№ | Статья | Скачиваний | |||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
151 | Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования декларирует необходимость развития творческих способностей у детей. В связи с этим задача развития способности к сочинению сказок как одной из форм способности к речевому творчеству старших дошкольников приобретает особую актуальность. Существующие многочисленные исследования речевого творчества дошкольников отражают различные теоретические и практико-ориентированные подходы, касающиеся отдельных вопросов обучения детей творческому рассказыванию, но не дают целостного представления о развитии способности ребенка к сочинению сказок. На основе анализа психолого-педагогических исследований и публикаций раскрываются структура, этапы, механизмы и уровни развития способности детей 5–7 лет к сочинению сказок. Ключевые слова: способность к сочинению сказок, старшие дошкольники, структура, этапы, механизмы, уровни развития | 1182 | |||||
152 | Рассмотрены основные направления научно-образовательной деятельности кафедры философии и социологии Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники в контексте методологии междисциплинарности, комплексности и компетентностного подхода. Авторы обращают внимание, что мероприятия интегрального взаимодействия обусловлены необходимостью выстраивания целенаправленной образовательной стратегии, формирования толерантных позитивных межэтнических отношений в обществе, и прежде всего в молодежной среде. Ключевые слова: междисциплинарность, образование, кросскультурность, мультикультурное взаимодействие в вузе | 1180 | |||||
153 | В условиях рыночной экономики формирование необходимых экономических и финансовых компетенций у человека должно формироваться в период школьного образования, при этом особое внимание должно быть уделено методике преподавания экономики, которая должна включать как теоретические основы с применением традиционных методов обучения, так и непременно практические задания, сформированные с использованием таксономии Блума, которая основана на ступенчатом обучении и формировании знаний, умений, навыков при обучении экономике в школе. Важным моментом при таком обучении является применение элементов проблемного обучения, где основным результатом обучения является формирование определенных экономических компетенций и повышение уровня самостоятельности при принятии решений, заставляя при этом обучающегося собирать дополнительные данные, анализировать, делать выводы, уметь их аргументировать и доказывать правильность своих суждений. По своей сути применение таких методов обучения позволяет значительно повышать финансовую и экономическую грамотность обучающегося, формируя не только конкретные знания, но и развивая кругозор, создавая должным образом мировоззрение человека. Предложенные примерные задания, сформированные в рамках темы «Государственные финансы», наглядно демонстрируют стратегию таксономии по укреплению знаний, умений, навыков, формируя их постепенным углублением и расширением указанной темы, подводя обучающегося к необходимости порассуждать на тему необходимости бюджета в принципе и возможностям изменения налоговой нагрузки в частности. Данные задания рассчитаны на обучающихся, определенным образом сформировавших необходимые компетенции, которые имеют свое мнение и взгляд на данную тематику, а следовательно, цель педагога на данном этапе можно считать достигнутой. Ключевые слова: компетенции, знания, умения, навыки, экономическая и финансовая грамотность, методы обучения, таксономия Блума, проблемное обучение | 1180 | |||||
154 | Рассматривается проектно-исследовательская деятельность как способ формирования универсальных учебных действий у младших школьников. Ключевые слова: проектно-исследовательская деятельность, этапы проектно-исследовательской деятельности, универсальные учебные действия | 1179 | |||||
155 | Дается независимая оценка преимуществам и недостаткам в формировании регулятивных умений младших школьников и умений самоорганизации учителей в дистанционном обучении в период пандемии в 2020 г. Экстренный переход на дистанционное обучение вызвал трудности в преподавании и учении. Во многом эти сложности обусловлены недостаточным уровнем регулятивных умений учеников и учителей. Сопоставляются результаты двух эмпирических исследований, проведенных Пермским государственным гуманитарно-педагогическим университетом: диагностики регулятивных умений младших школьников в 2018–2021 гг. и оценки учителями начальных классов проблем самоорганизации в период дистанционного обучения в 2020 г. По итогам независимой оценки предложены рекомендации по развитию профессиональных компетенций учителей начальных классов. Ключевые слова: независимая оценка в образовании, дистанционное образование, высшее образование, начальная школа, функциональная грамотность | 1178 | |||||
156 | Показана необходимость использования междисциплинарных связей с целью оптимизации процесса обучения иностранному языку в неязыковом медицинском вузе. Выявляются общенаучные и познавательные предпосылки использования междисциплинарных связей, в совокупности создающие теоретическую базу для их применения в учебно-воспитательном процессе. Автор рассматривает разносторонние взаимосвязи иностранного языка с профессионально ориентированными дисциплинами, преподаваемыми на младших курсах, создающие необходимые условия для эффективного усвоения и применения учебного материала в практических целях на занятиях по иностранному языку. Ключевые слова: междисциплинарные связи, общенаучные предпосылки, познавательные предпосылки, профессионально ориентированные дисциплины | 1175 | |||||
157 | Рассматривается образовательное содержание акта понимания в контексте педагогики Совместной деятельности. Выделяются функции этого действия: смыслопорождение, познавательная функция и психологическая функция. Выдвигается предположение, что если смыслопорождение рассматривать как базовое значение, то образовательный потенциал действия по пониманию максимален и содержит возможность реализации всех остальных функций. Именно в педагогике Совместной деятельности организация ситуаций понимания как акт смыслопорождения – базовая единица содержания образования, позволяющая решить проблемы формализации образовательной деятельности в школе, снижения ее манипулятивного характера и создания условий становления авторства как результата образования. Ключевые слова: понимание, совместная деятельность, совместное действие, содержание образования, образовательное содержание, организация ситуаций понимания | 1173 | |||||
