Научно-педагогическое обозрение
RU EN






Сегодня: 22.05.2025
Главная Рейтинг
  • Главная
  • Текущий выпуск
  • Выпуски журнала
    • 2025 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
    • 2024 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2023 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2022 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2021 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2020 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2019 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2018 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2017 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2016 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2015 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2014 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2013 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
  • Рейтинг
  • Поиск
  • Новости
  • Редакционная коллегия
  • Правила для авторов
  • Порядок рецензирования
  • Читателям
  • Публикационная Этика Издания
  • Контактная информация
  • Разместить статью
  • Поступившие статьи
  • Принятые в печать
  • Оформить подписку
  • Служебный вход
vestnik.tspu.ru
praxema.tspu.ru
ling.tspu.ru
npo.tspu.ru
edujournal.tspu.ru

E-LIBRARY (РИНЦ)
Ulrich's Periodicals Directory
Google Scholar
EBSCO
Поиск по автору
- Не выбрано -
  • - Не выбрано -
Яндекс.Метрика
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13

Страница 9 из 25

- Не выбрано -
  • - Не выбрано -
- Не выбрано -
  • - Не выбрано -
№СтатьяСкачиваний
401

Пак Виктория Вячеславовна ПРОЕКТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ФИЗИЧЕСКИХ ЗАДАЧ И ЕГО ДИАГНОСТИКА ПРИ ОБУЧЕНИИ ФИЗИКЕ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ УНИВЕРСИТЕТОВ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2016. Вып. 2 (12). С. 103-107

Проектная деятельность бакалавров технического университета играет важную роль в творческом развитии студентов и в процессе формирования у них обобщенных проектных умений. С целью организации семинарских занятий по проектно-внедренческому принципу вводится понятие проектного потенциала задачи. Показана организация подобного практического занятия с экспериментальной поддержкой проектного уровня.

Ключевые слова: модель обучения, семинарские занятия с экспериментальной поддержкой, внедренческий потенциал, проектный потенциал

1315
402

Румбешта Елена Анатольевна, Николаева Светлана Леонидовна ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК ОДНА ИЗ ПРОБЛЕМ СОВРЕМЕННОГО СТАНДАРТА ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2018. Вып. 2 (20). С. 83-94

Отражены проблемы современного образования в основной школе. Введение ФГОС в основной школе, как отмечает ряд авторов проанализированных исследований, недостаточно подготовлено. В частности, мало внимания уделяется креативности в процессе обучения. Основной недостаток ФГОС – отсутствие единого инструментария по оценке разных групп деятельностных умений, которые необходимо формировать у школьников. Анализ представляемых диагностических материалов, применяемых в процессе обучения – от школы до вуза, показывает, что в вузах разрабатывается оценка вводимых результатов обучения в виде компетенций. То же самое происходит в ссузах. В школьном образовании оценка результатов обучения сейчас достаточно активно разрабатывается в младшей школе, а в основной школе таких материалов пока недостаточно. Выявленная проблема недостатка креативности решается путем введения в процесс обучения уроков-проблематизаций, по сути – уроков получения нового знания, нового способа познания. При этом у учащихся формируются умения решать проблемы, регулятивные и коммуникативные умения. Диагностика названных умений осуществляется на основе разработанных карт, в которых представлены элементы умений. Карты заполняются учащимися, членами учебных или проблемных групп или экспертами из числа учащихся. Данный вид диагностики обучает школьников самооценке, помогает учителю и родителям проследить продвижение ученика в деятельности и освоении предмета.

Ключевые слова: недостатки ФГОС, уроки по формированию умений решать проблемы, регулятивные и коммуникативные умения, диагностика умений на основе разработанных карт

1315
403

Табачук Наталья Петровна ИНФОРМАЦИОННАЯ, ЦИФРОВАЯ И SMART-КОМПЕТЕНЦИИ ЛИЧНОСТИ: ТРАНСФОРМАЦИЯ ВЗГЛЯДОВ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2019. Вып. 4 (26). С. 133-141

Подчеркивается актуальность процессов трансформации взглядов на развитие профессиональных компетенций личности, связанных с существованием в информационном, цифровом и SMART-обществе. Как представитель современного общества личность приобретает важные компетенции: интегральная характеристика, связанная с опытом деятельности в информационной действительности, способами взаимодействия с техникой и технологиями с целью реализации общих и профессиональных информационных потребностей личности; высокоуровневые метаспособности для существования в цифровом пространстве высокомобильных интеллектуальных устройств; сформированность личности SMART-человека, которая в совершенстве владеет SMART-технологиями для поиска, анализа информации и создания инноваций, которая взаимодействует в профессиональных сетевых сообществах. Данные способности характеризуют составляющие информационной, цифровой и SMART-компетенций личности. Данные компетенции сосуществуют и выходят на первый план в зависимости от эволюционирования общества как динамической системы, совершенствования информационных, цифровых и SMART-технологий. Трансформация взглядов на информационные, цифровые и SMART-компетенции личности в современном обществе связана с его синхронностью развития, модернизацией, социальной гибридизацией и конвергенцией, современностью, прогрессивностью, цивилизованностью, интегративностью, культурно-историческим потенциалом, с переходом от «закрытости» технологий к «бесшовности».

Ключевые слова: информационная компетенция личности, цифровая компетенция личности, SMART-компетенция личности, информационное общество, цифровое общество, SMART-общество

1315
404

Токарева Татьяна Алексеевна СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: НЕОБХОДИМОСТЬ И РЕАЛЬНОСТЬ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2020. Вып. 2 (30). С. 79-91

Описана проблема готовности педагогов дошкольных образовательных организаций к работе по новому федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, который уделяет большое внимание организации совместной образовательной деятельности педагога с детьми. Приведены результаты двух анкетных опросов воспитателей детских садов, в процессе которых выяснилось следующее: во-первых, уровень вовлеченности педагогов в разработку образовательных программ; во-вторых, понимание ими результатов дошкольного образования; в-третьих, определение приоритетных направлений развития ребенка-дошкольника. Обнаружено, что большинство педагогов занимают исполнительскую позицию в отношении образовательных программ, акцентированы не на личностном развитии ребенка, а на формировании у него знаний, умений и навыков, недооценивают ценность игры и исследовательской деятельности для детского развития. Описаны реальные образовательные ситуации организации совместной деятельности педагога с детьми, иллюстрирующие, что педагоги не всегда понимают, как сделать ребенка активным участником взаимодействия со взрослым и как уйти от тотального использования авторитарной модели совместной деятельности в сторону лидерства и партнерства. Делается вывод о том, что существует взаимосвязь между уровнем методического сопровождения в дошкольном образовательном учреждении, в том числе позицией старшего воспитателя, и умением педагога организовывать образовательные ситуации обращенного и открытого совместного действия с детьми.

Ключевые слова: образовательная программа, совместная образовательная деятельность, открытое совместное действие, образовательная ситуация, дошкольное образование

1315
405

Куровский Василий Николаевич, Зайцева Юлия Борисовна, Швабауэр Ольга Александровна ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ И РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2019. Вып. 4 (26). С. 35-44

Рассматривается решение одной из актуальных проблем модернизации российского образования – проблемы формирования речевой культуры школьников как основы овладения ими коммуникативными компетенциями. Подчеркивается актуальность ее решения для повышения уровня умственного развития и общей культуры человека. Раскрывается авторское видение феноменов «коммуникативная компетентность», «речевая культура», их взаимосвязь и взаимовлияние. Отмечается, что целенаправленное формирование коммуникативной компетенции и речевой культуры предполагает выбор соответствующих методов и средств обучения, а в создании коммуникативных актов можно использовать ряд алгоритмов. Анализируются пути формирования этих феноменов в общеобразовательной школе. Рассматриваются особые возможности для формирования коммуникативных компетенций и культуры речи в процессе изучения русского языка и литературы как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Предлагается подход, в котором формирование коммуникативных компетенций и речевой культуры тесно увязывается с применением новейших технических устройств и информационно-коммуникативных технологий в открытом интернет-пространстве. Данный подход позволяет эффективно формировать у учащихся компетенции ведения интерактивного диалога с компьютером и диалога с другим учеником и учителем. Обобщается опыт работы учителя русского языка и литературы по развитию культуры речи с использованием традиционных и относительно новых форм и методов. Представлены достигнутые результаты.

