Научно-педагогическое обозрение
RU EN






Сегодня: 25.05.2025
Главная Рейтинг
  • Главная
  • Текущий выпуск
  • Выпуски журнала
    • 2025 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
    • 2024 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2023 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2022 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2021 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2020 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2019 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2018 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2017 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2016 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2015 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2014 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2013 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
  • Рейтинг
  • Поиск
  • Новости
  • Редакционная коллегия
  • Правила для авторов
  • Порядок рецензирования
  • Читателям
  • Публикационная Этика Издания
  • Контактная информация
  • Разместить статью
  • Поступившие статьи
  • Принятые в печать
  • Оформить подписку
  • Служебный вход
vestnik.tspu.ru
praxema.tspu.ru
ling.tspu.ru
npo.tspu.ru
edujournal.tspu.ru

E-LIBRARY (РИНЦ)
Ulrich's Periodicals Directory
Google Scholar
EBSCO
Поиск по автору
- Не выбрано -
  • - Не выбрано -
Яндекс.Метрика
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11

Страница 7 из 25

- Не выбрано -
  • - Не выбрано -
- Не выбрано -
  • - Не выбрано -
№СтатьяСкачиваний
301

Петрова Татьяна Адольфовна СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД ПРИ ОБУЧЕНИИ ЭКОНОМИКЕ В ШКОЛЕ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2018. Вып. 3 (21). С. 42-48

В условиях развития рыночной экономики непременным условием эффективности любого индивида является уровень его экономической культуры, включающий формирование экономического мышления и финансовой грамотности, которое необходимо формировать в рамках образовательного пространства школы от начального уровня до выпуска, обеспечивая системный подход в формировании необходимых экономических компетенций. Системный подход при обучении экономике в школе требует значительного изменения образовательной программы школы, понимания родителей и готовности всех общественных институтов для получения эффективного результата.

Ключевые слова: системный подход, формирование компетенций, экономическая культура, экономическая и финансовая грамотность, стратегия повышения финансовой грамотности, комплексная организация образовательного процесса

1391
302

Кадиева Наталья Владимировна ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ДИЗАЙНЕРА С УЧЕТОМ ТРЕБОВАНИЙ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2015. Вып. 2 (8). С. 30-36

Рассматриваются проблемы, связанные с профессиональной подготовкой дизайнеров. Несогласованность в образовательном процессе и отсутствие четких требований мешает подготовке специалиста, способного к деятельности в современных условиях, в том числе с учетом требований региональных промышленных предприятий. Автор видит решение в создании модели профессиональной деятельности дизайнера, опирающейся на специфику местного рынка дизайн-услуг, для которого и проис ходит подготовка специалистов. Такая модель будет учитывать типы специализации и основные требования к выпускнику в области дизайна одежды. Это позволит готовить компетентного и практико-ориентированного специалиста.

Ключевые слова: модель профессиональной подготовки, профессиональные требования, компетенции, дизайн одежды, рынок дизайн-услуг, типы специализации, региональные промышленные предприятия

1389
303

Жигинас Наталья Владимировна ФОРМИРОВАНИЕ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕВИАНТНЫХ ПОДРОСТКОВ В ПРОБЛЕМНОМ СОЦИУМЕ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2015. Вып. 4 (10). С. 55-61

Представлено теоретическое и эмпирическое исследование проблемы агрессивного поведения девиантных подростков. Дан анализ взаимосвязи агрессивных тенденций в подростковой среде с психогенным влиянием социального окружения. Проанализирована типология агрессивного поведения. Эмпирическое исследование проведено на базе Центра временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей УМВД России по Томской области. Статья является продолжением многолетнего изучения проблем агрессии в подростковой среде, роли семьи и семейного воспитания в формировании личности и психолого-педагогического сопровождения развивающейся личности.

Ключевые слова: агрессивное поведение, девиантные подростки, психолого-педагогические условия, социальное окружение

1389
304

Лыкова-Унковская Екатерина Сергеевна, Галкина Вера Александровна СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2019. Вып. 6 (28). С. 17-22

В настоящее время актуальность проблемы социализации детей с легкой умственной отсталостью в условиях инклюзивного образования приобретает чрезвычайную важность. В общеобразовательных организациях значительно возрастает число детей с ограниченными возможностями здоровья, у которых отмечается снижение коммуникативно-познавательной потребности в общении, стойкие нарушения всех звеньев коммуникативного акта, что создает существенные барьеры в межличностном взаимодействии. Представлены результаты теоретического изучения проблемы социально-коммуникативного развития, описаны особенности коммуникативной деятельности детей с легкой умственной отсталостью. Подчеркивается необходимость целенаправленной коррекционно-педагогической помощи в формировании коммуникативной деятельности посредством моделирования реальных ситуаций в сюжетно-ролевых играх, которые могут быть включены в коррекционную работу модулей, способствующих социальной адаптации детей данной категории.

Ключевые слова: социальная адаптация, умственная отсталость, коммуникативная деятельность, коммуникация, моделирование реальных ситуаций, социализация, социально-коммуникативное развитие

1389
305

Ван Готуань АНАЛИЗ БАЗОВЫХ ТЕХНИК УЧЕБНОЙ МОДЕЛИ «УШУ» МЕЖДУ КИТАЙСКИМИ И РОССИЙСКИМИ КЛУБАМИ (НА ПРИМЕРЕ Г. КРАСНОЯРСКА) // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2018. Вып. 4 (22). С. 197-205

Исследуются базовые техники ушу китайских и российских клубов (на примере г. Красноярска). Рассмотрев основные аспекты данной проблемы, делается вывод, что применение базовой техники учебной российской модели у спортсменов 8-12 лет, занимающихся ушу, ведет к недостаточно эффективному результату при выступлениях на соревнованиях. Поэтому сравнительный анализ базовых техник ушу послужит примером для тренировок в российских учебных клубах, а также распространению интернационализации ушу и улучшению физической подготовленности спортсменов.

Ключевые слова: базовые техники ушу, спортсмены ушу 8–12 лет, учебная модель

1386
306

Шарыгина Ирина Тимерьяновна, Фендель Татьяна Владимировна ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БАКАЛАВРОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2016. Вып. 4 (14). С. 66-71

На основе четырех последовательно выполненных логических ограничений, а именно анализа необходимых и достаточных условий положительной направленности с учетом требований соответствующих методологических подходов и рассмотрения понятий на пересечении педагогических и организационных контекстов, представлен анализ понятия «организационно-педагогические условия» и дано его определение в контексте процесса формирования организационно-управленческой компетенции. На основе анализа научно-методической литературы и существующих методологических подходов авторами выделены три группы организационно-педагогических условий формирования организационно-управленческой компетенции бакалавров по физической культуре: условия-предпосылки, условия-обстановки и условия-требования.

