№ | Статья | Скачиваний | |||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
551 | В образовательной программе современной школы особое внимание уделено развитию коммуникативной компетентности обучаемых. Ученики должны уметь понимать и оценивать прочитанное, преобразовывать полученную информацию, демонстрировать культуру устной и письменной речи. Представлен методико-педагогический проект развития текстовой деятельности в образовательном метапространстве на уроках литературы 11-го класса и во внеурочной деятельности в рамках совместного образовательного проекта «Дебаты». При проведении и описании эксперимента использовались методы и приемы гуманитарного исследования. Ключевые слова: текстовая деятельность, универсальные учебные действия, образовательное метапространство, гуманитарное исследование, проект «Дебаты» | 1283 | |||||
552 | Подчеркивается необходимость своевременного вычленения и качественного анализа проблем дистанционного обучения, учета предпочтений и интересов обучающихся и преподавателей вуза, консолидации их усилий по преодолению трудностей и решению проблем, связанных с объективными и субъективными ситуациями, особенностями использования технологий дистанционного обучения при организации образовательного процесса в университете. Описаны особенности использования дистанционной формы организации обучения в вузе. Приведены данные, полученные при исследовании (опросе) влияния применения технологий дистанционного обучения на здоровье студентов 1–5-го курсов очной и заочной формы обучения направления подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) Института психологии и педагогики Елецкого государственного университета им. И. А. Бунина. Ключевые слова: высшее образование, образовательный процесс, технологии дистанционного обучения, сбережение здоровья, цифровая грамотность | 1283 | |||||
553 | В статье отмечена значимость института кураторства в технических вузах в развитии профессиональных и универсальных компетенций, личностного роста, самореализации, а также адаптации студентов; выделены существующие проблемы в реализации кураторской деятельности. Определено, что кураторская деятельность в техническом университете нуждается в организационно-методическом сопровождении на уровнях целей, содержания, организации и деятельности для повышения эффективности деятельности кураторов академических групп. Проведена опытно-экспериментальная работа по реализации разработанной системы организационно-методического сопровождения деятельности кураторов академических групп в современном техническом университете. Представленные итоги проведенной работы подтверждают результативность разработанной системы, реализация которой позволяет повысить эффективность кураторской деятельности. Ключевые слова: деятельность кураторов, куратор академической группы, сопровождение деятельности кураторов, организационно-методическое сопровождение, технический университет | 1283 | |||||
554 | Затрагивается проблема социализации обучающихся с расстройствами аутистического спектра. Одной из основных проблем взаимодействия аутистов с взрослыми и сверстниками является нарушение коммуникации вследствие искаженного восприятия действительности. Проведены анализ склонности использования социальных скриптовых фраз детьми с расстройствами аутистического спектра, а также выявление рефенциального и экспрессивного типа формирования речи у детей данной категории. Включение скриптовых (сценарных, автоматизированных) фраз в процесс обучения, социального взаимодействия, игру позволяет детям с расстройствами аутистического спектра формировать коммуникативные способности, которые необходимы для включения их в социум. Ключевые слова: дети с расстройствами аутистического спектра, коммуникация, референциальный и экспрессивный речевой тип, социальное и эхолалическое скриптование | 1282 | |||||
555 | Рассматриваются различные научные подходы в гуманистической педагогике, которая является базовым компонентом, на основе которого формируется дополнительное профессиональное образование. В настоящее время в современном гуманистическом обществе возникла тенденция необходимости получения дополнительных профессиональных знаний, которые не входят в рамки общего инженерного образования. Программы вузов предусматривают возможность получения дополнительного профессионального образования. Для выявления отношения студентов I–II курсов к дополнительному профессиональному образованию был использован метод опроса. Рассматриваются результаты опроса, проведенного среди студентов I–II курсов, обучающихся по специализации «Строительство» в Томском государственном архитектурно-строительном университете. Целью опроса является заинтересованность студентов в собственном интеллектуальном развитии в рамках дополнительного профессионального образования. Ключевые слова: студенты, дополнительное профессиональное образование, дополнительное образование, непрерывное профессиональное образование | 1281 | |||||
556 | Рассматриваются некоторые факторы реализации национального проекта, имеющего колоссальное значение для государства и для каждого человека, так как это связано с формированием человеческого капитала в новой реальности современного развития общества, где важнейшими компетенциями выступают способность неординарно и креативно мыслить, умение логически выстроить цепочку аргументированных доказательств, умение работать в команде и слышать мнение других и их анализировать. Проект охватывает практически все стороны образовательного процесса, но претерпел изменения, которые, с нашей точки зрения, не являются оптимальными, так как один из проектов в рамках общего проекта наиболее важен, он касается непосредственно самого близкого окружения ученика – это педагог, который является базисом образовательного процесса и должен иметь отдельный проект с понятными и адекватными целями, задачами и финансовой оценкой труда педагога. Важнейшей нерешенной проблемой остается проблема дальнейшего содержания, ремонта, обновления оборудования, которое должно уложиться в рамки муниципального задания, что довольно сложно сделать при актуальном алгоритме формирования заданий. Необходимо обеспечение парадигмы места и роли преподавателя в образовательном процессе как базисного элемента системы образования, непременного фактора формирования человеческого капитала для развития экономики в целом. Ключевые слова: национальный проект, человеческий капитал, педагог как важнейший базис образовательного процесса, бюджет, проблемы содержания, ремонта оборудования, полученного по нацпроекту | 1281 | |||||
557 | Рассматриваются проблемы стратегического управления качеством образования через процессы адаптации студентов к системе высшего образования. Анализируются разнообразные проблемы, влияющие на низкое качество адаптации. В частности, в качестве первой проблемы выделяется и анализируется значительный разрыв школьного и вузовского образовательного пространства, которое заключается в том, что вуз и школа практически не имеют точек соприкосновения: школьники не имеют представления о структуре образовательного пространства вуза, временных ритмах организации его работы (семестры, модули, сессии), поточных методах организации учебного процесса, потоках студентов, объединяющих большие массы студентов одного курса или смежных направлений подготовки. Лекционно-семинарская и зачетно-экзаменационная системы также сильно отличаются от привычных за 11 лет обучения в школе способов организации учебного процесса и контроля знаний. В результате проведенного анализа предлагается ряд подходов к решению поставленной проблемы: взаимодействие школы с вузами, ранняя профессиональная ориентация школьников, а также внедрение элементов проектного управления в образовательный процесс вуза. Ключевые слова: адаптация, образовательное пространство, абитуриенты, качество образования, стратегическое управление образованием | 1279 | |||||
558 | В рамках актуального в настоящее время компетентностного подхода рассматриваются некоторые аспекты формирования профессиональных компетенций ПК-15 и ПК-16 у будущих учителей физики при изучении курса «Теоретическая физика. Модуль: Классическая механика». Данная дисциплина является фундаментальной составляющей теоретической подготовки педагога-физика. Формирование профессиональных компетенций у обучающихся происходит в процессе изучения конкретной темы классической механики «Функция Лагранжа. Уравнения Эйлера-Лагранжа». Проведение самостоятельных вычислений с последующими выводами приобщает студентов к элементам самостоятельной научно-исследовательской работы, что ведет к закреплению знаний и дальнейшему применению их в других дисциплинах, и фактически означает формирование компетенций ПК-15 и ПК-16. Ключевые слова: профессиональные компетенции, подготовка будущих учителей физики, преподавание классической механики, функция Лагранжа | 1277 | |||||
