№ | Статья | Скачиваний | |||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
301 | Рассматриваются теоретические аспекты проектирования учебных задач и их систем с целью их дальнейшего применения в процессе формирования общих компетенций студентов системы среднего профессионального образования, а также диагностики уровня их сформированности. Проанализированы историко-педагогические этапы становления данной категории. Представлен ряд наиболее обсуждаемых в научной литературе аспектов учебных задач, в том числе подходы к их определению, установлению содержания, этапов решения. Предложены определения учебного задания, учебной задачи и системы учебных задач с позиции компетентностного подхода. Названы ключевые методологические и теоретические основания для проектирования учебных задач, а также описаны этапы этого процесса. Ключевые слова: учебная задача, система учебных задач, диагностика, среднее профессиональное образование, проектирование | 1173 | |||||
302 | Проблема обучения русскому языку как иностранному рассмотрена на материалах российской научной периодики. Выделены требования к формированию языковых курсов, к организации обучения русскому языку, в том числе с учетом национальной языковой специфики студентов. Представлены российские методики и практики обучения русскому языку как иностранному, а именно: дана характеристика работам по рассмотрению русского языка как иностранного в качестве отдельного научного направления (как самостоятельный предмет лингвистики; особенности рассмотрения вторичной языковой личности и специфики ее формирования), описан опыт рассмотрения социокультурного контекста изучения русского языка как иностранного (организация работы с текстами, содержащими информацию о национальной картине мира; использование специально организованных форм визуальной коммуникации); проанализированы общие и частные методические аспекты проблемы изучения русского языка как иностранного (методика обучения русскому языку как иностранному, в том числе современные подходы к формам и методам контроля; использование образности русского языка через различные языковые единицы; анализ сложностей, возникающих у иностранных студентов в процессе изучения русского языка как иностранного). Ключевые слова: русский язык как иностранный, методика обучения русскому языку как иностранному, языковая личность, типология ошибок, формы и методы контроля | 1173 | |||||
303 | Представлены результаты исследования саморегуляции поведения как критерия психологической готовности к успешному осуществлению научно-исследовательской деятельности. Наиболее выражены у молодых ученых процессы планирования и оценивания результатов в профиле саморегуляции. Выделены два фактора, указывающие на особенности стилей саморегуляции молодых ученых. Установлены гендерные различия в показателях процесса планирования. Выявлено, что аспиранты, в отличие от магистров, более самостоятельно формируют программу собственных действий для реализации задач научно-исследовательской деятельности. Ключевые слова: психологическая готовность, научно-исследовательская деятельность, саморегуляция, молодые ученые | 1172 | |||||
304 | Анализируется понятие «досуг», рассматриваются особенности его содержания на различных этапах научного исследования данной области, обращается внимание на отношение с понятием «свободное время», описываются вероятные противоречия в сфере досуга, указываются способы их разрешения. Обоснована возможность использования досуга в профессиональном воспитании военнослужащих, предложен общий замысел деятельности военного педагога и порядок его реализации с применением средового подхода. Ключевые слова: досуг, профессиональное воспитание военнослужащих, средовой подход | 1172 | |||||
305 | Раскрыта одна из тенденций сближения задач современного реформирования Вооруженных сил и профессионального военного образования, ставящих в центр военно-педагогических систем офицера как организатора процессов обучения и воспитания личного состава. Исследовано организационно-педагогическое условие повышения качества профессиональной педагогической подготовки курсантов военного вуза, состоящее в моделировании производственной практики с учетом характеристик инновационной педагогической деятельности, реализуемой в военном вузе и транслируемой в учебно-воспитательный процесс воинских частей. Педагогическим потенциалом производственной практики выступают в этом случае междисциплинарные связи в образовательном процессе военного вуза, выполнение курсантом психолого-педагогических задач опережающего характера на базе практики, изменения в системе взаимодействия военного вуза с воинскими частями – базами практики с предоставлением курсантам возможности разрешать актуальные проблемы и трудности обучения и воспитания военнослужащих, характерные для конкретной воинской части. Раскрываются пути и способы использования педагогического потенциала производственной практики, результатом чего выступает сформированность профессиональной компетентности курсантов в совокупности знаний, умений и навыков, профессионально важных качеств личности, профессионального опыта. Ключевые слова: профессиональная педагогическая подготовка, курсанты военного вуза, производственная практика, организационно-педагогические условия, моделирование | 1171 | |||||
306 | Рассмотрены вопросы формирования универсальных компетенций студентов образовательных организаций среднего профессионального образования. Кратко охарактеризованы и уточнены понятия «компетенции», «универсальные компетенции». Представлены результаты апробации интеграции дисциплин «Математика» и «Информатика». Интеграция дисциплин дает возможность не только оптимизировать учебный процесс, но и формировать универсальные компетенции. Изучение и анализ методической и педагогической литературы показывают, что в системе среднего профессионального образования интегративный подход позволяет найти общую платформу предметных знаний для формирования у обучающихся универсальных, общих и профессиональных компетенций. Формирование универсальных компетенций может быть реализовано на основе организации интегрированных занятий и проектно-исследовательской деятельности через решение профессионально ориентированных задач. Интеграция дисциплин способствует не только активизации познавательной деятельности студентов, проявлению устойчивого интереса к будущей профессии, но и формированию универсальных и профессиональных компетенций. Кратко описаны этапы и механизм реализации проекта интеграции дисциплин. Ключевые слова: компетенция, универсальные компетенции, профессиональные компетенции, среднее профессиональное образование, математика, информатика, профессионально ориентированные задачи, проектно-исследовательская деятельность | 1171 | |||||
307 | Аргументирована актуальность необходимости обновления концептуальных подходов к воспитанию подрастающего поколения, развитию соответствующих образовательных практик, включая разработку новых педагогических технологий воспитания, отвечающих особенностям и вызовам современного мира. Описана специфика деятельности детских и молодежных общественных объединений в современной России. Показаны особенности региональной практики детского и молодежного движения в Томской области. Обозначены актуальные направления научных исследований социально-педагогической направленности, связанные с различными аспектами развития практики детского и молодежного движения, выявленные посредством метода теоретического анализа. Обоснованы возможности образовательных программ магистратуры для реализации научно-педагогических исследований в рамках этих направлений. Представлены результаты осмысления и обобщения опыта Томского государственного педагогического университета, связанного с организацией прикладных научно-педагогических исследований (уровня научно-методической разработки) по проблеме развития региональной практики детского и молодежного движения. Ключевые слова: воспитание, социализация, детское движение, молодежное движение, детские и молодежные общественные организации, прикладные научные исследования социально-педагогической направленности | 1170 | |||||
