Ценностно-смысловые детерминанты отношения к цифровым технологиям у преподавателей высшей школы
DOI: 10.23951/2307-6127-2025-4-104-115
Интенсивное влияние информационных технологий на учебную деятельность на всех уровнях образования определяет необходимость изучения ценностно-смысловых детерминант отношения к цифровым технологиям у преподавателей высшей школы. В ходе эмпирического исследования, проведенного на выборке преподавателей высшей школы образовательных учреждений г. Санкт-Петербурга (73 человека, из них 56 женщин и 17 мужчин), проверялась гипотеза о влиянии ценностей и смысловой установки открытости опыту на отношение преподавателей к цифровым технологиям. В качестве психодиагностических инструментов были применены сокращенный вариант опросника ценностных ориентаций Ш. Шварца, шкала «Интеллект» из опросника Л. Голдберга «Маркеры факторов „Большой пятерки“», а также авторская анкета отношения к применению цифровых технологий преподавателями высшей школы. На основе кластерного анализа были выделены группы преподавателей с положительным и настороженным отношением к цифровым технологиям. Установлено, что для преподавателей с позитивным отношением к цифровым технологиям достоверно более значима ценность достижения (р ≤ 0,05), более выражена установка на открытость новому опыту (р ≤ 0,001). В результате факторизации данных, полученных по авторской анкете, были выявлены основные параметры отношения преподавателей к цифровым технологиям: «Готовность к использованию цифровых технологий в профессиональной деятельности» и «Активность в применении цифровых технологий». С помощью регрессионного анализа было установлено, что детерминантами готовности к применению цифровых технологий у преподавателей выступают ценности достижения, стимуляции, открытость опыту и возраст преподавателей. Предикторами активности в применении цифровых технологий в профессиональной деятельности являются ценность самостоятельности, ценность традиций, а также открытость опыту.
Ключевые слова: ценности, ценностные ориентации, открытость опыту, цифровые технологии, преподаватель высшей школы
Библиография:
1. Коннова З.И., Семенова Г.В. Технологии дополненной и виртуальной реальностей: инновации в обучении иностранным языкам в вузе // Научный результат. Педагогика и психология образования. 2021. Т. 7, № 3. С. 53–67. doi: 10.18413/2313-8971-2021-7-3-0-5
2. Набокова Л.С., Загидуллина Ф.Р. Перспективы внедрения технологий дополненной и виртуальной реальности в сферу образовательного процесса высшей школы // Профессиональное образование в современном мире. 2019. Т. 9, № 2. С. 2710–2719.
3. Дремова О.В. Академическое мошенничество студентов: обзор теоретических концепций и мер предотвращения // Педагогика и психология образования. 2020. № 2. С. 93–111. doi: 10.31862/2500-297X2020-2-93-111
4. Сысоев П.В. Этика и ИИ-плагиат в академической среде: понимание студентами вопросов соблюдения авторской этики и проблемы плагиата в процессе взаимодействия с генеративным искусственным интеллектом // Высшее образование в России. 2024. Т. 33, № 2. С. 31–53. doi: 10.31992/0869-3617-2024-33-2-31-53
5. Бурганова Л.А., Юрьева О.В. Отношение вузовских преподавателей к использованию цифровых технологий: социологический анализ // Вестник экономики, права и социологии. 2020. № 1. С. 105–108.