559 | Рассматриваются психологические составляющие и природа феномена духовного кризиса, исследуемого психологами различных направлений. Духовность рассматривается как принцип, процесс и результат саморазвития и самореализации человека, обращения его к высшим общечеловеческим духовным ценностям. Процессы самосознания, самоотношения и самопонимания результируют в феномене идентичности, понятие о которой имеет в литературе различные интерпретации. Рассматривается феномен кризисной личности в парадигме биопсихосоциальной модели исследования. Ключевые слова: личностный кризис, кризис, личность, биопсихосоциальная модель | 1276 | |||||
560 | Рассматривается социально-психологический феномен «готовность к семейной жизни». Подчеркивается ведущая роль семьи в подготовке юношей и девушек к будущей семейной жизни и формировании у них осознанного отношения к созданию собственной семьи. Особое внимание обращено на студентов, оставшихся без попечения родителей и получивших опыт воспитания в интернатных учреждениях. Акцентируется внимание на факторах, которые способствуют искаженному восприятию семьи, неправильному усвоению социальных ролей данной категорией обучающихся. Представлены эмпирические данные изучения сформированности социально-психологического феномена готовности к семейной жизни у студентов вуза, оставшихся без попечения родителей, по следующим критериям: когнитивный, ценностно-мотивационный, эмоциональный, операционально-деятельностный. На основе материалов диагностики утверждается необходимость формирования готовности к семейной жизни у данной категории обучающихся на основе специально разработанной программы, которая направлена на формирование ценности семьи; расширение знаний о семье, закономерностях ее развития, семейном этикете, психологии пола; пропаганду положительного опыта жизнедеятельности семьи и семейного воспитания; взаимодействие субъектов образовательного процесса по воспитанию семейных духовно-нравственных ценностей и ответственного родительства. Ключевые слова: семья, готовность к семейной жизни, студенты, обучающиеся, оставшиеся без попечения родителей, программа | 1276 | |||||
561 | Описаны сущность и причина неспособности к усвоению математике – недостаток рабочей памяти. Охарактеризованы два основных подхода к решению проблемы обучения математике неспособных школьников: 1) тренировка рабочей памяти, 2) снижение нагрузки на рабочую память в учебном процессе. Отмечена неоднозначность результатов внедрения первого подхода: тренировка рабочей памяти приводит к улучшению результатов прохождения тестов на рабочую память, однако может не приводить к улучшению показателей обучаемости, связанных с рабочей памятью ученика. Этим обосновывается приоритет второго подхода. Представлены как уже известные методы снижения нагрузки на рабочую память при обучении математике, так и разработанные автором компьютерные тренажеры, направленные на автоматизацию базовых вычислительных навыков (арифметических, тригонометрических, геометрических). Дана методика работы с тренажерами на основе метода интервальных повторений и приведены эмпирические данные по результатам их внедрения. Ключевые слова: математические способности, обучение математике, рабочая память, компьютерный тренажер, интервальные повторения | 1275 | |||||
562 | Обсуждается проблема концептуальной неразработанности супервизорской практики тьюторского сопровождения. В качестве возможной теоретической модели супервизии тьютора предлагается «тьюторская система», аналогичная психотерапевтической системе супервизии, включающая три вида фокуса внимания: на тьюторанте, тьюторе, процессе тьюторского сопровождения. Обозначено содержание супервизии, определяемое каждым из этих ракурсов внимания. Описаны поведенческие паттерны, характеризующие тьюторантов и тьюторов, идентифицированы соответствующие дефициты субъектности и идентичности, определяющие статус «сложного» супервизанта и тьюторанта. В качестве важнейшего условия эффективной супервизии тьюторской практики называется точное распознавание в процессе супервизии ограничений и дефицитов личностного, деятельностного и коммуникативного плана, характеризующих тьютора и тьюторанта. Ключевые слова: супервизия тьютора, «тьюторская система», паттерны поведения, дефициты субъектности и идентичности, «сложные» клиенты | 1274 | |||||
563 | Для подготовки экономистов, отвечающей требованиям инновационного развития национальной экономики, предлагается образовательный кластер как новая форма интеграции сфер профессионального образования и экономического бизнеса, разрыв которых образовался при переходе к рыночным отношениям и до сих пор сдерживает взаимодействие субъектов этих сфер в профессиональной подготовке. Совместная образовательная деятельность гетерогенных социальных сфер позволяет осваивать теорию и практику профессиональной деятельности в условиях обновляющегося бизнеса. Важным аспектом ее организации является участие органов государственной и муниципальной власти. Рассматривается роль правительственных структур регионов в поддержке кластерных инициатив и функционировании образовательных кластеров. Ключевые слова: подготовка экономистов, форма интеграции, образовательный кластер, кластерная политика, совместная образовательная деятельность, инструменты поддержки, роль правительства регионов и муниципальной власти | 1273 | |||||
564 | Дан анализ понятия «перцептивная модальность». Охарактеризованы типы личностей по признаку ведущей модальности: визуалы, которые воспринимают большую часть информации с помощью зрения; аудиалы, получающие информацию через слуховой канал, доминирующим для них является звук; кинестетики, воспринимающие основную часть информации через осязание и другие ощущения. Выделены особенности представления учебной информации для обучающихся разных психотипов при проведении занятий по обобщению и систематизации знаний в курсе «Школьный химический эксперимент». Приведены результаты тестирования с целью определения типа перцептивной модальности, на основе которых сформированы три группы обучающихся. Разработаны и проведены занятия по темам: «Первоначальные химические понятия. Водород», «Кислород», «Азот и его соединения. Фосфор». Эти занятия отличаются формами представления учебной информации и организацией их проведения. Продиагностированы знания обучающихся с целью определения качества усвоения учебного материала по изученным темам. Установлено отношение обучающихся к использованию разных форм представления информации на занятиях по результатам рефлексии. Ключевые слова: перцептивная модальность, аудиалы, визуалы, кинестетики, формы представления учебной информации, особенности восприятия информации различными психотипами, школьный химический эксперимент | 1273 | |||||
565 | Психолого-педагогическая безопасность – принципиально важный показатель образовательной среды. В высшем учебном заведении такая безопасность многофакторна и во многом детерминирована социально-психологической обстановкой внутри академической группы. Сложность полноценной диагностики социально-психологической обстановки в академических группах и фиксация негативных фактов (хронических конфликтов, моббинга и буллинга, причинения ущерба чести и достоинству) обусловливают необходимость применения социометрических методов. Предложен авторский метод обработки первичной информации, полученной в результате применения социометрического метода, который реализован в виде технологического инструментария (компьютерной программы), позволяет варьировать режимы проведения опросов, генерировать (после обработки результатов опроса) все виды информации, т. е. количественные показатели, отражающие социально-психологическую обстановку, а также интерактивную карту коллектива. Приведены примеры применения способа интерпретации (обработки) первичной информации методами «каменистой осыпи», математической теории пределов и теории граф. Методика может применяться в системах социально-педагогического мониторинга, разработке психодиагностического инструментария для изучения межличностного и межгруппового взаимодействия участников образовательной среды и создании информационно-вероятностных моделей поведения студенческой группы при всевозможных изменениях. Ключевые слова: академическая группа, социометрия, безопасность, риски, математические методы, конфликт, компьютерная программа, диагностика, образовательная среда | 1272 | |||||