308 | Рассмотрены вопросы сохранения и укрепления психического здоровья обучающихся. Определено влияние методов педагогики на психологическое состояние обучающихся. От выбора методов обучения зависит психологическое состояние обучающегося и социальный климат класса. Использован системно-деятельностный подход к проектированию методики преподавания с помощью видеометода. Применялись теоретические методы: изучение и анализ специальной психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования; анализ учебно-методической документации, общетеоретические методы анализа, синтеза, теоретического моделирования. Подробно раскрыты функции тестового контроля: дидактическая, воспитательная, диагностико-профилактическая и корректирующая – и их влияние на психологическое состояние обучающихся. Дидактическая функция видеометода напрямую связана с принципом наглядности. Воспитательная функция заключается в том, что с помощью данной технологии можно создать психолого-педагогические условия формирования социально-позитивного поведения. Корректирующая функция направлена на минимизацию рисков, связанных с некорректным использованием видеометода. Диагностикопрофилактическая функция использования видеометода заключается в возможности фиксации явлений и процессов, важных с точки зрения анализа психологического состояния участников образовательных отношений. Выявлены психолого-педагогические условия формирования психического здоровья обучающихся с помощью видеометода. Ключевые слова: видеометод, дидактическая функция, воспитательная функция, корректирующая функция, диагностико-профилактическая функция | 1170 | |||||
309 | Раскрыты особенности подготовки будущих педагогов к оказанию платных образовательных услуг. Предложены ведущие направления инновационной предпринимательской деятельности в гуманитарном вузе. Представлены результаты диагностики студентов педагогического и психолого-педагогического направлений с целью выявления их готовности к предоставлению платных образовательных услуг. Описан проект, направленный на подготовку студентов к оказанию платных услуг дошкольного образования или услуги по уходу и присмотру за дошкольниками, а также на организацию бизнеса в сфере дошкольного образования. Ключевые слова: образовательная услуга, оказание платных образовательных услуг, инновационная предпринимательская деятельность | 1169 | |||||
310 | Актуальность темы обусловлена затруднениями обучающихся, которые они испытывают при решении стереометрических задач. Об этом свидетельствуют ежегодные результаты единого государственного экзамена по математике профильного уровня. На протяжении последнего десятилетия с развитием современных информационных технологий предпринимаются многочисленные попытки повышения эффективности обучения геометрии в школе за счет внедрения интерактивных сред, обеспечивающих различные функции наглядности на уроке и на внеклассных занятиях по математике. Среди современных доступных цифровых инструментов, позволяющих выполнять построения и преобразования геометрических объектов в интерактивном режиме, все большим спросом среди учителей и исследователей пользуется среда GeoGebra. Однако анализируя русскоязычные печатные и электронные источники, можно заключить, что вопрос о применении GeoGebra при решении позиционных стереометрических задач раскрыт недостаточно полно. Раскрыты особенности решения позиционных стереометрических задач с использованием среды GeoGebra 5.0 на уроках геометрии в средней школе и при обучении методам изображений будущих учителей математики в педагогическом вузе. Сделан акцент на преимуществе применения GeoGebra при обучении построению пространственных фигур и их сечений по сравнению с традиционным обучением. На примере решения задачи на построение сечения многогранника плоскостью различными способами подробно описан необходимый инструментарий среды GeoGebra 5.0. Ключевые слова: GeoGebra, методика преподавания геометрии, визуализация геометрических объектов, развитие пространственного мышления, позиционные задачи, методы построения сечения многогранников, метод следов, метод внутреннего проектирования | 1169 | |||||
311 | Формирование нравственной ответственности будущего бакалавра как социальнопрофессионального качества осуществляется в процессе учебно-профессиональной деятельности, представленной совокупностью различных профессионально-культурных практик. Уточнено понятие «нравственная ответственность будущего бакалавра», определены ее структурные элементы – кластеры, в соответствии с которыми разработана педагогическая диагностика изучения сформированности нравственной ответственности будущих бакалавров. Приводится описание оценочно-диагностического инструментария изучения сформированности нравственной ответственности будущего бакалавра в процессе профессионально-культурных практик. В качестве критериев выделены духовный, интерактивный, творческий, регулятивный и описаны уровни сформированности нравственной ответственности будущего бакалавра в положительном модусе их проявления (индифферентный, неустойчивый и устойчивый). Ключевые слова: нравственная ответственность будущего бакалавра, кластеры нравственной ответственности, критерий сформированности, уровень сформированности, оценочно-диагностический инструментарий | 1168 | |||||
312 | Исследуется проблема научного обеспечения профессионального образования полицейских кадров как средства оптимизации системы профессиональной подготовки МВД России. Рассматривается позитивный опыт по усилению научной составляющей и профессионализации обучения в системе непрерывного профессионального полицейского образования в Федеративной Республике Германии. Содержатся выводы о том, что успешное выполнение прогностических функций профессионального полицейского образования возможно только при научном обеспечении образовательного процесса, что обеспечивает необходимую реакцию на изменение законодательства, появление новых видов и методов совершения преступлений, вариативность социальных ролей полицейского, в целом на улучшение качества работы полиции. Ключевые слова: профессиональное полицейское образование, научная база образовательного процесса, профессионализация, фундаментальные научные исследования, практико-ориентированные исследования, практическое применение научных знаний, практическая направленность | 1168 | |||||
313 | Профильное обучение является одним из перспективных направлений в решении задач самоопределения молодежи, развития индивидуальных способностей, успешной профессиональной идентификации и самореализации в будущем. Исследование особенностей межличностных отношений старшеклассников позволило выявить различия в структуре отношений и самоаттестации социально-психологических характеристик в классах с социально-гуманитарным, естественнонаучным и физико-математическим профилем обучения, определить проблемные и ресурсные зоны профильного обучения. Ключевые слова: профиль обучения, идентификация, дисгармония межличностных отношений, старшеклассники | 1166 | |||||
