№ | Статья | Скачиваний | |||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
351 | Профильное обучение является одним из перспективных направлений в решении задач самоопределения молодежи, развития индивидуальных способностей, успешной профессиональной идентификации и самореализации в будущем. Исследование особенностей межличностных отношений старшеклассников позволило выявить различия в структуре отношений и самоаттестации социально-психологических характеристик в классах с социально-гуманитарным, естественнонаучным и физико-математическим профилем обучения, определить проблемные и ресурсные зоны профильного обучения. Ключевые слова: профиль обучения, идентификация, дисгармония межличностных отношений, старшеклассники | 1282 | |||||
352 | Представлено авторское видение развивающего потенциала кураторства в направлении профессионализации студентов педвуза. Кураторство рассматривается не только как средство организации воспитательной работы в вузе в отношении первокурсников, но и как средство развития профессиональной компетентности самих кураторов. Представлен накопленный педагогическим факультетом Томского государственного педагогического университета опыт, разработанный критериально-диагностический инструментарий для оценки развития профессиональной компетентности студентов-кураторов. Выведена взаимосвязь видов деятельности куратора и трудовых действий педагога в соответствии с профстандартом педагога. Ключевые слова: куратор студенческой группы, кураторская деятельность, профессиональная компетентность студентов педвуза, профстандарт педагога, трудовые действия педагога | 1281 | |||||
353 | Внеурочная воспитательная работа считается неотъемлемой частью процесса обучения. Каждое образовательное учреждение должно обеспечить вариативность внеурочной деятельности, используя различные формы организации, отличающиеся от классно-урочных статичных занятий. Содержание внеурочной деятельности регламентируется внутренними документами образовательного учреждения и определяется требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования. В областном государственном бюджетном образовательном учреждении среднего профессионального образования «Кожевниковский техникум агробизнеса» организация внеурочной деятельности по профессии 19601 «швея» для студентов с инвалидностью и студентов с ограниченными возможностями здоровья осуществляется с помощью творческого кружка. Материалы статьи опираются на программу творческого кружка, разработанные в соответствии с особыми образовательными потребностями лиц с инвалидностью и лиц с ограниченными возможностями здоровья, с учетом особенностей, индивидуальных возможностей и психофизического развития, а также профессиональной направленности учреждения. В программе творческого кружка описаны приемы работы с различными художественными материалами, даны рекомендации, которыми должен руководствоваться преподаватель на этапе планирования, проведения и анализа занятия. Целью статьи является возможность обмена опытом и передовой практики по организации внеурочной деятельности для учащихся с инвалидностью и учащихся с ограниченными возможностями здоровья на разных этапах развития систем профессионального образования. Также рассматриваются способы взаимодействия различных образовательных учреждений и стимулирования педагогического общения и взаимодействия на различных ступенях профессиональной образовательной системы. Ключевые слова: адаптация, лица с ОВЗ и инвалидностью, внеурочная деятельность, творческая деятельность | 1281 | |||||
354 | Рассматривается волонтерская (добровольческая) деятельность детей и молодежи в контексте общеобразовательного учреждения малого города (на примере города Томска). Представлены результаты исследования проблем организации волонтерской деятельности в условиях общеобразовательного учреждения, проведенного на базе Центра социально-профессионального волонтерства Томского государственного университета. Рассмотрены организационно-педагогические условия эффективной организации волонтерской деятельности педагогами средних общеобразовательных школ. Ключевые слова: молодежное добровольчество, волонтерство, общеобразовательные учреждения | 1281 | |||||
355 | Представлены результаты теоретического осмысления проблем этнокультурного образования и воспитания детей и молодежи через традиционный русский народный танец. Рассмотрены вопросы преподавания народно-бытовой хореографии на современном этапе развития общества и возможности обучения русскому народному танцу с опорой на междисциплинарную интеграцию дисциплин, позволяющих насколько возможно полно охватить танцевальный фольклор в контексте традиционной народной культуры как сложное и многомерное явление. Ключевые слова: народно-бытовая хореография, этнокультурное образование, народная педагогика, традиционная русская культура | 1280 | |||||
356 | Представлен историко-педагогический анализ становления понятия коммуникативной компетенции студентов вузов. В рамках данной проблемы рассмотрены ее главные аспекты и исследованы основные дефиниции, характеризующие коммуникативную компетенцию студента. Определено содержание, структурный анализ, выявлены основные компоненты (мотивационный, интеллектуальный, коммуникативный, рефлексивный) коммуникативной компетенции. Подчеркивается взаимосвязь и взаимообусловленность всех компонентов, а их интеграция способствует эффективному формированию коммуникативной компетенции студентов. Ключевые слова: коммуникативная компетенция, структура, мотивационный, интеллектуальный, коммуникативный, рефлексивный компоненты | 1280 | |||||
357 | В соответствии с ФГОС внедрение принципа индивидуализации в образовательный процесс в дошкольной образовательной организации (ДОО) является одной из актуальных проблем. Раскрыты понятия дифференциации и индивидуализации. Определены основания дифференциации и индивидуализации для организации образовательной деятельности в ДОО. Обозначен диагностический инструментарий для определения уровня интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста, их индивидуальных особенностей: темперамент, модальность восприятия, латеральность. Представлены результаты диагностики, краткий анализ. Определены и частично описаны направления и содержание формирующего эксперимента – апробация программы «Мате: плюс. Математика в детском саду». Организация деятельности по математическому развитию детей строилась в форме непосредственной образовательной деятельности (НОД), в которой учитывались индивидуальные особенности детей: особенности восприятия материала, эмоционально-личностного развития, специфика поведения в групповой деятельности. Намечены перспективы исследования. Ключевые слова: индивидуализация, психологические особенности, математические представления, дошкольное образование | 1280 | |||||
358 | В данной работе осуществляется развитие идей, изложенных в работе [1] относительно методики обучения студентов направления «Прикладная информатика» по дисциплине «Структуры данных в предметной области» (СДвПО). Выделены междисциплинарные связи с дисциплинами «Информатика и программирование», «Базы данных», «Объектно-ориентированное программирование» и «Высокоуровневые методы информатики и программирования». Кроме этого, обозначены направления дальнейшей работы по обновлению учебно-методического обеспечением дисциплины «СДвПО». Ключевые слова: обучение студентов, структуры данных, прикладная информатика, междисциплинарные связи | 1279 | |||||
