Кейс-метод как современная технология профессионально ориентированного обучения РКИ
DOI: 10.23951/2307-6127-2025-5-65-74
Раскрывается суть кейс-метода как современной технологии профессионально ориентированного обучения русскому языку как иностранному в соответствии с работами специалистов по методике преподавания русского языка как иностранного (РКИ), анализируются ключевые принципы и преимущества данного подхода, приводятся примеры успешного применения кейс-метода в обучении русскому языку китайских студентов профильных специальностей. Цель теоретического исследования – обобщить опыт применения данного метода, оценить его эффективность в образовательном процессе и предложить практические рекомендации для преподавателей. Особое внимание уделяется интерактивным, мультимедийным форматам кейсов, требующим систематизации в условиях цифровизации образования. Актуальность работы обусловлена растущим интересом к цифровым технологиям в преподавании РКИ, которые позволяют объединять теорию с практикой, развивать коммуникативные навыки и критическое мышление у иностранных студентов в кратчайшие сроки. Кейс-метод рассматривается как инновационный и продуктивный подход в обучении РКИ, способствующий повышению мотивации студентов, развитию навыков решения реальных задач и формированию иноязычной коммуникативной компетенции. Будучи одной из форм самостоятельной работы, он требует тщательной подготовки, но при этом хорошо сочетается с другими современными образовательными технологиями, дополняя и обогащая их.
Ключевые слова: кейс-метод, коммуникативная компетенция, русский язык как иностранный (РКИ), интерактивные технологии, виды речевой деятельности, профессионально ориентированное обучение
Библиография:
1. Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация. М.: Слово. 2000. 624 с.
2. Геринг Д. Исследование ситуаций: принципы и практика. Кэмбридж: Кэмбридж юниверсити пресс. 2007. С. 144–146.
3. Попова (Смолик) С.Ю., Пронина Е.В. Кейс-стади: принципы создания и использования. Тверь: СКФ-офис, 2015. 114 с.
4. Десятова О.В. Активные методы обучения в профессионально ориентированном обучении иностранным языкам (на примере кейс-стади) // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2011. № 7. С. 148–151.
5. Долгоруков А.М. Метод case-study как современная технология профессионально ориентированного обучения. URL: http://evolkov.net/case/case.study.html (дата обращения: 14.05.2025).
6. Оскольская И.А. Активное внедрение технологии кейс-стади в процессе обучения иностранному языку студентов неязыковых специальностей // Вестник современной науки. 2016. № 3-2(15). С. 77–82.
7. Золотова М.В. О некоторых моментах использования метода кейсов в обучении иностранному языку // Теория и практика общественного развития. 2015. № 4. С. 133–136.
8. Прокопьева С.Е., Панина С.В. Кейс-метод как средство формирования межкультурной компетенции будущих филологов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. Т. 32. С. 260–263. URL: http://e-koncept.ru/2017/771076.htm (дата обращения: 14.05.2025).
9. Фесенко О.П., Федяева Е.В., Бесценная Е.В. Кейс-технология в методике преподавания русского как иностранного // Вестник ВГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2016. № 4. С. 150–154.
10. Сосипатрова Н.Е. Сase-метод как способ интерактивного обучения гражданскому праву // Вестник ННГУ. 2014. Вып. 3 (4). С. 4.
11. Абаева Ф.Б. Дидактические возможности метода case study в обучении студентов // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 1. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/01/62279 (дата обращения: 02.05.2025).
12. Балыхина Т.М. Методика преподавания русского языка как неродного (нового). М.: РУДН, 2007. 185 с.
13. Амелина И.О. Интеграция кейс-технологии и аудиовизуальных медиаресурсов при обучении инофонов деловой коммуникации // Современная парадигма преподавания и изучения русского языка как иностранного: материалы международной научно-практ. конф., Москва, 15–16 февраля 2019 года / под общ. ред. С.А. Вишнякова. М., 2019. С. 28–32.
14. Абдурахманова Э.Ю. Использование метода case-study при преподавании русского языка как иностранного // Экология языка и коммуникативная практика. 2017. № 3. С. 146–151.
15. Махотин Д.А. Метод анализа конкретных ситуаций (кейсов) как педагогическая технология / Вестник РМАТ // Народное образование. Педагогика. 2014. С. 214.
16. Владимирова Т.Е. Использование кейс-метода в преподавании русского языка как иностранного // Русский язык за рубежом. 2015. № 4. С. 23–28.
17. Гусева А.В. Кейс-метод в обучении языку для специальных целей (LSP) // Вестник МГЛУ. 2020. № 3.
18. Ли Цзе, Тао Юань, Цай Цзяфэн. Создание и применение корпуса кейсов для обучения переводу // Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review. 2024. Вып. 6 (58). С. 72–79.
19. У. Линь, Сун Лили. Опыт проектирования и исследования модели смешанного обучения на основе группового метода (team-based learning) // Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review. 2024. Вып. 5 (57). С. 73–83.
20. Пассов Е. И. Коммуникативный метод обучения иностранному говорению. М.: Просвещение, 1991. 230 с.
Выпуск: 5, 2025
Серия выпуска: Выпуск № 5
Рубрика: ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
Страницы: 65 — 74
Скачиваний: 236




