Научно-педагогическое обозрение
RU EN






Сегодня: 06.12.2025
Главная Выпуски журнала 2025 Год Выпуск №4 Система обучения военной лексике в курсе РКИ для иностранных курсантов в вузах министерства обороны
  • Главная
  • Текущий выпуск
  • Выпуски журнала
    • 2025 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
    • 2024 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2023 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2022 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2021 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2020 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2019 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2018 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2017 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2016 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2015 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2014 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2013 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
  • Рейтинг
  • Поиск
  • Новости
  • Редакционная коллегия
  • Правила для авторов
  • Порядок рецензирования
  • Читателям
  • Публикационная Этика Издания
  • Контактная информация
  • Разместить статью
  • Поступившие статьи
  • Принятые в печать
  • Оформить подписку
  • Служебный вход
vestnik.tspu.ru
praxema.tspu.ru
ling.tspu.ru
npo.tspu.ru
edujournal.tspu.ru

E-LIBRARY (РИНЦ)
Ulrich's Periodicals Directory
Google Scholar
EBSCO
Поиск по автору
- Не выбрано -
  • - Не выбрано -
Яндекс.Метрика

Система обучения военной лексике в курсе РКИ для иностранных курсантов в вузах министерства обороны

Великов Максим Сергеевич, Сафронова Елена Юрьевна

DOI: 10.23951/2307-6127-2025-4-92-103

Информация об авторе:

Великов М.С., начальник специального факультета, Военный институт (инженерно-технический), Военная академия материально-технического обеспечения имени генерала армии А.В. Хрулёва (наб. Макарова, 8, Санкт-Петербург, Россия, 199034). E-mail: botvexel@yandex.ru. ORCID: 0009-0005-7664-830X. SPIN-код: 6455-4082. Сафронова Е.Ю., доктор филологических наук, профессор кафедры межкультурной коммуникации, Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет (92-я Красноармейская ул., 4, Санкт-Петербург, Россия, 190005); педагог дополнительного образования, ГБОУ школа № 210 Центрального района г. Санкт-Петербурга (Невский проспект, 14, Санкт-Петербург, Россия, 191186). E-mail: esafr@mail.ru. ORCID: 0000-0002-7245-9174. SPIN-код: 2168-0300. Researcher ID: ААE-2310-2021. Scopus ID: 572.125.52.261.

В статье рассматривается проблема насущной необходимости изменения лингводидактической парадигмы обучения РКИ в вузах Министерства обороны РФ, обосновываются методологические и методические принципы, лежащие в основе разработки курса, который предполагает изучение языка через его интеграцию в профессиональную сферу. В современных условиях методика преподавания РКИ должна быть гибкой, адаптивной, учитывать этнокультурные особенности и профессиональные потребности учащихся. Обучение инофонов военной лексике должно представлять целостную и поэтапную систему задач разной степени сложности, направленную на формирование языковой и профессиональных компетенций. Для решения этой задачи авторы предлагают создать интерактивный иллюстрированный словарь военной лексики и систему заданий, направленную на закрепление этого материала. Словарная статья создавалась как креолизованный текст: дефиниция каждого понятия была дополнена актуальным изображением. Такой словарь военной лексики соответствует концепции современного учебника как поликодового текста, способствующего углублению языковых и профессиональных знаний иностранных курсантов, подготавливающего их к переходу от репродуктивной функции речи к творческому, свободному владению профессиональной лексикой.

Ключевые слова: педагогическое проектирование, русский язык как иностранный, система обучения военной лексике, военный подъязык, креолизованный текст

Библиография:

1. Кулибина Н.В. Инновационный вектор в методике преподавания русского языка как иностранного – изменение лингводидактической парадигмы // Актуальные проблемы методики преподавания русского языка как иностранного: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (18 июня 2015 г., г. Уфа) / отв. ред. канд. филол. наук ст. преп. О.С. Тарасенко. Уфа: Уфимский ЮИ МВД России, 2015. С. 9–19.

2. Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: изучение, преподавание, оценка / Департамент по языковой политике, Страсбург. М.: МГЛУ, 2005. 247 с.

3. Орлова Е.С. Современные парадигмы лингводидактики // Вестник Нижегородского университета. 2013. № 4 (2). С. 366–372.

4. Миночкина Г.А., Чернякова Н.Ю. Музыкальная фонетика как средство обучения и воспитания иностранных курсантов, изучающих русский язык в Российском военном вузе // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. М., 2012. № 7. С. 188–191.

5. Зверев С.Э. Обучение владению военной лексикой и терминологией курсантов военных вузов // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2009. № 102. С. 176–179.

6. Седыченко Т.Ю. Специфика обучения профессиональной речи иностранных курсантов (слушателей) в военном вузе // Гуманитарные проблемы военного дела. 2020. № 4. (25). С. 162–168.

7. Сафронова Е.Ю., Калугина Т.В. Средства реализации языкового смысла «признак предмета» в профессиональной сфере «военное строительство» // Язык и текст. 2024. Т. 11, № 1. С. 52–64.

8. Калугина Т.В., Орехова Н.Н. Дифференцированный подход и индивидуализация обучения в разноуровневых группах // Гуманитарные основы инженерного образования: методические аспекты в преподавании речеведческих дисциплин и проблемы речевого воспитания в вузе: сб. материалов IX Всероссийской научно-методической конференции / ред. Т.В. Рябова, О.А. Кунникова. СПб., 2023. С. 73–78.

