Иван Семёнович Клюжев – педагог, реформатор и государственный деятель России начала ХХ в.
DOI: 10.23951/2307-6127-2025-6-166-179
Исторический опыт разработки реформ в процессе становления российской системы образования начала ХХ в. имеет большой потенциал для понимания особенностей развития и специфики современной российской школы. Авторы актуальных для того времени законопроектов организации всеобщего начального образования являлись ведущими практиками и представителями научно-педагогической общественности, которые наравне с Министерством народного просвещения активно участвовали в дискуссиях и выработке окончательных положений реформ. Одним из ярких представителей этой плеяды общественно-педагогических деятелей являлся Иван Семёнович Клюжев, внесший существенный вклад в разработку целой серии законопроектов устройства школы, представленных на обсуждение в Государственной Думе России. И.С. Клюжев сделал блестящую карьеру учителя и, будучи опытным практиком, хорошо понимавшим проблемы школьного образования, добился общественного положения и права представлять интересы Самарской губернии в российском парламенте. Он стал активным участником секций и комитетов Думы, занимавшихся вопросами российского просвещения, где стремился реализовать идеи, способствовавшие, по его мнению, решению ключевых вопросов образовательной политики государства. Клюжев стал соавтором важнейших законопроектов о всеобщем обучении в России, реформе учительских институтов и ряда других законов, способствовавших развитию школьного дела в стране. После Февральской революции 1917 г. вошел в состав Специального комитета при Министерстве народного просвещения для работы над аналогичными законами при Российском Временном правительстве. Являлся управляющим департамента Министерства народного просвещения Колчаковского правительства, где также участвовал в решении важнейших вопросов образования подведомственных территорий и занимался организацией широкого обсуждения нового школьного законодательства. Статья написана на широкой, ранее не использованной источниковой базе, раскрывая ключевые аспекты и дополняя малоизвестные факты биографии И.С. Клюжева.
Ключевые слова: Иван Семёнович Клюжев, реформы российского образования начала ХХ в., введение всеобщего начального обучения, законопроекты Государственной Думы, подготовка учителя
Библиография:
1. Алешкин А.М. Думы Таврического дворца: [Гос. Дума России, 1906–2006]. М.: Парламентская газета, 2006. 519 с.
2. Войтеховская М.П., Кочурина С.А. Вопросы развития педагогического образования в работе государственных дум 1906–1917 гг. // Вестник Томского государственного педагогического университета (TSPU Bulletin). 2021. Вып. 5 (217). С. 90–97.
3. Выйкин С.И. Депутат Государственной Думы России трех созывов Иван Семенович Клюжев // Государственный исторический архив Чувашской Республики. URL: https://giachr.archives21.ru/srvsite1/object/636716?params=id:1;aid:29561737;scid:10;lid:1;did:32213552;v:2011;dsotid:null;dsid:null (дата обращения: 25.10.2020).
4. Кирьянов И.К. Российские парламентарии начала ХХ века: новые политики в новом политическом пространстве. Пермь: Перм. кн. изд-во, 2006. 368 с.
5. Кочурина С.А. Реформа учительских институтов Временного правительства (1917) // Вестник Томского государственного педагогического университета (TSPU Bulletin). 2010. Серия: История. Выпуск 9 (99). C. 168–172.
6. Соловьев К.А. Законодательная и исполнительная власть в России: механизмы взаимодействия (1906-1914). М.: РОССПЭН, 2011. 511 с.
7. Усманова Д.М. Депутаты от Казанской губернии в Государственной Думе России 1906–1917. Казань: Татарское кн. изд-во, 2006. 495 с.
8. Государственная Дума Российской империи: портреты полит. лидеров (1906–1917): науч.-попул. библиогр. очерки / авт. очерков Е.В. Ярошенко, сост. библиогр. Н.С. Антонов, А.А. Ермак. М.: Пашков дом, 2006. 317 с.
9. Государственная Дума Российской империи: 1906–1917 / Б.Ю. Иванов, А.А. Комзолова, И.С. Ряховская. М.: РОССПЭН. 2008. 735 с.
10. 3-й созыв Государственной Думы. Портреты. Биографии. Автографы. СПб.: Изд. Н.Н. Ольшанского, 1910. 66 с.
11. Члены Государственной Думы (портреты и биографии). Второй созыв 1907–1912 / сост. М.М. Боиович. 2-е изд. М.: Тип. Т-ва И.Д. Сытина, 1907. 519 с.
