Развитие жизнестойкости студентов с различным уровнем интернальности
DOI: 10.23951/2307-6127-2025-5-119-130
Актуальность исследования состоит в выявлении новых средств, обеспечивающих развитие жизнестойкости студентов на пути их профессионального становления, с учетом предъявляемых современным обществом повышенных требований к способности личности ко всему адаптироваться и стойко принимать быстро изменяющиеся внешние условия. Новизна заключается в том, что мы определили особенности развития жизнестойкости студентов с личностными характеристиками, такими как интернальность, мотивация на успех и смысложизненные ориентации. В статье проанализированы теоретические подходы к изучению проблемы жизнестойкости и интернальности в психолого-педагогической литературе, выделены особенности развития данных феноменов в студенческом возрасте. Выявлено, что студенты с доминирующим интернальным локусом контроля характеризуются более выраженной жизнестойкостью, стремлением к достижению успеха, вовлеченностью в процесс и готовностью контролировать возможные результаты собственных усилий. Студенты с доминирующим экстернальным локусом более склонны к избеганию неудачи, непринятию ситуации риска и ожидают помощи и поддержки со стороны окружающих. Обосновано, что средства психолого-педагогического сопровождения могут обеспечить развитие уровня жизнестойкости, а также взаимосвязанных с ней личностных характеристик. Разработанная с учетом личностных особенностей студентов программа психолого-педагогического сопровождения, способствующая повышению уровня жизнестойкости, обеспечила изменения изучаемых параметров в каждой экспериментальной группе. В группе респондентов с доминирующим локусом контроля «интернальность» произошли позитивные изменения в общей жизнестойкости, вовлеченности и готовности контролировать результаты. В группе респондентов с доминирующим локусом контроля «экстернальность» статистически значимо возросли показатели общей жизнестойкости, вовлеченность, принятие риска, стремление достигать успеха. Полученные данные могут быть использованы в образовательной практике с целью оптимизации профессионального развития студентов.
Ключевые слова: жизнестойкость, интернальность, первокурсник, студент-педагог, программа, психолого-педагогическое сопровождение
Библиография:
1. Главинская В.А. Особенности жизнестойкости первокурсников различных направлений подготовки // Актуальные проблемы развития образования на современном этапе: материалы симпозиума XIX (LI) Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, Кемерово, 24 апреля 2024 года. Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2024. С. 182–185.
2. Главинская В.А. особенности жизнестойкости студентов // Актуальные проблемы развития образования на современном этапе: материалы симпозиума XVIII (L) Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, приуроченной к 50-летию КемГУ, Кемерово, 20 апреля 2023 года / науч. ред. К.Н. Белогай. Вып. 24. Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2023. С. 114–116.
3. Engmann B. Could Resilience Predict the Outcome of Psychiatric Rehabilitation Patients? // Open Journal of Depression. 2013. № 2. Р. 7–10. doi: 10.4236/ojd.2013.22002
4. Пилипенко Т.С. Самопринятие как характеристика личности субъекта адаптации // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Психология. 2020. Т. 32. С. 44–49. doi: 10.26516/2304-1226.2020.32.44
5. Cicchetti D. Resilience under Conditions of Extreme Stress: A Multilevel Perspective // World Psychiatry. 2010. № 9. Р. 145–154.
6. Maddi S. The Hardy Executive: Health under Stress. Dow Jones-Irwin, 1984. 131 р.
7. Wang Z. Coping style and mental health on high school students // Health. 2013. № 5. Р. 170–174. doi: 10.4236/health.2013.52023
8. Леонтьев Д.А. Жизнестойкость как составляющая личностного потенциала // Личностный потенциал: структура и диагностика. М.: Смысл, 2011. 680 с.
9. Закерничная Н.В. Теоретическое осмысление понятия жизнестойкости в отечественных и зарубежных исследованиях // Ученые записки Забайкальского государственного университета. 2016. Т. 11, № 5. С. 61–66.
