№ | Статья | Скачиваний | |||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
651 | Рассматривается вопрос визуального опознания звукоизобразительных слов английского языка на различных стадиях их деиконизации русскоязычными испытуемыми (N = 106) с подтвержденным уровнем владения этим языком (В2-С1). Психосемантическое исследование проведено методом «Лексическое решение». Дана характеристика стимулов, включающих три типа слов: 32 ЗИ – слова, распределенные на четыре группы по критерию утраты иконичности (по восемь слов в каждой группе), 32 нейтральных слова и 64 не-слова. Стимулы предъявлялись визуально на экране компьютера в случайном порядке в условиях дефицита времени. Описаны полученные результаты – слова с наивысшей степенью звукоизобразительности опознаются медленнее и с большим количеством ошибок, что свидетельствует о когнитивной задержке в опознании этих слов. Проблема опознания также может быть связана с интерференцией параметра экспрессивности и процесса декодирования семантики слова. Результаты исследования приближают нас к пониманию когнитивных механизмов восприятия ЗИ. Ключевые слова: психолингвистика, звукоизобразительность, иконичность, фоносемантика, английский язык, лексическое решение, визуальное опознание вербальных стимулов | 1213 | |||||
652 | Формирование экономических компетенций является важнейшим фактором в рамках образовательного процесса по специальности «Экономика» профиль «Финансы и кредит». Рассмотрены проблемы формирования компетенции по сбору и анализу исходных данных, необходимых для расчета экономических и социально-экономических показателей, которая связана с отсутствием корреляции между теоретическим и практическими блоками, а также действием социальных стереотипов в обществе, обусловливающих отношение к экономике как науке, которая развивается в другой плоскости, отличной от реальной жизни. Считаем необходимым при формировании означенной компетенции в образовательном процессе использовать системный подход, основанный на поступательном формировании знаний, позволяющих развить умения и сформировать навыки, доведенные до автоматизма. Приведенные примеры заданий реально используются в рамках преподавания дисциплины «Банковское дело» в целях формирования экономических компетенций. В рекомендациях по организации образовательного процесса упор сделан на постоянную актуализацию информации, экономических показателей, так как именно при обучении по экономическим специальностям актуальность сведений позволяет достаточно часто коррелировать свои выводы по ситуации в стране, экономической и банковской сферах. Ключевые слова: формирование экономических компетенций, акцент на практической составляющей в обучении, социально-экономические показатели развития субъектов экономики | 1212 | |||||
653 | Актуализируется необходимость повышения личностной успешности школьников. Обосновывается значимость формирования личностных образовательных результатов у подростков в процессе обучения. Дается определение «Я-концепции» и выделяется целесообразность формирования положительного образа Я у подростков. Ставится цель – описать эффективность психолого-педагогических условий формирования положительной «Я-концепции» школьников на примере опыта реализации научно-прикладного проекта. Дается характеристика трех психолого-педагогических условий. Они предполагают разработку курсов внеурочной дельности, включение школьников в кадетское движение и содействие педагогам в развитии готовности формировать положительную «Я-концепцию» у обучающихся основной школы. Описывается опыт общеобразовательной организации, реализующей данные условия. Приведены результаты первичной и повторной диагностики сформированности личностных образовательных результатов у обучающихся подросткового возраста. Исходя из выявленной динамики развития школьников, делается вывод об эффективности выдвинутых психолого-педагогических условий. Теоретическая ценность исследования выражена в обогащении научных исследований предложенными психолого-педагогическими условиями. Практическая значимость статьи заключается в возможности внедрения данных условий в практику большинства общеобразовательных организаций Российской Федерации. Ключевые слова: психолого-педагогические условия, положительная «Я-концепция», общеобразовательная организация, курсы внеурочной деятельности, кадетское движение, обучение педагогов | 1212 | |||||
654 | Преподавание математики, начиная с начальной школы, должно отражать общемировые тенденции развития математической и педагогической научной мысли и представлять собой проекцию математической науки на школьное обучение. Авторы разрабатывают направления обучения математике в 1-м классе на основании Федерального государственного образовательного стандарта с учетом разбиений на элементы знаний. На основании этого описывается структура и формирование содержания разрабатываемого учебника по главам. Теоретическая часть должна позволять учащимся получать ответы на контрольные вопросы, помогать решать одновариантные и многовариантные тесты, задачи и упражнения. Определяемые авторами концептуальные направления обучения математике в 1-м классе обеспечивают формирование фундамента вертикали математического образования в 11-х классах общеобразовательной школы. Ключевые слова: начальное общее образование, преподавание, математика, элемент знаний | 1211 | |||||
655 | Рассматривается вопрос личностных факторов саморегуляции у педагогических работников. Дана характеристика важнейшей профессиональной компетенции педагога, которой является осознанная саморегуляция психических состояний и поведения, предполагающая изучение, определение и развитие индивидуальных возможностей, осознание своих ресурсов. Представлены результаты исследования личностных особенностей в их взаимоотношениях с индивидуально-стилевой саморегуляцией. Описаны многоуровневые личностные факторы саморегуляции субъекта педагогической деятельности. Определены различия в индивидуально-психологических особенностях с различным уровнем развития осознанной саморегуляции в эмпирической группе и у представителей несоциономических профессий. В результате анализа факторной структуры личностных показателей педагогов выявлено влияние эмоционально-содержательных аспектов личности (раздражительности, уравновешенности, агрессивности, эмоциональной неустойчивости, тревожных реакций, острых стрессовых состояний, связанных с профессиональной педагогической деятельностью) на саморегуляцию педагога. Ключевые слова: саморегуляция, факторы, личностные особенности, эмоциональные состояния, профессиональный стресс, тревожность, субъект педагогической деятельности | 1209 | |||||
656 | Представлены результаты диагностики полоролевого самоопределения учащихся пятых–седьмых классов. Для этого было организовано написание эссе на тему «Когда мне будет 20 лет», в котором каждый учащийся описал свое желаемое будущее. Анализ текстов эссе выполнялся по следующим аспектам: профессия; хобби; развитие своих личностных качеств; семейная жизнь; желательный образ в будущем (в глазах окружающих); занятия в свободное время. Подтверждено предположение о том, что данная методика обладает диагностическими возможностями для выявления особенностей полоролевого самоопределения подростков 11–14 лет в условиях массовой школы. В частности, выявлено, что возраст подростков 11–14 лет статистически значимо не влияет на выбор ими групп профессий, выбор хобби и занятий свободного времени. В некоторой мере возраст влияет на выбор учащимися качеств личности, которые хочется в себе развить. Если учащиеся пятых классов несколько чаще выбирают внутренние (личностные) качества, то семиклассники значительно чаще – внешние характеристики. Воздействие стереотипов социальной желательности в 11 лет проявляется сильнее, чем возрастных стереотипов. Однако к 14 годам эти роли меняются местами: возрастные стереотипы влияют на подростков сильнее, чем стереотипы социальной желательности. По всем аспектам было рассмотрено влияние пола подростков. Ключевые слова: полоролевое самоопределение, учащиеся 5–7-х классов, диагностика полоролевого самоопределения, результаты диагностики | 1209 | |||||
657 | Динамизм и многозадачность образовательного процесса в вузе предполагают развитие и совершенствование системы оценки качества знаний, осуществляемой главным образом через выпускной, вступительный или текущий экзамен, а также через иные аттестационные процедуры, практикуемые в образовательных учреждениях. К числу таких процедур относится тестирование, которое, с одной стороны, выступает в качестве эффективного инструмента, способствующего активизации учебной деятельности студентов на занятиях по иностранному языку, а с другой – выявляет уровень сформированности у них иноязычной компетенции. Результаты тестирования позволяют выстроить рейтинговую шкалу, наглядно демонстрирующую достижения студентов в области изучения иностранного языка. Целью данной статьи является детальное описание тестовой процедуры оценки умений чтения, применяемой в национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики» на международных экзаменах по английскому языку в форматах CAE (C1), TOEFL, IELTS, сопоставительный анализ показанных студентами результатов, а также разработка рекомендаций общего и специального характера, основанных на выборе той или иной стратегии чтения и нацеленных на успешную сдачу международного экзамена. Авторы считают, что контроль умений чтения в тестовой форме оказывается весьма успешным в аспекте проверки языковых компетенций, поскольку тест способствует максимальной активизации мыслительной деятельности обучающегося и представляет собой идеальный механизм для проверки других языковых навыков и умений, что наглядно доказывают результаты, демонстрируемые студентами при сдаче международных экзаменов. Приводятся обобщенные данные, касающиеся длительности тестового испытания, объема, структуры и содержания тестовых заданий, анализируются структура и типы заданий в упомянутых экзаменационных форматах, описываются задачи, которые решает экзаменуемый в ходе выполнения теста в их соотнесении с тремя видами (режимами) чтения и особенностями обработки информации, свойственными каждому такому виду. Особое внимание авторы уделяют поисково-просмотровому, ознакомительному и изучающему чтению, поскольку с учетом сложившейся в вузе практики обучения иностранному языку у студентов должны быть сформированы умения в поисково-просмотровом и ознакомительном чтении, а также усовершенствованы навыки в изучающем виде чтения. Значимым аспектом оценки в ходе тестирования является время, затрачиваемое студентами на качественное выполнение теста. Новизна подхода заключается в том, что уровень сформированности умений в различных видах чтения у студентов 1–2-го курсов предлагается выявлять в ходе экзамена на основе применения международных методик тестирования. Авторы полагают целесообразным интегрировать их в систему отечественной методологии мониторинга успеваемости студентов и усвоения ими учебного материала в силу эффективности и объективности этого методического инструментария. Ключевые слова: тестирование, международный экзамен, стратегии чтения, виды чтения, оценка | 1208 | |||||