Ключевые слова: подготовка бакалавров по физической культуре, организационно-педагогические условия, организационно-управленческая компетенция

1385
307

Овсянникова Оксана Александровна АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ОБЩЕНИЯ ПОДРОСТКОВ С КИНОИСКУССТВОМ НА ОСНОВЕ АНКЕТИРОВАНИЯ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2018. Вып. 1 (19). С. 98-104

С практической точки зрения рассматривается проблема общения подростков с киноискусством, обосновывается актуальность формирования зрительской культуры у подрастающего поколения на занятиях школьного киноклуба. Определяются возрастные особенности подростков, доказывающие необходимость и целесообразность формирования у них зрительской культуры: склонность подражать героям произведения искусства, стремление к общению в жизни и в искусстве, важность социального характера деятельности. Выделяется важный компонент зрительской культуры – эстетическое отношение к киноискусству, которое трактуется как целостное восприятие фильма в единстве его содержания и формы. Для планирования и организации дальнейшей работы с подростками в школьном киноклубе проводится анкетирование, целью которого является определение проблем общения школьников с киноискусством. Вопросы анкеты направлены на выявление знаний подростков о киноискусстве, потребности общения с лучшими образцами киноискусства, на определение характера обращения к кинофильмам (познавательный, развлекательный и др.). На основании анализа анкет подростков сформулирован ряд вопросов и задач, которые необходимо учитывать при разработке учебно-тематического плана занятий киноклуба, выборе кинофильмов для восприятия школьниками, тематики лекционных занятий (формирование устойчивой потребности общения с высокохудожественными образцами киноискусства; знаний о специфике кино, его видах и жанрах; исключение поверхностного восприятия произведений киноискусства, преимущественного обращения к развлекательным жанрам кино и др.).

Ключевые слова: проблемы общения с киноискусством, зрительская культура, подростки, анкетирование, эстетическое отношение к киноискусству

1384
308

Носова Людмила Николаевна РЕАЛИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЙ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ ПОНЯТИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2017. Вып. 1 (15). С. 9-17

Представлен способ организации образовательного процесса по освоению учащимися начальной школы регулятивного учебного действия оценки как пример реализации деятельностной модели формирования умственного действия (П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, В. С. Лазарев). Определены общие подходы к организации образовательного процесса: разработка программы формирования УУД, построение метапредметного содержания, проектирование учебного занятия. Новизна работы связана с построением содержания осваиваемого понятия, которое определяется ориентировочной основой соответствующего ему действия. Ключевым моментом предлагаемой технологии является принятие учащимися учебных целей через построение нормы на результат, на способ осваиваемого действия и создание условий для осуществления школьниками содержательной рефлексии по результатам решения учебной задачи. Представлено описание урока по формированию действия оценки.

Ключевые слова: метапредметные понятия, универсальные учебные действия, умственное действие, ориентировочная основа действия, программа формирования УУД, субъект учебной деятельности, действие оценки

1382
309

Илакавичус Марина Римантасовна СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ ЦЕНТРОВ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2017. Вып. 3 (17). С. 153-161

Представлены результаты третьего этапа исследования «Реализация педагогического потенциала социальных центров в социокультурном пространстве стран Содружества Независимых Государств». Социальные центры рассматриваются как временные неформальные объединения гражданских активистов, решающие разноплановые социальные проблемы. Рост гражданских инициатив определил возникновение группы заинтересованных в специальном образовании лиц. Анализ инновационных продуктов социальной сферы, опрос среди активистов позволил выявить элементы образовательного запроса. К ним относятся особенности социальной самоорганизации, способы реализации педагогического потенциала разных социокультурных институтов, эффективное взаимодействие в рамках публично-частного партнерства, менеджмент и социально ориентированный маркетинг. Особо отмечается формирование умения создавать полноценные сервисы для конкретной целевой аудитории. Имеется потребность в подготовке к организационно-координационной, консалтинговой деятельности, адвокатированию в условиях социальной самоорганизации. Наметившаяся тенденция формирования описанного содержания образования повторяет мировой опыт. Социальная работа в широком понимании в странах Азии, Восточной Европы также основывается на компетенциях, связанных с работой в территориальном сообществе, активизации имеющихся общественных ресурсов. Определен актуальный формат образовательного взаимодействия – неформальное образование. Этот факт объясняется максимальной ориентацией данной модели обучения на запросы участников, вариативность в определении места и времени встречи. Сегодня актуальны конференции, семинары, стажировки, виртуальное наставничество. В настоящее время в странах Содружества Независимых Государств имеется корпус тренеров неформального образования, компетенции которых сформированы в гуманитарных проектах Европейского Союза по направлению «Восточное партнерство». Представлены результаты анализа тематических предложений на образовательном рынке. Учреждения формального образования в области социальной работы предлагают обучающие программы, в которых уделяется внимание педагогике, психологии и менеджменту. Определено содержание образовательных программ по трем видам модулей: общекультурных, общепрофессиональных (базовых), специальных профессиональных компетенций.

Ключевые слова: социальный центр, образовательное пространство СНГ, неформальное образование, образование взрослых

1382
310

Александрова Наталья Сергеевна, Дорофеев Александр Александрович ПОВСЕДНЕВНАЯ КУЛЬТУРА И ПРОБЛЕМА ЕЕ ФОРМИРОВАНИЯ У СТУДЕНТОВ ВУЗОВ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2017. Вып. 4 (18). С. 81-89

Повседневная культура занимает значимое место в общей культуре личности и является компонентом общекультурных компетенций выпускника вуза. Именно повседневная культура способствует установлению гармоничных отношений с социумом, позволяет конструктивно взаимодействовать как в процессе межличностного, так и делового общения. Выявленный в результате диагностики недостаточный уровень сформированности повседневной культуры позволяет говорить об актуальности рассматриваемой проблемы и необходимости разработки педагогических условий, способствующих формированию повседневной культуры студентов. Анализируется сущность повседневной культуры и история ее осмысления в социально-гуманитарном знании. Рассматриваются педагогические условия формирования повседневной культуры студентов в современном вузе. Авторы статьи близки к идее опосредованного формирования ценностей повседневной культуры в естественном процессе, сопряженном с размышлением, рефлексией и переживанием.

Ключевые слова: повседневная культура студентов, формирование повседневной культуры, студенты, вуз, этический кодекс, среда вуза, средовой подход

1382
311

Кобелева Елена Павловна К ВОПРОСУ О ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОНТЕКСТНОЙ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПОДГОТОВКИ ЭКОНОМИСТОВ В СИСТЕМЕ ОТРАСЛЕВОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2014. Вып. 3 (5). С. 19-24

Обосновывается необходимость подготовки компетентных экономистов в области международных экономических отношений и международных торговых перевозок в системе отраслевого профессионального образования вообще и повышения эффективности иноязычной подготовки экономистов в транспортном вузе в частности. Предлагается собственная трактовка понятия «контекстная иноязычная подготовка», а так-же организационно-педагогические условия повышения ее эффективности.

Ключевые слова: отраслевое профессиональное образование, контекстная иноязычная подготовка, повышение эффективности контекстной иноязычной подготовки экономистов

1381
312

Мирошниченко Алексей Анатольевич, Мерзлякова Дина Рафаиловна ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ПОМОЩЬЮ ВИДЕОМЕТОДА // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2018. Вып. 1 (19). С. 85-91

Рассмотрены вопросы сохранения и укрепления психического здоровья обучающихся. Определено влияние методов педагогики на психологическое состояние обучающихся. От выбора методов обучения зависит психологическое состояние обучающегося и социальный климат класса. Использован системно-деятельностный подход к проектированию методики преподавания с помощью видеометода. Применялись теоретические методы: изучение и анализ специальной психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования; анализ учебно-методической документации, общетеоретические методы анализа, синтеза, теоретического моделирования. Подробно раскрыты функции тестового контроля: дидактическая, воспитательная, диагностико-профилактическая и корректирующая – и их влияние на психологическое состояние обучающихся. Дидактическая функция видеометода напрямую связана с принципом наглядности. Воспитательная функция заключается в том, что с помощью данной технологии можно создать психолого-педагогические условия формирования социально-позитивного поведения. Корректирующая функция направлена на минимизацию рисков, связанных с некорректным использованием видеометода. Диагностикопрофилактическая функция использования видеометода заключается в возможности фиксации явлений и процессов, важных с точки зрения анализа психологического состояния участников образовательных отношений. Выявлены психолого-педагогические условия формирования психического здоровья обучающихся с помощью видеометода.

