Научно-педагогическое обозрение
RU EN






Сегодня: 22.05.2025
Главная Поиск
  • Главная
  • Текущий выпуск
  • Выпуски журнала
    • 2025 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
    • 2024 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2023 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2022 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2021 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2020 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2019 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2018 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2017 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2016 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2015 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2014 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2013 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
  • Рейтинг
  • Поиск
  • Новости
  • Редакционная коллегия
  • Правила для авторов
  • Порядок рецензирования
  • Читателям
  • Публикационная Этика Издания
  • Контактная информация
  • Разместить статью
  • Поступившие статьи
  • Принятые в печать
  • Оформить подписку
  • Служебный вход
vestnik.tspu.ru
praxema.tspu.ru
ling.tspu.ru
npo.tspu.ru
edujournal.tspu.ru

E-LIBRARY (РИНЦ)
Ulrich's Periodicals Directory
Google Scholar
EBSCO
Поиск по автору
- Не выбрано -
  • - Не выбрано -
Яндекс.Метрика

Поиск

- Не выбрано -
  • - Не выбрано -
  • - Не выбрано -

№ПоискСкачиваний
1

ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО СКРИПТОВАНИЯ У ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2019. Вып. 5 (27). С. 201-206

Затрагивается проблема социализации обучающихся с расстройствами аутистического спектра. Одной из основных проблем взаимодействия аутистов с взрослыми и сверстниками является нарушение коммуникации вследствие искаженного восприятия действительности. Проведены анализ склонности использования социальных скриптовых фраз детьми с расстройствами аутистического спектра, а также выявление рефенциального и экспрессивного типа формирования речи у детей данной категории. Включение скриптовых (сценарных, автоматизированных) фраз в процесс обучения, социального взаимодействия, игру позволяет детям с расстройствами аутистического спектра формировать коммуникативные способности, которые необходимы для включения их в социум.

Ключевые слова: дети с расстройствами аутистического спектра, коммуникация, референциальный и экспрессивный речевой тип, социальное и эхолалическое скриптование

1180
2

СТРАТЕГИИ КОМПЕНСАЦИИ ЛЕКСИЧЕСКОГО ДЕФИЦИТА ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2019. Вып. 6 (28). С. 23-30

Представлены данные, актуальные для обучения и социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья. Доказана актуальность изучения лексики в условиях инклюзивного образования на примере детей с нарушениями зрения и детей с расстройствами аутистического спектра. Проанализирована специфика формирования словарного запаса при дефицитарном и искаженном варианте дизонтогенеза. Обозначены трудности восприятия и воспроизведения лексики у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. На основе приведенных данных выработана стратегия компенсации дефицитов лексики на основе межведомственного подхода. Межведомственный подход предполагает взаимодействие на трех уровнях (уровень региона, муниципалитета и конкретной организации), что делает возможным социальное партнерство и обеспечивает необходимые общие условия для устойчивого функционирования процесса компенсации лексического дефицита как социальной системы. Социальное взаимодействие представлено на примере волонтерской деятельности студентов педагогического вуза на базе школы для учащихся с ограниченными возможностями здоровья и театрализованных экскурсий, организованных для детей с ограниченными возможностями здоровья и молодежи Управлением культуры администрации г. Томска, Музеем истории города Томска, Туристско-информационным центром города Томска. Волонтерская деятельность студентов проявляется в различных направлениях: летний пришкольный лагерь, творческие мастерские и мастер-классы, дни толерантности и новогодние елки. Такая практика очень полезна студентам, так как современные реалии предполагают умение работать в системе инклюзивного образования. В свою очередь, творческие мероприятия позволяют заинтересовать детей и получить новые социальные навыки, обогатить словарный запас и компенсировать лексические затруднения.

Ключевые слова: лексический дефицит, инклюзивное образование, интерактивная экскурсия, волонтерская деятельность, дети с ограниченными возможностями здоровья, лексика, межведомственное взаимодействие, социализация

1119
3

СОЗДАНИЕ МОТИВАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА СТУДЕНТОВ И ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ СРЕДСТВАМИ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2021. Вып. 1 (35). С. 104-110

Представлены на основе теоретического анализа феномена мотивационного пространства его содержание, ведущие технологии формирования. Выявлена специфика современных моделей организации образовательного процесса средствами смешанного обучения. Актуализируется необходимость смешанного обучения в подготовке студентов педагогических вузов. Обоснована актуальность проблемы оптимизации применения дистанционного и смешанного обучения студентов вузов. Дана характеристика смешанного обучения, проанализированы теоретические и эмпирические исследования в области дистанционного и смешанного обучения, выявлены и обозначены их положительные аспекты. Мотивационный компонент позволяет определить перспективу программы интеграции различных форм в обучении студентов, в том числе иностранных и с ограниченными возможностями здоровья. Научно обоснованы ключевые мотивационные особенности студентов и преподавателей высшей школы на современном этапе реализации различных форм обучения. Цель исследования – проанализировать специфику мотивационного пространства через средства смешанного обучения. Продемонстрированы потенциальные ресурсы данной формы получения информации и определены тенденции самодетерминации студентов и преподавателей в профессиональной деятельности через средства смешанного обучения.

