Поиск
Warning: Undefined array key "148//" in /web/zanos/classes/Edit/EditForm_class.php on line 263
Warning: Undefined array key "148//" in /web/zanos/classes/Player/SearchArticle_class.php on line 261
Warning: Undefined array key "148//" in /web/zanos/classes/Player/SearchArticle_class.php on line 261
Warning: Undefined array key "148//" in /web/zanos/classes/Player/SearchArticle_class.php on line 261
Warning: Undefined array key "148//" in /web/zanos/classes/Player/SearchArticle_class.php on line 261
Warning: Undefined array key "148//" in /web/zanos/classes/Player/SearchArticle_class.php on line 261
Warning: Undefined array key "148//" in /web/zanos/classes/Player/SearchArticle_class.php on line 261
Warning: Undefined array key "148//" in /web/zanos/classes/Player/SearchArticle_class.php on line 261
Warning: Undefined array key "148//" in /web/zanos/classes/Player/SearchArticle_class.php on line 261
Warning: Undefined array key "148//" in /web/zanos/classes/Player/SearchArticle_class.php on line 261
Warning: Undefined array key "148//" in /web/zanos/classes/Player/SearchArticle_class.php on line 261
Warning: Undefined array key "148//" in /web/zanos/classes/Player/SearchArticle_class.php on line 261
Warning: Undefined array key "148//" in /web/zanos/classes/Player/SearchArticle_class.php on line 261
№ | Поиск | Скачиваний | ||||
---|---|---|---|---|---|---|
1 | Рассматривается проблема социальной тревожности студентов университета через ее взаимосвязь с механизмами психологических защит, участвующих в сохранении психологического гомеостаза. Содержатся данные самостоятельного эмпирического исследования, проведенного в рамках реализации комплексной программы социально-психологической помощи студентам, оказавшимся в условиях дезадаптации. Результаты исследования свидетельствуют, что студенты с повышенным уровнем социальной тревожности в критических ситуациях применяют как менее зрелые (проективные механизмы защит) – вытеснение, регрессию, так и более зрелые (дефензивные) – проекцию, компенсацию, используя как уровни «перцептивной защиты» с удалением информации из сферы сознания, так и уровень переструктуризации информации. Выбор механизмов защиты зависит от многих факторов, в первую очередь от структуры личности, а также уровня образованности, социального статуса, возраста, пола, что требует дополнительного изучения. В ряде ситуаций мощный стрессовый, кризисный фактор, психическое расстройство, фармакологические девиации могут оп ределять специфичность набора используемых механизмов психологических защит. Ключевые слова: социальная тревожность, социофобии, психологические защиты, студенты | 2425 | ||||
2 | Дается описание концепции З. Фрейда, предложившего структурную теорию личности. Согласно концепциям фрейдизма и классического психоанализа, личность представляет собой противоречивое единство трех взаимодействующих сфер: «Оно», «Я» и «Сверх-Я», содержание и взаимоотношения которых обусловливает уникальность личности. Представления З. Фрейда о двойственной (социально-биологической), а следовательно, предрасположенной к конфликту природе психики позволили охарактеризовать психологические механизмы возникновения внутриличностного конфликта и обозначить его динамические характеристики. Ключевые слова: психология, методология, система, структура, личность, внутриличностный конфликт, фрейдизм, классический психоанализ | 2883 | ||||
3 | Предлагаемое исследование посвящено изучению особенностей межличностного общения подростков с задержкой психического развития (ЗПР). В процессе исследования установлено, что подросткам с ЗПР сложно устанавливать контакт. В ученическом коллективе они занимают низкие статусные позиции – «малопопулярные» и «отверженные». Подростки с нормальным психическим развитием не принимают своих сверстников с ЗПР в свой круг общения. Большинство подростков с ЗПР, так же как и подростков с нормальным психическим развитием, имеют нормальный уровень агрессивности. Уровень враждебности у подростков с ЗПР выше по сравнению со сверстниками, имеющими нормальное психическое развитие. У подростков и с нормальным развитием, и с ЗПР имеются проблемы, связанные с отношением к отцу, будущему и нереализованным возможностям. Доля подростков, имеющих указанные проблемы, составляет 5–10 %. Среди подростков с ЗПР данный показатель чуть выше. Результаты проведенного исследования свидетельствуют о том, что подростки с ЗПР имеют особенности межличностного общения, которые затрудняют их пребывание в ученическом коллективе. Психологам и педагогам необходимо знать специфику межличностного общения подростков с ЗПР для обеспечения максимально комфортной и безопасной образовательной среды. Ключевые слова: межличностное общение, социализация, подростки, задержанное психическое развитие | 2322 | ||||