359 | Раскрывается проблема развития педагогического образования в региональном опорном университете на примере Новгородского государственного университета. Показано взаимодействие вуза и региона в подготовке педагога, способного осуществлять свою профессиональную деятельность в условиях информационного общества, цифровизации экономики и образования. Раскрыт опыт сетевого взаимодействия университета с образовательными организациями региона. Ключевые слова: региональный опорный университет, цифровизация образования, стратегии развития педагогического образования, взаимодействие вуза и региона, подготовка будущих педагогов в университете | 1279 | |||||
360 | Рассматриваются вопросы реализации групповых программ в фитнес-клубе. Теоретический анализ и обобщение данных научно-методической литературы позволили изучить основные характеристики различных видов групповых занятий, проводимых в фитнес-клубе. На основании данных научной литературы и интернет-ресурсов была предложена педагогическая характеристика различных видов уроков по оздоровительной аэробике, основные направления групповых программ объединены по одному основополагающему принципу – целевой направленности воздействия на организм занимающихся; все программы разделены на шесть групп: интервальные занятия, силовые направления, танцевальные направления, занятия с использованием специального оборудования и направления на растяжку и релаксацию; в каждой программе выявлены моторная плотность, частота сердечных сокращений в основной части занятия, процентное соотношение силовой и циклической части занятия, методы проведения занятий; путем анкетирования клиентов фитнес-клуба выявлены основные причины и мотивы для посещения групповых программ; анкетирование клиентов фитнес-клуба, посещающих групповые занятия, позволило проанализировать внешние мотивы выбора вида занятий, выявлены тенденции к посещению групповых программ в фитнес-клубе в зависимости от возраста: с увеличением возраста занимающихся интерес к танцевальной аэробике значительно падает (от 34 до 11 %), тогда как направления, связанные с растяжкой и релаксацией, становятся более востребованными (4 и 31 % соответственно). Направления, связанные с развитием выносливости, и интервальная тренировка заметнее востребованы в возрастных категориях 21–30 (13 и 24 %) и 31–40 лет (11 и 29 %); выявлены наиболее популярные направления у различных возрастных групп (до 20 лет; от 21 до 30; от 31 до 40; от 41 до 50 лет и старше); проведен сравнительный анализ и ранжирование групповых программ в Санкт-Петербурге, США и Германии (по данным интернет-источников), опираясь на данные интернет-источников, возможно прогнозировать перспективу развития различных программ по оздоровительной аэробике в России. Ключевые слова: групповые программы, фитнес-клуб, педагогическая классификация групповых программ, популярность у различных возрастных категорий, мотивация посещения групповых программ | 1278 | |||||
361 | Актуализируется проблема подготовки специалистов в области предшкольного образования. Акцентируется внимание на подготовку педагогов в соответствии с нормативными требованиями, указанными в федеральных стандартах как высшего профессионального, так и дошкольного образования. Подготовка высококвалифицированных специалистов обеспечивается при создании необходимых педагогических условий. Подробно рассмотрев понятия, связанные с обозначенной проблемой, автор описал наиболее существенные педагогические условия формирования готовности студентов – будущих педагогов к реализации программ предшкольного образования. Ключевые слова: педагогические условия, предшкольное образование, подготовка специалистов, профессиональная деятельность студентов | 1277 | |||||
362 | Анализируется принцип организации инклюзивного образования, который состоит в том, чтобы разнообразие потребностей учащихся с ограниченными возможностями физического и психического здоровья соответствовало образовательной среде. Дано обоснование принципа необходимости особой подготовки в области специальной (коррекционной) педагогики и психологической готовности профессионально и компетентно решать проблемы детей с различными образовательными потребностями, в том числе и с ограниченными возможностями здоровья. При реализации идей профессиональной и личностной идентичности педагога представлены следующие критерии: поскольку в феноменологической традиции личность предстает как уникальная, неповторимая, экзистенциальная сущность, а идентичность выражает самореферентность человека в логике целостной детерминации личности, исследование представлено в позиции персонологического подхода. Ключевые слова: личностная идентичность, инклюзия, дополнительное образование, готовность педагога, особые образовательные потребности | 1277 | |||||
363 | Рассмотрены вопросы пропедевтики формирования профессиональных компетенций студентов образовательных организаций среднего профессионального образования. Кратко охарактеризовано и уточнено понятие «пропедевтика». Определены функции пропедевтики формирования профессиональных компетенций. Изучение математики обучающимся по специальностям технического профиля должно не только давать интеллектуальное развитие, но и нести пропедевтическую функцию для дальнейшего обучения и формирования профессиональных компетенций. Изучение и анализ педагогической и методической литературы показывают, что пропедевтический, интегративный подход в профессиональной подготовке позволяет найти общую платформу предметных знаний для формирования у обучающихся общих и профессиональных компетенций. Пропедевтика формирования профессиональных компетенций может быть реализована на основе проектно-исследовательской деятельности и включением в содержание учебной общеобразовательной дисциплины профессионально ориентированных задач. Это позволяет осуществлять пропедевтику формирования профессиональных компетенций, способствует активизации познавательной деятельности обучающихся и проявлять устойчивый интерес к будущей профессии. Приведены примеры исследовательских проектов. Ключевые слова: пропедевтика, профессиональные компетенции, компетенция, среднее профессиональное образование, математика, профессионально ориентированные задачи, проектно-исследовательская деятельность | 1276 | |||||
364 | Представлена проблема некоторых регулярных трудностей в процессе обучения устной русской речи в иранских университетах. Рассматриваются вопросы преподавания русской устной речи с точки зрения методики и организации учебного процесса. Речь идет и об эффективных средствах и способах преподавания, а также предлагаются некоторые решения проблем обучения русской устной речи в языковых университетах. Повышение речевой культуры иностранных студентов всеми осознается как одна из важнейших актуальных задач, стоящих перед преподавателем. Огромное значение имеет работа над правильностью устной речи, ее соответствием языковым нормам на разных уровнях. Ключевые слова: устная речь, русский язык, обучение, иранские университеты | 1275 | |||||
365 | Представлен материал по исследованию устойчивости развития региональных образовательных систем, где дается их характеристика. Анализируются виды критериев устойчивости, определяются требования к ним, структура. Предлагается аргументированная совокупность критериев, способных определить степень устойчивости разных типов образовательных систем. Комплекс выделенных критериев включает следующие составляющие: доступность, качество образовательных услуг, эффективность образовательной деятельности, релевантность. Показано практическое их применение. Актуальность данной статьи обусловлена обновленной стратегией устойчивого развития общества и вызвана потребностью научного осмысления стимулирования качества образовательных услуг, определения роли региональных образовательных систем в разработке адекватных подходов к современной образовательной политике. Ключевые слова: современная образовательная политика, оценивание, устойчивость разных типов региональных образовательных систем, виды критериев устойчивости | 1273 | |||||
