Педагогические детерминанты адаптивной физической культуры в профессиональной подготовке военнослужащих с ограниченными возможностями здоровья
DOI: 10.23951/2307-6127-2025-5-99-108
В статье рассматриваются педагогические детерминанты внедрения адаптивной физической культуры (АФК) в систему профессиональной подготовки военнослужащих с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Актуальность темы обусловлена необходимостью обеспечить комплексную реабилитацию данной категории военнослужащих, включая физический, психологический и социальный аспекты их восстановления и дальнейшей службы. Автор подчеркивает, что традиционные подходы к физической подготовке в системе Вооруженных сил Российской Федерации (ВС РФ) не учитывают специфических потребностей военнослужащих с ОВЗ, а следовательно, требуют дополнения методиками АФК. Особое внимание уделено субъект-субъектной модели взаимодействия, при которой военнослужащий с ОВЗ выступает не пассивным объектом, а полноценным партнером в собственном реабилитационном процессе. Такой гуманистический подход способствует укреплению мотивации, росту самооценки и более эффективной интеграции военнослужащих в коллектив. С теоретических позиций раскрываются фундаментальные исследования в области физиологии (П.К. Анохин, Н.А. Бернштейн, И.П. Павлов и др.), психологии (Г. Селье, К.И. Бодров и др.) и педагогики, которые послужили базой для формирования научной основы АФК. Анализ нормативно-правовой базы позволил выявить пробелы в регламенте, регулирующем реабилитацию военнослужащих с ОВЗ, а сравнительно-сопоставительный подход показал преимущества современных методов, основанных на индивидуализации нагрузки, участии психологов и медицинского персонала. На основе систематизации практического опыта обосновывается необходимость подготовки квалифицированных кадров, наличия материально-технической базы и внедрения инклюзивных принципов в воинских коллективах. Автор указывает, что АФК способна не только восстанавливать функциональные возможности, но и повышать боеготовность, снижать уровень депрессии, укреплять межличностные связи в подразделении. Сформулирован ряд рекомендаций для лиц, участвующих в процессе реабилитации, включающих меры по повышению мотивации и созданию толерантной среды, а также важность сотрудничества с психологами. Отмечается целесообразность проведения систематического мониторинга эффективности программ АФК и продолжения научных исследований в данной области. Практическая ценность работы заключается в том, что представленные педагогические условия и методические подходы могут быть внедрены в программы подготовки военнослужащих с ОВЗ, тем самым способствуя их успешной профессиональной адаптации и повышению общей боеготовности ВС РФ.
Ключевые слова: адаптивная физическая культура, военнослужащие с ОВЗ, профессиональная подготовка, педагогические детерминанты, инклюзивная среда, социальная адаптация, физическая реабилитация, мотивация
Библиография:
1. Образцов М.С. Педагогическая система адаптивной физической культуры в профессиональной деятельности военнослужащих с ограниченными возможностями здоровья // Вестник Томского государственного педагогического университета (TSPU Bulletin). 2025. Вып. 2 (238). С. 85–93. doi: 10.23951/1609-624X-2025-2-85-93
2. Гуцол Л.О., Гузовская Е.В., Серебренникова С.Н., Семинский И.Ж. Стресс (общий адаптационный синдром) // Байкальский медицинский журнал. 2022. Т. 1, № 1. С. 70–80. doi: 10.57256/2949-0715-2022-1-70-80
3. Оношко Е.С., Крецан З.В. Понятийное ядро теории адаптации: терминологический аспект // Вестник Кемеровского государственного университета. 2009. № 1 (37). С. 87–90
4. Аксенова Г.И., Аксенова П.Ю., Купцов И.И. Проблема адаптации личности в зарубежной психологии // Прикладная юридическая психология. 2018. № 4 (45). С. 6–11
5. Артемьев А.А. Психологическая адаптация сотрудников органов внутренних дел к профессиональной деятельности. М.: Щит-М, 2003. 240 с.