Ключевые слова: речь, развитие речи школьника, информационно-коммуникативные технологии, информационно-коммуникационно-технологическая компетентность

1314
406

Лобанов Виктор Викторович, Коллегов Артем Константинович СЦЕНИЧЕСКАЯ РЕЧЬ В АРТ-ФЕХТОВАНИИ: ОПЫТ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2017. Вып. 1 (15). С. 178-186

Задача повышения результативности и качества соревновательных выступлений в арт-фехтовании актуализировала технические и артистические компоненты подготовки спортсменов. Изучение артистической компоненты содержания их разносторонней подготовки выявило необходимость обучения бойцов основам сценической речи, так как без данного навыка невозможно реализовать на сцене многие классические батальные сюжеты. Доказательством важности сценической речи стал и тот факт, что ею обязательно владеют члены ведущих российских коллективов арт-фехтования. В результате обзора номеров чемпионата России по арт-фехтованию 2015 г. было установлено, что живая речь имеет явное преимущество над фонограммой даже в рамках спортивного соревнования. Следовательно, по мере развития спорта отказ от записи голосов станет неизбежным, а все спортсмены непременно будут учиться говорить. Кроме того, обнаружилось, что интонирование реплик и паузы позволяет четко проявить мотивы и намерения героев, что проиллюстрировано на примере работы со сценической речью в номере «Альтернативная сцена».

Ключевые слова: театральная педагогика, спортивная педагогика, сценическая речь, артистическое фехтование, арт-фехтование, фехтование, античность, спорт

1313
407

Кужелева-Саган Ирина Петровна ОБЩИЕ КОНТУРЫ ОНТОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ В ЭПОХУ НОВОГО КОЧЕВНИЧЕСТВА // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2020. Вып. 1 (29). С. 200-211

Целью статьи является описание общих контуров онтологии образования в эпоху нового кочевничества, исходя из особенностей этого социокультурного явления и онтологии самого сетевого цифрового общества. Представлены факторы, обусловившие появление, развитие и глобализацию нового кочевничества; сущностные характеристики новых кочевников; а также их основные типы: цифровые (или электронные) кочевники, знаниевые кочевники и студенческие кочевники. Приведены примеры существующей практики кочевого образования и предложены его перспективы. В общем виде определены основные принципы, методы и форматы кочевого образования, отражающие онтологию сетевого цифрового общества, а также мировоззренческие установки и образ жизни новых кочевников.

Ключевые слова: цифровое сетевое общество, новое кочевничество, цифровые кочевники, знаниевые кочевники, студенческие кочевники, онтология кочевого образования

1313
408

Киселёва Ольга Ивановна, Кривоногова Ольга Анатольевна ВЗАИМОСВЯЗЬ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ КАК ОСНОВА ДЛЯ ПОСТРОЕНИЯ МОНИТОРИНГА СПОСОБНОСТИ К СОЧИНЕНИЮ СКАЗОК У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2016. Вып. 2 (12). С. 108-117

В свете обновления государственной политики в области дошкольного образования задача развития способности к сочинению сказок как одной из форм способности к речевому творчеству у ребенка приобретает особую актуальность. В результате установленных психологических и психолингвистических предпосылок речевого творчества ребенка в структуре способности к сочинению сказок у старших дошкольников нами выделяются два взаимообусловленных компонента: ядро и исполнительный компонент. Обоснование взаимосвязи психических процессов в структуре способности к сочинению сказок, уточнение сквозных механизмов ее развития у старших дошкольников послужили основой для создания диагностических методик, которые позволят осуществить мониторинг данной способности по нескольким критериям одновременно.

Ключевые слова: речевое творчество, способность к сочинению сказок, старшие дошкольники, мониторинг, диагностические методики

1312
409

Дроздова Ольга Александровна, Сартакова Елена Евгеньевна МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2021. Вып. 1 (35). С. 35-40

Констатируется, что проблематика развития коммуникативных универсальных учебных действий (КУУД) обучающихся стала объектом как современных научных исследований, так и практических разработок. Представлен историко-педагогический анализ изучения данного феномена в российской педагогике, выявлены ведущие модели и технологии, используемые для организации внеурочной деятельности в современных общеобразовательных организациях. Предлагается модель развития КУУД младших школьников средствами внеурочной деятельности, особенности которой связаны с использованием совокупности системно-деятельностного, коммуникативно-когнитивного подходов, интегрированным на метапредметном уровне содержанием внеурочной деятельности в виде сетевой модульной образовательной программы (общеинтеллектуальная направленность), технологией его реализации с применением предметно-ориентированных средств обучения, речевых ситуаций, логико-дидактических схем. Обосновано содержание результативно-оценочного компонента модели, который включает методы наблюдения, диагностики, статистические методы, оценивание процесса результатов развития данной группы метапредметных результатов образования. Выделены критерии (ученик способен владеть речевой культурой на элементарном уровне, организовывать свое общение во временных рамках, преодолевать различные виды барьеров в осуществлении коммуникации), уровни сформированности данной группы метапредметных образовательных результатов обучающихся на уровне начального общего образования.

Ключевые слова: развитие коммуникативных образовательных результатов, начальная общеобразовательная школа, обучающиеся, модель, неурочная деятельность, средства обучения

1311
410

Бумагина Елена Александровна, Лазарева Елена Геннадьевна ЭФФЕКТИВНОСТЬ КОМПЬЮТЕРНОГО ТЕСТИРОВАНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2018. Вып. 3 (21). С. 37-41

Описан опыт применения обучающих компьютерных тестов в основной школе. Тестовые задания были созданы учителем математики в компьютерной системе «Айрен» в соответствии с программой для 8-го класса по теме «Неравенства». Тесты предлагались учащимся кадетского корпуса во время самоподготовки. Оценки по результатам решения тестовых заданий не выставлялись. Результаты обучения кадетов, использовавших тесты, оказались выше результатов в контрольной группе учащихся, не использовавших тесты. Показано, что улучшение результатов обучения связано с успехами учащихся в тестировании.

Ключевые слова: обучающий компьютерный тест, программа «Айрен», эффективность методики обучения, критерий Манна–Уитни, коэффициент корреляции Спирмена

1309
411

Рыскина Лилия Леонидовна, Шавенкова Юлия Олеговна ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ЭКОНОМИЧЕСКОМУ НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ В ВУЗЕ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2019. Вып. 2 (24). С. 107-116

Наличие у выпускника вуза определенного набора компетенций, отвечающих требованиям профессиональных стандартов, стало одним из показателей качества образования. Однако переход от традиционной системы знаний, умений и навыков к профессиональным компетенциям требует от системы высшего образования пересмотра подходов к обучению. Одним из таких подходов является применение различных форм и методик обучения, способствующих формированию у обучающихся ключевых компетенций. Право выбора форм обучения или их комбинаций остается за преподавателем-предметником, однако набор конкретных компетенций регламентируется основной образовательной программой для соответствующего направления подготовки выпускников. Одной из наиболее эффективных форм организации группового обучения является деловая игра. Формирование компетенций у обучающихся происходит через игровую деятельность, направленную на моделирование реальной ситуации, в ходе исполнения участниками определенных социальных ролей. Деловая игра по теме «Статистическое распределение выборки. Эмпирическая функция распределения» по направлению подготовки «Экономика» (квалификация выпускника «бакалавр») была направлена на решение проблемы организации сбора и дальнейшей обработки статистических данных. В ходе игры происходит моделирование деятельности, направленной на сбор и обработку статистических данных. Перед обучающимися была поставлена цель: на основе данных роста студентов всей группы построить интервальный статистический ряд, эмпирическую функцию распределения и гистограмму частостей (относительных частот). Базой для разработки данной деловой игры послужило создание условий, имитирующих процесс обработки статистических данных на разных этапах, каждый из которых опирается на данные предыдущего этапа, поэтому все участники ощущали ответственность за правильность и объективность полученных данных. В качестве результатов данного занятия были актуализированы базовые знания по теме исследования и в соответствии с учебной программой дисциплины обучающимися был достигнут требуемый уровень компетенций. Основные результаты деятельности участников деловой игры были отражены ими в реферативной форме и качестве иллюстрации приведены в настоящей статье.

