№ | Статья | Скачиваний | |||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
501 | Рассматривается проблема обучения профессиональному иностранному языку студентов неязыковых специальностей в связи с отсутствием аудио- и видеоматериалов к основным учебно-методическим комплексам. Обозначена актуальность обучения аудированию как одному из ведущих видов речевой деятельности, подчеркивается трудность отбора аутентичных аудио- и видеоматериалов, анализируются существующие интернет-ресурсы, их возможности и недостатки при обучении профессиональному иностранному языку. В результате предлагается использовать видеоматериалы открытого образовательного ресурса TED в формате конференций для студентов с высокой начальной языковой подготовкой или TED-Ed в виде коротких анимационных видеоуроков для студентов с низкой языковой подготовкой для повышения интереса и формирования устойчивой мотивации. Приводятся примеры видеоуроков для студентов различных направлений подготовки, описываются этапы работы, условия, виды упражнений, дается обоснование их эффективности при обучении аудированию. Ключевые слова: студенты нелингвистических специальностей, профессиональный иностранный язык, видеоматериалы, TED, аудирование, аутентичный материал, новизна, мотивация, установка | 1186 | |||||
502 | Проанализированы тенденции развития рынка информационно-коммуникационных технологий, определено содержание специальных профессиональных компетенций специалистов в области программирования и обоснована необходимость усиления творческой составляющей образовательной деятельности. Сформулированы требования к включаемому в образовательную программу языку программирования; даны рекомендации по формированию содержания обучения, обеспечивающего творческую подготовку к решению задач алгоритмизации и создания архитектуры программного обеспечения. Результаты проведенных исследований могут быть использованы для повышения качества образовательной деятельности в вузе и стимулирования творческой активности обучающихся. Ключевые слова: творческая деятельность, содержание обучения, язык программирования, алгоритмизация, архитектура программного обеспечения | 1185 | |||||
503 | Представлены результаты эмпирического исследования учебных перегрузок у обучающихся основной ступени общеобразовательной школы. Дано теоретико-методологическое обоснование проведенного исследования и показана его объективная актуальность для современной системы общего образования. Психодиагностические данные были подвергнуты математико-статистической обработке (корреляционный анализ, множественный регрессионный анализ), классифицированы, обобщены и интерпретированы. Полученные результаты позволили прийти к выводу о влиянии учебных перегрузок на психологическое самочувствие обучающихся основной ступени общей школы. Приводится обобщающий вывод о том, что учебная перегрузка формируется не за счет основной учебной нагрузки обучающихся, а в результате посещения дополнительных видов учебных занятий. Сделано заключение, согласно которому для предупреждения учебных перегрузок необходимо ориентироваться не только на нормативную регламентацию отдельных видов учебной деятельности, но и на субъективное состояние обучающихся. Приводятся рекомендации возможных направлений превентивной работы с обучающимися по психологической профилактике учебных перегрузок. Ключевые слова: учебная нагрузка, учебные перегрузки, психологические предикторы, факторы риска, основная общая школа, профилактика учебных перегрузок | 1184 | |||||
504 | Представлен аналитический обзор проблемы развития аналитических умений студентов в вузе. Дана сравнительная характеристика понятий «аналитические умения» и «аналитические способности». Сделан вывод, что аналитические способности являются свойством личности, а аналитические умения – освоенный опыт деятельности. Рассмотрены основные мыслительные действия, лежащие в основе аналитических умений. Дается сравнение двух групп аналитических умений: аналитико-прогностические и аналитико-рефлексивные. Обосновывается тезис о том, что развитие аналитических умений невозможно без получения новых знаний. Значительное внимание уделено структуре понятия «аналитические умения». Определена необходимость развития аналитических умений у студентов для профессионального становления будущих специалистов. Сделан вывод о том, что для развития аналитических умений требуется время, это длительный, системный процесс в профессиональном образовании. Выявлены факторы (позитивные и негативные), влияющие на развитие аналитических умений студентов. Уделено внимание заданиям и упражнениям (кейс-заданиям), направленным на изучение развития аналитических умения студентов. Для диагностики уровня развития аналитических умений студентов разработаны показатели, а также представлена характеристика уровней развития аналитических умений студентов вуза – низкий, средний, высокий. Представлены результаты пилотажного исследования по выявлению уровня развития аналитических умений студентов гуманитарных направлений подготовки. Исследование проводилось в вузах городов Ставрополя и Краснодара. Результаты исследования показали, что у студентов преобладает средний и низкий уровень развития аналитических умений. На основе полученных результатов выявлены причины низкого уровня развития аналитических умений у современных студентов. Ключевые слова: аналитические умения, аналитические способности, аналитическое мышление, студенты, высшее образование, аналитические функции | 1183 | |||||
505 | В образовательной программе современной школы особое внимание уделено развитию коммуникативной компетентности обучаемых. Ученики должны уметь понимать и оценивать прочитанное, преобразовывать полученную информацию, демонстрировать культуру устной и письменной речи. Представлен методико-педагогический проект развития текстовой деятельности в образовательном метапространстве на уроках литературы 11-го класса и во внеурочной деятельности в рамках совместного образовательного проекта «Дебаты». При проведении и описании эксперимента использовались методы и приемы гуманитарного исследования. Ключевые слова: текстовая деятельность, универсальные учебные действия, образовательное метапространство, гуманитарное исследование, проект «Дебаты» | 1182 | |||||
506 | Рассматривается проблема моделирования урока словесности в аспекте реализации культурологического подхода в школьном образовании. Среди основных задач конструирования занятия в анализируемом аспекте выделены создание познавательной мотивации школьников, формирование у учащихся читательской компетенции, выстраивание их диалога с автором художественного произведения, построение индивидуальной траектории движения к «человеку культуры», развитие духовно-нравственных и эстетических вкусов, взглядов, потребностей человека через интеграцию дисциплин и технологий. Когнитивный компонент культуроведческого контекста представлен через интеграцию литературы и живописи, музыки, архитектуры, искусства театра и кино. Ключевые слова: культурологический подход, культурологическая компетенция, когнитивный аспект, модель урока, междисциплинарная интеграция | 1178 | |||||
507 | Представлены результаты анализа вовлеченности педагогов в обсуждение актуальных проблем российского образования – опыта применения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Рассмотрены теоретические подходы к понятию вовлеченности, обоснована методология его изучения на материале высказываний педагогов в процессе мониторинга применения федеральных государственных образовательных стандартов на интернет-портале «Общественная экспертиза нормативных документов в области образования». Анализ материалов, размещенных на интернет-портале, показал характер и степень вовлеченности педагогов в обсуждение проблем применения стандартов в зависимости от уровня образования, требований соответствующего раздела стандартов, а также позволил выявить ресурсные аспекты вовлеченности, которые педагоги готовы использовать в обсуждении как показатели активности и внутренней мотивации. Ключевые слова: вовлеченность, федеральный государственный образовательный стандарт, интернет-ресурсы, вовлеченность интеллектуальная, инструментальная, экспрессивная, уровни образования | 1178 | |||||
