Эволюция исследовательских компетенций и субъектной позиции исследователя в гуманитарных науках
DOI: 10.23951/2307-6127-2025-5-22-31
В условиях стремительно меняющегося мира усиливается роль междисциплинарных исследований и отмечается рост требований к качеству человеческого капитала, при которых традиционное понимание исследовательских компетенций как набора устойчивых навыков и умений оказывается недостаточным. Более того, с изменением исследовательской повестки меняется и роль исследователя. Предпринята попытка проследить эволюционные изменения в трактовке понятия «исследовательские компетенции» в гуманитарных науках через анализ трансформации фигуры исследователя в историко-культурном контексте. Представлена типология исследователя, включающая образы эмпирика Средневековья, классического ученого эпохи Нового времени, исследователя советского периода и современного исследователя – координатора работы с большими данными. Показано, как менялось содержание исследовательской деятельности и соответствующие ей компетенции в зависимости от научной парадигмы и социальной функции науки. Особое внимание уделено изменению субъектной позиции исследователя, переходящей от модели отстраненного наблюдателя к субъекту, действующему в цифровой и организационно сложной среде. Представленный анализ может быть полезен при осмыслении целей и содержания подготовки исследователей в системе высшего образования и при уточнении компонентов исследовательской компетентности студентов.
Ключевые слова: исследовательские компетенции, субъект исследования, высшее образование, гуманитарные науки, методология гуманитарных наук
Библиография:
1. Платон. Собрание сочинений: в 4 т. Т. 1. М.: Мысль, 1990. 862 с.
2. Кессиди Ф.Х. От мифа к логосу. Становление греческой философии. 2-е изд., испр. и доп. СПб.: Алетейя, 2003. 360 с.
3. Лосев А.Ф. История античной философии в конспективном изложении. М.: Мысль, 1989. 205 с. URL: https://imwerden.de/pdf/losev_istoriya_antichnoj_filosofii_konspekt_1989_text.pdf (дата обращения: 03.03.2025).
4. Вольф М.Н. «Менон» и парадокс поиска: интерпретации метода познания // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2013. Т. 14, № 3. С. 53–60.
5. Аристотель. Сочинения: в 4 т. Т. 1: Метафизика. М.: Мысль, 1978. 550 с.
6. Mesquita A.P., Santos R. An Introduction to Aristotle’s Organon // New Essays on Aristotle’s Organon. 2023. Р. 34. URL: https://www.taylorfrancis.com/chapters/oa-edit/10.4324/9781003120704-1/introduction-aristotle-organonant%C3%B3nio-pedro-mesquita-ricardo-santos (accessed: 30.04.2025).
7. Савенков А.И. Педагогика. Исследовательский подход: учебник и практикум для СПО. 2-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт, 2024. 267 с.
8. Мишина М.М., Делибоженко Е.А. Историческая динамика гумбольдтовской модели университета // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 77-4. С. 254–256. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoricheskaya-dinamika-gumboldtovskoy-modeli-universiteta (дата обращения: 05.03.2025).
9. Гиринский А.А., Лепетюхина А.О., Пащенко Т.В. Критическое мышление: от гумбольдтовской модели до ФГОС // Образовательная политика. 2022. № 1 (89). С. 42–51. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kriticheskoe-myshlenie-ot-gumboldtovskoy-modeli-do-fgos (дата обращения: 09.04.2025).
10. Кропачев Н.М., Даудов А.Х., Тихонов И.Л. и др. Первый университет Российской империи // Вестник Санкт-Петербургского университета. История. 2019. Т. 64, вып 1. С. 5–23. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pervyy-universitet-rossiyskoy-imperii/viewer (дата обращения: 09.04.2025).
11. Долгова Е.А., Стрельцова Е.А. Наука в СССР: о чем говорит статистика?: инфографический альбом. М.: ИЦ РГГУ, 2023. 40 с. URL: https://www.rsuh.ru/upload/main/smu/%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B8%D0%BA%D0%B8.pdf (дата обращения: 05.03.2025).
12. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1986. 240 с.
13. Бондаревская Е.В. Модернизация педагогического образования в инновационном пространстве федерального университета // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2010. № 7. С. 43–51. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/modernizatsiya-pedagogicheskogo-obrazovaniya-v-innovatsionnom-prostranstve-federalnogo-universiteta (дата обращения: 12.05.2025).
14. Понимание академической свободы в российском контексте: доклад по результатам социологического исследования / ред. И. Олимпиева. СПб.: Октябрь, 2020. 69 с. URL: https://cisrus.org/wp-content/uploads/2020/11/academic-freedom.pdf (дата обращения: 12.05.2025).
15. Загвязинский В.И. Методология и методика дидактического исследования. М.: Академия, 2006. 176 с.
16. Загвязинский В.И. Методология педагогического исследования: учебник для вузов. 2-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт, 2025. 105 с. URL: https://urait.ru/bcode/562722 (дата обращения: 12.05.2025).
17. Dobson J.E. Critical digital humanities: the search for a methodology. University of Illinois Press, 2019. 200 p.
18. Underwood T. Distant horizons: digital evidence and literary change. University of Chicago Press, 2019. 228 p.
19. Li M., Wang W., Feng F. et al. Robust Prompt Optimization for Large Language Models Against Distribution Shifts // arXiv Is Hiring a DevOps Engineer. URL: https://arxiv.org/abs/2305.13954 (дата обращения: 12.05.2025).
20. Reynolds L., McDonell K. Prompt programming for large language models: Beyond the few-shot paradigm // Papers With Code. URL: https://arxiv.org/pdf/2102.07350 (date of publication: 15.02.2021).
21. Dellermann D. et al. The future of human-AI collaboration: taxonomy of design knowledge for hybrid intelligence systems // DeepAI. URL: https://deepai.org/publication/the-future-of-human-ai-collaboration-a-taxonomy-of-design-knowledge-for-hybrid-intelligence-systems (дата обращения: 12.05.2025).
22. Hutchins E. Cognition in the Wild. Cambridge, MA: MIT Press, 1995. URL: https://uberty.org/wp-content/uploads/2015/07/Edwin_Hutchins_Cognition_in_the_Wild.pdf (дата обращения: 12.05.2025).
23. Luckin R. Machine Learning and Human Intelligence: The Future of Education for the 21st Century. London: UCL IOE Press, 2018. Open access: https://discovery.ucl.ac.uk/id/eprint/10178695/ (дата обращения: 12.05.2025).
24. Kong X., Fang H., Chen W., Xiao J., Zhang, M. Examining human–AI collaboration in hybrid intelligence learning environments: insight from the Synergy Degree Model // Humanities and Social Sciences Communications. 2025. № 12 (1). Р. 1–14.
Выпуск: 5, 2025
Серия выпуска: Выпуск № 5
Рубрика: ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА, ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
Страницы: 22 — 31
Скачиваний: 162




