Диспозициональная атрибуция проявлений эмоционального интеллекта литературно одаренной личности
DOI: 10.23951/2307-6127-2025-4-128-136
В статье приводится обзор различных психологических подходов к научной трактовке и пониманию феномена эмоционального интеллекта. Обсуждаются структурные составляющие четырехфакторной модели эмоционального интеллекта. Обозначены научные исследования, в которых демонстрируется взаимосвязь эмоциональных навыков со способностью индивида оперировать речевыми конструкциями для выражения возникающих у него идей и мыслей. Представлены результаты констатирующего эксперимента по изучению проявлений эмоционального интеллекта у лиц с литературно-художественной одаренностью. Обнаружено, что литературно одаренные личности в целом характеризуются средним и выше среднего уровнем эмоционально-интеллектуальных проявлений. Качественно-количественный анализ диагностических данных отражает наличие взаимосвязи уровня развития эмоционального интеллекта со словесным (вербальным) интеллектом у литературно одаренных личностей.
Ключевые слова: психология литературного творчества, эмоциональный интеллект, способности, литературная одаренность, литературные способности, одаренность, личность писателя, литературно-художественная деятельность
Библиография:
1. Алымова А. Интеллект: его сущность и значение в психологии. URL: https://blog.alter.ru/glossary/intellekt/ (дата обращения: 17.12.2024).
2. Тест эмоционального интеллекта: методическое пособие / Е.А. Сергиенко, Е.А. Хлевная, И.И. Ветрова, Ю.П. Мигун. М.: ИП РАН, 2019. 178 с.
3. Сергиенко Е.А., Хлевная Е.А., Ветрова И.И., Никитина А.А. Тест эмоционального интеллекта – русскоязычная методика // Социальная психология и общество. 2019. Т. 10, № 3. С. 177–192.
4. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. М.: АСТ, 2011. 461 с.
5. Salovey P., Mayer J. Emotional intelligence // Imagination, Cognition and Personality. 1990. Vol. 9. P. 185–211.
6. Кочетова Ю.А. Эмоциональный интеллект и тип межличностного общения на этапе ранней юности // Мир науки. Педагогика и психология. 2019. № 5. URL: https://mir-nauki.com/PDF/51PSMN519.pdf (дата обращения: 17.12.2024).
7. Корытова Г.С., Еремина Ю.А. Факторная структура копинг-поведения матерей, воспитывающих детей раннего возраста с нормативным уровнем психосоциального развития // Сибирский психологический журнал. 2017. № 65. С. 22–39.
8. Арнаудов М.П. Психология литературного творчества. М.: Прогресс, 1970. 653 с.
9. Грифцов Б.А. Психология писателя. М.: Художественная литература, 1988. 462 с.
10. Ленобль Г.М. Писатель и его работа. М.: Советский писатель, 1966. 396 с.
11. Цейтлин А.Г. Труд писателя: Вопросы психологии творчества, культуры и техники писательского труда. М.: Советский писатель, 1962. 591 с.
12. Бобылев Е.Л. Психологический анализ литературного творчества в работах отечественных психологов: дис. ... канд. психол. наук. М., 2008. 233 с.
13. Корытова Г.С. Психологическое понимание литературно-художественного творчества в различные культурно-исторические эпохи // Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review. 2023. Вып. 1 (47). С. 147–157. doi: 10.23951/2307-6127-2023-1-147-157
14. Корытова А.И., Корытова Г.С. Феноменология бессознательного в литературно-художественном творчестве // Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review. 2017. Вып. 4 (18). С. 47–58. doi: 10.23951/2307-6127-2017-4-47-58
15. Корытова А.И., Корытова Г.С. Литературные способности: проблема психодиагностики и разработки методов эмпирического исследования // Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review. 2019. Вып. 1 (23). С. 28–37. doi: 10.23951/2307-6127-2019-1-28-37
16. Ковалев А.Г. Психология литературного творчества. Л.: ЛГУ, 1960. 136 с.
17. Корытова А.И., Корытова Г.С. Литературные способности: история изучения и структурно-феноменологические основания // Вестник Томского государственного педагогического университета (TSPU Bulletin). 2018. Вып. 8 (197). С. 196–204. doi: 10.23951/1609-624X-2018-8-196-204
18. Люсин Д.В. Новая методика для измерения эмоционального интеллекта: опросник ЭмИн // Психологическая диагностика. 2006. № 4. С. 3–22.
19. Люсин Д.В. Опросник на эмоциональный интеллект ЭмИн: новые психометрические данные // Социальный и эмоциональный интеллект: от моделей к измерениям. М.: Институт психологии РАН, 2009. С. 264–278.
20. Суходольский Г.В. Математические методы психологии. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2003. 242 с.
21. Корытова А.И., Корытова Г.С. Профессионально значимые качества личности писателя: историко-хронологические диспозиции исследований // Комплексные исследования человека: Психология: материалы VII Сибирского психологического форума. Томск: Национальный исследовательский Томский государственный университет, 2017. С. 108–112.
Выпуск: 4, 2025
Серия выпуска: Выпуск № 4
Рубрика: ПСИХОЛОГИЯ
Страницы: 128 — 136
Скачиваний: 188




