К вопросу о возможностях использования опыта духовно-нравственного воспитания православного старообрядчества в современном образовании
DOI: 10.23951/2307-6127-2025-6-7-18
В статье анализируются возможности использования опыта духовно-нравственного воспитания старообрядчества в образовании. Материалом для анализа являются основные принципы духовно-нравственного воспитания, выработанные религиозной конфессией, а также опыт репрезентации старообрядческой культуры в образовательной среде современного педагогического вуза. Важнейшими из принципов духовно-нравственного воспитания в старообрядчестве являются уважение к личной свободе ребенка, отсутствие принуждения, воспитание личным примером. Знания о религиозной культуре, получаемые ребенком, адаптируются к его возрасту и возможностям. Указанные подходы к воспитанию вполне соотносятся с современными педагогическими подходами и технологиями, что делает возможным их использование в современном образовании. Однако опыт взаимодействия с конфессией показывает, что трансляция принципов духовно-нравственного воспитания в современную образовательную среду сопряжена с рядом проблем. Среди них можно отметить изменение целевой аудитории: вместо представителей конфессии ее составляют чужие в духовном отношении люди. Кроме того, при работе со светской аудиторией целью является не интеграция в конфессию, а получение знаний о ней. Все это влечет за собой необходимость адаптации выработанных методов и подходов к новой ситуации. Еще одной проблемой является многолетняя изоляция конфессии, что приводит к восприятию внеконфессиональной аудитории как чужой и осложняет репрезентацию культуры, что и было установлено в ходе попытки представителей конфессии презентовать старообрядческую культуру на выставке-семинаре «Томское старообрядчество: история и современность». Вместе с тем наибольший интерес аудитории вызвал рассказ об элементах повседневности конфессии – среды, в которой и происходит воспитание. Эти элементы выступают как метонимия культуры в целом и дают возможность познакомить с культурой через приобщение к ее традициям. Именно это стало основным направлением дальнейшей работы по интеграции старообрядческих принципов духовно-нравственного воспитания в образовательную среду. Взаимодействие конфессии и научно-образовательного сообщества требует дальнейшего развития, что может позволить разработать результативные модели репрезентации традиционной культуры в учебном процессе школы и высшего учебного заведения.
Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, основы православной культуры, православие, старообрядчество, педагогический опыт
Библиография:
1. Костюкова Т.А. Традиционные духовные ценности и современная образовательная практика // Вестник Томского государственного педагогического университета (TSPU Bulletin). 2011. Вып. 13 (115). С. 141–144.
2. Ожиганова А.А. Религия в школе: анализ учебных пособий по курсу «Основы религиозной культуры и светской этики» // Отечественная и зарубежная педагогика. 2015. № 1 (22). С. 82–99.
3. Янушкявичене О.Л. Духовно-нравственное воспитание как педагогическая категория // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2025. Вып. 77. С. 36–44.
4. Ивлянова Е.А. Школьная религиозно-учебная литература и ее изучение в рамках подготовки педагогов в ПСТГУ // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2022. Вып. 66. С. 37–46.
5. Костюкова Т.А., Шапошникова Т.Д., Казанцев Д.А. Подготовка педагогов к реализации предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России»: проблемы и решения // Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review. 2021. Вып. 6 (40). С. 53–63. doi: 10.23951/2307-6127-2021-6-53-63
6. Лазарев М.А., Стукалова О.В. Девальвация гуманитарного знания в высшем образовании: пути преодоления кризиса // Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review. 2020. Вып. 2 (30). С. 161–171. doi: 10.23951/2307-6127-2021-6-53-63
7. Горбунов В.И., Евдокимова О.К., Ляпаева Л.В. Интеллигентность студентов регионального технического вуза: постановка вопроса, средства оценивания, пробные результаты // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. 2016. № 1 (89). С. 82–90.
8. Орнатский Ф., прот. О способах развития и укрепления религиозных и нравственных начал в учащихся // Министерство народного просвещения. Труды Высочайше учрежденной комиссии по вопросу об улучшении в средней общеобразовательной школе. Вып. IV: Труды подкомиссий. СПб., 1900. С. 61–62.
9. Трофимов А.В. Проблемы религиозно-нравственного воспитания учащихся на уроках Закона Божия в российской светской средней школе конца XIX – начала XX вв. // Христианское чтение. 2019. № 5. С. 251–261.
10. Мещеринов П., игум. Почему дети воцерковленных родителей уходят из церкви? // Православие и мир. URL: https://www.pravmir.ru/pochemu-deti-vocerkovlennyx-roditelej-uxodyat-iz-cerkvi/ (дата обращения: 18.09.2025).
11. Почему уходят из церкви дети священников? // Православие и мир. URL: https://www.pravmir.ru/inogda-dazhe-deti-svyashhennikov-uxodyat-iz-cerkvi/ (дата обращения: 18.09.2025).
12. Болонев Ф.Ф. Семейская живая старина за Байкалом. Улан-Удэ, 2015. 424 c.
13. Коробейников Н.Г. Образование и духовно-нравственное воспитание в старообрядческой семье в XX-XXI вв.: выпускная квалификационная работа: спец. 44.04.01; Томский государственный педагогический университет (ТГПУ). Томск, 2022. 71 с.
14. Интервью наставника Ульяновской Поморской общины о. Павла Аринина сайту «Самарское староверие» // Самарское староверие. URL: https://samstar-biblio.ucoz.ru/publ/73-1-0-119 (дата обращения: 19.09.2025).
15. Половинкин П.В. Вторая Москва (село Самодуровка – Белогорное Саратовской области) // Самарское староверие. URL: https://samstar-biblio.ucoz.ru/publ/44-1-0-1042 (дата обращения: 19.09.2025).
16. Веселова А.П. Семья в старообрядческой культуре: опыт исторического исследования: автореф. дис. ... канд. ист. наук. Томск, 2007. 27 с.
17. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. М.: Просвещениие, 2009. 29 с.
18. Щуринова И.А., Белянкова Е.И. Методические приемы погружения учащихся в проблему урока истории и обществознания в контексте реализации требований ФГОС // Психология и педагогика: достижения и тенденции развития: сборник статей II Международной научно-практической конференции. 2016. С. 58–65.
19. Афанасьева А.Б. Дни погружения в фольклорную тему (цикл уроков по народному творчеству) // Как воспитать в ребенке творческую личность? Ростов н/Д, 2004. С. 190–196.
20. Малеко Е.В. Особенности использования интерактивных форм обучения в процессе формирования личности школьника на уроках мировой художественной культуры // Устойчивое развитие науки и образования. 2018. № 2. С. 154–159.
21. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4 класс: учебник: в 2 ч. / О.Ю. Васильева, А.С. Кульберг, О.В. Корытко и др.; под науч. ред. О.Ю. Васильевой. Ч. 1. М.: Просвещение, 2022. 127 с.
22. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4 класс: учебник: в 2 ч. / О.Ю. Васильева, А.С. Кульберг, О.В. Корытко и др.; под науч. ред. О.Ю. Васильевой. Ч. 2. М.: Просвещение, 2022. 127 с.
23. Сазонова Н.И., Лоскутова М.Г. Интерактивное педагогическое взаимодействие на экскурсиях религиоведческой тематики: специфика, возможности применения, результаты // Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review. 2023. Вып. 2 (48). С. 58–67. doi: 10.23951/2307-6127-2023-2-58-67
Выпуск: 6, 2025
Серия выпуска: Выпуск № 6
Рубрика: ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА, ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
Страницы: 7 — 18
Скачиваний: 8