366 | Наличие у выпускника вуза определенного набора компетенций, отвечающих требованиям профессиональных стандартов, стало одним из показателей качества образования. Однако переход от традиционной системы знаний, умений и навыков к профессиональным компетенциям требует от системы высшего образования пересмотра подходов к обучению. Одним из таких подходов является применение различных форм и методик обучения, способствующих формированию у обучающихся ключевых компетенций. Право выбора форм обучения или их комбинаций остается за преподавателем-предметником, однако набор конкретных компетенций регламентируется основной образовательной программой для соответствующего направления подготовки выпускников. Одной из наиболее эффективных форм организации группового обучения является деловая игра. Формирование компетенций у обучающихся происходит через игровую деятельность, направленную на моделирование реальной ситуации, в ходе исполнения участниками определенных социальных ролей. Деловая игра по теме «Статистическое распределение выборки. Эмпирическая функция распределения» по направлению подготовки «Экономика» (квалификация выпускника «бакалавр») была направлена на решение проблемы организации сбора и дальнейшей обработки статистических данных. В ходе игры происходит моделирование деятельности, направленной на сбор и обработку статистических данных. Перед обучающимися была поставлена цель: на основе данных роста студентов всей группы построить интервальный статистический ряд, эмпирическую функцию распределения и гистограмму частостей (относительных частот). Базой для разработки данной деловой игры послужило создание условий, имитирующих процесс обработки статистических данных на разных этапах, каждый из которых опирается на данные предыдущего этапа, поэтому все участники ощущали ответственность за правильность и объективность полученных данных. В качестве результатов данного занятия были актуализированы базовые знания по теме исследования и в соответствии с учебной программой дисциплины обучающимися был достигнут требуемый уровень компетенций. Основные результаты деятельности участников деловой игры были отражены ими в реферативной форме и качестве иллюстрации приведены в настоящей статье. Ключевые слова: компетенции, компетентность, образовательный процесс, методы обучения, деловая игра, математическая статистика | 1273 | |||||
367 | Описана реализация программы внеурочной деятельности по географии со школьниками на базе лаборатории геоэкологического образования и краеведения Томского государственного педагогического университета. Выявлены наиболее эффективные формы внеурочных занятий, дано их методическое описание и рекомендации по проведению. Выявлено, что внеурочная деятельность по географии, осуществляемая в рамках сетевого взаимодействия «школа – педагогический университет», является результативной для развития познавательных и творческих способностей школьников, формирования проектно-исследовательских умений и мотивации к изучению географии. Ключевые слова: внеурочная деятельность, география, школа, проектно-исследовательская деятельность | 1271 | |||||
368 | Изучены и соотнесены с основными подходами к мотивации мотивы первокурсников при поступлении в педагогический университет и проведена их группировка. Представлена возможность применения полученной интерпретации данных для установки характера мотивов: внутренних, внешних, – а также выявления индивидуальных особенностей выбора профессии первокурсниками. Отмечается взаимосвязь различных типов мотивов и самооценки студентов. Применение полученных результатов актуально для реализации индивидуального подхода в выстраивании условий дальнейшего формирования положительной мотивации первокурсников к профессии, удерживая внимание на том, что мотивационная сфера является достаточно динамичной: значение и влияние отдельных мотивов меняется, соответственно, меняется и иерархия мотивов. Различные факторы могут изменять эту иерархию, и поэтому задача преподавателей вуза – сохранить положительную мотивацию первокурсников. Ключевые слова: мотив, иерархия мотивов, самооценка, индивидуальный подход | 1270 | |||||
369 | Предлагается интерпретация понятия «междисциплинарные связи» с позиции методико-дидактического аспекта анализа и психологического фактора формирования; приводятся различные взгляды на формулировку термина «междисциплинарные связи»; рассматриваются функции междисциплинарных связей в процессе обучения иностранному языку, а также их влияние на основные функции обучения; выполняется психологический анализ междисциплинарных связей как необходимого фактора в процессе восприятия, активизации и усвоения иноязычного материала. Ключевые слова: междисциплинарные связи, модель взаимодействия, обучение иностранному языку, функции обучения, активизация, неязыковой вуз | 1269 | |||||
370 | Нормативные документы по высшему педагогическому образованию, реальная ситуация в образовании указывают на необходимость изменения качества подготовки к педагогической деятельности. Такие изменения в подготовке обеспечиваются участием студентов педагогических вузов в решении задач своего (педагогического) образования, т. е. участием в становлении педагогической деятельности, необходимых для постановки и решения этих задач. Для этого необходимо актуализировать условия и формы изменения содержания и организации подготовки студентов к педагогической деятельности. В качестве одного из условий изменения выступает событийный подход. В последнее время появился ряд исследований, в которых обсуждается событийный подход в образовании. Цель статьи – обоснование взаимосвязи и взаимообусловленности образовательных событий и педагогической деятельности. Для этого на основании анализа литературы и опыта эмпирического исследования сформулированы понятия «событие» и «образовательное событие». Для определения взаимосвязи образовательного события и педагогической деятельности выделены характеристики педагогической деятельности, на которые влияет образовательное событие: предметность, ценностно-смысловые отношения, рефлексия. Для определения сущности влияния образовательного события на педагогическую деятельность выявлены механизмы влияния: пространственно-временной, содержательный (ценности, смыслы, ценностно-смысловые отношения) и процессуальный, включающий специальные формы и средства (проектирование) и специальную организацию (действие, совместная деятельность), условия (вовлеченность студентов в проектирование образовательных событий) и результаты (качественные изменения). Ключевые слова: педагогическая деятельность, образовательное событие, взаимосвязь, механизмы влияния | 1268 | |||||
371 | Описан опыт применения обучающих компьютерных тестов в основной школе. Тестовые задания были созданы учителем математики в компьютерной системе «Айрен» в соответствии с программой для 8-го класса по теме «Неравенства». Тесты предлагались учащимся кадетского корпуса во время самоподготовки. Оценки по результатам решения тестовых заданий не выставлялись. Результаты обучения кадетов, использовавших тесты, оказались выше результатов в контрольной группе учащихся, не использовавших тесты. Показано, что улучшение результатов обучения связано с успехами учащихся в тестировании. Ключевые слова: обучающий компьютерный тест, программа «Айрен», эффективность методики обучения, критерий Манна–Уитни, коэффициент корреляции Спирмена | 1268 | |||||
