Научно-педагогическое обозрение
RU EN






Сегодня: 18.05.2025
Главная Рейтинг
  • Главная
  • Текущий выпуск
  • Выпуски журнала
    • 2025 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
    • 2024 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2023 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2022 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2021 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2020 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2019 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2018 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2017 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2016 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2015 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2014 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2013 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
  • Рейтинг
  • Поиск
  • Новости
  • Редакционная коллегия
  • Правила для авторов
  • Порядок рецензирования
  • Читателям
  • Публикационная Этика Издания
  • Контактная информация
  • Разместить статью
  • Поступившие статьи
  • Принятые в печать
  • Оформить подписку
  • Служебный вход
vestnik.tspu.ru
praxema.tspu.ru
ling.tspu.ru
npo.tspu.ru
edujournal.tspu.ru

E-LIBRARY (РИНЦ)
Ulrich's Periodicals Directory
Google Scholar
EBSCO
Поиск по автору
- Не выбрано -
  • - Не выбрано -
Яндекс.Метрика
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14
  • 15
  • 16

Страница 12 из 25

- Не выбрано -
  • - Не выбрано -
- Не выбрано -
  • - Не выбрано -
№СтатьяСкачиваний
551

Афанасьев Владимир Васильевич, Афанасьева Ирина Васильевна, Афанасьев Илья Владимирович ИССЛЕДОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ АСПИРАНТОВ К НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ СЦЕНАРНО-СОБЫТИЙНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2020. Вып. 4 (32). С. 113-123

Актуальность и эвристическая ценность статьи заключается в том, что представленные в ней материалы дадут основания исследователям, научным руководителям аспирантов, организаторам науки и самим аспирантам осмыслить то, каким образом обеспечить наибольшую продуктивность подготовки кадров высшей квалификации, повысить престижность научно-исследовательской деятельности. Проблема современного аспиранта состоит не в том, что он не в состоянии обобщить известные материалы, и не в том, что он не может предложить что-то новое в своей области знания, но в том, как проверить эффективность того, что предлагается, как органично «вписать» теорию в экспериментальные конструкции. Проще говоря, как выстроить релевантный эксперимент. Именно в этом видится главная ценность изложенных в статье материалов, которые помогут субъектам данного процесса наиболее обоснованно подойти к выбору подходов к организации аспирантской подготовки, методов и методик экспериментального исследования, выстраиванию его содержания и представлению результатов. Предметом работы являются механизмы (подходы, способы, средства) исследования готовности аспирантов к научно-исследовательской деятельности в условиях сценарно-событийной организации образовательного процесса. Новизна работы состоит в том, что в ней показано, каким образом один из главных компонентов продуктивности аспирантской подготовки – готовность к научно-исследовательской деятельности – может быть квалиметрически оценена посредством измерения трех составляющих: уровня самореализации; мотивации и сформированности соответствующих компетенций. Практическая значимость работы видится в применении моделей сценарного подхода к подготовке аспирантов и встраивании в эти модели различного рода «событийности», в системном построении основных этапов экспериментальной работы и интерпретации его результатов по каждому из измеряемых параметров.

Ключевые слова: научно-исследовательская деятельность, готовность к самореализации, мотивация, сформированность научно-исследовательских компетенций, сценарно-событийная организация образовательного процесса в аспирантуре

1192
552

Сайфуллина Надежда Алексеевна СТРУКТУРНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МАГИСТРАТУРЫ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2020. Вып. 4 (32). С. 71-76

Прогностическая компетентность является необходимым условием профессиональной перспективы и стабильности будущего специалиста системы образования, прогностической ориентации в системе образования, обеспечивающих ее качественную организацию и результативность. Рассматривается структурно-содержательная характеристика прогностической компетентности студентов педагогической магистратуры. Сформулированы три компонента компетентности: знаниевый, деятельностный и мотивационно-ценностный. Разработан критериально-оценочный аппарат прогностической компетентности студентов педагогической магистратуры, включающий показатели и уровни сформированности прогностической компетентности, а также и диагностический инструментарий, позволяющий определять эффективность формирования прогностической компетентности у студентов педагогической магистратуры. Приводится авторская анкета на выявление уровня сформированности знаниевого компонента прогностической компетентности студентов педагогической магистратуры, отражающая полноту владения понятийно-категориальным аппаратом научно-педагогического прогнозирования, терминологией данной проблемы, знание методов и основных форм прогнозирования в педагогике, прочность и полноту усвоения теоретических знаний в области прогнозирования, представлений о современных методах прогнозирования в образовательной системе и возможности их сочетания с традиционными, применения ими умений прогнозировать свою профессиональную деятельность. Результаты исследования могут быть полезны преподавателям высших учебных заведений, осуществляющих подготовку педагогических кадров.

Ключевые слова: педагогическая магистратура, вузовское образование, прогнозирование, прогностическая компетентность, структурно-содержательная характеристика

1191
553

Дудина Елена Николаевна, Тужикова Татьяна Александровна, Дроздецкая Ирина Александровна АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ: АНАЛИЗ ОПЫТА ВСЕРОССИЙСКИХ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИХ КОНФЕРЕНЦИЙ ТОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2016. Вып. 2 (12). С. 161-165

Представлен анализ опыта пяти научно-практических конференций, проведенных кафедрой социальной педагогики педагогического факультета Томского государственного педагогического университета. Показан широкий спектр актуальных проблем современной социально-педагогической науки и практики. Обозначена практическая результативность принимаемых решений по итогам проведенных конференций и описан опыт работы кафедры по сетевому взаимодействию с образовательными организациями региона.

Ключевые слова: социальная педагогика, научно-практическая конференция, актуальные проблемы социально-педагогической теории и практики, сетевое взаимодействие, программа повышения квалификации

1190
554

Есипенко Елена Александровна, Белоплотова Кристина Евгеньевна, Полякова Ольга Романовна ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ, КОГНИТИВНЫЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ, СВЯЗАННЫЕ С ЭФФЕКТИВНОСТЬЮ РЕШЕНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ЗАДАЧ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2020. Вып. 3 (31). С. 201-207

Пространственные способности могут предсказывать успешность человека в областях, связанных с наукой и математикой. С целью изучения влияния эмоциональных, когнитивных и социальных факторов на решение четырех разных типов пространственных задач впервые было проведено исследование, куда вошли юноши и девушки естественно-научного и гуманитарного направлений обучения. В результате выяснилось, что невербальный интеллект вносит значимый вклад во все анализируемые пространственные задачи; кроме того, рабочая память и направление обучения вносят значимый вклад в задания, оценивающие отношение паттернов и пространственную визуализацию. Другие факторы не оказали такого влияния. Полученные результаты имеют теоретическую и практическую значимость.

Ключевые слова: пространственные способности, STEM, индивидуальные различия, пространственная тревожность, рабочая память, интеллект, гендерный стереотип

1186
555

Петрова Татьяна Адольфовна ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ОБРАЗОВАНИЕ» // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2022. Вып. 2 (42). С. 16-23

Рассматриваются некоторые факторы реализации национального проекта, имеющего колоссальное значение для государства и для каждого человека, так как это связано с формированием человеческого капитала в новой реальности современного развития общества, где важнейшими компетенциями выступают способность неординарно и креативно мыслить, умение логически выстроить цепочку аргументированных доказательств, умение работать в команде и слышать мнение других и их анализировать. Проект охватывает практически все стороны образовательного процесса, но претерпел изменения, которые, с нашей точки зрения, не являются оптимальными, так как один из проектов в рамках общего проекта наиболее важен, он касается непосредственно самого близкого окружения ученика – это педагог, который является базисом образовательного процесса и должен иметь отдельный проект с понятными и адекватными целями, задачами и финансовой оценкой труда педагога. Важнейшей нерешенной проблемой остается проблема дальнейшего содержания, ремонта, обновления оборудования, которое должно уложиться в рамки муниципального задания, что довольно сложно сделать при актуальном алгоритме формирования заданий. Необходимо обеспечение парадигмы места и роли преподавателя в образовательном процессе как базисного элемента системы образования, непременного фактора формирования человеческого капитала для развития экономики в целом.