Ключевые слова: видеометод, дидактическая функция, воспитательная функция, корректирующая функция, диагностико-профилактическая функция

1381
313

Атрашенко Александр Николаевич ОБ УПРАВЛЕНИИ УСТОЙЧИВЫМ РАЗВИТИЕМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2013. Вып. 2 (2). С. 76-82

Рассматриваются теоретические и методологические вопросы управления в много-уровневой образовательной системе. На ряде примеров рассматривается сущность понятий устойчивость, устойчивое развитие, раскрывается сущность управления устойчивым развитием образовательной системы. Приводится категориальный аппарат устойчивости систем.

Ключевые слова: образовательная система, устойчивое развитие, управление, процессы, входы, выходы, педагогическая система

1380
314

Гавриков Анатолий Леонидович, Певзнер Михаил Наумович, Петряков Петр Анатольевич ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РЕГИОНАЛЬНОМ ОПОРНОМ УНИВЕРСИТЕТЕ: ВЫЗОВЫ СОВРЕМЕННОСТИ И ПОИСК ПУТЕЙ РАЗВИТИЯ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2017. Вып. 4 (18). С. 158-165

Раскрывается проблема развития педагогического образования в региональном опорном университете на примере Новгородского государственного университета. Показано взаимодействие вуза и региона в подготовке педагога, способного осуществлять свою профессиональную деятельность в условиях информационного общества, цифровизации экономики и образования. Раскрыт опыт сетевого взаимодействия университета с образовательными организациями региона.

Ключевые слова: региональный опорный университет, цифровизация образования, стратегии развития педагогического образования, взаимодействие вуза и региона, подготовка будущих педагогов в университете

1377
315

Коняхина Инна Владимировна, Маторина Октябрина Павловна МОДЕЛЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА (ОТОЗВАНА 23.09.2019) // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2014. Вып. 2 (4). С. 37-45

Обосновывается положение о возрастающем значении социокультурного образования в условиях духовно-нравственного кризиса, кризиса культуры и воспитания в российском обществе и необходимости его модернизации и повышения качества подготовки специалистов, востребованных временем. В поисках решения этой проблемы была разработана и апробирована «Модель преподавателя вуза культуры и искусств в условиях реализации компетентностного подхода». Разработанная модель – педагогическая, компетентностная, которая служит для формирования эталона, характеризующего качества субъекта образовательного процесса, которые должны быть обязательно сформированы для обеспечения успешности его дальнейшей профессиональной деятельности [1].

Ключевые слова: модель, педагогическая модель, компетентность, компетенция, уровни содержания образования, интегративные методы обучения, социально-культурная компетентность, профессионально-педагогическая компетентность

1375
316

Жук Лариса Викторовна МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ К ПРИМЕНЕНИЮ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2018. Вып. 1 (19). С. 135-141

Рассматривается вопрос формирования готовности бакалавров педагогического образования к реализации инновационных технологий обучения, предполагающих переход от школы, ориентированной на знаниевую модель выпускников, к школе развития у них культурных базовых способностей. Дана характеристика готовности к применению метапредметных технологий как интегративного профессионального качества личности будущего учителя, позволяющего ему осуществлять профильное обучение математике, углубленное формирование знаний и умений, разработку контрольно-измерительных материалов для оценки надпредметных результатов обучения. Представлены структура и содержание элективного курса, ориентированного на подготовку будущих учителей математики к развитию мыслительных умений школьников в процессе обучения геометрии. Раскрыты методические аспекты организации учебно-профессиональной деятельности студентов в рамках данного курса, при этом основное внимание сосредоточено на формировании умений бакалавров проектировать базовые компоненты деятельности школьников на уроках геометрии: мотивационный, деятельностный и контрольно-оценочный.

Ключевые слова: метапредметные образовательные технологии, готовность к применению метапредметных технологий обучения, учебно-профессиональная деятельность будущих учителей математики, учебная деятельность школьников, мыслительные умения в области геометрии

1375
317

Волошина Лидия Васильевна, Обухов Валерий Владимирович, Осетрин Константин Евгеньевич РОЛЬ УНИВЕРСИТЕТА В РАЗВИТИИ УСТОЙЧИВОСТИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2016. Вып. 4 (14). С. 92-96

Рассматриваются вопросы современного образования и его регионализация. Раскрыты отдельные направления совершенствования университетского образования в подготовке выпускника как компетентного, конкурентоспособного педагога. Определено, что университеты способны оказывать ведущее влияние на социально-культурное развитие образования в регионе. Представлен авторский взгляд на критерии выделения университета как системообразующего компонента в структуре региональной образовательной системы: конкурентоспособность на российском и региональном профессиональном педагогическом пространстве, опорный центр влияния на общеобразовательные школы, способность быть базовым основанием научно-педагогического инновационного образовательного потенциала региона, наличие фундаментальных условий для формирования системы непрерывного педагогического образования.

Ключевые слова: региональная образовательная система, университет, общеобразовательная школа, самоопределение, непрерывное профессиональное образование, конкурентоспособность, ценностные ориентации

1374
318

Черкашина Елена Ивановна ПРОЕКТИРОВАНИЕ МОДЕЛЕЙ ЛИНГВООБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2015. Вып. 1 (7). С. 43-50

Рассматриваются возможности построения разных моделей процесса обучения иностранному языку студентов неязыковых вузов. При проектировании учебного курса по иностранному языку специалистов нужно ориентироваться на конечную цель и решать актуальные задачи с учетом будущей специализации студентов. Предлагаемые нами модели могут быть реализованы в процессе подготовки будущих инженеров и архитекторов. Применяя метод моделирования, мы полагаем, что исходная модель в процессе обучения будет варьироваться, дополняться, совершенствоваться в зависимости от профиля подготовки, исходного уровня студентов, особенностей их профессионального мышления и профессионального сознания.

Ключевые слова: модель, процесс обучения, проектирование, профиль подготовки, лингвообразование, моделирование, профессиональная деятельность

1373
319

Грузкова Светлана Юрьевна, Камалеева Алсу Рауфовна, Шигапова Наталья Вячеславовна ВВЕДЕНИЕ В СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИН ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ЦИКЛА ЭЛЕМЕНТОВ АНТИЭКСТРЕМИСТСКОГО ХАРАКТЕРА (ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ СПО) // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2016. Вып. 1 (11). С. 117-122

Изменение привычных представлений и сложившихся ценностных ориентаций естественно-научного образования, характерных для современной России, требует особого внимания к становлению нравственного ядра личности студента. Существенное место в формировании учащейся молодежи с выраженной нравственной индивидуальностью принадлежит профессиональным образовательным организациям и педагогу. По мнению авторов, усиление нравственного аспекта целей и задач естественнонаучного образования (за счет обновления содержания учебных курсов естественнонаучного цикла по схеме: информирование → моделирование → организация → применение) позволит сформировать у обучающихся нравственные взгляды и убеждения антиэкстремистского характера.

Ключевые слова: студенты СПО, элементы экстремистского характера, содержание дисциплин естественно-научного цикла

1373
320

Кириллова Ирина Олеговна, Куровский Василий Николаевич СОЦИАЛИЗАЦИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2016. Вып. 3 (13). С. 155-160

Рассмотрены характерные проявления расстройств аутистического спектра, трудности включения учащихся, страдающих аутизмом, в учебную деятельность. Описана зависимость коэффициента интеллекта от формы аутизма, дезинтегративность когнитивного развития в познавательной сфере. Представлен опыт работы с младшими школьниками, имеющими расстройства аутистического спектра в общеобразовательных школах г. Северска Томской области: индивидуальный учебный план, включающий варианты обучения в классе, индивидуально и дистанционно; практические приемы по созданию условий для ситуаций общения; организация гибкого режима психоэмоциональных нагрузок; способы снятия напряжения. Положительная динамика социального развития младших школьников с расстройствами аутистического спектра подтверждена результатами анализа учебных планов, портфолио, биографических данных обучающихся.

