Надситуативность профессионального педагогического мышления как когнитивный ресурс
DOI: 10.23951/2307-6127-2025-5-109-118
Представлен вариант реализации системогенетического подхода (В.Д. Шадриков), позволяющий вплотную подойти к преодолению сложностей в изучении профессионального педагогического мышления, связанных с различием в трактовках, многозначностью и неоднозначностью описывающих его критериев и характеристик. На основе анализа исследований, выполненных рамках концепции надситуативности (М.М. Кашапов), предложено новое позиционирование основной характеристики профессионального мышления – надситуативности, которая может выступать как когнитивный ресурс, интегральное свойство, реализующееся различным образом на разных уровнях структурной организации мышления и эксплицирующее видоизменяющиеся компоненты психологической системы деятельности. Приводится обобщение данных многолетних исследований профессионального педагогического мышления. Выделены и обоснованы отличия надситуативности мышления и надситуативного мышления, определены их основополагающие свойства. Полученные результаты могут быть использованы как для достижения показателей качества образовательной деятельности, так и для организации психологического сопровождения процесса непрерывного профессионального образования.
Ключевые слова: профессиональное педагогическое мышление, надситуативность мышления, надситуативное мышление, педагог, когнитивный ресурс, структурно-уровневая организация мышления, системогенез
Библиография:
1. Шадриков В.Д., Макарова К.В. Психология и педагогика субъективной реальности: мысль, понимание мысли, научение. М.: Когито-Центр. 2024. 202 с.
2. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. 226 с.
3. Шадриков В.Д. Системогенез ментальных качеств человека. М.: Институт психологии РАН, 2022. 287 с.
4. Васильева О.Ю., Басюк В.С., Казакова Е.И. Традиционные ценности современного российского педагогического образования // Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. 2022. № 4. С. 4–17.
5. Мазилов В.А. Исследование педагогических способностей и стратегии формирования педагогической одаренности // Ярославский педагогический вестник. 2020. № 4 (115). С. 96–106.
6. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер, 2008. 368 с.
7. Кашапов М.М., Пошехонова Ю.В. Роль метапознания в профессиональном педагогическом мышлении // Психологический журнал. 2017. Т. 38, № 3. С. 57–65.
8. Жук О.Л., Сиренко С.Н. Задачный подход в подготовке будущих педагогов в условиях университетского образования // Вестник Белорусского государственного педагогического университета. Серия 1: Педагогика. Психология. Филология. 2023. № 3 (117). С. 6–13.
9. Кашапов М.М., Филатова Ю.С., Кашапов А.С. Событийно-когнитивные компоненты профессионализации субъекта. Ярославль: Индиго, 2018. 392 с.
10. Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. М.: АН СССР, 1958. 145 с.
11. Орлов А.А. Ценности и смыслы современного отечественного педагогического образования // Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. 2020. № 1. С. 3–20.
12. Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г.С. Индивидуальные различия в мыслительной деятельности взрослых учащихся. М.: Педагогика, 1971. 112 с.
13. Митина Л.М. Учитель будущего: ресурсно-прогностическая детерминация личностно-профессионального развития // Мир психологии. 2023. № 2 (113). С. 9–21.
14. Гоноболин Ф.Н. Психология: учеб. пособие для учащихся пед. училищ. М.: Просвещение, 1973. 240 с.
15. Вилькеев Д.В. Формирование педагогического мышления у студентов: учеб. пособие. Казань: КГПУ, 1992. 108 с.
16. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М.: Высшая школа, 1990. 119 с.
17. Осипова Е.К. Структура педагогического мышления учителя // Вопросы психологии. 1987. № 5. С. 144–146.
18. Гильмашина С.И., Вилькеев Д.В. Профессиональное мышление учителя: научно-педагогический аспект // Психологическая наука и образование. 2004. Т. 9, № 2. С. 67–75.
19. Карпов А.В., Карпов А.А., Чемякина А.В. Специфика структурной организации метакогнитивных компонентов рефлексивности // Российский психологический журнал. 2022. Т. 19, № 1. С. 127–142.
