№ | Статья | Скачиваний | |||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
201 | Обоснован состав кластера творческих компетенций как инвариантного компонента готовности человека к деятельности, описаны функции творческой деятельности, предложено развитие олимпиад в олимпиадное движение как форма организации саморазвития студентов вузов, приведены рекомендации по включению олимпиадного движения в самостоятельную работу, показана необходимость непрерывного саморазвития обучающихся. Ключевые слова: творческая деятельность, олимпиадное движение, непрерывное образование | 1325 | |||||
202 | Рассматривается вопрос о применении метода проектов на уроках английского языка в начальной школе. Выделены два типа проектов: учебный и образовательный. Доказано, что метод проектов – это метод, позволяющий организовать образовательную деятельность младших школьников, формировать универсальные учебные действия, развивать личность каждого участника проекта. Особое внимание уделяется особенностям организации совместной образовательной деятельности учащихся в проектах, в частности организации группового взаимодействия. Ключевые слова: Федеральный государственный образовательный стандарт, образовательная деятельность, совместная деятельность, учебный проект, образовательный проект | 1325 | |||||
203 | Рассматривается проблема постановки целей математической подготовки обучающихся в аспекте требований ФГОС к формированию универсальных учебных действий (УУД). Проведен анализ известных подходов к структурированию и описанию универсальных учебных действий как ожидаемому результату обучения математике. Представлена основанная на списке метапредметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования структурная модель УУД без учета специфики предмета «математика». Показана взаимосвязь метафункционального подхода и требований к предметным результатам при обучении математике. Сформулировано понятие «ключевые универсальные учебные действия», а также их состав. Обоснованы и представлены структурно-содержательные модели универсальных учебных действий «установление аналогий (сравнение)» и «декодирование информации» на основе пооперационного состава мотивационного и ориентировочного компонентов. Определено содержание данных компонентов, базирующихся на когнитивном и праксиологическом элементах действий. Раскрыты характеристики каждого элемента действия. Цель публикации – описание авторского подхода к моделированию ключевых универсальных учебных действий как компоненту математической подготовки обучающихся. Ключевые слова: cистемно-деятельностный подход, совокупность ключевых универсальных учебных действий, федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, динамическая структурно-содержательная модель, пооперационный состав действия, мотивац | 1325 | |||||
204 | Рассматривается актуальная проблема модернизации процесса подготовки педагогических кадров. Автор использует концептуальное построение процесса подготовки педагогических кадров в условиях интеграции системы высшего педагогического образования с системами общего и дополнительного образования (включающего в себя подвиды: дополнительное профессиональное образование и дополнительное образование детей и взрослых). Приводятся ключевые категории концепции: принцип, метод и подход к реализации концепции. В рамках концепции наставничество определяется как деятельностное педагогическое сопровождение студентов педагогических вузов в решении квазипрофессиональных и профессиональных задач. Приводится схема наставничества, созданная в рамках разрабатываемой педагогической концепции и реализуемая в центре дополнительного образования при педагогическом университете. Приводятся выводы по результатам применения разнообразного наставничества в рамках трех реализуемых в центре образовательных процессов, а именно взаимодействия студентов с детьми, с ведущими специалистами образовательной отрасли и с коллегами (учителями и партнерами в образовательных мероприятиях). Ключевые слова: наставничество, педагогическая поддержка, концепция, интеграция, педагогическое образование, дополнительное образование, общее образование, деятельностный подход | 1320 | |||||
205 | Задача современного образования на ближайшее будущее – стать открытой системой для потребителя образовательных услуг. После вхождения России в мировое образовательное пространство вопрос о качестве образования стал доминирующим. Качество образования определяется совокупностью показателей, характеризующих различные аспекты учебной деятельности: содержание, формы и методы обучения, материально-технические ресурсы, кадровый состав, которые обеспечивают развитие компетенций обучающихся. А управление качеством образования рассматривается как особое управление, организованное и запланированное на достижение определенных результатов образования. Ключевые слова: образовательные услуги, качество образования, система образования, менеджмент в образовании, управление качеством, результаты образования | 1319 | |||||
206 | Рассмотрена необходимость использования интерактивных методов обучения, в частности внедрения кейс-метода в практику высшего профессионального образования. Раскрыта методика подготовки и проведения кейсов, направленных на профессиональную деятельность будущих геологов. Описан кейс-метод, который объединяет педагогические цели и интегрированные возможности вуза и нефтегазовых предприятий с реализацией целевых установок на каждом этапе подготовки студентов-геологов. Практическая значимость работы заключается в том, что предложенные кейсы могут быть использованы при подготовке геологов в других высших учебных заведениях. Ключевые слова: инновационные методы обучения, кейс-метод, метод обучения, педагогическая технология, студент-геолог | 1319 | |||||
207 | Представлено понятие инновационной разработки как процесса и результата участия педагога в инновационной деятельности как деятельности по изменению образовательной практики в школе. Рассмотрены разные подходы к управлению инновациями в школе: технологический, экономический, проектный, синергетический, гуманитарный. В результате сравнительного анализа разных управленческих подходов установлено, что только гуманитарный подход обеспечивает смысловую коммуникацию педагогов и личное участие каждого в создании, реализации и распространении инновационных разработок. А гуманитарное управление ориентируется на субъект и создает условия для совместной деятельности, поддерживает инициативы всех участников процесса. Доказана необходимость смыслопорождающей коммуникации в педагогическом сообществе, в процессе которой педагоги оформляют смыслы своего участия в инновационной деятельности. Педагогам необходимо взаимодействие, которое позволит расширить рамки своей инновации и обогатить ее при помощи взаимообмена. Ключевые слова: инновационная разработка педагога, инновационная деятельность, образовательная инновация, управление инновационной деятельностью, подходы к управлению | 1317 | |||||