Ключевые слова: младшие школьники, расстройства аутистического спектра, общеобразовательная школа, социализация, гибкий учебный план, создание ситуаций общения, вербализация контактов

1373
321

Свеженцева Ирина Борисовна, Шарыпина Людмила Алексеевна ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА У СТУДЕНТОВ НЕФИЛОЛОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2018. Вып. 2 (20). С. 63-69

Рассматривается вопрос актуальности формирования положительной мотивации в процессе изучения иностранного языка. Особое внимание акцентируется на взаимодействии со студентами высших учебных заведений нефилологической специализации, которые профессионально не заинтересованы в изучении иностранных языков. Анализируются различные подходы к проблеме и приводятся практические примеры работы в данном направлении, взятые из личного педагогического опыта. Основной целью является определение способа формирования положительной мотивации изучения иностранного языка и оптимизации процесса обучения.

Ключевые слова: положительная мотивация, саморазвитие, спонтанная речь, общение, оптимизация, педагогический опыт

1373
322

Титова Галина Юрьевна, Середа Алена Владимировна ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА НА ФАКУЛЬТЕТЕ КАК ПРОСТРАНСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДВУЗА – БУДУЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ К РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2019. Вып. 1 (23). С. 67-77

Аргументирована актуальность необходимости оcмысления подходов к воспитательной работе в педагогических вузах. Представлены результаты анализа сайтов российских вузов на предмет обеспеченности воспитательной работы со студентами регламентирующими документами, анализа наиболее распространенных моделей воспитательной работы, студенческого самоуправления, в том числе через студенческие объединения, сообщества. Выделены основные направленности студенческих сообществ в вузах, определена их специфика в педагогических университетах, связанная с ориентированностью их на практическую профессионально-педагогическую деятельность. Обозначены дефициты функционирования моделей воспитательной работы со студентами на факультетском уровне. Обобщен 10-летний опыт организации воспитательной работы и внеурочной деятельности со студентами педагогического факультета Томского государственного педагогического университета посредством включения будущих социальных педагогов в студенческие сообщества. Представлены схемы организации студенческого самоуправления на уровне академической группы, факультетском уровне, взаимодействия студенческих сообществ факультета с другими субъектами воспитательной работы факультета и вуза в целом. Приведены примеры возможных студенческих сообществ на факультете. На примере сопоставления трудовых действий социального педагога и видов деятельности куратора студенческой группы делается вывод о ресурсности развития готовности студентов к выполнению указанных выше типов профессиональной деятельности при включении их в любое студенческое сообщество в соответствии с интересами. Обоснованы условия повышения уровня готовности студентов педвуза к решению задач профессиональной деятельности посредством построения воспитательной работы на факультете на основе моделирования деятельности студенческих сообществ.

Ключевые слова: воспитательная работа, внеучебная деятельность, студенческие сообщества, профессиональные компетенции, включение будущих социальных педагогов в факультетские студенческие сообщества

1373
323

Ульянов Андрей Андреевич РАЗВИТИЕ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ СТУДЕНТОВ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В КОНТЕКСТЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА (ОТОЗВАНА 23.09.2019) // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2014. Вып. 2 (4). С. 73-79

Рассматривается целеполагание как неотъемлемая составляющая эффективной деятельности управленческих кадров. Обосновывается необходимость развития целеполагания как ключевой компетенции современных управленцев. Приведена разработанная автором структура психолого-педагогической деятельности по развитию целеполагания студентов управленческих специальностей.

Ключевые слова: целеполагание, компетенция, компетентностный подход

1372
324

Копытов Анатолий Дмитриевич, Черепанова Тамара Борисовна К ВОПРОСУ О ФЕНОМЕНОЛОГИИ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2017. Вып. 1 (15). С. 169-172

Рассматриваются отдельные особенности концептуального видения современного образования. На основе сравнительного контекста философских позиций и традиционного понимания образовательного пространства описаны: понимание образовательного пространства как пространства феноменального, сущностное отношение к содержанию образования и его организации; содержание образования описано через совокупность характеристик, исследование которых позволяет определить отдельные векторы становления нового формата образовательного пространства. Традиционное образование описано через институциональный план образования, его социокультурную и историческую детерминированность, воздействующую на открытость образовательного пространства, что находит отражение в формировании содержательного аспекта. Представлен анализ различных позиций формирования и проектирования содержания образования, в частности, на его личностно-ориентированный и предметный аспекты; акцентно описана позиция отношения к собственно предметному плану образования как к трансцендентальной сфере, а не фиксату учебного материала как бы ни был широк его предел; оценочно в контексте проблемы исследования предъявлено понимание понятия «мотивация». Совокупность приведенных аргументов позволила описать актуальный формат образовательного пространства в общем виде с выделением внутренних изменений, происходящих на концептуальном уровне.

Ключевые слова: образовательное пространство, институциональный план образования, содержание образования, контекст образовательной и педагогической деятельности, педагогические практики

1372
325

Табачук Наталья Петровна ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ ЛИЧНОСТИ КАК СУБЪЕКТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2017. Вып. 3 (17). С. 40-44

Подчеркивается актуальность процесса развития информационной компетенции личности с позиций субъектно-деятельностного подхода. Как субъект деятельности личность в современном smart-обществе приобретает важные компетенции: готовность к сетевому взаимодействию на основе цифровых трендов с обозначением в нем субъект ного опыта, способность порождать и поддерживать онлайн-контент как самостоятельный и активный субъект, способность осуществлять качественную навигацию по информационно-коммуникационным технологиям, основанную на возможности выражения субъектом деятельности опыта их использования. Данные способности характеризуют составляющие информационной компетенции личности. Процесс развития у личности данной компетенции с позиций субъектно-деятельностного подхода заключается в непрерывном сопровождении субъекта деятельности по smart-технологиям в smart-обществе через понимание, рождение собственных смыслов, обогащение субъект ного опыта развития информационной компетенции личности. В контексте smart-общества субъекту деятельности присуща готовность актуализировать личностный потенциал, субъектный опыт, информационную компетенцию, информационную культуру. Под информационной компетенцией личности как субъекта деятельности можно понимать способность умножения природных, духовных, профессиональных, культурных и индивидуально-личностных возможностей в smart-обществе.

Ключевые слова: информационная компетенция личности, субъект деятельности, субъектно-деятельностный подход, smart-общество, цифровые тренды

1372
326

Курьянович Анна Владимировна О РОЛИ ЭПИСТОЛЯРНЫХ ТЕКСТОВ В РАЗВИТИИ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2013. Вып. 2 (2). С. 58-63

Рассматриваются способы использования жанрового потенциала эпистолярных текстов на уроках русского языка и словесности в школе. Обосновывается значимость жанроориентированного подхода в методике преподавания русского языка, призванного оптимизировать процессы обучения основам национального речевого этикета, культуре выражения чувств и мыслей, формирования языкового вкуса и интуиции, речевого слуха, способности чувствовать русское слово, развития интеллекта, внимания, памяти, повышения общего уровня грамотности, в целом − совершенствования коммуникативной компетентности учащихся.

