Научно-педагогическое обозрение
RU EN






Сегодня: 06.12.2025
Главная Выпуски журнала 2025 Год Выпуск №5 Возрастные особенности эмоционального отношения к одежде
  • Главная
  • Текущий выпуск
  • Выпуски журнала
    • 2025 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
    • 2024 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2023 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2022 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2021 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2020 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2019 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2018 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2017 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2016 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2015 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2014 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2013 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
  • Рейтинг
  • Поиск
  • Новости
  • Редакционная коллегия
  • Правила для авторов
  • Порядок рецензирования
  • Читателям
  • Публикационная Этика Издания
  • Контактная информация
  • Разместить статью
  • Поступившие статьи
  • Принятые в печать
  • Оформить подписку
  • Служебный вход
vestnik.tspu.ru
praxema.tspu.ru
ling.tspu.ru
npo.tspu.ru
edujournal.tspu.ru

E-LIBRARY (РИНЦ)
Ulrich's Periodicals Directory
Google Scholar
EBSCO
Поиск по автору
- Не выбрано -
  • - Не выбрано -
Яндекс.Метрика

Возрастные особенности эмоционального отношения к одежде

Ефимкина Анна Олеговна, Дорошева Елена Алексеевна

DOI: 10.23951/2307-6127-2025-5-164-178

Информация об авторе:

Ефимкина А.О., соискатель степени кандидата психологических наук, Новосибирский государственный технический университет (пр. К. Маркса, 20, Новосибирск, Россия, 630073). E-mail: efim_kin@mail.ru. ORCID: 0009-0007-8744-7727. SPIN-код: 4191-7516. Дорошева Е.А., кандидат биологических наук, доцент, Новосибирский национальный исследовательский государственный университет (ул. Пирогова, 1, Новосибирск, Россия, 630090); старший научный сотрудник, Научно-исследовательский институт нейронаук и медицины (ул. Тимакова, 4, Новосибирск, Россия, 630117). E-mail: elena.dorosheva@mail.ru. ORCID: 0000-0002-9593-4345. Scopus Author ID: 6504158742. РИНЦ Author ID: 95192. SPIN-код: 9092-6200.

Цель исследования – изучить смысловые стимулы одежды у женщин разных возрастных групп через призму социального, утилитарного и личностного аспектов; подтвердить универсальность этих смыслов и выявить возрастные особенности эмоционального отклика на одежду. Актуальность исследования связана с важностью понимания роли одежды в формировании женской идентичности и эмоционального состояния в разные периоды взрослой жизни, что имеет значение для психологической практики и терапии. Методика включала количественный опрос 326 женщин в возрасте от 18 лет до 71 года с использованием структурированного опросника, направленного на выявление смыслов, приписываемых одежде, и эмоциональных реакций на нее. Результаты сопоставлены с данными пилотного исследования, проведенного с 36 участницами. Исследование подтвердило универсальность смыслов одежды в трех аспектах для женщин всех возрастных групп. Обнаружено, что с возрастом у женщин усиливается позитивный эмоциональный отклик на одежду и снижается негативный, особенно в личностной сфере. Особое внимание уделено возрастной группе 40–49 лет, у которой выражен повышенный акцент на сексуальности и самовыражении через одежду, что отражает кризис среднего возраста. Практическая значимость исследования заключается в использовании его результатов для психологического сопровождения женщин, направленного на повышение самооценки и гармонизацию эмоционального состояния через осознанное отношение к одежде и ее символике.

Ключевые слова: одежда, идентичность, личностный смысл, эмоциональный отклик, возрастные особенности

Библиография:

1. Kallstrom L. Why Do Clothes Create the Mood. Mumbai: Life Style, 2009.

2. Kang J.Y.M., Johnson K.K., Kim J. Clothing functions and use of clothing to alter mood // Int. J. Fash. Des. Technol. Educ. 2013. № 6. P. 43–52. doi: 10.1080/17543266.2012.762428

3. Kwon Y.H. The influence of the perception of mood and selfconsciousness on the selection of clothing // Cloth. Text. Res. J. 1991. № 9. P. 41–46. doi: 10.1177/0887302X9100900406

4. Boomsma Y. The Fabricated Self – The Role of Clothing in Identity Development. Master thesis. Netherlands: University of Twente, 2020. 34 p.

