Научно-педагогическое обозрение
RU EN






Сегодня: 06.12.2025
Главная Выпуски журнала 2025 Год Выпуск №5 Кейс-метод как современная технология профессионально ориентированного обучения РКИ
  • Главная
  • Текущий выпуск
  • Выпуски журнала
    • 2025 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
    • 2024 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2023 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2022 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2021 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2020 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2019 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2018 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2017 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2016 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2015 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2014 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2013 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
  • Рейтинг
  • Поиск
  • Новости
  • Редакционная коллегия
  • Правила для авторов
  • Порядок рецензирования
  • Читателям
  • Публикационная Этика Издания
  • Контактная информация
  • Разместить статью
  • Поступившие статьи
  • Принятые в печать
  • Оформить подписку
  • Служебный вход
vestnik.tspu.ru
praxema.tspu.ru
ling.tspu.ru
npo.tspu.ru
edujournal.tspu.ru

E-LIBRARY (РИНЦ)
Ulrich's Periodicals Directory
Google Scholar
EBSCO
Поиск по автору
- Не выбрано -
  • - Не выбрано -
Яндекс.Метрика

Кейс-метод как современная технология профессионально ориентированного обучения РКИ

Зубкова Ирина Анатольевна

DOI: 10.23951/2307-6127-2025-5-65-74

Информация об авторе:

Зубкова И.А., кандидат филологических наук, доцент, Донской государственный технический университет (пл. Гагарина, 1, Ростов-на-Дону, Россия, 344000). E-mail: irinazubkova164@gmail.com. ORSID: 0000-0002-7546-4112. SPIN-код: 7689-7785.

Раскрывается суть кейс-метода как современной технологии профессионально ориентированного обучения русскому языку как иностранному в соответствии с работами специалистов по методике преподавания русского языка как иностранного (РКИ), анализируются ключевые принципы и преимущества данного подхода, приводятся примеры успешного применения кейс-метода в обучении русскому языку китайских студентов профильных специальностей. Цель теоретического исследования – обобщить опыт применения данного метода, оценить его эффективность в образовательном процессе и предложить практические рекомендации для преподавателей. Особое внимание уделяется интерактивным, мультимедийным форматам кейсов, требующим систематизации в условиях цифровизации образования. Актуальность работы обусловлена растущим интересом к цифровым технологиям в преподавании РКИ, которые позволяют объединять теорию с практикой, развивать коммуникативные навыки и критическое мышление у иностранных студентов в кратчайшие сроки. Кейс-метод рассматривается как инновационный и продуктивный подход в обучении РКИ, способствующий повышению мотивации студентов, развитию навыков решения реальных задач и формированию иноязычной коммуникативной компетенции. Будучи одной из форм самостоятельной работы, он требует тщательной подготовки, но при этом хорошо сочетается с другими современными образовательными технологиями, дополняя и обогащая их.

Ключевые слова: кейс-метод, коммуникативная компетенция, русский язык как иностранный (РКИ), интерактивные технологии, виды речевой деятельности, профессионально ориентированное обучение

Библиография:

1. Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация. М.: Слово. 2000. 624 с.

2. Геринг Д. Исследование ситуаций: принципы и практика. Кэмбридж: Кэмбридж юниверсити пресс. 2007. С. 144–146.

3. Попова (Смолик) С.Ю., Пронина Е.В. Кейс-стади: принципы создания и использования. Тверь: СКФ-офис, 2015. 114 с.

4. Десятова О.В. Активные методы обучения в профессионально ориентированном обучении иностранным языкам (на примере кейс-стади) // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2011. № 7. С. 148–151.

5. Долгоруков А.М. Метод case-study как современная технология профессионально ориентированного обучения. URL: http://evolkov.net/case/case.study.html (дата обращения: 14.05.2025).

6. Оскольская И.А. Активное внедрение технологии кейс-стади в процессе обучения иностранному языку студентов неязыковых специальностей // Вестник современной науки. 2016. № 3-2(15). С. 77–82.

7. Золотова М.В. О некоторых моментах использования метода кейсов в обучении иностранному языку // Теория и практика общественного развития. 2015. № 4. С. 133–136.

8. Прокопьева С.Е., Панина С.В. Кейс-метод как средство формирования межкультурной компетенции будущих филологов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. Т. 32. С. 260–263. URL: http://e-koncept.ru/2017/771076.htm (дата обращения: 14.05.2025).

9. Фесенко О.П., Федяева Е.В., Бесценная Е.В. Кейс-технология в методике преподавания русского как иностранного // Вестник ВГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2016. № 4. С. 150–154.

10. Сосипатрова Н.Е. Сase-метод как способ интерактивного обучения гражданскому праву // Вестник ННГУ. 2014. Вып. 3 (4). С. 4.

11. Абаева Ф.Б. Дидактические возможности метода case study в обучении студентов // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 1. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/01/62279 (дата обращения: 02.05.2025).

12. Балыхина Т.М. Методика преподавания русского языка как неродного (нового). М.: РУДН, 2007. 185 с.

13. Амелина И.О. Интеграция кейс-технологии и аудиовизуальных медиаресурсов при обучении инофонов деловой коммуникации // Современная парадигма преподавания и изучения русского языка как иностранного: материалы международной научно-практ. конф., Москва, 15–16 февраля 2019 года / под общ. ред. С.А. Вишнякова. М., 2019. С. 28–32.

14. Абдурахманова Э.Ю. Использование метода case-study при преподавании русского языка как иностранного // Экология языка и коммуникативная практика. 2017. № 3. С. 146–151.

15. Махотин Д.А. Метод анализа конкретных ситуаций (кейсов) как педагогическая технология / Вестник РМАТ // Народное образование. Педагогика. 2014. С. 214.

16. Владимирова Т.Е. Использование кейс-метода в преподавании русского языка как иностранного // Русский язык за рубежом. 2015. № 4. С. 23–28.

17. Гусева А.В. Кейс-метод в обучении языку для специальных целей (LSP) // Вестник МГЛУ. 2020. № 3.

18. Ли Цзе, Тао Юань, Цай Цзяфэн. Создание и применение корпуса кейсов для обучения переводу // Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review. 2024. Вып. 6 (58). С. 72–79.

19. У. Линь, Сун Лили. Опыт проектирования и исследования модели смешанного обучения на основе группового метода (team-based learning) // Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review. 2024. Вып. 5 (57). С. 73–83.

20. Пассов Е. И. Коммуникативный метод обучения иностранному говорению. М.: Просвещение, 1991. 230 с.

zubkova_irina_anatolyevna_65_74_5_63_2025.pdf ( 408.09 kB ) zubkova_irina_anatolyevna_65_74_5_63_2025.zip ( 396.23 kB )

Выпуск: 5, 2025

Серия выпуска: Выпуск № 5

Рубрика: ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

Страницы: 65 — 74

Скачиваний: 236

Для цитирования:


© 2025 Научно-педагогическое обозрение

Разработка и поддержка: Лаборатория сетевых проектов ТГПУ