Ключевые слова: национальный проект, человеческий капитал, педагог как важнейший базис образовательного процесса, бюджет, проблемы содержания, ремонта оборудования, полученного по нацпроекту

1185
556

Шабанова Ирина Анатольевна, Ковалёва Светлана Владимировна, Чиркова Светлана Евгеньевна СТРУКТУРИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ ИНФОРМАЦИИ В ПРАКТИКУМЕ ПО НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ ДЛЯ ВУЗА // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2019. Вып. 5 (27). С. 19-29

В условиях увеличивающегося потока учебной информации существует противоречие между ее большим объемом и ограниченным временем на изучение. Соответственно, встает вопрос о структурировании учебной информации для лабораторных работ по неорганической химии на основе особенностей ее восприятия обучающимися. Исследование проводилось на основе определения эффективности разработанных инструкций к лабораторным работам по химии. Оно включало результаты анкетирования обучающихся, определение трудности восприятия ими инструкций в текстовой и структурированной формах, оценку затрат времени на подготовку, выполнение работ и оформление отчета к ним в экспериментальной и контрольной группах. Группы имели одинаковые условия работы и уровень подготовки, но их отличием было использование разных методических материалов. Приведены результаты входного и выходного контроля знаний обучающихся с целью выявления качества усвоения химической информации на лабораторных занятиях. Описаны особенности разработанных инструкций к лабораторным занятиям в вузе, включающие представление их в табличной форме, содержащей отдельные блоки, алгоритмизацию описания выполняемых действий в ходе эксперимента, выделение вопросов и заданий к опытам. Предложена конструкция предложений в алгоритме хода осуществления химического эксперимента. Приведен пример описания содержания опыта к лабораторной работе. Представлены результаты педагогического эксперимента, включающего в себя анализ оценивания трудности восприятия инструкций разных форм, затрат учебного времени на подготовку и проведение химических опытов в работе, тестирования обучающихся контрольной и экспериментальной групп. Проведено анкетирование учителей химии и биологии, результаты которого свидетельствуют об универсальности представленных материалов и возможности их применения в школьной практике преподавания естественно-научных предметов. Использование структурированных инструктивно-методических материалов при проведении лабораторных занятий по неорганической химии способствует экономии учебного времени для подготовки и осуществления опытов, на основе чего совершенствуется методика проведения лабораторных работ, что позволяет обучающимся более осознанно и качественно усвоить химическую информацию.

Ключевые слова: лабораторные работы по химии, структурированность учебных материалов, эргономичность в обучении, трудность восприятия текста, учебнометодическое пособие, входной и выходной контроль

1184
557

Пронина Анжелика Николаевна, Маркова Светлана Витальевна, Мартынова Любовь Николаевна ВЗАИМОСВЯЗЬ ЖИЗНЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ РОДИТЕЛЕЙ И ПОДРОСТКОВ В ПРИЕМНЫХ СЕМЬЯХ МЕГАПОЛИСА И СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2020. Вып. 5 (33). С. 146-156

Представлен обзор основных исследований, посвященных изучению городских и сельских приемных семей, приводится статистика устройства детей в приемные семьи в крупных городах и сельской местности. Цель исследования заключается в выявлении видов и взаимосвязи жизненных ценностей родителей и подростков в приемных семьях мегаполисов и сельской местности. Экспериментальное исследование направлено на выявление специфики жизненных ценностей, направленности личности приемных родителей мегаполиса и сельской местности. Исследованием было охвачено 156 приемных родителей мегаполиса и 148 приемных родителей сельской местности, 112 подростков, проживающих с приемными родителями мегаполиса, и 98 подростков, проживающих с приемными родителями в сельской местности, в возрасте 14–15 лет. Исследование жизненных ценностей, жизнестойкости приемных родителей и подростков осуществлялось посредством методики М. Рокича. Для изучения взаимосвязей между жизненными ценностями приемных родителей и подростков применялся критерий Спирмена (p). Выявлены предпочитаемые терминальные ценности и инструментальные ценности приемных родителей и подростков мегаполиса и сельской местности. Показаны равнозначные ранги, имеющие значение для приемных родителей и подростков мегаполиса по терминальным ценностям: здоровье, материально обеспеченная жизнь; расхождения обнаружены по таким ценностям, как жизненная мудрость, свобода, наличие хороших и верных друзей, познание. Получено совпадение по инструментальным ценностям – честность и образованность. Отмечено наличие совпадений у приемных родителей и подростков сельской местности по шкалам терминальных ценностей – здоровье, интересная работа, красота природы, счастливая семейная жизнь, счастье других, творчество, уверенность. Обнаружено совпадение по инструментальным ценностям – терпимость, смелость, эффективность, твердая воля, образованность, широта взглядов. Установлены взаимосвязи между инструментальными ценностями приемных родителей и подростков в приемных семьях мегаполиса и сельской местности, терминальными ценностями родителей и подростков в приемных семьях сельской местности и отсутствие таких связей в приемных семьях мегаполиса. Сделаны выводы о наиболее значимых факторах, влияющих на наличие и отсутствие взаимосвязей между родителями и подростками из приемных семей мегаполиса и сельской местности, таких как образ жизни, семейные традиции. Полученные результаты могут быть применены при отборе, подготовке и сопровождении приемных родителей в Центрах комплексного сопровождения замещающих семей.

Ключевые слова: жизненные ценности, жизнестойкость, приемные родители мегаполисов, приемные родители сельской местности, жизненные ценности подростков из приемных семей

1182
558

Ожиганова Галина Валентиновна САМОРАЗВИТИЕ, СПОСОБНОСТЬ К САМОРАЗВИТИЮ И ВЫСШАЯ СПОСОБНОСТЬ К САМОРАЗВИТИЮ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2021. Вып. 6 (40). С. 190-198

С психологической точки зрения анализируется понятие «саморазвитие», а также связанные с ним способности личности. Цель исследования – рассмотреть понятие «саморазвитие», а также «способность к саморазвитию», «высшую способность к саморазвитию» и выявить различие между этими способностями. В ходе проводимого анализа раскрывается понятие саморазвития, описываются его различные характеристики и параметры. Представлены определения способности к саморазвитию, охватывающие ее разные ракурсы. Показано, что единого представления о саморазвитии не существует. Многообразие факторов, способствующих саморазвитию, выделение множества его аспектов и компонентов, различных форм проявления представляется правомерным, так как отражает сложность и многомерность данного психологического феномена. Особое место занимает описание субъектности, которая трактуется автором в качестве одного из основных факторов, ведущих к саморазвитию. Подчеркивается важная роль позиции субъекта и субъектности в саморазвитии и ее значение для проявления высшей способности к саморазвитию. Отмечена специфика высшей способности к саморазвитию, связанная с ее принадлежностью к ментальному компоненту духовных способностей. Показано отличие обычной способности к саморазвитию от высшей способности к саморазвитию, которое связано с тем, что высшая способность к саморазвитию ориентирована на абсолютные ценности и высокие духовно-нравственные идеалы.

Ключевые слова: характеристики саморазвития, субъект, субъектность, способность к саморазвитию, высшая способность к саморазвитию

1182
559

Пигарев Александр Юрьевич МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ НЕСПОСОБНЫХ ШКОЛЬНИКОВ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2020. Вып. 1 (29). С. 37-45

Описаны сущность и причина неспособности к усвоению математике – недостаток рабочей памяти. Охарактеризованы два основных подхода к решению проблемы обучения математике неспособных школьников: 1) тренировка рабочей памяти, 2) снижение нагрузки на рабочую память в учебном процессе. Отмечена неоднозначность результатов внедрения первого подхода: тренировка рабочей памяти приводит к улучшению результатов прохождения тестов на рабочую память, однако может не приводить к улучшению показателей обучаемости, связанных с рабочей памятью ученика. Этим обосновывается приоритет второго подхода. Представлены как уже известные методы снижения нагрузки на рабочую память при обучении математике, так и разработанные автором компьютерные тренажеры, направленные на автоматизацию базовых вычислительных навыков (арифметических, тригонометрических, геометрических). Дана методика работы с тренажерами на основе метода интервальных повторений и приведены эмпирические данные по результатам их внедрения.

Ключевые слова: математические способности, обучение математике, рабочая память, компьютерный тренажер, интервальные повторения

1180
560

Жигинас Наталья Владимировна, Сухачёва Наталия Игоревна АГРЕССИЯ КАК ОБЪЕКТИВНЫЙ ФАКТОР СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2020. Вып. 3 (31). С. 208-214

Анализируется проблема агрессии современного социума по материалам исследования, проведенного в 2014–2019 гг. на основании опросов мужчин и женщин различного социального и образовательного уровня в возрасте от 15 до 70 лет, данных массмедиа и научных исследований. Феномен агрессии много лет продолжает оставаться актуальной темой социологических, психологических и педагогических исследований, несмотря на большое число различных гуманитарных научных исследований и непрекращающуюся полемику в СМИ и на просторах интернета. Проблема агрессии и ее последствий для общества в целом и каждого индивида в частности является не просто актуальным, но и порой определяющим фактором развития, социальной интеграции и личностной позиции по отношению как к обществу, так и к отдельно взятому человеку. Результаты проведенного исследования свидетельствуют не только о множественности и многоуровневости агрессивного поведения и восприятия социума как агрессивного, но и вносят определенный вклад в понимание природы такого сложного феномена, как агрессивность. Однако, опираясь на данные психокоррекции наших ранних работ, мы можем говорить об ограниченности фатального восприятия феномена агрессивности и понимании путей возможного ее снижения. Сущность агрессии на гендерном уровне рассматривается как серьезный внутриличностный конфликт, являющийся помехой организации духовного пространства личности.

