Научно-педагогическое обозрение
RU EN






Сегодня: 06.12.2025
Главная Выпуски журнала 2025 Год Выпуск №5 Роль школьного образования в развитии технологического суверенитета страны
  • Главная
  • Текущий выпуск
  • Выпуски журнала
    • 2025 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
    • 2024 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2023 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2022 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2021 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2020 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2019 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2018 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2017 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2016 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2015 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2014 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2013 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
  • Рейтинг
  • Поиск
  • Новости
  • Редакционная коллегия
  • Правила для авторов
  • Порядок рецензирования
  • Читателям
  • Публикационная Этика Издания
  • Контактная информация
  • Разместить статью
  • Поступившие статьи
  • Принятые в печать
  • Оформить подписку
  • Служебный вход
vestnik.tspu.ru
praxema.tspu.ru
ling.tspu.ru
npo.tspu.ru
edujournal.tspu.ru

E-LIBRARY (РИНЦ)
Ulrich's Periodicals Directory
Google Scholar
EBSCO
Поиск по автору
- Не выбрано -
  • - Не выбрано -
Яндекс.Метрика

Роль школьного образования в развитии технологического суверенитета страны

Червонный Михаил Александрович, Иваницкий Алексей Евгеньевич

DOI: 10.23951/2307-6127-2025-5-7-21

Информация об авторе:

Червонный М.А., доктор педагогических наук, доцент, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061). E-mail: mach@tspu.ru. ORCID: 0000-0002-4459-5726. SPIN-код: 4196-1264. Researcher ID: AAF-2512-2019. Профиль в Scopus: 57204964813. Иваницкий А.Е., кандидат технических наук, доцент, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061). E-mail: aleiv@tspu.ru. ORCID: 0000-0003-1392-5988. SPIN-код: 6205-0154. ResearcherID: G-3489-2014. Профиль в Scopus: 57189644738.

Рассматривается концепция технологического суверенитета как стратегия развития национальной экономики и политики Российской Федерации и соответствующий этой стратегии поиск оснований для изменений в системе общего образования. Выявляется множество понятий технологического суверенитета, образующих важнейшую государственную категорию (функцию) деятельности, анализируются формы реализации концепции технологического суверенитета при подготовке кадров, начиная со школы. Целью данного исследования является изучение понятия «технологический суверенитет» и возможностей его реализации в процессе школьного естественно-научного обучения и воспитания. Анализируются дефициты в знаниях обучающихся об отечественных ученых, научных открытиях и современных технологиях, а также понимание концепции технологического суверенитета. На основе опроса 467 школьников 8-х и 10-х классов Томской области выявлены ключевые пробелы в осведомленности учащихся, включая слабые знания российских ученых, научных достижений и объектов класса «мегасайенс». Исследование базируется на дидактических принципах историзма и научности, позволяющих интегрировать в образовательный процесс историю отечественной науки и актуальные научно-технологические разработки. Предлагаются рекомендации по обновлению школьных программ, усилению практико-ориентированного подхода в преподавании естественно-научных дисциплин и развитию исследовательской культуры у учащихся. Особое внимание уделяется роли учителей в формировании ценностей технологического суверенитета и необходимости их дополнительной подготовки в этой области. Статья подчеркивает важность системной работы по повышению научно-технологической грамотности школьников как ключевого фактора обеспечения будущего технологической независимости страны. Рассматривается ценность данной концепции для России в условиях усиления глобальной конкуренции и необходимости обеспечения национальной безопасности с учетом проекции этого понятия на образование.

Ключевые слова: технологический суверенитет, обучение естественно-научным предметам, принцип научности, принцип историзма, установки «мегасайенс»

Библиография:

1. Что такое «технологический суверенитет» и возможно ли его достичь? // Индекс новости. URL: https://ibmedia.by/news/chto-takoe-tehnologicheskij-suverenitet-i-vozmozhno-li-ego-dostich/ (дата обращения: 22.05.2025).

2. Тимофеева А.Д. Технологический суверенитет: правовой аспект понятия на современном этапе регулирования // Молодой ученый. 2023. № 21 (468). С. 350–352. URL: https://moluch.ru/archive/468/103072/ (дата обращения: 21.05.2025).

3. Афанасьев А.А. Технологический суверенитет: основные направления политики по его достижению в современной России // Вопросы инновационной экономики. 2022. № 4. C. 2193–2212. doi: 10.18334/vinec.12.4.116433

4. Ленчук Е.Б. Технологический суверенитет – новый вектор научно-технологической политики России // Журнал Новой экономической ассоциации. 2024. № 3 (64). С. 232–237.

5. Степанов А.А., Савина М.В., Степанов И.А. Технологический суверенитет: сущность и концепция постинформационного общества // Креативная экономика. 2024. Т. 18, № 3. С. 737–750. doi: 10.18334/ce.18.3.120738

6. Якименко О.А. Технологический суверенитет как ключ к устойчивому развитию России в XXI веке // Информационно-аналитическая система «Росконгресс». URL: https://roscongress.org/materials/tekhnologicheskiy-suverenitet-kak-klyuch-k-ustoychivomu-razvitiyu-rossii-v-xxi-veke/ (дата обращения: 22.05.2025).

7. Гареев Т.Р. Технологический суверенитет: от концептуальных противоречий к практической реализации // Terra Economicus. 2023. № 21 (4). С. 38–54. doi: 10.18522/2073-6606-2023-21-4-38-54

8. Ильина С.А. Технологический суверенитет в полупроводниковой промышленности: миф или реальность? (на примере сегмента оборудования для производства полупроводников): научный доклад. М.: Институт экономики РАН, 2023. 72 c.