10. Чурилкина Е.Э. Теоретический анализ отечественных и зарубежных взглядов на жизнестойкость (феномен жизнестойкости) // Психология без границ: теория и практика: сб. науч. трудов по материалам Международной научно-практической конференции, Уфа, 31 октября 2022 года / отв. ред. И.Р. Хох. Уфа: Уфимский университет науки и технологий, 2022. С. 168–174.
11. Лазарева Л.П. Жизнестойкость будущих профессионалов в аспекте целеполагания образовательного процесса в вузе // Парадигмальные стратегии науки и практики в условиях формирования устойчивой бизнес-модели России: сб. науч. ст. по итогам Национальной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 3–4 октября 2019 года. СПб.: Санкт-Петербургский государственный экономический университет, 2019. С. 47–49.
12. Ярощук И.В. Психология жизнестойкости: обзор теоретических концепций, эмпирических исследований и методик диагностики // Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. 2020. Т. 33, № 1. С. 50–60.
13. Земскова А.А., Кравцова Н.А. Программа повышения жизнестойкости и психологической устойчивости курсантов МЧС России к экстремальным факторам в условиях имитации профессиональной деятельности // Сибирский психологический журнал. 2018. № 70. С. 42–58.
14. Cicchetti D. Resilience under Conditions of Extreme Stress: A Multilevel Perspective // World Psychiatry. 2010. № 9. Р. 145–154.
15. Брагина Е.А. Жизнестойкость и локус контроля студентов вуза с ограниченными возможностями здоровья // Стратегические линии развития инклюзивного высшего образования на современном этапе: сб. ст. по материалам Международной научно-практической конференции, Нижний Новгород, 26 ноября 2018 года. Нижний Новгород: Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, 2018. С. 156–161.
16. Давудова А.Р. Интернальность как психологическая проблема // Science Time. 2016. № 2 (26). С. 170–173.
17. Здор Е.Ю., Емельянова Е.В. Особенности интернальности локуса контроля студентов-психологов // НАУ. 2017. № 4 (31). С. 37–39.
18. Смирнова М.М. Психологическая характеристика выраженности экстернальности/интернальности в тексте: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 1989. 28 с.
19. Мелихова И.А., Архипова А.А., Граждиян Ю.А. Влияние локуса контроля на мотивацию достижения успеха // Экономика. Менеджмент. Человек. 2017. № 3. С. 56–59.
20. Ощепкова Г.И. Проявления экстернальности и интернальности при зависимом поведении // Филология и культура. 2015. № 3 (41). С. 333–336.
21. Карась Д.В. Теоретико-методологические подходы к пониманию интернальности как психологического феномена // Сибирский психологический журнал. 2010. № 64. С. 24–48.
22. Ярославцева И.В., Конопак И.А., Черевикова И.А. Функциональное состояние студентов в условиях дистанционного обучения в вузе // Психология образования: образовательный потенциал развития личности: материалы VI Всерос. науч.-практ. конф. психологов образования Сибири с междунар. участием. Иркутск, 3–4 сент. 2020 г. Иркутск, 2020. С. 304–309.
23. Дивеев Д.В., Морозова И.С. Позитивные трансформации параметров саморегуляции студентов с различным уровнем интернальности средствами психологического тренинга // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Психология. 2021. № 38. С. 22–35.
24. Кудинов С.И., Кудинов С.М., Хаммад С.М. Жизнестойкость как предиктор самореализации личности в трудных жизненных ситуациях // Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. 2017. Т. 6, № 3. С. 229–238.
25. Омарова М.К. Жизнестойкость в ее взаимосвязи с отдельными характеристиками личности // Вестник Дагестанского государственного университета. Серия 2: Гуманитарные науки. 2018. № 1. С. 95–100.
Выпуск: 5, 2025
Серия выпуска: Выпуск № 5
Рубрика: ПСИХОЛОГИЯ
Страницы: 119 — 130
Скачиваний: 129