208 | Предпринята попытка с помощью системного подхода выявить педагогические условия процесса подготовки архитекторов к профессиональной деятельности в ходе освоения социального проектирования в вузе и, проанализировав их как различные виды педагогического воздействия, представить их комплексно. Ключевые слова: педагогические условия, системный подход, комплекс педагогических условий, педагогическое воздействие | 1316 | |||||
209 | Рассмотрен опыт организации сетевого взаимодействия общеобразовательных учреждений г. Томска и Томской области с Томским государственным университетом (ТГУ). Цель статьи состоит в описании теоретических и практических условий реализации и развития сетевого взаимодействия между образовательными учреждениями высшего и среднего уровней образования. Представлена история становления сетевого взаимодействия между ТГУ и общеобразовательными учреждениями за последние пятнадцать лет. Представлено описание практики организации совместных событий и совместных образовательных программ за последние два года. Проведен анализ этапов организации сетевого взаимодействия вузов и школ на примере Высшей школы экономики и Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. Исследование проводилось в 2015–2016 гг. на пяти совместных событиях и восьми совместных образовательных программах на базе ТГУ и 84 школ – партнеров Томской области. Отражены результаты, достигнутые в ходе осуществления сетевого взаимодействия за 2015/16 учебный год, предложены основные формы сетевых образовательных программ. По результатам исследования представлены основные этапы, необходимые для организации сетевого взаимодействия вузов и школ. Результаты исследования имеют практическую значимость для образовательных учреждений, осуществляющих или предполагающих организацию сетевого взаимодействия с высшими и средними образовательными учреждениями. Ключевые слова: сетевое взаимодействие, совместные события, совместные образовательные программы, сообщество, управление, школы-партнеры | 1316 | |||||
210 | Представлен анализ работ ученых, педагогов и психологов. Томского государственного педагогического университета, посвященных проблеме профессионального становления развивающейся личности будущего педагога в системе педагогического вуза. На основании многопрофильного анализа делаются следующие выводы: сложный, экзистенциальный процесс личностного и профессионального развития студента неотделим от организации творческого образовательного пространства. Он должен обеспечить на основе концепции профессионального и личностного ориентирования высшего образования: во-первых, согласование всего многообразия подходов, объединяющих показатели качества результатов процесса образования; уровень общей подготовки студента-педагога, многопрофильный показатель профессиональной подготовки выпускника-педагога; личное стремление и способность стать творчески ориентированным профессионалом в системе современного образования. Общей объединяющей идеей анализируемых работ ученых ТГПУ является то, что, помимо преподавания непосредственно академических дисциплин со студентами – будущими педагогами, должна проводится работа, способствующая личностной самореализации и профессиональному самоопределению. Итоговые выводы по проведенному анализу заключаются в том, что на основе многопрофильных экспериментальных подходов проверена достоверность педагогических условий, которые способствуют кристаллизации идентичности профессиональной в частности и развитию личности выпускника-педагога в целом. Повышение качества системы педагогического образования предполагает решение важных методологических проблем управления качеством педагогического знания, которые включают решение психолого-педагогической проблемы профессионального самоопределения и образовательной идентичности. Подходы к решению обозначенных проблем должны фиксироваться в оценках экспертов при анализе технологических методов и направлений управления качеством образования. Ключевые слова: идентичность, экзистенциальный кризис, развивающаяся личность, педагогическое образование, профессиональное становление | 1316 | |||||
211 | Представлены результаты проектирования примерной основной образовательной программы по направлению подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) с целью подготовки педагогических кадров для системы профессионального образования (уровень бакалавриата) с учетом требований профессионального стандарта педагога данной сферы. Анализируются результаты работы, которая осуществлялась в формате взаимодействия ученых и преподавателей педагогического вуза со специалистами исполнительных органов государственного управления и профессиональных образовательных организаций региона в процессе проектирования нового образовательного продукта. Обсуждаемая научно-образовательная практика была реализована посредством использования совокупности научно-педагогических методов: методы теоретического анализа, метод фокус-групп, экспертный метод, опрос (интервьюирование), образовательное проектирование. Показаны перспективы реализации представленных результатов проектной деятельности в образовательной практике Томского государственного педагогического университета, их значение для социально-экономического развития региона в контексте подготовки кадров для системы профессионального образования. Ключевые слова: непрерывное педагогическое образование, система профессионального образования, профессиональный стандарт педагога, профессиональная образовательная организация, образовательное проектирование, полисубъектное образовательное взаимодействие | 1315 | |||||
212 | Рассматривается вопрос об оказании социально-педагогической помощи ребенку из неблагополучной семьи. Представлены результаты изучения проблемы «ребенок в неблагополучной семье» и сделано заключение о том, что ребенок в такой семье лишен родительского внимания, надзора, заботы, испытывает трудности в отношениях со сверстниками и педагогами. Дан обзор известных моделей деятельности с неблагополучной семьей, названы нетрадиционные формы работы с неблагополучной семьей. Имеющийся опыт показывает, что на сегодня недостаточно разработано направление помощи ребенку из неблагополучной семьи. Ребенку, растущему в неблагополучной семье, недостает значимого взрослого. Таким значимым взрослым может стать студент-наставник, «семейный тьютор». Наличие наставника у ребенка будет способствовать снижению внутрисемейных конфликтов, улучшит детско-родительские отношения и, возможно, предотвратит социальное сиротство. В связи с этим в рамках участия в конкурсе «Курс на семью», организованном фондом Тимченко, был разработан проект «Семейный тьютор». Реализация проекта включала в себя: подбор студентов, заинтересованных в участии в проекте; их обучение; определение группы детей, нуждающихся в наставниках; создание пар «ребенок–тьютор»; заключение договоров с семьями. На сегодняшний день создано 10 пар, работу студентов сопровождают кураторы, авторы проекта. Об актуальности и практической значимости проекта говорит тот факт, что проект «Семейный тьютор» поддержан благотворительным фондом Тимченко на втором этапе конкурса грантов «Курс на семью». Ключевые слова: неблагополучная семья, ребенок в неблагополучной семье, студент-тьютор, сопровождение, социально-педагогическая помощь | 1315 | |||||
