Научно-педагогическое обозрение
RU EN






Сегодня: 07.12.2025
Главная Выпуски журнала 2025 Год Выпуск №4 Актуальность развития презентационной компетентности субъекта в условиях VUCA-мира
  • Главная
  • Текущий выпуск
  • Выпуски журнала
    • 2025 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
    • 2024 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2023 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2022 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2021 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2020 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2019 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2018 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2017 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2016 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2015 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2014 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2013 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
  • Рейтинг
  • Поиск
  • Новости
  • Редакционная коллегия
  • Правила для авторов
  • Порядок рецензирования
  • Читателям
  • Публикационная Этика Издания
  • Контактная информация
  • Разместить статью
  • Поступившие статьи
  • Принятые в печать
  • Оформить подписку
  • Служебный вход
vestnik.tspu.ru
praxema.tspu.ru
ling.tspu.ru
npo.tspu.ru
edujournal.tspu.ru

E-LIBRARY (РИНЦ)
Ulrich's Periodicals Directory
Google Scholar
EBSCO
Поиск по автору
- Не выбрано -
  • - Не выбрано -
Яндекс.Метрика

Актуальность развития презентационной компетентности субъекта в условиях VUCA-мира

Гадалов Демид Игоревич

DOI: 10.23951/2307-6127-2025-4-30-37

Информация об авторе:

Гадалов Д.И., аспирант, Сибирский федеральный университет (пр. Свободный, 79, Красноярск, Россия 660041). E-mail: gadalov_demid@vk.com. ORCID: 0009-0002-3160-9196. SPIN-код: 6509-5132. Researcher ID: MGB-7036-2025.

Трансформация традиционной образовательной парадигмы, преобладавшей до конца XX в., была вызвана глобальными системными изменениями во всех сферах жизни человека. Внедрение методологии компетентностного подхода утвердило новые результаты образования в виде востребованных личностных характеристик – компетенций. Повышение нестабильности и сложности информационного общества привело к формированию VUCA-мира, который значительно повлиял на структуру портфеля компетенций современного специалиста. Целью работы является определение актуальности развития презентационной компетентности субъекта в условиях VUCA-мира. В ходе исследования использованы теоретические методы: анализ научной литературы, концептуальный анализ основных используемых понятий. В статье выявлено, что успешному выполнению учебной и профессиональной деятельности специалиста в условиях VUCA-мира способствуют ключевые компетенции, среди которых обнаруживается презентационная компетентность, повышающая результативность субъекта при проведении коммуникации в различных контекстах.

Ключевые слова: презентационная компетентность, VUCA-мир, компетентностный подход, ключевые компетенции, мягкие навыки, коммуникация

Библиография:

1. Универсальные компетентности и новая грамотность: от лозунгов к реальности / под ред. М.С. Добряковой, И.Д. Фрумина. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2020. 472 c.

2. Игнатьев В.П. Компетентностный подход: проблемы и решения // Преподаватель XXI век. 2022. № 2. С. 34–45.

3. Уварина Н.В. Soft skills: актуальность, история, перспективы развития // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2021. № 4. С. 40–46.

4. Осипова С.И. Формирование Soft skills в условиях социально общественных практик студентов при реализации образовательной программы в идеологии Международной инициативы CDIO // Перспективы науки и образования. 2019. № 4. С. 91–101.

5. Whitmore P.G. What are soft skills? // CONARC Soft Skills Training Conference, 12-13 December. Fort Bliss: US Army Air Defense School, 1972. Р. 3–9. URL: https://goo.su/VZptH (дата обращения: 03.03.2025).

6. Faure E., Herrera F., Kaddoura A-R. et al. Learning to Be: The World of Education Today and Tomorrow. Paris: Unesco, 1972. 313 р. URL: https://clck.ru/3Fk7tJ (дата обращения: 03.03.2025).

7. Зимняя И.А. Коммуникативная компетентность, речевая деятельность, вербальное общение. М.: Аспект Пресс, 2020. 400 с. URL: https://znanium.ru/catalog/document?id=373076 (дата обращения: 03.03.2025).

