Буквари советской эпохи. Возврат в прошлое или новая реальность?
DOI: 10.23951/2307-6127-2025-4-173-188
Актуальность темы обусловлена общественными процессами, проявляющимися в виде требований родительского сообщества к возврату системы образования времен СССР. Современные общественные движения, такие как «Всероссийское родительское сопротивление», «Образовательные партизаны», «За возрождение образования», становятся реальными участниками образовательного процесса, распространяют идеи обучения по «сталинским» учебникам, издают учебную и методическую литературу советского периода. В связи с этим возникла необходимость провести анализ содержания обозначенных учебников с точки зрения возможности их использования в условиях домашнего обучения. В статье сопоставляются буквари и азбуки советского периода (с 1947 г.) таких авторов, как Н.А. Костин, С.П. Редозубов, А.И. Воскресенская и др. и «Азбука» В.Г. Горецкого из УМК «Школа России» (2017–2024 гг.). За основу сопоставления взяты лингвистические, методические особенности учебников и их художественное оформление. Автор рассматривает принципы, цели создания букварей, структуру учебников, способы подачи материала, а также умения, формируемые рассматриваемыми букварями. Обращается внимание на такие методы и приемы, как звуковой аналитико-синтетический метод, «чтение – письмо», на принципы «от простого к сложному» и «не более одной трудности на уроке» в учебниках советской поры. В статье анализируются как достоинства, так и недостатки рассматриваемых учебников, начиная от наличия/отсутствия фонетического анализа и заканчивая неудачными формулировками теории лингвистики. Опора на научные достижения в области фонетики и фонологии, на исследования в области психологии ребенка обусловливает преемственность букварей и азбук разных эпох в методическом и содержательном плане.
Ключевые слова: советские буквари, азбуки, обучение грамоте, методы и приемы обучения грамоте, принципы создания букварей, оформление букварей
Библиография:
1. Редозубов С.П. Методика обучения чтению и письму в начальной школе. URL: https://sheba.spb.ru/shkola/ru-metod-1961.htm (дата обращения: 15.04.2025).
2. Костин Н.А. Букварь. Л.: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 1947. 128 с.
3. Костин Н.А. Методика обучения грамоте по звуковому методу. Л.: Ленинградское отделение Наркомпроса РСФСР, 1937. 170 с.
4. Воскресенская А.И. Букварь. М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 1952. 96 с.
5. Букварь / С.П. Редозубов, А.В. Байдина-Янковская, Н.А. Костин и др. М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 1953. 96 с.
6. Редозубов С.П. Обучение грамоте: руководство для учителей начальной школы. М.: Министерство просвещения РСФСР, 1947. 123 с.
7. Воскресенская А.И., Редозубов С.П., Янковская А.В. Азбука для обучения детей в семье. М.: Советские учебники, 2022. 104 с.
8. Магеррамов И.А. Вклад М.Р. Львова в развитие теории и практики отечественной неориторики // Школа будущего. 2017. № 1. С. 58–70. URL https://schoolfut.ru/wp-content/uploads/journal/2017/2017-1-journal.pdf#page=64 (дата обращения: 17.04.2025).
9. Букварь / Н. Архангельская, Е. Карлсен, А. Каменева, С. Худак. М.: Просвещение, 1967. 103 с.
10. Букварь / В.Г. Горецкий, В. Кирюшкин, А.Ф. Ашанько. М.: Просвещение, 1987. 127 с.
11. Поздеева С.И. Методика обучения грамоте: учебно-методическое пособие. Томск: Томский центр научно-технической информации, 2017. 96 с.
12. Азбука. 1 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: в 2 ч. Ч. 1 / В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина. М.: Просвещение, 2023. 127 с.
13. Азбука. 1 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: в 2 ч. Ч. 2 / В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина. М.: Просвещение, 2023. 111 с.
14. Горецкий В.Г., Белянкова Н.М. Русский язык. Азбука. 1 класс: методические рекомендации. М.: Просвещение, 2023. 103 с.
15. Горецкий В.Г., Белянкова Н.М. Обучение грамоте: методическое пособие с поурочными разработками. 1 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. М.: Просвещение, 2017. 301 с.
16. Архипова Е.В., Лагунова Л.В. Дискурс учебника русского языка в рамках коммуникативной парадигмы языкового образования XXI века // Русский язык в школе. 2018. Т. 79, № 8 (2018). С. 15–21. URL: https://www.riash.ru/jour/issue/view/44 (дата обращения 24.04.2025).
17. Божович Е.Д. Проблематика развития речи ребенка и обучение чтению в трудах Д.Б. Эльконина. URL: https://psy.su/feed/12006/ (дата обращения: 15.04.2025).
18. Сильченкова Л.С. От чего зависит успешность формирования у первоклассников механизма чтения // Начальная школа. 2017. № 1. С. 59–61. URL: https://n-shkola.ru/storage/archive/1484649750-1805934622.pdf (дата обращения: 17.04.2025).
19. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. С. 363–404.
20. Цукерман А.Г., Обухова О.Л. Методическое пособие по курсу «Обучение грамоте» (система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова). М.: БИНОМ. Лаборатория занятий, 2020. 320 с.
Выпуск: 4, 2025
Серия выпуска: Выпуск № 4
Рубрика: ОБЗОРЫ
Страницы: 173 — 188
Скачиваний: 221