213 | Рассматривается взаимное влияние юридического мышления на развитие математики и математики – на качество юридического мышления. Приводятся аргументы в пользу преподавания математики при изучении юридических дисциплин в гуманитарном вузе, начиная с высказывания М. В. Ломоносова. Приводится исторический пример появления нового математического мышления, расширяющего понятие числа и понятие справедливости, названного в работе как «справедливое число». Для повышения качества юридического образования предлагается начинать изучение информационных технологий на юридическом факультете с изучения программы компьютерной математики Maxima. Названы свойства программы компьютерной математики Maxima, непосредственно участвующие в формировании юридического мышления. Ключевые слова: юридическое мышление, математическое мышление, справедливость, распределительная справедливость, качество юридического образования, математика, вероятность, теория вероятностей, раздел ставки при незавершенной игре, информационные технологии, компьютерная | 1312 | |||||
214 | Исследуются проблемы в методической организации совместной деятельности на уроке. С позиции педагогики совместной деятельности Г. Н. Прозументовой рассмотрены способы ее методической организации на уроке: поведенческо-, деятельностно, исследовательско-ориентированные. На основе анализа результатов опроса педагогов выявлены проблемные точки в организации совместной деятельности: отождествление форм учебного сотрудничества и совместной образовательной деятельности (неразличение предмета); сохранение педагогом позиции знающего учителя (исключение инициативы детей на уроке); функциональный подход к анализу результатов методической деятельности учителя на уроке со стороны администрации. Представлен опыт введения курса по выбору в методической подготовке будущего учителя, позволивший студентам открыть в практической деятельности способы методической организации совместной деятельности. Ключевые слова: совместная деятельность, методическая деятельность, методическая организация урока, способы организации урока | 1311 | |||||
215 | Рассмотрены основные направления в организации образовательной деятельности в аспекте профессионального развития современного педагога в таких сферах, как диссертационные исследования по педагогике, система повышения квалификации педагогов, образовательные технологии. Ключевые слова: образование, образовательная деятельность, деятельностный подход, педагогическая деятельность, андрагогический подход, технология | 1309 | |||||
216 | Рассматриваются особенности и возможности системы управления обучением Moodle при организации компьютерного тестирования в процессе обучения иностранным языкам студентов неязыковых специальностей. Данная система является современной обучающей средой, позволяющей использовать тесты не только в контролирующей, но и в обучающей функции. Организация тестирования в системе Moodle обеспечивает реализацию индивидуальных учебных траекторий студентов и значительно повышает эффективность процесса обучения иностранному языку. Ключевые слова: образование, иностранный язык, дистанционное обучение, система управления обучением Moodle, обучающее тестирование, контрольное тестирование | 1309 | |||||
217 | Рассматривается проблема современного состояния содержания образовательной деятельности в условиях реализации нового Федерального государственного стандарта дошкольного образования. Анализируются педагогические технологии, наиболее часто применяемые педагогами-практиками дошкольных образовательных организаций для изменения образовательной деятельности в условиях детского сада. Выделяется открытое совместное действие педагога и ребенка как важная единица содержания дошкольного образования. Объясняется необходимость изменения образовательной деятельности старших дошкольников. В качестве значимой выделяется переориентация от знаний, умений, навыков как основных образовательных составляющих на новые образовательные единицы: совместное действие педагога и ребенка. Приводятся доводы о значимости свободы выбора ребенка при участии в образовательной деятельности: обеспечение ребенка возможностью проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, самостоятельно и осознанно делать выбор. Ключевые слова: содержание образовательной деятельности, образовательная практика, совместная образовательная деятельность, Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, открытое совместное действие | 1307 | |||||
218 | Проведен сравнительный анализ теоретико-концептуальных представлений в области организации и дальнейшей реализации психолого-педагогического сопровождения нетипичного учащегося в условиях инклюзивного образовательного процесса. Выделены психолого-педагогические приемы инициации эмфатической комфортности каждого ребенка в инклюзивной образовательной среде. Приведены практические примеры подобных приемов: создание ситуаций социальной успешности для нетипичного лица в инклюзивной группе, внедрение элементов креативности для решения проблем в инклюзивном коллективе и ряд других приемов. Представлены принципы психолого-педагогической поддержки, способствующие успешности нетипичного ребенка в инклюзивном классе (резистентность, кооперация между всеми субъектами, опора на потенциал личности учащегося и другие). Обозначены педагогические модификации, оптимизирующие процесс инклюзивного обучения (смена мотивов инклюзивного обучения, закрепление позитивных поведенческих форм коммуникации в инклюзивной группе и ряд других модификаций). Рассмотрены виды адаптивности, сформированные как результат эффективного психолого-педагогического сопровождения нетипичного ребенка в условиях инклюзии: гносеологическая, перцептивная, социально-коммуникативная и семиотическая адаптации. Ключевые слова: психолого-педагогическое сопровождение, инклюзивное образование, нетипичный ребенок, нетипичность, педагог-психолог | 1306 | |||||