Ключевые слова: компетенции, компетентность, образовательный процесс, методы обучения, деловая игра, математическая статистика

1309
412

Полева Елена Александровна, Федорова Екатерина Сергеевна ПОТЕНЦИАЛ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КВЕСТА В ИЗУЧЕНИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОСТРАНСТВА РОМАНА В. НАБОКОВА «МАШЕНЬКА» // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2020. Вып. 1 (29). С. 9-20

Рассматривается актуальный вопрос современного литературного образования – поиск, разработка и апробация деятельностных форм освоения поэтики художественного текста. Обозначены сложившиеся методические подходы к изучению художественного пространства на уроках литературы, описан потенциал образовательного квеста, основные этапы реализации квеста как образовательной технологии. Представлены авторский квест, созданный по материалам творчества В. Набокова, ход и итоги участия в нем обучающихся разного уровня подготовленности (студентов-филологов первого курса и десятиклассников негуманитарного профиля подготовки). Апробация показала, что процесс прохождения квеста обеспечивает погружение участников в художественный мир романа В. Набокова «Машенька», способствует структуризации представлений не только о художественном пространстве, но и о поэтике произведения в целом (сюжетная логика, динамика образа персонажа и пр.). Важно, что постижение структуры художественного пространства и авторской концепции произведения через квест происходит в сжатый временной период.

Ключевые слова: образовательный квест, квест-технология, художественное пространство, В. Набоков

1309
413

Фишман Борис Ентильевич, Липовецкая Анна Андреевна О ДИАГНОСТИКЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОЛОРОЛЕВОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ПЯТЫХ – СЕДЬМЫХ КЛАССОВ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2019. Вып. 1 (23). С. 9-17

Описана сущность полоролевого самоопределения человека и этапы развития этого процесса. Представлены основные проблемы полоролевого самоопределения, возникающие в подростковом возрасте, соответствующем учащимся пятых – седьмых классов. Охарактеризованы методы, которые используются при исследовании и диагностике процессов полоролевого самоопределения. Выявлены причины, затрудняющие учителей в применении известных методов для исследования полоролевого самоопределения подростков 11–14 лет в условиях школы. Рассмотрена возможность использовать для целей диагностики исследуемого процесса контент-анализ текстов эссе на тему «Когда мне будет 20 лет». В нем каждый учащийся 5–7-х классов в свободной форме представил свое желаемое будущее. Задание написать эссе предлагало описать следующее: 1) какой профессией владеет; 2) каким хобби занимается; 3) что он смог изменить в себе; 4) как реализовал себя в семейной жизни; 5) каким человеком его считают окружающие; 6) что он делает в свободное время. Для всех указанных аспектов сформированы смысловые единицы и классификационные схемы, позволяющие оценить состояние процесса полоролевого самоопределения подростков 11–14 лет.

Ключевые слова: полоролевое самоопределение, учащиеся 5–7-х классов, эссе о своем будущем, контент-анализ текстов эссе

1308
414

Филичев Сергей Александрович, Лукашевич Ольга Дмитриевна, Талдонова Наталья Владимировна ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2018. Вып. 2 (20). С. 32-40

Обсуждаются особенности экологической подготовки студентов российских технических вузов в условиях реформирования системы образования. Инженерно-технический профиль будущего бакалавра обязывает строить эколого-образовательный процесс иначе, чем в случае гуманитарного или естественно-научного направлений подготовки студентов. В качестве теоретических оснований эколого-профессиональной подготовки будущего инженера предложены системный, аксиологический и тезаурусный подходы. Вместе они обеспечивают развитие экологической культуры личности – главной цели эколого-образовательной деятельности. Рассматривается необходимость представления экологической компетентности выпускника (совокупности взаимосвязанных когнитивного, творческо-деятельностного, мотивационно-ценностного, рефлексивно-оценочного компонентов) как отражения сформированности экологической культуры. Описаны методы и формы обучения, способствующие формированию компонентов экологической компетентности студентов технического вуза. Системный подход реализован через использование в качестве инструментария элементов категориально-системной методологии. Описаны и обоснованы режимы педагогического взаимодействия преподавателя и студента в модели компенсационного гомеостата. Обоснована важность формирования эколого-профессиональной терминосистемы будущего инженера и перспективность использования для этого тезаурусного подхода. Показаны возможности развития его через новый прием обучения – триадическую дешифровку, включающую выявление сущностных характеристик определяемого термина через систему трех взаимодополняемых соподчиненных понятий. Описан ряд информационных критериев, описывающих формирование эколого-центрического мировоззрения, являющегося фундаментом экологической культуры студента. Рассматриваются формы и методы формирования экологических ценностей студентов технического вуза. Обозначенные в работе теоретические основания экологической подготовки обладают эвристическим потенциалом, поскольку открывается возможность совершенствования и развития методов эколого-профессиональной подготовки студентов технических вузов.

Ключевые слова: экологическая подготовка, профессиональное образование, системный подход, аксиологический подход, тезаурус, категориально-системная методология

1307
415

Волкова Наталья Викторовна ВЗАИМОСВЯЗЬ И ВЗАИМООБУСЛОВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СОБЫТИЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2018. Вып. 1 (19). С. 74-78

Нормативные документы по высшему педагогическому образованию, реальная ситуация в образовании указывают на необходимость изменения качества подготовки к педагогической деятельности. Такие изменения в подготовке обеспечиваются участием студентов педагогических вузов в решении задач своего (педагогического) образования, т. е. участием в становлении педагогической деятельности, необходимых для постановки и решения этих задач. Для этого необходимо актуализировать условия и формы изменения содержания и организации подготовки студентов к педагогической деятельности. В качестве одного из условий изменения выступает событийный подход. В последнее время появился ряд исследований, в которых обсуждается событийный подход в образовании. Цель статьи – обоснование взаимосвязи и взаимообусловленности образовательных событий и педагогической деятельности. Для этого на основании анализа литературы и опыта эмпирического исследования сформулированы понятия «событие» и «образовательное событие». Для определения взаимосвязи образовательного события и педагогической деятельности выделены характеристики педагогической деятельности, на которые влияет образовательное событие: предметность, ценностно-смысловые отношения, рефлексия. Для определения сущности влияния образовательного события на педагогическую деятельность выявлены механизмы влияния: пространственно-временной, содержательный (ценности, смыслы, ценностно-смысловые отношения) и процессуальный, включающий специальные формы и средства (проектирование) и специальную организацию (действие, совместная деятельность), условия (вовлеченность студентов в проектирование образовательных событий) и результаты (качественные изменения).

Ключевые слова: педагогическая деятельность, образовательное событие, взаимосвязь, механизмы влияния

1306
416

Шаломеева Анна Алексеевна МЕТОДИКА КОМПЛЕКСНОГО КОНТРОЛЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОК, ЗАНИМАЮЩИХСЯ УШУ, НА ЭТАПЕ ПРЕДСОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2018. Вып. 3 (21). С. 138-143

Рассматривается вопрос разработки методики комплексного контроля подготовленности юных спортсменок, занимающихся ушу, на этапе предсоревновательной подготовки. Дана характеристика компонентов разрабатываемой методики. Приведены примеры тестов, применяемых при оценке физической, технической, психологической подготовленности. Представлены результаты исследований, направленных на выявление наиболее информативных и надежных тестов. Выявлены методы исследования, определяющие функциональное состояние организма спортсменок. Описаны основные виды комплексного контроля юных спортсменок, занимающихся ушу, на этапе предсоревновательной подготовки: этапный, текущий, оперативный.

Ключевые слова: методика комплексного контроля, ушу, предсоревновательная подготовка

1306
417

Ожиганова Галина Валентиновна ФЕНОМЕН ОТСРОЧЕННОСТИ ТВОРЧЕСКИХ ПРОЯВЛЕНИЙ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2018. Вып. 3 (21). С. 194-205

Рассматривается и анализируется творческое поведение человека в естественных условиях жизнедеятельности. Обосновываются преимущества изучения творческих проявлений испытуемых – детей младшего школьного возраста – в свободной ситуации, типичной для естественного реального творческого процесса. Выделенные и использованные в экспериментальном исследовании параметры свободной ситуации и факторы, стимулирующие творческие проявления детей, такие как представленность образца творческого поведения значимого взрослого, эмоциональный и творческий контакт взрослого с детьми и др., позволили установить, что типы творческих реакций детей на образец творческого поведения взрослого могут быть как немедленными, так и отсроченными, причем преобладающими являются именно отсроченные проявления творческих способностей. Это позволило выявить феномен отсроченности творческих проявлений.