566 | Выявлена специфика организации и эволюционирования элитного семейного воспитания и домашнего образования, а также содержания государственной политики в сфере регулирования отношений воспитания в семье и определения на этой основе этапов развития данных процессов в России в XVIII – начале XX в. Организация исследований учитывает эволюцию семейной образовательной практики, которая позволяет проследить логику становления и развития элитного семейного воспитания и домашнего образования. Были определены критериальные признаки, характеризующие особенности содержания, организации и методики элитных педагогических процессов, протекавших в семье в изучаемый период. Периодизация осуществлялась на основе соотнесения с факторами элитизации личности в условиях семьи, среди важнейших названы содержание семейного воспитания и домашнего образования; совокупность средств, методов и педагогических приемов, требования к личности и профессиональным качествам домашних учителей и иностранных гувернеров и др. Выделено четыре исторических периода (этапа). На первом этапе (начало XVIII в. – 1750-е гг.) оформились базовые характеристики осуществления взаимодействия взрослых и детей с целью формирования элитной личности. Второй этап (1760-е гг. – начало XIX в.) характеризуется влиянием на лучшие практики семейного воспитания складывающейся системы государственного образования. Третий этап (начало XIX в. – 1840-е гг.) связан с возвращением к национальным ценностям в семейной воспитательной практике, ослаблением влияния иностранного гувернерства. Завершающий период – 1850-е гг. и до Революции 1917 г. – характеризуется тем, что все наиболее значимые элитивистские тенденции и традиции семейного воспитания и домашнего образования достигли высшей степени развития и выраженности. Предложенная нами периодизация позволяет определить временные этапы генезиса этих педагогических процессов, выделить основные тенденции их исторического эволюционирования, проследить особенности возникновения и проявления элитивистских образовательных тенденций в семьях дворянской и купеческой элиты, в императорской семье. Ключевые слова: элита, элитное семейное воспитание, элитное домашнее образование, история семейного воспитания в России, исторические этапы развития воспитания и образования в семье | 1272 | |||||
567 | Готовность к здоровьесберегающей деятельности определяется как личностно-профессиональный потенциал специалиста, создающий предпосылки для успешного осуществления профессиональных функций в аспекте здоровьесбережения. Здоровьесберегающая компетентность рассматривается как эффективная ориентировка в задачных ситуациях, связанных с сохранением (восстановлением) физического, психического и социального здоровья клиента, успешный опыт их решения и восприятие как средства самореализации, фактора непрерывного профессионального саморазвития. Под культурой здоровья специалиста социального профиля понимается интегративное профессионально значимое качество, базирующееся на определенном мировоззрении и повседневных практиках поддержания здоровья, способности создавать в процессе индивидуальной жизнедеятельности культурные ценности здоровья, обеспечивать посредством этого свое непрерывное личностно-профессиональное развитие и оптимальность действий в отношении здоровья и благополучия клиентов. На основе рассмотрения сущности, структуры и содержания делается вывод о комплементарности названных понятий и целесообразности их одновременного использования при формулировке интегративной цели и проектируемых результатов профессиональной подготовки. Ключевые слова: здоровьесберегающая деятельность, специалисты социальной сферы, профессиональная подготовка, результаты образования, здоровьесберегающая компетентность, готовность к здоровьесберегающей деятельности, культура здоровья | 1271 | |||||
568 | Раннее выявление психологических особенностей ребенка и неблагоприятных факторов воспитания могли бы способствовать коррекции его асоциального поведения, прежде всего созданием условий субъект-субъектного взаимодействия родителей и детей, необходимых для формирования полноценной личности. Изучено отношение родителей к психологическим тренингам как условию субъект-субъектного взаимодействия и способу профилактики асоциального поведения подростков. В первую очередь, были определены и практически подтверждены условия субъект-субъектного взаимодействия, такие как комплекс познавательных, динамичных и экспериментально-ролевых игр. Режим субъектного взаимодействия должен быть построен на гуманистических идеях, ориентирован на развитие субъектности ребенка в совместной деятельности с родителями. Через субъект-субъектное взаимодействие в системе профилактики асоциального поведения подростков определена ведущая роль родителей. Проанализированы сущность и содержание профилактики асоциального поведения подростков с позиции субъект-субъектного взаимодействия с родителями, предложена концепция профилактики асоциального поведения подростков путем субъект-субъектного взаимодействия родителей и детей. Анализ результатов эмпирического исследования позволил констатировать динамику ценностно-доверительного взаимодействия в семье, а реализация комплекса тренинговых упражнений в процессе субъект-субъектного взаимодействия – осуществить профилактику асоциального поведения подростков более эффективно. Ключевые слова: профилактика, асоциальное поведение, подростки, родители, субъект-субъектное взаимодействие, тренинг | 1271 | |||||
569 | Пространственные способности могут предсказывать успешность человека в областях, связанных с наукой и математикой. С целью изучения влияния эмоциональных, когнитивных и социальных факторов на решение четырех разных типов пространственных задач впервые было проведено исследование, куда вошли юноши и девушки естественно-научного и гуманитарного направлений обучения. В результате выяснилось, что невербальный интеллект вносит значимый вклад во все анализируемые пространственные задачи; кроме того, рабочая память и направление обучения вносят значимый вклад в задания, оценивающие отношение паттернов и пространственную визуализацию. Другие факторы не оказали такого влияния. Полученные результаты имеют теоретическую и практическую значимость. Ключевые слова: пространственные способности, STEM, индивидуальные различия, пространственная тревожность, рабочая память, интеллект, гендерный стереотип | 1269 | |||||
570 | Обосновывается актуальность языковой подготовки в системе инженерного образования в связи со сменой современной образовательной парадигмы в сторону необходимости подготовки конкурентоспособного специалиста, имеющего высокую степень готовности взаимодействовать в международной профессиональной среде. Анализу особенностей и проблем языковой подготовки в техническом вузе посвящено достаточно большое количество научных работ, вместе с тем данная проблематика остается актуальной ввиду перманентной модернизации высшего образования, совершенствования моделей и технологий обучения. Целью является проведение научно-методического анализа процессов организации и управления языковой подготовкой, которая имела уникальный формат экспериментального обучения в Томском политехническом университете. Началом реформ «языкового бума» можно считать 1998 год, когда была запущена в действие Комплексная программа по интенсификации обучения иностранному языку студентов инженерного вуза. К настоящему моменту данная программа может подлежать анализу, так как имеет 20-летнюю историю эволюции и в научной литературе отсутствует комплексное описание динамики языкового развития. Научно-методический анализ, включающий собственные педагогические наблюдения, направлен на описание пяти этапов развития языковой подготовки, выявление причин, которые явились катализаторами изменений, оценку мер по устранению проблем и противоречий, а также мер, способствующих созданию более комфортных и эффективных условий для дальнейшего развития и становления. Более подробно дано описание и характеристика процессов, имеющих относительно инновационный характер для вузовской системы языковой подготовки. В качестве таких процессов были рассмотрены учебные практики по адаптационной языковой подготовке для младших курсов и факультативные дисциплины по индивидуальному выбору студентов. В заключение приводятся доводы относительно потенциальных мер, способных вывести ситуацию на уровень качественных изменений и совершенствования языковой подготовки в других технических вузах. Ключевые слова: языковая подготовка в техническом вузе, языковая компетенция, адаптационное обучение, факультативная дисциплина, ESP, CLIL, междисциплинарные педагогические тандемы | 1269 | |||||