8. Обухова Н.И. VUCA-мир и образовательная среда // Калининградский вестник образования. 2021. № 3. С. 11–22.

9. Warren B. Leaders: the strategies for taking charge. New York: Harper&Row. 258 p. URL: https://archive.org/details/leadersstrategie1985benn/mode/2up (дата обращения: 03.03.2025).

10. Клячко Т.П. Образование в России и мире: основные тенденции // Образовательная политика. 2020. № 1 (81). С. 26–40.

11. Исаев А.П. Мягкие навыки для успешной карьеры выпускников инженерного профиля // Высшее образование в России. 2021. Т. 30, № 10. С. 63–77.

12. De Grez L. Optimizing the instructional environment to learn presentation skills. Ghent University, Faculty of Psychology and Educational Sciences: PhD Thesis. 2009. URL: https://biblio.ugent.be/publication/7051516 (дата обращения: 03.03.2025).

13. Соломатина В.И. Развитие презентационных умений студентов в образовательном процессе вуза // Вестник ВГУ. 2019. № 2. С. 69–72.

14. Гадалов Д.И., Осипова С.И. и др. Сущность и структура презентационной компетентности // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2024. № 5. С. 262–265.

15. Пашкова И.И. Важность развития soft skills в условиях vuca-мира // Мир науки, культуры, образования. 2023. № 4. С. 129–131.

16. Пикулёва О.А. Теоретические подходы к пониманию самопрезентации личности через призму осознанности – неосознанности процесса // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2013. Т. 10, № 4. С. 158–172.

17. Бреус Н.Г. Некоторые аспекты подготовки конкурентоспособного специалиста // Полесский регион и наука XXI века: материалы VIII Республиканской научно-практической конференции магистрантов, аспирантов и молодых ученых. Мозырь: МГПУ им. И.П. Шамякина, 2013. С. 13–17.

18. Defining the skills citizens will need in the future world of work. McKinsey&Company. URL: https://www.mckinsey.com/industries/public-sector/our-insights/defining-the-skills-citizens-will-need-in-the-future-world-of-work (дата обращения: 03.03.2025).

19. Future of Jobs Report 2023: World Economic Forum. URL: https://www3.weforum.org/docs/WEF_Future_of_Jobs_2023.pdf (дата обращения: 03.03.2025).

20. Van Ginkel S. Fostering Oral Presentation Competence in Higher Education (PhD Thesis), Wageningen University, the Netherlands. 2019. URL: https://edepot.wur.nl/476541 (дата обращения: 03.03.2025).

21. Sümer Ö. Estimating presentation competence using multimodal nonverbal behavioral cues: [Preprint]. URL: https://arxiv.org/pdf/2105.02636 (дата обращения: 03.03.2025).

22. Pandey V.K. The Importance of Presentation Skills for Employability // ResearchGate. URL: https://clck.ru/3Fk7wM (дата обращения: 03.03.2025).

23. Полетаева Н.М. Презентационная компетентность в структуре профессиональной деятельности специалиста // Образование взрослых и подготовка специалиста. 2018. № 1 (54). С. 92–96.

24. Клименко А.А. Самопрезентационная компетентность: содержание и основы формирования: учеб. пособие. Краснодар: КубГАУ, 2018. 163 с. URL: https://kubsau.ru/upload/iblock/3c0/3c0b1bc019adbfa9b2810b60175d1cfa.pdf (дата обращения: 03.03.2025).

gadalov_demid_igorevich_30_37_4_62_2025.pdf ( 373.03 kB ) gadalov_demid_igorevich_30_37_4_62_2025.zip ( 362.11 kB )

Выпуск: 4, 2025

Серия выпуска: Выпуск № 4

Рубрика: ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА, ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

Страницы: 30 — 37

Скачиваний: 241

Для цитирования:


© 2025 Научно-педагогическое обозрение

Разработка и поддержка: Лаборатория сетевых проектов ТГПУ