158 | Рассматривается актуальность использования игрового моделирования на песке при обучении творческому рассказыванию как вариант инновационных технологий в коррекционной работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи. Дана психофизиологическая характеристика связной речи в онтогенезе. Рассмотрены психолого-педагогические особенности связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи. Приведены результаты экспериментального исследования связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи и моделирования логопедической работы. Игровое моделирование на песке представлено в роли нового стимула, служащего для создания благоприятного эмоционального фона, способствующего включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций в процессе обучения творческому рассказыванию посредством игрового моделирования на песке. Элемент игрового моделирования представляется как отдельный игровой прием или частичное использование дидактической игры в образовательном процессе. Предлагаемая техника предоставляет возможности как для вербальной, так и для невербальной экспрессии с применением разнообразных предметов, песка, воды и прочих материалов. Использование игрового моделирования на песке позволяет стабилизировать психоэмоциональное состояние, совершенствовать координацию движений, пальцевую моторику, стимулировать развитие сенсорно-перцептивной сферы, развивать навыки общения, связную речь, пространственную ориентацию. Ключевые слова: логопедическая коррекция, дошкольники, инновационные технологии, творческое рассказывание, общее недоразвитие речи, игровое моделирование на песке, коррекционно-развивающие занятия | 1173 | |||||
159 | Рассматриваются требования к профессиональной подготовке дизайнеров и художников декоративно-прикладного искусства, возникшие в связи потребностью общества в создании уникальных авторских объектов предметно-пространственной среды. Выявляется схожесть и различие целей и задач творчества дизайнера и художника декоративно-прикладного искусства. Единый процесс и механизм проектирования нового объекта позволяют унифицировать методики обучения проектированию в дизайне и декоративно-прикладном искусстве. Определено, что процесс проектирования состоит из творческой и технической составляющей, предусматривающей совокупную деятельность по формированию замысла, его обоснованию и подготовке необходимых документов, описывающих конечное решение будущего объекта. Обосновывается роль традиционного ручного рисования в процессе проектирования. Выявляется значение проектно-графических работ, предшествующих компьютерной визуализации объекта. Предлагаются специальные интегрированные методики профессиональной подготовки студентов и методы обучения дизайну и декоративно-прикладному искусству, направленные на развитие восприятия, воображения и мышления и определяющие специфику проектно-профессиональной работы. Обосновывается, что процесс обучения проектной графики должен базироваться на разумном взаимодействии ручного и компьютерного рисования, последовательно усложняющегося в процессе обучения и ориентированного на развитие декоративного восприятия. Ключевые слова: проектная графика, компьютерная графика, быстрое рисование, проектная деятельность, дизайн, декоративно-прикладное искусство | 1173 | |||||
160 | Рассматриваются методологические основания и организационно-педагогические условия повышения эффективности общего образования детей мигрантов. Авторы рассматривают системный, аксиологический и антропологический подходы построения образования в поликультурной школе. Установлены организационно-педагогические условия реализации ценностей компетентностного подхода. Предполагается создание гуманизированной образовательной среды, а также форм взаимодействия семьи, школы и социальных институтов, поддерживающих как общее, так и дополнительное образование. Используется интегративный подход, в котором специфические особенности этнических групп служат фундаментом для взаимообогащения различных культур и обеспечения целостности современной культуры. Ключевые слова: дети мигрантов, поликультурная среда, обучение, интеграция, культуросообразность, гуманизм, диалогичность, толерантность | 1170 | |||||
161 | Рассматриваются различные взгляды исследователей на природу межкультурной коммуникативной компетенции. Проводится разграничение данного термина и смежных понятий, в частности понятия «межкультурная компетенция». Особое внимание уделяется различным приемам и методам формирования межкультурной коммуникативной компетенции. Показано, что индивид никогда не будет полностью «межкультурно компетентным», так как развитие данной компетенции – процесс непрерывный и циклический. Выявляются различные факторы, влияющие на формирование межкультурной коммуникативной компетенции, такие как контекст, временной фактор, индивидуальные способности учащихся. Ключевые слова: межкультурная коммуникативная компетенция, межкультурная коммуникация, взаимодействие, страноведение | 1170 | |||||
162 | Современные федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) высшего и среднего профессионального образования рекомендуют в процессе подготовки библиотечных специалистов использовать различные современные образовательные и интерактивные технологии. При этом особая роль отводится деловым и ролевым играм, тренингам, технологии кейсов. В данной статье предложены конкретные разработки интерактивных технологий, которые могут быть использованы для подготовки библиотечных специалистов на различной ступени профессионального образования (колледж, бакалавриат, магистратура). Ключевые слова: интерактивные технологии, образовательные технологии, корпоративная культура, деловая игра, «мозговой штурм», тренинг по формированию команды, кейс-технологии | 1167 | |||||
163 | Рассматривается понятие «педагогический стиль преподавания вокала». Данный термин понимается автором как вокально-педагогический комплекс, включающий в себя: профессионально важные качества, характеризующие вокально-педагогическую деятельность; личностные качества и характер общения преподавателя со студентами; практические методы, отражающие специфику певческой деятельности (кон центрический метод, фонетический метод, объяснительно-иллюстративный метод в сочетании с репродуктивным, метод внутреннего пения (пения на основе представления), метод сравнительного анализа). Описываются ход и анализ диагностики данного понятия в вузе на основе применения различных методов и методик: наблюдения занятий, диагностических методик, анкетирования педагогов и студентов. Наблюдение за деятельностью педагогов вокала представлено в двух взаимосвязанных аспектах: межличностном, отражающем стиль общения со студентами, и функционально-деловом, выявляющем вокальные методы преподавания и особенности организации процесса обучения в классе данного педагога-музыканта. На основе обобщения результатов исследования выявляется наиболее эффективный стиль преподавания вокала в высшем учебном заведении. Ключевые слова: педагогический стиль преподавания вокала, диагностика, методы диагностики, методы и приемы преподавания вокала | 1167 | |||||