571 | В настоящее время иноязычному образованию уделяется большoе внимание. В связи с этим возникла необходимость построения новой модели обучения русскому языку как иностранному. Изменения, происходящие в Китае под влиянием инициативы «Один пояс и один путь», приведут к большим возможностям в этой области. В 2018 г. опубликован государственный образовательный стандарт обучения русскому языку в вузах на этапе бакалавриата, в котором описано настоящее состояние этого вопроса, а также его существующие проблемы и перспективы в будущем. Ключевые слова: обучение русскому языку, подготовка специалистов, государственный стандарт | 1268 | |||||
572 | Представлен анализ опыта пяти научно-практических конференций, проведенных кафедрой социальной педагогики педагогического факультета Томского государственного педагогического университета. Показан широкий спектр актуальных проблем современной социально-педагогической науки и практики. Обозначена практическая результативность принимаемых решений по итогам проведенных конференций и описан опыт работы кафедры по сетевому взаимодействию с образовательными организациями региона. Ключевые слова: социальная педагогика, научно-практическая конференция, актуальные проблемы социально-педагогической теории и практики, сетевое взаимодействие, программа повышения квалификации | 1266 | |||||
573 | Рассматриваются ключевые вопросы, касающиеся сложной системы межэтнического образования в США как набора стратегий, содержания учебных программ, а также уникальной возможности определять цели и процессы, необходимые для образования в мире, где одновременно существуют этническое, культурное многообразие и структурное неравенство. Прослеживается эволюция подходов эффективной реализации межэтнического образования, благодаря которым создавались условия адаптации представителей различных этнических и культурных групп к культуре, доминирующей в обществе. В дальнейшем подходы межэтнического образования были направлены на активное сохранение собственной культурной идентичности, а также на решение целого ряда противоречий между представителями разных этнических и культурных групп в составе сложного американского сообщества. Анализируются причины неэффективности реализации некоторых подходов в межэтническом образовании, показаны те, которые доказали свою продуктивность. Представлены прогрессивные идеи современного межэтнического образования, а именно идея установления устойчивого и эффективного диалога между представителями различных этнических и культурных групп. Индивидуальность подобного диалога в каждой стране своя, поэтому невозможен простой перенос моделей американского межэтнического образования, они должны подлежать серьезной трансформации с учетом принципа культуросообразности. Раскрываются основные проблемы, с которыми сталкивается система межэтнического образования в современных условиях образования, когда основной целью школы называют формирование у учащихся конкурентного преимущества, формирование навыков и умений, необходимых для глобальной экономической конкуренции, а не подготовка их к жизни в сложном демократическом обществе. Ключевые слова: межэтническое образование, поликультурность, диалог культур, этнокультурная идентичность, современное социокультурное пространство, стратегические направления развития образования | 1266 | |||||
574 | Рассматривается проблема функционирования личности в условиях современной неопределенности и изменчивости. В центре настоящего исследования – взаимосвязь толерантности к неопределенности и психологических границ личности в юности. Рассмотрены понятия «толерантность» и «интолерантность» к неопределенности, психологические границы, обоснована взаимосвязь между рассматриваемыми конструктами. Проведено эмпирическое исследование специфики взаимосвязи толерантности к неопределенности и функций психологических границ молодежи. В ходе эксперимента использовались методики: «Новый опросник толерантности-интолерантности к неопределенности» (Т. В. Корниловой), «Методика диагностики психологических границ личности» (Т. С. Леви). Экспериментальное исследование позволило выявить преобладание интолерантности к неопределенности (в том числе межличностной интолерантности к неопределенности) и несформированность психологической границы в период юности. Установлена взаимосвязь между следующими показателями: невпускающей, сдерживающей функциями психологических границ и межличностной интолерантностью к неопределенности; интолерантностью к неопределенности и сочетанием высоких значений по невпускающей, сдерживающей и низких значений по проницаемой, нейтральной, вбирающей функциями психологических границ. Результаты исследования указывают на негибкость, неадаптивность, жесткость, непроницаемость и закрытость психологических границ молодежи, трудности обмена информацией и энергией между внешним и внутренним пространством, восприятие неопределенности как угрозы, избегание ситуаций противоречивости и изменчивости, уход от контактов. Выявленные особенности способствуют наращиванию стагнирующих тенденций, виктимизации, препятствуют личностному развитию и росту. Полученные результаты могут быть использованы для построения программ психолого-педагогического сопровождения молодежи в вопросах активизации их внутренних психологических ресурсов, необходимых для эффективного функционирования в условиях непрерывных вызовов повседневной реальности. Ключевые слова: толерантность к неопределенности, интолерантность к неопределенности, межличностная интолерантность к неопределенности, психологические границы, юность | 1266 | |||||
575 | Представлены результаты научно-педагогического анализа современного состояния неформального образования как андрагогической практики. Показаны особенности деятельности неформального профессионального сообщества в контексте использования его возможностей для профессионального развития педагогов. Приведены научно обоснованные представления о типологии неформальных профессиональных сообществ, закономерности их функционирования. Обоснована целесообразность интеграции практик неформального образования педагогов и их магистерской подготовки. Обозначены способы такой интеграции на целевом и организационно-методическом уровнях. Обобщен опыт ФГБОУ ВО «Томский государственный педагогический университет» (ТГПУ) по проектированию модульных основных образовательных программ магистерской подготовки педагогической направленности на основе ФГОС ВО 3++ через сопряжение ФГОС и профессиональных стандартов. Предложено экспертное авторское видение способов реализации образовательного потенциала взаимодействия субъектов, включенных в практики неформальных профессиональных сообществ педагогов, обучающихся магистратуры и преподавательского сообщества педагогического вуза. Обозначены результаты исследовательской и научно-методической работы специалистов ТГПУ по обновлению подходов к построению содержания и организационно-деятельностных форматов магистерской подготовки. Материалы статьи подготовлены на основе таких исследовательских методов, как теоретический анализ, опрос, экспертный метод. Ключевые слова: андрагогическая практика, неформальное образование, неформальные профессиональные сообщества педагогов, магистерская подготовка педагогов, интеграция, образовательный потенциал | 1265 | |||||
576 | Обучение поколения Z в высшей школе должно быть адаптировано под его особенности, среди которых повышенная тревожность и отсутствие навыков долгосрочного прогнозирования. Данные черты снижают эффективность традиционного письменного контроля, уступая место более интерактивным игровым методам. Существуют инструменты, доказавшие свою эффективность для проведения текущего и промежуточного контроля, преимуществом которых является интуитивность их использования, а также сокращение времени подготовки и проверки работ обучающихся. Предлагаемые интерактивные инструменты контроля с использованием смартфона положительно сказываются на мотивации студентов, формируют правильное представление о собственном прогрессе и интегрируют цифровые технологии в учебный процесс, что само по себе уже является приоритетным направлением развития современной системы образования. Ключевые слова: инструменты контроля в высшей школе, информационные технологии в обучении, поколение Z, цифровая образовательная среда, обучение иностранному языку, нелингвистические направления подготовки | 1265 | |||||