Ключевые слова: агрессия, современное общество, социум, общественное мнение

1180
561

Лялюк Александр Викторович МЕТОД ДИАГНОСТИКИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ ГРУППЫ НА ОСНОВЕ СОЦИОМЕТРИИ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2019. Вып. 2 (24). С. 90-97

Психолого-педагогическая безопасность – принципиально важный показатель образовательной среды. В высшем учебном заведении такая безопасность многофакторна и во многом детерминирована социально-психологической обстановкой внутри академической группы. Сложность полноценной диагностики социально-психологической обстановки в академических группах и фиксация негативных фактов (хронических конфликтов, моббинга и буллинга, причинения ущерба чести и достоинству) обусловливают необходимость применения социометрических методов. Предложен авторский метод обработки первичной информации, полученной в результате применения социометрического метода, который реализован в виде технологического инструментария (компьютерной программы), позволяет варьировать режимы проведения опросов, генерировать (после обработки результатов опроса) все виды информации, т. е. количественные показатели, отражающие социально-психологическую обстановку, а также интерактивную карту коллектива. Приведены примеры применения способа интерпретации (обработки) первичной информации методами «каменистой осыпи», математической теории пределов и теории граф. Методика может применяться в системах социально-педагогического мониторинга, разработке психодиагностического инструментария для изучения межличностного и межгруппового взаимодействия участников образовательной среды и создании информационно-вероятностных моделей поведения студенческой группы при всевозможных изменениях.

Ключевые слова: академическая группа, социометрия, безопасность, риски, математические методы, конфликт, компьютерная программа, диагностика, образовательная среда

1179
562

Полянина Ольга Ивановна СУПЕРВИЗИЯ В ТЬЮТОРСКОЙ ПРАКТИКЕ: ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2021. Вып. 3 (37). С. 213-220

Обсуждается проблема концептуальной неразработанности супервизорской практики тьюторского сопровождения. В качестве возможной теоретической модели супервизии тьютора предлагается «тьюторская система», аналогичная психотерапевтической системе супервизии, включающая три вида фокуса внимания: на тьюторанте, тьюторе, процессе тьюторского сопровождения. Обозначено содержание супервизии, определяемое каждым из этих ракурсов внимания. Описаны поведенческие паттерны, характеризующие тьюторантов и тьюторов, идентифицированы соответствующие дефициты субъектности и идентичности, определяющие статус «сложного» супервизанта и тьюторанта. В качестве важнейшего условия эффективной супервизии тьюторской практики называется точное распознавание в процессе супервизии ограничений и дефицитов личностного, деятельностного и коммуникативного плана, характеризующих тьютора и тьюторанта.

Ключевые слова: супервизия тьютора, «тьюторская система», паттерны поведения, дефициты субъектности и идентичности, «сложные» клиенты

1179
563

Меньшикова Елена Александровна ВЛИЯНИЕ СЕМЕЙНОЙ СИТУАЦИИ НА РАЗВИТИЕ АКТИВНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ПОЗИЦИИ УЧАЩИХСЯ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2016. Вып. 2 (12). С. 124-128

Рассматривается влияние семейной ситуации на развитие активной познавательной позиции младших школьников. Анализируется семейная ситуация как фактор развития активной познавательной позиции у учащихся, раскрывается понятие активной познавательной позиции ученика, обращается внимание на условия, позитивно влияющие на формирование стремления ребенка к познавательной деятельности в семье. Раскрывается взаимосвязь между чертами характера родителей (сензитивность, аффективность, тревожность, противоречивость личности, доминантность и некоторые др.) и развитием активной познавательной позиции учащихся в начальной школе.

Ключевые слова: семейная ситуация, активная познавательная позиция младших школьников, благоприятная семейная ситуация, неблагоприятная семейная ситуация

1178
564

Смышляева Лариса Германовна, Нерадовская Ольга Рамазановна, Матвеев Дмитрий Михайлович, Смышляев Алексей Викторович ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ИНТЕГРАЦИИ НЕФОРМАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПРАКТИК МАГИСТЕРСКОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2019. Вып. 6 (28). С. 122-132

Представлены результаты научно-педагогического анализа современного состояния неформального образования как андрагогической практики. Показаны особенности деятельности неформального профессионального сообщества в контексте использования его возможностей для профессионального развития педагогов. Приведены научно обоснованные представления о типологии неформальных профессиональных сообществ, закономерности их функционирования. Обоснована целесообразность интеграции практик неформального образования педагогов и их магистерской подготовки. Обозначены способы такой интеграции на целевом и организационно-методическом уровнях. Обобщен опыт ФГБОУ ВО «Томский государственный педагогический университет» (ТГПУ) по проектированию модульных основных образовательных программ магистерской подготовки педагогической направленности на основе ФГОС ВО 3++ через сопряжение ФГОС и профессиональных стандартов. Предложено экспертное авторское видение способов реализации образовательного потенциала взаимодействия субъектов, включенных в практики неформальных профессиональных сообществ педагогов, обучающихся магистратуры и преподавательского сообщества педагогического вуза. Обозначены результаты исследовательской и научно-методической работы специалистов ТГПУ по обновлению подходов к построению содержания и организационно-деятельностных форматов магистерской подготовки. Материалы статьи подготовлены на основе таких исследовательских методов, как теоретический анализ, опрос, экспертный метод.

Ключевые слова: андрагогическая практика, неформальное образование, неформальные профессиональные сообщества педагогов, магистерская подготовка педагогов, интеграция, образовательный потенциал

1177
565

Ло Сяося НОВАЯ МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В КИТАЕ В НОВУЮ ЭПОХУ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2020. Вып. 1 (29). С. 87-92

В настоящее время иноязычному образованию уделяется большoе внимание. В связи с этим возникла необходимость построения новой модели обучения русскому языку как иностранному. Изменения, происходящие в Китае под влиянием инициативы «Один пояс и один путь», приведут к большим возможностям в этой области. В 2018 г. опубликован государственный образовательный стандарт обучения русскому языку в вузах на этапе бакалавриата, в котором описано настоящее состояние этого вопроса, а также его существующие проблемы и перспективы в будущем.

Ключевые слова: обучение русскому языку, подготовка специалистов, государственный стандарт

1177
566

Бурилкина Светлана Анатольевна, Супрун Нелли Геннадьевна ПРОФИЛАКТИКА АСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ: ПОТЕНЦИАЛ СУБЪЕКТ-СУБЪЕКТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2020. Вып. 2 (30). С. 190-196

Раннее выявление психологических особенностей ребенка и неблагоприятных факторов воспитания могли бы способствовать коррекции его асоциального поведения, прежде всего созданием условий субъект-субъектного взаимодействия родителей и детей, необходимых для формирования полноценной личности. Изучено отношение родителей к психологическим тренингам как условию субъект-субъектного взаимодействия и способу профилактики асоциального поведения подростков. В первую очередь, были определены и практически подтверждены условия субъект-субъектного взаимодействия, такие как комплекс познавательных, динамичных и экспериментально-ролевых игр. Режим субъектного взаимодействия должен быть построен на гуманистических идеях, ориентирован на развитие субъектности ребенка в совместной деятельности с родителями. Через субъект-субъектное взаимодействие в системе профилактики асоциального поведения подростков определена ведущая роль родителей. Проанализированы сущность и содержание профилактики асоциального поведения подростков с позиции субъект-субъектного взаимодействия с родителями, предложена концепция профилактики асоциального поведения подростков путем субъект-субъектного взаимодействия родителей и детей. Анализ результатов эмпирического исследования позволил констатировать динамику ценностно-доверительного взаимодействия в семье, а реализация комплекса тренинговых упражнений в процессе субъект-субъектного взаимодействия – осуществить профилактику асоциального поведения подростков более эффективно.

Ключевые слова: профилактика, асоциальное поведение, подростки, родители, субъект-субъектное взаимодействие, тренинг

1175
567

Алмазова Ирина Геннадьевна, Кондакова Ирина Владимировна, Нехороших Наталья Александровна ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗЕ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2021. Вып. 2 (36). С. 67-74

Подчеркивается необходимость своевременного вычленения и качественного анализа проблем дистанционного обучения, учета предпочтений и интересов обучающихся и преподавателей вуза, консолидации их усилий по преодолению трудностей и решению проблем, связанных с объективными и субъективными ситуациями, особенностями использования технологий дистанционного обучения при организации образовательного процесса в университете. Описаны особенности использования дистанционной формы организации обучения в вузе. Приведены данные, полученные при исследовании (опросе) влияния применения технологий дистанционного обучения на здоровье студентов 1–5-го курсов очной и заочной формы обучения направления подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) Института психологии и педагогики Елецкого государственного университета им. И. А. Бунина.