658 | Способность к инновационной деятельности становится необходимой профессиональной компетенцией во многих сферах экономики России. Осуществляемые проекты, направленные на повышение эффективности работы отдельных отраслей и сфер производства, науки, образования, не всегда учитывают вопрос психологической готовности специалистов к изменениям как важной составляющей личностной идентичности. Анализируется психологическая готовность педагога к профессиональной деятельности в новых условиях как один из индикаторов вводимых инноваций на территории Киселевского городского округа Кемеровской области в рамках реализации федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» (целевая модель развития региональной системы дополнительного образования детей). На фоне реализуемого комплекса мероприятий по формированию современных управленческих и организационно-экономических механизмов в системе дополнительного образования детей Кузбасса идентичность педагогов подвергается кардинальным изменениям. Участвуя в нововведениях, многие педагоги в личностном плане переживают состояние неустойчивости и нестабильности. Возникает необходимость в исследовании психологической готовности специалистов системы образования, культуры и спорта к работе в режиме инноваций. Описаны необходимые условия и дано обоснование важности изучения личностной идентичности педагога, работающего в инновационном режиме. В результате исследование психологической готовности педагогических работников и руководителей организаций дополнительного образования, культуры и спорта Киселевского городского округа позволило оценить их как субъектов инновационной деятельности, определить уровни психологической готовности, выделить качественные характеристики и учесть полученные данные при принятии управленческих решений. Ключевые слова: личностная идентичность, психологическая готовность педагога, инновационная деятельность, дополнительное образование | 1208 | |||||
659 | Одной из актуальных проблем развития дополнительного образования детей в России является повышение его доступности и качества. Современные меры государственной политики в сфере образования направлены на обновление содержания и технологий дополнительного образования детей в соответствии с потребностями личности и общественным заказом, обеспечение его доступности для детей с разными образовательными потребностями и возможностями в условиях повышения эффективности используемых ресурсов. Рассматриваются основные принципы развития системы дополнительного образования детей в России на современном этапе. На основе анализа современных нормативных и программно-целевых документов представлена характеристика основных направлений модернизации региональных систем дополнительного образования. Описываются ведущие теоретические идеи построения системы персонифицированного дополнительного образования: индивидуализация, персонализация и персонификация. Проводится анализ современных государственных требований к региональной системе дополнительного образования детей, выделяются ведущие механизмы формирования региональной системы дополнительного образования. Анализируется содержание персонифицированного финансирования процесса реализации дополнительных общеобразовательных программ в соответствии с требованиями доступности, качества и эффективности. Раскрыт смысл идеи персонализации в дополнительном образовании применимо к системе управления доступностью и качеством образовательных программ. На основании программного подхода предложена модель региональной системы дополнительного образования детей, отвечающая современным требованиям. Ключевые слова: модель, региональная образовательная система, персонифицированное дополнительное образование детей | 1208 | |||||
660 | . | 1207 | |||||
661 | Рассматривается вопрос повышения мотивации к иноязычному креативному письму. В связи с тем, что существуют студенты, которых некоторые техники креативного письма не мотивируют на создание креативных текстов (фрирайтинг, автоматическое письмо), мы предлагаем использование визуальных материалов для решения данной методической проблемы. Анкетирование, в котором приняли участие студенты III–IV курсов факультета гуманитарного образования Новосибирского государственного технического университета, обучающихся по направлению подготовки «Лингвистика», показало, что 54 % респондентов нуждаются в использовании изобразительных опор при создании креативного текста. Целями представленного исследования являются изучение критериев отбора визуальных материалов и рассмотрение возможностей их применения в процессе креативного письма (в частности, на занятиях по немецкому языку в неязыковом вузе). В конце статьи подводятся итоги и анализируются полученные результаты. Ключевые слова: креативное письмо, иноязычная письменная речь, изобразительная наглядность, повышение мотивации к иноязычному креативному письму | 1206 | |||||
662 | Количественный рост детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) ежегодно прогрессирует. Примерно 15 % от общего состава школьников имеют те или иные ограничения здоровья, в том числе и инвалидность. Это связано как с биологизаторским (генетическая предрасположенность), так и с социологизаторским (педагогическая запущенность) факторами. Дети с ограниченными возможностями здоровья часто тяготеют к изоляции от общества. Этому способствует раздельное от здоровых (нормативных) детей нахождение в специальных школах и заведениях, где они получают не только воспитание, но и образование. Несмотря на то, что в настоящее время ситуация частично изменилась, все чаще родители предпочитают отдавать своих «особенных» детей в общеобразовательные учреждения, дети с ОВЗ по-прежнему слабо включаются в нормальный процесс жизнедеятельности школьного коллектива. Задержка психического развития личности ребенка вызывает нарушения в области коммуникации и познания, а также может привести к деформации их социально-бытовых навыков и эмоционально-волевой сферы. У ребенка с задержкой психического развития (ЗПР) часто наблюдается проявление таких эмоциональных состояний, как чувство страха, обиды, стыда, возникают необоснованные приступы гнева. При этом искажается и самооценка у данной категории детей. Все эти факторы могут способствовать возникновению патологических форм поведения. Тем не менее процесс социальной интеграции (адаптации) детей с ОВЗ, а конкретно с ЗПР, крайне необходим. И самой подходящей социальной средой для этого являются общеобразовательная среда, а также центры социальной адаптации и дополнительного образования. Ключевые слова: социальная интеграция, дети с задержкой психического здоровья, общеобразовательная среда, инклюзивное образование | 1206 | |||||
663 | Приведены факты, свидетельствующие о проблемах современного образования. Одной из существенных проблем, которая многими педагогами и учителями констатируется, является общее снижение мотивации к образованию и особенно к изучению школьной физики, что ведет к недостаткам общего развития обучающихся. Падение интереса к физике у школьников сказывается также на недостаточном выборе выпускниками школ технических специальностей и сложностях в изучении предметов в вузах, что отмечают преподаватели высших учебных заведений. Выходом их данной ситуации является повышение мотивации к физике школьников с самого начала ее изучения. Как показывает исследование вопросов мотивации к изучению предмета, она может появиться только в деятельности, заинтересовавшей учащихся, в большинстве случаев – это практическая деятельность. Поскольку активное включение учащихся в практическую деятельность в настоящее время затруднено недостатком времени на уроках, для развития мотивации к предмету «физика» предлагается использовать выполнение учащимися домашних опытов. Введение домашних опытов в 7–8-х классах опирается на особенности подросткового возраста, когда ученики стремятся к активной самостоятельной или совместной образовательной деятельности и эта деятельность должна быть интересной и способствовать их успеху. Представлены способы повышения мотивации к изучению предмета на основе домашних опытов. Сформулированы рекомендации для педагогов, способствующие эффективным результатам в плане повышения мотивации к предмету и получению дополнительных и углубленных знаний обучающихся. Ключевые слова: сложности современного образования, мотивация и познавательный интерес в обучении, роль практики в обучении физики, домашние опыты как средство развития мотивации | 1205 | |||||
664 | Представлено исследование, реализующее коммуникативный подход к диагностике и коррекции коммуникативно-речевых нарушений у детей с речевыми нарушениями. Приведены результаты теоретико-экспериментального изучения коммуникативно-речевого развития старших дошкольников с общим недоразвитием речи, свидетельствующие о бедности мотивационных побуждений детей в общении с партнером, низком уровне развития вербальных средств общения и неспособности к диалогическому общению. Предложена система коррекционно-развивающих интегрированных занятий с использованием логопсихологического тренинга и кейс-технологии. Обозначена важность использования работы в диадах при организации диалогического общения старших дошкольников. Эффективность реализованной логопсихологической программы подтверждают представленные в статье результаты контрольного среза. Ключевые слова: дети с общим недоразвитием речи, коммуникативно-речевые нарушения, коммуникативный подход в логопедии, вербальное взаимодействие, взаимодействие в диадах, интегративные занятия, логопсихологический тренинг, кейс-технологии | 1205 | |||||