577 | Анализируется проблема агрессии современного социума по материалам исследования, проведенного в 2014–2019 гг. на основании опросов мужчин и женщин различного социального и образовательного уровня в возрасте от 15 до 70 лет, данных массмедиа и научных исследований. Феномен агрессии много лет продолжает оставаться актуальной темой социологических, психологических и педагогических исследований, несмотря на большое число различных гуманитарных научных исследований и непрекращающуюся полемику в СМИ и на просторах интернета. Проблема агрессии и ее последствий для общества в целом и каждого индивида в частности является не просто актуальным, но и порой определяющим фактором развития, социальной интеграции и личностной позиции по отношению как к обществу, так и к отдельно взятому человеку. Результаты проведенного исследования свидетельствуют не только о множественности и многоуровневости агрессивного поведения и восприятия социума как агрессивного, но и вносят определенный вклад в понимание природы такого сложного феномена, как агрессивность. Однако, опираясь на данные психокоррекции наших ранних работ, мы можем говорить об ограниченности фатального восприятия феномена агрессивности и понимании путей возможного ее снижения. Сущность агрессии на гендерном уровне рассматривается как серьезный внутриличностный конфликт, являющийся помехой организации духовного пространства личности. Ключевые слова: агрессия, современное общество, социум, общественное мнение | 1264 | |||||
578 | С опорой на собственный педагогический опыт в обучении русскому языку как иностранному в аудитории носителей китайского языка путем систематизации и обобщения имеющихся наработок авторы предлагают оригинальную концепцию, в русле которой описываются типы вторичных языковых личностей, выделяемые на основании компетентностного подхода. В ходе исследования привлекаются сравнительно-сопоставительный метод, наблюдение и метод научного описания. Полученные в ходе исследования результаты позволяют говорить о том, что в изучении деятельности вторичной языковой личности, направленной на овладение русским языком как иностранным, наиболее эффективным видится применение компетентностного подхода. Данный подход позволяет изучать вторичную языковую личность в динамике становления ее компетентностных свойств на каждом выделенном этапе развития: становления вторичной языковой личности как пользователя иностранным языком, формирования у инофона системы специальных знаний и навыков в отношении изучаемого языка, профессионального владения иностранным языком. Представленная типология вторичных языковых личностей, выделенная на основании компетентностного подхода, может найти применение в современной лингводидактике. Ключевые слова: вторичная языковая личность, лингводидактика, русский язык как иностранный, компетентностный подход, компетенция | 1264 | |||||
579 | Исследования были посвящены разработке содержания дисциплин «Экономическая и социальная география Западно-Сибирского района», «Краеведение» и «Топонимика», преподаваемых в Томском государственном педагогическом университете. Выявлены наиболее эффективные формы практических занятий, дано их методическое описание и рекомендации по проведению. Получены выводы об эффективности данных занятий при формировании сибирской идентичности у студентов-географов. Полученные результаты могут быть использованы на курсах повышения квалификации и переподготовки учителей географии, при реализации уроков географии и курсов внеурочной деятельности в общеобразовательных организациях. Ключевые слова: экономическая и социальная география, краеведение, топонимика, сибирская идентичность, Западно-Сибирский экономический район, Томская область | 1263 | |||||
580 | Представлены теоретические основания организации волонтерской деятельности студентов – будущих педагогов для решения задач духовно-нравственного воспитания детей и подростков на площадках досуга и отдыха. Обоснована специфика воспитательной деятельности духовно-нравственной направленности, конкретизированы цель и результат данной деятельности с учетом возможных ограничений, выделены виды и формы совместной деятельности детей и волонтеров, позволяющие инициировать духовные усилия воспитанников на самоанализ деятельности и поведения. Данные теоретические положения прошли практическую проверку и доказали свою результативность в рамках проекта «Ребята с нашего двора», который реализуется в течение пяти лет студентами Соликамского государственного педагогического института (филиала) ФГБОУ ВО «ПГНИУ». Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, волонтерство, воспитательная деятельность на площадках досуга и отдыха, разновозрастное детское объединение | 1263 | |||||
581 | В свете рассмотрения проблемы формирования профессиональной компетентности курсантов военизированных вузов проводится исследование понятия «общекультурная компетентность курсанта вуза МВД России». Общекультурная компетентность определяется в качестве ведущей компетентности, являющейся основой профессиональной деятельности современного сотрудника органов внутренних дел. С целью выявления сущности понятия «общекультурная компетентность» проводится подробный анализ определений понятия «культура», а также рассматриваются соотношение и взаимосвязь предлагаемых педагогической наукой понятий «компетенция» и «компетентность». В результате проведенного исследования предлагается авторское определение понятия «общекультурная компетентность курсанта вуза МВД России» в широком и узком смыслах. Значимость формирования общекультурной компетентности в процессе профессиональной подготовки курсантов вузов МВД России позволила выделить внутренний и внешний аспекты данного понятия и раскрыть их в тексте проведенного исследования. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования по специальностям: 40.05.01 «Правовое обеспечение национальной безопасности», 40.05.02 «Правоохранительная деятельность», 40.05.03 «Судебная экспертиза» – определяют 12 общекультурных компетенций, которыми должны обладать выпускники высших учебных заведений МВД России, освоившие программу специалитета. Ключевые слова: общекультурная компетентность, компетентностный подход, федеральные государственные образовательные стандарты, культура, компетенции, компетентность, курсант вуза МВД России, сотрудник органов внутренних дел | 1261 | |||||
582 | Исследуются вопросы развития интереса обучающихся к техническому профилю подготовки, внедрения образовательной робототехники в рамках ФГОС. Представлены возможности интеграции предметов в рамках курса образовательной робототехники. Рассмотрены основные направления робототехники, а также возможности робототехники и ее влияние на другие предметы. Изучены авторские методики обучения на базе LEGO. Наиболее популярные методики обучения: методика Филиппова, Полякова и набирающая популярность методика лиги роботов. На основе возрастных психологических особенностей, а также федерального государственного образовательного стандарта составлены критерии для анализа методик. Приведен пример апробации на базе Детского центра образовательной робототехники Томского государственного педагогического университета. Ключевые слова: образовательная робототехника, метапредметность, методика обучения | 1261 | |||||
583 | Проанализирован опыт организации научно-исследовательской работы на факультете культуры и искусств Томского государственного педагогического университета по направлению подготовки магистров 44.01.03 «Педагогическое образование», направленность (профиль) «Музыка». Обоснованы роль и место научно-исследовательской работы обучающихся в формировании профессиональных компетенций, в повышении мотивации к обучению, расширении исследовательских качеств будущего педагога. Обозначены основные направления и задачи научно-исследовательской работы в системе педагогической подготовки студентов-музыкантов. Рассматриваются сущность, содержание и формы организации научно-исследовательской работы студентов в высшем учебном заведении, направленные на создание системы теоретических знаний и практических умений, позволяющих формировать отношение к науке как приоритетному средству диагностики, проектирования, прогнозирования и совершенствования педагогической практики в сфере музыкального образования. Ключевые слова: научно-исследовательская работа, магистратура, учитель музыки, учебный процесс | 1260 | |||||