314 | Исследуется проблема эффективной профессиональной подготовки рабочих кадров, специалистов среднего звена для предприятий швейной отрасли. Пути решения этой проблемы связываются авторами с необходимостью осуществления модернизации системы среднего профессионального образования, одной их форм которой является внедрение федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования на компетентностной основе. Опираясь на опыт осуществления профессионального обучения в современном колледже, авторы указывают на отсутствие у контингента обучающихся мотивации к приобретению профессии, а так-же отсутствие твердых навыков преобразования учебного знания в способность решения учебных и учебно-проектных задач. Для решения этой проблемы авторами предлагаются способы реализации модульной профессиональной подготовки обучающихся по специальности 072501 «Дизайн» (в швейной промышленности), которая осуществляется в Томском колледже дизайна и сервиса. Такая подготовка предлагается авторами в сочетании с созданием психолого-педагогических условий для мотивации обучающихся к творческой проектно-дизайнерской деятельности и формированию профессиональной компетентности будущего специалиста в области дизайна одежды на основе продуктивного педагогического взаимодействия с обучающимися. Ключевые слова: структура профессионального образования, федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования, непрерывное образование, качество обучения, компетентностный подход, модульное обучение, целостный педагогический процесс | 1165 | |||||
315 | Рассматривается вопрос уникальности русского танцевального искусства и заложенного в нем воспитательно-образовательного потенциала. Эстетические, нравственные, коммуникативные навыки можно сформировать посредством изучения русского танца, но подмена подлинной русской хореографии современными западными ритмами, отказ от использования региональных особенностей значительно снижают эффект воспитания. Описаны педагогические приемы передачи танцевального опыта в естественной деревенской среде. Приведены примеры региональных отличительных форм русского танца. Дан сравнительный анализ обучения русскому танцу в традиционной культуре и современных условиях. Ключевые слова: традиционная культура, русский народный танец, региональные особенности русского танца | 1165 | |||||
316 | Введение федеральных государственных образовательных стандартов актуализировало проблему активизации всех учащиеся, как старшей, так и основной школы, при выполнении проектной деятельности. Включение в процесс выполнения проектов нацелено на предметное и личностное развитие учащихся, нередко определяет их дальнейшие профессиональные планы. Возникает проблема организации проектно-исследовательской деятельности у большого числа учащихся. Как показывает практика, у большинства учителей нет на это достаточного количества времени, иногда не хватает эрудиции. Материально-техническая база школьных лабораторий не позволяет поставить на научном уровне многие эксперименты. В Томске как в городе с большим количеством высших учебных заведений для выполнения научных исследований школьников возможно взаимодействие школ с вузами в плане организации проектов для старшеклассников. В настоящее время эта связь отрабатывается. Показаны возможности и результаты такого сотрудничества. Ключевые слова: образование в средней школе, требования к результатам образования, взаимодействие школы и вуза, исследовательская деятельность, проекты научно-технического характера | 1163 | |||||
317 | Показаны особенности ФГОС ВО подготовки инженерных кадров для дорожной отрасли России, инновационно развивающейся в направлениях проектирования, строительства, ремонта и содержания транспортных сооружений. Современные технологии проектирования, производства и применения традиционных и нетрадиционных материалов в дорожных и проектно-изыскательских организациях требуют от выпускников учебных заведений не только компетентной эрудиции в широчайшем спектре знаний, но и умения включаться в производственный процесс, имея минимальный адаптационный период. Рассмотрена причина продолжительного периода адаптации молодого специалиста к функционированию в условиях реального производства работ с учетом его особенностей (разъездной характер, изыскания или осуществление технологических процессов в поле). Отмечено, что продолжительная адаптация молодого специалиста на производстве в значительной мере связана с несовершенством учебных планов подготовки и бакалавров, и специалистов. Например, стандартно принятая продолжительность производственных практик для студентов в процессе обучения не превышает четырех недель для бакалавриата и после второго, и после третьего семестров, что явно недостаточно для освоения особенностей производственных процессов и отношений. Существенная роль в обеспечении качества подготовки студентов технического университета принадлежит организации освоения компетенций многопредметно изучаемых профильных дисциплин. Новизна излагаемого опыта обучения состоит в применении известных методов активизации познаний студентами технического вуза (пассивных, активных и интерактивных) на платформе учебного плана, предполагающего концентрированное (блочное) усвоение дисциплин, предусмотренных стандартом. Среди методов обучения, применяемых при подготовке кадров для дорожной отрасли, отражены межкафедральное взаимодействие в курсовом проектировании, сквозное семестровое проектирование, включающее этапные (семестровые) курсовые работы, проекты производства и организации работ. Приведены особенности организации освоения компетенций студентами, отличающиеся новизной и способствующие качественному выполнению функциональных обязанностей недавно окончивших технический вуз выпускников, что актуально для инновационно развивающегося производства. Ключевые слова: концентрированное обучение, цикловой метод обучения, качество подготовки, организация учебного процесса, компетенции, адаптация выпускника, модель интенсификации познания, межкафедральное взаимодействие | 1162 | |||||
318 | Представлено исследование особого вида миграции – учебной. Рассматривается ее роль не только в образовательном процессе, но в развитии научно-технического прогресса, экономики, глобализации, интеграции России в мировую систему образования. Подчеркиваются функции экспорта образовательных услуг, приводятся данные по динамике роста числа иностранных студентов, обучающихся в вузах России, рейтинг городов, в которых обучалось более всего иностранных студентов. На основе анализа литературных источников выделены факторы, влияющие на процессы учебной миграции. На основе интервью со студентами – участниками академических обменов выделены образовательные формы, используемые в зарубежных вузах. Ключевые слова: миграция, учебная миграция, конкурентные преимущества, система образования, образовательная деятельность, образовательные формы | 1161 | |||||
319 | Рассматривается влияние инновационного развития образования на изменение задач методической подготовки студентов в педагогическом вузе, обусловленное гуманитарным подходом к образованию, выделением в качестве предмета педагогической деятельности на уроке организации совместной деятельности с детьми и ее методического сопровождения, появлением различных образовательных практик в начальной школе, потребностью в учителе, владеющем исследовательской компетентностью и готовом к инновационной деятельности. Ключевые слова: инновационное развитие образования, совместная деятельность, методическая подготовка | 1160 | |||||
320 | Анализируются особенности регионов Западной Сибири, сходных по уровню социально-экономического развития, ментальным установкам и составу населения, создающие возможности для формирования региональной системы образования. Отмечается, что регионализация образования является традиционной частью российской государственной политики в досоветский, советский период и в наше время. Выявляется, что характеристики таких соседствующих регионов Западной Сибири, как Новосибирская, Омская, Томская, Кемеровская области и Алтайский край, обеспечивают сходные условия для развития образовательных систем. Их социокультурное пространство включает объединяющие региональные факторы. Общность характеристик образовательных систем указанных выше регионов позволяет говорить об их схожести и единстве социально-культурных задач. Прежде всего это обусловлено не только природно-климатическими факторами, но и единством социальных и культурно-исторических процессов, формирующих общность территорий субъектов Федерации. Развитие поликультурного образовательного пространства в Западной Сибири наиболее динамично в сфере образовательных услуг. Поликультурная образовательная среда исследованных сибирских регионов обеспечивает комфортные условия образовательного взаимодействия, в том числе в сфере оказания образовательных услуг. Отмечено восстановление доверия населения к региональному образованию, его роль в социально-экономическом развитии большинства регионов Западной Сибири. В регионах Западной Сибири отмечается определенное единство социокультурного пространства, общность социально-экономического пространства и сходство образовательного пространства, отражающихся в системе образования и особенностях ее развития. Это обеспечивает опережающее развитие сферы образовательных услуг и возможность эффективного использования дефицитных потенциалов развития образования. Ключевые слова: сфера образовательных услуг, региональные особенности развития образования, регионообразующие факторы | 1158 | |||||