20. Гильманов С.А. Профессиональная специфика понятийного мышления // Образование и наука. 2017. Т. 19, № 9. С. 32–51.
21. Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Знание, 1996. 312 с.
22. Кашапов М.М., Серафимович И.В. Психология ресурсности мышления. Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2024. 164 c.
23. Клейберг Ю.А., Козлов В.В. Стратегирование актуального ресурса молодежи. М.: Титул; Тверь: Академия национального образования и науки, 2024. 186 с.
24. Кашапов М.М., Башкин М.В. Психология конфликтной компетентности: учеб. пособие для вузов. 2-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт. 2024. 124 с.
25. Поваренков Ю.П. Системогенетический подход к определению и классификации опыта профессионала // Ярославский педагогический вестник. 2023. № 1 (130). С. 144–157.
26. Знаков В.В. Психология возможного: новое направление исследований понимания. М.: Институт психологии РАН, 2022. 365 с.
27. Экологичность поведения: человек и окружающая среда / Е.С. Александрова, Э.В. Лидская, О.Г. Лопухова и др.; отв. ред. Ю.П. Зинченко, В.И. Панов. М.: ФНЦ ПМИ, 2023. 147 с.
28. Серафимович И.В., Беляева О.А. Профессионализация мышления и психолого-педагогическая подготовка педагогов к работе с личностными результатами обучающихся средствами воркшопа // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2019. № 2. С. 114–117.
29. Серафимович И.В., Беляева О.А. Ценностные ориентации различных групп участников образовательных отношений: социально-психологический аспект // Интеграция образования. 2019. Т. 23, № 2 (95). С. 232–246.
30. Орел В.Е. Синдром «психического выгорания» и стилевые особенности поведения и деятельности профессионала // Сибирский психологический журнал. 2006. № 23. С. 33–39.
31. Кашапов М.М., Боярова Е.С. Творческое мышление как креативный компонент конфликтной компетентности в условиях межэтнических конфликтов // Известия Иркутского государственного университета. 2024. Т. 50. С. 3–20.
32. Володина А.С., Дудичева Е.А., Кашапов М.М. Феномен псевдоакме в контексте межличностных отношений // Человеческий фактор: Социальный психолог. 2025. № 1 (53). С. 55–65.
33. Серафимович И.В., Харисова И.Г., Пополитова О.В., Шляхтина Н.В. Ресурсы наставничества в процессе сопровождения профессионального развития педагога // Образовательная панорама. 2023. № 2 (20). С. 34–46.
34. Образовательная Со-Бытийность / О.В. Тихомирова, Н.В. Бородкина, Е.В. Коточигова, Я.С. Соловьев. Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2020. 166 с.
35. Кашапов М.М., Огородова Т.В. Профессиональное становление педагога. Психолого-акмеологические основы: учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры. 2-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт, 2018. 183 с.
36. Карпов А.В., Карпова Е.В., Маркова Е.В. Локус контроля как фактор метакогнитивной сферы личности и его специфика в образовательной деятельности // Перспективы науки и образования. 2022. № 3 (57). С. 402–421.
37. Кандыбович С.Л., Разина Т.В., Семчук И.В. Формирование и прогноз развития профессионально важных качеств в период первичной профессионализации // Ярославский педагогический вестник. 2024. № 2 (137). С. 181–192.
38. Теплов Б.М. Ум полководца (опыт психологического исследования мышления полководца по военно-историческим материалам) // Избранные труды: в 2 т. Т. 1. М.: Педагогика, 1985. С. 223–305.
39. История и психология / под ред. Б.Ф. Поршнева, Л.И. Анциферовой. М.: Наука. 1971. 383 с.
Выпуск: 5, 2025
Серия выпуска: Выпуск № 5
Рубрика: ПСИХОЛОГИЯ
Страницы: 109 — 118
Скачиваний: 158




