Поиск
Warning: Undefined array key "5354//" in /web/zanos/classes/Edit/EditForm_class.php on line 263
Warning: Undefined array key "5354//" in /web/zanos/classes/Player/SearchArticle_class.php on line 261
№ | Поиск | Скачиваний | ||||
---|---|---|---|---|---|---|
1 | В современном мире происходят серьезные социокультурные изменения и кризисные явления, носящие как локальный, так и глобальный характер. Образование, будучи по своей природе инерционной системой, не успевает за быстроменяющимся событиями, а потому постоянно должно прогнозировать и правильно выстраивать приоритеты своего развития. Исторический и культурологический анализ ситуации в России и странах западной цивилизации позволил выявить серьезные проблемы, которые невозможно решить без активного участия образования. Первая проблема обусловлена кризисом, продвигаемой Западом политикой глобализации и мультикультурализма. Примеры из истории и современности показывают, что приемлемое для одних стран часто становится разрушительным и губительным для других. Следовательно, стремление к общекультурной идентичности можно рассматривать сейчас лишь как очень отдаленную перспективу в эволюционном процессе развития человечества. Приоритетом же образования в наши дни должна стать целенаправленная помощь в осознании растущим человеком и конкретным народом своей культурной идентичности, формирование у них уважительного отношения к культурам других народов и дальнейшее осуществление на данной основе продуктивного межкультурного диалога. Другими глобальными проблемами, решение которых невозможно без деятельного участия образования, являются энергетический и экологический кризисы, а также навязываемая людям с ранних лет потребительская психология. Истоки у этих глобальных проблем общие и не связаны с политическим устройством государств. В истории человечества было как минимум два периода, когда люди оказывались на грани исчезновения. Каждый раз их спасало то, что они находили силы сознательно поменять свой образ жизни и самих себя на основе совместно принятых и общепризнанных ценностей и табу, то есть проявляли себя не только как существа разумные, но и как нравственные, духовные. Данный аспект слабо отражен в обосновании компетентностного подхода и в программных документах об образовании последних лет, принимаемых в России и мире. В русле компетентностного подхода важным приоритетом образования сегодня должно стать развитие у людей экологического сознания и признания приоритета духовных потребностей над потребностями материальными. Ключевые слова: приоритеты современного образования, кризис современного образования, глобальные кризисы, культурная идентичность, компетентностный подход | 326 |