Ключевые слова: естественный эксперимент, свободная ситуация, образец творческого поведения взрослого, творческие реакции детей, немедленные творческие проявления, отсроченные творческие проявления

1306
418

Кобозева Инна Сергеевна ДИАЛОГ В ПОЛИКУЛЬТУРНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2020. Вып. 1 (29). С. 27-36

Объясняется понятие «поликультурность». Обосновываются необходимость воспитания у подрастающих поколений культуры межнационального общения и значимость в этом процессе диалога и образования. Рассматривается поликультурность в музыкальном образовании как средство воссоздания в содержании всех ценностей музыкальной культуры с целью целостного музыкально-культурного развития и самосовершенствования личности на основе национального и общечеловеческого идеала. Определяются ориентиры педагогической деятельности, направленные на развитие способности и потребности человека в творческом преобразовании окружающего музыкального мира в сочетании эмоционального и интеллектуального. Вводится понятие «национально-общечеловеческие ценностные ориентации», рассматривается их структура. Представлены результаты мониторинга педагогической практики, на основании которого определены проблемы современного поликультурного образования, связанные с процессом формирования у школьников навыков межкультурного сотрудничества и поликультурного диалогового взаимодействия, необходимых для музыкальной деятельности в условиях культурного многообразия России и всего мирового пространства. Рассматривается поликультурное музыкальное образование, определяющее новую область содержания образования школьников в учреждении дополнительного образования. Утверждается, что неотъемлемой частью поликультурного музыкального образования является поликультурно ориентированная музыкальная подготовка. Сделаны выводы о возможности ее реализации в учреждении дополнительного образования в соответствии с разработанными педагогическими условиями.

Ключевые слова: культура, личность, общество, поликультура, поликультурное музыкальное образование, поликультурно ориентированная музыкальная подготовка, ценностное отношение, национальные и общечеловеческие ценности музыкальной культуры

1306
419

Румбешта Елена Анатольевна, Жукевич Елизавета Игоревна, Власова Анна Алексеевна АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ФИЗИКЕ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2021. Вып. 3 (37). С. 206-212

Ставится проблема развития познавательной деятельности школьников и активного ее применения. Развитие данного вида деятельности требует специальных методов и определенной организации уроков, что в настоящее время недостаточно разработано. На примере конкретной разработки урока физики показано, что вовлечение школьников в решение проблем на уроке и применение комплекса методов и приемов, позволяющих их решить, активизируют мыслительную деятельность и когнитивные способности. Анализируется, как можно организовать эвристическую беседу при проведении проблемных уроков и какие типы вопросов использовать в рамках беседы. Приведены конкретные количественные данные о развитии познавательного интереса учащихся 7-го и 8-го классов: уровень участия в эвристической беседе, усложнение характера вопросов, готовность к рефлексии и саморазвитию.

Ключевые слова: познавательная деятельность, способы активизации обучения, проблемный урок, эвристическая беседа, оценка активизации познавательной деятельности

1303
420

Ганина Светлана Александровна СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ВОСПИТАНИЯ В ТВОРЧЕСТВЕ Н. ЛУМАНА В КОНТЕКСТЕ ПРОБЛЕМ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2015. Вып. 3 (9). С. 7-12

Представлен анализ проблем современного российского образования в период продолжающегося его реформирования, в частности проблемы потери образованием одного из важнейших инструментов формирования и развития личности – воспитания. Для понимания сущности воспитания проводится анализ социально-философской позиции немецкого философа и социолога Н. Лумана, изучавшего процесс социокультурной эволюции воспитания и трактующего в своих работах образование как итог воспитательной системы общества, в отличие от точек зрения других ученых, понимающих воспитание как инструмент обучения и образования.

Ключевые слова: образование, воспитание, социокультурная эволюция воспитания, проблемы современного воспитания

1302
421

Илакавичус Марина Римантасовна ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ РОССИИ КАК СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ВЗРОСЛЫХ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2020. Вып. 2 (30). С. 35-43

Рассматривается проблема развития системы повышения квалификации педагогов России. Предлагается ее осмысление как части образования взрослых, составленного системной и внесистемной областями. Актуальным направлением развития образования взрослых предлагается формирование инфраструктуры и организация их координации. Это позволит полноценно реализовать принципы открытости и непрерывности, потенциал взаимодополнения формального и неформального видов образования. Неформальное образование рассматривается как ресурс общекультурного содержания образования взрослых, источник гуманизации, придающий ему мобильность, повышающий мотивацию обучающихся. На основе исследований запросов педагогов выделяется главный дефицит – неумение организовать взаимодействие с поколением Z. Он может быть восполнен в сообществах неформального образования при знакомстве с главными характеристиками социокультурной реальности – виртуализацией и воссозданием диалоговых площадок на общезначимые темы.

Ключевые слова: дополнительное педагогическое образование, образование взрослых, неформальное образование, образовательная самоорганизация

1302
422

Осадчук Ольга Леонидовна, Артюхина Александра Ивановна АНАЛИЗ ОБРАЗОВАНИЯ С ПОЗИЦИИ НАДЕЖНОСТИ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2016. Вып. 4 (14). С. 87-91

Обоснована актуальность анализа образования с позиции надежности. Под надежностью образования понимается интегративное свойство, отражающее такую взаимосвязь составляющих его компонентов, которая обеспечивает сохранение стандарта качества в установленных условиях в требуемых пределах. Анализ образования с позиции надежности осуществлен на трех уровнях: на уровне общего рассмотрена надежность образования как системы, на уровне особенного – надежность образования как социального явления, на уровне единичного – надежность образования как педагогического процесса. В качестве примера приведены результаты исследования надежности педагога.

Ключевые слова: надежность, надежность образования, надежность педагога

1300
423

ПРОБЛЕМА ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ В ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЕ БАКАЛАВРА // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2017. Вып. 2 (16). С. 117-124

Раскрывается необходимость вовлечения студентов в организацию педагогического исследования с точки зрения понимания ими смысла организуемой деятельности, участия в построении темы, проблемы и нахождения способов ее решения. Существующая практика обучения студентов педагогическому исследованию основывается на изучении ими теоретических основ, знание которых не позволяет им действовать в реальной ситуации при подготовке выпускной работы. На основе проведенного исследования и анализа практики выполнения студентами выпускных работ обозначена проблема в организации студентами педагогического исследования, обусловленная формальным выполнением шагов исследовательской деятельности, отсутствием заинтересованности в исследовании как способе построения смысла педагогической деятельности. Обозначены причины появления студенческих затруднений в выполнении выпускных работ, представлен авторский вариант подготовки студентами исследовательских работ. Представлена технология вовлечения студентов в построение исследовательских шагов по осмыслению темы на основе феноменологического описания, формулировке проблемы исследования в результате анкетирования и интервьюирования с участниками образования, поиску способов ее решения в процессе организации педагогического эксперимента.

Ключевые слова: исследование, выпускная работа, понимание темы, построение проблемы, экспериментальная работа

1300
424

Жданов Игорь Вячеславович ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ С ЛИСТА У СТУДЕНТОВ-МУЗЫКАНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2018. Вып. 1 (19). С. 57-63

Рассматривается вопрос совершенствования музыкально-инструментальной подготовки студентов-музыкантов педагогического вуза. Охарактеризована основная цель современного отечественного высшего образования и обозначены задачи высшего музыкально-педагогического образования. С учетом современных требований к подготовке будущих специалистов выявлена и обоснована актуальность проблемы развития навыков чтения с листа у студентов-музыкантов педагогического вуза. Особое внимание уделено рассмотрению условий и факторов оптимизации образовательного процесса, способствующих решению данной проблемы в учебной деятельности.