9. Успенская Е.Г. Устойчивое развитие российского станкостроения как фактор обеспечения технологического суверенитета страны // Вестник СИБИТа. 2025. № 1. С. 85–89.

10. Файков Д.Ю., Байдаров Д.Ю. Диверсификация в атомной отрасли: современное состояние, особенности, перспективы // Научный вестник оборонно-промышленного комплекса России. 2021. № 2. С. 41–49.

11. Couture, Toupin. What does the notion of «sovereignty» mean when referring to the digital // New Media & Society. 2019. Vol. 21, № 10. P. 2305–2322.

12. Файков Д.Ю., Байдаров Д.Ю. На пути к технологическому суверенитету: теоретические подходы, практика, предложения // Экономическое возрождение России. 2023. № 1 (75). С. 67–82.

13. Бакаев А.А. Актуальность формирования и содержание исследовательской культуры будущего инженера // Primo aspectu. 2024. № 3 (59). C. 34–38. doi: 10.35211/2500-2635-2024-3-59-34-38

14. Янковская Е.С. Технологический суверенитет России: понятие, сущность, стратегия и пути ее реализации // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2022. № 4 (84). С. 76–81.

15. Калина И.И. Вклад МГУ имени М.В. Ломоносова в формирование технологического суверенитета страны средствами подготовки учителей естественно-научного профиля // Вестник Московского университета. 2022. Сер. 20. Педагогическое образование. № 3. С. 56–64.

16. Викторова Т.А., Кузьмин П.В. Технологический суверенитет как основной приоритет формирования компетенций в области информационных технологий у школьников // Человек и образование. 2023. № 2. С. 15–23. doi: 10.54884/S181570410026300-5

17. Мраморнова Е.А., Тюкавкина Л.Ю. Укрепление технологического суверенитета страны: региональные вызовы в образовании и ответы на них // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». 2024. № 3 (23). С. 3–15. URL: https://koirojournal.ru/realises/g2024/30sent2024/kvo301/ (дата обращения: 22.05.2025).

18. Ломакина Т.Ю., Васильченко Н.В., Пентин А.Ю. и др. Реализация профильного обучения технологической (инженерной) направленности на уровне среднего общего образования: методические рекомендации / под ред. Т.Ю. Ломакиной. М.: Институт стратегии развития образования, 2024. 55 с.

19. Масленникова Ю.В., Гребенев И.В. Концепция формирования естественно-научного мировоззрения в гуманитарном учебном заведении // Наука и школа. 2012. № 3. С. 93–98.

20. Скрипко З.А. Естественно-научная подготовка учащихся социально-гуманитарной направленности в системе начального профессионального образования: дис. … д-ра пед. наук. М., 2008. 419 с.

21. Червонный М.А. Принцип историзма при формировании естественно-научного мировоззрения на уроках физики: дис. … канд. пед. наук. Томск, 1999. 162 с.

22. Жигаленко С.Г. Реализация принципа научности при отборе содержания школьных учебных дисциплин естественно-научного цикла: дис. … канд. пед. наук. Тамбов, 2006. 179 с.

23. Даммер М.Д. Роль принципа научности в формировании содержания обучения // Вестник ЮУРГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». 2012. Вып. 15, № 4. С. 30–33.

24. Баутин В.М. Работа на науку, работа на Россию – системный подход (памяти Дмитрия Ивановича Менделеева, 1834–1907) // Известия Тимирязевской сельскохозяйственной академии. 2009. Вып. 3. С. 3–8.

25. Аллахвердян А.Г. Социально-этические аспекты трагической судьбы нобелевского лауреата (к 125-летию со дня рождения академика П.Л. Капицы) // Проблемы деятельности ученого и научных коллективов. 2019. № 5 (35). С. 7–15. doi: 10.24411/2414-9241-2019-10001

26. Семенова Л.С., Николаева Е.В. Значение научного наследия Ильи Ильича Мечникова для развития медицины // Медичні перспективи. 2016. № 4, вып. 21. С. 174–176.

27. Червонный М.А. Власова А.А. Исследование конвергентного обучения в школьном образовании при подготовке учителей // Вестник Томского государственного педагогического университета (TSPU Bulletin). 2022. Вып. 5 (223). С. 123–131. doi: 10.23951/1609-624X-2022-5-123-131

28. Червонный М.А., Аржаник А.Р. Функции Сибирского кольцевого источника фотонов (СКИФ) для науки и образования (на примере обучения физике) // Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании. 2025. № 3 (96). С. 176–180.

29. Потапцева Е.В., Акбердина В.В. Технологический суверенитет: понятие, содержание и формы реализации // Вестник Волгоградского государственного университета. Экономика. 2023. Т. 25, № 3. С. 5–16. doi: 10.15688/ek.jvolsu.2023.3.1

30. Калина И.И., Чернобай Е.В., Коверова М.И. Вклад российской школы в формирование технологического суверенитета страны // Образовательная политика. 2022. № 2 (90). С. 42–51. doi: 10.22394/2078–838Х-2022–2-42-51

chervonnyy_mikhail_aleksandrovich_7_21_5_63_2025.pdf ( 664.12 kB ) chervonnyy_mikhail_aleksandrovich_7_21_5_63_2025.zip ( 638.03 kB )

Выпуск: 5, 2025

Серия выпуска: Выпуск № 5

Рубрика: ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА, ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

Страницы: 7 — 21

Скачиваний: 241

Для цитирования:


© 2025 Научно-педагогическое обозрение

Разработка и поддержка: Лаборатория сетевых проектов ТГПУ