372 | Рассматривается проблема ресурсного обеспечения учебных дисциплин в вузе для успешного функционирования отечественных образовательных услуг на мировом рынке. Важной частью инновационной концепции, позволяющей значительно снизить трудности, возникающие при обучении англоязычных студентов в российских медицинских вузах, является разработка авторских учебных и учебно-методических пособий, ориентированных на работу именно с такой целевой аудиторией. Предлагается система моделей для написания пособий разного типа, организованных по определенной структуре. Затрагивается вопрос о соотношении в них русского и английского языкового материала в зависимости от курса обучения. Приводится пример структурного содержания учебно-методического пособия по курсу лекций учебной дисциплины. Ключевые слова: образовательная программа, экспорт образовательных услуг, медицинское образование, модель, учебно-методическое пособие на английском языке, англоязычные студенты, лекционный курс | 1267 | |||||
373 | Представлен проект разработанной авторской цифровой образовательной платформы, имеющей конкретное назначение – обеспечение проектирования и реализации образовательных траекторий школьников. Модель платформы включает интеграцию ресурсов образовательного контента платформы, объединяющей региональные ресурсы; области архитектуры платформы – навигация, рабочая зона, пространство возможностей; цифровой профиль компетенций школьника – как ключевой элемент платформы; технологии проектирования и выстраивания образовательных траекторий школьников. Систематизированы представления о цифровой платформе, обоснованы подходы и основные принципы использования возможностей цифровой платформы, а также представлены варианты эффективной реализации новых образовательных технологий онлайн-образования. Результаты проведенного исследования могут быть использованы администрациями, учителями, специалистами общеобразовательных организаций для эффективного выстраивания индивидуальных образовательных траекторий школьников при максимальном учете возможностей региональной социально-образовательной среды, а также потребностей экономической среды и регионального рынка труда. Ключевые слова: цифровая образовательная платформа, технология проектирования, образовательная траектория, адаптация школьников, профориентация, онлайн-образование | 1267 | |||||
374 | Исследуются потребности и отношение студентов физико-математического факультета Томского государственного педагогического университета к дополнительным образовательным практикам, взаимосвязь личностных интересов студентов с такими практиками, отношение студентов к наставничеству в их учебно-профессиональной деятельности. Приведены результаты анкетирования выборки выпускников рассматриваемого факультета, окончивших бакалавриат и магистратуру. В контексте обозначенных вопросов исследуются степень и характер предоставления вузом для студентов возможностей осваивать на практике педагогическую деятельность различного рода, взаимодействовать с наставниками, в том числе информированность студентов о таких возможностях, реализация их студентами, взаимодействие студентов с профессиональным сообществом и наставниками. Рассматривается соотношение личностных интересов и ценностей студентов с полученным ими образованием, а также исследуются вопросы личного влияния студентов на собственную траекторию учебно-профессионального развития. Выявлен достаточно высокий уровень личностной заинтересованности студентов в дополнительных образовательных практиках и установлении контактов с профессиональными сообществами. При этом удовлетворенность студентов такими практиками, реализованными в период обучения в педагогическом вузе, также достаточно высока, что связано с характером организации образовательного процесса на исследуемом факультете, ориентированным на практическую деятельность, наставничество и интеграцию с профессиональными сообществами. Ключевые слова: наставничество, профессиональные действия, дополнительные образовательные практики, личностная значимость, профессиональные сообщества, обмен опытом | 1266 | |||||
375 | Необходимость развития у молодежи установок на общественное доверие, согласие, диалог культур является приоритетной для обеспечения консолидации различных слоев гражданского общества. Рассмотрены суть и взаимосвязь понятий «доверие», «согласие», «поликультурное образование». Доказано, что это не отвлеченные, а вполне реальные и многогранные категории, которые не являются напрямую экономическими и социальными, но психологически влияют на социально-экономические реалии общества. Показана роль национальных ценностей как совокупности духовных идеалов представителей тех или иных этнических общностей в формировании общественного доверия и согласия у молодежи. Установлено, что общечеловеческие ценности, значение которых нельзя ни умалять, ни преувеличивать, могут лишь задавать контекст, который должен быть наполнен определенным содержанием, вытекающим из диалектики взаимосвязи с традиционными российскими духовными ценностями. Ключевые слова: общечеловеческие и традиционные национальные ценности, общественное доверие и согласие, поликультурное образование, гражданское единство | 1264 | |||||
376 | Представлен анализ понятия «транскультурализм» и его роль в формировании современной педагогики и психологии. Актуальной задачей современного педагога становится его саморазвитие и развитие его профессиональной и психологической культуры. Познание специфики других культур и сообществ в существенной степени облегчает постижение субъектом собственной личности, позволяет достичь объективности в оценке роли своих социальных институтов применительно к системе транскультурализма, пронизывающего современное общество. В статье дан семантический разбор понятия «транскультурализм». Ключевые слова: культура, транскультурализм, этнопедагогика, этнопсихология | 1262 | |||||
377 | Проведен аналитический обзор требований государства к педагогу в части применения средств информатизации и ИКТ в профессиональной педагогической деятельности. Выявлены особенности представления содержания ИКТ-компетентности педагога в Профессиональном стандарте. Раскрыты возможности развития необходимых компетенций педагога поэтапно, опираясь на модель реализации стандартов общего образования. Предлагаются организационно-педагогические решения в условиях инновационного развития образовательной организации. Ключевые слова: информатизация, требования, ИКТ, компетентность, Профессиональный стандарт педагога, модель | 1261 | |||||
378 | Рассматриваются вопросы организации процесса аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Представлена региональная модель аттестации, которая состоит из трех блоков. Каждый блок раскрывает организационные и методические возможности для профессионального роста педагога и позволяет выстроить систему работы по подготовке педагогических работников к процедуре аттестации. Модель построена на основе: концепции непрерывного профессионального педагогического образования (В. Г. Воронцов, В. А. Сластенин, Д. Роджерс и др.), которая дает возможность стимулировать целенаправленно, повышая уровень квалификации педагогических работников; андрагогики как концептуальной основы обучения взрослых (А. А. Деркач, А. А. Бодалев, Н. В. Кузьмина, Б. Г. Ананьев и др.); идеи профессионально-личностного развития педагога (Э. Ф. Зеер, В. А. Кан-Калик, М. П. Пальянов и др.); современной теории и технологии самообразования, саморазвития и самореализации (А. Я. Айзенберг, Б. Г. Ананьев и др.). Модель разработана с учетом региональных особенностей, позволяя увидеть все элементы системы в комплексе, и отвечает всем нормативным требованиям, предъявляемым на уровне федерации. Статья адресована специалистам, сопровождающим педагогических работников в процессе аттестации, которые на ее основе могут создать эффективную систему организационно-методического и организационно-технического сопровождения педагогов на уровне муниципалитета и образовательных организаций. Ключевые слова: аттестация педагогических работников, андрагогика, региональная модель, модель аттестации, профессиональное саморазвитие педагога, профессиональная компетентность, профессиональный стандарт педагога | 1261 | |||||