5. Goldsberry E., Shim S., Reich N. Women 55 Years and Older: Part I // Clothing And Textiles Research Journal. 1996. № 14 (2). P. 108–120. doi: 10.1177/0887302x9601400202

6. Howlett N., Pine K.J., Cahill N., Orakçioglu I., Fletcher B. Unbuttoned: the interaction between provocativeness of female work attire and occupational status // Sex Roles J. Res. 2015. № 72. P. 105–116. doi: 10.1007/s11199-015-0450-8

7. Lee Y.A., Sontag M. Validation of the Proximity of Clothing to Self Scale for Older Persons // International Journal of Consumer Studies. 2010. Vol. 34 (4). P. 443–448.

8. Lurie A. The Language of Clothes. 1st Owl books ed. Henry Holt, 2000. 272 p.

9. Peluchette J., Karl K., Rust K. Dressing to impress: beliefs and attitudes regarding workplace attire // J. Bus. Psychol. 2006. № 21. P. 45–63.

10. Rehman S.U., Nietert P.J., Cope D.W., Kilpatrick A.O. What to wear today? Effect of doctor’s attire on the trust and confidence of patients // Am. J. Med. 2005. № 118. P. 1279–1286. doi: 10.1016/j.amjmed.2005.04.026

11. Sontag M.S., Lee J. Proximity of clothing to self scale // Clothing and Textiles Res. J. 2004. № 22 (4). P. 161–177.

12. Stolovy T. Corrigendum: Styling the Self: Clothing Practices, Personality Traits, and Body Image Among Israeli Women // Frontiers in Psychology. 2021. № 12. doi: 10.3389/fpsyg.2021.789720

13. Stone G.P. Appearance and the Self. Human Behavior and Social Processes: An Interactionist Approach / еd. by A.M. Rose. N.Y.: Houghton Miffl in Co, 1962. P. 86–118.

14. Tiggemann M., Lacey C. Shopping for clothes: Body satisfaction, appearance investment, and functions of clothing among female shoppers // Body Image. 2009. № 6. P. 285–291. doi: 10.1016/j.bodyim.2009.07.002

15. Twigg J. Clothing and dementia: A neglected dimension? // Journal of Aging Studies. 2010. № 24 (4). P. 223–230.

16. Айхер Дж. Одежда, чувства и наше «Я» – публичное, приватное и тайное // Теория моды: одежда, тело, культура. 2021. № 1 (59). С. 119–140.

17. Килошенко М.И. Психология моды: теоретический и прикладной аспекты. СПб.: СПГУТ, 2001. 192 с.

18. Петрова Е.А. Знаки общения. М.: ГНОМиД, 2001. 256 с.

19. Шкуратова И.П. Оформление внешности как средство самовыражения личности // Северо-Кавказский психол. вестник. 2009. № 7/2. С. 33–36.

20. Altabe M., Thompson J.K. Body image: A cognitive self-schema construct? // Cognitive Therapy and Research. 1996. № 20 (2). P. 171–193.

21. Higgins E.T. Self-discrepancy theory: What patterns of self-beliefs cause people to suffer? // Advances in Experimental Social Psychology. N.Y.: Academic Press, 1989. № 22. P. 93–136.

22. Jacobi L., Cash T.F. In pursuit of the perfect appearance: Discrepancies among self- and ideal-percepts of multiple physical attributes // Journal of Applied Social Psychology. 1994. № 24. P. 379–396.

23. Monteath S., McCabe M. The influence of societal factors on female body image // Journal of Social Psychology. 1997. № 137 (6). P. 708–727.