508 | В мониторинге качества профессиональной подготовки студентов особое место занимает оценивание сформированности общих компетенций. Рассматривается проблема оценивания общих компетенций в ходе реализации программы подготовки специалистов, описаны опыты оценивания общих компетенций другими исследователями и предложена система оценивания с учетом функциональных компонентов компетенций. Установлена необходимость поэтапной ступенчатой системы оценивания промежуточных результатов обучения, предусматривающая мотивационный, когнитивный и поведенческий компоненты компетенций. Предлагается комплексный подход к оцениванию общих компетенций, заключающийся в промежуточной конкретизации конечных результатов обучения, формировании фонда оценочных средств, включающего тесты, анкеты и опросники для оценивания личностных качеств студента, комплексные междисциплинарные тесты для оценивания когнитивных составляющих компетенций и введения балльно-рейтинговой системы для оценивания деятельности студентов. Ключевые слова: общие компетенции, оценивание компетенций, образовательный результат, балльно-рейтинговая система, конкретизирующая таблица общих компетенций, компоненты компетенций | 1177 | |||||
509 | Описан положительный опыт реализации регионального профориентационного события «Дни карьеры в ТГПУ», являющегося одной из форм содействия профессиональному самоопределению и трудоустройству студентов федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Томский государственный педагогический университет». Описаны этапы «Дней карьеры», реализованные в 2017/18 учебном году, и подведены итоги с учетом мнения студентов-участников и результатов опроса по предполагаемому трудоустройству студентов – выпускников 2018 года. Ключевые слова: профориентационное событие, профессиональное самоопределение, трудоустройство | 1176 | |||||
510 | В рамках актуального в настоящее время компетентностного подхода рассматриваются некоторые аспекты формирования профессиональных компетенций ПК-15 и ПК-16 у будущих учителей физики при изучении курса «Теоретическая физика. Модуль: Классическая механика». Данная дисциплина является фундаментальной составляющей теоретической подготовки педагога-физика. Формирование профессиональных компетенций у обучающихся происходит в процессе изучения конкретной темы классической механики «Функция Лагранжа. Уравнения Эйлера-Лагранжа». Проведение самостоятельных вычислений с последующими выводами приобщает студентов к элементам самостоятельной научно-исследовательской работы, что ведет к закреплению знаний и дальнейшему применению их в других дисциплинах, и фактически означает формирование компетенций ПК-15 и ПК-16. Ключевые слова: профессиональные компетенции, подготовка будущих учителей физики, преподавание классической механики, функция Лагранжа | 1176 | |||||
511 | Рассматривается вопрос об актуальности педагогического наследия святителя Феофана Затворника в условиях современного образования. Автором предпринята попытка соотнести основные критерии педагогической системы святителя с целями и задачами образования и воспитания. В результате анализа акцентов воспитательного процесса, расставленных святителем в ходе своей теоретической и практической педагогической деятельности, доказывается возможность опоры на данный опыт в условиях современности. Многочисленные тематические исследования наследия святителя Феофана подтверждают интерес современной педагогики к его концепции. Ключевые слова: педагогика, воспитание, процесс, духовно-нравственное развитие, образование, культура, православие | 1176 | |||||
512 | Деятельность педагога дошкольного образования подразумевает взаимодействие с родителями воспитанников в процессе образовательной деятельности. Рассматриваются методологический и методический компоненты осуществления взаимодействия педагога с родителями воспитанников как реализация наставничества педагогов по отношению к родителям. Методологический компонент данного подхода раскрывается через концепцию совместной деятельности Г. Н. Прозументовой и типологические характеристики совместных действий: закрытое, обращенное, открытое. Развитие этих идей С. И. Поздеевой в описании деятельностных характеристик разных типов наставничества в профессиональной педагогической сфере позволили представить методический компонент рассматриваемого подхода в сфере дошкольного образования. При переходе на позицию наставничества педагог более гибко использует разные модели организации совместной деятельности, оказывая услуги психолого-педагогической, методической и консультативной помощи, что определено задачей федерального проекта «Поддержка семей, имеющих детей». Исходя из моделей и типов наставничества, предложенных С. И. Поздеевой, раскрываются характеристики трудовых действий педагога дошкольного образования, выступающего в зависимости от решаемой задачи наставником-методистом, наставником-тьютором, наставником-консультантом, наставником-коучером, наставником-разработчиком, наставником-партнером, наставником-навигатором по отношению к родителям воспитанников. Родители воспитанников в данном случае предстают как участники всех этапов совместной образовательной деятельности. Ключевые слова: наставничество, дошкольное образование, взаимодействие педагога с родителями воспитанников, совместная деятельность, педагог-наставник | 1176 | |||||
513 | Готовность к здоровьесберегающей деятельности определяется как личностно-профессиональный потенциал специалиста, создающий предпосылки для успешного осуществления профессиональных функций в аспекте здоровьесбережения. Здоровьесберегающая компетентность рассматривается как эффективная ориентировка в задачных ситуациях, связанных с сохранением (восстановлением) физического, психического и социального здоровья клиента, успешный опыт их решения и восприятие как средства самореализации, фактора непрерывного профессионального саморазвития. Под культурой здоровья специалиста социального профиля понимается интегративное профессионально значимое качество, базирующееся на определенном мировоззрении и повседневных практиках поддержания здоровья, способности создавать в процессе индивидуальной жизнедеятельности культурные ценности здоровья, обеспечивать посредством этого свое непрерывное личностно-профессиональное развитие и оптимальность действий в отношении здоровья и благополучия клиентов. На основе рассмотрения сущности, структуры и содержания делается вывод о комплементарности названных понятий и целесообразности их одновременного использования при формулировке интегративной цели и проектируемых результатов профессиональной подготовки. Ключевые слова: здоровьесберегающая деятельность, специалисты социальной сферы, профессиональная подготовка, результаты образования, здоровьесберегающая компетентность, готовность к здоровьесберегающей деятельности, культура здоровья | 1175 | |||||
514 | Рассматривается проблема формирования готовности будущего педагога к взаимодействию с семьей. Рассмотрев данную проблему, автор останавливается на обогащении опыта будущего педагога к взаимодействию с семьей в процессе его профессиональной подготовки и практической деятельности. Будущий педагог овладевает способами взаимодействия с семьей посредством практических занятий в виде тренингов, упражнений, решения проблемных ситуаций, ролевых игр, просмотра кинофильмов, дебатов, дискуссий, наблюдений, а также педагогической практики. Анализ состояния подготовленности будущего педагога к взаимодействию с семьей по когнитивному, деятельностному и эмоционально-личностному критериям при создании педагогических условий свидетельствует о повышении уровня профессиональной подготовленности будущего педагога к взаимодействию с семьей. Ключевые слова: подготовка, профессиональная подготовка, взаимодействие с семьей, способы взаимодействия, будущий педагог | 1175 | |||||