4 | Обобщен опыт изучения расстройств аутистического спектра (РАС) с разных позиций. На данный момент аутизм трактуется как сложное нарушение психического развития, характеризующееся выраженным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения, ограниченными интересами и повторяющимися действиями. К сожалению, до настоящего времени этиологическая концепция расстройств аутистического спектра не может считаться завершенной. Одно из ведущих мест среди факторов риска аутизма занимают представления о наследственной отягощенности, хотя генетическая картина аутистической предиспозиции крайне разнообразна и до конца не определена. Учитывая масштабы распространенности и гетерогенности РАС во всем мире, на современном этапе исследования данной патологии важно обратиться к междисциплинарному подходу, который позволит обеспечить более эффективное медико-психологопедагогическое сопровождение ребенка. Следует понять, что сегодня проблема РАС – это проблема не только психиатров, но и других специалистов, в частности биологов, психологов, педагогов и реабилитологов, даже философов. Ключевые слова: расстройства аутистического спектра, психическое развитие, дизонтогенез, междисциплинарный подход | 2366 | ||||
5 | Представлено описание различных аспектов системного структурно-уровневого подхода, рассматриваемого как методологический базис личностно-ориентированных психологических исследований. Приведены общие положения теории систем, охарактеризован системный подход Б. Ф. Ломова, системный структурно-уровневый подход М. С. Роговина, Г. В. Залевского, системный личностно-ориентированный подход. Описанные концепции могут найти применение в исследовании личности, рассмотрении взаимодействия систем «личность» – «социум», а также изучении отдельных, относительно узких тем, таких как психология семейных взаимоотношений, репродуктивное поведение и материнская функция, феномены внутри- и межличностных конфликтов. На основании сопоставления и анализа данных сделаны следующие выводы: Организация научного исследования и психологической практики на базе принципов системного подхода позволяет наиболее полно исследовать отдельные аспекты психики, сопоставить данные эмпирических исследований, интегрировать их в единую гносеологическую систему, понять феноменологию психических процессов, целостно рассмотреть взаимодействие психики и окружающего мира. В отличие от индивидуального подхода системный личностно-ориентированный подход к исследованию и психологической коррекции предполагает обязательную опору на структуру личности (ядро, поверхностные структуры (оболочка), биологический базис), учет направленности личности, обозначение перспектив ее дальнейшего развития. Ключевые слова: методология науки, психология, подход, система, структура, уровень, элемент, личность, исследование | 3456 | ||||
6 | Рассматривается проблема родительско-детских отношений в семьях, воспитывающих детей-инвалидов, страдающих детским церебральным параличом. Известно, что семья, обладая высоким реабилитирующим потенциалом, может способствовать эффективной социокультурной интеграции данной категории детей. Особый акцент сделан на личностных особенностях матерей, воспитывающих больных детей. Определена связь отдельных личностных качеств со спецификой семейных взаимоотношений. Полученные результаты дополняют уже имеющиеся в литературе, кроме того, могут быть использованы специалистами при проведении мероприятий, направленных на оказание психологической, социальной, педагогической поддержки матерей, имеющих детей-инвалидов с ДЦП. Ключевые слова: личность, семья, родительско-детские отношения, мать, ребенок-инвалид, детский церебральный паралич (ДЦП). | 2365 | ||||