379 | Актуальность подготовки специалистов образования, работающих на цифровых образовательных платформах, сегодня признана не только в системе образования, но и в экономической системе страны, в которой цифровизация экономики определена одним из приоритетов развития. Степень изученности проблем подготовки данных специалистов в образовании является недостаточной. Исходя из этого, целью статьи является разработка предложений по подготовке таких специалистов, которые бы максимально учитывали нормативные и организационные возможности современного российского образования. Результатом исследования является ряд предложений, которые обеспечивают модель подготовки данных специалистов. Представленная модель может быть реально использована в образовательном процессе каждой школы, не создавая нормативных противоречий. Значимость полученных результатов исследования подтверждена их активным использованием в системе повышения квалификации педагогов и практике деятельности школ Томской области. Ключевые слова: цифровая образовательная платформа, специалист по выстраиванию образовательных траекторий, смыслы цифрового образования, понятия цифровой образовательной платформы | 1261 | |||||
380 | Представлен аналитический обзор монографических исследований, выполненных преподавателями Томского государственного педагогического университета по проблемам исторического становления общего и дополнительного образования в Центральной России и в Сибири. Отличительной особенностью данных исследований является то, что в них представлен исторический опыт учительских семинарий, институтов, школ, первых дореволюционных учреждений дополнительного образования: летних оздоровительных колоний – прообразов современных детских лагерей отдыха; Школы-Манежа как предшественника современных домов творчества детей и молодежи. Опыт этих учреждений с современной точки зрения является инновационным по подготовке педагогических кадров, формам организации, содержанию и методике образовательной работы с детьми, подростками и студентами. В монографиях показана преемственная связь педагогических идей прошлого с запросами современного общества. Ключевые слова: педагогические идеи, инновационный опыт, кадровые проблемы, общественные инициативы, благотворительность | 1260 | |||||
381 | Объясняется понятие «поликультурность». Обосновываются необходимость воспитания у подрастающих поколений культуры межнационального общения и значимость в этом процессе диалога и образования. Рассматривается поликультурность в музыкальном образовании как средство воссоздания в содержании всех ценностей музыкальной культуры с целью целостного музыкально-культурного развития и самосовершенствования личности на основе национального и общечеловеческого идеала. Определяются ориентиры педагогической деятельности, направленные на развитие способности и потребности человека в творческом преобразовании окружающего музыкального мира в сочетании эмоционального и интеллектуального. Вводится понятие «национально-общечеловеческие ценностные ориентации», рассматривается их структура. Представлены результаты мониторинга педагогической практики, на основании которого определены проблемы современного поликультурного образования, связанные с процессом формирования у школьников навыков межкультурного сотрудничества и поликультурного диалогового взаимодействия, необходимых для музыкальной деятельности в условиях культурного многообразия России и всего мирового пространства. Рассматривается поликультурное музыкальное образование, определяющее новую область содержания образования школьников в учреждении дополнительного образования. Утверждается, что неотъемлемой частью поликультурного музыкального образования является поликультурно ориентированная музыкальная подготовка. Сделаны выводы о возможности ее реализации в учреждении дополнительного образования в соответствии с разработанными педагогическими условиями. Ключевые слова: культура, личность, общество, поликультура, поликультурное музыкальное образование, поликультурно ориентированная музыкальная подготовка, ценностное отношение, национальные и общечеловеческие ценности музыкальной культуры | 1260 | |||||
382 | Синергетический подход в педагогике позволяет рассматривать развитие компетентности педагога как процесс самоорганизации сложной структуры. При этом появляется возможность применить синергетическое моделирование и найти новые подходы к организации самообразования и саморазвития педагогов, придать ему гуманистические черты – субъектность, активность, учет индивидуальных потребностей. Опираясь на синергетический подход, можно проектировать изменения образовательной среды с соз данием точек неравновесия для инициирования саморазвития педагогов. Особую актуальность имеет данный подход в развитии исследовательской компетентности педагога, так как формирует навыки деятельности в ситуации неопределенности, открытость, активность, готовность к широкому разбросу вариантов развития событий. Ключевые слова: синергетический подход, педагогика, саморазвитие, исследовательская компетентность | 1259 | |||||
383 | Рассматривается вопрос осуществления преемственности дошкольного и начального образования. Преемственность понимается как взаимодействие между разными ступенями образования, обеспечивающее развитие детей, обогащение знаний и опыта, основанное на учете специфики возраста, применении соответствующих, эффективных для каждой ситуации средств, методов, форм педагогической деятельности, направленных на плавное поэтапное становление учебной деятельности ребенка и переход его от одного образовательного уровня к другому. Анализ стандартов дошкольного и начального общего образования с позиции реализации преемственных связей дал возможность выявить сходства в целях, теоретико-методологической основе (системно-деятельностный подход), в структуре, позволяющей определить согласованность содержания и способов его реализации на обоих уровнях. Важным механизмом преемственности является поиск сквозных, т. е. есть актуальных для разных уровней образования технологий и методов. Этому требованию отвечает проектная деятельность дошкольника и младшего школьника, которая представлена как интегративная деятельность. Последняя включает игровую, исследовательскую, творческую деятельность и особые образовательные результаты в каждой возрастной группе. Ключевые слова: преемственность дошкольного и начального образования, проектная деятельность детей дошкольного возраста, проектная деятельность младших школьников | 1259 | |||||