321 | Производственная практика выступает важным компонентом профессиональной подготовки обучающихся в магистратуре. Она способствует формированию ключевых компетенций магистров и становлению опыта профессиональной деятельности, позволяет оценить эффективность освоения образовательной программы. Оценивание деятельности студентов по итогам практики имеет свои особенности и отличается от оценивания их знаний и умений по учебным дисциплинам. Это требует определения критериев и уровней их оценивания на практике. За период обучения в магистратуре педагоги проходят три вида практик. Итогом всей научно-исследовательской и педагогической деятельности обучающихся является преддипломная практика. По результатам ее прохождения решается вопрос о допуске к защите выпускной квалификационной работы. Ставится проблема оценки профессиональных компетенций обучающихся магистратуры психолого-педагогического образования по итогам производственной практики. Рассматриваются предложенные в литературе варианты выявления уровня их сформированности, раскрываются задачи, содержание, особенности организации исследовательской деятельности, виды заданий по преддипломной практике студентов, обучающихся по направлению «Психолого-педагогическое образование (психология и педагогика развития дошкольника)». Использован опыт Томского государственного педагогического университета в определении уровня развития общепрофессиональных и профессиональных компетенций: первый (низкий), второй (средний), третий (высокий). Выделены и описаны показатели и критерии проявления компетенций педагогов-магистров по итогам производственной (преддипломной) практики. Предложен критериально-уровневый подход к организации преддипломной практики обучающихся магистратуры в образовательной среде педагогического вуза. Определены и охарактеризованы уровни проявления общепрофессиональных и профессиональных компетенций: критический, достаточный, продвинутый. Ключевые слова: подготовка магистрантов, производственная, преддипломная практика, профессиональные компетенции, критерии, уровни развития компетенций | 1157 | |||||
322 | Рассматривается вопрос формирования детской хоровой студии на базе как минимум двух образовательных организаций – общеобразовательной школы и учреждения дополнительного образования детей. Проанализирована значимость хоровых студий с нескольких позиций: для детей – реализация творческих способностей каждого ребенка, развитие его общей культуры, гражданственности, профессиональной ориентации на вокально-хоровую деятельность и с точки зрения образовательных организаций – обеспечение выполнения требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (1–4 кл.) в части организации внеурочной деятельности школьников; расширение спектра взаимодействия образовательных структур; профориентация на музыкальную профессию. Дан краткий обзор становления и развития хорового искусства в России и на региональном уровне (на примере города Томска) и проанализирована современная ситуация с детским хоровым образованием. Предложена методика интеграции усилий общеобразовательной школы и учреждений дополнительного образования детей с целью создания детского хорового коллектива, основанная на личном опыте авторов и предусматривающая элементы сетевой формы реализации образовательных программ. Ключевые слова: детская хоровая студия, дополнительное образование детей, общеобразовательная школа, сетевое взаимодействие | 1157 | |||||
323 | Рассматриваются теоретические и методологические вопросы управления в много-уровневой образовательной системе. На ряде примеров рассматривается сущность понятий устойчивость, устойчивое развитие, раскрывается сущность управления устойчивым развитием образовательной системы. Приводится категориальный аппарат устойчивости систем. Ключевые слова: образовательная система, устойчивое развитие, управление, процессы, входы, выходы, педагогическая система | 1156 | |||||
324 | Констатируется стремление развивающейся экономики сохранить наиболее успешные российские научные школы, обеспечить их преемственность подготовкой нового поколения исследователей. Объясняется необходимость привлечения преподавателей и студентов к фундаментальным исследованиям. Обосновывается факт, что сформированная исследовательская компетентность студентов характеризует их субъектность и потребность в непрерывном познании и требует их обучения способам самостоятельного получения и переработки научной информации в самостоятельной исследовательской практике в рамках компетентностного подхода. Представлены компоненты исследовательской компетентности будущего педагога: теоретические знания о методах исследования, способах систематической обработки эмпирических данных, формулировании выводов и представления результатов исследования; умения применять эти знания в процессе конкретного исследования; совокупность личностных качеств самого исследователя. Доказывается, что исследовательская компетентность является интегральным личностным качеством обучающегося субъекта в виде готовности и способности к самостоятельному получению новых знаний путем переноса смыслового контекста деятельности от функционального к преобразовательному. Формулируется вывод о том, что данное определение может служить основой выбора стратегии формирования исследовательской компетенции будущего учителя технологии, которая будет включать: овладение специальными знаниями осуществления исследовательской деятельности, методами научного познания; развитие и принятие ценностных идеалов и качеств субъекта, способного и готового выходить за пределы имеющегося уровня системы знаний о себе и окружающем мире; практический опыт применения исследовательской компетентности в педагогической работе. Ключевые слова: исследовательская компетентность, особенности образовательной области «Технология», содержание исследовательской компетентности будущего учителя технологии, совокупность исследовательских задач учителя технологии | 1156 | |||||
325 | Интеграционные процессы в высшем образовании рассматриваются как поликонтектуальное явление, актуализирующееся в сфере научного знания как корневого содержательного элемента интеграционных процессов, в социально-производственном контексте как деятельностном воплощении научного знания и образовательном пространстве. Образовательная интеграция представлена как системный процесс формирования целостной совокупности компетенций выпускника как комплексного инструмента социально-профессиональной деятельности. Исследуются движущие силы, сущность, содержание и закономерности образовательной интеграции. Приводятся понятия интегративной образовательной компетенции, раскрывается ее структура и этапы формирования. Ключевые слова: высшее образование, образовательная интеграция, интегративная компетенция, структура образовательной компетенции, целевая учебная деятельность | 1155 | |||||