665 | Ценности здоровья рассматриваются как инвариант аксиосферы социального работника, обеспечивающий интериоризацию других профессионально значимых ценностей и реализацию гуманистического потенциала профессии. Для студентов 4 курса, обучающихся по направлению «социальная работа», после изучения модуля здоровьесберегающей направленности различные ракурсы здоровья в его ценностном измерении стали более значимыми, что обнаружилось при ранжировании профессиональных ценностей и определении приоритета социальных проблем. Расширился ассоциативный ряд к понятию «здоровье» за счет включения разных смысловых групп, повысился уровень профессиональной ответственности за формирование здорового образа жизни населения, возникла прочная соотнесенность феноменов здоровья и социального благополучия. Следовательно, программа подготовки бакалавров социальной сферы должна включать дисциплины, актуализирующие профессиональную ценность здоровья. Ключевые слова: здоровье, ценность, аксиосфера, здоровый образ жизни, здоровый стиль жизни, подготовка бакалавров социальной работы | 1202 | |||||
666 | Освещается проблема формирования профессионально-личностной составляющей будущего педагога, рассмотренная посредством расширения образовательного пространства вуза специальным курсом, ориентированным на освоение обучающимися классических и инновационных педагогических практик. Актуальность исследования обусловлена современными и прогнозными требованиями к профессиональной педагогической деятельности, зафиксированными в программных документах. Цель исследования – разработка, описание и апробация курса «Педагогические технологии в современном гуманитарном образовательном пространстве», ориентированного на формирование пролонгированной профессиональной востребованности. Применялись методы исследования: анализ теоретической и научно-методической литературы, педагогическое и эмпирическое наблюдение, педагогическое моделирование. Были исследованы и актуализированы понятия «технология» и «педагогическая технология», обозначены и описаны рамки востребованности личностно-профессиональных качеств педагога и вектор формирования профессионально-личностной составляющей будущего педагога. Описана интегративность понятия «педагогическая технология», включающая в себя компетенции, сформированные в течение всего периода обучения в педагогическом вузе, прогнозно позволяющие достичь выпускнику успеха в профессиональной педагогической деятельности. В качестве инструментария для осуществления процесса формирования названной компетенции представлен логикоструктурный фокус разработанного и апробированного курса «Педагогические технологии в современном гуманитарном образовательном пространстве», ориентированного парадигмальными изменениями в целях, содержании, методах и технологиях обучения и воспитания. Описана конкретная система занятий, включающая аудиторные, внеаудиторные и самостоятельные формы занятий, тематическую рубрикацию, описание методики использования блок-конспектов и др. Разработанный и внедренный в практику курс «Педагогические технологии...» способствует присвоению обучающимися объективных методов самоконтроля, формированию профессиональной самостоятельности по определению конкретных целей учебной деятельности, наиболее комфортных условий для достижения учебного результата, навыкам саморефлексии и самокоррекции. Представленный курс может быть матрично адаптирован для обучающихся педагогических вузов не только гуманитарного профиля, но и по другим направлениям обучения. Ключевые слова: технологии, педагогические технологии, образовательное пространство, профессиональные педагогические компетенции, профессионально-личностная составляющая, план-конспект | 1202 | |||||
667 | Рассматривается роль речевого развития в контексте общего развития личности ребенка. Анализируются подходы к реализации речевого развития детей младшего школьного возраста в практике инклюзивного образования. Определяются психолого-педагогические условия применения сюжетно-ролевых игр в речевом развитии младших школьников с особыми возможностями здоровья (ОВЗ). Инклюзивное образование на современном этапе развития отечественной педагогической теории и практики требует интеграции всех ресурсов имеющейся образовательной среды. В рамках реализации инклюзивного образования особенно важным является создание условий для ликвидации различных барьеров с целью оптимальной поддержки каждого учащегося и максимального раскрытия его потенциала. Поскольку речевое развитие является важным звеном общего становления личности ребенка, оно остается одной из центральных задач всей системы образования. Главная особенность развития речи у детей младшего школьного возраста заключается в сознательном ее усвоении. В этом возрасте идет овладение звуковым анализом, усваиваются грамматические правила построения высказываний. Младший школьный возраст тесно связан с дошкольным. Несмотря на становление нового ведущего вида деятельности – учебной, младшие школьники усваивают материал более эффективно при условии применения игровых форм и методов. Согласно теории Л. С. Выготского, в игре все внутренние процессы проявляются во внешнем действии, так как ребенок опирается на реальные действия, значение которых оторвано от вещей. В игре от ребенка требуется преодоление непосредственных, ситуативных желаний, подчинение правилам, заключающимся в выполнении роли, она создает зону ближайшего развития, меняет сознание ребенка в целом. С развитием речи у ребенка формируется способность комбинировать, целенаправленно действовать, выражать свои замыслы словами. Кроме того, речь непосредственно влияет на развитие детского воображения. Дети с задержкой речевого развития, как правило, испытывают трудности и в развитии воображения. Материалы статьи могут быть использованы в практике деятельности преподавателей кафедр, осуществляющих подготовку будущих педагогов начальной школы в системе среднего и высшего профессионального образования, а также в деятельности учителей общеобразовательных школ на ступени начального образования. Ключевые слова: речевое развитие, инклюзивное образование, младшие школьники, сюжетно-ролевая игра | 1201 | |||||
668 | Актуальность исследования определяется необходимостью устранения двух видов противоречий в образовательном процессе высшей школы: 1) между уровнем сформированности коммуникативной компетенции выпускников школ и требованиями, предъявляемыми к студентам-бакалаврам; 2) между необходимостью внедрения компетентностного подхода и отсутствием единых представлений о понятийном аппарате новой парадигмы, методических средствах ее обеспечения применительно к разным компетенциям и компетентностям. Цель исследования – разработка методической модели для формирования коммуникативной компетенции студентов-бакалавров при изучении курса «Речевая культура дефектолога» (на материале стилевой дифференциации языка). В основе разрабатываемой компетентностной методической модели – концепция типологизации материала на всех выделяемых уровнях: формальном, содержательном, прагматическом, организационно-технологическом, оценочном и прогностическом. Раскрывается содержание каждого уровня. Применительно к каждому уровню выделяются ведущие формируемые компоненты коммуникативной компетенции: языковой, дискурсивно-стилистический, риторико-прагматический и этикетно-речевой. В результате делается вывод о значимости разработки компетентностной методической модели в расширении педагогического инструментария компетентностного подхода. Отмечается возможность применения данной модели для повышения уровня коммуникативной компетенции студентов не только в ходе преподавания «Речевой культуры дефектолога», но и других дисциплин лингвистического цикла. Указывается, что разработанная модель может способствовать устранению выделенных противоречий образовательного процесса. В итоге намечаются перспективы дальнейших исследований. Ключевые слова: коммуникативная компетенция, образовательная модель, концепция образовательной модели, параметры образовательной модели, функциональностилевая дифференциация языка | 1200 | |||||
669 | Рассматриваются преимущества развития профессионально значимых качеств студентов в проектной деятельности, а также показан пример внедрения студенческих проектов в предложения туристских фирм Орловской области. Процесс реализации проекта предполагает решение ряда задач, позволяющих установить рекреационные и туристские потребности региона; выявить предпочтения, формы, виды активного отдыха и осведомленность субъектов в них; привлечь к участию в рекреационных и туристских мероприятиях как можно большее количество субъектов; оценить эффективность своей деятельности. Проект разрабатывается в рамках дисциплин учебного плана и дополнительного курса по выбору. Защита проекта перед работодателем дает шанс реализовать проект на практике. Анкета, созданная авторами для оценки эффективности разрабатываемых проектов, позволила выявить важные критерии, способствующие их реализации в экономической деятельности туристских организаций. К таким критериям относятся рентабельность, актуальность и социальная значимость, инновации и авторский креатив, логичность выбора формы и организации, коммуникация с целевой и нецелевой аудиторией. Результатом учебных занятий явилась реализация трех разработанных проектов в деятельность туристического оператора Орловской области – ООО «Сафари». Ключевые слова: проектная деятельность, профессионально значимые качества, туризм, взаимодействие с работодателями | 1198 | |||||
670 | Профессиональная управленческая деятельность руководителя образовательной организации сопровождается в обязательном порядке необходимостью издания документов или принятия решений, основанных на документной информации. С этой точки зрения одним из аспектов подготовки обучающихся по программе подготовки магистратуры «Управление образованием» является освоение ими дисциплины «Делопроизводство в образовании». Исследование проводилось на основе анализа научной, педагогической и специальной литературы, федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования, процесса и результатов преподавания курса делопроизводства. Достижение цели исследования реализуется на основе системного, деятельностного и задачного подходов. На основе анализа проекта профессионального стандарта руководителя в сфере образования обосновано введение в образовательную программу подготовки магистратуры по профилю «Управление образованием» курса «Делопроизводство в образовании», разработан учебно-методический комплекс по вопросам делопроизводства и документационного обеспечения управления. При осуществлении трудовых функций руководителя образовательного учреждения во многих случаях сопутствующей становится функция в области делопроизводства и документационного обеспечения управления образовательным учреждением. Удовлетворению потребности в формировании компетентности руководителя образовательного учреждения в этой области отвечает разработанный курс «Делопроизводство в образовании». Ключевые слова: подготовка руководителя образовательного учреждения в сфере документационного обеспечения управления; трудовые функции, УМК, делопроизводство в образовании | 1198 | |||||