384 | Охарактеризованы популярные формы приобщения детей к исследовательской работе – научные общества учащихся и детские научные конференции. Дается исторический обзор развития данных форм и выдержки из опроса специалистов. Даны теоретические и практические рекомендации относительно подготовки детских конференций, организации и проведения самих секций. Приведены результаты анализа истории и состояния детских научных конференций в сопоставлении с собственным практическим опытом автора по кураторству детской секции научно-практической конференции. В итоге исследования установлено, что эффективность конференций в области профессиональной ориентации связана с необходимостью повышения качества докладов, строгим соблюдением регламента, обеспечением обязательной рефлексии. Указания на способы решения этих проблем делают материал полезным для педагогов, проводящих научные конференции школьников. Ключевые слова: детская научная конференция, научное общество учащихся, профессиональная ориентация, опытно-поисковая работа | 1258 | |||||
385 | Рассматриваются проблемы сложного комплекса межэтнических отношений с позиций анализа, оценки и возможного применения успешных практик предыдущего периода истории России. Основной посыл – необходимость воспитания этнической толерантности на позитивных примерах. Тиражирование негативной информации о межнациональных отношениях играет отрицательную роль и в повседневной жизни, и в воспитании молодого поколения. Работу необходимо вести с тремя субъектами: титульной нацией РФ, национальными меньшинствами и органами государственной власти. Поэтому основным принципом в общении между людьми должна стать терпимость, толерантность, причем терпимость не пассивная, а активная, когда люди настойчиво ищут не то, что их разъединяет, а то, что объединяет. Ключевые слова: толерантность, межэтнические отношения, кросс-культурная коммуникация, русский язык, титульный этнос, национальные меньшинства, мигранты | 1258 | |||||
386 | Описана сущность полоролевого самоопределения человека и этапы развития этого процесса. Представлены основные проблемы полоролевого самоопределения, возникающие в подростковом возрасте, соответствующем учащимся пятых – седьмых классов. Охарактеризованы методы, которые используются при исследовании и диагностике процессов полоролевого самоопределения. Выявлены причины, затрудняющие учителей в применении известных методов для исследования полоролевого самоопределения подростков 11–14 лет в условиях школы. Рассмотрена возможность использовать для целей диагностики исследуемого процесса контент-анализ текстов эссе на тему «Когда мне будет 20 лет». В нем каждый учащийся 5–7-х классов в свободной форме представил свое желаемое будущее. Задание написать эссе предлагало описать следующее: 1) какой профессией владеет; 2) каким хобби занимается; 3) что он смог изменить в себе; 4) как реализовал себя в семейной жизни; 5) каким человеком его считают окружающие; 6) что он делает в свободное время. Для всех указанных аспектов сформированы смысловые единицы и классификационные схемы, позволяющие оценить состояние процесса полоролевого самоопределения подростков 11–14 лет. Ключевые слова: полоролевое самоопределение, учащиеся 5–7-х классов, эссе о своем будущем, контент-анализ текстов эссе | 1258 | |||||
387 | Рассматривается решение одной из актуальных проблем модернизации российского образования – проблемы формирования речевой культуры школьников как основы овладения ими коммуникативными компетенциями. Подчеркивается актуальность ее решения для повышения уровня умственного развития и общей культуры человека. Раскрывается авторское видение феноменов «коммуникативная компетентность», «речевая культура», их взаимосвязь и взаимовлияние. Отмечается, что целенаправленное формирование коммуникативной компетенции и речевой культуры предполагает выбор соответствующих методов и средств обучения, а в создании коммуникативных актов можно использовать ряд алгоритмов. Анализируются пути формирования этих феноменов в общеобразовательной школе. Рассматриваются особые возможности для формирования коммуникативных компетенций и культуры речи в процессе изучения русского языка и литературы как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Предлагается подход, в котором формирование коммуникативных компетенций и речевой культуры тесно увязывается с применением новейших технических устройств и информационно-коммуникативных технологий в открытом интернет-пространстве. Данный подход позволяет эффективно формировать у учащихся компетенции ведения интерактивного диалога с компьютером и диалога с другим учеником и учителем. Обобщается опыт работы учителя русского языка и литературы по развитию культуры речи с использованием традиционных и относительно новых форм и методов. Представлены достигнутые результаты. Ключевые слова: речь, развитие речи школьника, информационно-коммуникативные технологии, информационно-коммуникационно-технологическая компетентность | 1258 | |||||
388 | Отражены проблемы современного образования в основной школе. Введение ФГОС в основной школе, как отмечает ряд авторов проанализированных исследований, недостаточно подготовлено. В частности, мало внимания уделяется креативности в процессе обучения. Основной недостаток ФГОС – отсутствие единого инструментария по оценке разных групп деятельностных умений, которые необходимо формировать у школьников. Анализ представляемых диагностических материалов, применяемых в процессе обучения – от школы до вуза, показывает, что в вузах разрабатывается оценка вводимых результатов обучения в виде компетенций. То же самое происходит в ссузах. В школьном образовании оценка результатов обучения сейчас достаточно активно разрабатывается в младшей школе, а в основной школе таких материалов пока недостаточно. Выявленная проблема недостатка креативности решается путем введения в процесс обучения уроков-проблематизаций, по сути – уроков получения нового знания, нового способа познания. При этом у учащихся формируются умения решать проблемы, регулятивные и коммуникативные умения. Диагностика названных умений осуществляется на основе разработанных карт, в которых представлены элементы умений. Карты заполняются учащимися, членами учебных или проблемных групп или экспертами из числа учащихся. Данный вид диагностики обучает школьников самооценке, помогает учителю и родителям проследить продвижение ученика в деятельности и освоении предмета. Ключевые слова: недостатки ФГОС, уроки по формированию умений решать проблемы, регулятивные и коммуникативные умения, диагностика умений на основе разработанных карт | 1256 | |||||
389 | В рамках очередной Зимней школы преподавателей, организованной издательством «Юрайт» в конце января 2020 г. и проходившей в режиме вебинаров, были обсуждены основные тренды высшего образования. Вниманию участников было представлено более тридцати докладов по самым актуальным темам: непрерывность обучения, Soft skills, творческое мышление в решении задач (тренд – универсальные навыки и компетенции в четвертой индустриальной революции); ликвидация цифрового неравенства, тотальная цифровая грамотность, цифровая трансформация сознания педагогов-преподавателей (тренд – цифровая образовательная среда); новые педагогические роли (тьюторство, педагогический дизайн и др.), переход на проектное обучение с фокусом на междисциплинарность, трансформация учебного пространства, изменение роли библиотек (тренд – массовое персонализированное обучение (студентоцентрированность)); качественно новые цифровые учебно-методические комплексы, источники контента: открытые ресурсы, электронные библиотечные системы, массовые образовательные онлай-нкурсы, образовательные платформы, цифровизация образовательного наследия (тренд – цифровые учебно-методические комплексы); адаптивное обучение и оценивание, портфолио достижений, трансформация целей и методов тестирования (тренд – оценивание образовательных достижений); голосовые помощники и чат-боты, адаптивный подбор учебных материалов, AR, MR, VR и панорамное видео, игровые компьютерные практики (тренд – искусственный интеллект и VR-технологии в образовании); прокторинг, защита данных (тренд – информационная безопасность); педагогические исследования с использованием Big Date, психометрика и цифровые следы, рейтинги цифровой информации как новая реальность (тренд – исследования и аналитика данных). В рамках данного обзора остановимся на отдельных трендах, темах и докладах. Ключевые слова: тренд, образование, универсальные компетенции, навыки, цифровая образовательная среда, массовое персонализированное обучение, цифровые учебно-методические комплексы, цифровая экосистема, тьюторство | 1256 | |||||