7 | На основе системной структурно-уровневой концепции психики, сформулированной Б. Ф. Ломовым, М. С. Роговиным и Г. В. Залевским, обозначены социально-психологические механизмы взаимоотношений личности и социума. Приведены определения термина «социум», данные зарубежными и отечественными исследователями. На основании сопоставления и анализа имеющихся в науке определений понятия «социум» предложен авторский взгляд на исследуемую проблематику. Охарактеризованы функционирование личности в социальной среде, структура социума, специфические особенности социума, влияние социума на формирование и развитие личности, интеграция отдельных индивидуумов в социум. В результате анализа литературных источников разработаны авторские графические изображения (схемы), наглядно иллюстрирующие структуру социума в контексте системных исследований и интеграцию отдельных индивидуумов в социум. Приведенные материалы дополняют существующие теоретические представления о личности и ее интеграции в системы микро- и макросоциума; являются теоретическим базисом для разработки оптимальных моделей личностного развития и социализации. Ключевые слова: психология, социология, личность, социум, методология, система, структура, элемент, уровень | 2662 | ||||
8 | Раскрывается содержание термина «девиантное материнство», указываются различные степени выраженности расстройства поведения матери. Выделяются четыре основных режима функционирования системы «мать – ребенок», отражающие основные варианты практической реализации материнства: нормативное и условно нормативное материнство, нарушения материнско-детских взаимоотношений, девиантное материнство (антисоциальная форма), девиантное материнство (протосоциальная форма). Приведена авторская система диагностических критериев и оценки материнско-детских взаимоотношений. Приводятся авторские графические изображения, наглядно иллюстрирующие вариативность материнства и основные варианты его практической реализации. Материалы статьи дополняют существующие гносеологические представления о проблеме определения нормы и отклонений в психологических исследованиях материнства. Ключевые слова: методология науки, психология, подход, система, личность, исследование, материнство, мать, ребенок, взаимоотношения, оценка, норма, отклонение, девиация | 2581 | ||||
9 | Анализируются социально-психологические особенности детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи, которые в дальнейшем могут определять направление коррекционно-развивающих мероприятий. На примере дошкольников, имеющих общее и фонетико-фонематическое недоразвитие речи, показана специфика отношений в семье, оценена потребность и основной мотив в общении со сверстниками и родителями, выявлены нарушения в поведении при групповом взаимодействии. В ходе исследования обнаружено, что дети с речевой патологией имеют низкую потребность в общении со сверстниками, групповое взаимодействие выстраивают на основе игровой мотивации, часто проявляя агрессивность, эгоцентричность, конфликтность, негативизм. Дети с речевыми нарушениями по сравнению с детьми, имеющими нормальное речевое развитие, демонстрируют отвержение самого себя и отдаленность от обоих родителей. Они отмечают низкую собственную значимость в семье, придают большую значимость лицам, не входящим в состав семьи. Для детей с нарушениями речи свойственны нечеткость и «размытость» нравственных представлений, неопределенность нравственных эмоций и чувств, нестабильность отношений, «размытость» моральной мотивации. В принятии решений они часто руководствуются эгоистическими желаниями, редко делают выбор в пользу другого. Обозначенные позиции свидетельствуют о низком уровне принятия нравственных норм у детей с речевой патологией. Ключевые слова: дети, старший дошкольный возраст, речевые нарушения, межличностные отношения, нарушения поведения | 3437 | ||||