164 | Рассматривается актуальная задача в образовании – создание эффективной модели управления социальными инновациями в сетевом взаимодействии образовательных организаций. Сосредоточенность исследователей и государственных деятелей на поиске экономической выгоды и обеспечении научно-технического прогресса нередко приводит к недооценке влияния социальных инноваций на общество в целом. Вместе с признанием значения внедрения инноваций в высокотехнологичных секторах экономики акцентируется внимание на социальных инновациях как драйверах формирования социального капитала. Конкретизируется, что включение в сетевое взаимодействие образовательных организаций разного типа является социальной инновацией. Предложенная в статье структурно-функциональная модель состоит из следующих компонентов: целевого, организационного и оценочно-результативного. Фиксируются разные типы результатов, возникающих в сети: исследовательские, продуктовые, профессиональные, учебные, институциональные. Ключевые слова: социальные инновации, модель, управление, сетевое взаимодействие, образовательные организации | 1163 | |||||
165 | Рассмотрены возможности учебной деятельности для социализации младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе. Проведен анализ взаимосвязи понятий, раскрывающий основные подходы к рассмотрению социализации. Представлены методы социализации, интегрирующие целевые, организационные, программно-методические, технологические и диагностические условия учебной деятельности. Приведены результаты проведенного исследования социализации младших школьников с ограниченными возможностями здоровья средствами учебной деятельности, а также выявлены содержательные аспекты академического компонента и компонента жизненной компетенции. Рассмотрены социально-адаптивные возможности условий начального общего образования. Описана структура учебных заданий для индивидуальной и групповой работы, варианты представления индивидуальных учебных достижений учащихся. Представлены методы оценки и уровни социализации учащихся с ограниченными возможностями здоровья на разных этапах эксперимента. Отмечены наблюдаемые в ходе эксперимента воспитательные и учебные эффекты. Ключевые слова: условия социализации, школьники с ограниченными возможностями здоровья, начальное общее образование, социальная адаптация, индивидуализация, учебная деятельность, структура учебных заданий | 1162 | |||||
166 | На основе анализа статей в «Вестнике ТГПУ» творческая педагогическая деятельность рассматривается как особый предмет исследования многих авторов. При этом обобщены следующие аспекты как предмет исследования авторов: влияние компетентностного, системного подходов на развитие творческих способностей обучающихся; модели актуализации творческой деятельности; методы актуализации творческого потенциала и развития творческих способностей; взаимосвязь профессиональной компетентности педагогов с уровнями развития творческого потенциала. Ключевые слова: творческая деятельность, творческие способности, методы актуализации творческого потенциала, творческая индивидуальность, профессиональная компетентность | 1161 | |||||
167 | Рассматриваются вопросы психологической безопасности личности обучающегося в образовательной среде вуза: референтная значимость окружения (отношение студентов к образовательной среде вуза), удовлетворенность в личностно-доверительном общении, защищенность от психологического насилия (унижения, оскорбления, угроз, принуждения делать что-либо против желания, игнорирования, недоброжелательного отношения). Представлены результаты эмпирического исследования психологической безопасности личности в образовательной среде высшего учебного заведения. Констатируется наличие психологически комфортных и безопасных условий для развития личности и формирования готовности к дальнейшей профессиональной деятельности и реализации жизненного плана. Ключевые слова: психологическая безопасность, защищенность личности, обучающийся вуза, студент, образовательная среда, высшее учебное заведение | 1161 | |||||
168 | Запрос на исследование возможностей и особенностей пространства современного высшего учебного заведения является весьма актуальным. Важно понимать, существует ли взаимосвязь между специально организованным пространством и возможностью для студентов приобрести дополнительные общекультурные и профессиональные компетенции, такие как способность к коммуникации в межкультурной среде, к самоорганизации и самообучению. Восприятие и познание среды вуза, ее психологическая интерпретация определяют смысл и характер профессионального развития и саморазвития участников образовательного процесса, детерминирует действия студентов и преподавателей в ней. В статье представлены результаты исследования инвариантов восприятия университетской среды участниками образовательного процесса, дан анализ особенностей восприятия среды университета студентами и преподавателями, определена динамика восприятия среды вуза на разных этапах профессионального обучения студентов. Результаты исследования положены в основу разработки концепции универсальной среды современного городского университета. Общие положения концепции универсальной среды городского университета строятся на базе образовательных потребностей студентов и преподавателей в обучении, в общении, в ресурсах. Исходя из этого универсальная среда городского университета предполагает: среду для сотрудничества, активного пространства для неформального общения; социальное пространство для поддержки студенческого сообщества; активное проживание студенческой жизни в пределах инфраструктуры университета; инновационные обучающие пространства; создание условий для личностно ориентированного обучения и взаимодействия, повышения у участников образовательного процесса образовательной, социальной, интеллектуальной мотивации. Основными направлениями инфраструктурных преобразований университета является входная зона, внутренние помещения общего пользования (рекреации, коридоры, лестничные марши), аудиторные и административные помещения. Ключевые слова: индивидные места поведения, личностно ориентированные места, представления об университетской среде, среда вуза, субъектно-деятельностные места, характеристики мест в вузе | 1161 | |||||
