Родительское просвещение на ступени основного общего образования как фактор развития гармоничной личности обучающегося
DOI: 10.23951/2307-6127-2025-5-32-41
Одной из важнейших социальных проблем в нашей стране является гармоничное развитие личности обучающегося, его успешная социализация. Решение данной проблемы становится реальной и достижимой только при тесном взаимодействии всех социальных институтов, и прежде всего семьи и школы. Однако зачастую психолого-педагогическая неграмотность родителей становится существенным препятствием в реализации заявленной цели, и это противоречие требует своего разрешения на всех уровнях образования. Свой вклад в психолого-педагогическое просвещение родителей должна вносить и вузовская педагогика. Цель изложенного в статье исследования заключается в выявлении и обосновании психолого-педагогических условий родительского просвещения на основе анализа теории и практики организации родительского просвещения на ступени основного общего образования средствами педагогического вуза. Методологическую основу исследования составляют идеи системного, деятельностного и компетентностного подходов. Использовались методы теоретического анализа и методы эмпирического исследования: наблюдение, опрос, анкетирование, тестирование, педагогический эксперимент. Теоретический анализ позволил выявить ряд классификаций семей по разным основаниям, требующим организации психолого-педагогического просвещения. Доказано, что в таких семьях проблемы обусловлены прежде всего дефицитом эмоционального общения между детьми и родителями, что требует развития личностного потенциала самих родителей как условия гармоничного развития ребенка. Описана и обоснована модель родительского просвещения на ступени основного общего образования. Модель родительского просвещения разработана на основе выявления и учета реальных потребностей родителей на современном этапе общественного развития. Выявлены и обоснованы педагогические условия организации родительского просвещения на уровне основного общего образования средствами педагогического вуза. Проведенное исследование вносит вклад в решение теоретических и практических проблем родительского просвещения с целью консолидации усилий всех институтов образования для успешного развития гармоничной личности подростка на уровне основного общего образования.
Ключевые слова: гармоничное развитие личности, основное общее образование, родительское просвещение, личностный потенциал родителей, модель
Библиография:
1. Кравцов С. Воспитание подрастающего поколения становится гарантом национальной безопасности. URL: https://edu.gov.ru/press/5006/sergey-kravcov-vospitanie-podrastayuschego-pokoleniya-stanovitsya-garantom-nacionalnoy-bezopasnosti/ (дата обращения: 05.06.2025).
2. Галушко Е.С. Новый национальный проект «Воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей». URL: https://rpi.ast.social/menu-news/32-iip015.html (дата обращения: 05.06.2025).
3. Ахмедьянова А.Х. Национальное воспитание гармонично развитой личности подрастающего поколения: практический опыт выдающегося педагога и политического деятеля Сабира Шаяхметовича Зиганшина // Вестник Самарского университета. История. Педагогика. Филология. 2023. № 4. С. 108–114.
4. Любецкий Н.П., Самыгин С.И., Aгафонов С.В., Демьянова Л.М. Факторы, влияющие на воспитание гармоничной личности и на уровень индивидуального и социального здоровья российской молодежи // Наука. Образование. Современность. 2025. № 1. С. 107–120.
5. Ротанова О.Н. Трансформация институциональных оснований развития системы российского образования // Современное педагогическое образование. 2023. № 13. С. 59–62.
6. Абилзода Г.С. Семья – основа государства и хранительница национальных традиций // Интерактивная наука. 2021. № 10. С. 77–80.
7. Грицай Л.А. Антагонизм моделей родительского воспитания детей в педагогическом пространстве постсоветской России (90-е гг. XX в.) // Вестник Томского государственного университета. 2014. № 383. С. 180–189.
8. Путин назвал институт семьи основой России. URL: https://dzen.ru/a/ZV0KSRVnQE2_HLC0 (дата обращения: 05.06.2025).
9. Науменко Н.М. Педагогическое просвещение родителей как механизм формирования ответственного родительства // KANT. 2017. № 1. С. 42–46.
10. Ушинский К.Д. Педагогическая антропология: Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии: в 2 ч. М.: УРАО, 2002. 574 с.
11. Макаренко А.С. Книга для родителей. Пед. соч.: в 8 т. Т. 5. М.: Педагогика, 1985. 336 с.
12. Каптерев П.Ф. История русской педагогики. СПб.: Алетейя, 2004. 559 с.
13. Шацкий С.Т. (1878–1934). Избранные педагогические сочинения: в 2 т. Т. 2. М.: Педагогика, 1980. 414 с.
14. Сухомлинский В.А. Родительская педагогика. URL: http://azbyka.rU/deti/v.a.-suhomlinskiy.-roditelskaya-pedagogika.html (дата обращения: 02.06.2025).
15. Гусев А.В. Родительское просвещение в России как компонент национальной системы образования: из прошлого в будущее // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2023. № 4. С. 107–113.
16. Ремнева В.В. Психологическое содержание понятия гармоничной личности // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008. № 2. С. 152–156.
17. Салахутдинова Р.Х. Подрастающее поколение в контексте общественной безопасности // Society and Security Insights. 2018. № 4. С. 104–114.
18. Ахмедьянова А.Х. Воспитание гармонично развитой личности обучающегося в контексте современной системы школьного образования // Вестник Самарского университета. История. Педагогика. Филология. 2025. № 1. С. 116–120.
19. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра: кн. для учителей и родителей. М.: Просвещение, 1988. 207 с.
20. Гирфанова Л.П. Формирование общечеловеческих ценностей у подростков «группы риска»: профилактика девиантного поведения. М.: LAP LAMBERT Academic Publishing, Gmbh, 2011. 189 с.
21. Дубровина Н.А., Набойченко Е.С. Оптимизация личностного потенциала родителей как аспект сопровождения семей с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата // Образование и наука. 2018. № 8. С. 129–146.
22. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Институт психотерапии, 2002. 490 с.
23. Мельникова Н.Н. Диагностика социально-психологической адаптации личности: учеб. пособие. Челябинск: ЮУрГУ, 2004. 57 с.
24. Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Тест жизнестойкости. М.: Смысл, 2006. 63 с.
25. Немов Р.С. Психология: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений: в 3 кн. 4-е изд. Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. М.: ВЛАДОС, 2001. 640 с.
26. Дмитриев М.Г., Белов В.Г., Парфенов Ю.А. Психолого-педагогическая диагностика делинквентного поведения у трудных подростков. СПб.: ПОНИ, 2010. 316 с.
Выпуск: 5, 2025
Серия выпуска: Выпуск № 5
Рубрика: ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА, ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
Страницы: 32 — 41
Скачиваний: 152