584 | Изменения требований в системе образования определило увеличение частоты синдрома дефицита внимания и малой мозговой дисфункции у подростков и его большой социальной значимости у студенческой молодежи. Синдром дефицита внимания – запаздывание нормального функционирования центральной нервной системы со сложностями обработки экзогенной и эндогенной информации. Данный синдром объединяет интересы педагогов, нейропсихологов, дефектологов, неврологов, педиатров, тем самым расширяя научные представления специалистов о синдроме малой мозговой дисфункции обучающихся в образовательном процессе колледжа. В статье обоснованы и выделены анатомо-морфологические, биологически значимые факторы в возникновении синдрома в корреляционной связи с психолого-педагогическими аспектами. Апробирован тест Тулуз–Пьерона для выявления обучающихся с нарушениями концентрации внимания. Ключевые слова: обучающиеся, малая мозговая дисфункция, гиперактивность, синдром дефицита внимания | 1258 | |||||
585 | Развитие инновационного потенциала студентов в высшем учебном заведении является актуальной задачей современного образовательного процесса. Для ее осуществления необходима развивающая образовательная среда, которая во многом определяется культурой вуза, целевыми и ценностными установками, ориентацией на инновационные технологии обучения. Эффективное функционирование инновационной инфраструктуры вуза невозможно без психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса. Оно должно быть направлено на формирование инновационных компетенций студентов, становление их личности, расширение возможности самообразования, помощь в приобретении опыта участия в разработке, распространении и внедрении инноваций. При развитии инновационного потенциала студенты переходят на качественно новый уровень с помощью саморазвития, профессионального совершенствования. Ключевые слова: инновационный потенциал, психолого-педагогическое сопровождение, образовательная среда, личность | 1258 | |||||
586 | Проанализированы различные формы освоения образовательной профессиональной программы, показана востребованность обучения по индивидуальному учебному плану и исследованы особенности контингента обучающихся. Обоснована важность развития универсальных компетенций и выделены ключевые из них в контексте подготовки к инновационной деятельности. Сформулированы психолого-педагогические условия эффективной подготовки технических специалистов по заочной форме. Описан организационный механизм индивидуализации обучения в цифровом пространстве на основе компетентностного профиля. Ключевые слова: качество образования, инновационная готовность, педагогические инновации, персональный образовательный трек, цифровизация образования | 1257 | |||||
587 | Освещается проблема приобщения будущего педагога к взаимодействию с семьей в процессе педагогической практики. Педагогическая практика, являясь одной из основных форм организации образовательного процесса любого направления подготовки, в данном контексте опирается на изучение теоретических профессиональных знаний (психолого-педагогических и учебно-методических основ) и предусматривает внедрение этих знаний в реальный учебный процесс. В процессе данной практики будущий педагог получает опыт преодоления смыслового и эмоционального напряжения в отношениях с семьей, актуализации личностного потенциала, профессиональной рефлексии, оказания семье социально-педагогической и психологической поддержки. В связи с этим содержание педагогической практики нацелено на развитие у обучающихся когнитивного, деятельностного и эмоционально-личностного компонентов профессиональной подготовки. Результатом опытно-экспериментальной работы явилась положительная динамика изменения компонентов подготовки обучающихся к взаимодействию с семьей. Ключевые слова: педагогическая практика, профессиональная подготовка, деятельность, будущий педагог, взаимодействие с семьей | 1256 | |||||
588 | Рассматривается вопрос о профессиональных задачах педагога дошкольного образования. Педагогическая деятельность представляет собой процесс решения профессиональных задач, среди которых есть задачи разного вида. Дана характеристика психологической задачи как одного из вида профессиональных задач в педагогической деятельности, особенностью которой является ее недоопределенность. Неопределенность задачи связана с индивидуальным восприятием человека ситуации, его персональным отношением к данной ситуации, индивидуальным опытом решения подобных проблемных ситуаций и наличием личностных смыслов относительно происходящего в контексте общего уровня психологической зрелости человека. Это предполагает вариативность ее решения. Описаны содержательные характеристики вариантов решения психологической задачи. Приведен пример решения психологической задачи педагогом в виде кейса. Обращение к группам универсальных и общепрофессиональных компетенций, обозначенных в современных ФГОС ВО, показало, что каждая из обозначенных компетенций содержит в себе не только психологическую терминологию, но и идеи вариативного подхода к их развитию. Одним из вариантов развития профессиональных компетенций является использование задачного подхода, включающего в себя сочетание задач разного типа. В типизации профессиональных задач, отмеченных во ФГОС ВО 3++, психологическая задача входит в широкие номинации таких типов, как сопровождение, культурно-просветительский, организационно-управленческий, методический. Ключевые слова: задачи профессиональной деятельности педагога, психологическая задача, задача открытого типа, психологическая компетентность педагога, системный подход, субъектный подход, гуманитарная парадигма образования | 1256 | |||||
589 | Когнитивные теории обучения являются наиболее признанными в современной отечественной дидактике. Они выступают в качестве психолого-педагогического обоснования дидактических систем, реализующих ценности познания и развития познавательных способностей человека, когда образовательный процесс ведется с опорой на непосредственный опыт обучающихся, его расширение в ходе поисковой, исследовательской деятельности, активного освоения мира. В качестве предпосылок развития когнитивной дидактики в контексте развития личности в эпоху цифровизации образования предлагаются следующие позиции: необходимость учета направлений трансформации системы высшего образования: целей образования, форм обучения, методов обучения, средств управления; направленность на решение генеральной цели преобразования образовательного процесса на современном этапе развития высшего образования – на генерацию знаний; использование закономерностей функционирования и формирования механизмов познания обучающихся в процессе реализации системообразующей цели когнитивной дидактики – эффективной когнитивной организации человека; генерирование знаний в условиях перехода к конструированию целостных жизненно-педагогических ситуаций в рамках ситуационного подхода как теоретико-методологической стратегии, ориентированной на решение задач познания; использование когнитивного инструментария в процессе реализации ситуационно-событийного механизма становления личностных структур познания обучающихся в рамках образовательной деятельности студента. Ключевые слова: когнитивная дидактика, цифровизация образования, когнитивное моделирование, педагогическая ситуация, познание, мышление, контроль, учебно-познавательный процесс, взаимодействие субъектов, когнитивная организация обучающегося, мышление, трансформация образования, ситуативный подход, ситуационно-событийный механизм, знаниевые конструкты, ситуативные карты, когнитивные стили | 1256 | |||||