169 | Освещается актуальная проблема обучения иностранных студентов чтению русских текстов с использованием языковой догадки на основе словообразовательного анализа. Предлагается обучать формированию приемов языковой догадки в соответствии с теорией умственных действий, предполагающей создание у иностранных учащихся проекта самостоятельной деятельности в ходе последовательных операций, ориентирующих обучающихся на правильное понимание незнакомых слов при чтении. При обучении догадке используется морфолого-синтаксический анализ: опознание известной части слова на основе бывшего в опыте языкового материала; выделение на основе имевшихся в опыте аналогичных примеров частей слов; осознание принадлежности слова к определенной части речи; понимание значения слова. Используются словообразующие модели, на которые обучающиеся могут опираться при определении значений незнакомых слов в процессе рецепции быть достаточно наполненными, распространенными и тематически прозрачными. Ведущим методом исследования данной проблемы является педагогический эксперимент, а также метод статистической обработки количественных результатов исследования. Цель – научить студентов-иностранцев особенностям русского словообразования, производить морфемный и словообразовательный анализ для развития языковой догадки. Приведены примеры реализации системы упражнений на развитие языковой догадки. Основные результаты показали, что владение иностранными студентами навыками языковой догадки успешно помогает им в понимании читаемого и овладении русским языком в целом. Для успешного возникновения языковой догадки на основе словообразования иностранным учащимся следует научиться анализировать целый комплекс языковых данных, сопоставлять неизвестное с известным, использовать аналогию и различные виды переноса, научить студентов выделять корень, суффиксы, префиксы, окончания и определять их значения, устанавливать принадлежность слова к определенной части речи, определять род, число, падеж, склонение и выявлять морфолого-синтаксическую функцию. Владение словообразовательными моделями способствует самостоятельной семантизации незнакомых производных слов и тем самым расширению пассивного и потенциального словаря иностранных учащихся. Ключевые слова: обучение русскому языку как иностранному, языковая догадка, словообразовательный анализ, самостоятельное чтение, поэтапное формирование навыков | 1161 | |||||
170 | Рассмотрены особенности методического обеспечения гуманитарных дисциплин ресурсами модульной системы обучения и условия укрепления семантических связей инженерных и гуманитарных дисциплин с учетом предметных особенностей в разнородной студенческой среде. Совместное и одновременное обучение российских и иностранных студентов – новая проблема современного образовательного процесса, побуждающая учитывать при разработке дидактических заданий лингвокультурные различия обучающихся (историю, грамматические особенности и культуру представляемых народов). Предлагается создание студии прикладной риторики с целью корректировки и развития коммуникативных компетенций студентов нефилологических специальностей. Ключевые слова: гуманитарное образование в техническом вузе, разнородная студенческая среда, общеобразовательные и профессиональные компетенции, модульная система обучения, электронные образовательные ресурсы, студия прикладной риторики, личностный рост студента | 1160 | |||||
171 | Рассматривается проблема профессиональной социализации студентов в образовательной среде современного вуза. Представлен анализ научно-методических и педагогических исследований в области профессиональной социализации студентов и оздоровительной физической культуры. Важными компонентами профессиональной компетентности являются культура здорового образа жизни, способность к личностному росту и развитию, коммуникабельность, обучаемость, стремление к самообразованию, креативность, социальная активность. Физическое воспитание в вузе является мощным инструментом формирования культуры здорового образа жизни и профессиональной социализации студентов. Оптимальным и эффективным видом двигательной активности в процессе физического воспитания студентов является оздоровительный фитнес. Изложены преимущества и функции фитнеса как фактора социализации студентов. Интегративный характер спортивно-физкультурной деятельности в процессе занятий фитнесом делает ее эффективным средством профессиональной социализации личности. Ключевые слова: социализация, образование, профессиональная компетентность, профессиональная социализация, здоровье, здоровый образ жизни, физическое воспитание, физическая культура, фитнес | 1159 | |||||
172 | Рассматриваются современные подходы исследования социально-коммуникативного развития детей 5–7 лет. Проведен содержательный анализ исследуемого феномена с различных научных позиций. На основе проведенного анализа предложена авторская точка зрения на обозначенную проблему. Представлены структурные компоненты социально-коммуникативного развития детей 5–7 лет: когнитивный, эмоционально-ценностный и поведенческий. Дана характеристика каждого из них на основе представленных показателей. Описан комплекс диагностических методик, позволяющий оценить уровень социально-коммуникативного развития детей 5–7 лет. Ключевые слова: социализация, социально-коммуникативное развитие старшего дошкольника, уровень социально-коммуникативного развития, дошкольное образование | 1159 | |||||
173 | The research and observation of the sound nature is the main objective of this article, since that is the raw material of music. Wouldn’t it be desirable for most research of music theory to have the nature of sound as the basis of its study? Would it not be a more powerful and objective tool, if we learn the creative and subjective fact which is music, through the relationships and structures derived from sound that obey natural and objective laws? My research and conclusions are based on the study of the natural harmonic series of sound. The Fundamental natural series is the main conclusion. Sound has a dual nature that best explains musical relationships. Ключевые слова: music theory, nature, sound, harmonic series, basic series, dual nature of the sound | 1156 | |||||
174 | Раскрывается проблема формирования модели развития профессиональной активности специалиста. Отражены аспекты профессиональной активности, критерии и условия, способствующие ее формированию. Ключевые слова: профессиональная активность, специалист, качество образования, профессиональное самоопределение | 1155 | |||||
175 | Рассматриваются условия использования в учебно-воспитательном процессе различных видов цифровых образовательных ресурсов. Сформулированы основные структурные компоненты профессиональной компетентности учителя начальных классов в области использования цифровых образовательных ресурсов. Профессиональная компетентность учителя начальных классов как специалиста в области использования цифровых образовательных ресурсов представлена нами в виде целостной совокупности ключевых, базовых и специальных компетентностей. Дана характеристика каждого компонента. Ключевые слова: информатизация и модернизация образования, цифровые образовательные ресурсы, профессиональная компетентность учителя начальных классов, структура профессиональной компетентности учителя начальных классов в области использования цифровых образовательных ре | 1155 | |||||