6. Валькова Ю.Е. Анализ отношения преподавателей вузов к используемым цифровым технологиям // Вестник МГПУ. Серия: Информатика и информатизация образования. 2023. № 2 (64). С. 42–52. doi: 10.25688/2072-9014.2023.64.2.04
7. Козырева Н.В., Лобанов А.П., Радчиков А.С. Отношение к цифровой образовательной среде у студентов и преподавателей вузов Республики Беларусь // Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании (DHTE 2023): сб. статей IV Международной научно-практической конференции. 16–17 ноября 2023 г. / под ред. В.В. Рубцова, М.Г. Сороковой, Н.П. Радчиковой. М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2023. С. 731–742. URL: https://psyjournals.ru/nonserialpublications/dhte2023/contents/Kozyreva_et_al
8. Половнёв А.В., Соловьев С.С., Дмитриева М.М. Отношение преподавателей вузов к цифровизации и использованию электронной информационной образовательной среды (на примере исследования в Московском государственном лингвистическом университете) // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Общественные науки. 2022. Вып. 3 (848). С. 83–92. doi: 10.52070/2500-347X_2022_3_848_83
9. Rahimi A.R., Tafazoli D. The role of university teachers’ 21st-century digital competence in their attitudes toward ICT integration in higher education: Extending the theory of planned behavior // The JALT CALL Journal. 2022. Vol. 18 (2). Р. 238–263. doi: 10.29140/jaltcall.v18n2.632
10. Рогозин Д.М., Солодовникова О.Б., Ипатова А.А. Как преподаватели вузов воспринимают цифровую трансформацию высшего образования // Вопросы образования/Educational Studies Moscow. 2022. № 1. С. 271–300. doi: 10.17323/1814-9545-2022-1-271-300
11. Радчикова Н.П., Одинцова М.А., Сорокова М.Г. Отношение преподавателей российских вузов к цифровой образовательной среде // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. 2023. Т. 20, № 2. С. 311–330.
12. Magen-Nagar N., Maskit D. Integrating ICT in teacher colleges – a change process // Journal of Information Technology Education: Research. 2016. Vol. 15. Р. 211–232. doi: 10.28945/3512
13. Schulz R., Isabwe G. M., Reichert F. Investigating teachers motivation to use ICT tools in higher education // Proceedings of the 6th international conference internet technologies and applications (ITA). 2015. Р. 62–67.
14. Mercader С. and Gairín J. University teachers’ perception of barriers to the use of digital technologies: the importance of the academic discipline // International Journal of Educational Technology in Higher Education. 2020. Vol. 17, № 4. doi: 10.1186/s41239-020-0182-x
15. Исаева О.М., Савинова С.В., Волков И.В. Психологическое благополучие как условие готовности преподавателей университетов к организационным изменениям // Педагогика и психология образования. 2021. № 2. С. 150–168. doi: 10.31862/2500-297X-2021-2-150-168
16. Колосова О.А., Комарова А.А., Андреева А.Л. Digital-трансформация преподавателя в условиях современного образовательного процесса // Человеческий капитал. 2022. Т. 2, № 12 (168). С. 79–87.
17. Сорокова М.Г., Одинцова М.А., Радчикова Н.П. Оценка цифровых образовательных технологий преподавателями вузов // Психологическая наука и образование. 2023. Т. 28, № 1. С. 25–39. doi: 10.17759/pse.2023280101
18. Soomro K.A., Kale U., Curti, R. et al. Digital divide among higher education faculty // International Journal of Educational Technology in Higher Education. 2020. Vol. 17, № 21. doi: 10.1186/s41239-020-00191-5
19. Леньков С.Л., Рубцова Н.Е., Ефремова Г.И. Цифровая компетентность российских педагогов: результаты общероссийского мониторинга // Вестник Калужского университета. Серия: Психологические науки. Педагогические науки. 2022. Т. 5, вып. 1. С. 4–16.
20. Цветкова Е.А., Найговзина Н.Б. Оценка цифровых компетенций преподавателей и студентов в медицинском вузе // Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики. 2023. № 2. С. 1007–1026. doi: 10.24412/2312-2935-2023-2-1007-1026
21. Карандашев В.Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. СПб.: Речь, 2004. 70 с.
22. Князев Г.Г., Митрофанова Л.Г., Бочаров В.А. Валидизация русскоязычной версии опросника Л. Голдберга «Маркеры факторов “Большой пятерки”» // Психологический журнал. 2010. Т. 31, № 5. С. 100–110.
Выпуск: 4, 2025
Серия выпуска: Выпуск № 4
Рубрика: ПСИХОЛОГИЯ
Страницы: 104 — 115
Скачиваний: 216