Ключевые слова: развитие, навыки, чтение с листа, студенты-музыканты, образовательный процесс, музыкально-инструментальная подготовка, условия и факторы, музыкально-исполнительская деятельность, музыкально-исполнительский процесс

1300
425

Лавриненко Сергей Викторович ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ АТОМНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2018. Вып. 3 (21). С. 101-107

Рассмотрен перечень педагогических условий для оптимизации подготовки студентов к разным видам будущей профессиональной деятельности специалистов на предприятиях атомной энергетики: проектной, производственно-технологической, научно-исследовательской и организационно-управленческой. В качестве педагогических условий были выделены: мотивационные – обучение студентов с учетом их индивидуальных склонностей к разным видам будущей профессиональной деятельности; содержательные – разработка и последующее внедрение рабочей программы, программно-методических и контролирующих средств обучения, способствующих развитию профессиональных компетенций; технологические – использование лабораторно-исследовательского комплекса, учебно-исследовательского реактора и специализированного программного обеспечения для развития профессиональных компетенций обучающихся. С учетом выделенных педагогических условий на базе синтеза подходов (компетентностного, личностно ориентированного, контекстного и деятельностного) была разработана структурно-функциональная модель оптимизации подготовки студентов к разным видам профессиональной деятельности на предприятиях атомной энергетики. Важной особенностью созданной модели является то, что в процессе подготовки студентов к разным видам профессиональной деятельности используется одно и то же обеспечение (программно-методическое, дидактическое, организационное и технико-технологическое).

Ключевые слова: педагогические условия, структурно-функциональная модель, подготовка студентов технического вуза, оптимизация обучения, синтез педагогических подходов

1299
426

Смышляева Лариса Германовна, Дроздецкая Ирина Александровна, Грицкевич Наталья Константиновна, Коллегов Артем Константинович МОДУЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА БАКАЛАВРСКОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГА В ВУЗЕ: ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫХ МЕХАНИЗМОВ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2018. Вып. 4 (22). С. 133-142

На современном этапе модернизации высшего российского образования и обновления образовательного пространства на первый план выступают вопросы подготовки специалистов в педагогических вузах. Показаны подходы, предлагаемые научно-педагогическим сообществом ФГБОУ ВО «Томский государственный педагогический университет» для проектирования структуры модульных основных образовательных программ (ООП) подготовки бакалавра педагогического образования. Также раскрыты концептуальные основы проектируемых организационно-деятельностных механизмов модульных ОПП на основе ФГОС ВО 3++. Представлены опыт и результаты исследовательской и научно-методической работы вуза по проектированию организационнодеятельностных механизмов модульных ООП бакалаврской подготовки педагогов на основе Федерального стандарта высшего образования 3++, сопряженных с профессиональными стандартами. Обоснована организационно-деятельностная специфика модульных характеристик ООП: способы организации образовательного взаимодействия участников образовательных отношений, особенности оценочно-диагностических процедур, связанных с мониторингом достижений образовательных достижений обучающихся в деятельностном формате. Приведены дидактические примеры, связанные с реализацией отдельных фрагментов (модулей) ООП по направлению подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)» (уровень бакалавриата). Предлагается авторское видение реализации программы учебной практики, состоящей из пяти взаимосвязанных тематических разделов. В качестве примера, иллюстрирующего специфику организационно-деятельностных характеристик ОПП, приведено описание учебно-исследовательского модуля. Также представлены принципы и процедура государственной итоговой аттестации. Материалы статьи могут быть использованы руководителями основных образовательных программ и административно-управленческими командами педагогических вузов России в условиях перевода обучающихся на федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения – ФГОС ВО 3++, сопряженные с профессиональными стандартами.

Ключевые слова: педагогическое образование, профессиональный стандарт педагога, модульная основная образовательная программа, системно-деятельностный подход, профессиональная компетенция, трудовая функция, вид деятельности педагога, активные образовательные технологии, д

1299
427

Кропочева Татьяна Борисовна, Налимова Татьяна Анатольевна, Синева Мария Викторовна ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ К СОЗДАНИЮ КОНСПЕКТА УРОКА // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2020. Вып. 2 (30). С. 9-22

Анализ научно-методической литературы позволил сделать вывод о расширении научных публикаций по проблеме подготовки будущего учителя начальных классов. Вместе с тем многие вопросы подготовки учителя к организации и проведению урока в соответствии с федеральными государственными стандартами начального общего образования являются дискуссионными и выявляют недостатки в качественной методической подготовке будущего учителя. Выявленные недостатки определили проблему исследования: каким образом необходимо осуществлять подготовку будущего учителя начальных классов к выполнению конспекта урока? Теоретическая значимость исследования состоит в конкретизации сущности и содержания подготовки будущего учителя к выполнению конспекта урока; в теоретическом обосновании методики результативной подготовки учителя к выполнению конспекта урока. Практическая значимость заключается в разработке методики организации самостоятельной работы студента в аспекте его подготовки к выполнению конспекта урока. Обеспечение качественной подготовки специалистов требует не только опоры на государственные образовательные стандарты, определяющие минимум требований к содержанию и уровню подготовки выпускников, но и более эффективного управления процессом овладения студентами содержанием образования, в том числе самостоятельной работой, которая сегодня составляет существенную долю по сравнению с аудиторными занятиями. Подготовка будущего учителя начальных классов к выполнению конспекта урока определяется как процесс формирования у студента системы знаний (типология, целеполагание, структурирование урока), умений (умение выделять тип, цель, дидактические и учебные задачи, универсальные учебные действия, структуру урока, методы обучения), личностных и профессиональных качеств (творческое воображение, педагогическая импровизация), обеспечивающих результативность организации современного урока.

Ключевые слова: подготовка будущего учителя, требования к современному уроку в начальной школе, цель, задачи, типология, структура и конспект урока

1299
428

Калачёв Антон Витальевич ИДЕАЛ НАРОДНОЙ ШКОЛЫ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ К. П. ПОБЕДОНОСЦЕВА // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2016. Вып. 4 (14). С. 97-101

Раскрываются особенности общественно-политических взглядов К. П. Победоносцева, оказавших существенное влияние на его педагогическую деятельность. В центре внимания – представления Победоносцева о том, какой должна быть начальная народная школа в России. Показан его вклад в создание церковно-приходских школ, за четверть века обучивших грамоте несколько миллионов крестьянских детей. Подчеркивается значение православной веры в мировоззрении Победоносцева. Остаются актуальными размышления К. П. Победоносцева о высоком призвании учителя, его критика узкопрофессионального подхода к преподаванию, мысли об основополагающей роли нравственного воспитания учащихся в образовательной деятельности школы.

Ключевые слова: консерватизм, православие, церковно-приходская школа, земская школа, воспитание, семья, учитель, всеобщее обучение, религиозно-нравственное воспитание, народная школа

1298
429

Беляева Светлана Павловна, Каштанова Светлана Николаевна ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОЛИСЕНСОРНОГО ПОДХОДА В ФОРМИРОВАНИИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО БАЗИСА ЧТЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2020. Вып. 1 (29). С. 46-53

Увеличение числа детей с общим недоразвитием речи и повышение современных требований ФГОС к эффективности обучения грамоте позволяют актуализировать проблему подготовки к обучению чтению дошкольников с общим недоразвитием речи. Предложен комплексный подход к процессу формирования функционального базиса чтения у дошкольников с общим недоразвитием речи, который основан на использовании полисенсорного подхода.

Ключевые слова: функциональный базис чтения, полисенсорный подход, общее недоразвитие речи, нейропсихологическое обследование, логопедическое обследование

1298
430

Румбешта Елена Анатольевна, Швалева Татьяна Владиславовна ФОРМИРОВАНИЕ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ И УМЕНИЯ РАБОТАТЬ С ТЕКСТОМ В ПРОЦЕССЕ ПРИМЕНЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ПРОБЛЕМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2020. Вып. 6 (34). С. 52-60

До сих пор образование школьников не решило ряд проблем, поставленных федеральным государственным образовательным стандартом. Одной из таких проблем является неумение многих современных молодых людей работать с информацией. С целью решить эту проблему стандартом предусмотрено обучение школьников смысловому чтению (СЧ) и работе с текстом. Для того чтобы ученики научились самостоятельно учиться и организовывать свою жизнь, необходимо умение пользоваться информацией, которое развивается через СЧ. В настоящее время этому обучают на предметах гуманитарного цикла, в основном на литературе. Не все учителя представляют смысл СЧ, важность развития действия СЧ. Многим не хватает приемов, чтобы вызвать мотивацию для его успешного освоения. Авторами анализируется понятие «смысловое чтение». Предлагается организовать проблемную познавательную деятельность при подготовке к СЧ учащихся начальной школы через умение задавать вопросы, затем использовать это умение в проблемной организации деятельности с учащимися основной школы при обучении работе с текстом, подробно – структурированию текста, а далее применять в старшей школе при использовании рефлексивного чтения. Представленные способы организации работы с учащимися по постепенному освоению СЧ дают успешные результаты.