515 | Раскрываются некоторые особенности формирования межнациональных отношений в условиях поликультурного пространства высшего учебного заведения. Проанализированы современные научные подходы к проблеме межнациональных и межэтнических отношений в обществе и суть процесса формирования межнациональной культуры студентов. Определены основные понятия содержательных аспектов межнациональных отношений: толерантность, межнациональная культура, коммуникативная компетентность, духовно-нравственная культура. В результате анализа было выяснено, что формирование межнациональных отношений является сложным, многоаспектным процессом, который охватывает все стороны жизнедеятельности человека. Вследствие обобщения результатов исследования были выделены и охарактеризованы уровни межнациональной культуры личности как основного компонента формирования межнациональных отношений студентов в условиях поликультурного пространства высшего учебного заведения. Предложены практические формы и методы формирования межнациональных отношений в условиях поликультурного пространства вуза. Ключевые слова: межнациональные отношения, межнациональная культура, высшее учебное заведение, поликультурное пространство, коммуникативная компетентность, толерантность, духовно-нравственная культура, эстетика межличностных отношений | 1174 | |||||
516 | Для подготовки экономистов, отвечающей требованиям инновационного развития национальной экономики, предлагается образовательный кластер как новая форма интеграции сфер профессионального образования и экономического бизнеса, разрыв которых образовался при переходе к рыночным отношениям и до сих пор сдерживает взаимодействие субъектов этих сфер в профессиональной подготовке. Совместная образовательная деятельность гетерогенных социальных сфер позволяет осваивать теорию и практику профессиональной деятельности в условиях обновляющегося бизнеса. Важным аспектом ее организации является участие органов государственной и муниципальной власти. Рассматривается роль правительственных структур регионов в поддержке кластерных инициатив и функционировании образовательных кластеров. Ключевые слова: подготовка экономистов, форма интеграции, образовательный кластер, кластерная политика, совместная образовательная деятельность, инструменты поддержки, роль правительства регионов и муниципальной власти | 1173 | |||||
517 | Изменения требований в системе образования определило увеличение частоты синдрома дефицита внимания и малой мозговой дисфункции у подростков и его большой социальной значимости у студенческой молодежи. Синдром дефицита внимания – запаздывание нормального функционирования центральной нервной системы со сложностями обработки экзогенной и эндогенной информации. Данный синдром объединяет интересы педагогов, нейропсихологов, дефектологов, неврологов, педиатров, тем самым расширяя научные представления специалистов о синдроме малой мозговой дисфункции обучающихся в образовательном процессе колледжа. В статье обоснованы и выделены анатомо-морфологические, биологически значимые факторы в возникновении синдрома в корреляционной связи с психолого-педагогическими аспектами. Апробирован тест Тулуз–Пьерона для выявления обучающихся с нарушениями концентрации внимания. Ключевые слова: обучающиеся, малая мозговая дисфункция, гиперактивность, синдром дефицита внимания | 1173 | |||||
518 | Рассматриваются различные научные подходы в гуманистической педагогике, которая является базовым компонентом, на основе которого формируется дополнительное профессиональное образование. В настоящее время в современном гуманистическом обществе возникла тенденция необходимости получения дополнительных профессиональных знаний, которые не входят в рамки общего инженерного образования. Программы вузов предусматривают возможность получения дополнительного профессионального образования. Для выявления отношения студентов I–II курсов к дополнительному профессиональному образованию был использован метод опроса. Рассматриваются результаты опроса, проведенного среди студентов I–II курсов, обучающихся по специализации «Строительство» в Томском государственном архитектурно-строительном университете. Целью опроса является заинтересованность студентов в собственном интеллектуальном развитии в рамках дополнительного профессионального образования. Ключевые слова: студенты, дополнительное профессиональное образование, дополнительное образование, непрерывное профессиональное образование | 1170 | |||||
519 | Исследование посвящено концептуализации, экспертизе содержания деятельности в сетевом образовательном проекте вуза и школы «Формирование профессиональной культуры педагогов в современной образовательной ситуации: взаимодействие вуза и школы в условиях перехода на новые федеральные государственные образовательные стандарты для среднего (общего) и высшего профессионального образования». Представлена реконструкция проведения проектного семинара «Использование личностно ориентированных технологий для развития текстовой деятельности обучающихся в процессе их подготовки к итоговой аттестации по русскому языку». Организаторами, участниками семинара (бакалаврами, магистрантами историко-филологического факультета Томского государственного педагогического университета, обучающимися 11-го класса средней школы, учителями-филологами г. Томска) осмыслен опыт развития текстовой деятельности с использованием педагогического ресурса личностно ориентированных технологий. Показано, как в пространстве семинара проявляется разное образовательное содержание совместной деятельности. Для формирования знаниевого ресурса обучающихся – нормативно-фукнкциональное, реализующееся на уроке-задании. Обеспечение деятельностного компонента развития текстовой деятельности участников семинара происходит за счет использования ценностно-соподчинительных связей, возникающих в контексте урока-проблематизации. Смысловая составляющая образовательного содержания совместной деятельности формируется в диалоге, в контексте взаимодополнительных связей. Диалог в этом контексте выступает катализатором, запускающим развитие текстовой деятельности, которое происходит за счет использования других форм совместной деятельности: нормативной и проектной. Изменение содержания образования происходит в логике сюжета смыслодеятельности: появления, развития и оформления в культурную норму смыслов участников. Методическим инструментом, позволяющим использовать в совместной деятельности разные формы ее организации, может являться технология развития критического мышления через чтение и письмо. Использование таких ее приемов, как «синквейн», «направляющий текст», обеспечивает развитие компетенций текстовой деятельности, необходимых обучающимся для написания сочинений в соответствии с требованиями итоговой аттестации по русскому языку. Содержание совместной деятельности, спроектированной и организованной таким образом, позволяет реализовывать компетентностный подход в образовании. Формируется проектно-деятельностный ресурс участников семинара, представляющих вуз, осуществляется развитие универсальных учебных действий обучающихся школы. Ключевые слова: сетевой проект, образовательное проектирование, совместная деятельность, диалог, смыслодеятельность | 1168 | |||||
520 | Рассматриваются основные формы трудового воспитания, а также вопросы влияния труда на исправление женщин, отбывающих наказания в местах лишения свободы Сибирского и Уральского федеральных округов. Приводятся статистические данные Федеральной службы исполнения наказаний численности женщин, отбывающих наказания в местах лишения свободы, в том числе количество освобожденных из исправительных учреждений за 2018 год. Анализируются результаты проведенного исследования с использованием методов сбора информации, анкетирования и интервьюирования в исправительных колониях общего режима для содержания женщин, ранее отбывавших наказания в местах лишения свободы. Подвергаются анализу нормативные правовые акты уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации, федеральная целевая программа по развитию и дальнейшему совершенствованию уголовно-исполнительной системы, в том числе по созданию дополнительных рабочих мест для осужденных, отбывающих наказания в местах лишения свободы. Кроме того, трактуются изменения в целях привлечения к труду осужденных, отбывающих наказания на участках колонии-поселения исправительного учреждения. Рассматриваются вопросы реализации прав и свобод осужденных женщин в исправительных учреждениях, дальнейшего совершенствования механизма по трудовой занятости, особенно для тех, кто имеет исполнительные документы. Даются рекомендации по использованию методов и приемов трудового воспитания женщин, отбывающих наказания в местах лишения свободы, способствующие прежде всего их исправлению и формированию у них уважительного отношения к человеку, труду, обществу, повышению их образовательного уровня. Таким образом, трудовое воспитание укрепляет чувство собственного достоинства, значимости для ближайшего бытового окружения женщин, ранее отбывавших наказания в исправительных учреждениях. Ключевые слова: осужденные женщины, труд, трудовое воспитание, средства исправления, уголовно-исполнительная система, исправительные учреждения, исправительные колонии | 1167 | |||||