10 | Содержится описание и визуальное представление идеального объекта – структуры психики человека, рассматриваемой в контексте системных исследований. Обоснована актуальность изучения психики человека. Дано определение психики, приведены две антагонистические точки зрения относительно ее природы. Обозначены дисциплинарные уровни изучения феномена психики. Приводятся авторские графические изображения (схемы), наглядно иллюстрирующие структуру психики человека в контексте системных исследований. Идеальная структура психики представлена тремя подсистемами: сознанием, личностью, когнитивной сферой; материальная – биологическим базисом. Описаны как общие системные функции психики, так и функции ее отдельных элементов. Дана характеристика подсистем идеальной структуры психики. Освещены научные концепции, имеющие особую гносеологическую ценность. Обозначены перспективные направления фундаментальных научных исследований. Материалы статьи дополняют существующие научные представления о структуре психики человека и закономерностях ее функционирования. Ключевые слова: психология, психика, сознание, личность, когнитивная сфера, функции, система, структура, элемент | 2892 | ||||
11 | Межличностные отношения являются необходимым условием, определяющим развитие не только отдельных психических процессов, но и личности в целом. Имеется ряд работ, в которых показана деформация межличностных отношений у подростков с разным видом дизонтогенеза, в том числе и при умственной отсталости. Представлены результаты изучения межличностных отношений подростков, имеющих умственную отсталость, осложненную нарушением зрения. Результаты проведенного исследования позволили констатировать наличие как общих, так и специфических особенностей межличностных отношений у подростков с умственной отсталостью, осложненной нарушением зрения, и у их сверстников с неосложненной умственной отсталостью. В обследуемых группах только треть подростков рассматривают отца и мать как родительскую чету, при этом наблюдается высокая значимость взаимоотношений с матерью и отказ от общения с отцом. Для подростков обеих групп характерны: слабая включенность во взаимодействие со сверстниками; наличие чувственно дефицитного или чувственно чрезмерного типа взаимодействия с преобладанием чувственно дефицитного типа; нерешительность в принятии решений, стремление переложить ответственность на других; отсутствие тенденции к доминированию; частые конфликты со сверстниками и неспособность их конструктивно разрешить. Кроме того, подростки обследуемых групп часто демонстрируют реакции на фрустрацию активно-агрессивного или пассивно-страдательного типа, причем у подростков с неосложненной умственной отсталостью доминируют реакции активно-агрессивного типа, а у подростков с умственной отсталостью, осложненной нарушением зрения, – реакции пассивно-страдательного типа. Примечательно, что подростки с умственной отсталостью, осложненной нарушением зрения, склонны к изоляции от сверстников, проявляют бóльшую привязанность к дому и своей семье. Ключевые слова: межличностные отношения, подростковый возраст, умственная отсталость, нарушение зрения | 2355 | ||||
12 | Представлены результаты эмпирического исследования, направленного на изучение временной перспективы родителей, воспитывающих детей с умственной отсталостью. В ходе исследования у данной категории родителей выявлены три типа временной перспективы – один гармоничный и два деформированных, причем чаще встречались деформированные типы временной перспективы. При гармоничном типе наблюдалось сбалансированное сочетание ориентаций на позитивное прошлое, гедоническое настоящее и будущее. Деформированная временная перспектива 1-го типа характеризовалась сочетанием фаталистического настоящего, негативного прошлого и низкой ориентацией на будущее. Деформированная временная перспектива 2-го типа сочетала негативное прошлое, гедоническое настоящее и низкую ориентацию на будущее. Все родители с гармоничным типом временной перспективы, выполняя графический тест Т. Коттла, показали временную связь между прошлым, настоящим и будущим. У родителей, имеющих деформированную временную перспективу 1-го или 2-го типа, по данному тесту временные зоны были либо автономными, либо взаимосвязанными. Важно отметить, что бо́льшая часть родителей с гармоничным типом временной перспективы имеет возраст от 40 до 45 лет, высшее образование, средний или высокий материальный достаток, высокий воспитательный потенциал. Трудная жизненная ситуация, связанная с присутствием в семье ребенка с умственной отсталостью, в большинстве случаев приводит к временной дезинтеграции родителей. Ключевые слова: временная перспектива, временная ориентация, умственная отсталость, семьи, воспитывающие детей с умственной отсталостью | 2161 |