Ключевые слова: мотивация, мотивированное пространство, профессиональные компетенции, средства смешанного обучения, электронная коммуникация

1208
4

ПРОБЛЕМЫ АБИЛИТАЦИИ РЕБЕНКА С КОХЛЕАРНЫМ ИМПЛАНТОМ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С УЧЕТОМ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2021. Вып. 5 (39). С. 41-46

Анализируется современное состояние проблемы абилитации детей дошкольного возраста с нарушениями слуха. Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в последние десятилетия число детей, подвергшихся кохлеарной имплантации, значительно выросло. Исследуются методы и приемы работы в системе коррекционного воздействия на глухих детей с кохлеарным имплантом, применяющиеся в Российской Федерации. Целью изучения является анализ представленного в научной литературе опыта сопровождения детей с кохлеарным имплантом, а также обозначение проблемы реализации данного направления в регионах. Приводится информация, подтверждающая специфику развития детей, перенесших кохлеарную имплантацию. Определена на уровне региона проблема, которая затрудняет процесс формирования словесной речи у детей с кохлеарным имплантом. Приводятся данные анкетирования родителей, воспитывающих детей с кохлеарным имплантом, проживающих в городах Томске и Северске, по вопросам абилитации детей данной категории и обозначаются варианты направлений деятельности специалистов.

Ключевые слова: дети с кохлеарным имплантом, абилитация, коррекционно-педагогическая помощь, психолого-педагогическое сопровождение детей после кохлеарного имплантирования, региональные условия

924
5

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧИТЕЛЕЙ-ДЕФЕКТОЛОГОВ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2022. Вып. 2 (42). С. 65-72

Рассматриваются тенденции подготовки дефектологов с учетом исторического аспекта и анализа современного состояния проблемы. Определены основные направления, определяющие тенденции формирования междисциплинарных компетенций, обозначены причины и проанализирован имеющийся исторический опыт подготовки полифункциональных специалистов. Различные виды профессиональной деятельности педагога-дефектолога в условиях инклюзивного образования предполагают наличие профессиональных и личностных компетенций, что диктует необходимость расширения междисциплинарного подхода за счет пересмотра методик проведения лекционных занятий через использование поисковой, исследовательской деятельности студентов, решение различных профессиональных задач в рамках содержания учебной программы на основе использования принципа трансдисциплинарности. Проанализированы различные формы проведения лекционных и практических занятий, определены организационные параметры.

Ключевые слова: инклюзивное образование, междисциплинарные компетенции, профессиональные компетенции, принцип междисциплинарности, социальный заказ, учитель-дефектолог

859
6

Выявление маркеров безопасного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2023. Вып. 5 (51). С. 130-136

Инклюзия – это концепция, которая стремится обеспечить равные возможности и доступность получения образования для всех детей, включая обучающихся и воспитанников с различной нозологией. Однако несмотря на позитивные аспекты инклюзии, такая прогрессивная система образования не всегда соответствует образовательным потребностям детей с дизонтогенезом, что препятствует реализации потенциала таких воспитанников и обучающихся. Проблемой является и то, что учителя не обладают достаточными знаниями и навыками для эффективной работы с детьми различных категорий, что может приводить к недостаточной поддержке и результатам. Целью статьи является выявление маркеров безопасного инклюзивного сопровождения детей с нарушениями в психофизическом развитии. Проанализированы ресурсы и поддержка, необходимые для безопасной инклюзивной образовательной системы. Идентификация и изучение автором наиболее релевантных параметров инклюзии позволили определить наиболее важные и значимые маркеры безопасного сопровождения детей с трудностями в обучении. Возможные маркеры включают компетентность сопровождающего специалиста, которая определяется как фактор безопасности только в случае многопрофильности как базовой профессиональной характеристики педагога.

Ключевые слова: дети с нарушениями в психофизическом развитии, инклюзивная безопасность, маркеры безопасного сопровождения, многопрофильный специалист

611

© 2025 Научно-педагогическое обозрение

Разработка и поддержка: Лаборатория сетевых проектов ТГПУ