6. Ахмадуллин В.А. Проблемы адаптации ветеранов специальной военной операции // Власть. 2024. Т. 32, № 5. С. 88–93. doi: 10.24412/2071-5358-2024-5-88-93
7. Психолого-педагогическое сопровождение семей участников (ветеранов) специальной военной операции в образовании: методическое пособие / Е.Ю. Брель, И.А. Горбенко, Т.Б. Киселева и др. М.: Московский педагогический государственный университет, 2024. 148 с. doi: 10.31862/9785426314528
8. Ермолаева А.В. Психологические особенности личности военнослужащего участника боевых действий // Психологическая наука и образование www.psyedu.ru. 2013. № 1. С. 71–80
9. Чихачев М.В. Коммуникативная компетентность как фактор социально-психологической адаптации военнослужащих-контрактников внутренних войск МВД России: дис. … канд. психол. наук. 2017. 233 с.
10. Лебедев М.А. Особенности применения авторитарного стиля руководства командира в формировании командных навыков курсантов // Символ науки: международный научный журнал. 2020. № 10. С. 78–80.
11. Колков В.В. Реализация субъект-субъектных отношений в психосоциальной работе с клиентом // Научные труды Московского гуманитарного университета. 2019. № 6. С. 5. doi: 10.17805/trudy.2019.6.5
12. Караяни Ю.М. Социально-психологическая реабилитация инвалидов боевых действий: дис. … д-ра психол. наук. М., 2015. 343 с.
13. Маркарян А.А. Педагогическое сопровождение развития толерантности в межличностном взаимодействии военнослужащих по призыву: дис. … канд. пед. наук. Астрахань, 2010. 230 с.
14. Попов Г.Н., Евсеев С.П. Педагогические аспекты адаптивной физической культуры как интегративной дисциплины // Вестник Томского государственного педагогического университета (TSPU Bulletin). 2006. Вып. 10 (61). С. 47–50.
15. Иващенко А.В., Кирилина Т.Ю. Социальная интеграция уволенных военнослужащих в условия гражданской жизни, ее этапы, механизмы, критерии и показатели // Наука. Культура. Общество. 2016. № 1. С. 158–170.
16. Евсеев С.П., Евсеева О.Э. Адаптивная физическая культура: сущность, история и современное состояние // Теория и практика физической культуры. 2016. № 10. С. 20–23.
17. Щетинина С.Ю., Булова Е.С. Адаптивная физическая культура после травм опорно-двигательного аппарата // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2024. № 9-4 (96). С. 230–236. doi: 10.24412/2500-1000-2024-9-4-230-236
18. Образцов М.С., Исламов В.А., Савченко О.А. Влияние мастер-классов по адаптивной физической культуре и спорту на физическое и психологическое благополучие военнослужащих в процессе реабилитации // Культура физическая и здоровье. 2024. № 1 (89). URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=65662499 (дата обращения: 01.02.2025).
19. Аграфенина Ю.А., Люлевич И.Ю. Социальная интеграция людей с ограниченными возможностями здоровья посредством спортивных и досуговых проектов // Вестник МГПУ. Серия: Естественные науки. 2021. № 1 (41). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnaya-integratsiya-lyudey-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya-posredstvom-sportivnyh-i-dosugovyh-proektov (дата обращения: 01.03.2025).
20. Третьякова В.Д. Влияние различных видов физической активности на здоровье мозга и когнитивные функции // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. 2022. № 4 (28). URL: http://hpcas.ru/article/view/12259/ (дата обращения: 26.02.2025).
21. Бостанова Л.Ш., Богатырева А.С., Акбаева Д.Д. Психологические особенности посттравматических стрессовых расстройств // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2019. № 11 (177). С. 494–499.
22. Образцов М.С., Исламов В.А., Савченко О.А., Елизаров Д.В. Формирование мотивации к занятиям физической культурой и спортом у военнослужащих с ограниченными возможностями здоровья // Теория и практика физической культуры. 2023. № 10. С. 79–81.
Выпуск: 5, 2025
Серия выпуска: Выпуск № 5
Рубрика: МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Страницы: 99 — 108
Скачиваний: 177