590 | С психологической точки зрения анализируется понятие «саморазвитие», а также связанные с ним способности личности. Цель исследования – рассмотреть понятие «саморазвитие», а также «способность к саморазвитию», «высшую способность к саморазвитию» и выявить различие между этими способностями. В ходе проводимого анализа раскрывается понятие саморазвития, описываются его различные характеристики и параметры. Представлены определения способности к саморазвитию, охватывающие ее разные ракурсы. Показано, что единого представления о саморазвитии не существует. Многообразие факторов, способствующих саморазвитию, выделение множества его аспектов и компонентов, различных форм проявления представляется правомерным, так как отражает сложность и многомерность данного психологического феномена. Особое место занимает описание субъектности, которая трактуется автором в качестве одного из основных факторов, ведущих к саморазвитию. Подчеркивается важная роль позиции субъекта и субъектности в саморазвитии и ее значение для проявления высшей способности к саморазвитию. Отмечена специфика высшей способности к саморазвитию, связанная с ее принадлежностью к ментальному компоненту духовных способностей. Показано отличие обычной способности к саморазвитию от высшей способности к саморазвитию, которое связано с тем, что высшая способность к саморазвитию ориентирована на абсолютные ценности и высокие духовно-нравственные идеалы. Ключевые слова: характеристики саморазвития, субъект, субъектность, способность к саморазвитию, высшая способность к саморазвитию | 1255 | |||||
591 | Представлено методологическое обоснование и опыт реализации программы развития личностной идентичности педагогов на разных этапах профессионального становления. В рамках реализации программы содержание процесса развития личностной идентичности педагогов на каждом из этапов профессионального становления выстраивалось на новом для данных групп педагогов способе взаимодействия – супервизии. В процессе сопровождения важно мотивировать педагогов на самопознание путем самоидентификации, побуждая выявить личностные особенности и потребности, возникающие в контексте профессиональной деятельности; дать им возможность осознать себя личностью, понять свое место и роль в этом мире в целом и в профессии в частности; предоставить выбор, который бы помог им стать активным субъектом, творцом своей собственной судьбы, своей жизни, своего пути в профессиональной деятельности. При этом в рамках супервизии личностное развитие и профессиональный рост рассматриваются как восходящие векторы самоизменения личности педагога на основе осознания своих потребностей и желаний, наиболее полного раскрытия способностей и потенциальных возможностей в профессиональной деятельности, сопровождающиеся количественными и качественными, содержательными и структурными преобразованиями. Ключевые слова: личностная идентичность педагога, этапы профессионального становления, супервизия, психологическое сопровождение, методическое сопровождение | 1254 | |||||
592 | Представлен констатирующий этап исследования, направленного на выявление этнообусловленных моделей педагогической интеракции в процессе обучения иностранному языку в университете. Проблема эффективной поликультурно ориентированной организации учебного взаимодействия ставит перед учреждениями высшего образования такие задачи, как обеспечение межкультурного диалога в условиях взаимодействия в полиэтнической группе, сглаживание этнокультурных различий в процессе обучения при сохранении национального своеобразия, создание наиболее продуктивного образовательного пространства для развития диалога и межнационального взаимодействия, интеграция обучаемого в современную поликультурную среду единого культурного и образовательного пространства. Рассматривается опыт работы преподавателей Кемеровского государственного университета (КемГУ) с иностранными студентами, осваивающими программы бакалавриата в вузе. Использован обзор литературы, педагогическое наблюдение, сравнительный анализ, анкетирование и беседы со студентами КемГУ. На основе анализа взаимодействия субъектов воспитательно-образовательного процесса в условиях полиэтнической среды университета описаны основные особенности: 1) межличностных отношений и взаимодействия студентов внутри полиэтнических групп; 2) взаимодействия иностранных студентов с преподавателями в условиях воспитательно-образовательного процесса вуза; 3) вовлеченность иностранных студентов в социальную жизнь университета. КемГУ как социальный институт внедряет разнообразные меры по привлечению иностранных студентов к участию в жизни вуза, города и области. Исследование показало, что взаимодействие студентов в полиэтнических группах университета в целом не нуждается в дополнительной корректировке. Однако существует объективная необходимость регулярных усилий преподавателей и администрации вуза по формированию межэтнической толерантности. Вместе с тем в ходе исследования было выявлено, что в ходе учебного процесса иностранные студенты и преподаватели университета испытывают взаимные трудности во взаимодействии. Выявлена необходимость в совершенствовании воспитательно-образовательного процесса в условиях полиэтнической среды университета, выражающаяся в поиске и внедрении эффективных моделей педагогической интеракции для успешного совместного обучения студентов разных этнических групп и обеспечения подготовки университетом высококвалифицированных специалистов. Ключевые слова: высшее образование, иностранные студенты, полиэтническая среда университета, межэтническая толерантность, педагогическая интеракция | 1253 | |||||
593 | Рассматривается эволюция лидерства дизайна: от промышленного к графическому и медиадизайну, которая сопровождается расширением зоны влияния дизайна – от решения функциональных и эстетических задач в промышленном дизайне до влияния дизайна на формирование мировоззрения сегодня. Глобализация возможностей дизайна повышает требования к социальной ответственности и профессионализму дизайнера. Одна из значимых составляющих профессионализма художника, дизайнера – колористическая компетентность. Представлена серия заданий по дисциплине «Цветоведение и колористика», направленных на становление колористической компетентности будущих художников, дизайнеров в процессе художественного образования: формирование умений передавать эмоции цветом, пользоваться цветом как средством создания художественного образа. Ключевые слова: дизайн, колористическая компетентность, коммуникативная, эстетическая, символическая, эмоционально-выразительная функция цвета, художественный образ | 1251 | |||||
594 | Показана необходимость обновления содержания дефектологической подготовки в период становления инклюзивного образования. Обозначены новые ориентиры профессиональной подготовки педагогов-дефектологов, соответствующие вызовам современного образования. Охарактеризованы современные подходы к профессиональной подготовке педагогов-дефектологов в вузе на уровне бакалавриата. Обоснована целесообразность применения антропологического, средового, компетентностного и системно-деятельностного подходов к реализации инклюзивно ориентированной подготовки педагогов-дефектологов. Выявлено единство антропологической концепции понимания человека и принципов инклюзивного образования. Определены значимые ценностно-смысловые установки педагогов-дефектологов для реализации задач инклюзивного образования. Охарактеризована особая образовательная среда инклюзивно ориентированной подготовки как взаимопроникновение локальных сред, включающих образовательную рефлексивную среду вуза и инклюзивную образовательную среду инклюзивных образовательных организаций. Обозначено значение компетентностного подхода, в рамках которого проектируется инклюзивная компетентность педагогов-дефектологов как результат бакалаврской подготовки. Показано понимание инклюзивно ориентированной подготовки педагогов-дефектологов как динамичной системы взаимосвязанных элементов в профессионально-образовательном пространстве вуза. Ключевые слова: вызовы инклюзивного образования, обновление подготовки педагогов-дефектологов, антропологический, средовой, системно-деятельностный и компетентностный подходы | 1251 | |||||
595 | Рассматривается процесс становления педагогического сопровождения слепых учащихся с тяжелыми множественными нарушениями развития (на примере слепоглухих) в России и Сибири в период до революции 1917 г. и по настоящее время. Для понимания современного состояния проблемы обучения и педагогического сопровождения слепых учащихся с тяжелыми множественными нарушениями развития необходимо знать ее историю. Данное историко-педагогическое исследование позволяет проследить динамику становления специальных институтов в хронологическом порядке от зарождения до настоящего времени. Отмечено, что становление подобных учреждений состоялось на благотворительной основе без государственной финансовой поддержки. Показана роль Всероссийского общества слепых по организации трудоустройства слепых взрослых людей в 1930-е гг. и современное состояние реабилитационных центров. Рассмотрено возникновение научных школ и их роль в разработке содержания и методов обучения слепых и слепоглухих детей. Подчеркнуто, что интерес науки к обучению слепых зарождался очень медленно. Только к середине ХХ в. появилась сеть государственных специальных учреждений для слепых, слабослышащих и слепоглухих детей. Отмечены выдающиеся ученые и педагоги, оставившие значительный вклад в тифлопедагогике. Ключевые слова: специальные учреждения педагогической поддержки слепых и слепоглухих, тифлопедагогика, учащиеся с множественными нарушениями развития | 1251 | |||||