176 | Рассматриваются вопросы современного образования и его регионализации. Дается характеристика понятия «регион», включающая в себя структурные компоненты: территория, население, экономика, административно-политическая самоидентификация. Приводится определение термина «регионализация». Выделяются особенности региональной образовательной системы на современном этапе: компьютеризация и телекоммуникация, дополняемые традиционными информационными технологиями; становление и утверждение рыночных механизмов образовательных услуг; глобальность; непрерывное образование человека в течение всей его жизни. Определяя региональную образовательную систему как системный объект, авторы показали ее характерные черты, принципы организации. Авторами обосновываются признаки и требования к устойчивости региональной образовательной системы. Необходимым условием устойчивости и стабильности образовательной системы рассматривается ее разнообразие. Ключевые слова: регион, регионализация, особенности региональных образовательных систем, устойчивость образовательных систем, запас устойчивости, системный подход | 1155 | |||||
177 | Статья посвящена памяти замечательного ученого и педагога – Галины Николаевны Прозументовой. Цель статьи – обозначить основные линии педагогического наследия великого ученого. Рассмотрены основания педагогики совместной деятельности, концепции гуманитарного управления образовательными инновациями, теории профессионального развития педагога, разработанные Галиной Николаевной. Подчеркнута актуальность выдвинутых ученым положений о личном присутствии человека в образовании, двойственной профессиональной позиции педагога в организации совместной деятельности с учащимися, влиянии участия педагога в инновационной деятельности на его профессиональное развитие, значимости инновационных образовательных программ для развития современной школы. Главный тезис всех публикаций ученого заключается в выделении совместной деятельности педагога и учащихся в качестве основного предмета образования. Именно он, по мнению авторов, определяет перспективы развития педагогической теории и образовательной практики. Ключевые слова: совместная деятельность, образовательные инновации, гуманитарное управление, подготовка педагога, инновационные образовательные программы | 1155 | |||||
178 | Рассматривается психологическое сопровождение обучающихся в высших образовательных учреждениях как система профессиональной деятельности психолога, направленная на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития личности студента. Психологическое сопровождение рассматривается нами как процесс, как целостная деятельность практического психолога в системе высшего образования, целью которого является полноценная реализация профессионально-психологического потенциала личности и удовлетворение потребностей субъекта деятельности. Объектом психологической практики выступают образовательная система высшего образования и психологическое развитие личности обучающихся в ситуации образовательного взаимодействия, а предметом – социально-психологические условия успешного обучения и развития студентов. Ключевые слова: психологическое сопровождение, психологическая поддержка, обучающиеся, высшее образование | 1153 | |||||
179 | Обоснован состав кластера творческих компетенций как инвариантного компонента готовности человека к деятельности, описаны функции творческой деятельности, предложено развитие олимпиад в олимпиадное движение как форма организации саморазвития студентов вузов, приведены рекомендации по включению олимпиадного движения в самостоятельную работу, показана необходимость непрерывного саморазвития обучающихся. Ключевые слова: творческая деятельность, олимпиадное движение, непрерывное образование | 1152 | |||||
180 | Рассматривается трансформация образовательной среды в рамках дисциплины «Иностранный язык» в неязыковом вузе. Проанализированы определения образовательной среды, данные различными учеными, в которых особо отмечается взаимовлияние среды и личности. В результате анализа моделей взаимодействия в процессе обучения иностранному языку автор приходит к выводу о том, что их разнообразие соответствует реальной языковой среде. Совместная деятельность способствует сближению учебных моделей с реальными моделями общения. На основе проведенного исследования автором разработан алгоритм создания образовательной среды, включающий вариативные компоненты. Данный алгоритм способствует управлению изменениями образовательной среды в рамках дисциплины «Иностранный язык». Ключевые слова: образовательная среда, языковая среда, технология обучения, обучение иностранному языку, модели взаимодействия в процессе обучения, высшее образование, совместное обучение, мультимедиа в процессе изучения иностранного языка | 1151 | |||||
181 | Задача современного образования на ближайшее будущее – стать открытой системой для потребителя образовательных услуг. После вхождения России в мировое образовательное пространство вопрос о качестве образования стал доминирующим. Качество образования определяется совокупностью показателей, характеризующих различные аспекты учебной деятельности: содержание, формы и методы обучения, материально-технические ресурсы, кадровый состав, которые обеспечивают развитие компетенций обучающихся. А управление качеством образования рассматривается как особое управление, организованное и запланированное на достижение определенных результатов образования. Ключевые слова: образовательные услуги, качество образования, система образования, менеджмент в образовании, управление качеством, результаты образования | 1148 | |||||
182 | В настоящей работе охарактеризованы гуманитарные дисциплины, преподаваемые в Чукотском филиале Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова с отражением региональной специфики: «Народы и культура циркумполярного мира», «История северо-востока России», «Культура и традиции народов северо-востока России». Дисциплины регионального компонента направлены на более глубокое изучение историко-культурных процессов и социального опыта населения определенного ареала, сохранение культурной идентичности личности, этнической идентификации и общенациональной интеграции. Нами разработаны рабочие программы вышеперечисленных дисциплин, лекционные материалы и практикумы, на основе которых проводятся занятия со студентами. При организации и реализации учебного процесса используются современные образовательные методы и технологии. Навыки, знания и умения, приобретенные в результате изучения дисциплин с региональным компонентом, будут использованы в дальнейшей профессиональной деятельности, повысят общий культурный уровень студентов. Ключевые слова: университет, гуманитарные дисциплины, преподавание, региональный компонент, этнокультурное воспитание, современные образовательные технологии, история и культура, народы Арктики, компетенции | 1148 | |||||