521 | В современной России меняется новая образовательная парадигма. Человек, его интересы и потребности, потенциальные возможности и способности оказываются в центре внимания исследователей и педагогов-практиков. Изменение приоритетов российского образования, его структуры и содержания с учетом введения новых образовательных стандартов, в том числе профессионального стандарта «Педагог», направлено на смену роли «транслятора» знаний в профессиональной деятельности педагога – будущего специалиста на роль наставника, партнера, собеседника. В связи с этим обновляется статус образования, предъявляются новые требования к его уровню и качеству. Представлены результаты рабочей программы учебной дисциплины «Инновационные технологии в дошкольном образовании» для студентов педагогического вуза. Реализация разделов программы в структуре ее содержания обеспечивает результативность освоения студентами видов инновационной деятельности, ее этапов в ходе лекционных, самостоятельных занятий, использования активных методов обучения, что формирует их уверенность, мобильность, творческий потенциал, позитивное взаимодействие в условиях готовности профессии. Результаты проведенного исследования свидетельствуют об эффективности содержания данной программы, что подтверждается активным участием студентов в ходе педагогических практик на базе дошкольной образовательной организации, их самостоятельной разработкой инновационных проектов, мероприятий, мини-программ для детей дошкольного возраста. Результатом реализации программы является представленный процесс комплексной готовности будущих специалистов дошкольного образования к инновационной деятельности и профессиональному становлению. Ключевые слова: инновационная деятельность, инновационный процесс, профессиональная подготовка, инновации, готовность к инновационной деятельности, будущие педагоги дошкольного образования, профессионально-педагогическое образование | 1166 | |||||
522 | Истинное развитие личности связано с уходом от адаптивности как приспособления во внешне детерминированной действительности к преадаптивному характеру деятельности. Преадаптивность позволяет формировать свойства личности, способствующие прохождению кризисных ситуаций. В основе преадаптивной стратегии образования смыслов жизнедеятельности лежит стремление к самотрансценденции как выходу за границы освоенного бытия человека для поиска и осуществления своего истинного предназначения. Выявляются особенности самотрансценденции, лежащей в основе преадаптивной стратегии смыслообразования. Полученные результаты позволяют сформулировать определение преадаптивной смыслообразующей стратегии. Ключевые слова: смысл, смысловая сфера, преадаптивность, творчество, самотрансценденция, смыслообразующая стратегия | 1166 | |||||
523 | Рассматриваются формы деятельности куратора и формы сопровождения и поддержки деятельности куратора академической группы. Можно констатировать, что формы деятельности куратора могут быть разнообразными, так как цели, задачи, этапы кураторской деятельности влияют на выбор и применение форм деятельности куратора. Выделены принципы, на которых базируются формы деятельности куратора и формы сопровождения и поддержки. Формы сопровождения и поддержки деятельности куратора академической группы классифицированы по трем основным группам, связанным с методической подготовкой и сопровождением деятельности кураторов, повышением квалификации кураторов, тиражированием опыта кураторской деятельности. Формы деятельности куратора в современном вузе – традиционные и инновационные. Представлены примеры форм, которые реализуются в современном вузе, а также конкретные примеры форм, реализуемые в Томском политехническом университете. Предложены и аргументированы варианты форм для использования в кураторской деятельности в современном техническом университете. Ключевые слова: воспитание, куратор, институт кураторов, формы деятельности куратора, формы сопровождения и поддержки | 1164 | |||||
524 | Рассматриваются подходы к разработке концептуальных оснований опережающей профессиональной подготовки кадров для социально-экономического развития региона. Выделяются отдельные аспекты регионализации образования в контексте деятельности учреждений среднего профессионального образования. Обосновывается актуальность и востребованность центра опережающей профессиональной подготовки, ориентированного на потребности приоритетных направлений экономического и технологического развития региона и повышение профессиональной занятости разных групп населения. Определяются цели и задачи опережающей профессиональной подготовки, ожидаемые результаты и эффекты ее реализации в практике работы центра опережающей профессиональной подготовки, созданного на базе ГПОУ «Сибирский политехнический техникум» (г. Кемерово). Продемонстрированы некоторые результаты деятельности центра опережающей профессиональной подготовки Кемеровской области за 2019 и 2020 годы. Ключевые слова: среднее профессиональное образование, опережение, регионализация образования, концепция опережающей профессиональной подготовки, результативность опережающего образования | 1162 | |||||
525 | Обсуждаются вопросы подготовки будущих менеджеров в условиях цифровой экономики. Как показывает обобщение материалов по данной тематике, ключевыми особенностями цифровой экономики являются: информация как основной ресурс; широкое распространение электронной коммерции; получение гражданами услуг с помощью сети Интернет. Информационные системы и технологии применяются в образовании для разработки и эффективного использования электронных образовательных ресурсов. Рассматриваются возможности онлайн-курсов и систем дистанционного обучения для обучения студентов. Изучение подходов к организации онлайн-курсов на платформах Coursera, edX, FutureLearn, Skillbox, «Открытое образование» позволяет выделить следующие особенности: организация обучения в дистанционном формате, модульная организация материалов онлайн-курсов, гибкий график обучения для слушателя в рамках установленного преподавателями сроков выполнения заданий, информирование обучающихся. Другим эффективным инструментом для организации обучения студентов является система дистанционного обучения. Преподаватели кафедры информатики и математики Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов (СПбГУП) постоянно совершенствуют учебно-методическое обеспечение преподаваемых дисциплин, размещенных в системе поддержки самостоятельной работы студентов СПбГУП по адресу: https://edu.gup.ru/. Рассматриваются особенности работы преподавателей с электронными курсами по дисциплинам «Информатика» и «Информационные технологии в менеджменте». Задания для самостоятельной работы в электронных курсах представляют собой кейсы, состоящие из требований к выполнению заданий, материалов для проработки студентами, ссылок на дополнительные источники и указаний на сроки загрузки студентами ответов на задания. Однако для соответствия современным требованиям к подготовке выпускников гуманитарных вузов, преподавателям приходится постоянно обновлять учебно-методические материалы по всем дисциплинам кафедры. Эти материалы размещаются в соответствующих электронных курсах, созданных в системе поддержки самостоятельной работы СПбГУП (www.edu.gup.ru). Описываются материалы электронных курсов и обобщен авторский опыт преподавания дисциплин кафедры информатики и математики. Ключевые слова: информатика, онлайн-курсы, преподавание дисциплин, цифровая экономика, система поддержки самостоятельной работы, студенты | 1161 | |||||