Ключевые слова: умение самостоятельно учиться, способность работать с информацией, понятие «смысловое чтение», способы развития действия, проблемная познавательная деятельность

1296
431

Лебедева Ксения Сергеевна ОРГАНИЗАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ ИГРА «САМ СЕБЕ ЖУРНАЛИСТ» В ПРАКТИКЕ СТАНОВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2017. Вып. 3 (17). С. 9-15

Рассматривается проблема становления образовательной самостоятельности бакалавров педагогического направления в вузе. Обосновывается необходимость создания условий для становления данного качества в учебном процессе. Одним из таких условий становится проектирование различных форм и методов совместной работы обучающихся. Наиболее эффективной формой совместной образовательной деятельности студентов выступает организационно-деятельностная игра «Сам себе журналист», в основе которой создание студентами собственных проектов газет. В результате совместной деятельности в ходе игры будущие педагоги развивают умения самоорганизовывать образовательные действия, понимать их смысл; приобретают навыки совместной работы с другими; начинают проявлять инициативу и субъектную позицию. Полученные опытным путем данные подтверждают эффективность применения организационно-деятельностной игры для становления образовательной самостоятельности.

Ключевые слова: образовательная самостоятельность, организационно-деятельностная игра, совместная деятельность, самоорганизация, высшее образование

1295
432

Баранов Александр Викторович ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ УЧЕБНЫХ ФИЗИЧЕСКИХ ЗАДАЧ В ФОРМИРОВАНИИ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ IT-НАПРАВЛЕНИЙ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2019. Вып. 1 (23). С. 144-150

Формирование у обучающихся мышления, ориентированного на будущую профессиональную деятельность, является важной задачей системы высшего профессионального образования. Последние 10 лет в педагогическом дискурсе актуализировался термин «вычислительное мышление». Оно рассматривается как особая организация когнитивных процессов, позволяющая субъекту познавательной деятельности анализировать и разрешать проблемные ситуации с ориентацией на формулировку проблем таким образом, чтобы их решения могли быть представлены в виде последовательности шагов или алгоритмов, осуществляемых с помощью компьютера. Вычислительное мышление претендует на статус нового когнитивного навыка человека информационного общества XXI в. В соответствии с такой концепцией для студентов, обучающихся в университетах по программам IT-направлений, хорошо развитое вычислительное мышление может явиться залогом будущей успешной карьеры. Рассматриваются потенциальные возможности и организация практики решения учебных физических задач в контексте формирования вычислительного мышления студентов IT-направлений университета. Проведен анализ организации процесса решения задач, ориентированного на развитие основных составляющих вычислительного мышления, таких как абстрагирование, декомпозиция, алгоритмизация и обобщение.

Ключевые слова: студенты IT-направлений, вычислительное мышление, решение физических задач

1295
433

Трофимов Константин Викторович САМООРГАНИЗАЦИЯ КАК УСЛОВИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2019. Вып. 5 (27). С. 9-18

Обосновывается необходимость формирования у студентов способности к самоорганизации как необходимого условия для организации собственной жизнедеятельности в обстановке социально-образовательной среды педагогического вуза. Выявлена, доказана и демонстрируется роль технологии тайм-менеджмента как технологии, реализация которой способствует формированию способностей к самоорганизации у студентов педагогического вуза. Эмпирическим путем подтверждается предположение о том, что формирование и развитие способности студентов к самоорганизации как организации собственной жизнедеятельности способствуют их успешной и продуктивной учебной и содержательной внеучебной деятельности. В перечень главных задач, которые призваны оказать положительное воздействие на организацию учебной деятельности студентов, обучающихся на первых курсах высших учебных заведений, входит культивация эффективного управления времени (так называемый таймменеджмент).

Ключевые слова: организация, самоорганизация, рациональная жизнедеятельность студентов, технология тайм-менеджмента

1295
434

Клаус Елена Александровна ПОТЕНЦИАЛ ПРИМЕНЕНИЯ АКТУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ НРАВСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2016. Вып. 1 (11). С. 112-116

Проведен аналитический обзор документов, регулирующих образовательные отношения. Обосновано применение образовательных технологий в образовательном процессе современной школы. Аргументирована необходимость духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников в условиях информатизации жизни общества. Показано использование ресурса актуальных образовательных технологий (информационно-коммуникационных, организации проектной и исследовательской деятельности младших школьников, развития критического мышления через чтение и письмо, обучения в сотрудничестве) в воспитательном процессе, направленном на формирование нравственного поведения обучающихся.

Ключевые слова: младший школьник, формирование нравственного поведения, информатизация, духовно-нравственное развитие личности, образовательные технологии, самостоятельность

1294
435

Пономарёва Елена Юрьевна ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2016. Вып. 4 (14). С. 7-12

Исследование посвящено изучению феномена психологического сопровождения. Осуществляется обзор определений данного понятия в педагогической и психологической науках, формулируется дефиниция термина «психологическое сопровождение» в ключе поддержки образовательного процесса в высшей школе. Рассматриваются задачи и содержание психологического сопровождения студентов в процессе их профессиональной подготовки. Раскрываются направления осуществления психологического сопровождения образовательного процесса в высшей школе, формы и методы оптимизации адаптации студентов в вузе и в будущей профессиональной деятельности путем исследования и развития индивидуального адаптационного потенциала каждого будущего специалиста.

Ключевые слова: психологическое сопровождение, образовательный процесс, личностный адаптационный потенциал, задачи психологического сопровождения, структура содержания психологического сопровождения педагогического процесса, высшее профессиональное образование

1294
436

Соколов Виктор Юрьевич СТРУКТУРА И ДИНАМИКА ФОРМИРОВАНИЯ ДЕЙСТВИЙ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ ПРОЕКТИРОВАНИЮ В ШКОЛЕ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2017. Вып. 4 (18). С. 112-119

Рассматриваются особенности формирования универсальных учебных действий в МБОУ СОШ № 49 г. Томска (школа совместной деятельности). Данные особенности представлены системой обучения учащихся действиям по совместному проектированию своего образования. Формирование действий по образовательному проектированию от начальной до старшей школы отражено в виде комплекса карт, позволяющих проследить структуру и динамику учебного процесса. В соответствии с требованиями ФГОС НОО и ФГОС ООО обучение образовательному проектированию рассмотрено в логике личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных универсальных учебных действий.

Ключевые слова: совместная деятельность, образовательное проектирование, универсальные учебные действия, картирование

1294
437

Сазанова Елена Александровна, Шайдо Юлия Александровна ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2018. Вып. 4 (22). С. 39-46

Описывается проблема внедрения дистанционной технологии обучения в практику средней общеобразовательной школы, которая является результатом проведенного изучения зарубежного и отечественного опыта внедрения технологии дистанционного обучения в образовательный процесс. Анализ охватывал работы, касающиеся создания технического сопровождения реализации дистанционного обучения и изучения ее надежности, экономико-юридических вопросов внедрения технологии в практику, разработки теоретической основы системы дистанционного образования, системы дидактических закономерностей, педагогических технологий и условий дистанционного обучения, моделей курсов дистанционного обучения и др. В результате проведенного анализа были выделены основные проблемы, с которыми могут столкнуться образовательные организации при внедрении дистанционной технологии обучения. Приведены данные проблемы и обозначены возможные пути и способы их преодоления.

Ключевые слова: образование, дистанционное обучение, технологии дистанционного обучения, внедрение технологии дистанционного обучения в средней общеобразовательной школе

1294
438

Попов Андрей Иванович, Поляков Дмитрий Вадимович ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ ВУЗА К РАЗРАБОТКЕ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2016. Вып. 4 (14). С. 72-79

Проанализированы тенденции развития рынка информационно-коммуникационных технологий, определено содержание специальных профессиональных компетенций специалистов в области программирования и обоснована необходимость усиления творческой составляющей образовательной деятельности. Сформулированы требования к включаемому в образовательную программу языку программирования; даны рекомендации по формированию содержания обучения, обеспечивающего творческую подготовку к решению задач алгоритмизации и создания архитектуры программного обеспечения. Результаты проведенных исследований могут быть использованы для повышения качества образовательной деятельности в вузе и стимулирования творческой активности обучающихся.

