Научно-педагогическое обозрение
RU EN






Сегодня: 06.12.2025
Главная Выпуски журнала 2025 Год Выпуск №4 Взаимосвязь синдрома самозванца с психологическими характеристиками специалистов технических и гуманитарных профессий
  • Главная
  • Текущий выпуск
  • Выпуски журнала
    • 2025 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
    • 2024 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2023 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2022 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2021 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2020 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2019 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2018 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2017 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2016 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2015 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2014 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2013 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
  • Рейтинг
  • Поиск
  • Новости
  • Редакционная коллегия
  • Правила для авторов
  • Порядок рецензирования
  • Читателям
  • Публикационная Этика Издания
  • Контактная информация
  • Разместить статью
  • Поступившие статьи
  • Принятые в печать
  • Оформить подписку
  • Служебный вход
vestnik.tspu.ru
praxema.tspu.ru
ling.tspu.ru
npo.tspu.ru
edujournal.tspu.ru

E-LIBRARY (РИНЦ)
Ulrich's Periodicals Directory
Google Scholar
EBSCO
Поиск по автору
- Не выбрано -
  • - Не выбрано -
Яндекс.Метрика

Взаимосвязь синдрома самозванца с психологическими характеристиками специалистов технических и гуманитарных профессий

Пузырева Любава Олеговна

DOI: 10.23951/2307-6127-2025-4-137-147

Информация об авторе:

Пузырёва Л.О., кандидат психологических наук, Пермский государственный национальный исследовательский университет (ул. Букирева, 15, Пермь, Россия, 614000). E-mail: puzireva.l@gmail.com. ORCID: 0000-0002-3248-9133. SPIN-код: 1236-8060. Researcher ID: ADB-3106-2022.

В статье описывается феномен синдрома самозванца, характеризующийся сомнениями в собственных профессиональных способностях, страхом разоблачения и ощущением несоответствия занимаемой роли, несмотря на объективные достижения. Актуальность исследования обусловлена недостаточной изученностью феномена в разрезе профессиональных характеристик различных групп. Цель работы – выявление взаимосвязей синдрома самозванца с профессиональными характеристиками, такими как самоэффективность, профессиональная мотивация, перфекционизм и черты личности из модели «Большая пятерка», определение специфики для групп представителей технических и гуманитарных профессий. В исследовании приняли участие 75 человек, представляющих технические и гуманитарные профессии. Применялся комплекс методик для оценки выраженности феномена самозванца, профессиональной мотивации, перфекционизма, самоэффективности и личностных черт. Анализ показал, что у представителей гуманитарных профессий феномен самозванца связан с высоким уровнем доброжелательности и открытости опыту, а также выраженностью патологического перфекционизма и зависимостью от внешней мотивации. У технических специалистов феномен самозванца ассоциируется с низким уровнем самоэффективности, внутренней мотивации и открытости новому опыту.

Ключевые слова: синдром самозванца, профессиональная мотивация, перфекционизм, самоэффективность, черты личности

Библиография:

1. Шевелева М.С., Пермякова Т.М., Корниенко Д.С. Перфекционизм, феномен самозванца, самооценка и черты личности российских студентов // Психология в России: Состояние искусства. 2023. № 16 (3). С. 132-148. doi: 10.11621/pir.2023.0310

2. Шевелева М.С., Корниенко Д.С., Пермякова Т.М. Шкала феномена самозванца: психометрические характеристики русскоязычной версии // Психологический журнал. 2021. Т. 42, № 1. С. 132–142. doi: 10.31857/S020595920013343-3

3. Шевелева М.С., Золотарева А.А., Руднова Н.А. Феномен самозванца в профессиональной среде: роль мотивации и перфекционизма // Национальный психологический журнал. 2021. № 3 (43). С. 96–104. doi: 10.11621/npj.2021.0308

4. Ли Цзе, Ван Вэньвэнь, Фэн Лянчжу. Качественное исследование самоэффективности студентов, изучающих нелингва франка с точки зрения социальной когнитивной теории // Балтийский гуманитарный журнал. 2023. Т. 12, № 4 (45). С. 27–33. doi: 10.57145/27129780_2023_12_04_06

5. Газизова Р.Р., Сайфуллина Г.Ф., Сулейманова Ф.М. Исследование самоэффективности психологов на этапе обучения в вузе // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2024. Т. 13, № 7А. С. 168–177.

6. Селезнёва Е.В. Самоэффективность как акмеологический инвариант профессионализма кадров управления // Акмеология. 2016. № 1 (57). С. 19–26.

