Научно-педагогическое обозрение
RU EN






Сегодня: 06.12.2025
Главная Выпуски журнала 2025 Год Выпуск №4 Проектирование части основной образовательной программы высшего образования, формирующей профессиональные компетенции
  • Главная
  • Текущий выпуск
  • Выпуски журнала
    • 2025 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
    • 2024 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2023 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2022 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2021 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2020 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2019 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2018 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2017 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2016 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2015 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2014 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2013 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
  • Рейтинг
  • Поиск
  • Новости
  • Редакционная коллегия
  • Правила для авторов
  • Порядок рецензирования
  • Читателям
  • Публикационная Этика Издания
  • Контактная информация
  • Разместить статью
  • Поступившие статьи
  • Принятые в печать
  • Оформить подписку
  • Служебный вход
vestnik.tspu.ru
praxema.tspu.ru
ling.tspu.ru
npo.tspu.ru
edujournal.tspu.ru

E-LIBRARY (РИНЦ)
Ulrich's Periodicals Directory
Google Scholar
EBSCO
Поиск по автору
- Не выбрано -
  • - Не выбрано -
Яндекс.Метрика

Проектирование части основной образовательной программы высшего образования, формирующей профессиональные компетенции

Постников Сергей Николаевич

DOI: 10.23951/2307-6127-2025-4-49-61

Информация об авторе:

Постников С.Н., кандидат физико-математических наук, доцент, доцент, Санкт-Петербургский государственный морской технический университет (ул. Лоцманская, 3, Санкт-Петербург, Россия, 190121). E-mail: psn4691@mail.ru. ORCID: 0009-0002-9056-1188. SPIN-код: 5995-8045.

Одной из принципиальных методических проблем при разработке основных образовательных программ высшего образования, не получивших пока должного решения, является формирование профессиональных компетенций. Ситуация осложняется тем, что действующие федеральные государственные образовательные стандарты не содержат перечня профессиональных компетенций, которые образовательная организация обязана прописать самостоятельно. Многообразие подходов, используемых в настоящее время разными вузами для решения этой задачи, привело к необоснованным различиям в структуре и содержании подготовки специалистов одинакового профиля, невозможности централизованной и объективной оценки качества такой подготовки, что в конечном счете вызвало нарушение целостности образовательного пространства. В настоящей статье предлагается и демонстрируется на примере бакалавриата по направлению 26.03.02 «Кораблестроение, океанотехника и системотехника объектов морской инфраструктуры» системный подход, позволяющий при проектировании программы наравне с государственными требованиями учесть интересы как университетов, так и работодателей. В основе подхода лежит анализ и использование соответствующих профессиональных стандартов. В работе также даны рекомендации для случая, когда профессиональные стандарты, соответствующие направленности программы, отсутствуют. Особое внимание в работе уделено вопросу, тесно связанному с основной темой статьи, а именно: грамотной формулировке результатов обучения на основе таксономии Блума – Андерсона. Предложенный подход был разработан в Санкт-Петербургском государственном морском техническом университете в 2020 г., апробирован и успешно использовался в течение последних пяти лет при проектировании образовательных программ всех уровней высшего образования. Статья может представлять интерес для руководителей образовательных программ, заведующих кафедрами, сотрудников учебных управлений университетов, отвечающих за разработку образовательных программ высшего образования.

Ключевые слова: образовательная программа, профессиональные компетенции, индикаторы, профессиональные стандарты, трудовые функции

Библиография:

1. Попов Л.Е., Слободской М.И., Постников С.Н. Человек, биосфера и естественные технологии познания // Физическая мезомеханика. 2004. Т. 7, № 2. С. 117–120.

2. Сафонцева Н.Ю., Лутков С.А. Проектирование основных образовательных программ с учетом требований профессиональных стандартов деятельности (на примере морской образовательной организации) // Мир науки, культуры, образования. 2022. № 1 (92). С. 56–60.

3. Алтыбаева М.А., Сооронбаева К.А. Разработка оценочных средств образовательных программ // Научное обозрение. 2022. № 5. С. 15–19.

4. Михайлов Ю.И. Основная профессиональная образовательная программа как продукт гармонизации государственного образовательного и профессионального стандартов // Материалы XXVIII Международной научно-методической конференции «Современное образование: содержание, технологии, качество». СПб.: Изд-во СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2022. Т. 1. С. 296–298.

