Научно-педагогическое обозрение
RU EN






Сегодня: 10.12.2025
Главная Выпуски журнала 2025 Год Выпуск №6 К вопросу о возможностях использования опыта духовно-нравственного воспитания православного старообрядчества в современном образовании
  • Главная
  • Текущий выпуск
  • Выпуски журнала
    • 2025 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2024 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2023 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2022 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2021 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2020 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2019 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2018 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2017 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2016 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2015 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2014 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2013 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
  • Поиск
  • Рейтинг
  • Новости
  • Редакционная коллегия
  • Правила для авторов
  • Порядок рецензирования
  • Читателям
  • Публикационная Этика Издания
  • Контактная информация
  • Разместить статью
  • Поступившие статьи
  • Принятые в печать
  • Оформить подписку
  • Служебный вход
vestnik.tspu.ru
praxema.tspu.ru
ling.tspu.ru
npo.tspu.ru
edujournal.tspu.ru

E-LIBRARY (РИНЦ)
Ulrich's Periodicals Directory
Google Scholar
EBSCO
Поиск по автору
- Не выбрано -
  • - Не выбрано -
Яндекс.Метрика

К вопросу о возможностях использования опыта духовно-нравственного воспитания православного старообрядчества в современном образовании

Сазонова Наталия Ивановна

DOI: 10.23951/2307-6127-2025-6-7-18

Информация об авторе:

Сазонова Н.И., доктор философских наук, доцент, завкафедрой, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061); профессор, Томский университет систем управления и радиоэлектроники (пр. Ленина, 40, Томск, Россия, 634050). E-mail: nataly-sib@mail.ru; ORCID 0000-0002-0562-1397; SPIN-код: 1712-7053.

В статье анализируются возможности использования опыта духовно-нравственного воспитания старообрядчества в образовании. Материалом для анализа являются основные принципы духовно-нравственного воспитания, выработанные религиозной конфессией, а также опыт репрезентации старообрядческой культуры в образовательной среде современного педагогического вуза. Важнейшими из принципов духовно-нравственного воспитания в старообрядчестве являются уважение к личной свободе ребенка, отсутствие принуждения, воспитание личным примером. Знания о религиозной культуре, получаемые ребенком, адаптируются к его возрасту и возможностям. Указанные подходы к воспитанию вполне соотносятся с современными педагогическими подходами и технологиями, что делает возможным их использование в современном образовании. Однако опыт взаимодействия с конфессией показывает, что трансляция принципов духовно-нравственного воспитания в современную образовательную среду сопряжена с рядом проблем. Среди них можно отметить изменение целевой аудитории: вместо представителей конфессии ее составляют чужие в духовном отношении люди. Кроме того, при работе со светской аудиторией целью является не интеграция в конфессию, а получение знаний о ней. Все это влечет за собой необходимость адаптации выработанных методов и подходов к новой ситуации. Еще одной проблемой является многолетняя изоляция конфессии, что приводит к восприятию внеконфессиональной аудитории как чужой и осложняет репрезентацию культуры, что и было установлено в ходе попытки представителей конфессии презентовать старообрядческую культуру на выставке-семинаре «Томское старообрядчество: история и современность». Вместе с тем наибольший интерес аудитории вызвал рассказ об элементах повседневности конфессии – среды, в которой и происходит воспитание. Эти элементы выступают как метонимия культуры в целом и дают возможность познакомить с культурой через приобщение к ее традициям. Именно это стало основным направлением дальнейшей работы по интеграции старообрядческих принципов духовно-нравственного воспитания в образовательную среду. Взаимодействие конфессии и научно-образовательного сообщества требует дальнейшего развития, что может позволить разработать результативные модели репрезентации традиционной культуры в учебном процессе школы и высшего учебного заведения.

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, основы православной культуры, православие, старообрядчество, педагогический опыт

Библиография:

1. Костюкова Т.А. Традиционные духовные ценности и современная образовательная практика // Вестник Томского государственного педагогического университета (TSPU Bulletin). 2011. Вып. 13 (115). С. 141–144.

2. Ожиганова А.А. Религия в школе: анализ учебных пособий по курсу «Основы религиозной культуры и светской этики» // Отечественная и зарубежная педагогика. 2015. № 1 (22). С. 82–99.

3. Янушкявичене О.Л. Духовно-нравственное воспитание как педагогическая категория // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2025. Вып. 77. С. 36–44.

4. Ивлянова Е.А. Школьная религиозно-учебная литература и ее изучение в рамках подготовки педагогов в ПСТГУ // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2022. Вып. 66. С. 37–46.