12. Клюжев И.С. К вопросу об обязательности начального обучения. Доклад члена Государственной Думы Ив.С. Клюжева. М.: Тип. изд-ва И.Д. Сытина, 1911. 48 с.
13. РГИА. Ф. 1276. Оп. 2. Д. 495.
14. Государственная дума: стенографические отчеты / Гос. дума, третий созыв, сессия III. 1910. Ч. II. Стлб. 2926.; Сессия 4. Ч. I. C. 11–16.
15. Народное образование и церковное достояние в третьей Государственной Думе: Речи, доклады, статьи / Е.П. Ковалевский. СПб.: Тип. Р.В. Коротаевой. Ч. I. 354 с.
16. РГИА. Ф. 733. Оп. 196. Д. 1185.
17. Государственная Дума. Обзор деятельности комиссий и отделов. Третий созыв. Сессия V. 1911–1912 гг. СПб.: Государственная типография, 1912. 498 с.
18. Проект реформы средней школы. Доклад Совещания, образованного Государственной Думой для разработки проекта реформы средней школы. СПб.: Издание журнала «Русская Школа», 1912. 77 с.
19. Малиновский Н.П. Итоги деятельности III Государственной Думы // Русская школа. 1912. № 7–8. С. 169-196.
20. Проект реформы средней школы // Русская школа. 1911. № 4. С. 55–77.
21. Государственная Дума: Стенографические отчеты / Гос. Дума, третий созыв, сессия III. СПб.: Государственная типография, 1910. 376 с.
22. Ропп А.Н. Что сделала Третья Государственная Дума для народного образования / барон А.Н. Ропп. СПб.: типография А.С. Суворина, 1912. 254 с.
23. Обзор деятельности Государственной Думы третьего созыва. СПб.: Ч. 2.: Гос. тип., 1912. 708 с.
24. Клюжев И.С. О подготовке учителей и учительниц начальных школ: доклад члена Государственной Думы. М.: Тип. Т-ва И. Д. Сытина, 1911. 49 с.
25. Предстоящие перемены в правовом положении народного учителя // Вопросы и нужды учительства: сб. ст. и справок / ред. Е.А. Звягинцев. Вып. IV. СПб., 1909.
26. РГИА. Ф. 565. Оп. 8. Д. 29876.
27. Клюжев И. О реформе учительских институтов // Русская школа. 1912. № 5-6. С. 51–88.
28. Клюжев И. О реформе учительских институтов // Русская школа. 1912. № 4. С. 63–69.
29. Утро Сибири. 1913. № 54. 8 марта.
30. РГИА. Ф. 733. Оп. 201. Д. 449.
31. РГИА. Ф. 733. Оп. 227. Д. 183.
32. Игнатьев П.Н. Очерк о русской школе // Педагогика. 2000. № 3. С. 52–59.
33. Хотеенков В.Ф., Иванова Л.Ф. Заложник «государевой службы». Граф Павел Николаевич Игнатьев // Очерки истории российского образования: К 200-летию Министерства образования Российской Федерации: в 3 т. Т. 2. М.: МГУП, 2002. 316 с.
34. РГИА. Ф. 733. Оп. 184. Д. 280.
35. РГИА. Ф. 733. Оп. 184. Д. 281.
36. РГИА. Ф. 733. Оп. 196. Д. 1185.
37. ГА РФ. Ф. 1803. Оп. 1. Д. 18.
38. ГА РФ. Ф. 1803. Оп. 1. Д. 61.
39. ГА РФ. Ф. 1803. Оп. 1. Д. 62.
40. ГА РФ. Ф. 1803. Оп. 1. Д. 42.
41. ГА РФ. Ф. 1803. Оп. 1. Д. 37.
42. ГА РФ. Ф. Р-320. Оп. 2. Д. 92.
43. Сибирский вестник. 5 сентября.1918. № 15.
44. ГА РФ. Ф. Р-320. Оп. 2. Д. 190.
45. ГА РФ. Ф. Р-320. Оп. 2. Д. 155.
46. ГА РФ. Ф. Р-320. Оп. 1. Д. 1.
47. ГА РФ. Ф. 1803. Оп. 1. Д. 53.
48. ГАИО. Ф. Р-2305. Оп. 1. Д. 11.
49. ГАНО. Ф. Р-1328. Оп. 1. Д. 263.
50. Романов Н.С. Летопись города Иркутска. Иркутск: Восточно-Сибирское кн. изд-во, 1993. 544 с.
Выпуск: 6, 2025
Серия выпуска: Выпуск № 6
Рубрика: ОБЗОРЫ
Страницы: 166 — 179
Скачиваний: 9