183 | В настоящее время развитие социального интеллекта будущего учителя – актуальная проблема. Об этом свидетельствуют исследования современных ученых (В. А. Генкина (2000), М. А. Лукичева (2004), Н. А. Макарова (20013) и др.). Целесообразность развития социального интеллекта будущего учителя обусловлена его взаимосвязью с такими понятиями, как «профессионально важные качества», «профессиональные способности» и «профессионализм». Социальный интеллект обеспечивает будущему учителю конкурентоспособность, успешность в профессиональной деятельности и повышение качества образования. Целью исследования являлось изучение особенностей и уровня развития социального интеллекта обучающихся, осваивающих профессию учителя в вузе. По результатам исследования выявлено четыре группы испытуемых с нормальным, среднесильным, среднеслабым и низким социальным интеллектом. Это позволило определить некоторые особенности социального интеллекта у будущих учителей и подтвердить актуальность развития социального интеллекта. Для развития социального интеллекта обучающихся, осваивающих профессию учителя в вузе, предложен комплекс педагогических условий. Предложенные условия могут являться основополагающим компонентом образовательной среды, позволяющим наиболее оптимально сконструировать процесс развития социального интеллекта будущего учителя в вузе. Ключевые слова: социальный интеллект будущего учителя, педагогическая профессия, педагогические условия | 1148 | |||||
184 | Исследуются проблемы использования педагогических технологий, направленных на профессиональное развитие педагогов. Представлена классификационная характеристика образовательной технологии «Профессионально-педагогическое содействие» как эффективного способа развития профессиональной компетентности преподавателей вуза, рассмотрены варианты ее использования в профессиональной деятельности преподавателей вуза, отражены трудности, с которыми педагогам приходится сталкиваться в процессе ее использования, предложены методические рекомендации по внедрению представленной технологии в образовательный процесс. Ключевые слова: образовательная технология, профессиональное развитие, преподаватель вуза, профессионально-педагогическое содействие | 1143 | |||||
185 | Важными приоритетами государственной политики сегодня являются привлечение молодежи в техническую сферу профессиональной деятельности и повышение престижа научно-технических профессий. Задача построения в стране инновационной экономики и достижения технологического уровня не может быть решена без радикального совершенствования системы дополнительного образования детей технической направленности, в том числе через разработку и реализацию индивидуальных образовательных траекторий по приоритетным направлениям, востребованным в современном мире. В данных обстоятельствах возникает необходимость разработки новой образовательной модели, основанной на интеграции современных программ дополнительного образования и позволяющей готовить будущих специалистов научно-технической сферы в постоянно изменяющихся условиях начиная со школьного возраста. Модель формирования компетенций школьников в сфере научно-технического творчества средствами дополнительного образования включает: целевой компонент как матрицу целевых результатов, представляющий собой декомпозицию компетенций на систему действий, которые школьник должен освоить в рамках формирования компетенций; содержательно-операционный компонент модели как совокупность образовательного контента, собранного на образовательной цифровой платформе; операционно-технологический компонент как совокупность вариантов технологий формирования компетенций или совокупность образовательных треков (маршрутов) и способов перехода между ними для выстраивания индивидуальной образовательной траектории; диагностический компонент, обеспечивающий выявление уровня сформированности компетенций школьника при регистрации на цифровой платформе. Для оценки уровня сформированности компетенции были разработаны деятельностные показатели. Полный критериально-диагностический аппарат модели включает в себя матрицы целевых результатов 60 компетенций, которые содержат 960 показателей уровня сформированности и проявления данных компетенций. Реализация модели позволит максимально эффективно использовать человеческий потенциал и создать условия для самореализации школьников в научно-технической сфере. Ключевые слова: модель формирования компетенций школьников, сфера научно-технического творчества, дополнительное образование | 1142 | |||||
186 | Рассматривается понятие «образовательная самостоятельность» с точки зрения применения компетентностного подхода при ее исследовании. На основе изучения законодательных документов в сфере образования, а также обобщения научных исследований в области компетентностного подхода в педагогическом процессе автором раскрываются содержание, критерии и уровни образовательной самостоятельности, дается характеристика проведенного диагностического исследования сформированности образовательной самостоятельности студентов. Проводится анализ современных диссертационных работ, посвященных изучению компетенций в различных сферах знаний, написанных за последние пять лет. Ключевые слова: образовательная самостоятельность, компетентностный подход, компетенция, компетентность, исследование | 1139 | |||||
187 | Отражены последствия миграционных процессов, происходящих в современной России. Определена роль русского языка в обучении в полиэтнической школе. Раскрываются понятия «полиэтническая школа», «полиэтнический класс», «ученик-инофон». Приведены результаты тестирования по русскому языку учеников-инофонов для определения сформированности умений и навыков разных видов речевой деятельности. Выделен ряд типичных ошибок учеников-инофонов, обучающихся в начальной школе. Определены направления работы в полиэтнических классах, которые помогут преодолеть трудности при обучении полиязычного контингента обучающихся, приведут к социальной адаптации детей-мигрантов. Показаны примеры использования методического материала учебников для преодоления типичных ошибок учеников-инофонов, обучающихся в начальной школе в рамках УМК «Перспективная начальная школа». Предложены рекомендации для организации педагогами эффективной учебной работы и внеурочной деятельности для преодоления проблем обучения младших школьников в полиэтническом классе. Ключевые слова: полиэтнический класс, дети-мигранты, инофоны, речевой класс, социальная адаптация, индивидуальный подход, активные формы обучения, разноуровневые задания | 1138 | |||||