326 | Вопросы введения всеобщего начального обучения в деятельности Государственной думы Российской империи долгое время не были в поле зрения исследователей, интересКочурина к теме возрос в связи с восстановлением парламентских традиций и глубоким реформированием системы образования. На основе исторических источников показано, что в начале XX в. данный вопрос был, пожалуй, единственным, не вызывавшим разногласий между политическими партиями. Но он так и не был решен из-за длившихся на протяжении шести лет дискуссий между фракциями в Государственной думе, Думой и Государственным советом, парламентом и правительством по сопутствующим проблемам – об обязательности или предоставлении права получения начального образования, о размерах финансирования и характере управления министерскими и церковными школами, о языке преподавания в начальной школе в местностях с нерусским населением, о роли органов местного самоуправления в развитии школьного дела и др. Первая Государственная дума в силу кратковременного существования не сумела приступить к рассмотрению законопроекта о введении всеобщего начального обучения, Государственная дума II созыва – приступила, но ее досрочный роспуск не позволил принять сколько-нибудь существенных решений по вопросу. Третья Государственная дума оказалась единственной в дореволюционной истории России, выдержавшей полный срок полномочий. Результаты ее деятельности в области просвещения закрепили за ней название «Дума народного образования». Было рассмотрено более 300 законодательных инициатив в области науки и образования, в том числе 15 законопроектов по начальному образованию, дополнительные ассигнования на начальную школу выросли почти на 40 млн руб. в год. Но принятый Думой законопроект о введении всеобщего начального обучения не прошел в Государственном совете. Депутаты четвертого созыва вновь дискутировали по содержанию проекта, разработанного Третьей Думой. Главной причиной конфликтов был вопрос о церковно-приходских школах. В последний раз в истории Думы законопроект был внесен министром народного просвещения П. Н. Игнатьевым 28 августа 1916 г., но решение по нему так и не было принято. Вместе с тем за годы работы Государственных дум на развитие начального образования, подготовку педагогов, заработную плату учителей и строительство новых школ были выделены невиданные до того времени средства, а статьи государственных расходов на школьное дело увеличились почти вдвое. Ключевые слова: всеобщее начальное обучение, начальное образование, начальные школы, начальные училища, Государственная дума, Российская империя | 1155 | |||||
327 | Рассматриваются возможности сетевого взаимодействия различных социальных институтов в воспитании и социализации молодого поколения в современном российском обществе. Сетевое взаимодействие является основой для реализации Программы воспитания и социализации школьников, которая является основным компонентом Федерального образовательного стандарта общей школы. Механизмом сетевого взаимодействия выступает социальный проект, интегрирующий воспитательные ресурсы социальной среды. Ключевые слова: Программа воспитания и социализации, социальный проект, сетевое взаимодействие, социальные партнеры воспитания, воспитательные ресурсы среды | 1154 | |||||
328 | Рассматриваются вопросы конструирования цветовой композиции. Колористика, или цветоведение, обращается к эстетическим характеристикам цвета, гармонии цветовых отношений, красоте колорита в картине. Компетентность в области конструирования цветовых композиций эффективно формируется при развитии гармоничности мышления (на основе изучения теории о гармонии) и закреплении на практике путей приведения цветовых отношений в гармонию (профессиональной деятельности). Взаимосвязь интуиции и научного подхода в художественном творчестве обеспечивается через систематическое развитие образно-творческих способностей, чувства гармонии и освоение понятий о гармонии и ее признаках. Основные признаки гармонии: цельность, единство противоположностей, пропорциональность, равновесие, устойчивость. Творческие способности включают: способность познавать, обогащать свое творчество знаниями того, что уже создано человечеством, опытом творческой деятельности, и способность выйти за рамки привычных способов деятельности, готовность к открытию нового, неизвестного. Ключевые слова: гармония, цветовая гармония, колористика, признаки гармонии, цельность, контраст, пропорциональность | 1154 | |||||
329 | Представлены теоретические подходы к проектированию научно-методического обеспечения процесса повышения квалификации учителя в современных условиях постановки образовательных целей в форме компетенционных характеристик ученика. Охарактеризована специфика современной образовательной ситуации, проявляющаяся в формировании нового терминологического пространства, необходимости педагогического прогнозирования цельного образа выпускника школы, запуске процессов его вертикального (между разными уровнями образовательной системы), горизонтального (территориального, в том числе межнационального) и межсубъектного согласования. Утверждается, что новый международный подход к управлению образовательными системами, соответствуя специфике постиндустриального общества, является новым вызовом для профессионализма учителя. Дан анализ нормативных требований к умениям учителя на основании Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования и квалификационных характеристик должности учителя. Утверждается, что важным условием поддержки профессионализма является научно-методическое обеспечение процесса повышения квалификации. Прогнозируются негативные последствия отсутствия такой поддержки, названы проблемы, выявленные в процессе курсовой подготовки учителей Приморского края. В качестве определяющего подхода к проектированию педагогических условий развития профессионализма учителя названа постановка исследовательской проблемы. Утверждается, что проблема готовности учителя к работе в условиях нормативной определенности целей образования, выраженных в компетенционных характеристиках ученика, является частным случаем противоречия между нормативной заданностью деятельности и индивидуальным характером ее реализации. Такая постановка проблемы предполагает не только обновление содержания дополнительных профессиональных программ, но и отбор средств обучения, позволяющих выработать индивидуальный характер деятельности. Выдвигается предположение о том, что инструментом преодоления такого противоречия являются информационные технологии. Ключевые слова: учитель, цели образования, компетентность учителя, повышение квалификации, информационные технологии | 1154 | |||||
330 | Рассматриваются отдельные особенности концептуального видения современного образования. На основе сравнительного контекста философских позиций и традиционного понимания образовательного пространства описаны: понимание образовательного пространства как пространства феноменального, сущностное отношение к содержанию образования и его организации; содержание образования описано через совокупность характеристик, исследование которых позволяет определить отдельные векторы становления нового формата образовательного пространства. Традиционное образование описано через институциональный план образования, его социокультурную и историческую детерминированность, воздействующую на открытость образовательного пространства, что находит отражение в формировании содержательного аспекта. Представлен анализ различных позиций формирования и проектирования содержания образования, в частности, на его личностно-ориентированный и предметный аспекты; акцентно описана позиция отношения к собственно предметному плану образования как к трансцендентальной сфере, а не фиксату учебного материала как бы ни был широк его предел; оценочно в контексте проблемы исследования предъявлено понимание понятия «мотивация». Совокупность приведенных аргументов позволила описать актуальный формат образовательного пространства в общем виде с выделением внутренних изменений, происходящих на концептуальном уровне. Ключевые слова: образовательное пространство, институциональный план образования, содержание образования, контекст образовательной и педагогической деятельности, педагогические практики | 1153 | |||||
