Научно-педагогическое обозрение
RU EN






Сегодня: 06.12.2025
Главная Выпуски журнала 2025 Год Выпуск №5 Функциональные психические состояния студентов при очном и дистанционном проведении занятий
  • Главная
  • Текущий выпуск
  • Выпуски журнала
    • 2025 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
    • 2024 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2023 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2022 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2021 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2020 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2019 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2018 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2017 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2016 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2015 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2014 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2013 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
  • Рейтинг
  • Поиск
  • Новости
  • Редакционная коллегия
  • Правила для авторов
  • Порядок рецензирования
  • Читателям
  • Публикационная Этика Издания
  • Контактная информация
  • Разместить статью
  • Поступившие статьи
  • Принятые в печать
  • Оформить подписку
  • Служебный вход
vestnik.tspu.ru
praxema.tspu.ru
ling.tspu.ru
npo.tspu.ru
edujournal.tspu.ru

E-LIBRARY (РИНЦ)
Ulrich's Periodicals Directory
Google Scholar
EBSCO
Поиск по автору
- Не выбрано -
  • - Не выбрано -
Яндекс.Метрика

Функциональные психические состояния студентов при очном и дистанционном проведении занятий

Гапонова София Александровна, Дятлова Ксения Дмитриевна

DOI: 10.23951/2307-6127-2025-5-131-141

Информация об авторе:

Гапонова С.А., доктор психологических наук, профессор, Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина (ул. Ульянова, 1, Нижний Новгород, Россия, 603000). E-mail: sagap@mail.ru. ORCID: 0000-0003-1526-4378. SPIN-код: 8912-6925. ResearcherID: J-8078-2017. Дятлова К.Д., доктор педагогических наук, доцент, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского (пр. Гагарина, 23, Нижний Новгород, Россия, 603095). E-mail: xenia5204@mail.ru. ORСID: 0000-0002-9397-9304. SPIN-код: 8050-7967. Профиль в Scopus: 57209980111.

Настоящая работа посвящена исследованию функциональных состояний студентов на очных и дистанционных лекциях и занятиях. В последние годы дистанционное обучение стало обычной составляющей образовательной системы каждого вуза, поэтому возникает потребность определить векторы его совершенствования: развивать положительные стороны и нивелировать отрицательные для повышения качества высшего образования. Целью настоящего исследования является анализ функциональных психических состояний студентов при дистанционной форме проведения занятий (лекций и семинаров) и сравнительный анализ этих состояний при очном и дистанционном проведении занятий. Кроме того, был проведен сравнительный ретроспективный анализ функциональных психических состояний у студентов на очных занятиях в 2004 и 2024 гг. Полученные результаты показали, что, несмотря на произошедшие изменения учебных программ и типов обучения (специалитет – бакалавриат), характеристики психических состояний студентов 2004 и 2024 гг. значимо не отличаются. При очном и дистанционном проведении занятий у студентов возникают функциональные психические состояния, имеющие различную частоту встречаемости, различную направленность и разный энергетический уровень. Знание положительных и отрицательных моментов, влияющих на оптимальное функциональное состояние студентов на очных и дистанционных занятиях, дает возможность улучшить их состояние при совмещении этих видов обучения в практике высшей школы. Это возможно при внедрении в процесс обучения в вузе такой педагогической инновации, как гибридное обучение.

Ключевые слова: функциональные психические состояния студентов, сравнительный ретроспективный анализ, очное и дистанционное проведение занятий, гибридное обучение

Библиография:

1. Шатуновский В.Л., Шатуновская Е.А. Еще раз о дистанционном обучении (организация и обеспечение дистанционного обучения) // Вестник науки и образования. 2020. № 9–1. С. 53–56.

2. Дедюхин Д.Д., Баландин А.А., Попова Е.И. Дистанционное обучение в системе высшего образования: проблемы и перспективы // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. № 5. URL: https://mir-nauki.com/PDF/25PDMN520.pdf (дата обращения: 13.01.2025).

3. Кузнецова О.В. Дистанционное обучение: за и против // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. № 8 (2). С. 362–364. URL: https://applied-research.ru›article/view?id=7101 (дата обращения: 13.01.2025).

4. Алешковский И.А., Гаспаришвили А.Т., Крухмалева О.В., Нарбут Н.П., Савина Н.Е. Студенты вузов России об обучении в период пандемии COVID-19: ресурсы, возможности и оценка опыта работы в удаленном режиме // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2021. Т. 21, № 2. С. 211–224. doi: 10.22363/2313-2272-2021-21-2-211-224

5. Антонова В.И., Штраус Л.С. Организация работы со студентами в рамках дистанционного обучения // Научные междисциплинарные исследования. 2020. № 3-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-raboty-so-studentami-v-ramkah-distantsionnogo-obucheniya (дата обращения: 13.01.2025).