Ключевые слова: высшее образование, образовательный процесс, технологии дистанционного обучения, сбережение здоровья, цифровая грамотность

1175
568

Шукурова Инна Вячеславовна, Чеснокова Наталья Евгеньевна РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ НА ОСНОВЕ УЧЕБНЫХ ИНОЯЗЫЧНЫХ ТЕКСТОВ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2021. Вып. 2 (36). С. 124-134

Рассматривается вопрос развития критического мышления студентов средствами иностранного языка. Оценивается место и роль дисциплины «Иностранный язык» в развитии универсальных компетенций студентов и в их адаптации к современным требованиям, предъявляемым будущим специалистам. Представлены составляющие умения критического мышления, которые позволяют осмысливать полученную информацию, обобщать и отделять ее от второстепенных фактов, формулировать выводы, оценивать. Средством развития критического мышления студентов выбран учебный иноязычный текст, который рассматривается не только как источник информации, но и как средство активизации мыслительной деятельности. Отмечается недостаток методик, способствующих развитию критического мышления. Описывается возможность использования таксономии педагогических целей Б. Блума в работе с учебным текстом. Таксономия позволяет правильно ставить образовательные цели, формулировать мотивирующие задания и отслеживать прогресс в развитии умений. Приведен пример работы с учебным текстом по принципу таксономии, который дает возможность корректировать учебную деятельность студентов, направленную на развитие их критического мышления.

Ключевые слова: иностранный язык, универсальные компетенции, критическое мышление, учебный иноязычный текст, таксономия Б. Блума

1175
569

Буравлева Наталья Анатольевна ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2020. Вып. 3 (31). С. 233-239

Развитие инновационного потенциала студентов в высшем учебном заведении является актуальной задачей современного образовательного процесса. Для ее осуществления необходима развивающая образовательная среда, которая во многом определяется культурой вуза, целевыми и ценностными установками, ориентацией на инновационные технологии обучения. Эффективное функционирование инновационной инфраструктуры вуза невозможно без психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса. Оно должно быть направлено на формирование инновационных компетенций студентов, становление их личности, расширение возможности самообразования, помощь в приобретении опыта участия в разработке, распространении и внедрении инноваций. При развитии инновационного потенциала студенты переходят на качественно новый уровень с помощью саморазвития, профессионального совершенствования.

Ключевые слова: инновационный потенциал, психолого-педагогическое сопровождение, образовательная среда, личность

1174
570

Костюкова Татьяна Анатольевна, Тишина Ольга Юрьевна, Симакова Татьяна Петровна ВОСПИТАНИЕ ДОВЕРИЯ И СОГЛАСИЯ У МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ МНОГОНАЦИОНАЛЬНОГО И ПОЛИКОНФЕССИОНАЛЬНОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2016. Вып. 4 (14). С. 62-65

Рассматривается феномен кризисной личности и рост негативной идентичности в специфических условиях переживаемого Россией исторического периода. Представлен анализ ключевой проблемы формирования у молодежи ценностных ориентиров на доверие, согласие, диалог культур. В результате сделан обоснованный вывод о необходимости формирования в системе образования поликультурной компетенции как основы распространения атмосферы доверия и согласия, использования специальных технологий и тренингов.

Ключевые слова: общественное доверие и согласие, светская школа, поликультурная компетентность

1173
571

Мёдова Наталья Анатольевна ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО СКРИПТОВАНИЯ У ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2019. Вып. 5 (27). С. 201-206

Затрагивается проблема социализации обучающихся с расстройствами аутистического спектра. Одной из основных проблем взаимодействия аутистов с взрослыми и сверстниками является нарушение коммуникации вследствие искаженного восприятия действительности. Проведены анализ склонности использования социальных скриптовых фраз детьми с расстройствами аутистического спектра, а также выявление рефенциального и экспрессивного типа формирования речи у детей данной категории. Включение скриптовых (сценарных, автоматизированных) фраз в процесс обучения, социального взаимодействия, игру позволяет детям с расстройствами аутистического спектра формировать коммуникативные способности, которые необходимы для включения их в социум.

Ключевые слова: дети с расстройствами аутистического спектра, коммуникация, референциальный и экспрессивный речевой тип, социальное и эхолалическое скриптование

1173
572

Вахитова Галия Хамитовна, Леонтьев Эдуард Петрович, Батсуурь Ажрахгуй СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРЕДШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ И МОНГОЛИИ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2021. Вып. 3 (37). С. 162-171

Рассматривается состояние современного предшкольного образования в России и Монголии. Указано, что в обеих странах предшкольное образование детей – полноправное и полноценное звено государственной системы общего образования. Отмечается важность понимания современных задач дошкольного детства не с позиции подготовки пяти-, шестилетних детей к систематическому обучению именно в школе, а с точки зрения формирования жизнеспособной личности и самоценности дошкольного возраста. Сделан вывод о том, что система предшкольного образования в дошкольных учреждениях Монголии находится на этапе развития, в то время как в России имеется достаточный опыт для распространения и обогащения образовательной системы в целом.

Ключевые слова: дошкольное детство, предшкольное образование, подготовка к школе, дошкольные учреждения Монголии, российская система образования

1173
573

Костюкова Татьяна Анатольевна, Игумен Христофор (Казанцев) Дмитрий ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РЕФЛЕКСИЯ КУЛЬТУРНЫХ СМЫСЛОВ ТЕОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ В СИСТЕМЕ ПОСТДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2018. Вып. 4 (22). С. 143-150

В условиях констатируемого сегодня духовного кризиса и поиска «инструментов» его преодоления актуализируется качественное обновление системы постдипломного образования через придание большего внимания культурно-гуманитарному плану преподавания учебных предметов. Имея это в виду, предлагается не игнорировать культурное значение религиозного знания, которое органически вплетено в русскую литературу, историю, русскую педагогику. Представлен опыт исследования теологических знаний педагогов в системе постдипломного образования. Проведен анализ литературы в области изучаемой проблемы, показавший попытки исследователей осмыслить роль культурных ценностей, которые несет религия, в педагогическом образовании и предложить технологии их освоения. Рассмотрен онтогенез культурного опыта чтения и понимания религиозных текстов как важной составляющей развития аксиологических основ мировоззрения педагога. Обоснованы причины обращения учителя к теологическому знанию как культурной составляющей русской культуры.

Ключевые слова: культурные ценности религии, теологическое знание, педагогическая рефлексия, теологическая духовно-гуманитарная компетентность педагога

1171
574

Поздеева Светлана Ивановна КАК УЧИТЬ СОВРЕМЕННОГО МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2020. Вып. 4 (32). С. 55-61

Выделены профессиональные затруднения педагогов и учебные затруднения младших школьников, актуализированные режимом тотального дистанционного обучения, вызванного распространением COVID-19. Делается вывод о недостаточной сформированности у детей регулятивных и познавательных УУД, что повлекло за собой учебную беспомощность ребенка. Причина этого – отсутствие у педагогов фокусировки на формировании умения учиться и взаимосвязи между предметными и универсальными учебными действиями. Приводятся рассуждения о том, почему дистанционное обучение не может быть базовой формой в начальной школе: вредное влияние на здоровье ребенка, разрушение общекультурных навыков, технологические риски, разрушение живых контактов со взрослыми и другими детьми. Показано, как изменилась дидактическая схема урока и профессиональные функции учителя: с посреднической на организационно-методическую. Выделены главные особенности онлайн-урока и типичные ошибки учителей при его проведении. Раскрывается, как можно привлечь родителей к реализации разных моделей взаимодействия с ребенком в условиях домашнего обучения, как изменится традиционный урок благодаря получению педагогами опыта интенсивного дистанционного обучения в начальной школе, какие дидактические и методические аспекты станут актуальными.

Ключевые слова: дистанционное обучение, универсальные учебные действия, урок, начальная школа, взаимодействие

1171
575

Соколов Виктор Юрьевич СОВМЕСТНОЕ ПОРТФОЛИО ПЕДАГОГА И УЧАЩИХСЯ: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2016. Вып. 3 (13). С. 31-35

Рассматриваются возможности создания особого вида портфолио в рамках концепции и практики педагогики совместной деятельности – совместного портфолио педагога и учащихся. Обращается внимание на преемственность совместной разработки портфолио в начальных, средних и старших классах Школы совместной деятельности (МБОУ «СОШ № 49» г. Томска). Представлены основные сегменты совместного портфолио педагога и учащихся, его структура, посредством которых раскрываются его образовательные возможности.