331 | Рассматривается проблема обучения аудированию студентов неязыковых специальностей в связи с переходом на федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения ++. Анализируются трудности, с которыми сталкиваются как преподаватели, так и обучающиеся при работе с аудиоматериалами, раскрывается взаимосвязь аудирования с другими видами речевой деятельности, подчеркивается невозможность научиться говорению без тренировки восприятия речи на слух. Приводятся примеры современных интернет-ресурсов, используемых в практике неязыкового вуза, отмечается их преимущество в аутентичности, коммуникативности, познавательности, мотивации студентов. Предлагается адаптировать и использовать упражнения с однократного предъявления для обучения аудированию на начальном этапе с целью снятия трудностей различного характера, приводятся примеры упражнений при работе со студентами разных направлений подготовки, дается обоснование эффективности этих упражнений. Ключевые слова: иностранные языки, аудирование, слуховой образ, студенты не-языкового вуза, аутентичный материал, запись с однократного предъявления | 1152 | |||||
332 | Представлено авторское видение развивающего потенциала кураторства в направлении профессионализации студентов педвуза. Кураторство рассматривается не только как средство организации воспитательной работы в вузе в отношении первокурсников, но и как средство развития профессиональной компетентности самих кураторов. Представлен накопленный педагогическим факультетом Томского государственного педагогического университета опыт, разработанный критериально-диагностический инструментарий для оценки развития профессиональной компетентности студентов-кураторов. Выведена взаимосвязь видов деятельности куратора и трудовых действий педагога в соответствии с профстандартом педагога. Ключевые слова: куратор студенческой группы, кураторская деятельность, профессиональная компетентность студентов педвуза, профстандарт педагога, трудовые действия педагога | 1150 | |||||
333 | Изменение привычных представлений и сложившихся ценностных ориентаций естественно-научного образования, характерных для современной России, требует особого внимания к становлению нравственного ядра личности студента. Существенное место в формировании учащейся молодежи с выраженной нравственной индивидуальностью принадлежит профессиональным образовательным организациям и педагогу. По мнению авторов, усиление нравственного аспекта целей и задач естественнонаучного образования (за счет обновления содержания учебных курсов естественнонаучного цикла по схеме: информирование → моделирование → организация → применение) позволит сформировать у обучающихся нравственные взгляды и убеждения антиэкстремистского характера. Ключевые слова: студенты СПО, элементы экстремистского характера, содержание дисциплин естественно-научного цикла | 1149 | |||||
334 | На основе четырех последовательно выполненных логических ограничений, а именно анализа необходимых и достаточных условий положительной направленности с учетом требований соответствующих методологических подходов и рассмотрения понятий на пересечении педагогических и организационных контекстов, представлен анализ понятия «организационно-педагогические условия» и дано его определение в контексте процесса формирования организационно-управленческой компетенции. На основе анализа научно-методической литературы и существующих методологических подходов авторами выделены три группы организационно-педагогических условий формирования организационно-управленческой компетенции бакалавров по физической культуре: условия-предпосылки, условия-обстановки и условия-требования. Ключевые слова: подготовка бакалавров по физической культуре, организационно-педагогические условия, организационно-управленческая компетенция | 1149 | |||||
335 | Внеурочная воспитательная работа считается неотъемлемой частью процесса обучения. Каждое образовательное учреждение должно обеспечить вариативность внеурочной деятельности, используя различные формы организации, отличающиеся от классно-урочных статичных занятий. Содержание внеурочной деятельности регламентируется внутренними документами образовательного учреждения и определяется требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования. В областном государственном бюджетном образовательном учреждении среднего профессионального образования «Кожевниковский техникум агробизнеса» организация внеурочной деятельности по профессии 19601 «швея» для студентов с инвалидностью и студентов с ограниченными возможностями здоровья осуществляется с помощью творческого кружка. Материалы статьи опираются на программу творческого кружка, разработанные в соответствии с особыми образовательными потребностями лиц с инвалидностью и лиц с ограниченными возможностями здоровья, с учетом особенностей, индивидуальных возможностей и психофизического развития, а также профессиональной направленности учреждения. В программе творческого кружка описаны приемы работы с различными художественными материалами, даны рекомендации, которыми должен руководствоваться преподаватель на этапе планирования, проведения и анализа занятия. Целью статьи является возможность обмена опытом и передовой практики по организации внеурочной деятельности для учащихся с инвалидностью и учащихся с ограниченными возможностями здоровья на разных этапах развития систем профессионального образования. Также рассматриваются способы взаимодействия различных образовательных учреждений и стимулирования педагогического общения и взаимодействия на различных ступенях профессиональной образовательной системы. Ключевые слова: адаптация, лица с ОВЗ и инвалидностью, внеурочная деятельность, творческая деятельность | 1149 | |||||
336 | Рассмотрены исследования, описывающие и характеризующие лаосский язык, представляющие сравнение типологического строя русского и лаосского языков, констатацию трудностей обучения русскому языку лаосцев. Для детального анализа видов ошибок, их классификации и выявления системных связей был проведен эксперимент. Экспериментальной группе были предложены задания репродуктивного и продуктивного характера. Результаты представлены в прилагаемых таблицах, содержащих виды ошибок с примерами, данные об их количестве по каждому респонденту и суммарный итог. Ошибочное запоминание и воспроизведение лексики обусловлено фонетической интерференцией и механическим переносом принципа орфографии. Низкий темп расширения словарного запаса объясняется обширной синонимией русского языка, с одной стороны, и неразвитой лексической системой лаосского языка, с другой стороны. Различные проблемы с синтаксисом основываются на несовпадении фиксированного порядка слов лаосского предложения со свободным порядком слов в русском предложении, что приводит к ошибочному определению субъектно-объектных отношений. Отсюда нередко возникающее в речи учащихся неверное интонационное членение при воспроизведении текста и неверное графическое членение при написании. В итоге комплекс вышеперечисленных причин приводит к коммуникативным сбоям. Сформулированы краткие методические рекомендации в целях повышения эффективности обучения лаосцев с учетом комплекса обнаруженных причин. Ключевые слова: РКИ для слушателей из Лаоса, межъязыковая интерференция, фонетическая интерференция, механизмы формирования коммуникативных сбоев, учет родного языка, словообразовательный анализ как способ изучения лексики, связь синтаксической структуры с грамматическим | 1149 | |||||