Ключевые слова: творческая деятельность, содержание обучения, язык программирования, алгоритмизация, архитектура программного обеспечения

1293
439

Шевцова Маргарита Михайловна ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕСУРСОВ ПРОЕКТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ В ПОДГОТОВКЕ ПЕДАГОГОВ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2020. Вып. 1 (29). С. 102-112

Рассматривается необходимость применения проектной технологии в процессе подготовки педагогов в профессиональных образовательных организациях. Дана характеристика проектной технологии, исходя из современных требований, предъявляемых к педагогу, работающему с воспитанниками и учащимися на ступенях дошкольного и начального общего образования, в том числе призванному осуществлять их патриотическое воспитание. Представлено обоснование ресурсов проектной технологии в процессе подготовки будущих педагогов. Приводится пример проекта, разработанного будущими педагогами для воспитанников дошкольных образовательных организаций с целью их патриотического воспитания.

Ключевые слова: проектная технология, метод проектов, проект, ресурсы, патриотическое воспитание

1292
440

Семенова Оксана Леонидовна ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ВРАЧЕЙ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2018. Вып. 2 (20). С. 9-15

Формирование исследовательской компетентности будущих врачей является актуальной задачей медицинского вуза. Для ее решения разработана модель формирования исследовательской компетентности на разных уровнях для разных категорий студентов. Субъектами моделирования выступили преподаватели кафедры медицинской информатики и руководители подразделений Сибирского государственного медицинского университета (г. Томск), специалисты научно-исследовательских медицинских центров, работодатели, неформальные профессиональные сообщества. Опытно-экспериментальным методом определены активные образовательные технологии, позволяющие реализовать личностно ориентированные аспекты формирования исследовательской компетентности: интерактивные лекции, интеллект-карты, ситуационные задачи, «дерево решений», метод проектов.

Ключевые слова: высшее медицинское образование, личностно ориентированный подход, контекстный подход, компетентностый подход, исследовательская компетентность врача, модель формирования исследовательской компетентности будущих врачей, образовательные технологии

1291
441

Долгих Николай Андреевич ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ХУДОЖНИКА, ДИЗАЙНЕРА // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2018. Вып. 3 (21). С. 85-93

Рассматривается понятие этнокультуры как средства приобщения к духовной культуре своего народа, источника вдохновения для творчества современных художников, дизайнеров. Актуальность введения основ этнокультуры в содержание образования обусловлена эффективностью образовательного и воспитательного воздействия этнотематики. В процессе уточнения понятия «этнокультурная компетентность» выделены три уровня: аксиологический, деятельностный, творческий. Представлены задания экспериментальной программы, направленной на формирование этнокультурной компетентности, которые выполняются в два этапа. Задачами первого этапа освоения программы являются повышение уровня этнокультурной осведомленности студентов, деятельностное погружение в этнокультурную среду, закрепление на практике знаний и навыков по основам композиции с использованием этнокультурной тематики, на основе этнокультурных образцов. Задачи второго этапа реализации программы – творческая интерпретация, обретение индивидуального, авторского стиля художника, дизайнера, выполняющего авторскую, творческую работу на основе этностиля. Эти задачи решаются в процессе разработки и выполнения фирменного стиля по мотивам этнокультуры.

Ключевые слова: этнокультура, этнокультурная компетентность, кулайская культура, этнодизайн, фирменный стиль

1291
442

Поздеева Светлана Ивановна, Шаляпина Светлана Васильевна СОСТАВЛЯЮЩИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2020. Вып. 3 (31). С. 36-47

Представлено исследование мотивов и факторов профессионального выбора как одной из характеристик профессионального самоопределения студенческой молодежи. Материалом послужили исследования 1990-х гг. ученых Е. А. Климова, Н. В. Кузьминой, В. А. Сластенина, Г. Н. Пашкевич и проведенное авторами в октябре 2019 г. анкетирование студентов 1-го курса Томского государственного педагогического университета. Исследование проводилось на основе теоретических (анализ научной литературы и статистических данных приемной кампании 2019 г.) и эмпирических (анкетирование студентов) методов. Цель статьи – представить педагогическому сообществу факторы, влияющие на профессиональный выбор студентов-первокурсников, ставших участниками исследования 2019 г., в сравнении с исследованиями в этой области периода 1990-х гг. Были сделаны следующие выводы: получение педагогической профессии остается наиболее привлекательным для девушек; сохраняется внутригосударственная и международная образовательная миграция абитуриентов; довузовский педагогический опыт помогает сделать осознанный выбор направления подготовки в педагогическом вузе; у современных студентов-первокурсников присутствуют внутренние мотивы, но преобладают положительные внешние. По сравнению с исследованиями В. А. Сластенина, увеличился процент студентов, которые отнесли к факторам, повлиявшим на выбор педагогического вуза, факторы «желание получить высшее образование» и «так сложились обстоятельства», что дает основание говорить об актуальности содействия в профессиональном самоопределении студентов в период обучения в вузе.

Ключевые слова: профессиональный выбор, студенческая молодежь, точка бифуркации, анкетирование студентов, довузовский педагогический опыт, рекрутинг абитуриентов

1291
443

Богданова Елена Владимировна ПРОБЛЕМНО-СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ОРГАНИЗАЦИИ ВОЖАТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2016. Вып. 3 (13). С. 138-147

Современные вызовы воспитанию актуализируют поиск таких приемов и форм работы с подростками, которые бы стимулировали проявление их гражданской позиции и опыта участия в социально значимой деятельности. Такой социально привлекательной для подростков формой организации воспитательной деятельности является вожатская. Развитие и поддержка участия подростков в вожатской деятельности осуществляется в рамках проблемно-стратегического подхода, включающего в себя: выявление ключевых проблем, с которыми сталкиваются подростки-вожатые; определение педагогических стратегий, способствующих решению выделенных проблем и наполнению их педагогическим содержанием. Подробно представлен опыт реализации пяти стратегий развития вожатской деятельности школьников, таких как помощь, поддержка, объединение, созидание и осовременивание.

Ключевые слова: вожатская деятельность подростков, проблемно-стратегический подход, стратегия, тактика

1290
444

Шабанова Ирина Анатольевна, Ковалёва Светлана Владимировна, Семибратова Оксана Сергеевна ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «ШКОЛЬНЫЙ ХИМИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ» // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2018. Вып. 4 (22). С. 72-79

Проведен анализ определения «форма обучения» в педагогической литературе. Выявлены отличительные особенности нетрадиционных форм обучения в вузе, включающие концептуальную основу, цели занятия, его структуру, подготовку и деятельность преподавателя и обучающихся на занятии. Дано определение нетрадиционной форме обучения на основе анализа педагогической, методической литературы и с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта. Охарактеризованы занятия по дисциплине «Школьный химический эксперимент» в педагогическом вузе. Обоснован выбор использования игровой технологии и технологии кроссенс на занятиях по систематизации и обобщению знаний студентов. Представлены результаты рефлексии для определения отношения студентов к использованию нетрадиционных форм обучения: игровой и кроссенс-технологии.

Ключевые слова: формы обучения, нетрадиционные формы обучения и их отличительные признаки, школьный химический эксперимент, игровая технология обучения, технология кроссенс

1290
445

Галкина Татьяна Васильевна ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ОБЪЕКТНОЙ КЛАССИФИКАЦИИ СОВРЕМЕННЫХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ЭКСКУРСИЙ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2020. Вып. 2 (30). С. 44-51

Необходимость выявления и осмысления педагогического потенциала литературных экскурсий обусловлена потребностью формирования компетенций будущего педагога, направленных на использование окружающей среды в качестве образовательного и воспитательного пространства. При этом необходимо различать педагогический потенциал каждого экскурсионного объекта исходя из его функциональных характеристик. Предлагаемая объектная классификация литературных экскурсий, критерием которой выступает персонификация формирующих содержание экскурсии объектов, позволяет выделить три группы объектов: прижизненные, послежизненные и искусственные. Следуя функциональным характеристикам этих объектов (у прижизненных – подлинность, у послежизненных – мемориальность, увековечение памяти, у искусственных – досуг), предлагается создавать комплекс литературных экскурсий. Такой комплексный подход позволяет узучать жизнь и творчество литераторов, погружаясь сначала в биографические материалы (прижизненные объекты: дома, квартиры, музеиусадьбы, музеи-заповедники), затем в эстетику мемориальных памятников и некрополей (послежизненные объекты) и знакомясь с воссозданными фантазиями (искусственные объекты: тематические парки под открытым небом и музеи). Таким образом, путь осмысления педагогического потенциала различных литературных экскурсий (литературно-биографических, историко-литературных, литературно-краеведческих, литературно-художественных) будет способствовать формированию духовного мировоззрения будущего педагога.