Ключевые слова: портфолио педагога и учащихся, концепция совместной деятельности, образовательные возможности

1170
576

Манжосова Юлия Александровна, Плаксина Наталья Викторовна МЕЖЭТНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В США: ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2019. Вып. 3 (25). С. 106-114

Рассматриваются ключевые вопросы, касающиеся сложной системы межэтнического образования в США как набора стратегий, содержания учебных программ, а также уникальной возможности определять цели и процессы, необходимые для образования в мире, где одновременно существуют этническое, культурное многообразие и структурное неравенство. Прослеживается эволюция подходов эффективной реализации межэтнического образования, благодаря которым создавались условия адаптации представителей различных этнических и культурных групп к культуре, доминирующей в обществе. В дальнейшем подходы межэтнического образования были направлены на активное сохранение собственной культурной идентичности, а также на решение целого ряда противоречий между представителями разных этнических и культурных групп в составе сложного американского сообщества. Анализируются причины неэффективности реализации некоторых подходов в межэтническом образовании, показаны те, которые доказали свою продуктивность. Представлены прогрессивные идеи современного межэтнического образования, а именно идея установления устойчивого и эффективного диалога между представителями различных этнических и культурных групп. Индивидуальность подобного диалога в каждой стране своя, поэтому невозможен простой перенос моделей американского межэтнического образования, они должны подлежать серьезной трансформации с учетом принципа культуросообразности. Раскрываются основные проблемы, с которыми сталкивается система межэтнического образования в современных условиях образования, когда основной целью школы называют формирование у учащихся конкурентного преимущества, формирование навыков и умений, необходимых для глобальной экономической конкуренции, а не подготовка их к жизни в сложном демократическом обществе.

Ключевые слова: межэтническое образование, поликультурность, диалог культур, этнокультурная идентичность, современное социокультурное пространство, стратегические направления развития образования

1170
577

Вилкова Людмила Владимировна РЕАЛИЗАЦИЯ ФОРМИРУЮЩЕГО ОЦЕНИВАНИЯ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2019. Вып. 4 (26). С. 7-13

Рассматриваются проблемы, возникающие при использовании формирующего оценивания в средних учебных заведениях, и предлагается их решение. Формирующее оценивание способно решить задачи, стоящие перед системой оценивания, акцентирующей внимание на качестве процесса учебных достижений обучающихся и приобретения умений для «образования на протяжении всей жизни». Формирующее оценивание внедряется медленно и неэффективно на протяжении десятилетия. Выявление и анализ причин трудностей реализации и поиск путей их преодоления являются целью данной работы и обуславливают актуальность темы. Использованные теоретические и практические методы исследования показали большое количество проблем, ряд которых обозначен участвовавшими в исследовании преподавателями. Все упомянутые проблемы разделены на три уровня в зависимости от возможностей их преодоления. Педагоги решают проблемы на первом уровне – уровне «аудитории», но без поддержки на уровнях «школы» и «вне школы» осуществление формирующего оценивания невозможно или носит дискретный и фрагментарный характер. Разработаны ознакомительные семинары-практикумы на «рабочем месте», которые являются первым шагом в программе реализации формирующего оценивания в образовательном процессе, и предлагается их проведение. Семинар разделен на теоретическую и практическую части, вопросы для обсуждения и длительность проведения варьируются в зависимости от аудитории. По окончании семинаров-практикумов педагоги получают первоначальные необходимые знания для начала осуществления практической деятельности по формирующему оцениванию. Подчеркивается необходимость введения разделов (или их расширения) по данному виду оценивания в курсы повышения квалификации и программы дисциплины методики преподавания для выстраивания системы подготовки педагогов, владеющих новой философией оценивания.

Ключевые слова: формирующее оценивание, трудности реализации, уровни решения проблем, подготовка педагогов, семинар-практикум

1170
578

Ганина Светлана Александровна АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ КАК ИНСТРУМЕНТ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2019. Вып. 4 (26). С. 100-105

Рассматриваются проблемы стратегического управления качеством образования через процессы адаптации студентов к системе высшего образования. Анализируются разнообразные проблемы, влияющие на низкое качество адаптации. В частности, в качестве первой проблемы выделяется и анализируется значительный разрыв школьного и вузовского образовательного пространства, которое заключается в том, что вуз и школа практически не имеют точек соприкосновения: школьники не имеют представления о структуре образовательного пространства вуза, временных ритмах организации его работы (семестры, модули, сессии), поточных методах организации учебного процесса, потоках студентов, объединяющих большие массы студентов одного курса или смежных направлений подготовки. Лекционно-семинарская и зачетно-экзаменационная системы также сильно отличаются от привычных за 11 лет обучения в школе способов организации учебного процесса и контроля знаний. В результате проведенного анализа предлагается ряд подходов к решению поставленной проблемы: взаимодействие школы с вузами, ранняя профессиональная ориентация школьников, а также внедрение элементов проектного управления в образовательный процесс вуза.

Ключевые слова: адаптация, образовательное пространство, абитуриенты, качество образования, стратегическое управление образованием

1170
579

Фоминых Екатерина Сергеевна ТОЛЕРАНТНОСТЬ К НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ В ПРОБЛЕМАТИКЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ГРАНИЦ ЛИЧНОСТИ НА ЭТАПЕ ЮНОСТИ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2020. Вып. 5 (33). С. 175-181

Рассматривается проблема функционирования личности в условиях современной неопределенности и изменчивости. В центре настоящего исследования – взаимосвязь толерантности к неопределенности и психологических границ личности в юности. Рассмотрены понятия «толерантность» и «интолерантность» к неопределенности, психологические границы, обоснована взаимосвязь между рассматриваемыми конструктами. Проведено эмпирическое исследование специфики взаимосвязи толерантности к неопределенности и функций психологических границ молодежи. В ходе эксперимента использовались методики: «Новый опросник толерантности-интолерантности к неопределенности» (Т. В. Корниловой), «Методика диагностики психологических границ личности» (Т. С. Леви). Экспериментальное исследование позволило выявить преобладание интолерантности к неопределенности (в том числе межличностной интолерантности к неопределенности) и несформированность психологической границы в период юности. Установлена взаимосвязь между следующими показателями: невпускающей, сдерживающей функциями психологических границ и межличностной интолерантностью к неопределенности; интолерантностью к неопределенности и сочетанием высоких значений по невпускающей, сдерживающей и низких значений по проницаемой, нейтральной, вбирающей функциями психологических границ. Результаты исследования указывают на негибкость, неадаптивность, жесткость, непроницаемость и закрытость психологических границ молодежи, трудности обмена информацией и энергией между внешним и внутренним пространством, восприятие неопределенности как угрозы, избегание ситуаций противоречивости и изменчивости, уход от контактов. Выявленные особенности способствуют наращиванию стагнирующих тенденций, виктимизации, препятствуют личностному развитию и росту. Полученные результаты могут быть использованы для построения программ психолого-педагогического сопровождения молодежи в вопросах активизации их внутренних психологических ресурсов, необходимых для эффективного функционирования в условиях непрерывных вызовов повседневной реальности.

Ключевые слова: толерантность к неопределенности, интолерантность к неопределенности, межличностная интолерантность к неопределенности, психологические границы, юность

1170
580

Курьянович Анна Владимировна К ВОПРОСУ О ТИПАХ ВТОРИЧНЫХ ЯЗЫКОВЫХ ЛИЧНОСТЕЙ В СВЕТЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В СОВРЕМЕННОЙ ЛИНГВОДИДАКТИКЕ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2021. Вып. 3 (37). С. 132-142

С опорой на собственный педагогический опыт в обучении русскому языку как иностранному в аудитории носителей китайского языка путем систематизации и обобщения имеющихся наработок авторы предлагают оригинальную концепцию, в русле которой описываются типы вторичных языковых личностей, выделяемые на основании компетентностного подхода. В ходе исследования привлекаются сравнительно-сопоставительный метод, наблюдение и метод научного описания. Полученные в ходе исследования результаты позволяют говорить о том, что в изучении деятельности вторичной языковой личности, направленной на овладение русским языком как иностранным, наиболее эффективным видится применение компетентностного подхода. Данный подход позволяет изучать вторичную языковую личность в динамике становления ее компетентностных свойств на каждом выделенном этапе развития: становления вторичной языковой личности как пользователя иностранным языком, формирования у инофона системы специальных знаний и навыков в отношении изучаемого языка, профессионального владения иностранным языком. Представленная типология вторичных языковых личностей, выделенная на основании компетентностного подхода, может найти применение в современной лингводидактике.