188 | Обосновывается значимость организации исследовательской деятельности школьников для достижения результатов обучения, предусмотренных ФГОС (предметных, метапредметных, личностных). Описаны итоги конкретной работы по организации индивидуальной исследовательской работы обучающихся литературе. Описывается пять этапов осуществления конкретного педагогического сопровождения исследовательской деятельности (ознакомительный, подготовительный, оформление результатов исследования, апробация результатов исследования, анализ итогов), обосновывается характер сотрудничества учителя с учащимся на каждом этапе. То, что учащиеся смогли достойно представить результаты своей работы на научно-практических конференциях, доказывает продуктивность избранной стратегии педагогической поддержки. Ключевые слова: универсальные учебные действия, исследовательская работа по литературе, педагогическое сопровождение | 1138 | |||||
189 | На современном этапе важным имиджеобразующим фактором для университета является предложение студентам различных вариантов и способов получения знаний, поэтому в рамках образовательного процесса представляется целесообразным сочетание как традиционных форм обучения, так и инновационных методик. Утверждается тезис о том, что обучение посредством виртуальной системы MOODLE приобретает особую значимость для будущих представителей индустрии туризма, поскольку может способствовать выработке таких необходимых им качеств, как мобильность, коммуникабельность, инициативность, толерантность и т. д. Доказывается, что, сочетая использование данной платформы с очными встречами со студентами курса, размещение графика которых происходит в «Календаре событий», возможно управлять развитием необходимых для сферы туризма навыков. Одним из таких необходимых навыков является способность проектировать тур. С помощью системы дистанционного обучения MOODLE, которая как раз основана на идее конструирования нового контента, идее интерактива и свободе обмена информацией и редактирования, развитие данного навыка представляется перспективным предложением. Цель работы – поделиться опытом решения конкретной образовательной проблемы в рамках учебного курса по проектированию турас помощью модульной виртуальной среды, а также показать, как учебный материал, разбитый на блоки, в каждом из которых применяются карты, атласы, текстовые фрагменты со ссылками на электронные энциклопедии, словари, хрестоматии, научные статьи, публикации научно-популярного характера, становится виртуальным тренажером для конструирования тура. Ключевые слова: виртуальная обучающая среда MOODLE, дистанционное обучение, интерактивные тематические блоки, экологическое воспитание, дестинация, спелеотуризм, проектирование тура, результаты учебной деятельности | 1138 | |||||
190 | Рассматривается одна из актуальных проблем на сегодняшний день – проблема развития познавательной активности младших школьников. Активность является обязательной составляющей самостоятельности и инициативности личности, предпосылкой формирования ее умственных качеств. Представлен опыт теоретического и эмпирического исследования процесса развития познавательной активности младших школьников с использованием технологии step by step, охарактеризованы понятия «образовательная технология», «познавательная активность» в педагогическом контексте. Технология step by step способствует активизации учебной мотивации, организации самостоятельной познавательной деятельности, а также оказывает положительное влияние на систематизацию и объективизацию процессов контроля и оценки учебной деятельности. Положительная динамика уровней развития познавательной активности позволяет сделать вывод о высокой эффективности экспериментального воздействия. Ключевые слова: технология, познавательная активность, сравнительный анализ, step by step, начальная школа | 1138 | |||||
191 | Предпринята попытка с помощью системного подхода выявить педагогические условия процесса подготовки архитекторов к профессиональной деятельности в ходе освоения социального проектирования в вузе и, проанализировав их как различные виды педагогического воздействия, представить их комплексно. Ключевые слова: педагогические условия, системный подход, комплекс педагогических условий, педагогическое воздействие | 1136 | |||||
192 | Рассматривается вопрос о применении метода проектов на уроках английского языка в начальной школе. Выделены два типа проектов: учебный и образовательный. Доказано, что метод проектов – это метод, позволяющий организовать образовательную деятельность младших школьников, формировать универсальные учебные действия, развивать личность каждого участника проекта. Особое внимание уделяется особенностям организации совместной образовательной деятельности учащихся в проектах, в частности организации группового взаимодействия. Ключевые слова: Федеральный государственный образовательный стандарт, образовательная деятельность, совместная деятельность, учебный проект, образовательный проект | 1136 | |||||
193 | Анализируются особенности обучения студентов в полилингвальном формате образовательной среды вуза, что для российских университетов в последнее время является особо актуальным. Обосновано, что исследуемые особенности являются предпосылками разработки педагогических условий для активизации профессионального, социокультурного и личностного развития студентов. В частности, функциональная значимость полилингвальной образовательной среды и особенности процесса обучения в межкультурном взаимодействии представлены как возможность максимального использования дидактического ресурсного потенциала субъектов образовательного процесса в полилингвальном пространстве при организации учебно-воспитательного процесса. В ходе исследования, подтвержденного экспериментальным путем, сделан вывод, что основной особенностью процесса обучения студентов является то, что процесс обучения в полилингвальной среде вуза должен быть спроецирован не на страноведческий принцип (описание особенностей этнического характера), а на процесс обучения в условиях реального взаимоотношения и взаимодействия с представителями других культур. Таким образом, коммуникативной доминантой учебного процесса является педагогический диалог как составляющая межкультурного полилингвального взаимодействия, а сам педагогический диалог целесообразно рассматривать как реализуемое продуктивное педагогическое сотрудничество всех субъектов образовательного процесса. Ключевые слова: полилингвальная образовательная среда, особенности обучения студентов при полилингвальном взаимодействии, конструктивный межкультурный диалог, этническая установка | 1135 | |||||
