Научно-педагогическое обозрение
RU EN






Сегодня: 10.12.2025
Главная Выпуски журнала 2025 Год Выпуск №6 Роль саморегуляции в формировании конфликтологической культуры подростков
  • Главная
  • Текущий выпуск
  • Выпуски журнала
    • 2025 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2024 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2023 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2022 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2021 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2020 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2019 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2018 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2017 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2016 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2015 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2014 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2013 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
  • Поиск
  • Рейтинг
  • Новости
  • Редакционная коллегия
  • Правила для авторов
  • Порядок рецензирования
  • Читателям
  • Публикационная Этика Издания
  • Контактная информация
  • Разместить статью
  • Поступившие статьи
  • Принятые в печать
  • Оформить подписку
  • Служебный вход
vestnik.tspu.ru
praxema.tspu.ru
ling.tspu.ru
npo.tspu.ru
edujournal.tspu.ru

E-LIBRARY (РИНЦ)
Ulrich's Periodicals Directory
Google Scholar
EBSCO
Поиск по автору
- Не выбрано -
  • - Не выбрано -
Яндекс.Метрика

Роль саморегуляции в формировании конфликтологической культуры подростков

Мухина Светлана Еруслановна, Гаврилова Анастасия Ярославовна

DOI: 10.23951/2307-6127-2025-6-135-147

Информация об авторе:

Мухина С.Е., кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и истории психологии, факультет психологии, Новосибирский государственный педагогический университет (ул. Вилюйская, 28, Новосибирск, Россия, 630126). E-mail: svetlanamukh@mail.ru; ORCID ID: 0009-0007-3860-305X; SPIN-код 7850-4539. Гаврилова А.Я., педагог-психолог МАОУ Новосибирского района Новосибирской области – лицей № 13 п. Краснообск (п. Краснообск, 209, Россия, 630501). E-mail: nastasya.gavri@gmail.com; ORCID ID: 0009-0007-3496-5934; SPIN-код 1113-2505

В современном мире значимой становится актуализация проблемы развития осознанной саморегуляции – одного из личностных ресурсов, активного волевого и когнитивного контроля субъекта над своей эмоциональной сферой, аффектами и поведением в конфликте. Конфликтологическая культура – комплексное образование, высший уровень подготовленности человека к конфликтной ситуации и способов действия внутри нее, чтобы не допустить эскалации конфликта. Цель исследования – выявление взаимосвязи саморегуляции личности и конфликтологической культуры в подростковом возрасте. В эмпирическом исследовании был применен комплекс психологических методик: Стиль саморегуляции поведения В.И. Моросановой; Методика исследования самоуправления Ю. Куля и А. Фурмана (адаптация О.В. Митиной и Е.И. Рассказовой), Методика исследования конфликтологической культуры личности О.И. Щербаковой. Методы математической статистики (описательный метод – оценка средних значений показателей для расчета меры центральной тенденции, корреляционный анализ данных – применение коэффициента ранговой корреляции R-Спирмена). Эмпирическую выборку составили 70 испытуемых в возрасте 14–15 лет учащихся Лицея № 13 п. Краснообск Новосибирской области. Результаты исследования показали, что существует взаимосвязь между саморегуляцией и конфликтологической культурой в подростковом возрасте, при этом чем выше выраженность показателей саморегуляции, тем в большей степени проявляется уровень конфликтологической культуры и отдельных ее компонентов. Ядром взаимосвязи конфликтологической культуры и саморегуляции выступают параметры чувствительность к себе, гибкость, программирование действий, уровень стресса. Теоретическая значимость исследования состоит в получении новых данных о развитии в период подростничества саморегуляции и конфликтологической культуры, к тому же во взаимосвязи друг с другом, что дает возможность предложить пути формирования этих психологических феноменов. Практическая значимость работы состоит в потенциале использования результатов в просветительской работе педагога-психолога при создании программ и планов работы по формированию благоприятного школьного климата.

Ключевые слова: саморегуляция, индивидуальный стиль саморегуляции, конфликтологическая культура, культура чувств и поведения

Библиография:

1. Ядов В.А., Борзикова Л.В., Водзинская В.В и др. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / под ред. В.А. Ядова. Л.: Наука, 1979. 264 с.