Ключевые слова: вторичная языковая личность, лингводидактика, русский язык как иностранный, компетентностный подход, компетенция

1168
581

Михайлова Тамара Николаевна, Маланов Иноккентий Александрович К ВОПРОСУ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОНЯТИЯ «ОБЩЕКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КУРСАНТА ВУЗА МВД РОССИИ» // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2019. Вып. 3 (25). С. 41-47

В свете рассмотрения проблемы формирования профессиональной компетентности курсантов военизированных вузов проводится исследование понятия «общекультурная компетентность курсанта вуза МВД России». Общекультурная компетентность определяется в качестве ведущей компетентности, являющейся основой профессиональной деятельности современного сотрудника органов внутренних дел. С целью выявления сущности понятия «общекультурная компетентность» проводится подробный анализ определений понятия «культура», а также рассматриваются соотношение и взаимосвязь предлагаемых педагогической наукой понятий «компетенция» и «компетентность». В результате проведенного исследования предлагается авторское определение понятия «общекультурная компетентность курсанта вуза МВД России» в широком и узком смыслах. Значимость формирования общекультурной компетентности в процессе профессиональной подготовки курсантов вузов МВД России позволила выделить внутренний и внешний аспекты данного понятия и раскрыть их в тексте проведенного исследования. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования по специальностям: 40.05.01 «Правовое обеспечение национальной безопасности», 40.05.02 «Правоохранительная деятельность», 40.05.03 «Судебная экспертиза» – определяют 12 общекультурных компетенций, которыми должны обладать выпускники высших учебных заведений МВД России, освоившие программу специалитета.

Ключевые слова: общекультурная компетентность, компетентностный подход, федеральные государственные образовательные стандарты, культура, компетенции, компетентность, курсант вуза МВД России, сотрудник органов внутренних дел

1167
582

Яркина Татьяна Николаевна, Царев Вячеслав Николаевич ПРОЕКТИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ МАГИСТРАНТОВ В СИСТЕМЕ МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2019. Вып. 4 (26). С. 92-99

Проанализирован опыт организации научно-исследовательской работы на факультете культуры и искусств Томского государственного педагогического университета по направлению подготовки магистров 44.01.03 «Педагогическое образование», направленность (профиль) «Музыка». Обоснованы роль и место научно-исследовательской работы обучающихся в формировании профессиональных компетенций, в повышении мотивации к обучению, расширении исследовательских качеств будущего педагога. Обозначены основные направления и задачи научно-исследовательской работы в системе педагогической подготовки студентов-музыкантов. Рассматриваются сущность, содержание и формы организации научно-исследовательской работы студентов в высшем учебном заведении, направленные на создание системы теоретических знаний и практических умений, позволяющих формировать отношение к науке как приоритетному средству диагностики, проектирования, прогнозирования и совершенствования педагогической практики в сфере музыкального образования.

Ключевые слова: научно-исследовательская работа, магистратура, учитель музыки, учебный процесс

1166
583

Ляшенко Мария Игоревна ДУХОВНО-НРАВСТВЕННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЛОНТЕРОВ НА ПЛОЩАДКАХ ДОСУГА И ОТДЫХА // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2021. Вып. 1 (35). С. 9-17

Представлены теоретические основания организации волонтерской деятельности студентов – будущих педагогов для решения задач духовно-нравственного воспитания детей и подростков на площадках досуга и отдыха. Обоснована специфика воспитательной деятельности духовно-нравственной направленности, конкретизированы цель и результат данной деятельности с учетом возможных ограничений, выделены виды и формы совместной деятельности детей и волонтеров, позволяющие инициировать духовные усилия воспитанников на самоанализ деятельности и поведения. Данные теоретические положения прошли практическую проверку и доказали свою результативность в рамках проекта «Ребята с нашего двора», который реализуется в течение пяти лет студентами Соликамского государственного педагогического института (филиала) ФГБОУ ВО «ПГНИУ».

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, волонтерство, воспитательная деятельность на площадках досуга и отдыха, разновозрастное детское объединение

1166
584

Лебедева Ксения Сергеевна ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЙ ИГРЫ «НАЙДИ ПРОБЛЕМУ И РЕШЕНИЕ» В СТАНОВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2019. Вып. 3 (25). С. 20-25

Рассматривается проблема становления образовательной самостоятельности обучающихся. Обосновывается необходимость создания условий для становления этого качества в учебном процессе вуза. Одним из них становится совместное проектирование организационно-деятельностной игры «Найди проблему и решение», в основе которой поиск и решение студентами проблемных ситуаций, представленных в фильмах. В ходе игры каждый обучающийся выполняет определенную роль – режиссера, сценариста, актера, что позволяет проявлять и формировать различные образовательные позиции. В результате совместной деятельности студенты развивают умения самоорганизовывать образовательную деятельность, выстраивать смысл собственных образовательных действий, проявлять инициативу, приобретают навыки взаимодействия с другими, и тем самым происходит становление их образовательной самостоятельности.

Ключевые слова: образовательная самостоятельность, организационно-деятельностная игра, совместная деятельность, самоорганизация, обучающиеся

1165
585

Семёнкина Ирина Артуровна, Павлова Татьяна Александровна БУДУЩЕЕ ФОРМАТОВ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ С ПОЗИЦИЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СООБЩЕСТВА // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2022. Вып. 4 (44). С. 91-106

Проведен опрос преподавателей (130 человек) различных направлений подготовки для выявления сложившихся установок и суждений о реализации и перспективах развития различных форматов высшего образования в условиях нестабильной эпидемиологической обстановки и меняющихся социально-экономических условий. Авторами предпринята попытка анализа факторов, определивших результаты проведенного опроса, и рассмотрения проблемы создания условий, способных обеспечить оптимальную реализацию различных форматов в современном вузе. Описан успешный опыт сотрудников вуза в ряде проектов в сфере развития цифровой образовательной среды международного и всероссийского уровня. Выявлена более низкая оценка преподавателями результатов учебной деятельности в онлайн-формате в сравнении с очным и смешанным форматом. Опрос показал оптимистическую позицию преподавательского сообщества в отношении перспектив развития смешанного формата. Смешанный и очный формат получили преференции большинства респондентов независимо от стажа работы в вузе. Вопросы об уровне онлайн-образования, эффективных инструментах оценки его качества, мерах поощрения работы в онлайн-формате оказались самыми «чувствительными», что отразилось в массовом выборе неопределенного ответа на вышеперечисленные вопросы.

Ключевые слова: высшее образование, образовательный формат, онлайн-обучение, смешанное обучение, оценка результатов учебной деятельности преподавателем, COVID-19

1164
586

Бельская Елена Якубовна МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ И ПОДДЕРЖКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУРАТОРОВ АКАДЕМИЧЕСКИХ ГРУПП В СОВРЕМЕННОМ ТЕХНИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2019. Вып. 2 (24). С. 83-89

Отмечена роль института кураторства в технических вузах в развитии социально-личностных и общекультурных компетенций студентов, а также выделены существующие сложности в организации и реализации кураторской деятельности. Следует констатировать, что деятельность кураторов академических групп в техническом университете нуждается в большей степени в организационно-методическом сопровождении и поддержке. Разработана и обоснована модель организационно-методического сопровождения и поддержки деятельности кураторов академических групп в современном техническом университете. Определены компоненты модели. По результатам реализации модели установлено, что разработанные и реализованные структурно-содержательные компоненты модели позволяют достичь поставленной цели по повышению эффективности деятельности кураторов академических групп и могут успешно использоваться в современном техническом университете.

Ключевые слова: воспитание, институт кураторов, куратор академической группы, модель, деятельность кураторов, сопровождение и поддержка деятельности кураторов

1163
587

Смирная Анастасия Андреевна, Смирнова Анастасия Викторовна ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА КАК ПРИОБЩЕНИЕ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА К ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С СЕМЬЕЙ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2019. Вып. 2 (24). С. 40-47

Освещается проблема приобщения будущего педагога к взаимодействию с семьей в процессе педагогической практики. Педагогическая практика, являясь одной из основных форм организации образовательного процесса любого направления подготовки, в данном контексте опирается на изучение теоретических профессиональных знаний (психолого-педагогических и учебно-методических основ) и предусматривает внедрение этих знаний в реальный учебный процесс. В процессе данной практики будущий педагог получает опыт преодоления смыслового и эмоционального напряжения в отношениях с семьей, актуализации личностного потенциала, профессиональной рефлексии, оказания семье социально-педагогической и психологической поддержки. В связи с этим содержание педагогической практики нацелено на развитие у обучающихся когнитивного, деятельностного и эмоционально-личностного компонентов профессиональной подготовки. Результатом опытно-экспериментальной работы явилась положительная динамика изменения компонентов подготовки обучающихся к взаимодействию с семьей.