526 | Раскрывается необходимость вовлечения студентов в организацию педагогического исследования с точки зрения понимания ими смысла организуемой деятельности, участия в построении темы, проблемы и нахождения способов ее решения. Существующая практика обучения студентов педагогическому исследованию основывается на изучении ими теоретических основ, знание которых не позволяет им действовать в реальной ситуации при подготовке выпускной работы. На основе проведенного исследования и анализа практики выполнения студентами выпускных работ обозначена проблема в организации студентами педагогического исследования, обусловленная формальным выполнением шагов исследовательской деятельности, отсутствием заинтересованности в исследовании как способе построения смысла педагогической деятельности. Обозначены причины появления студенческих затруднений в выполнении выпускных работ, представлен авторский вариант подготовки студентами исследовательских работ. Представлена технология вовлечения студентов в построение исследовательских шагов по осмыслению темы на основе феноменологического описания, формулировке проблемы исследования в результате анкетирования и интервьюирования с участниками образования, поиску способов ее решения в процессе организации педагогического эксперимента. Ключевые слова: исследование, выпускная работа, понимание темы, построение проблемы, экспериментальная работа | 1160 | |||||
527 | Рассматривается модель формирования лингвокультурной подготовки студентов бакалавриата. Определены теоретико-методологические подходы, принципы и компоненты модели. Представлена информация о блоках и составляющих модели формирования лингвокультурной компетентности студентов вуза. Основной детерминантой современного развития образования является переход от просветительной парадигмы образования к культуротворческой, в результате чего выдвигается требование соответствия педагогической деятельности характеристикам современного поликультурного социума, а также учета специфики разных культур и культурной толерантности в модели современного педагогического образования. В материалах рекомендаций Комитета министров Совета Европы говорится о необходимости развития разнообразных языков и культур, предотвращении взаимного непонимания и языковых барьеров в межкультурной коммуникации, принятия широкого диалога сотрудничества в качестве приоритета. Нормативно-правовая база российского образования также отражает современные требования общества и фиксирует задачи, которые должны решаться в системе образования и профессионально-педагогической подготовки в языковой сфере. Одной из основных целей подготовки будущих специалистов является формирование у них способности эффективно участвовать в профессионально ориентированной межкультурной коммуникации, а у будущих педагогов – эффективно обучать такой коммуникации. Указанная модель является условием создания внутреннего фактора интернационализации в вузе, представляя собой лингвокультурную среду. Ключевые слова: лингвокультурная подготовка, лингвокультурная компетентность, формирование лингвокультурной компетентности, модель формирования лингвокультурной компетентности бакалавров, интернационализация образовательной деятельности | 1160 | |||||
528 | Рассматриваются психологические составляющие и природа феномена духовного кризиса, исследуемого психологами различных направлений. Духовность рассматривается как принцип, процесс и результат саморазвития и самореализации человека, обращения его к высшим общечеловеческим духовным ценностям. Процессы самосознания, самоотношения и самопонимания результируют в феномене идентичности, понятие о которой имеет в литературе различные интерпретации. Рассматривается феномен кризисной личности в парадигме биопсихосоциальной модели исследования. Ключевые слова: личностный кризис, кризис, личность, биопсихосоциальная модель | 1159 | |||||
529 | Представлены результаты исследования уровня развития познавательной мотивации и учебно-познавательного интереса младших подростков. Выявлены особенности мотивации учебной деятельности младших подростков, описаны условия обеспечения высокой активности учебно-познавательной деятельности. Авторы отмечают, что мотивация учебной деятельности выступает одним из главных факторов ее успешности и представляет собой многокомпонентное и разноуровневое образование. Мотивация учебной деятельности не формируется сама по себе, ее развитие предполагает длительную, совместную деятельность учащихся и учителя, а для этого в школах необходимо вести постоянную работу по повышению уровня познавательной мотивации к учебной деятельности, активизации учебно-познавательного интереса обучающихся на уроке. Показано, что применение на уроках предложенных универсальных педагогических приемов способствует повышению познавательной мотивации к учебной деятельности у школьников. Результаты исследования могут быть использованы в практической деятельности учителей по развитию познавательного интереса младших подростков и устойчивости учебных мотивов. Ключевые слова: учебная деятельность, мотивационная сфера, познавательная мотивация, учебные мотивы, учебно-познавательный интерес, подростки | 1159 | |||||
530 | Описывается система непрерывного экологического образования на Кольском Севере с учетом климатогеографических особенностей региона. В ней отражен опыт работы Полярно-альпийского ботанического сада по воспитанию экологической культуры и формированию экологических знаний у разных групп населения (дошкольники, школьники, студенты и др.). Экологическое образование предполагает непрерывный процесс обучения (детский сад – школа – вуз – постдипломное образование), воспитания и развития личности, направленный на формирование научных и практических знаний и умений, а также ценностных ориентаций и поведения. Отдельное место в статье отводится вопросам, касающимся разработки воспитательно-образовательных программ для лиц с ограниченными возможностями здоровья и их апробации в условиях ботанического сада. Образовательные учреждения заполярных регионов сталкиваются с целым рядом проблем и противоречий при внедрении дополнительных программ по экологическому воспитанию и образованию. Особенности эмоционально-личностной сферы ребенка и уровень соматического здоровья требуют индивидуального подхода к обучению и уменьшения информационной нагрузки в ходе образовательной программы. Формирование здоровьесберегающих технологий на основе взаимодействия с природной средой на сегодняшний день является оптимальным сочетанием системы методик для решения воспитательных и коррекционных задач в рамках сотрудничества образовательных и социальных учреждений с ботаническим садом. Специальная работа, основанная на принципах экологической терапии, обеспечивает многостороннее развитие личности ребенка, а также повышает эффективность коррекционного воздействия. Полярно-альпийский ботанический сад-институт обладает уникальными ресурсами: коллекции растений открытого и закрытого грунта; гербарные образцы; инсектарий; живой уголок (в том числе конюшня), что в свою очередь определяет стратегию и направление развития научной и образовательной базы, а также социальную роль в регионе. Ботанические сады являются специально организованной эколого-образовательной средой, обладающей огромным образовательным потенциалом в сфере биологии и экологии, поэтому должны вести активную эколого-просветительскую деятельность, обращенную ко всему обществу. Ключевые слова: экологическое образование и просвещение, Кольское Заполярье, ботанический сад | 1157 | |||||
531 | Актуальность проблемы выбора коммуникативной стратегии в религиоведческой экскурсии связана с расширением практики данных экскурсий на современном этапе и их существенной спецификой по сравнению с другими видами экскурсий. Объектом анализа, проводимого на основе опыта Томского государственного педагогического университета, являются возможные варианты таких стратегий. Выявлены коммуникативные стратегии проведения религиоведческой экскурсии, формирующиеся в зависимости от субъекта экскурсионного процесса – экскурсовода, показана их специфика с точки зрения общих подходов и методики работы с аудиторией. Традиционная коммуникативная модель проведения экскурсий оценивается как оптимальная для первичного знакомства обучающихся с религиозной культурой, но недостаточная для глубокого знакомства с конфессией. В этой связи необходимо также привлечение представителей религиозной конфессии, работающих в рамках иной коммуникационной модели, совмещающей глубокое погружение в религиозную культуру и коммуникацию с окружающей культурной средой. Сочетание разных коммуникативных стратегий способствует формированию устойчивого познавательного интереса обучающихся. Материалы статьи могут быть использованы в практике проведения экскурсий на религиоведческую тематику, в учебном процессе высших учебных заведений. Ключевые слова: коммуникативная стратегия, экскурсия, религия, феноменологический подход, религиозная культура, религиозная конфессия, экскурсовод, преподаватель, представитель конфессии | 1157 | |||||
