Развитие способности эстетического восприятия в процессе обучения музыке (на опыте Китайской Народной Республики)
DOI: 10.23951/2307-6127-2025-5-56-64
Актуальность исследования состоит в осуществлении на основе сравнительно-сопоставительного и кросскультурного анализа специфики организации процесса музыкального обучения в Китайской Народной Республике, направленного на развитие способностей эстетического восприятия. Новизна исследования заключается в выявлении и структурированном описании системы музыкального образования в школах Китая как специального средства эстетического воспитания учеников, в уточнении возможностей и ресурсов музыки в концепции личностного развития обучающихся. Центральной исследовательской идеей выдвинута и обоснована идея рассмотрения проблемы эстетического воспитания с учетом не только общецивилизационных позиций, но и национальных традиций и воззрений, что позволяет включать на содержательном уровне музыкального образования кросскультурные компоненты, формирующие у учеников не только навык увидеть в разном уникальное национальное и общее, но и развить личные качества, в том числе уникальный эмоциональный опыт восприятия разных видов искусства, в том числе музыки. Сформулированные позиции позволили описать музыкальное обучение в китайской начальной и средней школе как систему, опирающуюся на культурные традиции и учитывающую процессы интернационализации современного музыкального образования, рассматривая музыкальное образование как особую форму эстетического воспитания. В материалах статьи описаны и проиллюстрированы с точки зрения ценности для обеспечения качественного музыкального образования отдельные уникальные приемы образовательной практики: интеграции музыки с другими дисциплинами, сравнительного анализа интерпретаций, эстетического сравнения, расширения эстетической перспективы, включенного интегрированного художественно-эстетического восприятия. Выявленные и описанные приемы национальной образовательной практики Китая в области музыкального образования обладают адаптивным потенциалом, позволяющим его рассматривать как эффективную образовательную практику.
Ключевые слова: эстетическое воспитание, музыкальное образование, эмоциональный опыт восприятия, приемы образовательной практики
Библиография:
1. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. 4-е изд. М.: ИТИ Технологии, 2006. 944 с.
2. Леонтьев А.Н. Педагогика здравого смысла. М.: Смысл, 2016. 528 с.
3. Общие вопросы эстетического воспитания в школе / под ред. В.Н. Шацкой. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1955. 184 с.
4. Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников: учеб. пособие по спецкурсу для пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1985. 175 с.
5. Приходовская Е.А., Окишева А.А. Музыка в ее возможностях формирования человеческой экзистенции // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2020. № 40. С. 184-189.
6. Гу Ифань. Теория эстетического воспитания в современном Китае: традиции и инновации // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2019. № 9 (142). С. 89–93.
7. Чжэн И. Нравственные традиции в эстетическом воспитании учащихся Китая // Актуальные проблемы педагогических исследований: материалы XVII Аспирантских чтений. Минск, 2021. С. 86–90.
8. Обязательное образование: План курса. Пекин: Изд-во Пекинского пед. ун-та, 2022. 23 с.
9. Юй И, Лю Сяолянь. Исследование по улучшению эстетической грамотности в музыкальном образовании в начальной и средней школе // Управление преподаванием и исследования в области образования. 2024. № 4. C. 58–60.
10. Ван Яохуа. Введение в китайскую традиционную музыку. Фуцзянь: Изд-во Фуцзянийского образования, 2004. 203 с.
11. Цуй Сюэронг. Коннотация и путь развития базовой грамотности музыкальной дисциплины: учебная программа // Учебник методического обучения. 2020. № 6. C. 14–15.
12. Ли Дана. Мысли и практика Орфа в музыкальном образовании Шанхай: Изд-во Шанхайского образования, 2013. 179 с.
13. Тянь Чан. Возможность понимания эстетики музыки // Журнал Хэбэйского педагогического университета (издание по философии и социальным наукам). 2025. № 48 (1). C. 98–108.
14. Анализ стиля композиции и техники исполнения фортепианной сюиты Чайковского «Времена года» // Сианьская консерватория музыки. 2024. № 5. C. 51.
15. Малинковская А.В. Сравнение интерпретаций музыкального произведения в теории исполнительства и педагогике музыкального образования // Музыкальное искусство и образование. 2023. Т.1 1, № 4. С. 9–28.
16. Лазутина Т.В. Язык музыки как полифункциональный феномен // Вестник Томского государственного университета. 2013. № 369. С. 60–62.
17. Цзя Цзюнь. Исследование теории гамм с точки зрения этномузыкологии // Звуки Желтой реки. 2024. № 6. C. 4–7.
18. Конг Лина. Мультикультурная интеграция на уроках музыки в начальной школе // Северная музыка. 2020. № 17. C. 109–110.
19. Гэн Ли. Обсуждение эффективности обучения музыке в начальной школе на основе базовой грамотности // Сектор образования. 2024. № 35. C. 47–49.
20. Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? М.: Просвещение, 1989. 224 с.
Выпуск: 5, 2025
Серия выпуска: Выпуск № 5
Рубрика: ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА, ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
Страницы: 56 — 64
Скачиваний: 147