24. Przezdziecki A., Sherman K.A., Baillie A., Taylor A., Foley E., Stalgis-Bilinski K. My changed body: Breast cancer, body image, distress and selfcompassion // Psycho-Oncology. 2013. № 22. P. 1872–1879. doi: 10.1002/pon.3230

25. Tiggemann M. Body image across the adult life span: Stability and change // Body Image. 2004. Vol. 1, Is. 1. P. 29-41. doi: 10.1016/S1740-1445(03)00002-0

26. Fallon A.E., Rozin P. Sex differences in perceptions of desirable body shape // Journal of Abnormal Psychology. 1985. № 94 (1). P. 102–105.

27. Андреева Г.М. К вопросу о кризисе идентичности в условиях социальных трансформаций // Психологические исследования. 2011. № 6 (20). URL: https://psystudy.ru/num/article/view/804 (дата обращения: 02.12.2017).

28. Карабущенко Н.Б., Зорина Н.Н. Возрастные особенности эмоционального интеллекта у женщин разного возраста // Вестник Оренбургского государственного университета. 2018. № 4 (216). С. 108–114.

29. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. СПб.: Питер, 2003. 544 с.

30. Lantrip C., Huang J.H. Cognitive Control of Emotion in Older Adults: A Review // Clinical Psychiatry (Wilmington). 2017. Vol. 3, № 1. P. 9.

31. Князев Г.Г., Митрофанова Л.Г., Разумникова О.М., Барчард К. Адаптация русскоязычной версии «Опросника эмоционального интеллекта» К. Барчард // Психологический журнал. 2012. Т. 33, № 4. С. 112–120.

32. Ефимкина А.О. Анализ метамоделей вербального представления одежды женщинами // Научно-педагогическое обозрение. 2024. Вып. 5 (57). С. 101–113. doi: 10.23951/2307-6127-2024-5-101-113

33. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. 200 с.

34. Зиновьева Л.Е. Костюм и идентичность: представление о себе и представление себя // Вестник ПГГПУ. Серия 3: Гуманитарные и общественные науки. 2013. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kostyum-i-identichnostpredstavlenie-o-sebe-i-predstavlenie-sebya (дата обращения: 13.04.2023).

35. Кайгородов Б.В., Еремицкая И.А. Стиль одежды как способ самопрезентации и самовыражения личности // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2013. Т. 10, № 1. C. 51–57.

36. Ливехуд Б. Ход жизни человека // Психология возрастных кризисов: хрестоматия / сост. К.В. Сельченок. Минск: Харвест, 2000. С. 185.

37. Peck R.F. Psychological developments in the second half of life // Middle age and aging. Chicago: University of Chicago Press, 1968. Р. 42–53.

38. Климов И.А. Психосоциальные механизмы возникновения кризиса идентичности // Трансформация идентификационных структур в современной России. М.: Моск. обществ. науч. фонд, 2001. С. 54–81.

39. Крайг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2000. 992 с.

40. Twigg J. Dress, gender and the embodiment of age: men and masculinities // Ageing and Society. 2020. Vol. 40 (1). P. 105–125. doi: 10.1017/S0144686X18000892

41. Шаповаленко И.В. Возрастная психология: (Психология развития и возрастная психология). М.: Гардарики, 2005. 349 с.

42. Ребеко Т.А. Гендерная идентичность и репрезентация тела у женщин // Психологический журнал. 2010. Т. 31, № 1. С. 15–31. EDN MANCHP.

43. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Прогресс, 1996. 344 с.

efimkina_anna_olegovna_164_178_5_63_2025.pdf ( 628.63 kB ) efimkina_anna_olegovna_164_178_5_63_2025.zip ( 609.97 kB )

Выпуск: 5, 2025

Серия выпуска: Выпуск № 5

Рубрика: ПСИХОЛОГИЯ

Страницы: 164 — 178

Скачиваний: 248

Для цитирования:


© 2025 Научно-педагогическое обозрение

Разработка и поддержка: Лаборатория сетевых проектов ТГПУ