5. Костюкова Т.А., Шапошникова Т.Д., Казанцев Д.А. Подготовка педагогов к реализации предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России»: проблемы и решения // Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review. 2021. Вып. 6 (40). С. 53–63. doi: 10.23951/2307-6127-2021-6-53-63

6. Лазарев М.А., Стукалова О.В. Девальвация гуманитарного знания в высшем образовании: пути преодоления кризиса // Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review. 2020. Вып. 2 (30). С. 161–171. doi: 10.23951/2307-6127-2021-6-53-63

7. Горбунов В.И., Евдокимова О.К., Ляпаева Л.В. Интеллигентность студентов регионального технического вуза: постановка вопроса, средства оценивания, пробные результаты // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. 2016. № 1 (89). С. 82–90.

8. Орнатский Ф., прот. О способах развития и укрепления религиозных и нравственных начал в учащихся // Министерство народного просвещения. Труды Высочайше учрежденной комиссии по вопросу об улучшении в средней общеобразовательной школе. Вып. IV: Труды подкомиссий. СПб., 1900. С. 61–62.

9. Трофимов А.В. Проблемы религиозно-нравственного воспитания учащихся на уроках Закона Божия в российской светской средней школе конца XIX – начала XX вв. // Христианское чтение. 2019. № 5. С. 251–261.

10. Мещеринов П., игум. Почему дети воцерковленных родителей уходят из церкви? // Православие и мир. URL: https://www.pravmir.ru/pochemu-deti-vocerkovlennyx-roditelej-uxodyat-iz-cerkvi/ (дата обращения: 18.09.2025).

11. Почему уходят из церкви дети священников? // Православие и мир. URL: https://www.pravmir.ru/inogda-dazhe-deti-svyashhennikov-uxodyat-iz-cerkvi/ (дата обращения: 18.09.2025).

12. Болонев Ф.Ф. Семейская живая старина за Байкалом. Улан-Удэ, 2015. 424 c.

13. Коробейников Н.Г. Образование и духовно-нравственное воспитание в старообрядческой семье в XX-XXI вв.: выпускная квалификационная работа: спец. 44.04.01; Томский государственный педагогический университет (ТГПУ). Томск, 2022. 71 с.

14. Интервью наставника Ульяновской Поморской общины о. Павла Аринина сайту «Самарское староверие» // Самарское староверие. URL: https://samstar-biblio.ucoz.ru/publ/73-1-0-119 (дата обращения: 19.09.2025).

15. Половинкин П.В. Вторая Москва (село Самодуровка – Белогорное Саратовской области) // Самарское староверие. URL: https://samstar-biblio.ucoz.ru/publ/44-1-0-1042 (дата обращения: 19.09.2025).

16. Веселова А.П. Семья в старообрядческой культуре: опыт исторического исследования: автореф. дис. ... канд. ист. наук. Томск, 2007. 27 с.

17. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. М.: Просвещениие, 2009. 29 с.

18. Щуринова И.А., Белянкова Е.И. Методические приемы погружения учащихся в проблему урока истории и обществознания в контексте реализации требований ФГОС // Психология и педагогика: достижения и тенденции развития: сборник статей II Международной научно-практической конференции. 2016. С. 58–65.

19. Афанасьева А.Б. Дни погружения в фольклорную тему (цикл уроков по народному творчеству) // Как воспитать в ребенке творческую личность? Ростов н/Д, 2004. С. 190–196.

20. Малеко Е.В. Особенности использования интерактивных форм обучения в процессе формирования личности школьника на уроках мировой художественной культуры // Устойчивое развитие науки и образования. 2018. № 2. С. 154–159.

21. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4 класс: учебник: в 2 ч. / О.Ю. Васильева, А.С. Кульберг, О.В. Корытко и др.; под науч. ред. О.Ю. Васильевой. Ч. 1. М.: Просвещение, 2022. 127 с.

22. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4 класс: учебник: в 2 ч. / О.Ю. Васильева, А.С. Кульберг, О.В. Корытко и др.; под науч. ред. О.Ю. Васильевой. Ч. 2. М.: Просвещение, 2022. 127 с.

23. Сазонова Н.И., Лоскутова М.Г. Интерактивное педагогическое взаимодействие на экскурсиях религиоведческой тематики: специфика, возможности применения, результаты // Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review. 2023. Вып. 2 (48). С. 58–67. doi: 10.23951/2307-6127-2023-2-58-67

sazonova_nataliya_ivanovna_7_18_6_64_2025.pdf ( 685.87 kB ) sazonova_nataliya_ivanovna_7_18_6_64_2025.zip ( 678.63 kB )

Выпуск: 6, 2025

Серия выпуска: Выпуск № 6

Рубрика: ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА, ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

Страницы: 7 — 18

Скачиваний: 8

Для цитирования:


2025 Научно-педагогическое обозрение

Разработка и поддержка: Лаборатория сетевых проектов ТГПУ