219 | Рассматривается проблема определения профессионально значимых качеств педагога дошкольного профиля в условиях стандартизации профессионально-педагогической деятельности и дошкольного образования. Профессиональная деятельность педагога дошкольного профиля специфична, что обусловлено возрастными особенностями дошкольников и высокой ответственностью за их жизнь и здоровье. Современная ситуация в образовании предъявляет к воспитателю особые требования, чтобы им соответствовать, необходимо обладать определенными профессиональными качествами и свойствами. Обосновываются профессиональные компетенции и профессионально значимые качества педагога в контексте стандартизации профессиональной деятельности, способствующие успешности и результативности педагогического труда. Ключевые слова: профессионально значимые качества, педагог дошкольного профиля, дошкольное образование, стандартизация, профессионально-педагогическая деятельность, профессиональные компетенции, стандарт | 1305 | |||||
220 | В преподавании русского языка как иностранного (РКИ) все большее внимание уделяется диалогу культур как методическому принципу, который позволяет знакомить иностранных учащихся с современной русской действительностью, культурой через посредство русского языка и в процессе его изучения. Однако материалов о диалоге культур между Китаем и Россией в имеющихся учебниках и учебных пособиях по русскому языку в китайских вузах еще недостаточно. По нашему мнению, использование диалога культур стимулирует мотивацию изучения русского языка в китайской аудитории и способствует успешному осуществлению межкультурной коммуникации. Ключевые слова: межкультурная коммуникация, диалог культур, Китай, Россия | 1303 | |||||
221 | Рассматриваются возможности такой подготовки школьников в процессе обучения к последующей жизни, которая вооружила бы их инструментарием решения разнообразных проблем, возникающих во всех сферах. Предлагается программа по обучению школьников решению учебных и образовательных проблем, которая активно используется в школе в течение нескольких лет. В настоящее время в авторскую программу включено формирование метапредметных действий. Дано описание модулей программы, подробно рассматривается организация совместной деятельности на уроке по решению проблем в начальном модуле программы. Приводятся материалы по организации проблемной деятельности и ее оценке. Ключевые слова: новые результаты образования, обучение школьников решению проблем, современный урок, новые задачи учителя | 1303 | |||||
222 | Представлены результаты эмпирического исследования, проведенного с целью изучения взаимосвязи между психологическими особенностями личности и спецификой выбора копинг-стратегий как феномена совладания личности со стрессовыми ситуациями. Контингент исследования – учащиеся одиннадцатых классов общеобразовательных школ, категория людей, подвергающаяся в данный период времени влиянию стрессоров в связи с предстоящими выпускными экзаменами и нуждающаяся в совершенствовании, коррекции совладающего поведения. Для достижения поставленной цели исследована степень выраженности личностных (психодинамических) свойств выпускников средних школ и предпочитаемые ими стратегии преодоления стресса, а также установлено наличие взаимосвязи между личностными особенностями и выбором копинг-стратегий. В результате исследования выявлено, что для учащихся-экстравертов с высоким темпом реакции характерны эффективные поведенческие и эмоциональные и неэффективные когнитивные копинг-стратегии, в то время как учащимся с высокой степенью выраженности ригидности характерны неэффективные поведенческие копинг-стратегии. Таким образом, выявлена взаимосвязь между некоторыми психологическими (психодинамическими) особенностями личности и выбором стратегий совладающего поведения. Ключевые слова: стресс, копинг-стратегии, психодинамические свойства личности | 1301 | |||||
223 | Рассматриваются особенности социально-педагогического сопровождения мальчиков-подростков с девиантным поведением в условиях специальной общеобразовательной школы. Социально-педагогическое сопровождение представлено как специально организованная социально-педагогическая деятельность поддержки, коррекции девиантного поведения в подростковой среде, включающая формы активизации личностных ресурсов, технологические подходы, способствующие формированию положительной направленности личности, адекватной и здоровой модели поведения, освоению социально-важных навыков и умений. Ключевые слова: девиантное (отклоняющееся) поведение подростков, социально-педагогическое сопровождение, специальное общеобразовательное учреждение | 1299 | |||||
224 | Констатируется факт кризиса, который претерпевает институт брака во всем мире. Размывание патриархальных ценностей России сказалось на деградации отношения к семье и у нас в стране. Одно из самых эффективных решений данной проблемы автор видит в создании школ семейного поведения на базе муниципальных центров дополнительного образования детей. Данные школы предназначены для детей из неполных семей или семей, где только один ребенок, которые не имели возможности стать свидетелями гармоничных взаимоотношений в своей родительской семье и поэтому не обладают опытом построения своей семьи, основами надлежащего воспитания детей. Автор статьи считает, что наибольшей эффективностью будет отличаться воспитательный процесс в рамках разновозрастной группы, воспроизводящей модель реальной семьи. Ключевые слова: семейные ценности, социализация, семейное поведение, межличностные отношения, кризис семьи, инновационные педагогические технологии, разновозрастные группы, образовательные центры, отождествление, подражание, отражение, гиперопека, противоречивое воспитан | 1299 | |||||
225 | Описывается опыт создания школы дистанционного обучения частного общеобразовательного учреждения «Школа “Экспресс” Санкт-Петербурга» по решению проблемы индивидуализации процесса обучения старшеклассников в дистанционном обучении. Представлены этапы проектирования и реализации индивидуального образовательного маршрута старшего школьника в дистанционном обучении, а также отличительные компоненты системы дистанционного обучения при реализации индивидуальной и персонифицированной образовательной программы. Ключевые слова: индивидуальная образовательная программа, персонифицированная образовательная программа, личностные цели обучения, персонифицированные цели обучения, дистанционное обучение | 1294 | |||||