532 | Рассмотрены проблемы кризиса гуманитарного знания в высшем образовании. Этот кризис сопровождается усилением прагматических мотивов профессионального выбора, когда получение образования сводится к достижению материального благополучия или карьерному росту. Тревожной тенденцией является дегуманизация образования. В то же время перспективы развития высшего образования неотделимы от представлений о приоритетности гуманитарного знания в силу его фундаментальности. Авторами доказывается положение о том, что в высшее образование включены процессы создания культурных и духовно-нравственные ценностей. В исследовании выделено и обобщено несколько признаков, которым соответствуют современные методики преподавания в вузах; также выделены принципы, необходимые при отборе и структурировании содержания гуманитарного образования (принцип историзма и др.). Представлены показатели результативности освоения гуманитарного знания. Сделан вывод о том, что освоение гуманитарного знания предоставляет широкие возможности для всестороннего и продуктивного общения с окружающим миром и созидательной практической работы. Ключевые слова: высшее образование, гуманитарное знание, содержание образования, принципы освоения, методика преподавания, образовательная среда, студент, учебный диалог | 1156 | |||||
533 | Реформы в области общего и педагогического образования, проводимые в Китае, выдвигают новые требования к качеству подготовки учителей. Профессионально-методическая подготовка как неотъемлемая часть педагогического образования непосредственно влияет на его качество. Рассмотрена и проанализирована история развития и текущее состояние профессионально-методической подготовки учителей в Китае. Показано, что названная подготовка характеризуется поздним началом и непродолжительным периодом развития, воздействием на нее образовательных тенденций западных стран и внутренних образовательных реформ, наличием новых вызовов и возможностей. Выдвинуты предложения по дальнейшему совершенствованию данной подготовки. Ключевые слова: профессионально-методическая подготовка, система профессионально-методической подготовки, подготовка учителей в Китае, история профессионально-методической подготовки в Китае, состояние профессионально-методической подготовки в Китае | 1155 | |||||
534 | Представлен анализ опыта пяти научно-практических конференций, проведенных кафедрой социальной педагогики педагогического факультета Томского государственного педагогического университета. Показан широкий спектр актуальных проблем современной социально-педагогической науки и практики. Обозначена практическая результативность принимаемых решений по итогам проведенных конференций и описан опыт работы кафедры по сетевому взаимодействию с образовательными организациями региона. Ключевые слова: социальная педагогика, научно-практическая конференция, актуальные проблемы социально-педагогической теории и практики, сетевое взаимодействие, программа повышения квалификации | 1153 | |||||
535 | Представлены на основе теоретического анализа феномена мотивационного пространства его содержание, ведущие технологии формирования. Выявлена специфика современных моделей организации образовательного процесса средствами смешанного обучения. Актуализируется необходимость смешанного обучения в подготовке студентов педагогических вузов. Обоснована актуальность проблемы оптимизации применения дистанционного и смешанного обучения студентов вузов. Дана характеристика смешанного обучения, проанализированы теоретические и эмпирические исследования в области дистанционного и смешанного обучения, выявлены и обозначены их положительные аспекты. Мотивационный компонент позволяет определить перспективу программы интеграции различных форм в обучении студентов, в том числе иностранных и с ограниченными возможностями здоровья. Научно обоснованы ключевые мотивационные особенности студентов и преподавателей высшей школы на современном этапе реализации различных форм обучения. Цель исследования – проанализировать специфику мотивационного пространства через средства смешанного обучения. Продемонстрированы потенциальные ресурсы данной формы получения информации и определены тенденции самодетерминации студентов и преподавателей в профессиональной деятельности через средства смешанного обучения. Ключевые слова: мотивация, мотивированное пространство, профессиональные компетенции, средства смешанного обучения, электронная коммуникация | 1153 | |||||
536 | Характеризуется открытое образовательное портфолио ученика начальной школы как форма комплексной оценки образовательных результатов. Автор описывает опыт разработки и реализации образовательного портфолио (его разделов, страниц), а также технологию проведения учебного занятия «Час портфолио», на котором дети могут по собственной инициативе создавать новые страницы в портфолио. Самостоятельная инициативная деятельность учащихся при работе с портфолио представлена на примере тем «Знакомьтесь, это я!», «Учимся общаться». Приведены рекомендации педагогам для работы с детским открытым образовательным портфолио. Ключевые слова: портфолио, портфель достижений, открытоcть, самооценка, «Час портфолио» | 1152 | |||||
537 | Рассматривается социально-психологический феномен «готовность к семейной жизни». Подчеркивается ведущая роль семьи в подготовке юношей и девушек к будущей семейной жизни и формировании у них осознанного отношения к созданию собственной семьи. Особое внимание обращено на студентов, оставшихся без попечения родителей и получивших опыт воспитания в интернатных учреждениях. Акцентируется внимание на факторах, которые способствуют искаженному восприятию семьи, неправильному усвоению социальных ролей данной категорией обучающихся. Представлены эмпирические данные изучения сформированности социально-психологического феномена готовности к семейной жизни у студентов вуза, оставшихся без попечения родителей, по следующим критериям: когнитивный, ценностно-мотивационный, эмоциональный, операционально-деятельностный. На основе материалов диагностики утверждается необходимость формирования готовности к семейной жизни у данной категории обучающихся на основе специально разработанной программы, которая направлена на формирование ценности семьи; расширение знаний о семье, закономерностях ее развития, семейном этикете, психологии пола; пропаганду положительного опыта жизнедеятельности семьи и семейного воспитания; взаимодействие субъектов образовательного процесса по воспитанию семейных духовно-нравственных ценностей и ответственного родительства. Ключевые слова: семья, готовность к семейной жизни, студенты, обучающиеся, оставшиеся без попечения родителей, программа | 1152 | |||||
538 | Представлены первые результаты совместной работы таджикских и российских преподавателей в учебных заведениях Республики Таджикистан в процессе реализации программы «Русские учителя в Таджикистане». Актуальность темы обусловлена растущей ролью сотрудничества в сфере образования и подготовки кадров, которые лежат в основе абсолютно всех направлений стратегического взаимодействия этих стран. На примере Раштского района Республики Таджикистан отмечается уникальность для новейшей истории российско-таджикских отношений опыта одновременной взаимодополняющей работы преподавателей двух стран как в школе, так и в педагогическом институте. Уделено внимание роли русского языка и русскоязычного образования в Таджикистане, дается анализ нынешней ситуации с функционированием русского языка в республике. Предлагаются пути и способы его дальнейшего совершенствования для того, чтобы существенно расширить возможности практического использования русского языка. Вводится и дается определение новому научному понятию «самовоспроизводящая система». Обосновывается авторское толкование этого термина. Предложены возможности и подходы дальнейшего развития программы «Русские учителя в Таджикистане». Ключевые слова: российские преподаватели, совместная российско-таджикская деятельность, строительство школ, понятие, преподавание на русском языке, сотрудничество | 1152 | |||||
