Развитие исследовательского потенциала обучающихся образовательных организаций: дифференцированный подход
DOI: 10.23951/2307-6127-2025-6-67-76
В современном профессиональном образовании одним из приоритетных показателей качества образовательного процесса и приобретаемых обучающимися компетенций является уровень их готовности к научной деятельности. Актуальным представляется вопрос поиска путей организации образовательного процесса, обеспечивающего развитие исследовательского потенциала студентов на всех этапах обучения. Особый акцент делается на подготовке к исследовательской деятельности аспирантов и молодых исследователей. Цель статьи определена разработкой научно-методических основ дифференцированного подхода к активизации исследовательских и мотивационных ресурсов обучающихся, что определило научную новизну представленного материала – создание конструкта рамочной модели педагогического сопровождения подготовки молодых исследователей. Рамочная (фреймовая) модель представлена в виде алгоритма, т.е. определенной последовательности этапов, имеющих характер качественных итерационных изменений (в нашем случае – развития исследовательского потенциала обучающихся). В качестве результатов исследования, помимо рамочной модели, представлена когнитивная технология как основа реализации педагогической идеи развития исследовательского потенциала обучающихся с опорой на дифференцированный подход к организации процесса обучения. В логике рассматриваемой проблемы дано понятие «деятельность», применительно к вопросам педагогики показана возможность общенаучных принципов системно-синергетического подхода, описаны частно-научные принципы (потенциального и актуального, принцип скаффолдинга, оценочного регламентирования) к построению когнитивной технологии. Полученные результаты могут быть использованы как методологические основания для организации образовательного процесса при подготовке обучающихся, аспирантов и молодых исследователей к исследовательской деятельности.
Ключевые слова: дифференцированный подход, аспиранты и молодые исследователи, рамочная модель развития исследовательского потенциала обучающихся, когнитивная технология, принцип актуального и потенциального
Библиография:
1. Ермош Е.Н. Реализация дифференциации обучения в образовательном процессе // Актуальные проблемы современности: наука и общество. 2017. № 1 (14). С. 50–55. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/realizatsiya-differentsiatsii-obucheniya-v-obrazovatelnom-protsesse?ysclid=m0z12thsp1861048493 (дата обращения: 02.07.2025).
2. Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. М.: Педагогика, 1990. 192 с.
3. Зеер Э.Ф. Личностно ориентированное образование. Екатеринбург, 1998. 264 с.
4. Сериков В.В. Личностно ориентированное образование // Педагогика. 1994. № 5. С. 16–20.
5. Выготский Л.С. Педагогическая психология / под ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика, 1991. 479 с.
6. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. 304 с.
7. Кларин М.В. Технология обучения: идеал и реальность. Рига: Эксперимент, 1999. 180 с.
8. Селевко Г.К. Технологии развивающего обучения // Школьные технологии. 1997. № 4. С. 22–46.
9. Щуркова Н.Е. Педагогическая технология. М.: Педагогическое общество России, 2002. 224 с.
10. Резниченко А.П. Категория «образовательная стратегия» как методологический конструкт анализа образовательного пространства региона // Вестник ТОГУ: Социология и философия. 2015. № 4 (39). С. 237–242.
11. Идиатулин В.С. Когнитивная технология обучения // Открытое образование. 2006. № 1/ С. 17.
12. Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. М.: Наука, 1973. 271 с.
13. Капица С.П., Курдюмов С.П., Малинецкий Г.Г. Синергетика и прогнозы будущего. М.: Эдиториал УРСС, 2001. 288 с.
14. Садовский В.Н. Основание общей теории систем. М.: Наука, 1974. 230 с.
15. Уемов А.И. Системный подход и общая теория систем. М.: Мысль, 1978. 272 с.
16. Зникина Л.С. К вопросу о формировании ценностной ориентации современной молодежи: контекст теории поколений и синергетического подхода // Мир науки, культуры, образования. 2024. № 2 (105). С. 208–210.
17. Выготский Л.С. Развитие житейских и научных понятий в школьном возрасте // Психологическая наука и образование. 1996. № 1 (1). С. 5–19. URL: https://psychlib.ru/mgppu/VUR/VUR-0961.htm#$p96 (дата обращения: 02.07.2025).
18. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир. СПб.: Питер, 2003. 508 с.
19. Wood D.J., Bruner J.S., Ross G. The Role of Tutoring in Problem Solving // Journal of Child Psychiatry and Psychology. 1976. № 17. Р. 89–100. doi: 10.1111/j.1469-7610.1976.tb00381.x (дата обращения: 02.07.2025).
20. Попов Л.М., Устин П.Н. Скаффолдинг – метод актуализации интеллектуально-личностного потенциала субъекта научно-образовательной деятельности // Экопсихологические исследования: экология детства и психология устойчивого развития. 2020. № 6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/skaffolding-metod-aktualizatsii-intellektualno-lichnostnogo-potentsiala-subekta-nauchno-obrazovatelnoy-deyatelnosti (дата обращения: 02.07.2025).
21. Проненко Е.А. Конструкт «ментальные модели»: его сущность и использование в различных областях психологии // Инновационная наука: психология, педагогика, дефектология. 2024. № 7 (4). С. 92.
Выпуск: 6, 2025
Серия выпуска: Выпуск № 6
Рубрика: МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Страницы: 67 — 76
Скачиваний: 8