226 | Рассматривается система обеспечения безопасности, действующая как оперативная триада «предупреждение – предотвращение – пресечение». Особое внимание уделено именно предупреждению противоправных действий и выявлению лиц, имеющих противоправные намерения, а также рассмотрен примерный алгоритм применения оперативной психодиагностики при обеспечении безопасности граждан в общественных местах. Алгоритм предполагает наблюдение за гражданами из закрытых мониторинговых центров, т. е. бесконтактное наблюдение, но не исключает и непосредственного контакта с проверяемыми лицами, вызывающими подозрение. Алгоритм включает в себя следующие шаги: организацию профессионального наблюдения с целью соотнесения речи человека и его поведения, наблюдение за движением толпы или группы людей внутри толпы (отслеживаются все невербальные сигналы, любые несоответствия), опросную беседу в случае необходимости. При оценке наблюдаемых явлений специалист должен не только применять научные знания в области психологии, но и активно использовать все органы чувств, интуицию, эмпатию и опыт практической деятельности. Предложенный алгоритм позволяет сделать предположительный вывод об опасности гражданина, но не о его вине. Оперативная психодиагностика позволяет описать психологические и психофизиологические особенности личности с помощью малоформализированных методов психологического исследования, позволяя достаточно точно построить его профиль для выявления преступных замыслов. Ключевые слова: оперативная психодиагностика, противоправные намерения, безопасность граждан, алгоритм применения оперативной психодиагностики, общественные места, наблюдение, беседа | 1293 | |||||
227 | Эффективность и качество образования детей в дошкольном образовательном учреждении зависят от используемых образовательных программ. Представлен опыт работы с воспитанниками детского сада по непосредственно образовательной деятельности по физической культуре с мальчиками 6–7 лет с использованием спортивной игры «водное поло». Раскрываются задачи разработанной программы, принципы реализации, содержание, структура и особенности проведения занятий с учетом возраста детей, результаты ее внедрения. Ключевые слова: дошкольное образовательное учреждение, непосредственно образовательная деятельность, физическая культура, методика игры «водное поло», мальчики 6–7 лет | 1292 | |||||
228 | В статье говорится об использовании коммерческого и некоммерческого маркетинга в профессиональном образовании, интегрирующего человеческие, технологические, информационные, материально-технические и финансовые ресурсы образовательного учреждения для получения социально-педагогического и экономического эффекта во внутренней и внешней среде. Статья предназначена для широкого круга специалистов в области профессионального образования. Ключевые слова: профессиональное образование, маркетинг, коммерческий и некоммерческий маркетинг, образовательная услуга, рынок образовательных услуг, рынок труда | 1290 | |||||
229 | Рассмотрено значение ситуационных задач в современном педагогическом образовании и их роль при освоении содержания методических дисциплин. Выделены специфические особенности заданий первого, второго и третьего уровней сложности ситуационных задач по методике обучения химии. В заданиях первого уровня преобладает репродуктивный характер деятельности обучающихся. Они направлены на формирование практических умений и навыков по составлению дидактических материалов. Задания второго уровня сложности носят частично-поисковый характер познавательной деятельности студентов и развивают практические умения и навыки по разработке методических материалов. В заданиях третьего уровня сложности доминируют поисковая деятельность, творческий и авторский подход по созданию дидактических материалов с учетом современных требований к школьному образованию. Проанализированы различные подходы к оцениванию решения ситуационных задач. Разработаны общие и специфические критерии для оценивания разноуровневых заданий. Предложена матрица, включающая критерии и показатели их оценки при выполнении заданий разного уровня сложности. Представлены результаты апробации разработанных критериев и показано значение критериального подхода для использования ситуационных задач в учебном процессе. Ключевые слова: ситуационная задача, методика обучения химии, специфические особенности заданий первого, второго и третьего уровня сложности, критерии и показатели оценивания разноуровневых заданий | 1290 | |||||
230 | В современном российском обществе активно развивается форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в замещающие семьи. Главная задача, которая ставится для замещающей семьи, это обеспечение успешной социализации ребенка в обществе, а также помощь его гармоничному развитию в семье. Готовность замещающей семьи стать успешной заключается не только в необходимости осмысления данного понятия как явления в социальном, культурно-историческом, экономическом пространстве современной России, но и в определении его места в системе психологических знаний о семье, обосновании подходов к выявлению психологических факторов, формирующих готовность к реализации успешной родительской позиции в воспитании приемного ребенка, а также снижении числа вторичных отказов от детей. В качестве одного из таких факторов и выступает мотивация принятия ребенка в замещающую семью. Ключевые слова: замещающая семья, успешное замещающее родительство, мотивация принятия ребенка, социализация детей-сирот | 1288 | |||||
231 | Рассматривается система «мать – ребенок» в раннем детстве с точки зрения взаимосвязи совладающего поведения матери и психосоциального развития ребенка. Подчеркивается целесообразность изучения психического развития ребенка раннего возраста в рамках его взаимодействия с матерью как единой системы, поскольку благодаря симбиотическому характеру их взаимоотношений и незрелости психики ребенка влияние матери на его развитие в первые три года жизни перекрывает все остальные факторы. Обращается внимание также на то, что специфичность трудных ситуаций в процессе материнско-детского взаимодействия актуализирует характерный для матери стиль такого особого социального поведения, как копинг-поведение. Предложено и сформулировано понятие раннего материнского копинга. Представлены эмпирические результаты раннего материнского копинга, выявлены его нормативные показатели. Ключевые слова: копинг, копинг-поведение, ранний материнский копинг, копингстратегии, совладающее поведение, стратегии совладания, конструктивные стратегии совладания, матери, воспитывающие детей раннего возраста, ранний возраст, психосоциальное развитие | 1287 | |||||
232 | Рассматривается опыт организации конкурса знатоков олимпизма в общеобразовательной школе. Представлены методы и результаты изучения уровня олимпийской образованности школьников с помощью конкурсных заданий. Рассмотрена подготовка школьников к конкурсу и предварительный опыт изучения ими олимпийской тематики. Охарактеризованы содержание конкурса, виды конкурсных заданий, дана оценка качеству и сложности конкурсных вопросов. Наиболее важным в формулировании вопросов является их информативность. Сделан акцент на необходимости использования конкурсных заданий в целях повышения уровня олимпийской образованности школьников. В конкурсе выявлены общие и специальные знания школьников об Олимпийских играх, их истории, героях и традициях. Результаты показали средний уровень знания школьниками олимпийской тематики. В заключение приводится объяснение результатов конкурса, формулируются основные направления деятельности по повышению качества организации конкурса как формы распространения и развития олимпийского образования. Ключевые слова: конкурс знатоков олимпизма, школьники, Олимпийские игры, олимпийское движение, знания | 1287 | |||||