Ключевые слова: литературная экскурсия, объектная классификация, педагогический потенциал литературной экскурсии, подготовка кадров

1290
446

Степанов Виктор Иванович РОЛЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2018. Вып. 3 (21). С. 161-172

Показана роль современного преподавателя высшей школы в развитии творческого потенциала личности студентов в процессе профессиональной их подготовки. Исследована реконструкция деятельности современного преподавателя, актуализированная изменением принципов обучения студентов. Рассмотрены аспекты развития творческого потенциала личности студентов, выделены педагогические условия его формирования, создания креативной среды, побуждения рефлексивной деятельности, диалогизации образовательного процесса. Проведено анкетирование студентов Алтайского государственного технического университета и Алтайского экономико-юридического института. Представлены результаты исследования роли преподавателя в развитии творческого потенциала личности студентов в процессе обучения. Данные анкетирования позволили сделать вывод, что тип учебного заведения не влияет на роль преподавателя в развитии творческого потенциала личности студентов, существует большой потенциал формирования креативных качеств личности обучающегося, относящихся к педагогическим условиям обучения, воспитания и личности преподавателя.

Ключевые слова: обучение в высшей школе, роль преподавателя при обучении, функции преподавателя при обучении, творческие качества преподавателя, высшее учебное заведение, личностное и профессиональное развитие, сознательный выбор интересных и развивающих личность занятий

1288
447

Маркова Светлана Витальевна ВЛИЯНИЕ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ РОДИТЕЛЕЙ НА СОЦИАЛЬНУЮ АДАПТАЦИЮ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2020. Вып. 1 (29). С. 64-72

За последние 10 лет в России произошли социально-экономические, политические трансформации, обуславливающие изменения, связанные с отношением общества к детям с ограниченными возможностями здоровья. Исследователи указывают на недостатки социальной адаптации детей этой категории, связанные как со спецификой нравственного развития общества, так и личностным развитием их родителей. Исследование потребности родителей в самоактуализации осуществлялось посредством самоактуализационного теста Э. Шострома, методики Е. Е. Рукавишниковой. Изучение личностного развития детей с ограниченными возможностями здоровья проводили с помощью теста-опросника А. Я. Варга и В. В. Столина, методики «Лесенка» (В. Г. Щур) и др. Доказано влияние личностного развития родителей на социальную адаптацию детей с ограниченными возможностями здоровья. Рассмотрены теоретические подходы к проблеме личностного развития родителей детей с ограниченными возможностями здоровья. Сделан вывод, что эффективность социальной адаптации этой категории детей определяется культурным и ценностным отношением родителей. Полученные результаты могут быть применены специалистами для организации психолого-педагогического сопровождения личностного развития родителей детей с ограниченными возможностями развития в условиях образовательных учреждений.

Ключевые слова: личностное развитие, потребность в самоактуализации, рефлексивность, дети с ограниченными возможностями здоровья, социальная адаптация

1288
448

Ямщикова Екатерина Геннадьевна ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА СОВРЕМЕННОГО СПЕЦИАЛИСТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СФЕРЫ: ГЕНЕЗИС РАЗВИТИЯ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2020. Вып. 1 (29). С. 169-173

В процессе становления информационного общества все большее значение приобретает проблема воспитания нравственной личности. Происходящая цивилизационная ломка способствовала изменению ценностных ориентаций молодежи, что сказалось и на развитии ведущих идей профессиональной этики. Профессиональная деятельность формирует у человека не только профессиональные навыки, но и определенные личностные особенности, а также отношение к различным сторонам своей трудовой активности. В связи с этим профессиональная этика является одним из важнейших аспектов любой профессиональной деятельности, выступая регулятором взаимодействия людей в профессиональной сфере. В качестве норм, выступающих эталонными, принимаются те образцы поведения, которые сложились по мере развития содержания и способов осуществления конкретной профессиональной деятельности в процессах взаимодействия людей. На основе историко-педагогического анализа в исследовании доказывается наличие проблемы, требующей изучения профессиональной этики как формы проявления нравственности или морали. Описываются ведущие функции педагогической этики: регулятивная, обеспечивающая согласование элементов сферы нравственности педагога; формирующе-воспитательная, направленная на развитие каких-либо ценностей личности; познавательная, связанная с отражением в индивидуальном сознании педагогических ценностей; предлагается анализ ведущих понятий педагогической этики как относительно самостоятельного раздела аксиологического знания. Анализ литературы показал, что категориями профессиональной педагогической этики, наиболее важными для понимания сути и содержания моральных требований к личности педагога, являются категории «педагогическая справедливость», «педагогический долг», «педагогический такт», «педагогический авторитет».

Ключевые слова: профессионально-этические качества, специалист, педагог, мораль, нравственность

1288
449

Жигинас Наталья Владимировна СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВА И ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ СЕМЬИ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2017. Вып. 2 (16). С. 54-60

Рассматриваются актуальные проблемы мультифакторного воздействия патогенных факторов на психическое здоровье семьи, обусловливающих психическую травматизацию личности. Поднимается проблема психического здоровья личности и семьи как основы общества и социального развития отдельного индивида, отмечается мультифакторный характер патологического, разрушительного воздействия на семью. Всестороннее исследование данного вопроса в достаточной мере соответствует настоятельным потребностям широкой аудитории клиницистов, психологов, педагогов, психотерапевтов. Оценка психогенного фактора, лежащего в основе большинства психопатологических расстройств личностного и невротического регистра, приобретает чрезвычайную актуальность для психологии. Указана взаимосвязь психического здоровья населения со структурой и содержанием микросоциальной среды, коей и является семья. Социальные и этнические стандарты определяют механизмы личностного реагирования и способствуют превенции психической дезадаптации, которая опосредованно отображает уровень индивидуального, семейного и общественного благосостояния. Делается вывод о том, что психическому здоровью человека, личности и семьи в целом наносится ущерб в результате сложных социальных процессов нашего времени: прессинга экономической неустроенности, нарастания межнациональных конфликтов, искажения межчеловеческих отношений.

Ключевые слова: семья, психическое здоровье, социум, кризис

1287
450

Янь Сунь КУЛЬТУРНАЯ ИННОВАЦИЯ: ЛОКАЛИЗАЦИЯ И ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В КИТАЕ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2017. Вып. 4 (18). С. 19-26

Изучаются взаимосвязи между инновационными системами, научными исследованиями и высшим образованием. Сделана попытка осветить современное высшее образование в аспекте его локализации и интернационализации. Главная цель работы – на основе анализа китайской модели высшего образования изучить основные функции высшего образования в области культурных инноваций. Стартовой позицией является понимание роли высшего образования как первоначального вклада в развитие культурных инноваций. К образовательной системе стали применяться иные требования: акцент делается на высоком качестве, диверсификации и долговременности. Воспитание кадров в образовательных концепциях стабильно рассматривается как центральная задача высшего образования наравне с деятельностью, ориентированной на качество профессиональной подготовки. Исходя из этого поставлены следующие задачи: во-первых, проанализировать особенности локализации высшего образования и его влияния на культурные инновации, выдвинув ряд предложений по реформе высшего образования для продвижения культурных инноваций; во-вторых, доказать важность интернационализации высшего образования для продвижения культурных инноваций; в-третьих, исследовать процессы интернационализации китайского высшего образования. Сделан вывод о том, что локализация и интернационализация китайского высшего образования имеют большое значение для реализации культурных инноваций и поддерживают баланс между родной культурой Китая и международной культурой.

Ключевые слова: культурные инновации, локализация, интернационализация, китайское высшее образование

1287
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13

Страница 9 из 25

© 2025 Научно-педагогическое обозрение

Разработка и поддержка: Лаборатория сетевых проектов ТГПУ