390 | В свете обновления государственной политики в области дошкольного образования задача развития способности к сочинению сказок как одной из форм способности к речевому творчеству у ребенка приобретает особую актуальность. В результате установленных психологических и психолингвистических предпосылок речевого творчества ребенка в структуре способности к сочинению сказок у старших дошкольников нами выделяются два взаимообусловленных компонента: ядро и исполнительный компонент. Обоснование взаимосвязи психических процессов в структуре способности к сочинению сказок, уточнение сквозных механизмов ее развития у старших дошкольников послужили основой для создания диагностических методик, которые позволят осуществить мониторинг данной способности по нескольким критериям одновременно. Ключевые слова: речевое творчество, способность к сочинению сказок, старшие дошкольники, мониторинг, диагностические методики | 1255 | |||||
391 | Проанализирован процесс развития системы внешкольного воспитания во второй половине XX в. в Оренбуржье, которая в этот временной период переживает процесс интенсивного развития, связанного со значительным расширением сети внешкольных учреждений в Оренбургском регионе. Рассмотрена существовавшая специфика расширения сети внешкольных учреждений для удовлетворения существовавших в тот исторический период потребностей советского государства и советских граждан. В рамках исследования данной научной проблематики была изучена работа ряда учреждений внешкольного воспитания данного периода в Оренбуржье, а также органов государственной советской власти, осуществлявших управление и контроль за деятельностью внешкольных учреждений в исследуемых хронологических рамках. Проводится анализ сложившейся ситуации, дается характеристика процессу развития и рассматриваются актуальные проблемы, вставшие перед органами советской власти, администрацией внешкольных учреждений и педагогами региона. В рамках проведения историко-педагогического исследования были изучены работы отечественных и иностранных ученых, занимающихся изучением как историко-педагогических проблематик, так и исторических, экономических, политологических, рассмотрены нормативно-правовые акты, а также использованы неопубликованные архивные материалы второй половины прошлого столетия, которые были впервые исследованы, введены в научный оборот и проанализированы автором данного научного исследования. Ключевые слова: история педагогики и образования, СССР, Россия, внешкольное воспитание, политика советских органов власти, Оренбуржье | 1255 | |||||
392 | Задача повышения результативности и качества соревновательных выступлений в арт-фехтовании актуализировала технические и артистические компоненты подготовки спортсменов. Изучение артистической компоненты содержания их разносторонней подготовки выявило необходимость обучения бойцов основам сценической речи, так как без данного навыка невозможно реализовать на сцене многие классические батальные сюжеты. Доказательством важности сценической речи стал и тот факт, что ею обязательно владеют члены ведущих российских коллективов арт-фехтования. В результате обзора номеров чемпионата России по арт-фехтованию 2015 г. было установлено, что живая речь имеет явное преимущество над фонограммой даже в рамках спортивного соревнования. Следовательно, по мере развития спорта отказ от записи голосов станет неизбежным, а все спортсмены непременно будут учиться говорить. Кроме того, обнаружилось, что интонирование реплик и паузы позволяет четко проявить мотивы и намерения героев, что проиллюстрировано на примере работы со сценической речью в номере «Альтернативная сцена». Ключевые слова: театральная педагогика, спортивная педагогика, сценическая речь, артистическое фехтование, арт-фехтование, фехтование, античность, спорт | 1253 | |||||
393 | Подчеркивается актуальность процессов трансформации взглядов на развитие профессиональных компетенций личности, связанных с существованием в информационном, цифровом и SMART-обществе. Как представитель современного общества личность приобретает важные компетенции: интегральная характеристика, связанная с опытом деятельности в информационной действительности, способами взаимодействия с техникой и технологиями с целью реализации общих и профессиональных информационных потребностей личности; высокоуровневые метаспособности для существования в цифровом пространстве высокомобильных интеллектуальных устройств; сформированность личности SMART-человека, которая в совершенстве владеет SMART-технологиями для поиска, анализа информации и создания инноваций, которая взаимодействует в профессиональных сетевых сообществах. Данные способности характеризуют составляющие информационной, цифровой и SMART-компетенций личности. Данные компетенции сосуществуют и выходят на первый план в зависимости от эволюционирования общества как динамической системы, совершенствования информационных, цифровых и SMART-технологий. Трансформация взглядов на информационные, цифровые и SMART-компетенции личности в современном обществе связана с его синхронностью развития, модернизацией, социальной гибридизацией и конвергенцией, современностью, прогрессивностью, цивилизованностью, интегративностью, культурно-историческим потенциалом, с переходом от «закрытости» технологий к «бесшовности». Ключевые слова: информационная компетенция личности, цифровая компетенция личности, SMART-компетенция личности, информационное общество, цифровое общество, SMART-общество | 1253 | |||||
394 | Представлен анализ проблем современного российского образования в период продолжающегося его реформирования, в частности проблемы потери образованием одного из важнейших инструментов формирования и развития личности – воспитания. Для понимания сущности воспитания проводится анализ социально-философской позиции немецкого философа и социолога Н. Лумана, изучавшего процесс социокультурной эволюции воспитания и трактующего в своих работах образование как итог воспитательной системы общества, в отличие от точек зрения других ученых, понимающих воспитание как инструмент обучения и образования. Ключевые слова: образование, воспитание, социокультурная эволюция воспитания, проблемы современного воспитания | 1252 | |||||
395 | Представлены предварительные результаты эксперимента «Медиация учебной ситуации средствами визуальной культуры». Указывается на то, что с помощью искусственного торможения поведенческих автоматизмов, сформированных учебным процессом, возможно осуществить деконструкцию пресуппозиций участников образовательной коммуникации. Представлен анализ стенограммы занятия, которое было проведено со студентами Томского госуниверситета. Исследование микроуровня образовательного взаимодействия позволило выявить условия и факторы изменения коммуникативных стратегий участников эксперимента. Ключевые слова: иконический поворот, визуальный стимул, визуальное в сфере образования, феноменологические исследования в области образования, образовательные коммуникации | 1252 | |||||