2. Абульханова-Славская К.А. Личностные механизмы регуляции деятельности // Проблемы психологии личности. 1982. С. 92–98.

3. Чеснокова И.И. Самосознание, саморегуляция, самодетерминация личности // Проблемы психологии личности. 1982. С. 121–126.

4. Щербакова О.И. Психология конфликтологической культуры личности специалиста: формирование в контекстной образовательной среде: авотореф. дис. … д-ра психол. наук. М., 2011. 41 с.

5. Макаревская Ю.Э., Базалева Л.А. Особенности стиля саморегуляции поведения в подростковом возрасте // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2024. № 10-3 (97). С. 211–214.

6. Рогожникова Р.А., Равилов Р.Т. Роль воспитывающей деятельности в процессе формирования у подростков конфликтологической культуры // Евразийский гуманитарный журнал. 2020. № 4. С. 107–115.

7. Tolstaia S., Revenco O. Methods of development of conflictological culture in older adolescence // Journal of Educational Sciences. 2023. Vol. 2(48). P. 155–168.

8. Шубович М.М., Захарова И.В. Профессиональные коммуникации педагога: конфликтологическая и правовая безопасность // Вестник Томского государственного университета. 2024. № 504. С. 190–198.

9. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека: развитие субъективной реальности в онтогенезе. М.: Школьная пресса, 2000. 416 с.

10. Конопкин О.А. Общая способность к саморегуляции как фактор субъектного развития // Вопросы психологии. 2004. № 2. С. 127–135.

11. Миславский Ю.А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте. М.: Педагогика, 1991. 152 с.

12. Inzlicht M., Werner K.M., Briskin J. L., Roberts B.W. Integrating Models of Self-Regulation // Annual Review of Psychology. 2021. Vol. 72. P. 319–345.

13. Моросанова В.И. Саморегуляция и индивидуальность человека. М.: Наука, 2010. 519 с.

14. Холодная М.А., Хазова С.А. Феномен концептуализации как основа продуктивности интеллектуальной деятельности и совладающего поведения // Психологический журнал. 2017. Т. 38, № 5. С. 5–17.

15. Kuhl J. Motivation und Persönlichkeit: interaktion psychischer systeme. Göttingen: Hogrefe, 2001. 1221 s.

16. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. М.: ЮНИТИ, 2000. 551 с.

17. Почекаева И.С. Воспитание конфликтологической культуры старшеклассников: автореф. дис. … канд. пед. наук. Пермь, 2010. 21 с.

18. Heigl P. 30 Minuten fuer faires Streiten und gute Konflikt-Kultur. Offenbach: Verlag GmbH, 2010. 80 S.

19. Rosenberg M. Konflikte lösen durch gewaltfreie Kommunikation. Freiburg im Breisgau: Verlag Herder GmbH, 2004. 160 S.

20. Моросанова В.И., Кондратюк Н.Г. Опросник В.И. Моросановой «Стиль саморегуляции поведения – ССПМ 2020» // Вопросы психологии. 2020. Т. 66, № 4. С. 155–167.

21. Митина О.В., Рассказова Е.И. Методика исследования самоуправления Ю. Куля и А. Фурмана: психометрические характеристики русскоязычной версии // Психологический журнал. 2019. Т. 40, № 2. С. 111–127.

22. Вербицкий А.А., Щербакова О.И. Конфликтологическая культура специалиста: технологии формирования. М.: Московский государственный педагогический университет, 2024. 413 с.

mukhina_svetlana_eruslanovna_135_147_6_64_2025.pdf ( 651.57 kB ) mukhina_svetlana_eruslanovna_135_147_6_64_2025.zip ( 639.45 kB )

Выпуск: 6, 2025

Серия выпуска: Выпуск № 6

Рубрика: ПСИХОЛОГИЯ

Страницы: 135 — 147

Скачиваний: 2

Для цитирования:


2025 Научно-педагогическое обозрение

Разработка и поддержка: Лаборатория сетевых проектов ТГПУ