Ключевые слова: эпистолярный текст, эпистолярный дискурс, коммуникативная компетентность, речевая компетентность, жанр, речевой этикет, письмо как тип текста

1371
327

Тимошенко Лариса Григорьевна ИЗУЧЕНИЕ И ПРЕПОДАВАНИЕ ТРАДИЦИОННОЙ НАРОДНО-БЫТОВОЙ ХОРЕОГРАФИИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОСТИ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2015. Вып. 2 (8). С. 37-42

Представлены результаты теоретического осмысления проблем этнокультурного образования и воспитания детей и молодежи через традиционный русский народный танец. Рассмотрены вопросы преподавания народно-бытовой хореографии на современном этапе развития общества и возможности обучения русскому народному танцу с опорой на междисциплинарную интеграцию дисциплин, позволяющих насколько возможно полно охватить танцевальный фольклор в контексте традиционной народной культуры как сложное и многомерное явление.

Ключевые слова: народно-бытовая хореография, этнокультурное образование, народная педагогика, традиционная русская культура

1371
328

Кариев Адлет Дюсембаевич ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И МЕТОДЫ В СТАНОВЛЕНИИ СУБЪЕКТНОСТИ СТУДЕНТА // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2019. Вып. 3 (25). С. 35-40

В исследовании раскрыта суть интерактивных методов обучения, способствующих становлению субъектности студентов как одного из путей реализации современных задач подготовки будущих педагогов. Охарактеризованы основные интерактивные методы, применяемые в практике преподавания: метод «Мастерская будущего», метод casestudy, метод «Дерево решений», учебная дискуссия. Также раскрыта цель интерактивного обучения, заключающаяся в создании комфортных условий обучения, при которых каждый обучающийся сможет чувствовать свою успешность и интеллектуальную состоятельность, что позволит ему смоделировать жизненные и профессиональные ситуации из педагогической практики, найти решение проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей ситуации; способствовать формированию профессиональных умений и навыков, воспитать у него гуманистические ценности, способствовать созданию атмосферы взаимодействия, сотрудничества.

Ключевые слова: субъектность студента, интерактивное обучение, интерактивные методы обучения, метод «Мастерская будущего», метод case-study, метод «Дерево решений», учебная дискуссия

1371
329

Соколова Инна Викторовна АНАЛИЗ ВОСТРЕБОВАННОСТИ ГРУППОВЫХ ПРОГРАММ В ФИТНЕС-КЛУБЕ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2019. Вып. 4 (26). С. 162-171

Рассматриваются вопросы реализации групповых программ в фитнес-клубе. Теоретический анализ и обобщение данных научно-методической литературы позволили изучить основные характеристики различных видов групповых занятий, проводимых в фитнес-клубе. На основании данных научной литературы и интернет-ресурсов была предложена педагогическая характеристика различных видов уроков по оздоровительной аэробике, основные направления групповых программ объединены по одному основополагающему принципу – целевой направленности воздействия на организм занимающихся; все программы разделены на шесть групп: интервальные занятия, силовые направления, танцевальные направления, занятия с использованием специального оборудования и направления на растяжку и релаксацию; в каждой программе выявлены моторная плотность, частота сердечных сокращений в основной части занятия, процентное соотношение силовой и циклической части занятия, методы проведения занятий; путем анкетирования клиентов фитнес-клуба выявлены основные причины и мотивы для посещения групповых программ; анкетирование клиентов фитнес-клуба, посещающих групповые занятия, позволило проанализировать внешние мотивы выбора вида занятий, выявлены тенденции к посещению групповых программ в фитнес-клубе в зависимости от возраста: с увеличением возраста занимающихся интерес к танцевальной аэробике значительно падает (от 34 до 11 %), тогда как направления, связанные с растяжкой и релаксацией, становятся более востребованными (4 и 31 % соответственно). Направления, связанные с развитием выносливости, и интервальная тренировка заметнее востребованы в возрастных категориях 21–30 (13 и 24 %) и 31–40 лет (11 и 29 %); выявлены наиболее популярные направления у различных возрастных групп (до 20 лет; от 21 до 30; от 31 до 40; от 41 до 50 лет и старше); проведен сравнительный анализ и ранжирование групповых программ в Санкт-Петербурге, США и Германии (по данным интернет-источников), опираясь на данные интернет-источников, возможно прогнозировать перспективу развития различных программ по оздоровительной аэробике в России.

Ключевые слова: групповые программы, фитнес-клуб, педагогическая классификация групповых программ, популярность у различных возрастных категорий, мотивация посещения групповых программ

1371
330

Стрельников Павел Алексеевич СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2016. Вып. 3 (13). С. 169-175

Интеграционные процессы в высшем образовании рассматриваются как поликонтектуальное явление, актуализирующееся в сфере научного знания как корневого содержательного элемента интеграционных процессов, в социально-производственном контексте как деятельностном воплощении научного знания и образовательном пространстве. Образовательная интеграция представлена как системный процесс формирования целостной совокупности компетенций выпускника как комплексного инструмента социально-профессиональной деятельности. Исследуются движущие силы, сущность, содержание и закономерности образовательной интеграции. Приводятся понятия интегративной образовательной компетенции, раскрывается ее структура и этапы формирования.

Ключевые слова: высшее образование, образовательная интеграция, интегративная компетенция, структура образовательной компетенции, целевая учебная деятельность

1370
331

Мокрый Валерий Юрьевич АКТУАЛИЗАЦИЯ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ СВЯЗЕЙ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «СТРУКТУРЫ ДАННЫХ В ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ» // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2016. Вып. 1 (11). С. 80-85

В данной работе осуществляется развитие идей, изложенных в работе [1] относительно методики обучения студентов направления «Прикладная информатика» по дисциплине «Структуры данных в предметной области» (СДвПО). Выделены междисциплинарные связи с дисциплинами «Информатика и программирование», «Базы данных», «Объектно-ориентированное программирование» и «Высокоуровневые методы информатики и программирования». Кроме этого, обозначены направления дальнейшей работы по обновлению учебно-методического обеспечением дисциплины «СДвПО».

Ключевые слова: обучение студентов, структуры данных, прикладная информатика, междисциплинарные связи

1369
332

Корытова Алена Игоревна, Корытова Галина Степановна ЛИТЕРАТУРНЫЕ СПОСОБНОСТИ: ПРОБЛЕМА ПСИХОДИАГНОСТИКИ И РАЗРАБОТКИ МЕТОДОВ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2019. Вып. 1 (23). С. 28-37

Показано, что интерес к научным исследованиям в области персонологии способствовал привлечению внимания психологов к изучению психологической природы литературных способностей и процессов художественного творчества писателей. Отмечается, что в настоящее время исследователи ведут поиск интегративного психологического показателя, позволяющего характеризовать личность, обладающую литературными способностями. Описывается вклад ученых в сфере разработки диагностического инструментария для изучения психологических проявлений литературных способностей и специфики литературно-художественного творчества. Показано, что разработка методов диагностики психологических особенностей творчески одаренной личности является одной из центральных проблем эмпирических исследований в области психологического знания. Российскими психологами проводится разработка психодиагностических методик для диагностики особенностей творческого мышления. Однако исследователи испытывают значительные трудности в нахождении внешнего критерия. Единая обобщенная мера валидности для креативности до сих пор не установлена. Особые трудности вызывает создание психологических тестов, с помощью которых можно проводить изучение природы специальных способностей, литературно-художественной одаренности. В настоящий момент специализированных тестов для изучения литературной одаренности не разработано, поэтому задача их создания является объективно актуальной.