671 | Обсуждается значение предмета «Естественно-научная картина мира» для студентов гуманитарных факультетов, основной задачей которого является формирование естественно-научного мировоззрения. Приводятся наиболее эффективные и научно обоснованные практические методы и подходы, дополняющие лекционный курс и повышающие степень самостоятельной работы студентов-гуманитариев. Использование предложенных методов позволяет определить степень сформированности общекультурных компетенций у студентов. Учитывая гуманитарную направленность студентов, можно предположить, что одним из эффективных методов практических самостоятельных работ является структурирование изучаемого материала путем составления интегративных таблиц, в которых систематизированы естественно-научные знания по определенным разделам, соответствующим изучаемому материалу. Одновременно с этим приводятся наиболее известные культурно-исторические события, относящиеся к данному периоду времени. Использование интегративных таблиц помогает формировать мировоззрение, основанное на понимании связей между природой, человеком, его идеями и развитием человеческой цивилизации. Обращается внимание на специфику лабораторных работ для студентов-гуманитариев. Ключевые слова: естественно-научная картина мира, научное мировоззрение, практические занятия, интегративные таблицы | 1198 | |||||
672 | Рассмотрены и проанализированы содержательные линии предшкольного образования через призму задач дошкольного детства. Материалом исследования послужили многолетние наблюдения автора за деятельностью старших дошкольников и их родителями в учебно-методическом центре по предшкольному образованию детей на базе Института детства Томского государственного педагогического университета. Принципиальность содержательных линий предшколы заключается, прежде всего, не в том, что-бы подготовить ребенка именно к школе, а в том, чтобы сформировать у него важнейшие психические качества и способности – произвольность, воображение, память, творчество, толерантность, коммуникабельность, самостоятельность и т. д. Именно эти качества формируют функциональную грамотность детей, а значит, дают им возможность легче адаптироваться в будущей школьной жизни. Данное положение задает вектор деятельности педагогов предшколы, который должен быть ориентирован не на усвоение ребенком конкретной учебной информации, а на формирование полноценной гармоничной личности. В контексте рассматриваемой проблемы содержательная линия – это направления структурирования обучающего курса, в котором каждая содержательная линия понимается как устойчивая единица смысловой целостности педагогически целесообразных курса, предмета, технологии. Вместе с тем нельзя рассматривать данную устойчивую единицу автономно, она всегда взаимосвязана с другими составляющими данного курса или конкретного звена системы и может определять направление иного характера или уровня работы. Такое понимание содержательных линий предшкольного образования позволяет строить целостную работу не только с ребенком, но и с его родителями. Ключевые слова: предшкольное образование, старший дошкольник, содержательные линии, целевые установки, ценностные ориентиры, основные компоненты подготовки к школе, диагностические методики, педагог предшколы | 1198 | |||||
673 | Анализируется современное состояние профессионального образования, которое рассматривается как социальный феномен. Представлены характеристики профессионального образования как составляющей образовательной системы. Отмечается, что современное состояние профессионального образования находится на уровне модернизации в пользу использования инновационных образовательных технологий. Акцентируется внимание на главной тенденции современного профессионального образования – его цифровизации. Ситуация, вызванная COVID-19, привела к тому, что образовательные учреждения были вынуждены перейти на новые форматы обучения (дистанционное и онлайн-обучение). Основными факторами, повлиявшими на данную ситуацию, названы пандемия COVID-19, накопленный международный опыт, современные потребности общества и рыночной экономики. Несмотря на технологические и организационные трудности, выработаны общие подходы к профессиональному обучению дистанционно и онлайн, создана база образовательного контента. Ключевые слова: профессиональное образование, пандемия, цифровизация, дистанционное обучение, онлайн-обучение, прокторинг | 1197 | |||||
674 | В статье анализируется роль цифровых технологий в современных условиях управления образовательным процессом через призму опыта стран Европы и Азии. Метод сравнительного анализа и синтеза, положенный в основу исследования, проведенного в настоящей статье, позволил выявить актуальные практики и роль использования цифровых технологий в управленческом процессе в сфере образования в ведущих зарубежных странах, которые могут быть использованы для создания единого образовательного пространства в России и странах СНГ. За основу исследования взяты труды Я. де Грофа, С. В. Янкевича, М. К. Шуваловой, Б. Понта, Д. Нуше, Х. Мурман, Л. И. Писаревой, Е. С. Кананыкиной, П. М. Кукарчука, Н. О. Бесшапошникова, А. Г. Леоновой, В. С. Коноплевой, А. О. Пелегрина и С. В. Бронфмана. Показано, что успешный опыт и практика ведущих стран Европы и Азии в области использования цифровых технологий в процессах управления образованием могут быть также имплементированы и в российском образовательном пространстве. Обосновывается, что цифровизация образования является одной из наиболее актуальных тенденций современности. Помимо того что уровень развития технологий в настоящее время позволяет осуществлять образовательный процесс эффективно и качественно, применение цифровых технологий стало жизненно необходимым фактором продолжения образовательной деятельности в эпоху COVID-19 и происходящих трансформаций международной обстановки. Ключевые слова: цифровые технологии, управление образованием, зарубежные страны, технология системы Learning Management System, цифровизация | 1197 | |||||
675 | Представлены данные, актуальные для обучения и социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья. Доказана актуальность изучения лексики в условиях инклюзивного образования на примере детей с нарушениями зрения и детей с расстройствами аутистического спектра. Проанализирована специфика формирования словарного запаса при дефицитарном и искаженном варианте дизонтогенеза. Обозначены трудности восприятия и воспроизведения лексики у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. На основе приведенных данных выработана стратегия компенсации дефицитов лексики на основе межведомственного подхода. Межведомственный подход предполагает взаимодействие на трех уровнях (уровень региона, муниципалитета и конкретной организации), что делает возможным социальное партнерство и обеспечивает необходимые общие условия для устойчивого функционирования процесса компенсации лексического дефицита как социальной системы. Социальное взаимодействие представлено на примере волонтерской деятельности студентов педагогического вуза на базе школы для учащихся с ограниченными возможностями здоровья и театрализованных экскурсий, организованных для детей с ограниченными возможностями здоровья и молодежи Управлением культуры администрации г. Томска, Музеем истории города Томска, Туристско-информационным центром города Томска. Волонтерская деятельность студентов проявляется в различных направлениях: летний пришкольный лагерь, творческие мастерские и мастер-классы, дни толерантности и новогодние елки. Такая практика очень полезна студентам, так как современные реалии предполагают умение работать в системе инклюзивного образования. В свою очередь, творческие мероприятия позволяют заинтересовать детей и получить новые социальные навыки, обогатить словарный запас и компенсировать лексические затруднения. Ключевые слова: лексический дефицит, инклюзивное образование, интерактивная экскурсия, волонтерская деятельность, дети с ограниченными возможностями здоровья, лексика, межведомственное взаимодействие, социализация | 1196 | |||||
676 | Анализируется процесс разработки модели предуниверситария в условиях технического вуза как комплексный механизм организации профориентационной и образовательной деятельности с абитуриентами. Подчеркивается, что предуниверситарий обеспечивает вузу поиск, отбор, сопровождение, профессиональную ориентацию и довузовскую подготовку абитуриентов к прохождению вступительных испытаний и обучению, создает условия для погружения обучающихся в образовательную и культурную среду университета. Разрабатываемая модель носит комплексный характер, так как развивается на основе инвариантных составляющих аналогичных организаций, учитывает опыт деятельности предуниверситариев, реализующих образовательную деятельность в различных вузах на территории России. Отличительными характеристиками модели предуниверситария являются целостность, открытость, вариативность, совокупность взаимосвязанных структурных компонентов (концептуально-целевого, содержательного, ресурсного, технологического и результативно-оценочного). Научная новизна исследования заключается в проработке модели предуниверситария технического университета, деятельность которого направлена на организацию сетевых моделей профильного обучения старшеклассников при сохранении традиционных форм довузовской подготовки; реализацию процесса психологической, интеллектуальной, культурной подготовки будущего студента к обучению в вузе через различные формы участия в системной образовательной и воспитательной работе предуниверситариев; обеспечение предпрофильной подготовки обучающихся (в том числе и ранней) и др. Теоретическая значимость работы связана с выявлением и описанием ключевых элементов деятельности предуниверситария безотносительно специфики отдельных университетов и моделей. Ключевые слова: предуниверситарий, профессиональная ориентация, довузовская подготовка, процесс набора в университет, работа с абитуриентами, модель предуниверситария | 1196 | |||||