337 | Экологическое образование для устойчивого развития рассматривается как условие совершенствования профессиональных компетенций педагога, совершенствование которых возможно в рамках дополнительного профессионального образования. При этом необходимо включить в структуру и содержание профессиональных (ключевых, базовых, специальных) компетенций экологическую составляющую, поскольку в теории и практике современного образования проблемы формирования экологических компетенций обычно исследуются отдельно, обособленно от профессиональных компетенций педагога. Следовательно, включение экологической составляющей, основанной на идеях экологического образования для устойчивого развития, может стать не только частью профессиональных компетенций педагога, но и условием для их совершенствования. Ключевые слова: устойчивое развитие, образование для устойчивого развития, экологическое образование для устойчивого развития, профессиональные компетенции педагога, экологическая составляющая компетенций | 1147 | |||||
338 | Исследуются базовые техники ушу китайских и российских клубов (на примере г. Красноярска). Рассмотрев основные аспекты данной проблемы, делается вывод, что применение базовой техники учебной российской модели у спортсменов 8-12 лет, занимающихся ушу, ведет к недостаточно эффективному результату при выступлениях на соревнованиях. Поэтому сравнительный анализ базовых техник ушу послужит примером для тренировок в российских учебных клубах, а также распространению интернационализации ушу и улучшению физической подготовленности спортсменов. Ключевые слова: базовые техники ушу, спортсмены ушу 8–12 лет, учебная модель | 1147 | |||||
339 | Актуализируется проблема подготовки специалистов в области предшкольного образования. Акцентируется внимание на подготовку педагогов в соответствии с нормативными требованиями, указанными в федеральных стандартах как высшего профессионального, так и дошкольного образования. Подготовка высококвалифицированных специалистов обеспечивается при создании необходимых педагогических условий. Подробно рассмотрев понятия, связанные с обозначенной проблемой, автор описал наиболее существенные педагогические условия формирования готовности студентов – будущих педагогов к реализации программ предшкольного образования. Ключевые слова: педагогические условия, предшкольное образование, подготовка специалистов, профессиональная деятельность студентов | 1146 | |||||
340 | Рассматривается вопрос актуальности формирования положительной мотивации в процессе изучения иностранного языка. Особое внимание акцентируется на взаимодействии со студентами высших учебных заведений нефилологической специализации, которые профессионально не заинтересованы в изучении иностранных языков. Анализируются различные подходы к проблеме и приводятся практические примеры работы в данном направлении, взятые из личного педагогического опыта. Основной целью является определение способа формирования положительной мотивации изучения иностранного языка и оптимизации процесса обучения. Ключевые слова: положительная мотивация, саморазвитие, спонтанная речь, общение, оптимизация, педагогический опыт | 1146 | |||||
341 | Актуальность темы обусловлена растущей ролью Интернета в жизни современных детей и подростков. Рассматривается вопрос о влиянии интернет-контента, пользующегося популярностью у подростков, на степень их конфликтности и агрессии. Также уделено внимание роли педагога и проводимой работе по профилактике конфликтов в системах «ученик – ученик», «ученик – педагог» посредством информационной безопасности в образовательном учреждении. Ключевые слова: конфликтность, агрессия, информационная безопасность, образовательное учреждение, учитель | 1146 | |||||
342 | Наличие у выпускника вуза определенного набора компетенций, отвечающих требованиям профессиональных стандартов, стало одним из показателей качества образования. Однако переход от традиционной системы знаний, умений и навыков к профессиональным компетенциям требует от системы высшего образования пересмотра подходов к обучению. Одним из таких подходов является применение различных форм и методик обучения, способствующих формированию у обучающихся ключевых компетенций. Право выбора форм обучения или их комбинаций остается за преподавателем-предметником, однако набор конкретных компетенций регламентируется основной образовательной программой для соответствующего направления подготовки выпускников. Одной из наиболее эффективных форм организации группового обучения является деловая игра. Формирование компетенций у обучающихся происходит через игровую деятельность, направленную на моделирование реальной ситуации, в ходе исполнения участниками определенных социальных ролей. Деловая игра по теме «Статистическое распределение выборки. Эмпирическая функция распределения» по направлению подготовки «Экономика» (квалификация выпускника «бакалавр») была направлена на решение проблемы организации сбора и дальнейшей обработки статистических данных. В ходе игры происходит моделирование деятельности, направленной на сбор и обработку статистических данных. Перед обучающимися была поставлена цель: на основе данных роста студентов всей группы построить интервальный статистический ряд, эмпирическую функцию распределения и гистограмму частостей (относительных частот). Базой для разработки данной деловой игры послужило создание условий, имитирующих процесс обработки статистических данных на разных этапах, каждый из которых опирается на данные предыдущего этапа, поэтому все участники ощущали ответственность за правильность и объективность полученных данных. В качестве результатов данного занятия были актуализированы базовые знания по теме исследования и в соответствии с учебной программой дисциплины обучающимися был достигнут требуемый уровень компетенций. Основные результаты деятельности участников деловой игры были отражены ими в реферативной форме и качестве иллюстрации приведены в настоящей статье. Ключевые слова: компетенции, компетентность, образовательный процесс, методы обучения, деловая игра, математическая статистика | 1146 | |||||
343 | В современной школе вследствие изменения парадигмы образования, когда обучающийся стоит перед определенным выбором личностной позиции, значительно возрастает интерес к проблемам, связанным с определением ценностей и смыслов жизни в контексте целостного процесса – ценностного самоопределения школьников. Рассматривается системно-деятельностный подход как методологическая основа ценностного самоопределения обучающихся в аксиосфере школьной географии в контексте объединения системного и деятельностного подходов. Раскрываются понятия «аксиосфера школьной географии», «ценностное самоопределение», «ценности школьной географии». С позиции системно-деятельностного подхода выделяются личностные универсальные учебные действия как основа формирования ценностей школьной географии и личностных образовательных результатов. Приведены примеры учебных заданий на уроках школьной географии с учетом формирования личностных универсальных учебных действий. Ключевые слова: системно-деятельностный подход, ценностное самоопределение, аксиосфера школьной географии, ценности школьной географии, личностные универсальные учебные действия | 1145 | |||||
344 | Модель разработана с позиций деятельностного, личностно ориентированного и компетентностного подходов к организации образовательного процесса. Описаны составляющие блоки разработанной модели: социальный заказ, концептуальный, целевой, содержательный, организационно-деятельностный и оценочно-результативный. Социальный заказ отражает потребности общества и государства, потребности и индивидуальные особенности студентов, а также профессионализм преподавателей. Концептуальный блок выступает теоретико-методологической базой формирования общих компетенций и определяет содержание всех других блоков разработанной модели. Целевой блок включает цель, задачи данного процесса, основанные на соблюдении дидактических принципов. Поскольку личностные качества характеризуются мотивационным, когнитивным и деятельностным компонентами, то данные компоненты были выделены в содержательный блок. Организационно-деятельностный блок предусматривает отбор средств, методов, форм организации учебной деятельности для формирования общих компетенций. Оценочно-результативный блок определяет эффективность формирования общих компетенций, зависящей от конкретных результатов, в основе которых лежат определенные критерии, показатели и уровни сформированности общих компетенций. Ключевые слова: структурно-функциональная педагогическая модель, общие компетенции, научные методологические подходы, уровни методологического анализа, компоненты личностных качеств, блоки моделирования | 1145 | |||||