Ключевые слова: педагогическая практика, профессиональная подготовка, деятельность, будущий педагог, взаимодействие с семьей

1162
588

Астраханцев Сергей Викторович МОТИВАЦИОННО-ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ ПРОТИВОПРАВНОГО ДЕЙСТВИЯ ЛИЧНОСТИ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2018. Вып. 3 (21). С. 185-193

Рассматриваются факторы, влияющие на принятие решения о совершении определенного вида противоправного действия. Представлены результаты исследования влияния особенностей интеллекта, направленности и выраженности мотива во взаимосвязи с набором индивидуальных психологических особенностей на совершение того или иного вида противоправного действия. Результаты проведенного эксперимента позволили выявить имеющиеся корреляционные связи между мотивом, интеллектуальными и личностными особенностями в виде соответствующих факторов, в разной степени влияющих на соответствующие категории противоправных поступков. Определены различия в шести факторах, состоящих как из личностных и мотивационных показателей, так и интеллектуально-мотивационных. В результате анализа факторной структуры категорий испытуемых «Аддикция», «Коррупция», «УНД» и «Норма» выявлено, что совершение определенного противоправного действия (или отсутствие такового) происходит под влиянием комплексного действия факторов.

Ключевые слова: мотивационно-интеллектуальные факторы, личностные особенности, противоправное действие, категории с противоправным поведением, полиграф, фактор нормативного поведения

1161
589

Ершова Татьяна Владимировна, Петрова Елена Юрьевна ФОРМИРОВАНИЕ СИБИРСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У СТУДЕНТОВ-ГЕОГРАФОВ (НА ПРИМЕРЕ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО РАЙОНА», «КРАЕВЕДЕНИЕ» И «ТОПОНИМИКА») // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2019. Вып. 5 (27). С. 40-47

Исследования были посвящены разработке содержания дисциплин «Экономическая и социальная география Западно-Сибирского района», «Краеведение» и «Топонимика», преподаваемых в Томском государственном педагогическом университете. Выявлены наиболее эффективные формы практических занятий, дано их методическое описание и рекомендации по проведению. Получены выводы об эффективности данных занятий при формировании сибирской идентичности у студентов-географов. Полученные результаты могут быть использованы на курсах повышения квалификации и переподготовки учителей географии, при реализации уроков географии и курсов внеурочной деятельности в общеобразовательных организациях.

Ключевые слова: экономическая и социальная география, краеведение, топонимика, сибирская идентичность, Западно-Сибирский экономический район, Томская область

1161
590

Бондаренко Елена Валерьевна, Вакурин Анатолий Николаевич ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ ФИЗКУЛЬТУРНО- СПОРТИВНОГО ПРОФИЛЯ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2020. Вып. 4 (32). С. 140-151

На сегодняшний день серьезным вызовом академической среде является вопрос реализации образовательных программ в вузах в условиях вынужденного бесконтактного обучения. Большие трудности вызывает образование студентов, имеющих в учебном плане значительное количество часов практической работы, в частности обучающихся по физкультурно-спортивным профилям. Анализ литературных источников, обобщение и интерпретация позволили выявить возможности применения современных технологий профессионального образования, формирования необходимых компетенций при подготовке бакалавра. Для адаптации занятий под условия электронной среды приведен необходимый алгоритм действий – от особенностей разработки глоссария до создания окончательного цифрового макета дисциплины. Активизировать познавательную деятельность предлагается путем создания видеопроектов с учетом предложенных этапов подготовки, системы контроля и оценки.

Ключевые слова: современные образовательные технологии, студенты бакалавриата, информационно-коммуникационные технологии, компетенции, видеопроект

1161
591

Пупышева Мария Владимировна, Харитонова Мария Александровна ИНСТРУМЕНТЫ КОНТРОЛЯ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ В ВУЗЕ: ВЫЗОВЫ ПОКОЛЕНИЯ Z // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2021. Вып. 3 (37). С. 143-153

Обучение поколения Z в высшей школе должно быть адаптировано под его особенности, среди которых повышенная тревожность и отсутствие навыков долгосрочного прогнозирования. Данные черты снижают эффективность традиционного письменного контроля, уступая место более интерактивным игровым методам. Существуют инструменты, доказавшие свою эффективность для проведения текущего и промежуточного контроля, преимуществом которых является интуитивность их использования, а также сокращение времени подготовки и проверки работ обучающихся. Предлагаемые интерактивные инструменты контроля с использованием смартфона положительно сказываются на мотивации студентов, формируют правильное представление о собственном прогрессе и интегрируют цифровые технологии в учебный процесс, что само по себе уже является приоритетным направлением развития современной системы образования.

Ключевые слова: инструменты контроля в высшей школе, информационные технологии в обучении, поколение Z, цифровая образовательная среда, обучение иностранному языку, нелингвистические направления подготовки

1161
592

Файзуллаева Елена Дмитриевна ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2019. Вып. 5 (27). С. 56-66

Рассматривается вопрос о профессиональных задачах педагога дошкольного образования. Педагогическая деятельность представляет собой процесс решения профессиональных задач, среди которых есть задачи разного вида. Дана характеристика психологической задачи как одного из вида профессиональных задач в педагогической деятельности, особенностью которой является ее недоопределенность. Неопределенность задачи связана с индивидуальным восприятием человека ситуации, его персональным отношением к данной ситуации, индивидуальным опытом решения подобных проблемных ситуаций и наличием личностных смыслов относительно происходящего в контексте общего уровня психологической зрелости человека. Это предполагает вариативность ее решения. Описаны содержательные характеристики вариантов решения психологической задачи. Приведен пример решения психологической задачи педагогом в виде кейса. Обращение к группам универсальных и общепрофессиональных компетенций, обозначенных в современных ФГОС ВО, показало, что каждая из обозначенных компетенций содержит в себе не только психологическую терминологию, но и идеи вариативного подхода к их развитию. Одним из вариантов развития профессиональных компетенций является использование задачного подхода, включающего в себя сочетание задач разного типа. В типизации профессиональных задач, отмеченных во ФГОС ВО 3++, психологическая задача входит в широкие номинации таких типов, как сопровождение, культурно-просветительский, организационно-управленческий, методический.

Ключевые слова: задачи профессиональной деятельности педагога, психологическая задача, задача открытого типа, психологическая компетентность педагога, системный подход, субъектный подход, гуманитарная парадигма образования

1159
593

Скачкова Нина Владимировна ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ И ИНДИКАТОРЫ ДОСТИЖЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В ОБЛАСТИ ДИЗАЙНА // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2020. Вып. 3 (31). С. 57-68

Обосновывается необходимость использования возможностей вузовской подготовки для формирования профессиональных компетенций будущих педагогов профессионального обучения с целью создания качественного кадрового потенциала для осуществления модернизации технологических процессов, продвижения и внедрения новых перспективных технологий и обеспечения кастомизации услуг в процессе перехода на модель цифровой экономики будущего России. Выявлена роль образовательных организаций в процессе реализации требований федеральных государственных образовательных стандартов 3++ к качеству подготовки квалифицированных кадров в соответствии с требованиями работодателей. Рассмотрено содержание представленных в основной образовательной программе бакалавриата по направлению подготовки 44.03.04 «Профессиональное обучение (по отраслям)», направленность (профиль) «Декоративно-прикладное искусство и дизайн» обязательных профессиональных компетенций, сформированных на основе профессиональных стандартов, анализа требований, предъявляемых к выпускникам на рынке труда, консультаций с ведущими работодателями. Установлены индикаторы достижения обязательных профессиональных компетенций выпускников, рассмотрены возможности их достижения на примерах педагогического взаимодействия с целью организации учебно-исследовательской работы студентов, обучающихся на факультете технологии и предпринимательства по указанному направлению подготовки. Обоснована целесообразность подготовки педагогов профессионального обучения для формирующихся сервисных кластеров в экономике Томской области с учетом прогностических потребностей в условиях постиндустриальных трансформаций.

Ключевые слова: профессиональные компетенции будущего педагога профессионального обучения, индикаторы достижения профессиональных компетенций, дизайн, сервисные кластеры

1159
594

Попов Андрей Иванович, Майстренко Наталья Владимировна, Букин Александр Александрович МЕТОДИКА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ИНЖЕНЕРНЫХ КАДРОВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2020. Вып. 3 (31). С. 135-143

Проанализированы различные формы освоения образовательной профессиональной программы, показана востребованность обучения по индивидуальному учебному плану и исследованы особенности контингента обучающихся. Обоснована важность развития универсальных компетенций и выделены ключевые из них в контексте подготовки к инновационной деятельности. Сформулированы психолого-педагогические условия эффективной подготовки технических специалистов по заочной форме. Описан организационный механизм индивидуализации обучения в цифровом пространстве на основе компетентностного профиля.