677 | Основная цель статьи – показать историю становления и развития начальных училищ и гимназий (мужских и женских) в сибирских территориях периода ХVII – начала ХХ в. на архивных материалах уникального томского школьного музея народного образования. Представлена динамика создания и функционирования различных типов образовательных учреждений духовного ведомства и сословного предназначения. На основе данных из архивных фондов музея народного образования города Томска подчеркнута роль выдающихся общественных деятелей и сибирских просветителей П. И. Макушина и Г. Н. Потанина по строительству новых школ и созданию различных образовательно-просветительских обществ, среди которых Общество попечения о начальном образовании. Показан опыт распространения грамотности населения на территориях Томской губернии путем открытия бесплатных библиотек, книжных магазинов, общедоступных музеев. Описана история школьного музея народного образования, в котором документально представлена целостная картина школьного образования в период существования Томской губернии до 1925 г. Архивные документы и экспонаты музея также отражают современное состояние педагогических кадров, содержание учебных программ и достижения школьной системы образования. Ключевые слова: начальное училище, гимназия, духовная семинария, библиотека, музейные фонды, архивные документы, просветительство, общественная деятельность | 1196 | |||||
678 | Рассмотрены имеющиеся в современной научной литературе исследования отечественных авторов, предоставляющие возможность обобщить на теоретико-методологическом уровне концептуальные положения, связанные с конструированием психологической поддержки. Подчеркивается, что психологическая поддержка реализуется в целях психологического обеспечения гармоничного становления личности в современном обществе, предупреждения развития негативных тенденций, преодолении трудностей личностного роста. Утверждается, что внедрение в образовательное пространство личностно ориентированных инновационных технологий осложняется жесткой привязанностью педагогов к сложившимся исторически формам организации образовательного процесса, в неспособности образовательных систем проектировать и контролировать формирование творчески ориентированной и саморазвивающейся личности обучаемого. Проанализированы генезис и феноменология психологической поддержки субъектов образовательного пространства. Выделены целевые ориентиры проектной деятельности психолога по ее непосредственному воплощению. Охарактеризованы модели научно-методического руководства учебно-воспитательным процессом, «скорой помощи», «сопровождения» и «развития личности». Описаны сущностные характеристики и механизмы психологической поддержки как базовой тенденции, оказывающей содействие личностному и профессиональному становлению студенческой молодежи. Ключевые слова: личностно-развивающее обучение, психологическая поддержка, профессиональное становление, саморазвитие, экзистенциальные проблемы | 1194 | |||||
679 | Одной из приоритетных задач, стоящих перед системой отечественного образования на современном этапе развития, является вхождение в десятку ведущих стран мира по качеству образования. Ключевая роль в решении обозначенной задачи принадлежит педагогическим кадрам. Современные образовательные реалии таковы, что учитель, в том числе и учитель математики, должен быть готов к постоянному самосовершенствованию, самообразованию в области профессиональной деятельности. Изменения в содержательном, технологическом, оценочном компонентах образовательного процесса требуют от учителя обновления и актуализации методики обучения предмету, что может вызывать определенные затруднения. Цель исследования состоит в определении перечня методических затруднений учителей математики и причин их возникновения на основе диагностики методических компетенций. В процессе исследования выделен ряд методических компетенций учителя математики – слагаемых его профессиональной компетентности: способность проектировать результаты обучения математике в соответствии с действующими образовательными стандартами, разрабатывать содержание обучения математике, ориентированное на достижение образовательных результатов различными категориями обучающихся, осуществлять проектирование учебно-познавательной деятельности обучающихся в процессе обучения математике в соответствии с современными требованиями и на основе вариативных форм ее организации, объективно оценивать образовательные результаты математической подготовки обучающихся. Проведена диагностика уровня сформированности этих компетенций посредством диагностической работы, самооценки и экспертной оценки деятельности учителя. Выявлен ряд методических затруднений, которые учителя испытывают при реализации процесса обучения математике в современных условиях. Установлены возможные причины выявленных затруднений и обозначены некоторые рекомендации по их устранению. Ключевые слова: методические компетенции, учителя математики, профессиональные затруднения учителя, математическая подготовка обучающихся | 1193 | |||||
680 | Приводится описание и анализ соотношения различных форм социальной активности и ненормативного поведения молодежи в реальной и виртуальной среде. Выборка составила 160 респондентов в возрасте от 18 до 25 лет. Применение коэффициента корреляции Пирсона в контексте обработки полученных показателей позволило выявить статистически значимые взаимосвязи между различными формами социальной активности молодежи и ненормативного поведения в реальной и виртуальной среде. Делается вывод о том, что ненормативное поведение у молодежи взаимосвязано с различными формами социальной активности. Просоциальная активность нивелирует отклоняющуюся как в реальной, так и виртуальной среде. Совершение девиаций в виртуальной среде посредством интернет-сетевой и досуговой форм социальной активности может быть обусловлено специфическими особенностями коммуникации в киберпространстве. Полученные результаты можно использовать в аспекте профилактической, коррекционной работы с молодежью в условиях консультативных центров, образовательных организаций. Настоящее исследование расширяет фокус имеющихся представлений в контексте изучаемой проблематики в рамках соотношения двух социально-психологических феноменов – ненормативного (девиантного) поведения и социальной активности личности. Ключевые слова: деятельность, социальная активность, взаимосвязь, виртуальная среда, девиации | 1192 | |||||
681 | Деятельностный характер современного высшего образования настоятельно требует сегодня введения в его содержание и формирования у студентов рефлексивных компетенций, что может говорить о важном направлении модернизации образования в целом. Это касается, в частности, и обучения иностранному языку, где существенным образовательным ресурсом становится использование интерактивных технологий, когда в условиях постоянного обновления информации становится столь необходимым ее рефлексивное обобщение. В этой связи использование студентами интерактивных технологий в ходе изучения иностранного языка с точки зрения их рефлексивной готовности к этому становится особенно актуальным, поскольку студенты не обладают еще достаточным умением выявлять причинно-следственные связи в лингвистических аспектах изучаемого языка. Проблема развития рефлексивной готовности студентов к использованию интерактивных технологий в процессе обучения иностранному языку обусловливается потребностью обновления вузовской системы образования, где имеют место определенные противоречия. Это касается, например, требования по решению проблемы расширения рефлексивной деятельности студента и недостаточной методологической разработанностью качественного введения рефлексии в процесс обучения иностранному языку с учетом использования интерактивных технологий. В связи с этим проанализированы методологические аспекты рефлексивных умений студентов вуза посредством интерактивных технологий. Таким образом, целью настоящей работы стало рассмотрение аспектов развития рефлексивной готовности студентов к использованию интерактивных технологий в процессе обучения иностранному языку. Ключевые слова: студенты вуза, иностранный язык, процесс обучения, рефлексивная деятельность, рефлексивная готовность, интерактивные технологии, языковая личность, мыслительная деятельность, самоанализ, самооценка, самоорганизация | 1191 | |||||
682 | Рассматриваются некоторые аспекты методики преподавания курса «Теоретическая физика» в педагогических вузах (бакалавриат). Данный курс представляет собой основу теоретической подготовки бакалавра-физика. Вниманию предлагаются методы адаптирования непростого для понимания лекционного материала в одном из важных модулей курса «Квантовая механика» при теоретической подготовке педагогов-физиков. Подобная адаптация является актуальной для студентов педагогических вузов ввиду сложности теоретического материала. Предлагаются для разбора на практическом занятии примеры заданий, направленных на прояснение основных теоретических понятий и закрепление знаний, полученных на лекциях. Изучается применение квантовых операторов для исследования квантовой системы, используется вероятностный подход. Ключевые слова: физико-математические науки, теоретическая физика, квантовая механика, квантовые состояния, волновые функции, средние значения физических величин, операторы физических величин, нормировка волновой функции, преподавание квантовой механики, подготовка педаг | 1190 | |||||
