Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов при обучении студентов магистратуры устной иноязычной коммуникации
DOI: 10.23951/2307-6127-2025-6-31-44
Рассмотрено понятие «индивидуальный образовательный маршрут» в контексте обучения студентов магистратуры устной иноязычной коммуникации как сложно организованная деятельность преподавателя и студента, в рамках которой реализуется многоальтернативная подготовка специалистов с использованием модульного построения содержания учебного курса и технологий смешанного обучения. Выявлены особенности проектирования индивидуальных образовательных маршрутов, которые описаны и представлены наглядно с учетом характеристик базово-инвариантного, дифференцированного и вариативно-развивающего компонентов. Предложено авторское определение «технологии проектирования индивидуального образовательного маршрута». Выделены потенциальные коммуникативные барьеры, касающиеся лингвистической, психологической, оценочной и самоуправленческих сторон организации индивидуализированного учебного процесса, и предложены способы их преодоления. Процесс проектирования раскрывается на примере двух алгоритмов деятельности: для преподавателя и студента. Алгоритм проектирования преподавателя включает пять этапов: диагностический, проективно-рефлексивный, мотивационный, организационно-деятельностный и результативно-рефлексивный; алгоритм студента состоит из организационно-мотивационного, деятельностного и результативно-рефлексивного этапов. Описаны возможности технологии проектирования, позволяющие выстраивать индивидуальные образовательные маршруты с учетом особенностей, образовательных потребностей, интересов и возможностей каждого обучающегося в реализации целей и задач овладения устной иноязычной коммуникацией.
Ключевые слова: индивидуализированная иноязычная коммуникативная деятельность, индивидуальный образовательный маршрут, коммуникативные барьеры, алгоритм деятельности, технология проектирования индивидуального образовательного маршрута
Библиография:
1. Лабунская Н.А. Индивидуальный образовательный маршрут студента: подходы к раскрытию // Известия Российского гос. пед. ун-та им. А.И. Герцена. 2002. № 2 (3). C. 79–90.
2. Писарева С.А., Тряпицына А.П. Методологические аспекты перехода к новой организации образовательного процесса // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2020. Т. 9, вып. 3. С. 281–288. doi: 10.18500/2304-9790-2020-9-3-281-288
3. Арзамасцева Н.Г., Константинова В.В. Индивидуальный образовательный маршрут как форма организации педагогической поддержки студентов вуза // Вестник Марийского государственного университета. 2022. Т. 16, № 3. С. 305–311. doi: 10.30914/2072-6783-2022-16-3-305-311
4. Байбородова Л.В., Бурлакова Т.В. Индивидуализация образовательного процесса // Концепции ведущих ученых института педагогики и психологии ЯГПУ им. К.Д. Ушинского. Ярославль: Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, 2015. С. 20–36.
5. Лескова И.А. Проблема индивидуализации обучения в контексте смены парадигмальных оснований // Вестник Мининского университета. 2023. Т. 11, № 2. С. 1–17. doi: 10.26795/2307-1281-2023-11-2-1
6. Тимкина Ю.Ю. Вариативное иноязычное образование в условиях многопрофильного неязыкового вуза. Пермь: Прокростъ, 2017. 204 с.
7. Жарова Ю.В., Обдалова О.А. Системообразующие результаты интегративных форматов совместной работы в иноязычной подготовке будущих инженерно-технических специалистов // Вестник Томского государственного университета. 2023. № 488. С. 37–47. doi: 10.17223/15617793/488/4
8. Обдалова О.А., Харапудченко О.В. Научно-проектный коворкинг в обучении устному иноязычному дискурсу студентов магистратуры // Вестник Томского государственного университета. 2020. № 453. С. 205-214. doi: 10.17223/15617793/453/25
9. Довыдова М.В. Моделирование индивидуальных образовательных маршрутов как фактор повышения эффективности подготовки учителя технологии: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Новокузнецк, 2004. 23 с.
10. Гарашкина Н.В., Дубровина Н.Н. Моделирование индивидуального образовательного маршрута учащегося как технология деятельности современного педагога // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2022. № 4. С. 33–45. doi: 10.18384/2310-7219-2022-4-33-45
11. Зверева Н.Г. Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов студентов педвуза на основе комплексной психолого-педагогической диагностики: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Шуя, 2007. 22 с.
12. Лытнева В.В. Акмеологический подход к индивидуализации обучения будущих инженеров иностранному языку: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Армавир, 2010. 23 с.
13. Соколова М.Л. Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов студентов в вузе: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Архангельск, 2001. 18 с.
14. Колдаев В.Д. Моделирование субъектно-центрированных образовательных маршрутов студента вуза // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2012. № 3. С. 119–126.
15. Полупан К.Л. Концептуальные основы проектирования индивидуального образовательного маршрута студента в цифровой образовательной среде университета: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Калининград, 2021. 43 с.
16. Яроцкая Л.В. Иностранный язык и становление профессиональной личности (неязыковой вуз). М.: Триумф, 2016. 258 с.
17. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. 192 с.
18. Современные образовательные технологии: учеб. пособие / коллектив авторов: под ред. Н.Б. Бордовской. 3-е изд., стереотип. М.: КРОНУС, 2017. 432 с.
19. Беспалько В.П., Татур Ю.Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса: учеб.метод. пособие. М.: Высшая школа, 1989. 144 с.
20. Соболева А.В., Мацалак Т.В. Индивидуальный образовательный маршрут при обучении иностранному языку студентов неязыковых специальностей // Вестник Томского государственного университета. 2022. № 481. С. 215‒229. doi: 10.17223/15617793/481/24
21. Мацалак Т.В., Обдалова О.А. Особенности индивидуального образовательного маршрута обучения устной иноязычной коммуникации на основе языковой платформы EnglishProUni // Язык и культура: сборник статей XXXIV Международной научной конференции (15–17 октября 2024 г.). Томск: Изд-во Том. ун-та, 2024. С. 238‒244.
22. Гуревич К.М. Дифференциальная психология и психодиагностика. Избранные труды. СПб.: Питер, 2008. 336 с.
23. Соболева А.В., Обдалова О.А. Развитие иноязычных умений межкультурной коммуникации студентов на основе коммуникативно-когнитивного подхода // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Проблемы языкознания и педагогики. 2024. № 1. С. 121–136. doi: 10.15593/2224-9389/2024.1.10
24. Барвенко О.Г. Психологические барьеры в обучении иностранному языку взрослых: дис. … канд. психол. наук. Ростов н/Д., 2004. 230 с.
Выпуск: 6, 2025
Серия выпуска: Выпуск № 6
Рубрика: ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
Страницы: 31 — 44
Скачиваний: 61