7. Pákozdy C., Askew J., Dyer J., Gately Ph. The imposter phenomenon and its relationship with self-efficacy, perfectionism and happiness in university students // Current Psychology. 2023. Vol. 43, № 6. P. 1–10.

8. McDowell W.C., Grubb W.L., Geho P. The Impact of Self – Efficacy and Perceived Organizational Support on the Impostor Phenomenon // American Journal of Management. 2015. Vol. 15, № 3. P. 23–29.

9. Якина М.А. Возрастные различия в оценке перфекционизма и феномена самозванца // Вестник ПГГПУ. Серия № 1. Психологические и педагогические науки. 2022. № 1. С. 118–129.

10. Осин Е.Н., Иванова Т.Ю., Гордеева Т.О. Автономная и контролируемая профессиональная мотивация как предикторы субъективного благополучия у сотрудников российских организаций // Организационная психология. 2013. Т. 3, № 1. С. 8–29.

11. Dudău D. The Relation between Perfectionism and Impostor Phenomenon // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2014. Vol. 127. P. 129–133. doi: 10.1016/j.sbspro.2014.03.226

12. Parkman A. The Imposter Phenomenon in Higher Education: Incidence and Impact // Journal of Higher Education Theory and Practice. 2019. Vol. 16, № 1. URL: https://articlegateway.com/index.php/JHETP/article/view/1936 (дата обращения: 26.07.2024).

13. Ikbaal M.Y., Salim M., N.’Aqilah. Prevalence of Impostor Phenomenon among Medical Students in a Malaysian Private Medical School // International Journal of Medical Students. 2018. Vol. 6, № 2. P. 66–70. doi: 10.5195/ijms.2018.10

14. Федяева И.Ю. Взаимосвязь профессиональной мотивации и удовлетворенности трудом работников предприятия // Вестник ВятГУ. 2018. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimosvyaz-professionalnoy-motivatsii-i-udovletvorennosti-trudom-rabotnikov-predpriyatiya (дата обращения: 12.09.2024).

15. Осин Е.Н., Горбунова А.А., Гордеева Т.О., Иванова Т.Ю., Кошелева Н.В., Овчинникова Е.Ю. Профессиональная мотивация сотрудников российских предприятий: диагностика и связи с благополучием и успешностью деятельности // Организационная психология. 2017. Т. 7, № 4. С. 21–49.

16. Золотарева А.А. Краткий дифференциальный тест перфекционизма: проверка кросс-культурной устойчивости факторной структуры и психометрических характеристик // Культурно-историческая психология. 2018. Т. 14, № 1. С. 107–115. doi: 10.17759/chp.2018140112

17. Краснорядцева О.М., Кабрин В.И., Муравьева О.И., Подойницина М.А., Чучалова О.Н. Психологические практики диагностики и развития самоэффективности студенческой молодежи: учеб. пособие. Томск: Издательский дом ТГУ, 2014. 274 с.

18. Мишкевич А.М., Щебетенко С.А., Калугин А.Ю., Сото К.Дж., Джон О.П. Адаптация краткой и сверхкраткой версий вопросника Big Five Inventory-2: BFI-2-S и BFI-2-XS // Психологический журнал. 2022. Т. 43, № 1. С. 95–108.

19. Локшина В.И. Профессиональная мотивация молодого специалиста образовательной организации в условиях трансформирующейся реальности // Трансформация реальности: стратегии и практики: 5-й молодеж ный конвент УрФУ: материалы международной конференции 25–27 марта 2021 года. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2021. С. 85–87. URL: http://elar.urfu.ru/handle/10995/108477 (дата обращения: 26.07.2024).

20. Буланкина Н.Е., Перова Е.А. Взаимосвязь перфекционизма, самоэффективности и эмоционального выгорания педагогов // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2024. № 1 (53). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimosvyaz-perfektsionizma-samoeffektivnosti-i-emotsionalnogo-vygoraniya-pedagogov (дата обращения: 11.10.2024).

puzyreva_lyubava_olegovna_137_147_4_62_2025.pdf ( 425.33 kB ) puzyreva_lyubava_olegovna_137_147_4_62_2025.zip ( 411.42 kB )

Выпуск: 4, 2025

Серия выпуска: Выпуск № 4

Рубрика: ПСИХОЛОГИЯ

Страницы: 137 — 147

Скачиваний: 311

Для цитирования:


© 2025 Научно-педагогическое обозрение

Разработка и поддержка: Лаборатория сетевых проектов ТГПУ