396 | Рассматривается методический потенциал использования визуальных материалов в процессе изучения истории студентами вуза на основе авторского опыта преподавания истории Средних веков. Предлагается типология визуальных материалов, в рамках которой выявляются особенности привлечения различных типов визуальных материалов в свете целей и результатов их использования. Характеризуются плюсы привлечения визуальных материалов, а также ставится вопрос о необходимости методического обоснования его объема в рамках конкретного занятия. Обосновывается особая роль визуальных материалов в работе со студентами исторических факультетов педагогических вузов. Ключевые слова: методика преподавания истории, визуальные материалы, история Средних веков | 1252 | |||||
397 | Ставится проблема обучения интерпретации иноязычной информации текста студентами неязыковых специальностей в условиях письменного общения. Эта проблема актуализирована потребностью общества в профессионально мобильных и конкурентоспособных специалистах, способных понимать и перерабатывать иноязычную информацию. Представлены результаты исследования по обучению письменной интерпретации оригинального иноязычного текста студентов первого курса Энергетического института Томского политехнического университета. Разработаны новые приемы обучения письменной интерпретации и доказана их эффективность экспериментальным путем. Данные исследования подтвердили, что поставленная цель достигнута. Ключевые слова: письменная интерпретация, чтение, оригинальный иноязычный текст, текстовая информация | 1250 | |||||
398 | На современном этапе модернизации высшего российского образования и обновления образовательного пространства на первый план выступают вопросы подготовки специалистов в педагогических вузах. Показаны подходы, предлагаемые научно-педагогическим сообществом ФГБОУ ВО «Томский государственный педагогический университет» для проектирования структуры модульных основных образовательных программ (ООП) подготовки бакалавра педагогического образования. Также раскрыты концептуальные основы проектируемых организационно-деятельностных механизмов модульных ОПП на основе ФГОС ВО 3++. Представлены опыт и результаты исследовательской и научно-методической работы вуза по проектированию организационнодеятельностных механизмов модульных ООП бакалаврской подготовки педагогов на основе Федерального стандарта высшего образования 3++, сопряженных с профессиональными стандартами. Обоснована организационно-деятельностная специфика модульных характеристик ООП: способы организации образовательного взаимодействия участников образовательных отношений, особенности оценочно-диагностических процедур, связанных с мониторингом достижений образовательных достижений обучающихся в деятельностном формате. Приведены дидактические примеры, связанные с реализацией отдельных фрагментов (модулей) ООП по направлению подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)» (уровень бакалавриата). Предлагается авторское видение реализации программы учебной практики, состоящей из пяти взаимосвязанных тематических разделов. В качестве примера, иллюстрирующего специфику организационно-деятельностных характеристик ОПП, приведено описание учебно-исследовательского модуля. Также представлены принципы и процедура государственной итоговой аттестации. Материалы статьи могут быть использованы руководителями основных образовательных программ и административно-управленческими командами педагогических вузов России в условиях перевода обучающихся на федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения – ФГОС ВО 3++, сопряженные с профессиональными стандартами. Ключевые слова: педагогическое образование, профессиональный стандарт педагога, модульная основная образовательная программа, системно-деятельностный подход, профессиональная компетенция, трудовая функция, вид деятельности педагога, активные образовательные технологии, д | 1250 | |||||
399 | Обсуждаются особенности экологической подготовки студентов российских технических вузов в условиях реформирования системы образования. Инженерно-технический профиль будущего бакалавра обязывает строить эколого-образовательный процесс иначе, чем в случае гуманитарного или естественно-научного направлений подготовки студентов. В качестве теоретических оснований эколого-профессиональной подготовки будущего инженера предложены системный, аксиологический и тезаурусный подходы. Вместе они обеспечивают развитие экологической культуры личности – главной цели эколого-образовательной деятельности. Рассматривается необходимость представления экологической компетентности выпускника (совокупности взаимосвязанных когнитивного, творческо-деятельностного, мотивационно-ценностного, рефлексивно-оценочного компонентов) как отражения сформированности экологической культуры. Описаны методы и формы обучения, способствующие формированию компонентов экологической компетентности студентов технического вуза. Системный подход реализован через использование в качестве инструментария элементов категориально-системной методологии. Описаны и обоснованы режимы педагогического взаимодействия преподавателя и студента в модели компенсационного гомеостата. Обоснована важность формирования эколого-профессиональной терминосистемы будущего инженера и перспективность использования для этого тезаурусного подхода. Показаны возможности развития его через новый прием обучения – триадическую дешифровку, включающую выявление сущностных характеристик определяемого термина через систему трех взаимодополняемых соподчиненных понятий. Описан ряд информационных критериев, описывающих формирование эколого-центрического мировоззрения, являющегося фундаментом экологической культуры студента. Рассматриваются формы и методы формирования экологических ценностей студентов технического вуза. Обозначенные в работе теоретические основания экологической подготовки обладают эвристическим потенциалом, поскольку открывается возможность совершенствования и развития методов эколого-профессиональной подготовки студентов технических вузов. Ключевые слова: экологическая подготовка, профессиональное образование, системный подход, аксиологический подход, тезаурус, категориально-системная методология | 1249 | |||||
400 | Рассматривается актуальный вопрос современного литературного образования – поиск, разработка и апробация деятельностных форм освоения поэтики художественного текста. Обозначены сложившиеся методические подходы к изучению художественного пространства на уроках литературы, описан потенциал образовательного квеста, основные этапы реализации квеста как образовательной технологии. Представлены авторский квест, созданный по материалам творчества В. Набокова, ход и итоги участия в нем обучающихся разного уровня подготовленности (студентов-филологов первого курса и десятиклассников негуманитарного профиля подготовки). Апробация показала, что процесс прохождения квеста обеспечивает погружение участников в художественный мир романа В. Набокова «Машенька», способствует структуризации представлений не только о художественном пространстве, но и о поэтике произведения в целом (сюжетная логика, динамика образа персонажа и пр.). Важно, что постижение структуры художественного пространства и авторской концепции произведения через квест происходит в сжатый временной период. Ключевые слова: образовательный квест, квест-технология, художественное пространство, В. Набоков | 1249 |