М.: А-Приор, 2024. С. 44–49.

13. Лаухина С.С. К вопросу о формах и методах воспитания гражданственности // Педагогика и психология образования. 2018. № 2. С. 22–29.

14. Каравайская О.С., Михайлова А.И. Патриотическое воспитание в вузе: формирование духовной культуры студентов в процессе освоения литературоведческих дисциплин // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2023. № 3 (40). С. 165–170.

15. Фесенко О.П., Черников А.Е. Лингводидактический потенциал годонимики в воспитании патриотизма студентов. Образ Родины: содержание, формирование, актуализация: материалы VIII Международной научной конференции, Москва, 19–20 апреля 2024 г. М.: Московский художественно-промышленный институт, 2024. С. 320–323.

16. Шитова А.А. Волонтерство в развитии патриотизма у студентов творческого вуза. Казань: Казанский государственный институт культуры, 2024. С. 301–304.

17. Бузыкина Ю.С. Психологические характеристики и представление о патриотизме у молодежи // Мир науки. Педагогика и психология. 2019. № 4. URL: https://mir-nauki.com/PDF/22PSMN419.pdf (дата обращения: 23.11.2024).

18. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации: [утв. протоколом № 2 (12)-П4 от 21 мая 2003 г.] // Региональный центр патриотического воспитания. URL: https://www.%D1%80%D1%86%D0%BF%D0%B2.%D1%80%D1%84/wp-content/uploads/2014/07/Kontseptsiya-patrioticheskogo-vospitaniyagrazhdan-Rossijskoj-Federatsii.pdf (дата обращения: 23.11.2024).

19. Ксенофонтов В.В. Культура русского мира – слагаемое духовного фактора победы в Великой Отечественной войне (социально-философский анализ) // Социально-политические науки. 2020. Т. 10, № 2. С. 169–173.

20. Стратегия развития молодежи Российской Федерации на период до 2025 года. URL: https://vmo.rgub.ru/files/project-937-2.pdf (дата обращения: 23.11.2024).

21. Казаченко Н.А. Формирование патриотического чувства к малой родине у студентов художественных направлений // Проблемы современного педагогического образования. 2023. № 79-2. С. 97–99.

22. Казаева Е.А., Чхетиани Н.С., Пономарева Л.И. Патриотизм как инструмент формирования гражданской идентичности: анализ представлений студентов // Мир науки. Педагогика и психология. 2023. Т. 11, № 2.

zakharina_faride_ildarovna_7_19_4_62_2025.pdf ( 400.51 kB ) zakharina_faride_ildarovna_7_19_4_62_2025.zip ( 387.69 kB )

Выпуск: 4, 2025

Серия выпуска: Выпуск № 4

Рубрика: ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА, ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

Страницы: 7 — 19

Скачиваний: 187

Для цитирования:


© 2025 Научно-педагогическое обозрение

Разработка и поддержка: Лаборатория сетевых проектов ТГПУ