539 | Выявлена специфика организации и эволюционирования элитного семейного воспитания и домашнего образования, а также содержания государственной политики в сфере регулирования отношений воспитания в семье и определения на этой основе этапов развития данных процессов в России в XVIII – начале XX в. Организация исследований учитывает эволюцию семейной образовательной практики, которая позволяет проследить логику становления и развития элитного семейного воспитания и домашнего образования. Были определены критериальные признаки, характеризующие особенности содержания, организации и методики элитных педагогических процессов, протекавших в семье в изучаемый период. Периодизация осуществлялась на основе соотнесения с факторами элитизации личности в условиях семьи, среди важнейших названы содержание семейного воспитания и домашнего образования; совокупность средств, методов и педагогических приемов, требования к личности и профессиональным качествам домашних учителей и иностранных гувернеров и др. Выделено четыре исторических периода (этапа). На первом этапе (начало XVIII в. – 1750-е гг.) оформились базовые характеристики осуществления взаимодействия взрослых и детей с целью формирования элитной личности. Второй этап (1760-е гг. – начало XIX в.) характеризуется влиянием на лучшие практики семейного воспитания складывающейся системы государственного образования. Третий этап (начало XIX в. – 1840-е гг.) связан с возвращением к национальным ценностям в семейной воспитательной практике, ослаблением влияния иностранного гувернерства. Завершающий период – 1850-е гг. и до Революции 1917 г. – характеризуется тем, что все наиболее значимые элитивистские тенденции и традиции семейного воспитания и домашнего образования достигли высшей степени развития и выраженности. Предложенная нами периодизация позволяет определить временные этапы генезиса этих педагогических процессов, выделить основные тенденции их исторического эволюционирования, проследить особенности возникновения и проявления элитивистских образовательных тенденций в семьях дворянской и купеческой элиты, в императорской семье. Ключевые слова: элита, элитное семейное воспитание, элитное домашнее образование, история семейного воспитания в России, исторические этапы развития воспитания и образования в семье | 1146 | |||||
540 | Пространственные способности могут предсказывать успешность человека в областях, связанных с наукой и математикой. С целью изучения влияния эмоциональных, когнитивных и социальных факторов на решение четырех разных типов пространственных задач впервые было проведено исследование, куда вошли юноши и девушки естественно-научного и гуманитарного направлений обучения. В результате выяснилось, что невербальный интеллект вносит значимый вклад во все анализируемые пространственные задачи; кроме того, рабочая память и направление обучения вносят значимый вклад в задания, оценивающие отношение паттернов и пространственную визуализацию. Другие факторы не оказали такого влияния. Полученные результаты имеют теоретическую и практическую значимость. Ключевые слова: пространственные способности, STEM, индивидуальные различия, пространственная тревожность, рабочая память, интеллект, гендерный стереотип | 1145 | |||||
541 | Дан анализ понятия «перцептивная модальность». Охарактеризованы типы личностей по признаку ведущей модальности: визуалы, которые воспринимают большую часть информации с помощью зрения; аудиалы, получающие информацию через слуховой канал, доминирующим для них является звук; кинестетики, воспринимающие основную часть информации через осязание и другие ощущения. Выделены особенности представления учебной информации для обучающихся разных психотипов при проведении занятий по обобщению и систематизации знаний в курсе «Школьный химический эксперимент». Приведены результаты тестирования с целью определения типа перцептивной модальности, на основе которых сформированы три группы обучающихся. Разработаны и проведены занятия по темам: «Первоначальные химические понятия. Водород», «Кислород», «Азот и его соединения. Фосфор». Эти занятия отличаются формами представления учебной информации и организацией их проведения. Продиагностированы знания обучающихся с целью определения качества усвоения учебного материала по изученным темам. Установлено отношение обучающихся к использованию разных форм представления информации на занятиях по результатам рефлексии. Ключевые слова: перцептивная модальность, аудиалы, визуалы, кинестетики, формы представления учебной информации, особенности восприятия информации различными психотипами, школьный химический эксперимент | 1144 | |||||
542 | Исследования российских и зарубежных ученых показывают, что распространенность агрессивного поведения детей в школьной среде в последние годы имеет тенденцию к росту. Пространство образовательной организации перестает быть безопасным, несмотря на принимаемые меры по его обеспечению: установка турникетов, металлоискателей, наличие охраны, создание школьной службы медиации (разрешения конфликтов) и т. п. Анализируется понятие и содержание агрессивного поведения. Проблема агрессии в образовательном учреждении рассматривается с позиции насильственных действий как по отношению к учащимся, так и по отношению к педагогам и к образовательной организации в целом. Крайним выражением агрессии и жестокости, как показывают реалии сегодняшнего дня, стали случаи нападения на школы и массового насилия со стороны учеников, сопровождаемые гибелью в равной мере детей и учителей. В этих условиях особую значимость приобретает роль учителя как носителя модели социального поведения в школе. Однако в ряде случаев именно учитель может вызывать агрессивные действия учеников, неправомерно используя вербальные средства для выражения своей неприязни к обучающимся, оскорбляя их достоинство. На основе результатов научных исследований анализируются проявления агрессивности в школьном социуме, определяются факторы, провоцирующие агрессию подростков. Делается вывод, что в формировании агрессивных намерений подростка-школьника ведущую роль играют межличностные отношения. Поэтому в образовательной среде важно создание такой модели взаимодействия субъектов воспитания, которая будет обеспечивать наиболее оптимальное сочетание их позиций и интересов. Ключевые слова: школьная среда, подростки, агрессия, педагоги, факторы проявления агрессии, тенденции взаимоотношений в школьной среде | 1143 | |||||
543 | Рассматривается феномен кризисной личности и рост негативной идентичности в специфических условиях переживаемого Россией исторического периода. Представлен анализ ключевой проблемы формирования у молодежи ценностных ориентиров на доверие, согласие, диалог культур. В результате сделан обоснованный вывод о необходимости формирования в системе образования поликультурной компетенции как основы распространения атмосферы доверия и согласия, использования специальных технологий и тренингов. Ключевые слова: общественное доверие и согласие, светская школа, поликультурная компетентность | 1141 | |||||
544 | Рассматриваются некоторые факторы реализации национального проекта, имеющего колоссальное значение для государства и для каждого человека, так как это связано с формированием человеческого капитала в новой реальности современного развития общества, где важнейшими компетенциями выступают способность неординарно и креативно мыслить, умение логически выстроить цепочку аргументированных доказательств, умение работать в команде и слышать мнение других и их анализировать. Проект охватывает практически все стороны образовательного процесса, но претерпел изменения, которые, с нашей точки зрения, не являются оптимальными, так как один из проектов в рамках общего проекта наиболее важен, он касается непосредственно самого близкого окружения ученика – это педагог, который является базисом образовательного процесса и должен иметь отдельный проект с понятными и адекватными целями, задачами и финансовой оценкой труда педагога. Важнейшей нерешенной проблемой остается проблема дальнейшего содержания, ремонта, обновления оборудования, которое должно уложиться в рамки муниципального задания, что довольно сложно сделать при актуальном алгоритме формирования заданий. Необходимо обеспечение парадигмы места и роли преподавателя в образовательном процессе как базисного элемента системы образования, непременного фактора формирования человеческого капитала для развития экономики в целом. Ключевые слова: национальный проект, человеческий капитал, педагог как важнейший базис образовательного процесса, бюджет, проблемы содержания, ремонта оборудования, полученного по нацпроекту | 1137 | |||||