596 | Раскрываются проблемы оценки уровня сформированности профессиональных компетенций студентов, обучающихся по программам бакалавриата. Несмотря на массовый переход российских вузов в 2011 году на европейскую уровневую систему высшего образования, многие вопросы функционирования высшей школы России остаются не до конца решенными. Основная проблема, которая до сих пор вызывает наибольшее количество дискуссий в вузовской среде, связана с оценкой уровня полученных знаний, умений и владений, которые должны сформироваться согласно компетентностному подходу в рамках реализации основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) в соответствии с требованиями действующего федерального государственного образовательного стандарта ФГОС 3++. Многие российские вузы сформировали свои внутренние системы оценки достигнутого уровня профессиональных компетенций. Данные оценочные системы отличаются друг от друга подходами к проведению оценочных процедур, применяемыми средствами и методиками. Но ни одна из рассмотренных методик не может гарантировать высокой степени достоверности полученных результатов, так как основана на смешении новой и старой парадигм высшего образования. Предлагаются конкретные меры, которые необходимо предпринять для того, чтобы оценка уровня сформированных профессиональных компетенций обучающихся стала более реальной. Ключевые слова: оценка уровня сформированности профессиональных компетенций, основная профессиональная образовательная программа, федеральный государственный образовательный стандарт, компетентностный подход | 1250 | |||||
597 | Рассматриваются условия формирования психолого-педагогических условий адаптации детей к школе уже на этапе дошкольного образования. Отмечается большое влияние степени развития психологических факторов у дошкольников на успешность их адаптации к школьному обучению. Особое внимание уделяется проблеме адаптации детей к школе с учетом развития у них звукопроизношения, лексического и грамматического строя речи, фонематических способностей. Обобщены факторы, влияющие на успешную адаптацию первоклассников. Обосновывается добавление в эту группу факторов еще одного – грамотная и выразительная речь ребенка, правильное произношение букв и слогов, развитые фонематические способности. Был проведен анализ соотношения фонематических способностей и последующей адаптации детей к школе. На теоретическом уровне раскрываются особенности проявления фонематических способностей в процессе обучения в первом классе и их влияние на успешность адаптации к школе не только в учебной деятельности, но и во взаимодействии с педагогами и одноклассниками. Рассматриваются основные подходы к формированию фонематических способностей у дошкольников. Выделяются специфические условия организации занятий в детском саду по развитию фонематических способностей с учетом возрастных особенностей детей и особыми требованиями к организации работы с детьми на данном этапе развития согласно ФГОС ДО. Делается вывод о том, что своевременное развитие фонематических способностей будет способствовать правильному произношению, пониманию речи, ее восприятию, а затем и успешному обучению в школе, что приведет к более благоприятной и положительной адаптации первоклассников. Ключевые слова: фонематические способности, речь, адаптация, дошкольники, дезадаптация, грамматический строй, звукопроизношение | 1248 | |||||
598 | К концу ХIХ века, с реформой системы мусульманского образования татар, по образцу новометодных мужских школ начали бурно развиваться и женские школы. Введение светских предметов и программ приводило к определенным результатам, но и потребовало более совершенных форм оценки качества знаний. Проведение публичных переводных и выпускных экзаменов, которые были схожи по методике и порядку проведения, но отличались целями и задачами, привело к возрастанию интереса со стороны общественности не только к самому процессу, но и к женской проблеме вообще. Во время проведения мероприятий, посвященных экзаменам, пополнялась финансовая база школы, улучшалось материальное положение учениц и преподавателей. Ключевые слова: женское образование, школы для девочек, оценка качества знаний, экзамены, газеты | 1248 | |||||
599 | Рассмотрены аспекты обучения иностранному языку студентов с применением дистанционных технологий. Изучаются преимущества дистанционного обучения, описывается технология обучения, влияние на процесс усвоения материала. Авторы обосновывают положение о том, что технологии дистанционного обучения применяются наравне с традиционными в условиях обновления вуза согласно интеграционным и образовательным тенденциям. Приведена структура учебного курса дистанционного обучения иностранному языку студентов в Сургутском государственном университете. Дистанционное обучение позволяет изменить подход к обучению и преподаванию, а также является катализатором изменений в методах обучения иностранному языку, позволяя повысить уровень знаний студентов. Сургутский государственный университет предоставляет преподавателям и студентам учетные записи с доступом к Wi-Fi, компьютерные комнаты и онлайн-библиотеки. В целях обеспечения успешного обучения, а также поддержки студентов преподаватели кафедры иностранных языков используют цифровые учебные программы, онлайн-хранилища для учебных материалов, инструменты и систему управления для разработки контента и управления курсами. Также описана система контроля при дистанционном обучении, которая строится на основе оперативной обратной связи в структуре учебного материала, обращения к лектору, автоматического контроля через системы тестирования и отсроченного контроля. Представлена система организации взаимодействия студента и лектора при дистанционном обучении иностранному языку, а также рассмотрен процесс профессиональной деятельности лектора вуза, так как всегда есть четкие напоминания о том, что дистанционное обучение – не панацея, а технология, требующая ресурсов и участия персонала. Ключевые слова: технология дистанционного обучения, обучение иностранным языкам студентов, Интернет, информационные технологии, структура учебного курса дистанционного обучения, языковой материал, методы обучения | 1246 | |||||
600 | Рассматривается разработка нового содержания и нового формата патриотического воспитания подрастающего поколения. На Карте Победы (административная карта Российской Федерации) на территориях 85 субъектов страны будут размещены две цифры (военные потери, потери мирного населения), а также те виды продукции, которую данный регион отправлял на фронт. Создание такой карты позволит не только привлечь к работе над проектом большое количество участников, но и позволит по-новому (с цифрами и фактами) увидеть собственную страну, победившую фашизм. Новизна подхода к содержанию проявляется в возможности и доступности работы с подлинными историческими источниками – рассекреченными документами периода Великой Отечественной войны в региональных архивах. Главной тематикой становится тыловая повседневность мирного населения (в том числе военная продукция для фронта) и выявление количества людских потерь в тылу, которые представляют собой последствия нацистского геноцида в отношении народов Советского Союза. Мегапроект настроен на скоординированную работу региональных команд педагогических вузов России, региональных школьных команд и экспертных команд. При этом командообразование рассматривается как один из эффективных методов реализации патриотического проекта. Что касается нового формата, то в структуру мегапроекта включены два научно-исследовательских архивных проекта, два творческих (конкурс и региональный онлайн-проект) и ряд организационно-педагогических мероприятий. В итоге педагогические перспективы реализации мегапроекта «Карта Победы – 2025» представляются эффективным опытом осуществления долговременного разновозрастного проекта патриотической направленности. Ключевые слова: патриотический проект, комплексный проект, педагогические перспективы воздействия, вклад тыла в победу в Великой Отечественной войне | 1245 |