Применение картографических игр на уроках географии
DOI: 10.23951/2307-6127-2025-4-62-73
Рассматривается проблема формирования картографических навыков у обучающихся общеобразовательных учреждений в процессе преподавания географии. Изучены требования, предъявляемые к содержанию картографической грамотности школьников как одному из предметных результатов обучения. Проанализировано содержание школьных учебников географии на наличие в них заданий по работе с географической картой. Описана игра как вид деятельности человека и дидактическая игра как учебная деятельность школьников. Дано определение картографической игре с ее особенностями в учебном процессе. Приведены примеры разработанных авторами картографических игр по каждому курсу школьной географии, охарактеризованы способы формирования картографических навыков обучающихся при выполнении игровых заданий. Цель статьи состоит в описании заданий картографических игр, применяемых для развития умений школьников работать с географическими картами, систематизировать полученную информацию, закреплять полученные знания. Результаты контрольных работ, проведенных после применения картографических игр на уроках географии, показали, что данный вид деятельности повышает мотивацию к обучению, способствует формированию картографической грамотности, повышает качество усвоения школьниками нового материала и улучшает обучение школьников.
Ключевые слова: картография, картографические игры, картографические компетенции, приемы формирования картографических навыков, качество обучения, уроки географии
Библиография:
1. Картоведение: учебник для вузов / А.М. Берлянт, А.В. Востокова, В.И. Кравцова и др. М.: Аспект Пресс, 2003. 477 с.
2. Козлова И.В. История картографии: иллюстрированный курс лекций. Томск: Интегральный переплет, 2020. 102 с.
3. Душина И.В. Как учить школьников географии: пособие для начинающих учителей и студентов педагогических институтов и университетов по географическим специальностям. М.: Московский лицей, 1996. 192 с.
4. Таможняя Е.А. Методика обучения географии: учебник и практикум для вузов / под общ. ред. Е.А. Таможней. М.: Юрайт, 2021. 321 с.
5. Практикум по методике преподавания географии для студентов педагогических вузов / под ред. Е.А. Таможней. М.: Экзамен, 2008. 222 с.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт № 287 [от 31.05.2021] // Гарант. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/401333920/#1000 (дата обращения: 10.01.2025).
7. Плешаков А.А., Крючкова Е.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 4 класс. Ч. 1. М.: Просвещение, 2022. 92 с.
8. Федеральная рабочая программа основного общего образования география (для 5–9 классов образовательных организаций) // Единое содержание общего образования. URL: https://edsoo.ru/rabochieprogrammy/ (дата обращения: 10.01.2025).
9. Летягин А.А. География. Начальный курс. 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / под общ. ред. В.П. Дронова. М.: Вентана-Граф, 2016. 192 с.
10. География: 5–6 классы: учебник / А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина и др. М.: Просвещение, 2022. 191 с.
11. География. 7 класс: учебник / А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина и др. М.: Просвещение, 2022. 256 с.
12. География. 8 класс: учебник / А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина и др. М.: Просвещение, 2022. 255 с.
13. География. 9 класс: учебник для общеобразовательных организаций / А.И. Алексеев и др. М.: Просвещение. Полярная звезда, 2023. 239 с.
14. Максаковский В.П. География. 10–11 классы : учебник для общеобразовательных организаций: базовый уровень. М.: Просвещение, 2020. 416 с.
15. Гладкий Ю.Н. География. 10 класс. Базовый и углубленный уровень. М.: Полярная звезда, 2023. 272 с.
16. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т. Т. 1. М.: Народное образование, 2005. 556 с.
17. Петрова Е.Ю. Современные технологии в обучении географии: учеб. пособие для студентов педагогических университетов. Томск: Изд-во ТГПУ, 2018. 124 с.
18. Петрова Е.Ю. Система коррекционно-развивающей деятельности учителя географии // Вестник Томского государственного педагогического университета (TSPU Bulletin). 2015. Вып. 5 (158). С. 12–16.
19. Петрова Е.Ю. Методика обучения географии: учебно-методический комплекс для студентов географических профилей педагогических университетов: практикум. Томск: Изд-во ТГПУ, 2015. 100 с.
20. Одно из Семи чудес России: плато Маньпупунёр, или «Мансийские болваны» в тайге Северного Урала // Яндекс Путешествия. URL: https://travel.yandex.ru/journal/plato-manpupunyor/ (дата обращения: 1.04.2025).
Выпуск: 4, 2025
Серия выпуска: Выпуск № 4
Рубрика: ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
Страницы: 62 — 73
Скачиваний: 242