Ключевые слова: психология способностей, психология писателя, литературные способности, литературно-художественное творчество, психологическая диагностика способностей, методы психодиагностики

1369
333

Новиков Иван Николаевич ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА ВОЕННОСЛУЖАЩИХ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ГОТОВНОСТЬ К ВЫПОЛНЕНИЮ СЛУЖЕБНО-БОЕВЫХ ЗАДАЧ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2021. Вып. 4 (38). С. 90-98

В настоящее время большую роль в освоении военной специальности играет личность каждого военнослужащего. Рассматривается личность военнослужащего с психологической стороны через сущность основных психических свойств, к которым относятся направленность, темперамент, характер и способности. Изучены немаловажные для военнослужащего волевые и эмоциональные качества личности, позитивные и негативные привычки, военно-профессиональная воспитанность военнослужащего, отражающаяся в его дисциплинированности. Раскрыто понятие профессионализма как уровня освоения профессиональной деятельности, соответствующей имеющимся в мире стандартам и объективным требованиям. Определена зависимость успешности служебно-боевой деятельности военнослужащих от их профессионализма. Описана структура военно-профессиональной компетентности, осознание которой каждым военнослужащим способствует раскрытию их творческого потенциала в пользу военной деятельности, мотивирует на успешное выполнение служебно-боевых задач. Приведены результаты проведенного анализа по изучению уровня готовности к выполнению служебно-боевых задач различными категориями военнослужащих. Полученные данные указывают на высокую степень готовности офицеров, принявших участие в эксперименте, к выполнению служебно-боевых задач. Военнослужащие по контракту и курсанты, принимавшие участие в эксперименте, показали уровень готовности к выполнению служебно-боевых задач, не выходящий за рамки показателя средних значений. Результат эксперимента подтверждает, что его участники обладают необходимыми профессиональными и личностными качествами, способствующими успешному выполнению стоящих служебно-боевых задач. Показатели готовности военнослужащих по контракту и курсантов, принимавших участие в исследовании, подталкивают к поиску путей повышения эффективности выполнения военнослужащими служебно-боевых задач повседневной деятельности.

Ключевые слова: военнослужащий, Росгвардия, служебно-боевая деятельность, личность, профессионализм, профессиональные качества личности военнослужащего

1369
334

Боброва Галина Владимировна РОЛЬ ВНЕУРОЧНЫХ ФОРМ ЗАНЯТИЙ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ВОСПИТАННИКОВ КАДЕТСКИХ УЧИЛИЩ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2017. Вып. 3 (17). С. 108-116

Рассматриваются внеурочные формы занятий по физической культуре в Оренбургском президентском кадетском училище. Одной из проблем системы построения физической подготовки в училище является низкая заинтересованность кадет в занятиях спортом, что влечет низкую посещаемость дополнительных занятий по физической культуре. Это связано с тем, что предлагаемые кадетам формы и методы физкультурно-спортивных мероприятий не отвечают полностью потребностям воспитанников. Определение роли и места внеурочных форм занятий в системе физического воспитания кадет, соответствующих их возрасту и потребностям, будет способствовать формированию мотивации к занятиям спортом, повысит массовость занимающихся и, соответственно, уровень их физической подготовленности.

Ключевые слова: кадеты, мотивы, формы занятий, система физического воспитания

1368
335

Поздеева Светлана Ивановна КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ ПЕДАГОГ-НАСТАВНИК: РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2018. Вып. 2 (20). С. 70-75

Приведены результаты анкетирования студентов заочного отделения факультета дошкольного и начального образования Томского государственного педагогического университета, в рамках которого выяснялось отношение респондентов к проблеме организации наставничества в образовательных учреждениях. Выясняется, какие факторы влияют на то, чтобы молодой педагог остался в профессии; какие формы работы с молодыми педагогами используются чаще всего; какими профессионально-личностными качествами должен обладать педагог-наставник. Делается вывод, что мнения респондентов о качествах наставника позволяют сгруппировать их в психологический «треугольник противостояния» (эмпатия, коммуникабельность, требовательность) и педагогический «треугольник взаимодополнительности» (опыт, умение учить, исследовательские качества). На основании этого делается вывод о том, что деятельность педагога-наставника представляет соорганизацию разных моделей организации совместной деятельности с подопечным: авторитарной, лидерской, партнерской.

Ключевые слова: анкетирование, молодой специалист, наставник, сопровождение, совместная деятельность, качества наставника

1368
336

Тимошенко Лариса Григорьевна ПРОБЛЕМЫ ВОЗРОЖДЕНИЯ И СОХРАНЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА РУССКОЙ ТАНЦЕВАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2017. Вып. 3 (17). С. 71-77

Рассматривается вопрос уникальности русского танцевального искусства и заложенного в нем воспитательно-образовательного потенциала. Эстетические, нравственные, коммуникативные навыки можно сформировать посредством изучения русского танца, но подмена подлинной русской хореографии современными западными ритмами, отказ от использования региональных особенностей значительно снижают эффект воспитания. Описаны педагогические приемы передачи танцевального опыта в естественной деревенской среде. Приведены примеры региональных отличительных форм русского танца. Дан сравнительный анализ обучения русскому танцу в традиционной культуре и современных условиях.

Ключевые слова: традиционная культура, русский народный танец, региональные особенности русского танца

1367
337

Андриенко Алена Васильевна, Ефименко Владимир Николаевич, Ефименко Сергей Владимирович ОРГАНИЗАЦИЯ КОНЦЕНТРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2018. Вып. 2 (20). С. 23-31

Показаны особенности ФГОС ВО подготовки инженерных кадров для дорожной отрасли России, инновационно развивающейся в направлениях проектирования, строительства, ремонта и содержания транспортных сооружений. Современные технологии проектирования, производства и применения традиционных и нетрадиционных материалов в дорожных и проектно-изыскательских организациях требуют от выпускников учебных заведений не только компетентной эрудиции в широчайшем спектре знаний, но и умения включаться в производственный процесс, имея минимальный адаптационный период. Рассмотрена причина продолжительного периода адаптации молодого специалиста к функционированию в условиях реального производства работ с учетом его особенностей (разъездной характер, изыскания или осуществление технологических процессов в поле). Отмечено, что продолжительная адаптация молодого специалиста на производстве в значительной мере связана с несовершенством учебных планов подготовки и бакалавров, и специалистов. Например, стандартно принятая продолжительность производственных практик для студентов в процессе обучения не превышает четырех недель для бакалавриата и после второго, и после третьего семестров, что явно недостаточно для освоения особенностей производственных процессов и отношений. Существенная роль в обеспечении качества подготовки студентов технического университета принадлежит организации освоения компетенций многопредметно изучаемых профильных дисциплин. Новизна излагаемого опыта обучения состоит в применении известных методов активизации познаний студентами технического вуза (пассивных, активных и интерактивных) на платформе учебного плана, предполагающего концентрированное (блочное) усвоение дисциплин, предусмотренных стандартом. Среди методов обучения, применяемых при подготовке кадров для дорожной отрасли, отражены межкафедральное взаимодействие в курсовом проектировании, сквозное семестровое проектирование, включающее этапные (семестровые) курсовые работы, проекты производства и организации работ. Приведены особенности организации освоения компетенций студентами, отличающиеся новизной и способствующие качественному выполнению функциональных обязанностей недавно окончивших технический вуз выпускников, что актуально для инновационно развивающегося производства.