233 | Понятия «городская среда», «городской объект», «городской ресурс» традиционно рассматриваются такими науками, как урбанистика, экономика, социология и другими, однако развитие новых направлений в образовании включает их и в педагогические исследования, в частности в области образовательной урбанистики. Возникает необходимость обозначить возможности рассмотреть эти понятия с точки зрения их образовательного потенциала и определить их место в современном образовании. С этой целью проведен обзор источников и сформулированы подходы к определению ключевых терминов образовательной урбанистики. Понятие «среда» определяется обычно двояко: как совокупность физических условий и как окружение человека. Интерпретируя этот подход в образовательном контексте, второе значение может трактоваться как совокупность деятельностных практик горожан, в том числе и образовательных. Городская образовательная среда представляет собой систему из трех уровней: макроуровня, мезоуровня и микроуровня. Наиболее интересны для изучения образовательного потенциала мезо- и микроуровни. В градостроительстве городские объекты как элементы городской среды классифицируются по функциям, принадлежности, оператору. Эти признаки определяют программируемость объекта с точки зрения его образовательного потенциала для горожан. Городской объект становится образовательным, если горожанин наделяет его образовательной ценностью, используя для своих формальных, неформальных и информальных образовательных практик. Образовательная ресурсность определяется не только ресурсами самого объекта, но и ресурсами человека, его использующего. Проводниками к открытию образовательной ресурсности города и организаторами городских образовательных практик могут стать педагоги, владеющие компетенциями городского учителя. Определены понятия «городской образовательный объект», который становится таковым, когда горожанин использует его образовательный потенциал, и «городская образовательная практика» как формула, соединяющая городской объект, образовательные потребности горожанина, методы использования образовательного потенциала городского объекта и непосредственная образовательная деятельность во взаимодействии с объектом. Опираясь на эти формулировки, можно приступать к разработке подходов к включению городской среды в учебный процесс, охватывая оценку образовательного потенциала городской среды. Ключевые слова: городская среда, городской объект, городской ресурс, городская образовательная среда, городской образовательный потенциал, городской образовательный ресурс, городская образовательная практика | 1287 | |||||
234 | Рассматривается значимость пословиц для изучающих иностранный язык, подробно анализируются факторы, обусловливающие особую важность знания пословиц для переводчика. Анализируется степень представленности пословиц в процессе обучения иностранным языкам и делается вывод о необходимости целенаправленного включения данных языковых средств в процесс иноязычной подготовки переводчиков. Описываются подходы к работе с пословицами и виды упражнений, которые могут быть использованы. Ключевые слова: перевод, иноязычная подготовка переводчика, пословицы, переключение кода | 1286 | |||||
235 | Предлагается анализ феномена разновозрастного обучения в сельской школе, представлены образовательные задачи, решаемые малокомплектными школами, раскрыто содержание понятий «условие», «педагогические условия». Рассмотрены условия организации образовательного процесса в сельской школе (процессуальные, содержательные, управленческие, психолого-педагогические, дидактические, методические, социокультурные). Охарактеризованы функции обучения детей разного возраста (психологические, социальные, компенсаторные, стимулирующие). Представлено определение разновозрастных групп учащихся на селе. Ключевые слова: образовательные возможности, процесс обучения, разновозрастные сообщества, обучение на селе | 1285 | |||||
236 | Многолетняя работа автора с учащимися средней школы и студентами физико-математического факультета Горно-Алтайского государственного университета (ГАГУ) показала, что как в школе, так и в вузе существуют серьезные проблемы в изучении вероятностно-статистических понятий и методов и как следствие – проблемы в преподавании и изучении студентами математических дисциплин [1]. В статье рассматриваются причины возникновения этих проблем, приводится анализ действующих учебников математики 5–11-х классов, в которые включен стохастический материал. Ключевые слова: комбинаторика, вероятность, статистика, преемственность | 1283 | |||||
237 | Рассматриваются особенности естественной речи в повседневном и профессиональном общении. В данной статье обосновываются основные методические аспекты создания и обучения эффективным непринужденным высказываниям в профессиональной деятельности. Кроме того, в тексте предлагается программа обучения непринужденной коммуникации в профессиональном общении. В данной программе теоретический акцент делается, с одной стороны, на выделении критериев, характеризующих специфику речевого жанра и классификации непринужденного монологического и диалогического высказываний в системе профессионального общения. С другой стороны, практический раздел программы основан на приемах словесного творчества, помогающего моделировать непринужденную ситуацию, создавать собственные тексты. Отмечается, что предложенная методическая модель апробирована в группах студентов гуманитарных специальностей. Ключевые слова: естественная речь, особенности непринужденного общения в профессиональной сфере, методика обучения непринужденному высказыванию в вузе | 1283 | |||||