6. Дистанционное обучение. Теория и методика разработки дистанционных курсов: учеб. пособие для вузов / М.Ю. Бухаркина, Н.В. Никуличева, Т.В. Долгова, М.Б. Лебедева. СПб.: Лань, 2024. 284 с.

7. Неврюев А.Н., Сычев О.А., Сариева И.Р. Связь отношения к дистанционному обучению студентов с отчуждением от учебы и эмоциональным выгоранием // Психологическая наука и образование. 2022. № 27 (1). С. 136–146.

8. Чуркина Н.А. Готовность учащихся к освоению знаний в условиях дистанционного обучения // Международный научно-исследовательский журнал. 2021. № 9-3 (111). doi: 10.23670/IRJ.2021.9.111.090

9. Александрова Г.А. Влияние дистанционного обучения на учебную мотивацию обучающихся в вузе // Казанский педагогический журнал. 2021. № 1 (144). С. 107–113.

10. Лапина И.В., Воронушкина О.В. Смешанное и гибридное обучение: отличительные признаки реализации в вузе // Мир науки, культуры, образования. 2024. № 4 (107). С. 250–253.

11. Яруллина Л.Р. Цифровое обучение в высшей школе: психологические риски и эффекты // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. № 6 (8). URL: https://mir-nauki.com/PDF/42PSMN620.pdf (дата обращения: 17.01.2023).

12. Ендовицкий Д.А., Рисин И.Е., Трещевский Ю.И., Руднев Е.А. Дистанционное обучение – дисбаланс возможностей и угроз // Высшее образование в России. 2022. Т. 1, № 1. С. 89–97.

13. Гапонова С.А. Функциональные психические состояния студентов в образовательном пространстве высшей школы. Н. Новгород: НГПУ; Изд-во ВВАГС, 2004. 198 с.

14. Гапонова С.А., Дятлова К.Д. Единый государственный экзамен: точка зрения студентов и преподавателей вуза // Вестник ННГУ им. Н.И. Лобачевского. 2011. № 3, ч. 3. С. 26–31.

15. Семенова Л.М., Куприянов С.В., Семенова Ю.В. Функциональное состояние организма студентов в период обучения // Здоровье и образование в XXI веке. 2017. № 12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/funktsionalnoe-sostoyanie-organizma-studentov-v-period-obucheniya (дата обращения: 13.01.2025).

16. Гутник И.Н., Ярославцева И.В., Конопак И.А., Исакова Н.Е. Исследование функционального состояния студентов разных курсов в течение учебного дня // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Психология. 2016. Т. 17. С. 12–25.

17. Прохоров А.О. Психология неравновесных состояний. М.: Ин-т психологии РАН, 1998. 152 с.

18. Психология состояний: учеб. пособие / А.О. Прохоров, М.Е. Валиуллина, Г.Ш. Габдреева, М.М. Гарифуллина, В.Д. Менделевич; под ред. А.О. Прохорова. М.: Когито-Центр, 2011. 624 с.

19. Улендеева Н.И. Гибридное обучение как вызов к организации современного образовательного процесса // Вестник Самарского юридического института. 2023. № 3 (54). С. 100–107.

20. Вайндорф-Сысоева М.Е., Тихоновецкая И.П., Вьюн Н.Д. «Цифровой форсайт» – образовательная практика с конструктором коллективной работы в условиях гибридного обучения // Вестник Мининского университета. 2022. Т. 10, № 2. doi: 10.26795/2307-1281-2022-10-2-1

21. Ллойд Биггл-младший. «Какая прелестная школа!». Библиотека современной фантастики. Т. 10: Антология фантастических рассказов английских и американских писателей / сост. Р. Подольный. М.: Молодая гвардия, 1967. С. 295–333.

gaponova_sofiya_aleksandrovna_131_141_5_63_2025.pdf ( 528.7 kB ) gaponova_sofiya_aleksandrovna_131_141_5_63_2025.zip ( 509.42 kB )

Выпуск: 5, 2025

Серия выпуска: Выпуск № 5

Рубрика: ПСИХОЛОГИЯ

Страницы: 131 — 141

Скачиваний: 148

Для цитирования:


© 2025 Научно-педагогическое обозрение

Разработка и поддержка: Лаборатория сетевых проектов ТГПУ