Ключевые слова: концентрированное обучение, цикловой метод обучения, качество подготовки, организация учебного процесса, компетенции, адаптация выпускника, модель интенсификации познания, межкафедральное взаимодействие

1367
338

Милевская Наталия Ивановна, Никольская Ольга Лазаревна ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ АВТОБИОГРАФИЧЕСКОЙ ПРОЗЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ВОСПИТАТЕЛЕЙ И УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2016. Вып. 2 (12). С. 59-68

Представлено осмысление психолого-педагогического значения автобиографической прозы для профессиональной подготовки воспитателей и учителей начальных классов. Выявлена и обоснована необходимость интеграции предметов «Психология» и «Детская литература». Интеграция вносит новые формы диалога и общения в учебный процесс вуза, углубляя представления о формировании «Я-концепции» ребенка средствами литературы, средствами «историографии души». Точками пересечения являются возрастные особенности детей, работа с родителями по самовоспитанию, фактор наказания в формировании личности ребенка. Выявлена и обоснована необходимость подготовки будущего воспитателя и учителя начальных классов вдумчивым, умеющим читать и анализировать художественные тексты, интегрирующим приобретенные знания по литературе и психологии. Достоинство интеграции в объяснительной функции психологии: она помогает выявить причины, факторы, играющие важную роль в понимании возрастной группы, дает объяснение поведению героя, погружая средствами литературы в переживания героя, и способствует извлечению опыта, необходимого будущим воспитателям и учителям для работы как с детьми, так и с их родителями.

Ключевые слова: нравственное воспитание, развитие, дети дошкольного возраста, интеграция литературы и психологии, родители, метод интроспекции, семья

1365
339

Фокина Олеся Сергеевна ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СТАНОВЛЕНИЯ ПОНЯТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2016. Вып. 3 (13). С. 97-102

Представлен историко-педагогический анализ становления понятия коммуникативной компетенции студентов вузов. В рамках данной проблемы рассмотрены ее главные аспекты и исследованы основные дефиниции, характеризующие коммуникативную компетенцию студента. Определено содержание, структурный анализ, выявлены основные компоненты (мотивационный, интеллектуальный, коммуникативный, рефлексивный) коммуникативной компетенции. Подчеркивается взаимосвязь и взаимообусловленность всех компонентов, а их интеграция способствует эффективному формированию коммуникативной компетенции студентов.

Ключевые слова: коммуникативная компетенция, структура, мотивационный, интеллектуальный, коммуникативный, рефлексивный компоненты

1364
340

Буякова Кристина Игоревна ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ МАЛОГО ГОРОДА // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2019. Вып. 5 (27). С. 101-106

Рассматривается волонтерская (добровольческая) деятельность детей и молодежи в контексте общеобразовательного учреждения малого города (на примере города Томска). Представлены результаты исследования проблем организации волонтерской деятельности в условиях общеобразовательного учреждения, проведенного на базе Центра социально-профессионального волонтерства Томского государственного университета. Рассмотрены организационно-педагогические условия эффективной организации волонтерской деятельности педагогами средних общеобразовательных школ.

Ключевые слова: молодежное добровольчество, волонтерство, общеобразовательные учреждения

1364
341

Бакланова Елена Алексеевна, Барбасоева Мария Валерьевна НЕКОТОРЫЕ ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СБОЕВ И СПОСОБЫ ИХ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ КАК ИНОСТРАННОМУ ЛАОССКИХ УЧАЩИХСЯ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2019. Вып. 5 (27). С. 117-129

Рассмотрены исследования, описывающие и характеризующие лаосский язык, представляющие сравнение типологического строя русского и лаосского языков, констатацию трудностей обучения русскому языку лаосцев. Для детального анализа видов ошибок, их классификации и выявления системных связей был проведен эксперимент. Экспериментальной группе были предложены задания репродуктивного и продуктивного характера. Результаты представлены в прилагаемых таблицах, содержащих виды ошибок с примерами, данные об их количестве по каждому респонденту и суммарный итог. Ошибочное запоминание и воспроизведение лексики обусловлено фонетической интерференцией и механическим переносом принципа орфографии. Низкий темп расширения словарного запаса объясняется обширной синонимией русского языка, с одной стороны, и неразвитой лексической системой лаосского языка, с другой стороны. Различные проблемы с синтаксисом основываются на несовпадении фиксированного порядка слов лаосского предложения со свободным порядком слов в русском предложении, что приводит к ошибочному определению субъектно-объектных отношений. Отсюда нередко возникающее в речи учащихся неверное интонационное членение при воспроизведении текста и неверное графическое членение при написании. В итоге комплекс вышеперечисленных причин приводит к коммуникативным сбоям. Сформулированы краткие методические рекомендации в целях повышения эффективности обучения лаосцев с учетом комплекса обнаруженных причин.

Ключевые слова: РКИ для слушателей из Лаоса, межъязыковая интерференция, фонетическая интерференция, механизмы формирования коммуникативных сбоев, учет родного языка, словообразовательный анализ как способ изучения лексики, связь синтаксической структуры с грамматическим

1364
342

Семёнова Наталия Альбертовна ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2020. Вып. 3 (31). С. 9-15

Рассматривается вопрос осуществления преемственности дошкольного и начального образования. Преемственность понимается как взаимодействие между разными ступенями образования, обеспечивающее развитие детей, обогащение знаний и опыта, основанное на учете специфики возраста, применении соответствующих, эффективных для каждой ситуации средств, методов, форм педагогической деятельности, направленных на плавное поэтапное становление учебной деятельности ребенка и переход его от одного образовательного уровня к другому. Анализ стандартов дошкольного и начального общего образования с позиции реализации преемственных связей дал возможность выявить сходства в целях, теоретико-методологической основе (системно-деятельностный подход), в структуре, позволяющей определить согласованность содержания и способов его реализации на обоих уровнях. Важным механизмом преемственности является поиск сквозных, т. е. есть актуальных для разных уровней образования технологий и методов. Этому требованию отвечает проектная деятельность дошкольника и младшего школьника, которая представлена как интегративная деятельность. Последняя включает игровую, исследовательскую, творческую деятельность и особые образовательные результаты в каждой возрастной группе.

Ключевые слова: преемственность дошкольного и начального образования, проектная деятельность детей дошкольного возраста, проектная деятельность младших школьников

1364
343

Сухушина Елена Валерьевна, Смышляева Лариса Германовна, Титова Галина Юрьевна, Середа Алена Владимировна РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРАКТИКА ДЕТСКОГО И МОЛОДЕЖНОГО ДВИЖЕНИЯ КАК ОБЛАСТЬ ПРИКЛАДНЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2017. Вып. 4 (18). С. 198-207

Аргументирована актуальность необходимости обновления концептуальных подходов к воспитанию подрастающего поколения, развитию соответствующих образовательных практик, включая разработку новых педагогических технологий воспитания, отвечающих особенностям и вызовам современного мира. Описана специфика деятельности детских и молодежных общественных объединений в современной России. Показаны особенности региональной практики детского и молодежного движения в Томской области. Обозначены актуальные направления научных исследований социально-педагогической направленности, связанные с различными аспектами развития практики детского и молодежного движения, выявленные посредством метода теоретического анализа. Обоснованы возможности образовательных программ магистратуры для реализации научно-педагогических исследований в рамках этих направлений. Представлены результаты осмысления и обобщения опыта Томского государственного педагогического университета, связанного с организацией прикладных научно-педагогических исследований (уровня научно-методической разработки) по проблеме развития региональной практики детского и молодежного движения.