238 | Обсуждается проблема психосоматических заболеваний. Кожные заболевания рассматриваются как общепсихологическая модель дифференциации и интеграции знаний о собственном я. В работе исследуется сопряженная связь между психосоматическими кожными заболеваниями (псориаз и атопический дерматит) и репрезентацией собственного я. Приводятся литературные данные в пользу утверждения о том, что ранние отношения матери и младенца являются критическими для последующего психического развития. Рассматривается понятие «первичная кожа» (Э. Бик), которая выполняет функцию связывания («слипания») частей личности ребенка. Высказывается предположение о том, что опыт, который переживает младенец в ранних симбиотических отношениях с матерью, является прототипом для последующих моделей взаимодействия человека с окружающим миром. Если ребенок сталкивается с ранним травмирующим опытом материнского «непонимания», то он оказывается неспособным к интеграции «того, что внутри, и того, что происходит вовне». Рассматриваются понятия «вторая кожа» и «вторичный симбиоз» как защитные механизмы, возникающие в случае травматического опыта сепарации. Соотносятся формы вторичного симбиоза с двумя типами взгляда матери – невидящим и искажающим. Предполагается, что два типа взглядов и форм вторичного симбиоза соотносятся с атопическим дерматитом и псориазом. Высказывается гипотеза о том, что в группе «атопический дерматит» выражены дефекты, сопряженные с затянувшимся симбиозом (т. е. с невидящим взором матери), а в группе «псориаз» – с несостоявшимся или преждевременно разорванным симбиозом (т. е. с искажающим взглядом матери). Проведено исследование с помощью методики Лыбко (репрезентация себя посредством конструктов «я сам»/«я для другого) и методики «Крем» (представление о поверхности кожи с помощью разных конструктов крема). В исследовании участвовало 72 женщины в возрасте 20–40 лет (медиана – 37 лет), из них 30 женщин – здоровых (НОРМ), 17 – страдающих псориазом (ПС) и 25 – атопическим дерматитом (АД). Методом непараметрического анализа (критерий Краскала – Уоллиса) доказывается, что репрезентация истинного я проявляется как тенденция к слиянию/инкапсуляции в разных группах испытуемых. Кожные заболевания (АД и ПС) отражают разные способы преодоления вторичного симбиоза. При репрезентации собственного я группа АД демонстрирует тенденцию к слиянию, а группа ПС – к избеганию. Ключевые слова: собственное я, психическая кожа, вторая кожа, первичный/вторичный симбиоз, атопический дерматит/псориаз, тенденция к слиянию/инкапсуляции | 1283 | |||||
239 | Предложен инновационный формат педагогического взаимодействия – использование массовых открытых онлайн-курсов. Конкретизирована их структура и содержание. Определены приоритетные направления использования массовых открытых онлайнкурсов в педагогической практике в условиях информатизации образования, такие как расширение образовательных возможностей, непрерывность образования, обеспечение доступности и качества реализации образовательных программ, привлечение талантливой творческой молодежи. Обозначены перспективы разработки массового открытого онлайн-курса по вопросам организации исследовательской деятельности магистров. Описана его структура, методика работы с курсом, способы контроля деятельности слушателей курса. Ключевые слова: массовые открытые онлайн-курсы, исследовательская деятельность, исследовательская компетентность, дистанционное обучение, педагог | 1282 | |||||
240 | Рассматривается вопрос применения средств гидрошейпинга для повышения функциональных возможностей гидропедагогов. В современном мире к специалистам-гидропедагогам предъявляются огромные требования. Гидропедагоги должны в совершенстве владеть техникой спортивных и прикладных способов плавания. Возникает необходимость целенаправленного развития функциональных возможностей будущих специалистов-гидропедагогов, а также развития силовой выносливости мышц нижних конечностей, которые являются мышцами ведущего звена координации. В результате исследования была разработана методика занятий гидрошейпингом для будущих специалистов-гидропедагогов, включающая выполнение упражнений локального воздействия, направленных на отдельные группы мышц и мышцы ведущего звена координации. Ключевые слова: гидрошейпинг, методика занятий гидрошейпингом, функциональные возможности, студент, специалист-гидропедагог, педагогическая гидрореабилитация | 1281 | |||||
241 | Актуализируется проблема методологического обоснования социально-педагогических стратегий поддержки студентов с ограничениями жизнедеятельности, приводятся данные российской и мировой статистики, раскрываются идеи комплексной поддержки и сущность стратегической парадигмы в контексте данной категории студентов, проводится анализ сущности понятия «стратегия», описывается содержание социально-педагогических стратегий и их роль в поддержке студентов с ограничениями жизнедеятельности. Ключевые слова: студенты с ограничениями жизнедеятельности, поддержка, социально-педагогические стратегии, индивидуальный образовательный маршрут, толерантность | 1281 | |||||
242 | Представлен феномен математической тревожности и рассмотрены методы, позволяющие регулировать данный вид тревожности, способы их реализации, а также потенциальное применение с точки зрения их эффективности и надежности. Описанные методы практически не проверялись на российских выборках, в связи с этим требуется их дальнейшее изучение и экспериментальная верификация, а также апробация в условиях образовательного процесса. Новая реальность смешанного и онлайн-обучения может способствовать развитию математической тревожности и привести к увеличению количества школьников, испытывающих дискомфорт при работе с числовой информацией. Это требует переосмысления и усовершенствования методов ее регуляции. Ключевые слова: математическая тревожность, STEM, методы регуляции | 1280 | |||||
243 | Рассматриваются гендерные аспекты девиантного поведения подростков в личностном становлении современной молодежи. Анализируются различные точки зрения в отношении вопросов гендера, девиантного поведения и личностной идентичности в контексте изменений, происходящих в обществе. Гендерная идентичность, являясь одной из базовых структур самосознания, играет определяющую роль в процессах адаптации и саморегуляции формирующейся личности. Ключевые слова: гендер, подростковый возраст, девиантное поведение, социализация | 1279 | |||||
244 | Исследуется проблема формирования коммуникативных универсальных учебных действий (УУД) у младших школьников. Данные действия наряду с регулятивными и познавательными входят в группу метапредметных образовательных результатов согласно ФГОС НОО. Фиксируются проявления и причины низкого уровня коммуникативных умений у современных первоклассников. Приводятся результаты диагностирования разных видов коммуникативных УУД у первоклассников с выделением показателей низкого, среднего и высокого уровней. Выделены образовательные ресурсы технологии деятельностного подхода и надпредметного курса «Мир деятельности» (автор Л. Г. Петерсон). Более подробно автор останавливается на формировании коммуникативных умений по взаимодействию детей в паре и соблюдению соответствующих правил взаимодействия. Ключевые слова: коммуникация, коммуникативные универсальные учебные действия, деятельностный метод, надпредметный курс, взаимодействие в паре | 1279 | |||||