5. Анисимова Т.В. Междисциплинарная парадигма как основа проектирования образовательных программ и повышения качества образовательного процесса // Мир образования – образование в мире. 2021. № 4 (84). С. 45–51.

6. Воронин Д.М., Воронина Е.Г., Коротков О.В. Разработка образовательной программы согласно формированию «ядра высшего педагогического образования» и унификации образовательных программ высшего педагогического образования // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 73-2. С. 57–59.

7. Насонова Н.А., Соколов Д.А., Кварацхелия А.Г., Карандеева А.М., Ильичёва В.Н. Образовательная программа как комплекс основных характеристик образовательного процесса // Система менеджмента качества: опыт и перспективы. 2021. Вып. 10. С. 60–63.

8. Виландеберк А.А., Шубина Н.Л. Проектирование образовательных программ в условиях формирования новой образовательной среды // Научное мнение. 2020. № 3. С. 33–43.

9. Полевая Н.М., Ситникова В.В. Механизм формирования профессиональной компетенции: от разработки образовательной программы до проверки сформированности компетенции (на примере направления подготовки «социальная работа») // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020. Т. 9, № 3 (32). С. 225–228.

10. Тулекбаева А.К., Ветохин С.С. Методические принципы разработки модульных образовательных программ по специальности // Высшее техническое образование. 2020. Т. 4, № 1. С. 26–32.

11. Смоленникова Л.В., Стрельникова Н.М. Методические подходы к формированию образовательных программ в условиях реинжиниринга образовательного процесса // Вестник Марийского государственного университета. 2021. Т. 15, № 2. С. 149–156.

12. Пошивайло Я.Г., Колесников А.А. Опыт разработки образовательной программы магистратуры по направлению подготовки 05.04.03 «Картография и геоинформатика» // Актуальные вопросы образования. 2021. № 1. С. 42–45.

13. Анохина О.В. Инновационные подходы к разработке образовательных программ в высшем образовании: современные методы и технологии проектирования // Научное обозрение. Серия 2: Гуманитарные науки. 2023. № 6. С. 65–74.

14. Гурниковский А.И., Гурниковская Р.Ю., Грушина С.Р., Ляшенко В.С., Шадрина Н.Н., Тарарин И.М. Некоторые аспекты разработки образовательных программ бакалавриата в условиях федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования // Управление образованием: теория и практика. 2023. № 9 (67). С. 11–27.

15. Тиханова Н.Е. Разработка (актуализация) образовательной программы высшего образования на основе ФГОС 3++ // Continuum. Математика. Информатика. Образование. 2023. № 2 (30). С. 60–70.

16. Омельянович В.В. К вопросу оптимизации разработки основных профессиональных образовательных программ высшего образования как важном условии повышения эффективности организации образовательной деятельности // Академическая мысль. 2022. № 3 (20). С. 72–75.

17. Зайцева О.М., Волошановская Ю.Э., Новиков П.Н. Учет профессиональных стандартов как основы формирования образовательных программ высшего образования // Социально-трудовые исследования. 2022. № 49 (4). C. 133–148.

18. Сквазников М.А., Рахматулин А.М., Шехонин А.А. Экспертные методы формирования профессиональных компетенций выпускников // Высшее образование в России. 2021. Т. 30, № 11. С. 139–146.

19. Гафурова А.Д. Таксономия образовательных целей Бенджамина Блума // Молодой ученый. 2022. № 1 (396). С. 237–239.

20. Дементьев Ю.Ю. Таксономия Бенджамина Блума как инструмент эффективного достижения целей занятия // Вестник образовательного консорциума «Среднерусский университет». Cерия: Гуманитарные науки. 2024. № 29. С. 13–15.

postnikov_sergey_nikolaevich_49_61_4_62_2025.pdf ( 400.08 kB ) postnikov_sergey_nikolaevich_49_61_4_62_2025.zip ( 386.6 kB )

Выпуск: 4, 2025

Серия выпуска: Выпуск № 4

Рубрика: МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Страницы: 49 — 61

Скачиваний: 157

Для цитирования:


© 2025 Научно-педагогическое обозрение

Разработка и поддержка: Лаборатория сетевых проектов ТГПУ