Ключевые слова: воспитание, социализация, детское движение, молодежное движение, детские и молодежные общественные организации, прикладные научные исследования социально-педагогической направленности

1363
344

Костюкова Татьяна Анатольевна, Шапошникова Татьяна Дмитриевна РОЛЬ ТРАДИЦИОННЫХ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В ВОСПИТАНИИ ДОВЕРИЯ И СОГЛАСИЯ У МОЛОДЕЖИ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2017. Вып. 4 (18). С. 90-95

Необходимость развития у молодежи установок на общественное доверие, согласие, диалог культур является приоритетной для обеспечения консолидации различных слоев гражданского общества. Рассмотрены суть и взаимосвязь понятий «доверие», «согласие», «поликультурное образование». Доказано, что это не отвлеченные, а вполне реальные и многогранные категории, которые не являются напрямую экономическими и социальными, но психологически влияют на социально-экономические реалии общества. Показана роль национальных ценностей как совокупности духовных идеалов представителей тех или иных этнических общностей в формировании общественного доверия и согласия у молодежи. Установлено, что общечеловеческие ценности, значение которых нельзя ни умалять, ни преувеличивать, могут лишь задавать контекст, который должен быть наполнен определенным содержанием, вытекающим из диалектики взаимосвязи с традиционными российскими духовными ценностями.

Ключевые слова: общечеловеческие и традиционные национальные ценности, общественное доверие и согласие, поликультурное образование, гражданское единство

1361
345

Логвиненко Денис Викторович, Маврин Сергей Анатольевич МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ КАК ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2019. Вып. 1 (23). С. 84-89

Раскрыта одна из тенденций сближения задач современного реформирования Вооруженных сил и профессионального военного образования, ставящих в центр военно-педагогических систем офицера как организатора процессов обучения и воспитания личного состава. Исследовано организационно-педагогическое условие повышения качества профессиональной педагогической подготовки курсантов военного вуза, состоящее в моделировании производственной практики с учетом характеристик инновационной педагогической деятельности, реализуемой в военном вузе и транслируемой в учебно-воспитательный процесс воинских частей. Педагогическим потенциалом производственной практики выступают в этом случае междисциплинарные связи в образовательном процессе военного вуза, выполнение курсантом психолого-педагогических задач опережающего характера на базе практики, изменения в системе взаимодействия военного вуза с воинскими частями – базами практики с предоставлением курсантам возможности разрешать актуальные проблемы и трудности обучения и воспитания военнослужащих, характерные для конкретной воинской части. Раскрываются пути и способы использования педагогического потенциала производственной практики, результатом чего выступает сформированность профессиональной компетентности курсантов в совокупности знаний, умений и навыков, профессионально важных качеств личности, профессионального опыта.

Ключевые слова: профессиональная педагогическая подготовка, курсанты военного вуза, производственная практика, организационно-педагогические условия, моделирование

1360
346

Трубина Елена Николаевна ИЗУЧЕНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2016. Вып. 4 (14). С. 48-52

Возможности музыки позволяют эффективно реализовать процесс формирования нравственных представлений у младших школьников с умственной отсталостью. Доказывая влияние музыки на формирование нравственных представлений у младших школьников с умственной отсталостью, необходимо организовать экспериментальное исследование. В ходе исследования выявлен первоначальный и итоговый уровни сформированности нравственных представлений детей младшего школьного возраста, развивающихся нормально, и младших школьников, имеющих умственную отсталость. Данный вид исследования организуется до и после реализации экспериментальной программы, направленной на формирование нравственных представлений умственно отсталых младших школьников. Показаны результаты экспериментального исследования первоначального и итогового уровней сформированности нравственных представлений у нормально развивающихся младших школьников и их сверстников с умственной отсталостью и сделан качественный анализ, а также соответствующие выводы.

Ключевые слова: нравственные представления, младшие школьники, умственная отсталость, экспериментальное исследование

1359
347

Астахова Армини Аветиковна, Артеменко Надежда Анатольевна ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ МЕНТАЛЬНЫЕ КАРТЫ КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ МЕНТАЛЬНЫХ РЕПРЕЗЕНТАЦИЙ И РЕПРЕЗЕНТАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2018. Вып. 4 (22). С. 226-232

Ментальная репрезентация – это субъективный образ какого-либо события или оперативная форма ментального опыта. По мере изменения ситуации изменяется и ментальный опыт. Описан алгоритм подбора учебных задач, а также набор методов психодидактической направленности развития ментальных репрезентаций и репрезентативных способностей: метод подбора задач и метод создания индивидуальных ментальных карт. Метод подбора представлен четырьмя основными типами задач: первый тип выбирается преподавателем для работы с обучающимися с низким уровнем учебно-познавательного опыта и включает в себя тренировочные упражнения, а также приемы развития познавательного интереса и умений саморегуляции с помощью учителя. Второй тип задач представлен учебными текстами, работа с которыми позволяет создавать ментальные репрезентации, а также формирует умение рефлексировать. Третий тип задач предполагает проверку умения дополнить тезаурус новыми способами учебной деятельности. Четвертый тип включает задачи на творческое применение знаний обучающимися. Метод создания индивидуальных ментальных карт предполагает формирование умений на более высоком уровне. В основе этого метода лежит деятельность по созданию ментальных репрезентаций и применению приемов рефлексии в учебной деятельности.

Ключевые слова: ментальная репрезентация, индивидуальная ментальная карта, учебный текст, активизация познавательной деятельности, метод подбора задач, метод создания индивидуальных ментальных карт

1359
348

Мухина Александра Иннокентьевна СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД В РАЗВИТИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2017. Вып. 3 (17). С. 51-56

Синергетический подход в педагогике позволяет рассматривать развитие компетентности педагога как процесс самоорганизации сложной структуры. При этом появляется возможность применить синергетическое моделирование и найти новые подходы к организации самообразования и саморазвития педагогов, придать ему гуманистические черты – субъектность, активность, учет индивидуальных потребностей. Опираясь на синергетический подход, можно проектировать изменения образовательной среды с соз данием точек неравновесия для инициирования саморазвития педагогов. Особую актуальность имеет данный подход в развитии исследовательской компетентности педагога, так как формирует навыки деятельности в ситуации неопределенности, открытость, активность, готовность к широкому разбросу вариантов развития событий.

Ключевые слова: синергетический подход, педагогика, саморазвитие, исследовательская компетентность

1358
349

Шпет Екатерина Николаевна СОДЕРЖАНИЕ И ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ МИГРАЦИИ СТУДЕНТОВ ТОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА (НА ПРИМЕРЕ АКАДЕМИЧЕСКОГО ОБМЕНА В ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. ШАКАРИМА, Г. СЕМИПАЛАТИНСК) // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2014. Вып. 3 (5). С. 34-37

Учебная миграция рассматривается как один из инструментов формирования профессиональной компетентности будущих специалистов. На основе интервью со студентами-участниками академического обмена составлена сравнительная таблица образовательных подходов двух стран. Исследуются механизмы адаптации студентов к иной образовательной среде.

Ключевые слова: учебная миграция, содержание, формы организации образовательной деятельности, компетенции, социокультурная адаптация

1357
350

Ведерникова Юлия Васильевна ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СФЕРЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПАРТНЕРСКИХ ОТНОШЕНИЙ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2015. Вып. 4 (10). С. 40-46

Обоснована актуальность формирования партнерских отношений детского сада и семьи. Приведены результаты проведенного эмпирического исследования по выявлению отношения и осведомленности родителей об организации образовательно-воспитательного процесса в ДОУ, а также их отношение к здоровьесбережению детей. Охарактеризованы формы организации взаимодействия детского сада и семей воспитанников и описаны результаты внедрения и апробирования некоторых из них.

Ключевые слова: партнерские отношения, проектная деятельность, взаимодействие, здоровьесбережение, формы организации

1357
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11

Страница 7 из 25

© 2025 Научно-педагогическое обозрение

Разработка и поддержка: Лаборатория сетевых проектов ТГПУ