Ключевые слова: качество образования, инновационная готовность, педагогические инновации, персональный образовательный трек, цифровизация образования

1159
595

Пешков Владимир Федорович, Григорян Артур Ваганович ФОРМИРОВАНИЕ ЗНАНИЙ У СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА ПО ПОСТРОЕНИЮ ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫХ МИКРОЦИКЛОВ В СОРЕВНОВАТЕЛЬНОМ ПЕРИОДЕ ТРЕНИРОВОЧНОГО МАКРОЦИКЛА // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2020. Вып. 1 (29). С. 154-161

Представлены обоснование, разработка и результаты апробации учебного материала по теме «Планирование восстановительных средств в спорте» для учебных дисциплин восстановительно-профилактической направленности и дисциплин по единоборствам, преподаваемых в университетах и на факультетах физической культуры и спорта. Обос нование содержания учебной темы опирается на научно-методические подходы к планированию восстановительных средств в спорте, на теории и методики восстановительно-профилактических средств, теории и методики спортивной тренировки. Разработан вариант планирования восстановительных микроциклов в структуре соревновательного периода боксеров, тренирующихся на этапе спортивной специализации. Определено место восстановительных микроциклов в структуре соревновательного мезоцикла соревновательного периода у боксеров, процентное соотношение объема общей физической и специальной физической подготовки, технической подготовки и объема применения комплекса педагогических, медико-биологических и психологических средств восстановления для каждого из запланированных восстановительных микроциклов. Представлено соотношение применения педагогических, медико-биологических и психологических средств восстановления в трех запланированных восстановительных микроциклах. Экспериментально доказана эффективность разработанного варианта планирования.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, соревновательный микроцикл, соревновательный период, восстановительные микроциклы, восстановительные средства

1158
596

Голубина Ольга Александровна, Ковалёва Светлана Владимировна, Шабанова Ирина Анатольевна ПРАКТИКУМ ПО АНАЛИЗУ ТОРФОВ ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКИМИ МЕТОДАМИ КАК ОДИН ИЗ ЭЛЕМЕНТОВ РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СТАРШЕЙ ШКОЛЕ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2020. Вып. 3 (31). С. 25-35

Показана актуальность дополнительного естественно-научного образования с использованием экспериментальной работы обучающихся, основанной на региональных особенностях. Приведено понятие «региональный компонент содержания образования». Обоснован выбор тематики практикума по анализу торфов физико-химическими методами, содержание которого связано со специфическими особенностями Томской области по запасам торфа и накопленным опытом научных исследований по функционированию торфяно-болотных экосистем. Приведены цели, задачи практикума и тематика практических занятий. Описана методика проведения практических работ по определению ботанического состава торфов и его физико-химических характеристик. Разработаны вопросы анкетирования для выявления у обучающихся экспериментальных умений и знаний качественных химических реакций до проведения занятий практикума и после их завершения, представлены полученные результаты. На основе анкетирования обучающихся выявлено их отношение к тематике практикума и его содержанию. Результаты анкетирования свидетельствуют об эффективности проведения экспериментальной работы на занятиях.

Ключевые слова: дополнительное образование, региональный компонент естественно-научного образования, Томская область, торф, физико-химические методы анализа, практические работы, экспериментальные умения и навыки

1158
597

Кузнецова Татьяна Владимировна РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПОСРЕДСТВОМ ТЕХНОЛОГИИ ПОЭТАПНОГО ФОРМИРОВАНИЯ УМСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ЭЛЕМЕНТАМ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2021. Вып. 3 (37). С. 197-205

Рассматривается возможность применения технологии поэтапного формирования умственных действий в процессе обучения детей элементам исследовательской деятельности как средства развития познавательных способностей младших школьников с задержкой психического развития. Материалом исследования послужил теоретический анализ научно-методической литературы по теме исследования: теория поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина; положения о развитии познавательных способностей младших школьников как результата развивающего обучения В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Л. В. Занкова, А. Н. Леонтьева; подходы к развитию познавательных способностей детей с задержкой психического развития Н. В. Бабкиной, Л. Н. Блиновой, А. Д. Вильшанской, Г. Н. Пениным, У. В. Ульенковой, Л. М. Шипицыной. Теоретический анализ научно-методической литературы позволил предположить, что технология поэтапного формирования умственных действий может эффективно применяться для обучения младших школьников с ЗПР элементам исследовательской деятельности на разном уровне самостоятельности и сложности и тем самым развивать у обучающихся познавательные способности.

Ключевые слова: задержка психического развития, познавательные способности, учебно-познавательная деятельность, исследовательская деятельность, технология поэтапного формирования умственных действий, ориентировочная основа действий

1158
598

Збойкова Надежда Александровна ПРОЕКТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ И РАЗВИТИЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2019. Вып. 3 (25). С. 129-135

Рассматривается вопрос взаимовлияния проектной технологии и развития иноязычной коммуникативной компетенции как важного фактора подготовки специалистов различных направлений. Проектная технология включает использование широкого спектра проблемных, исследовательских и поисковых методов, направленных на реальный практический результат, значимый для студентов. Важным фактором является то, что проектная технология расширяет участие и ответственность студентов, способствует повышению мотивации к изучению иностранного языка. Рассматриваются условия организации проектной работы со студентами технического вуза. Приводятся примеры работ над проектами, аргументируются преимущества использования проектной технологии в условиях реализации новых образовательных стандартов.

Ключевые слова: проектная технология, компетентностный подход, образовательные стандарты, обучение иностранному языку в техническом вузе

1157
599

Шабанова Ирина Анатольевна, Ковалёва Светлана Владимировна, Полещук Олег Хемович, Фатеев Александр Владимирович КОМПЬЮТЕРНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ КАК ОДИН ИЗ КОМПОНЕНТОВ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ХИМИИ В СТАРШЕЙ ШКОЛЕ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2020. Вып. 2 (30). С. 150-160

Анализируется понятие «внеурочная деятельность» в школьном образовании. Охарактеризованы особенности внеурочной деятельности. Приведено понятие «внеурочная деятельность по химии», выделена ее цель и специфическая особенность на старшей ступени обучения в современной школе. Обоснована необходимость выполнения проектов по химии. Предложено одно из актуальных направлений: деятельность обучающихся по моделированию строения веществ. Описана методика работы обучающихся с программами Gaussian и GaussView, используемыми для решения задач квантово-механического моделирования молекулярных структур. Дана характеристика индивидуальным проектам по химии, приведены этапы их выполнения. Показан пример построения обучающимися молекулярных структур хлоридов 15-й группы периодической системы. Представлены результаты оценивания выполненных проектов на основе разработанных критериев и анкетирования с целью определения отношения обучающихся к компьютерному моделированию молекул.

Ключевые слова: внеурочная деятельность по химии, проектная деятельность, этапы выполнения проекта, оценивание проекта, компьютерное моделирование, квантово-химические расчеты

1156
600

Маркова Наталия Александровна, Ануфриева Татьяна Николаевна ЭТАПЫ МОДЕРНИЗАЦИИ ЯЗЫКОВОЙ ПОДГОТОВКИ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ НА ПРИМЕРЕ ТОМСКОГО ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2021. Вып. 3 (37). С. 28-39

Обосновывается актуальность языковой подготовки в системе инженерного образования в связи со сменой современной образовательной парадигмы в сторону необходимости подготовки конкурентоспособного специалиста, имеющего высокую степень готовности взаимодействовать в международной профессиональной среде. Анализу особенностей и проблем языковой подготовки в техническом вузе посвящено достаточно большое количество научных работ, вместе с тем данная проблематика остается актуальной ввиду перманентной модернизации высшего образования, совершенствования моделей и технологий обучения. Целью является проведение научно-методического анализа процессов организации и управления языковой подготовкой, которая имела уникальный формат экспериментального обучения в Томском политехническом университете. Началом реформ «языкового бума» можно считать 1998 год, когда была запущена в действие Комплексная программа по интенсификации обучения иностранному языку студентов инженерного вуза. К настоящему моменту данная программа может подлежать анализу, так как имеет 20-летнюю историю эволюции и в научной литературе отсутствует комплексное описание динамики языкового развития. Научно-методический анализ, включающий собственные педагогические наблюдения, направлен на описание пяти этапов развития языковой подготовки, выявление причин, которые явились катализаторами изменений, оценку мер по устранению проблем и противоречий, а также мер, способствующих созданию более комфортных и эффективных условий для дальнейшего развития и становления. Более подробно дано описание и характеристика процессов, имеющих относительно инновационный характер для вузовской системы языковой подготовки. В качестве таких процессов были рассмотрены учебные практики по адаптационной языковой подготовке для младших курсов и факультативные дисциплины по индивидуальному выбору студентов. В заключение приводятся доводы относительно потенциальных мер, способных вывести ситуацию на уровень качественных изменений и совершенствования языковой подготовки в других технических вузах.

Ключевые слова: языковая подготовка в техническом вузе, языковая компетенция, адаптационное обучение, факультативная дисциплина, ESP, CLIL, междисциплинарные педагогические тандемы

1155
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14
  • 15
  • 16

Страница 12 из 25

© 2025 Научно-педагогическое обозрение

Разработка и поддержка: Лаборатория сетевых проектов ТГПУ