683 | Проведен анализ современных нормативных документов, в том числе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, который регламентирует деятельность дошкольных организаций. В результате сравнительного анализа уровней самооценки у детей дошкольного возраста с различной сиблинговой позицией на констатирующем этапе было выявлено, что у большинства единственных детей в семье был отмечен высокий уровень самооценки, у младших сиблингов также наблюдается высокий уровень, в то время как у подавляющего числа старших сиблингов отмечен средний уровень, а также в малых проявлениях был выявлен даже низкий уровень самооценки. С учетом возрастных особенностей и ведущего вида деятельности была разработана программа по оптимизации самооценки детей дошкольного возраста. Анализируя изменения, произошедшие после проведения формирующего этапа исследования на контрольном этапе, установлено, что повысился уровень самооценки у дошкольников. Доминирующим уровнем стал средний уровень, результаты по низкому уровню снизились, кроме того, у некоторых детей был выявлен высокий уровень самооценки. Адекватная самооценка влияет на дальнейшее формирование и развитие личности ребенка. Поэтому важно проводить работу в дошкольных учреждениях по оптимизации самооценки детей. Однако только комплексная работа позволит психологам отслеживать и вовремя помогать детям оптимизировать их самооценку. А мультипликационная деятельность служит хорошим методом оптимизации самооценки детей дошкольного возраста с разной сиблинговой позицией. Ключевые слова: контроль, оценка, самоорганизация, саморегуляция, младшие школьники | 1190 | |||||
684 | Показано новое социокультурное видение принципа интеллектуализации, ориентированного на развитие интеллектуальной культуры бакалавров с различных позиций. Материалом для исследования стала система развития интеллектуальной культуры бакалавров высшей школы, где системообразующим принципом явился принцип интеллектуализации. Проведен теоретико-методологический анализ ведущих концепций по исследуемой теме, контент-анализ, сравнительный, сопоставительный анализ. В ходе изучения педагогического опыта использовался метод классификации, аналогий. Эмпирические методы включали анкетирование, беседу, сравнительный анализ. Статистическая обработка данных проводилась с помощью методов математического анализа. Показаны ведущие методологические подходы, функциональное значение принципа интеллектуализации как особого ориентира, необходимого при реализации ФГОС нового поколения в высшей школе. Раскрыто психолого-педагогическое значение, обоснована трендовость интеллектуализации как ведущего направления и общественная необходимость развития российского образования на перспективу с учетом международных вызовов: инновационности, информатизации, развития нано-, био-, когнито-, инфотехнологий, процессов интеграции, требований работодателя. Педагогический взгляд раскрывает принцип интеллектуализации в повышении качества подготовки бакалавров в вузе. Социокультурный аспект реализации принципа интеллектуализации обеспечивает профессиональный рост, карьеру бакалавров на ближайший и долгосрочный периоды. Особое внимание сфокусировано на возможностях проявления принципа интеллектуализации через параметры деятельности, структуры содержания, уровневых показателей развития интеллектуальной культуры бакалавров. Доказана эффективность реализации системы развития интеллектуальной культуры бакалавров, где системообразующим элементом системы стал принцип интеллектуализации. Определены уровни развития интеллектуальной культуры, основные виды деятельности в учебной, научно-исследовательской работе по следующим показателям: деятельность на учебном занятии; научно-исследовательская деятельность; культура умственного труда бакалавра; рефлексивная деятельность; опыт коммуникативного взаимодействия. Показатели развития интеллектуальной культуры анализировались и учитывались на каждом курсе (с первого по четвертый) для бакалавриата по техническим и педагогическим направлениям. Доказано, что принцип интеллектуализации – это ключевая стратегия, ориентир, обеспечивающий высокий уровень развития интеллектуальной культуры будущего бакалавра различных направлений. Реализация принципа интеллектуализации встраивается в содержательный и деятельностный компоненты образования и предполагает активную включенность будущих бакалавров в научно-практическую деятельность, ориентирующую на получение конкретного результата, что обеспечивает в будущем профессиональный успех бакалавров. Ключевые слова: принцип интеллектуализации, профессиональная подготовка, интеллектуальная культура, качество подготовки | 1190 | |||||
685 | Рассмотрена актуальная проблема адаптации маршрута обучения в соответствии с особыми образовательными потребностями лица, находящегося в условиях инклюзивного учебно-воспитательного континуума. Проанализированы зарубежные концепции возможной адаптации образовательного маршрута для нетипичных лиц: комбинаторно-сигнификационная трактовка создания индивидуальной образовательной траектории и теория адаптивного эмфатического дискурса как компонента целостного образовательного маршрута. Охарактеризована роль адекватных транслятивных техник передачи информации между всеми участниками инклюзивного обучения в вузе при формировании ими механизма сигнификации, предполагающего создание инновационной культуры принятия любых форм нетипичности. Раскрыто значение позитивной эмфатизации как ключевого условия для достижения нетипичным обучающимся положительных академических результатов и становления устойчивой траектории его социализации. Дано авторское понимание термина «нетипичность». Представлен рекомендательный перечень техник адаптации образовательного маршрута с точки зрения междисциплинарного подхода и выделения функциональной роли специалиста по социальной работе в данном процессе. Определены ключевые функции специалиста по социальной работе в ходе построения положительного эмотивного дискурса как ключевого элемента адаптации образовательного маршрута. Ключевые слова: образовательный маршрут, лицо с особыми образовательными потребностями, нетипичность, нетипичный обучающийся, адаптация образовательного маршрута, техники адаптации, инклюзивное образование | 1190 | |||||
686 | Рассматривается психолого-педагогическая проблема возможности электронного контроля – мониторинга динамики развития когнитивных способностей обучающихся. При этом когнитивные способности человека, с психологической точки зрения, понимаются как целостное системное образование. Когнитивная сфера личности, по мнению авторов, не сводится к интеллекту, а является его фундаментальной составляющей, равно как и когнитивные способности, обладая своими специфическими функциями, образуют единую систему, наделенную индивидуально-психологическими особенностями. Такова методологическая позиция авторов исследования. Особенное внимание обращается на понятийный аппарат излагаемого текста. Подчеркивается, что междисциплинарный подход к исследованию может провоцировать терминологическую неточность, в связи с этим обращается пристальное внимание на категориальный аппарат, правильную интерпретацию терминов, обеспечивающих смысловую основу междисциплинарного исследования. Обосновывается необходимость разработки комплексной компьютерной программы. Отмечается, что комплексная компьютерная программа способна обеспечить электронный мониторинг и коррекцию значений интегральных психологических показателей сформированности когнитивных функциональных связей в психологической структуре когнитивной сферы личности обучающегося в режиме текущего времени. Ключевые слова: электронный мониторинг, когнитивная сфера, структура, личность, программное обеспечение | 1190 | |||||
687 | Рассмотрены способы взаимодействия родителей и детей, ориентированные на развитие интереса младшего школьника к математике. Родители испытывают серьезные затруднения в организации собственной помощи детям не только в рамках домашней самостоятельной работы, но и при выполнении различных творческих работ по математике, что затрудняет решение указанной проблемы. Материалом исследования послужили результаты анкетирования родителей, на основе которых раскрывается их позиция по вопросу организации работы по развитию интереса младших школьников к математике. Обозначенную проблему традиционно решает педагог на уроке, а при организации внеурочной деятельности привлекает к этому родителей. По отношению к взрослым педагог занимает авторитарную позицию. Он определяет, какие трудности испытывает ученик в изучении отдельных предметов и какую помощь могут оказать родители. Обозначенный вариант взаимодействия взрослых приводит к тому, что и родители занимают авторитарную позицию при организации самостоятельной деятельности младших школьников. В то время как развитие интереса к обучению в школе, в том числе и к учебным предметам, требует изменение позиции взрослых. В связи с этим целесообразно информирование родителей о способах развития у младших школьников интереса к математике, о способах организации деятельности по их реализации, что может оказать существенное влияние на успешность младшего школьника в освоении содержания начального курса математики. Для осознания родителями значимости нового способа организации совместной деятельности возникает необходимость в изменении позиции учителя с авторитарной на партнерскую. Это позволяет создать условия для овладения приемами продуктивного взаимодействия, направленными на развитие у младших школьников интереса к математике и математической деятельности. Ключевые слова: математическая деятельность, интерес, приемы организации взаимодействия, младший школьник, родители | 1189 | |||||
688 | Актуальность исследования связана с тем, что в последнее время проявляется повышенный интерес к теме социально-педагогической адаптации человека в стремительно меняющейся культурной и социально-экономической среде. Сфера образования, несмотря на свою консервативность, также претерпевает сильные изменения и требует новых подходов. В связи с этим изучается роль внеурочной деятельности в социально-педагогической адаптации кадетов, поскольку условия обучения и проживания в кадетской школе-интернате существенно отличаются от обычных общеобразовательных школ. Отмечается, что понятию «внеурочная деятельность» уделяется большое внимание в федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения. Рассматриваются цель, задачи, результат данного вида деятельности, а также место в образовательных программах в разные периоды времени. Большое внимание уделяется построению индивидуальных программ внеурочных занятий. На авторский взгляд, каждая форма внеурочной деятельности соответствует определенным индивидуальным и возрастным особенностям учащихся. Описана комплексная программа, включающая не только анализ портфолио, успеваемости и беседу с родителями, но и рекомендации по полной психолого-педагогической диагностике для выявления способностей школьников, которые будут соответствовать той или иной форме внеурочной деятельности. Как показывают результаты, такой подход способствует более успешному прохождению процесса адаптации. Ключевые слова: адаптация, социально-педагогическая адаптация, кадетская школа, внеурочная деятельность, федеральный государственный образовательный стандарт | 1187 | |||||