345 | Подчеркивается актуальность процессов трансформации взглядов на развитие профессиональных компетенций личности, связанных с существованием в информационном, цифровом и SMART-обществе. Как представитель современного общества личность приобретает важные компетенции: интегральная характеристика, связанная с опытом деятельности в информационной действительности, способами взаимодействия с техникой и технологиями с целью реализации общих и профессиональных информационных потребностей личности; высокоуровневые метаспособности для существования в цифровом пространстве высокомобильных интеллектуальных устройств; сформированность личности SMART-человека, которая в совершенстве владеет SMART-технологиями для поиска, анализа информации и создания инноваций, которая взаимодействует в профессиональных сетевых сообществах. Данные способности характеризуют составляющие информационной, цифровой и SMART-компетенций личности. Данные компетенции сосуществуют и выходят на первый план в зависимости от эволюционирования общества как динамической системы, совершенствования информационных, цифровых и SMART-технологий. Трансформация взглядов на информационные, цифровые и SMART-компетенции личности в современном обществе связана с его синхронностью развития, модернизацией, социальной гибридизацией и конвергенцией, современностью, прогрессивностью, цивилизованностью, интегративностью, культурно-историческим потенциалом, с переходом от «закрытости» технологий к «бесшовности». Ключевые слова: информационная компетенция личности, цифровая компетенция личности, SMART-компетенция личности, информационное общество, цифровое общество, SMART-общество | 1145 | |||||
346 | Предлагается интерпретация понятия «междисциплинарные связи» с позиции методико-дидактического аспекта анализа и психологического фактора формирования; приводятся различные взгляды на формулировку термина «междисциплинарные связи»; рассматриваются функции междисциплинарных связей в процессе обучения иностранному языку, а также их влияние на основные функции обучения; выполняется психологический анализ междисциплинарных связей как необходимого фактора в процессе восприятия, активизации и усвоения иноязычного материала. Ключевые слова: междисциплинарные связи, модель взаимодействия, обучение иностранному языку, функции обучения, активизация, неязыковой вуз | 1144 | |||||
347 | Рассматриваются основные вопросы становления образовательной самостоятельности студентов педагогических специальностей в вузе. Представлены результаты изучения уровней развития исследуемого качества у будущих педагогов. Выделены этапы становления образовательной самостоятельности: этап погружения в новый вид деятельности, этап реконструкции и конструирования образовательной деятельности, этап проектирования образовательной деятельности. Каждый этап раскрывается через описание форм и методов организации совместной деятельности обучающихся (кейс-стади, проектирование образовательных ситуаций, организационно-деятельностные игры, дневник самонаблюдений). В результате проведенной опытно-экспериментальной работы автором доказывается эффективность предлагаемых этапов становления образовательной самостоятельности. Ключевые слова: образовательная самостоятельность, совместность, образовательная деятельность, становление образовательной самостоятельности, бакалавры педагогического направления | 1142 | |||||
348 | В исследовании раскрыта суть интерактивных методов обучения, способствующих становлению субъектности студентов как одного из путей реализации современных задач подготовки будущих педагогов. Охарактеризованы основные интерактивные методы, применяемые в практике преподавания: метод «Мастерская будущего», метод casestudy, метод «Дерево решений», учебная дискуссия. Также раскрыта цель интерактивного обучения, заключающаяся в создании комфортных условий обучения, при которых каждый обучающийся сможет чувствовать свою успешность и интеллектуальную состоятельность, что позволит ему смоделировать жизненные и профессиональные ситуации из педагогической практики, найти решение проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей ситуации; способствовать формированию профессиональных умений и навыков, воспитать у него гуманистические ценности, способствовать созданию атмосферы взаимодействия, сотрудничества. Ключевые слова: субъектность студента, интерактивное обучение, интерактивные методы обучения, метод «Мастерская будущего», метод case-study, метод «Дерево решений», учебная дискуссия | 1141 | |||||
349 | Рассматриваются проблемы, связанные с профессиональной подготовкой дизайнеров. Несогласованность в образовательном процессе и отсутствие четких требований мешает подготовке специалиста, способного к деятельности в современных условиях, в том числе с учетом требований региональных промышленных предприятий. Автор видит решение в создании модели профессиональной деятельности дизайнера, опирающейся на специфику местного рынка дизайн-услуг, для которого и проис ходит подготовка специалистов. Такая модель будет учитывать типы специализации и основные требования к выпускнику в области дизайна одежды. Это позволит готовить компетентного и практико-ориентированного специалиста. Ключевые слова: модель профессиональной подготовки, профессиональные требования, компетенции, дизайн одежды, рынок дизайн-услуг, типы специализации, региональные промышленные предприятия | 1139 | |||||
350 | Рассмотрена проблема развития межполушарного взаимодействия у детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). Изучены результаты исследований российских и зарубежных авторов относительно морфологических различий мозолистого тела у людей с РАС, в которых выявлен специфический нейронный маркер, дающий новый вектор направления коррекционной работы. Учитывая, что мозолистое тело обеспечивает межполушарное взаимодействие, авторы предположили, что его развитие у детей с РАС в процессе коррекционной работы позволит снизить такие проявления, как нескоординированная работа рук, трудности пространственной организации движений и действий, упрощение программы в динамическом праксисе, а также улучшить концентрацию внимания, повысить стрессоустойчивость. С целью доказательства эффективности применения нейрогимнастики был проведен эксперимент, где для оценки уровня развития межполушарного взаимодействия использованы фрагменты нейропсихологической диагностики детей дошкольного возраста по Ж. М. Глозман, в частности ряд адаптированных проб, количественная оценка которых сопоставлена с обозначенными уровнями. Описаны результаты констатирующего, формирующего и контрольного этапа. В качестве экспериментального фактора выступали дополнительные методики, в частности нейрогимнастика, включенная в занятия с детьми экспериментальной группы сначала как замена традиционной разминки, а затем в структуру самих занятий. Результаты сравнительного анализа динамики развития межполушарного взаимодействия на начало и конец эксперимента позволили заключить, что короткие ежедневные занятия нейрогимнастикой могут ускорить развитие межполушарного взаимодействия у детей с РАС и приблизить его к уровню нормально развивающихся детей. Ключевые слова: расстройства аутистического спектра, межполушарные связи, коррекционная работа, развитие межполушарного взаимодействия, нейрогимнастика | 1138 |