194 | Рассматриваются дополнительные средства фор мирования словарного запаса учащихся с учетом совершенствования их языковой и коммуникативной компетенций, проводится анализ материалов, способных помочь в осуществлении названной цели. Ключевые слова: словарный запас, компетенция, сленг, рифмовка, стихотворение, лимерик | 1133 | |||||
195 | Представлены результаты проектирования примерной основной образовательной программы по направлению подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) с целью подготовки педагогических кадров для системы профессионального образования (уровень бакалавриата) с учетом требований профессионального стандарта педагога данной сферы. Анализируются результаты работы, которая осуществлялась в формате взаимодействия ученых и преподавателей педагогического вуза со специалистами исполнительных органов государственного управления и профессиональных образовательных организаций региона в процессе проектирования нового образовательного продукта. Обсуждаемая научно-образовательная практика была реализована посредством использования совокупности научно-педагогических методов: методы теоретического анализа, метод фокус-групп, экспертный метод, опрос (интервьюирование), образовательное проектирование. Показаны перспективы реализации представленных результатов проектной деятельности в образовательной практике Томского государственного педагогического университета, их значение для социально-экономического развития региона в контексте подготовки кадров для системы профессионального образования. Ключевые слова: непрерывное педагогическое образование, система профессионального образования, профессиональный стандарт педагога, профессиональная образовательная организация, образовательное проектирование, полисубъектное образовательное взаимодействие | 1132 | |||||
196 | Дана характеристика кроссенсу как одной из форм восприятия и осмысления учебной информации. Описаны особенности кроссенсов, их значение при проведении лабораторных занятий по химии в вузе, этапы создания кроссенсов, методика использования кроссенса на примере занятий дисциплины «Школьный химический эксперимент». Приведены задания обучающимся для работы с кроссенсами. Представлены примеры кроссенсов для дисциплин «Школьный химический эксперимент» и «Общая и неорганическая химия». В основе кроссенсов лежат изображения, иллюстрирующие этапы выполнения опытов, и включают химическую посуду, приборы, реагенты, расположенные в ячейках таблицы. Предложено использовать в кроссенсе сочетание графических изображений и текстовой информации по порядку выполнения опытов. Приведены результаты анкетирования обучающихся с целью выявления их отношения к кроссенсам. Установлено, что большинство анкетируемых положительно отнеслись к использованию кроссенсов на лабораторных занятиях по химии и готовы использовать их на педагогической практике и в дальнейшей профессиональной деятельности. Ключевые слова: формы представления химической информации, лабораторные занятия по химии, кроссенсы, этапы создания кроссенсов, методика использования кроссенсов | 1132 | |||||
197 | Рассматривается влияние инновационного развития образования на изменение задач методической подготовки студентов в педагогическом вузе, обусловленное гуманитарным подходом к образованию, выделением в качестве предмета педагогической деятельности на уроке организации совместной деятельности с детьми и ее методического сопровождения, появлением различных образовательных практик в начальной школе, потребностью в учителе, владеющем исследовательской компетентностью и готовом к инновационной деятельности. Ключевые слова: инновационное развитие образования, совместная деятельность, методическая подготовка | 1131 | |||||
198 | В контексте гуманизации высшего профессионального образования рассматривается проблема выявления студентов, подверженных дистрессовым состояниям в период сессии. Отмечается, что данных о влиянии межполушарных различий на стрессоустойчивость в науке недостаточно. Обозначена специфика экзаменационного стресса как одной из разновидностей социального, названы основные стрессогенные факторы экзаменационного периода. Дан обзор позиций в отношении психологических различий, приписываемых лицам с доминированием правой и левой руки. Продиагностирован по методике PSM-25 уровень стресса у студентов в межсессионный и экзаменационный периоды, зафиксировано его возрастание до средних значений. Проведено сравнение уровня академического стресса у студентов-правшей и левшей на основе измерения феноменологической структуры его переживания. Сопоставлена когнитивная, соматическая и эмоциональная симптоматика стресса у правшей и левшей на основе их самооценивания. Выявлены различия в их эмоциональных реакциях на стресс. При оценивании экзаменационного волнения в целом левши воспринимают ситуацию более драматично, что подтверждается статистически. Выполнен качественно-содержательный анализ стратегий преодоления стресса студентами с разным типом межполушарной асимметрии. Обнаружены различия в эмоциональном копинге правшей и левшей, у первых преобладают относительно-продуктивные стратегии, у вторых – непродуктивные. Когнитивные и поведенческие стратегии в обеих группах являются относительно-продуктивными. По совокупности показателей установлен более высокий риск экзаменационного стресса для левшей. Полученные данные расширяют психологические представления об индивидуальных различиях индивидов, связанных с мануальностью, и позволяют обеспечить индивидуально-типологический подход к профилактике деструктивных последствий экзаменационного стресса. Ключевые слова: студенты, стресс, экзаменационный стресс, копинг | 1131 | |||||
199 | Рассматривается проблема формирования компетенций у будущих учителей математики на примере изучения курса «Числовые системы» путем построения основных числовых систем методом последовательного их расширения с помощью аксиоматических определений и построения моделей. Ключевые слова: формирование, компетенции, модели, аксиоматика, числовые системы | 1129 | |||||
200 | Рассматриваются возможности такой подготовки школьников в процессе обучения к последующей жизни, которая вооружила бы их инструментарием решения разнообразных проблем, возникающих во всех сферах. Предлагается программа по обучению школьников решению учебных и образовательных проблем, которая активно используется в школе в течение нескольких лет. В настоящее время в авторскую программу включено формирование метапредметных действий. Дано описание модулей программы, подробно рассматривается организация совместной деятельности на уроке по решению проблем в начальном модуле программы. Приводятся материалы по организации проблемной деятельности и ее оценке. Ключевые слова: новые результаты образования, обучение школьников решению проблем, современный урок, новые задачи учителя | 1129 |