245 | Рассматриваются теоретические аспекты гражданского воспитания как научной категории на основе анализа научно-педагогических взглядов, представленных в значительном временном диапазоне. В качестве инструмента анализа используется конструкт идеологемы, позволяющий выделить ключевые идеи, позиции, отражающие сущностные характеристики гражданского воспитания, и сформировать комплекс базисных идеологем. Исходная теоретическая позиция в определении сущности гражданского воспитания основывается на идее гражданского долженствования, которая является стержневой в структуре выделенных идеологем. Представлены категории (гражданское сознание, гражданская ответственность, гражданская активность), отражающие механизмы детерминации и возможные формы реализации гражданского долга. Ключевые слова: гражданское воспитание, идеологема гражданского воспитания, гражданский долг, гражданское сознание, гражданская ответственность, гражданская активность | 1279 | |||||
246 | Рассматриваются различные подходы к диагностике результатов обучения академической письменной речи. Для этого выделяются этапы формирования культуры академического письма, конкретизируются цели и содержание обучения на каждом из этапов. Вся система предполагает движение от осознания студентом статуса и возможных сфер функционирования академического письма в России через усвоение требований к этому виду речевой деятельности в учебных условиях в заданных учебных форматах текста до применения изученных средств в презентации результатов своего исследования. Приводятся примеры отечественного и зарубежного опыта диагностики, а именно жанровый и таксономический подходы. В предлагаемой диагностике формулируются когнитивные цели каждого этапа формирования академической культуры мышления. Содержание диагностируемого этапа конкретизируется в соответствии со спецификой обучения в российском вузе. Диагностика осуществляется посредством создания текстов различных академических жанров с разной степенью самостоятельности. При таксономическом подходе требование к созданию текстов различных жанров является не самоцелью, а средством развития академического стиля мышления, формирования академической культуры. Ключевые слова: культура академического письма, академическая культура, диагностика, когнитивные цели обучения | 1279 | |||||
247 | Рассматривается история вопроса развития государственно-общественного управления в отечественной системе образования. Дается обзор взглядов на заявленную проблематику как в дореволюционной России, так и в советский, и в современный период. Исследуются риски и проблемы взаимодействия школы и общества на современном этапе. Предлагается новый эффективный подход к организации данного взаимодействия в виде долговременной проектной деятельности школы совместно с социальными партнерами. Анализируется педагогическая практика конкретного образовательного учреждения Санкт-Петербурга по долговременному взаимодействию школы с социальными партнерами в разнообразных аспектах человеческой деятельности. В качестве примера успешно реализуемых проектов описываются взаимоотношения школы с деятелями науки, культуры, искусства по приобщению детей к вдумчивому чтению, умению видеть прекрасное, находить неожиданные решения сложных проблем. Образовательная среда города рассматривается в качестве ключевого условия, способствующего развитию современного ребенка. Делаются выводы о востребованности в современных условиях существовавших ранее практик взаимодействия семьи и школы, необходимости развития проектных технологий с привлечением социальных партнеров, а также возможности возникновения на основе взаимодействия школы и города детско-взрослых долговременных сообществ по интересам, что способствует самоопределению учащихся. Ключевые слова: социальное партнерство, государственно-общественное управление, взаимодействие школы и общества, проектная деятельность, образовательная среда города, самоуправление, попечительский совет, благотворительность, добровольчество, открытость школы | 1279 | |||||
248 | Представлено теоретическое и эмпирическое исследование проблемы агрессивного поведения девиантных подростков. Дан анализ взаимосвязи агрессивных тенденций в подростковой среде с психогенным влиянием социального окружения. Проанализирована типология агрессивного поведения. Эмпирическое исследование проведено на базе Центра временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей УМВД России по Томской области. Статья является продолжением многолетнего изучения проблем агрессии в подростковой среде, роли семьи и семейного воспитания в формировании личности и психолого-педагогического сопровождения развивающейся личности. Ключевые слова: агрессивное поведение, девиантные подростки, психолого-педагогические условия, социальное окружение | 1277 | |||||
249 | Специфика работы над созданием художественного образа в вокальном эстрадном произведении имеет во многом схожие черты с особенностями подобного процесса и в других видах искусства. Она подразумевает наличие двух основных аспектов: творческого, воздействующего на творческие способности исполнителя, и технического, обусловленного практическими умениями и навыками в исполнительском искусстве вокального пения. Тем не менее, по мнению музыковедов, как творческий, так и технический аспекты расположены в сегменте основной работы над созданием художественного образа, которому предшествует подготовительный этап, а также заключительный впоследствии. В связи с этим был проанализирован педагогический опыт поэтапного создания художественного образа вокального произведения при работе с детьми в условиях школы искусств. Разработан и апробирован комплекс методов, развивающий исполнительскую технику и включающий работу с текстом произведения, обучение основам актерского мастерства. Результаты апробации могут представлять интерес для педагогов по классу вокала. Ключевые слова: художественный образ, вокальное эстрадное исполнительство, детская школа искусств, музыкальная педагогика | 1277 | |||||
250 | Рассматривается вопрос коммуникации с точки зрения ее образовательной функции с античных времен до Нового времени. Представлен аналитический обзор становления понятия образовательной коммуникации на разных этапах развития общества. Установлено, что понятие образовательной коммуникации как совместной деятельности педагога и учащихся и интерактивной работы всех участников образовательного процесса находится в стадии формирования. Исследование позволяет осмыслить, проанализировать такие аспекты понятий «коммуникация», «образовательная коммуникация», как вовлеченность в коммуникацию, взаимодействие участников, взаимообмен, обогащение и рождение новой информации. Ключевые слова: коммуникация, образовательная коммуникация, история коммуникации, образовательное взаимодействие | 1277 |