689 | Рассматривается вопрос формирования краеведческой компетенции школьников. Исследовательская деятельность определяется в качестве инструмента в формировании данной компетенции. Показан образовательный потенциал исследовательской деятельности в контексте формирования краеведческой компетенции обучающихся общеобразовательной школы. Анализируются эмпирические данные, полученные в результате педагогического эксперимента, направленного на выявление образовательного потенциала исследовательской деятельности в контексте формирования краеведческой компетенции. Краеведческая компетенция рассматривается как поликомпетенция, соответственно, результат сформированности краеведческой компетенции представляется как сумма комбинаций овладения выделенными компетенциями. Результаты, полученные в ходе педагогического эксперимента, позволяют выявить позитивную тенденцию в формировании краеведческой компетенции обучающихся. Так, количество обучающихся с высоким уровнем сформированности краеведческой компетенции в процессе выполнения исследовательских работ выросло с 10 до 34 %. Ключевые слова: исследовательская деятельность, формирование краеведческой компетенции, краеведческая компетенция, компетенции, краеведение | 1186 | |||||
690 | Развитие личности студентов в процессе их подготовки к профессиональной деятельности является значимым фактором. Среди личностных характеристик особое место занимают ценности, так как они во многом определяют направленность личности, поведение, взаимоотношения с другими людьми, успешность и эффективность деятельности. В исследовании ценностей студентов по методике Р. Инглхарта выявлено, что среди критериев «традиционность-выживание» у молодых людей преобладает ценность «выживание». Они акцентируют внимание в большей степени на финансовом благополучии, накоплении ресурсов, неприятии маргинальности и чужеродности. По методике «Портретный ценностный опросник-Пересмотренный» (Portrait Values Questionnaire-Revised – PVQ-R) (модифицированный К. В. Сугоняевым), выявлено, что студены выбирают прежде всего метаценности самоопределения и открытости, связанные с саморазвитием, стремлением освоить новый опыт. Противоречивость в выборе ценностей отражает изменения, происходящие в социуме, транзитивность времени, а также обусловлена возрастным периодом студентов, связанным с постановкой жизненных целей в юности, формированием мировоззренческих позиций, осознанием того, что в социуме важны и социальные стандарты, и общечеловеческие ценности. Ключевые слова: ценности, личность, деятельность, компетенции | 1185 | |||||
691 | Обобщен и проанализирован опыт построения сюжетной композиции монтажного типа в детской художественной школе, реализованный путем адаптации методических разработок профессора Томского государственного педагогического университета (ТГПУ) С. П. Лазарева по живописно-графической композиции. Устойчивые законы композиции носят всеобщий характер, а композиционные правила и приемы, с помощью которых строится композиция, можно отнести к менее устойчивым категориям. Создание станковой композиции – это прежде всего построение единого по содержанию художественного произведения, основная идея которого читается четко и убедительно. Преподавание композиции в детской художественной школе имеет некоторое противоречие: с одной стороны, требования к качеству подготовки обучающихся постоянно растут, с другой – подходы в обучении построения станковой сюжетной композиции остаются прежними, представляя собой, как правило, линейную схему развития сюжетного повествования. Событие изображается в системе линейной перспективы и не дает возможности в полной мере использовать потенциал фантазии обучающихся. В настоящее время особую актуальность приобретают методики преподавания станковой композиции, создающие условия для развития творческого мышления обучающихся. Есть множество подходов к созданию сюжетной станковой композиции, изученных, описанных и применяемых художниками: например, монтаж успешно используется в обучении студентов профильных вузов (в том числе ТГПУ). Проблема заключается в том, что нет методики обучения учеников художественных школ станковой сюжетной композиции с использованием монтажного метода. Ключевые слова: линейная схема построения композиции, монтажная схема построения композиции, коллаж, монтаж, станковая сюжетная композиция монтажного типа | 1185 | |||||
692 | Цифровизация образования ставит перед высшей школой задачу формирования цифровых компетенций обучающихся, включающих взаимодействие посредством цифровых технологий, управление информацией и данными, способность решать разнообразные задачи в области использования информационно-коммуникационных технологий, интеграцию и переработку цифрового контента и др. Цель работы – выявить уровень сформированности цифровых компетенций курсантов вуза МЧС России. Результаты исследования иллюстрируют недостаточный уровень сформированности цифровых компетенций студентов, в частности информационных цифровых компетенций (знание сущности цифрового следа и кибертени) и цифровой компетенции коммуникации и сотрудничества (соблюдение мер предосторожности при работе в интернет-пространстве). У 80 % опрошенных выявлен низкий уровень развития цифровых компетенций: они вообще ничего не слышали о понятиях «цифровой след» и «кибертень» и особых мер предосторожности при работе в сети Интернет не предпринимают. А 15 % опрошенных характеризуется средним уровнем развития цифровых компетенций: знакомы с этими понятиями, но затруднились в обозначении их сущностно-содержательных характеристик и отражении мер предосторожности при работе в сети Интернет. Пять процентов опрошенных обладают высоким уровнем развития цифровых компетенций: знают и раскрывают смысл понятий «цифровой след» и «кибертень», соблюдают меры предосторожности при работе в сети Интернет. По результатам исследования авторы приходят к выводу о необходимости информационно-методического сопровождения большинства студентов в этом направлении, подразумевающего интеграцию цифрового материала в содержание изучаемых дисциплин, включение факультативных занятий, введение цифровых модулей и дополнительные образовательные программы. Ключевые слова: цифровой след, кибертень, цифровизация образования, интернет-пространство, обучающиеся, вуз | 1185 | |||||
693 | Анализируется опыт воспитательной деятельности школы в рамках реализации экспериментальной программы эколого-патриотического воспитания. Рассмотрены основные подходы и содержание организации воспитательной работы, обозначены личностные показатели результата воспитательной работы. Представлены диагностический результат повышения показателей уровня воспитанности и модель выпускника школы в качестве результата воспитательной деятельности. В качестве основных характеристик деятельности выявлены следующие: экологическая и гражданская ответственность, интерес к этноэкологическим знаниям, отзывчивость, общественная и творческая активность. Рассмотрены результаты участия в конкурсах и олимпиадах в рамках реализации эколого-патриотической программы. Ключевые слова: экологическая культура, эколого-патриотическое воспитание, экспериментальная педагогическая деятельность | 1184 | |||||
694 | Актуальность развития танатологической компетентности в рамках подготовки практических психологов обусловлена социокультурным, профессиональным и индивидуально-психологическим аспектами, которые усиливаются вследствие пандемии коронавирусной инфекции. Приводится информация о зарубежном опыте реализации программ по повышению танатологической компетентности специалистов помогающих профессий (медиков, психологов, педагогов), рассмотрены данные об их эффективности и трудностях в их реализации. Отечественный опыт представлен образовательными дисциплинами в ряде высших учебных заведений и частными танатотерапевтическими курсами. В то же время ряд исследований обнаруживает актуальность развития танатологической компетентности среди будущих специалистов-психологов и запрос на включение данной проблематики в образовательную программу. В заключении автор обозначает перспективы реализации танатопсихологического направления в науке, практике и образовании. Ключевые слова: страх смерти, танатопсихология, отношение к смерти, танатологическая компетентность | 1184 | |||||
695 | Сегодня качество образования определяется не приобретенными знаниями, умениями и навыками, а возможностями для развития духовно-творческого потенциала личности участников образовательного процесса. Переосмысление критериев оценки качества образования в российском образовании в начале XXI в. выявляет условия, способствующие развитию творческих способностей личности в педагогике искусства. Изменение критериев качества образования приводит к изменениям целей образования, а также детерминирует необходимость осмысления процесса и результатов педагогической деятельности не только на уровне методики преподавания предмета, но и на уровне общепедагогических подходов, ориентированных на развитие личности. Цель настоящего исследования – разработать и апробировать на практике серию заданий, направленных на развитие личности обучающихся в процессе обучения основам композиции и основам цветоведения. В ходе исследования использовался комплекс методов. Основные теоретические положения и выводы исследования опираются на анализ, синтез и систематизацию материала по проблеме целей и ценностей педагогики искусства, развитие творческих способностей личности. Эмпирические методы исследования (изучение продуктов деятельности обучающихся, педагогический эксперимент) применялись в ходе апробации серии заданий, направленных на развитие личности участников образовательного процесса. Педагогика искусства определяет целью и ценностью личностно ориентированного образования гармоничное развитие и становление духовно-творческой личности участников образовательного процесса (обучающегося и педагога). В художественном образовании личностно ориентированный подход важно сочетать с семантическим подходом, акцентирующим внимание обучающихся на понимании значения, смысла средств художественной выразительности, изучении языка изобразительного искусства. Анализ теоретических источников, а также результаты апробации заданий по основам композиции и цветоведения выявили, что развитие творческих способностей личности обеспечивают личностная значимость содержания образования, ценностные мотивы учения, обеспечение педагогической поддержки личностного развития ученика, сочетание личностно ориентированного подхода с семантическим подходом в обучении основам композиции и цветоведения. Ключевые слова: художественное образование, педагогика искусства, развитие личности, основы композиции, основы цветоведения, личностно ориентированный подход, семантический подход | 1183 | |||||