545 | Рассматривается влияние семейной ситуации на развитие активной познавательной позиции младших школьников. Анализируется семейная ситуация как фактор развития активной познавательной позиции у учащихся, раскрывается понятие активной познавательной позиции ученика, обращается внимание на условия, позитивно влияющие на формирование стремления ребенка к познавательной деятельности в семье. Раскрывается взаимосвязь между чертами характера родителей (сензитивность, аффективность, тревожность, противоречивость личности, доминантность и некоторые др.) и развитием активной познавательной позиции учащихся в начальной школе. Ключевые слова: семейная ситуация, активная познавательная позиция младших школьников, благоприятная семейная ситуация, неблагоприятная семейная ситуация | 1136 | |||||
546 | Психолого-педагогическая безопасность – принципиально важный показатель образовательной среды. В высшем учебном заведении такая безопасность многофакторна и во многом детерминирована социально-психологической обстановкой внутри академической группы. Сложность полноценной диагностики социально-психологической обстановки в академических группах и фиксация негативных фактов (хронических конфликтов, моббинга и буллинга, причинения ущерба чести и достоинству) обусловливают необходимость применения социометрических методов. Предложен авторский метод обработки первичной информации, полученной в результате применения социометрического метода, который реализован в виде технологического инструментария (компьютерной программы), позволяет варьировать режимы проведения опросов, генерировать (после обработки результатов опроса) все виды информации, т. е. количественные показатели, отражающие социально-психологическую обстановку, а также интерактивную карту коллектива. Приведены примеры применения способа интерпретации (обработки) первичной информации методами «каменистой осыпи», математической теории пределов и теории граф. Методика может применяться в системах социально-педагогического мониторинга, разработке психодиагностического инструментария для изучения межличностного и межгруппового взаимодействия участников образовательной среды и создании информационно-вероятностных моделей поведения студенческой группы при всевозможных изменениях. Ключевые слова: академическая группа, социометрия, безопасность, риски, математические методы, конфликт, компьютерная программа, диагностика, образовательная среда | 1134 | |||||
547 | Представлены результаты теоретического исследования подходов к изучению развития личности и смысловой сферы при наличии нескольких действующих парадигм в психологии. В отличие от категории значения, категории смысла присущи атрибуты междисциплинарного конструкта как философско-лингвистически-психологического понятия. В силу того, что категория смысла своими корнями опирается на разные науки о человеке, то и современные исследования смысловой сферы человека проводятся с позиций различных парадигм. В различных исследовательских парадигмах консолидированы разные взгляды и конвенциональные договоренности научного сообщества. Формирующиеся в таких парадигмах научные картины мира разграничивают поле научного знания психологических феноменов, специализируясь только на выделяемых (как главенствующих) факторах их проявления в жизни человека. Современная психологическая наука развивается в рамках четырех основных исследовательских парадигм. Гносеологическая парадигма рассматривает познание отдельно от человека как познающего субъекта и направлена на получение экспериментально проверенного знания. Феноменологическая парадигма опирается на переживание как вчувственное понимание. Деятельностная парадигма преодолевает противопоставление сознания и мира путем познания деятельности человека в мире. Экзистенциальная парадигма отражает необходимость учета потребностей человеческого духа, игнорирование которых не позволит осуществить неповторимость личности. Все четыре парадигмы, имея свои сильные и слабые стороны, сосуществуют одновременно в современной психологии. Ключевые слова: смысл, гносеологическая парадигма, феноменологическая парадигма, деятельностная парадигма, экзистенциальная парадигма | 1134 | |||||
548 | С психологической точки зрения анализируется понятие «саморазвитие», а также связанные с ним способности личности. Цель исследования – рассмотреть понятие «саморазвитие», а также «способность к саморазвитию», «высшую способность к саморазвитию» и выявить различие между этими способностями. В ходе проводимого анализа раскрывается понятие саморазвития, описываются его различные характеристики и параметры. Представлены определения способности к саморазвитию, охватывающие ее разные ракурсы. Показано, что единого представления о саморазвитии не существует. Многообразие факторов, способствующих саморазвитию, выделение множества его аспектов и компонентов, различных форм проявления представляется правомерным, так как отражает сложность и многомерность данного психологического феномена. Особое место занимает описание субъектности, которая трактуется автором в качестве одного из основных факторов, ведущих к саморазвитию. Подчеркивается важная роль позиции субъекта и субъектности в саморазвитии и ее значение для проявления высшей способности к саморазвитию. Отмечена специфика высшей способности к саморазвитию, связанная с ее принадлежностью к ментальному компоненту духовных способностей. Показано отличие обычной способности к саморазвитию от высшей способности к саморазвитию, которое связано с тем, что высшая способность к саморазвитию ориентирована на абсолютные ценности и высокие духовно-нравственные идеалы. Ключевые слова: характеристики саморазвития, субъект, субъектность, способность к саморазвитию, высшая способность к саморазвитию | 1134 | |||||
549 | Рассматриваются возможности создания особого вида портфолио в рамках концепции и практики педагогики совместной деятельности – совместного портфолио педагога и учащихся. Обращается внимание на преемственность совместной разработки портфолио в начальных, средних и старших классах Школы совместной деятельности (МБОУ «СОШ № 49» г. Томска). Представлены основные сегменты совместного портфолио педагога и учащихся, его структура, посредством которых раскрываются его образовательные возможности. Ключевые слова: портфолио педагога и учащихся, концепция совместной деятельности, образовательные возможности | 1131 | |||||
550 | Раннее выявление психологических особенностей ребенка и неблагоприятных факторов воспитания могли бы способствовать коррекции его асоциального поведения, прежде всего созданием условий субъект-субъектного взаимодействия родителей и детей, необходимых для формирования полноценной личности. Изучено отношение родителей к психологическим тренингам как условию субъект-субъектного взаимодействия и способу профилактики асоциального поведения подростков. В первую очередь, были определены и практически подтверждены условия субъект-субъектного взаимодействия, такие как комплекс познавательных, динамичных и экспериментально-ролевых игр. Режим субъектного взаимодействия должен быть построен на гуманистических идеях, ориентирован на развитие субъектности ребенка в совместной деятельности с родителями. Через субъект-субъектное взаимодействие в системе профилактики асоциального поведения подростков определена ведущая роль родителей. Проанализированы сущность и содержание профилактики асоциального поведения подростков с позиции субъект-субъектного взаимодействия с родителями, предложена концепция профилактики асоциального поведения подростков путем субъект-субъектного взаимодействия родителей и детей. Анализ результатов эмпирического исследования позволил констатировать динамику ценностно-доверительного взаимодействия в семье, а реализация комплекса тренинговых упражнений в процессе субъект-субъектного взаимодействия – осуществить профилактику асоциального поведения подростков более эффективно. Ключевые слова: профилактика, асоциальное поведение, подростки, родители, субъект-субъектное взаимодействие, тренинг | 1130 |