9. Биченок Л.П. Обучение военной профессиональной речи и тестовые формы контроля: автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 2000. 23 с.

10. Баранова И.И., Виноградова М.В., Гладких И.А., Доценко М.Ю. Проблемы обучения русскому языку как иностранному в специальных целях: анализ мнений студентов // Перспективы науки и образования. 2021. № 5 (53). С. 260–276.

11. Кутузова Г.И. Междисциплинарные связи в обучении иностранных студентов. СПб.: Изд-во Политехнического ун-та, 2008. 379 с.

12. Есина З.И., Соболева Н.И., Нахабина М.М., В.В. Стародуб и др. Образовательная программа по русскому языку как иностранному. Элементарный уровень. Базовый уровень. Первый сертификационный уровень. М.: Изд-во РУДН, 2001. 137 с.

13. Есина З.И. Межпредметная координация как основа проектирования учебного процесса для получения иностранными студентами специальности // Полилингвальность и транскультурные практики. 2010. № 1. С. 13–18.

14. Зверев С.Э. Военная риторика Древнего мира. СПб.: Алетейя, 2011. 176 с.

15. Лазуткина Л.Н. Педагогическая концепция формирования и развития речевой культуры у курсантов военных командных вузов: автореф. дис. … д-ра пед. наук. М., 2007. 56 с.

16. Зверев С.Э. Военная риторика Нового времени. СПб.: Алетейя, 2012. 397 с.

17. Зверев С.Э. Военная риторика Средневековья. СПб.: Алетейя, 2011. 206 с.

18. Зверев С.Э. Военная риторика Новейшего времени. Гражданская война в России. СПб.: Алетейя, 2012. 374 с.

19. Зверев С.Э. «Вселить в них дух воинственный»: дискурсивно-педагогический анализ воинских уставов. СПб.: Алетейя, 2017. 205 с.

20. Зверев С.Э. Военная риторика Второй мировой: речевое воспитание войск в межвоенный период и в годы войны. СПб.: Алетейя, 2014. 559 с.

21. Зверев С.Э. Русский мат, бессмысленный и беспощадный, на войне и военной службе. СПб.: Алетейя, 2022. 143 с.

22. Зверев С.Э. Речевое воспитание военнослужащих. СПб.: Алетейя, 2013. 407 с.

23. Зверев С.Э. Наука жить и побеждать. Актуальные уроки суворовского наследия: историко-педагогическое исследование. СПб.: Алетейя, 2022. 316 с.

24. Речевое воспитание: философско-педагогические и лингвистические аспекты / [С.Э. Зверев и др.]; под ред. И.О. Горяинова. СПб.: Алетейя, 2017. 103 с.

25. Гладких И.А., Орехова Н.Н., Сафронова Е.Ю. Русский язык как иностранный. Изучаем военное дело: учеб. пособие для иностранных курсантов военных вузов. М.: ФЛИНТА, 2023. 174 с.

26. Гладких И.А., Орехова Н.Н., Сафронова Е.Ю. Русский язык как иностранный. Изучаем специальные предметы: учебник по дисциплине «Русский язык как иностранный» для курсантов специальности 56.05.07 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений военного и специального назначения». СПб., 2023. 161 с.

27. Исаева Л.Р., Шестакова Е.В. Введение военно-профессиональной лексики на занятиях по русскому языку как иностранному // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2019. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vvedenie-voenno-professionalnoy-leksiki-na-zanyatiyah-po-russkomu-yazyku-kak-inostrannomu (дата обращения: 01.07.2024).

28. Говорухина Ю.А., Монгина Ф.М. Профессиональная лексика в учебном пособии по русскому языку как иностранному: из опыта обучения иностранных военнослужащих // Русистика. 2019. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnaya-leksika-v-uchebnom-posobii-po-russkomu-yazyku-kak-inostrannomu-iz-opyta-obucheniya-inostrannyh-voennosluzhaschih (дата обращения: 01.07.2024).

29. Саркисова А.Ю. О месте историко-лингвистического комментария в обучении русскому языку как иностранному // Вестник Томского государственного педагогического университета (TSPU Bulletin). 2017. Вып. 2 (179). С. 67–71.

30. Сафонова В.В., Шустрова Е.В. Проблемные задания для работы с поликодовым текстом при реализации программ иноязычного профессионального образования // Вестник Московского университета. Сер. 19: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2024. Т. 27, № 2. С. 78–93.

31. Гладких И.А., Великов М.С. Азбука СВО: учеб. пособие по аудированию для иностранных военных специалистов. СПб.: Флинта, 2024. 62 с.

32. Сафронова Е.Ю. Рецензия на учебное пособие И.А. Гладких, М.С. Великова «Русский язык как иностранный. Азбука СВО: учеб. пособие по аудированию для иностранных военных специалистов» (Санкт-Петербург, 2024. 62 с.) // Культура и текст. 2024. № 4. С. 174–176.

velikov_maksim_sergeyevich_92_103_4_62_2025.pdf ( 401.34 kB ) velikov_maksim_sergeyevich_92_103_4_62_2025.zip ( 388.49 kB )

Выпуск: 4, 2025

Серия выпуска: Выпуск № 4

Рубрика: ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

Страницы: 92 — 103

Скачиваний: 390

Для цитирования:


© 2025 Научно-педагогическое обозрение

Разработка и поддержка: Лаборатория сетевых проектов ТГПУ