696 | Опорой для проведения современных образовательных реформ является исторический опыт, поэтому в современных исторических и историко-педагогических исследованиях проблемы истории образования занимают значительное место. В историографии вопросов развития педагогического образования в России долгие годы сохранялись две независимые исследовательские традиции, первая из которых была обращена к дореволюционной истории образования, вторая – к истории советской школы. Что касается истории образования в период революции и Гражданской войны, то глубоких научных работ, тем более в региональном разрезе, вплоть до конца XX в. практически не было. В первые десятилетия советской власти в историографии отношение к проблемам развития образования было напрямую связано с идеологическими установками. Последние предполагали критичное или исключительно негативное отношение к дореволюционному наследию. Постепенно утверждалось ошибочное мнение, что отечественное педагогическое образование началось с организации в СССР учебных заведений нового типа – педагогических институтов. В 1950–1960-е гг. история педагогического образования нередко рассматривалась как отдельное направление научных исследований, однако ученые акцентировали внимание на достижениях и нововведениях в организации советского образования, совершенно не учитывая объективных данных о многочисленных заимствованиях Наркомпросом политики, методов и приемов управления системой образования, сложившихся в дореволюционный период. Когда с конца 1960-х гг. исследователи получили возможность доступа ко многим ранее закрытым архивам, изучение истории педагогического образования обрело второе дыхание. Но только с 1990-х гг. постепенно исчезает догматическое отношение к историческому материалу 1917 – начала 1930-х гг., чему способствовало изменение общественных умонастроений, свобода слова, доступность исследователям обширных исторических материалов. В постсоветский период особую актуальность приобрел вопрос о преемственности досоветской и советской истории, в том числе и истории образования. В последнее время появилось значительное число публикаций, в которых напрямую или как сопутствующие рассматриваются проблемы подготовки учительских кадров в регионе в первые десятилетия советской власти. Вместе с тем во многих современных публикациях присутствуют неточности формулировок, ошибочные факты, которые кочуют из работы в работу. Подчас авторы пользуются ограниченным подбором источников, излишне вольно интерпретируют данные, что, безусловно, снижает качество научных исследований. Анализ литературы показал, что научных исследований, в комплексе раскрывающих процессы разработки в 1917 – начала 1930-х гг. стратегии модернизации советской системы педагогического образования и ее реализации в регионах, пока недостаточно. Обращает внимание полное отсутствие современных обобщающих работ по истории педагогического образования в условиях введения всеобщего обучения в Сибири и на Дальнем Востоке. Ключевые слова: историография, история педагогического образования, история образования в Сибири и на Дальнем Востоке, анализ исторической литературы, образование в годы революции и Гражданской войны | 1183 | |||||
697 | Приведены в обобщенном виде материалы научно-педагогического исследования, связанного с выявлением образовательного потенциала физического воспитания для социокультурной адаптации иностранных обучающихся российского вуза. Показаны принципы и педагогические способы актуализации и реализации такого потенциала. Представлены описание и результаты опытно-экспериментальной работы, проведенной на базе Национального исследовательского Томского политехнического университета и Сибирского государственного медицинского университета (Томск), по апробации авторского видения педагогических подходов, обеспечивающих социокультурную адаптацию иностранных обучающихся образовательными средствами физического воспитания. Обозначен социализирующий потенциал вузовских практик физического воспитания в отношении иностранных обучающихся и доказаны педагогические условия его реализации. Представлены особенности нового вида педагогического действия преподавателя физической культуры в вузе – его тьюторской функции при работе с иностранными обучающимися. Сформулированы конкретные организационно-педагогические рекомендации вузовским преподавателям физической культуры, связанные с эффективным решением задач интернационализации российского высшего образования посредством социокультурной адаптации иностранных обучающихся с помощью ресурсов физического воспитания. Ключевые слова: иностранные обучающиеся российского вуза, социокультурная адаптация, образовательный потенциал физического воспитания, тьюторская функция в деятельности преподавателя физической культуры | 1181 | |||||
698 | Беспрецедентное теоретическое и практическое значение в последнее десятилетие приобрела проблема развития социальных инноваций, в том числе в сфере образования. Это обусловлено переходом к становлению современного общества, развитие которого основано на знаниях, и финансовым кризисом 2008 г. Социальные инновации изменяют сложившиеся социальные практики, преимущественно реализуются в форме проектов, содержание которых направлено на решение общественно значимых социальных проблем, нуждаются в управлении на всех стадиях жизненного цикла (от идеи до диффузии). В образовательных организациях для обеспечения диффузии социальных инноваций в сфере образования целесообразно задействовать наставничество. На основе анализа успешных кейсов диффузии социальных инноваций в сфере образования рассматривается наставничество как: а) подготовка педагогического коллектива к изменениям социальной практики; б) механизм восстановления контекста социальной инновации и ее воспроизводства; в) актив образовательной организации, работающий на рынках «без денег»; г) механизм воспроизводства педагогических кадров. Обоснована значимость трехкомпонентной системы наставничества в образовательной организации: наставничество для наставников, наставничество для педагогов и наставничество обучающихся. Материалы статьи могут стать основой для продолжения исследований диффузии социальных инноваций в сфере образования и трансформации сложившихся систем наставничества в образовательных организациях. Ключевые слова: социальные инновации, диффузия социальных инноваций, образовательные организации, наставничество, профессиональное развитие, педагогический коллектив | 1179 | |||||
699 | Представлены результаты исследования различий в представлениях о конфликтной ситуации юношей и девушек (обучающихся педагогического колледжа) и связи представлений о конфликтной ситуации с уровнем самооценки и притязаний обучающихся. Проведенное исследование вносит вклад в решение актуальной для современного образования проблемы формирования конфликтной компетентности педагогов. Результаты эмпирического исследования представлений о конфликтной ситуации, самооценки и притязаний обучающихся демонстрируют отсутствие значимых половых различий по исследуемым конструктам. При этом итоги статистического анализа эмпирических данных свидетельствуют о наличии различий в представлениях о конфликтной ситуации у юношей и девушек с разным уровнем самооценки и притязаний и прямой связи исследуемых конструктов. Доказано, что негативные представления о конфликтной ситуации коррелируют с пассивными стратегиями поведения в конфликте (уклонением, уступкой) и заниженным уровнем самооценки и притязаний, а позитивные представления о конфликтной ситуации коррелируют с активными стратегиями поведения в конфликте (компромиссом, сотрудничеством, соперничеством) и адекватным уровнем самооценки и притязаний. Представленные результаты и выводы могут быть учтены при подготовке специалистов в учреждениях среднего профессионального образования и использованы при разработке программы по формированию конфликтной компетентности обучающихся педагогического колледжа (будущих педагогов), которая может быть реализована в форме дисциплины по выбору или психологического тренинга. Ключевые слова: представления о конфликтной ситуации, конфликтная и конфликтологическая компетентность, уровень самооценки и притязаний | 1178 | |||||
700 | Показаны способы совершенствования профессиональной подготовки художников декоративно-прикладного искусства в системе высшего образования. Определены причины недостаточного усвоения студентами теоретических и практических знаний, среди которых наиболее значимой проблемой является отсутствие межпредметных связей между учебными предметами. Доказано, что разнообразные ассоциативные и диссоциативные связи в видении одного и того же объекта или явления выступают ведущим признаком понимания, формирующего устойчивые системные знания. Выявляются возможности использования методов дискурса и интерпретации в освоении содержания учебного курса «Культурология» и цикла профессиональных дисциплин, направленных на овладение принципами проектирования предметов прикладного искусства и их материализацию. Установлено, что дискурс, как аналитический процесс и метод познания, опосредованный художественно-образным восприятием и интуицией, активизирует речемыслительной диалог, разработку альтернативных вариантов, критический анализ своих действий, формулирует оценочные суждения и авторскую рефлексию, являющихся необходимыми качествами художника-прикладника, способного к самопознанию и саморазвитию. Метод интерпретации углубляет понимание знаков, символов и смыслов в контексте своей профессиональной деятельности. Выявлены и обоснованы условия использования обозначенных методов в образовательном процессе вуза. Делается вывод, что межпредметные связи в обучении декоративно-прикладному искусству стимулируют целостное постижение знаний и увеличивают возможности их применения в новых ситуациях, побуждая к самостоятельности и личностной самореализации. Ключевые слова: методика обучения декоративно-прикладному искусству, межпредметные связи, культурология, методы дискурса и интерпретации | 1178 |